Читательский дневник по русской народной сказке «Кот, петух и лиса»
Автор: народ
Название: «Кот, петух и лиса»
Число страниц: 6
Жанр: сказка
Главные герои: кот, петух, лиса.
Характеристика главных героев:
Кот — Смелый, находчивый, верный товарищ.
Петух — Любитель петь.
Легкомысленный, самоуверенный.
Лиса — Хитрая, жадная, голодная, коварная.
Краткое содержание сказки «Кот, петух и лиса»
У старика жили кот и петушок.
Усатый старику в поле помогал, а Петя дома оставался.
Но приходила к дому лиса, хитростью выманивала Петю из избушки, хватала и убегала.
В первый раз успел вернуться кот, догнал лису и отобрал друга.
И во второй раз успел отбить товарища.
А в третий раз унесла лиса петушка к себе домой.
Нарядился кот гусляром, стал песни петь, да лисьих деток убивать.
А потом и лису пришиб.
План сказки:
- Наказ петушку.
- Первое похищение.
- Второе похищение.
- Удачное похищение.
- Гусляр.
- Спасение товарища.
Основная мысль произведения «Кот, Петух и Лиса»
Главная мысль сказки в том, что друга в беде не бросают.
Основная идея произведения в том, чтобы помогать тем, кто попал в беду.
Чему учит сказка
Сказка учит трудиться, не лениться, быть работящими и ответственными.
Учит быть послушными, не открывать двери незнакомцам и не выходить из дома.
Учит дружить и помогать другу.
Учит находчивости и смекалке.
Краткий отзыв по сказке «Кот, петух и лиса» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нельзя желать чужого, нужно довольствоваться своим.
Лиса захотела получить петушка, а в итоге сложила свою голову.
Это интересная, хотя и жестокая сказка.
В неё говорится, как котофей несколько раз спасал пернатого друга, а потом убил лису.
Мне понравился решительный и умный кот.
Он был верным другом и не давал слабых в обиду.
И он умел решать проблемы так, чтобы они больше не возникали.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что случается с теми, кто берёт чужое.
Пословицы к произведению:
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Кто легко верит, тот легко погибает.
- На чужой каравай рта не разевай.
- Друг познаётся в беде.
- Отольются волку овечьи слёзки.
Словарь неизвестных слов
- Дремучий — густой, тёмный.
- Бор — сосновый или еловый лес.
- Настиг — догнал.
- Диковинка — необычная вещь.
Отрывок, поразивший больше всего:
Вышла за ворота, а кот размахнулся дубинкой, как хватит её по голове — из неё и дух вон!
Петушок обрадовался, вылетел в окно и благодарит за своё спасение.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Колобок»
- «Волк и семеро козлят»
- «Репка»
- «Иванушка-дурачок»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Жанр: народная сказка о животных
Главные герои сказки «Кот, петух и лиса» и их характеристика
- Петух. Наивный, глупый, доверчивый.
- Лиса. Хитрая, наглая, жадная, коварная.
- Кот. Смелый, сильный, находчивый, верный.
- Старик. Работящий.
План пересказа сказки «Кот, петух и лиса»
- Три товарища
- Первый приход лисы
- Спасение петуха
- Второй приход лисы
- Кот спешит на помощь
- Третий визит лисы
- Пустой дом
- Кот-гусляр
- Гибель лисы
Кратчайшее содержание сказки «Кот, петух и лиса» для читательского дневника в 6 предложений
- Остался петух дома один, пришла лиса, соблазнила его песней и унесла.
- Закричал петух, услышал его кот, и отбил у лисы.
- Снова украла лиса петуха, и вновь кот на выручку пришел.
- На третий раз не услышал кот криков петуха, и унесла того лиса.
- Нарядился кот гусляром, пошел к лисьей избушке песни петь.
- Перебил деток лисьих, а потом и лису убил, освободил петуха и домой вернулся.
Главная мысль сказки «Кот, петух и лиса»
Не верь льстецам, а товарища выручай.
Чему учит сказка «Кот, петух и лиса»
Сказка учит никому не открывать двери, не верить незнакомцам, не быть доверчивым. Учит осторожности и осмотрительности. Учит выручать товарища из беды. Учит смелости и отваге.
Отзыв на сказку «Кот, петух и лиса»
Это очень интересная сказка про сильного кота, доверчивого петуха и хитрую лису. Мне очень понравился кот и его действия. Он не боялся лисы, он был верным другом, и всегда спешил на помощь. Петуху повезло, что у него был такой друг, который не дал ему сгинуть.
Пословицы к сказке «Кот, петух и лиса»
Друг познается в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Кто легко верит, тот легко и погибает.
Не верь козлу в капусте,а волку в овчарне.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кот, петух и лиса»
Жил возле леса старик, а с ним жили кот да петух. Вот пошел старик в лес, дрова рубить, а кот понес ему еду. Петуху же наказали дом стеречь.
Пришла к дому лиса и стала песни петь, петушка выманивать. Заслушался петух лисьего пения и выглянул в окошко. А лиса хвать его, и понесла в свою избушку.
Закричал петух, стал кота на подмогу звать. Услышал кот крики, догнал лису и отбил петуха.
Прошло время. Снова старик в лес подался, а кот ему еду понес. И опять остался петух один дома.
Пришла лиса под окошко и песни петь стала. Горошек петуху обещает, зернышек. Ходит петух по дому, к окну не подходит. Бросила лиса в окно горошек, съел его петух, но выглядывать отказался. Сказал, что обманет его лиса и съест. А лиса притворяется доброй, обещает не трогать петуха и сладким голосом поет. Не выдержал петух, выглянул в окно и схватила его лиса. Закричал петух, прибежал кот и отбил товарища.
Прошло еще время. Опять ушел старик в лес, а кот ему обед понес. И вновь лиса заявилась, три раза свою песенку спела. Да только петух не показывается. Стала лиса его уговаривать, обещать золотые горы, в люди вывести. Говорила, что любит, а если бы хотела съесть, то сразу бы съела. Спряталась лиса за угол. Выглянул петух, схватила его лиса и к себе понесла. Закричал петух, но далеко был старик с котом, не услышали.
Воротились старик и кот домой, а петуха нет. Только перья лежат. Закручинился старик, а кот оделся гусляром и пошел петуха выручать.
Пришел кот к лисьей избушке и стал песни веселые распевать. Послала лиса младшую дочку посмотреть, кто так хорошо поет, а кот стукнул ее гуслями по лбу и в коробку спрятал. Послала лиса вторую дочку, и с ней та же история приключилась. Вышла лиса сама, а кот ее по лбу стукнул, и дух вышиб.
Забрал кот петуха, вернулся к старику, и жили они долго и счастливо.
На Руси издревле складывали поучительные истории о животных. Их крестьяне видели рядом со своими избами и хорошо знали их повадки и характеры. Они приписывали зверям особенности людей. Сказка «Кот, петух и лиса» – замечательный пример переноса черт людей на животных. Героев в сказках можно условно поделить на сильных и слабых, хитрых и глупых.
Кто автор сказки «Кот, петух и лиса»
Она сложена в разных вариантах в русских селах и деревнях. Вместе со сказителями, которые любили добавлять что-то от себя, она переходила из одной местности в другую. Везде получались немного разные варианты. То есть нет конкретного автора. Это народное творчество, которое передавалось устно от одного человека к другому.
Собиратели сказок
Но исследователи заинтересовались им. А.Н. Афанасьев записал три варианта этой поучительной истории. Первый заканчивается трагически. Лиса съедает петушка. Два других имеют благополучный конец – кот успевает помочь своему другу и спасает его от страшной смерти. Можно сказать, что А.Н. Афанасьев и есть тот человек, кто написал сказку «Кот, петух и лиса». Он сохранил для нас характеры, которые люди дали героям в разных местах России.
Народная сказка с хорошим концом
Были у старика кот и петух. Пошел старик в лес поработать, а кот ушел нести ему обед и оставил петушка следить за домом. С такого зачина начинается сказка «Кот, петух и лиса». Только кот из дома, как под окошком уже сидит лиса и напевает песенку, соблазняя петуха выглянуть, и обещает его угостить горошком. Петух и выглянул, выставив окошко. Лиса быстро его схватила и понесла к себе.
Петух закричал, стал просить, чтобы Кот Котофеевич спас его. Услышал кот крики петуха, быстро прибежал, отнял петуха у лисы и вернулся с ним домой. И кот учил своего друга не верить лисе, потому что она его вместе с косточками съест.
На следующий день
Старик снова ушел на работу, кот снова пошел к деду, а петух дома остался. А лиса опять под окошко пришла и стала обещать петушку уже не только горошка, но и вкусных зернышек. Не отзывается Золотой гребешок. Лиса бросила ему горошка, съел его Петя, а лиса продолжает уговаривать выглянуть и угоститься зернышками. Петух и выглянул. Лисица схватила его. Петушок громко закричал, чтобы кот помог ему. Прибежал Кот Котофеевич, отбил Петю у лисы и стал снова учить неразумного друга. «Не слушай лису, – говорит, – завтра мы далеко уйдем, не услышим тебя, и съест тебя лиса».
Лиса пришла снова
Старик ушел далеко-далеко, а кот взял хлеб и понес ему. А петух остался дома, и лиса тут как тут. Три раза песенку ему спела, а он не выглядывает. Тогда лиса наобещала петушку много-много пшеницы и сказала, что уйдет, только пусть Петя выглянет и поклюет вкусную еду.
Она спряталась за углом, и когда петушок выглянул, лиса схватила его. Как ни кричал петушок, кот его не услышал. Так продолжается сказка «Кот, петух и лиса».
Спасение
Пришел кот в избу и видит – исчез петушок. Понимает: надо спасать друга. Взял гусельки и дубинку и пошел к лисьей избушке. Там под окном начал напевать песенку и на гуслях наигрывать. Лиса послала сначала одну дочку узнать, кто там так красиво поет. Ударил ее кот дубинкой по голове и спрятал в коробок. Так всех дочек лисы и перебил. Видит лиса, что никто не вернулся, сама пошла и получила от кота удар дубинкой. Так и не стало лисы. А петушок вылетел из окошка и с котом отправился домой. С тех пор все они жили мирно.
Композиция и сюжет
Ситуации постоянно повторяются. Это говорит о том, что сказка построена просто. Действие разворачивается стремительно. Развязка наступает быстро.
Характеристика героев
Кот – просто замечательный. Верный друг, который всегда поможет. Он отзывчивый и надежный.
На помощь приходит сразу. Не растерялся в трудном случае, когда петушок попал в лисью избушку. Придумал, как песней вызвать всех поодиночке из дома, и спас петуха. Кот очень ответственный, умный, серьезный и смелый. Как старательно он наставляет своего друга не поддаваться на песенки лисы. Для кота подходит пословица: «Друзья познаются в беде».
Лиса – хитрая и нахальная. Она плутовка и обманщица. Она поет песенки и лживо приговаривает, что только хочет познакомить петушка со своим житьем-бытьем, а совсем не собирается его съесть. Смекалка лисы соседствует у нее с лицемерием и предательством. Про нее можно вспомнить пословицу: «Каков гость, таково и угощение».
Петух – глупый, простоватый и очень доверчивый. Он слушает, что говорит ему хозяин-старик и умница-кот, но поддается всякий раз на уловки лисы. Они у нее каждый раз наполняются все более соблазнительными обещаниями, и он им верит. И каждый раз ничему не учится. Первый раз лиса обещала петуху горошка, второй раз еще и зернышек, а в последний раз вкусную пшеницу. И каждый раз таким образом лиса заманивала наивного петуха в свои лапы. А ему надо бы следовать пословице: «Семь раз отмерь, один отрежь».
Трудные слова
Сказка «Кот, петух и лиса» полна слов, которые надо пояснить детям. Например, кот «бросился в погоню», это означает, что он очень быстро побежал. Или «отбил петуха» у лисы – вырвал из ее цепких лап. «Дремучие боры» – очень густые и темные леса. «Гусли» – древнейший инструмент со струнами. «Коробок» – плетеная корзина, часто с крышкой, которую носят на ремне за спиной.
Анализ сказки «Кот, петух и лиса» показывает, что она учит быть осторожными с лживыми людьми, которые только прикидываются хорошими. А также помогает понять, в чем состоит истинная дружба.
Литературное слушание 1 класс
Тема. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Программа «Начальная школа XXI века»
Тип урока: изучение нового материала.
Текст сказки
распечатан на листах(не такой как в учебнике)
Планируемые
результаты:
Предметные :
·
создать
условия для восприятия,усвоения и осмысления сказки « Кот,Петух и Лиса», активизации учащихся и вовлечения их в процесс
анализа художественного текста;
·
формировать основы читательской
самостоятельности- умение называть произведение ( фамилию автора, заголовок);
определять жанр и тему.
Личностные :
·
формировать
мотивационную основу учебной деятельности; нравственно- этическое оценивание
поступков героев, готовность оказать помощь.
Метапредметные:
·
Регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с
поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через
формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.
·
Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа;
овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о
содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к
произведению.
·
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, полно и
точно выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию.
1. |
Эмоциональный настрой. На урок вас приглашаю, У. Какой у нас урок? Слайд 1. У. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? У. Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок и надеюсь, что |
|
2. |
Речевая разминка. Слайд 2. Внимание на экран- СА – СА – СА – В ЛЕСУ БЕГАЕТ ЛИСА. Проговорите губами. Проговорите шёпотом. Проговорите, добавляя голос. Проговорите громко. А теперь произнесём интонационно. Подсказки на экране подскажут вам, (1 ряд – вопросительно. 2 ряд – радостно. 3 ряд – удивлённо.) -Как называется то,что -Да,это ЧИСТОГОВОРКА. -Ч.-это жанр УНТ. Какие жанры произведений вы ещё знаете? |
Слайд-смайлики Пословица, загадки, сказки, рассказы, |
3. |
Работа с жанрами -Посмотрите на экран,вспомните ,какие жанры Слайд 3 (1) Слайд 3 (2) Слайд 3 (3) — А какие темы? -А сейчас я буду читать отрывки из -Приготовьте свои модели- карточки. ( выходят к доске ,выбирают нужную фигуру 1) Потому что Проверим. ??? Слайд 4 (1) 2) Проверим. Слайд 4 (2) 3) Проверим. Слайд 4 (3) Молодцы! Целеполагание.Тема —Посмоторите на -Предположите,с каким произведением мы -Верно.Познакомимся с нов.сказкой о жив. -На партах у вас листок с -А как называется эта сказка вы узнаете,если -Дед-Буквоед утащил некоторые буквы из -Посмотрите,какие остались? Согласные -Каких не хватает букв?(гласных) -Прочитайте,что получилось? -Итак,название произведения –« Кот,петух и —Определим для себя задачи на урок… -Чему будем учиться? -В сказке вам встретится незнакомое слово Это старинный русский муз. Струнный инстр. А гусляр –народный певец ,играющий на гуслях |
Стихотворение Сказка Рассказ На доске заготовки моделей +3 автора и 3 Стихотворение о детях , автор А.Барто «В Рассказ о детях, автор Л.Пантелеев «Буква Сказка о природе, автор Белов «Родничок» На д. на модели кор.круг Ответы детей К..т п..т…х л…с… дети выходят к доске и вставляют гласные слайд с подсказками… познаком.со сказкой, Слушать,сост.модель ,узнать чему учит слайд |
4. |
Работа со сказкой.
Сели поудобнее. Слушаем. Кот,петух и
Понравилось ли вам произведение? Что вам понравилось в этом произв? Почему это сказка?Докажите. -Возьмите текст , найдите заголовок и ещё -А что кроме названия ещё можно прочитать -А здесь есть фамилия автора?А вместо автора Да, это русская народная сказка! -Почему русская?Её сочинили на Руси. -Почему народная? Потому что сказку сочинил не один человек, а -А с чего начинается сказка? -Прочитайте. Многие сказки именно так и начинаются-Жили Подчеркните первое предложение-зачин нашей Найдите конец сказки.Прочитайте. Это КОНЦОВКА.Подчеркните предложение. С тех пор живут вместе… Вот и стали они жить –поживать да добра наживать…. И я там Так обычно заканчиваются сказки. А кто заметил ,что при чтении сказки я Верно,песенку Лисы!Кто заметил,сколько раз? А ск.раз Лиса уносила Петушка?А ск.раз Кот Правильно,3. В сказках,ребята,всегда присутствует троекратный повтор-это Итак,как же называется нач.сказки?Конец? Молодцы,всё запомнили. Поэтому вместо фамилии на модели вверху мы -Ну вот теперь модель полностью готова
Назовите героев сказки. А сейчас я вам предлагаю изобразить их. «Лисичка» Девочки, покажите, как лисичка кралась, «Смелый котик» Мальчики, покажите, какой котик смелый, «Петушок» Покажите все вместе,как петя пол подметал и каким |
Как кот выручал из беды петушка. Звери разг.,лиса поёт. Читает ученик Фамилию автора РНС. Читает ученик На доске прикрепляю словоЗАЧИН.или слайд Читает ученик. Ответы детей(песенка лисы) Слайд с частями сказки.??? Я на доске,дети у себя. Кот,петух,лиса-вывешиваю Выполняют девочки Выполняют мальчики Выполняют все вместе |
4. |
Работа над Вы показали в движениях наших героев,а описать их словами,дадим характеристики -Кто из героев вам понравился? -Чем? -Значит Какой был Котик?(выешиваю карточки -Зачем он пошёл на базар? -Найдите в тексте этот эпизод,прочитайте. — Музыку он играл на гуслях,чтобы привлечь -Значит каким ещё был Котик?УМНЫЙ -А Каким вы представляете себе Петушка? -Что с ним случилось?ПОЧЕМУ ? -Почему доверчивый? -Почему непослушный? -Что делал в избушке Петушок,когда оставался —КАКИМ -Ребята,а есть ли в сказке герои ,которые не -Почему? -Зачем Л.приходила к П.? -Так какая же была Лиса? -Как выманивала она Петю? -Пела песенку,обманывала -Такое поведение называется ЛЬСТиВЫМ,это -Посмотрите Отрывок из басни «В.и Л.» -Посмотрите фрагмент ,где Л. тоже поёт,но -Можно ли сказать ,что Л.льстит В? -А вы встречались с таким явлением в -Найдите песенку и попробуем её прочитать -льстиво! -Так можно Лису назвать льстивой? —Итак,мы дали харак-ку всем героям и Такую форму будем использовать и в -Кого бы из героев взяли в друзья? Почему? Сказка –ложь,да в ней намёк,добрым -Что хотел донести до нас русский народ? -Какой урок мы возьмём из неё? Друзья всегда помогут в трудную минуту. |
Спрашиваю 2-3 уч. Спасал Петушкане бросал в беде Ответы детей Читают-пошёл кот на базар…купил…музыку гусли Купил гусли-завлечь лису. Верил лисе Не слушал котика Подметал,на жёрдочку садился и пел. -голосистый хозяйственный 2-3 чел Хотела съесть петушка Хитрая. Злая, коварная,воровка,льстивая мультик льстивая Сказка учит нас быть добрыми и дружными .и |
5. |
РАБОТА В ПАРАХ/СОСТАВЛЕНИЕ КАРТИННОГО |
|
-Ну а на сколько дружны вы и как умеете -Из конверта возьмите картинки и -По окончанию работы-дайте сигнал. -Проверим -Итак,1 картинка и какой эпизод на ней ….. -Молодцы! |
слайд |
|
6. 7. 8. |
6.Рефлексия/Самооценка —А сейчас проверим ,какими вы были внимательными слушателями -Игра « Верно?Неверно?» -Переверните ваши модели ,здесь будете 1.верно ли ,что это русская народная сказка?+ 2.верно ли что, эта сказка о коте,петухе и 3.верно ли,что петушок слушал наказы кота?- 4..верно ли что ,кот купил себе балалайку ?- 5.верно ли,что сказка учит нас помогать -Проверим!Сравните свои ответы с ответами на -Оцените свою работу. -Если нет ошибок-улыбка,1-2-ротик ИТОГ УРОКА — А теперь -Удалось ли нам всё это? -Мы достигли этой цели? -Так чему учит сказка? Сказка учит нас быть добрыми и дружными .и Эмоциональная рефлексия С каким настроением уходим с урока? Понравилось ли вам работать ? (круги-модели будут вашим Кому скажем спасибо?(учителю,себе,русскому Давайте все вместе прочтём слова (Спасибо И вам, ребята, спасибо за урок! |
слайд слайд со смайликами чёрно-белыми Познак.с новым произв. Быть внимат.слушателями Науч.выр.чит. Узнать чему учит сказка Слайд-смайлики цветные |
Урок 20
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса», для развития умений выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, для развития навыков чтения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и т. п.;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги; коммуникативные – описывают героев сказки: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, пересказывать эпизоды сказки, выразительно читать песенку Лисы; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения; инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
На доске цветные карточки. Хорошо читающие дети или учитель читают тексты.
− Послушайте (прочитайте) текст, определите жанр произведения.
Раз, два – упала гора;
Три, четыре – прицепили;
Пять, шесть – бьют шерсть;
Семь, восемь – сено косим;
Девять, десять – зерно взвесить.
(Cчиталка.)
Собака на кухне пироги печет.
Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
Вымела избушку, положила половичок:
– Ляг, половичок, под порог на бочок!
(Прибаутка.)
Солнышко, покажись! Красное, снарядись!
Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!
(Закличка.)
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.
(Колыбельная.)
Еле-еле ель Егор
Затащил к себе во двор.
(Скороговорка.)
Всех на свете обшивает, а сама не надевает.
(Загадка.)
Терпенье и труд все перетрут. (Пословица.)
− Что объединяет все эти произведения? (Это малые жанры фольклора.)
− Мы начали наш урок произведениями малых жанров фольклора. предположите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Для этого рассмотрите выставку рисунков.
На доске рисунки, изображающие героев русских народных сказок, иллюстрации из книг.
− Вас ждет встреча со сказкой. Узнайте, кто герои произведения, отдав загадки и ребус.
• Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух.)
• Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса.)
Ребус. КТО
1 3 2 (Кот.)
II. Работа по теме урока.
1. Слушание сказки «Кот, петух и лиса». Беседа.
− Кто главные герои произведения? (Кот, Петух, Лиса.) Прочитайте, как в этой народной сказке называют этих животных: Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Лисафья.
− Кого в этой сказке величают по имени-отчеству? Почему? (Кота, потому что он ответственный, серьёзный, смелый.) Почему лисицу зовут Лисафья? (Она хитрая, плутоватая, обманщица.) Кто в этой сказке оказался обманутым Лисой? Какая часть его имени говорит о том, что его можно обмануть? Какой петух? (Молодой, доверчивый, наивный, неосмотрительный.)
2. Словарная работа.
− Объясните значение трудных слов, которые встретились в сказке.
Стеречь дом – охранять.
Дремучие боры – очень тёмные, густые леса.
Бросился в погоню – очень быстро побежал, старался догнать.
Настиг – догнал.
Наказывал – дал поручение, сделал наставление.
Отбил петуха – забрал, вырвал из лап.
Житье-бытье – жизнь, быт.
Хоромы – богатый деревянный дом.
Диковинка – необычная, любопытная вещь.
Гусли – старинный струнный музыкальный инструмент.
Гусляр – народный певец, играющий на гуслях.
Коробок – плетёная корзина, которую носят за спиной.
3. Моделирование обложки.
− Что вы слушали? Покажите на модели. (Дети самостоятельно рисуют круг – «заместитель» жанра сказки.) Докажите, перечислив признаки сказки.
− Подумайте, о ком эта сказка. Покажите это на модели обложки. (Дети самостоятельно закрашивают круг коричневым цветом.) Покажите свои работы. Почему вы выбрали коричневый цвет? (Это произведение о животных, значит, тема обозначается коричневым цветом.) Как вы думаете, кто написал эту сказку? (Это народная сказка, поэтому мы не можем указать фамилию автора.) Какой заголовок у этой сказки? Покажите на модели заголовок и «напечатайте» слова. Назовите заголовок сказки. («Кот, петух и лиса».) Назовите сказку − произведение, с которым работаем. (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Пантомима «Кто это?».
Дети изображают походку лисы, кота, петуха.
4. Повторное слушание сказки.
– Почему Петушок оказался в лапах Лисы? Что помогло Лисе заманить Петушка? Что она обещала каждый раз Петушку?
5. Работа по учебнику в тетради.
− Прочитайте песенку Лисы.
Работа с иллюстрациями в учебнике. Инсценирование отрывков.
− Рассмотрите первую иллюстрацию. Кого видите? Разыграйте сценку «Лиса и Петух». Какие слова говорит Лисица? Петух? Кто хочет «сыграть» эту встречу? (Учитель обращает внимание детей на то, что задача «артистов» – не только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.)
− Рассмотрите вторую иллюстрацию. Какие слова кричал Петушок, призывая Кота?
Выполнение заданий в тетради.
− Прочитайте еще раз конец сказки, подберите к нему пословицу. Объясните свой выбор.
• Ленивцу всегда праздник.
• Друзья познаются в беде.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Другу в беде помогай, из беды выручай.
III. Итог урока.
− С каким произведением вы познакомились? Кто из героев вам понравился? Почему? Чему научила вас сказка?
Игра «Четвёртый лишний»:
• кот, медведь, лиса, петух;
• охранять, стеречь, петь, беречь;
• Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Михайло Иванович, Лисафья;
• избушка, многоэтажка, дом, хоромы.
Для самостоятельной работы: найти книги со сказками о лисе и петухе; выполнить задания в тетради (по выбору).
Урок литературного слушания. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»,для развития умения слушать произведение, выражать свои мысли и чувства о прочитанном произведении, классифицировать сказки(народные и авторские, о животных и волшебные), для развития навыка чтения.
Планируемые результаты:
Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: уметь составлять характеристики объектов, выявлять их сходства и различия, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, составлять модель обложки книги.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: уметь определять жанр, тему произведений, понимать нравственное содержание произведения. Инсценировать произведение в парах.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный,частично-поисковый, практический; фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, проектная деятельность.
Образовательные ресурсы: презентация, мультимедиа-проектор, учебник «Литературное слушание», модель обложки сказки, выставка детских книг, толковый словарь.
Учитель Негматуллина Светлана Васильевна
Ход урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
I.Мотивация к учебной деятельности |
Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Включение в деловой ритм. Приветствие гостей и детей. С добрым утром! Начат день. Первым делом ,гоним лень. А работать и читать! -Кто с работой дружен Нам сегодня нужен? -Кто с учебой дружен Нам сегодня нужен? -Кто с чтением дружен Нам сегодня нужен? -Таким ребятам хвала и честь! Такие дети в классе есть? -Ребята, покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. -Я думаю, что прекрасное настроение будет у всех и в конце урока! -Готовы работать! Тогда в путь! |
Подготовка класса к работе. Приветствие гостей, учителя, друг друга. -Нужен -Нужен -Нужен -Есть Учащиеся сигналят, показывают свое настроение с помощью цвета. Зеленый- настроение прекрасное, желтый- настроение хорошее, красный- настроение плохое) |
Фронтальная |
Личностные: готовность к обучению, отношение к учению. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
II.Актуализация знаний |
Игра «Угадай сказку». Ответы на проблемные вопросы. Деление сказок на группы. Чтение обложки книги. |
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Угадай сказку». С помощью сигнальных карточек покажите, как вы считаете получится ли у вас угадать сказки и авторов? Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… -Она красива и мила, Имя ее от слова «зола». -Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки Три кровати, три подушки Кто герои этой сказки? -«Ловись рыбка мала и велика»! -Как вы думаете, какая сказка лишняя? Почему вы так считаете? Докажите. Найдите эту сказку на книжной выставке и прочитайте ее обложку. -Какие еще знаете сказки о животных? -Волшебные сказки? -Молодцы, разделили сказки на 2 группы: волшебные и о животных. -Подумайте, на какие еще группы можно разделить эти сказки? -Что значит авторские? -Как по-другому называют авторские сказки? -Что значит народные сказки? -Как вы думаете, как народные сказки дошли до наших дней? -Как вы считаете, чем отличаются сказки от других литературных произведений? |
Учащиеся прогнозируют свою деятельность. Сигналят: зеленый- я справлюсь, желтый- мне будет трудно, но я справлюсь, красный- мне будет трудно и понадобится помощь. «Волк и семеро козлят». Русская народная сказка. «Золушка». Ш.Перро. «Три медведя». Л.Толстой. «Лисичка-сестричка и волк». Русская народная сказка. -Я думаю, что лишняя сказка «Золушка», так как эта сказка волшебная, а остальные сказки о животных. -«Теремок», «Колобок», «Заячья избушка». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Огниво». -Я считаю, что сказки можно разделить на авторские и народные. Сказку написал автор. -Литературные. -Их придумал народ. -Я думаю, что сказки передавались от родителей к детям, из уст в уста, из поколения в поколение. И таким образом дошли до наших дней. -Я считаю, что в сказках есть вымысел, волшебство, разговаривают животные. А в рассказах описывают реальные события, то, что может случиться на самом деле. |
Фронтальная |
Предметные: определяют жанр и темы произведений. Познавательные: сопоставляют характеристики объектов, выявляют их сходство и различие. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы. Регулятивные: учатся прогностической оценке своей деятельности. |
III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. |
Отгадывание загадок о героях сказки, над которой будут работать. Определение темы урока. Постановка целей урока. |
— Просигнальте, кто догадался над произведением какого жанра будем работать? -Все минуточку вниманья, Сказку я хочу начать. Этой сказочки названье Поспешите отгадать. -Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? -Полосатый, хвост трубой Умный, шустрый, озорной Мышкам ходу не дает, догадайся- это… -Шпоры носит он на ножках Ходит с гребнем и в сережках. Кукарекнет во весь дух И разбудит всех… -Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это?… -Догадались? Какую сказку будете слушать? -Молодцы! Итак вы будете слушать русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». — Как вы думаете, какие цели поставим на уроке? |
Учащиеся прогнозируют свою деятельность. -Будем работать над сказкой. -Кот. -Петух. -Лиса. -«Кот, петух и лиса» — Учиться быть внимательными, запоминать сказку и непонятные слова, объяснять непонятные слова, моделировать обложку, характеризовать поступки героев, сделать выводы чему учит сказка. |
Фронтальная |
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и задачи урока, учатся прогностической оценке своей деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV.Работа по теме урока. |
Слушание сказки. |
Учитель читает сказку. -Слушайте внимательно, запоминайте непонятные слова и выражения. После чтения будем их объяснять. |
Учащиеся слушают сказку и запоминают непонятные слова и выражения. |
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. |
|
V.Физминутка. |
Физминутка по типу зарядки для снятия напряжения с мышц спины. |
||||
VI. Работа по теме урока. |
Первичная беседа после слушания. |
— Как вы думаете, что слушали? -Почему считаете, что это — сказка? Докажите. -Какие чувства и эмоции появлялись во время слушания? -Что удивило в сказке? Какой важный для вас момент запомнили? |
-Русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». -Я считаю, что мы слушали сказку, потому что животные в реальной жизни не разговаривают, не поют песни. Эта история-вымысел. Негодование за поступок лисы. -Радость, что Петю спасли. -Тревогу, когда лиса несла петуха за темные леса. -Любовь и уважение к коту. -Меня удивило поведение Пети, потому что он не слушался кота. — Мне запомнился момент, когда Петя кричал и звал кота на помощь. Было тревожно и страшно. |
Фронтальная |
Предметные: учатся определять жанр, тему сказки. Коммуникативные: слушают и понимают речь других, учатся выражать свои мысли и чувства. |
Словарная работа. |
-Какие слова были для вас непонятны? -Куда обращаемся, чтобы узнать смысл, значение непонятных слов? -Учитель помогает объяснить слова, обращается за помощью к толковому словарю. -Дремучие боры- очень темные, густые леса. -Настиг-догнал. -Хоромы- богатый деревянный дом. -Диковинка- необычная, любопытная вещь. Гусли- старинный струнный музыкальный инструмент. — Гусляр- народный певец, играющий на гуслях. |
Учащиеся называют слова и пытаются объяснить значение. Дети приходят на помощь друг к другу. -Дремучие боры. -Настиг. -Хоромы. -Диковинка. -Гусли, гусляр. |
Фронтальная |
Предметные: учатся определять значение слов и выражений. |
|
VII.Физминутка. |
Физминутка для рук, подготовка к моделированию. |
-Перед тем как будем моделировать обложку, выполним пальчиковую гимнастику. |
|||
Моделирование обложки используя заместители. Проверка по эталону. Взаимопроверка выполненной обложки и оценка деятельности товарища. |
— Вспомните, что слушали, какая тема сказки и выполните модель обложки самостоятельно. -Просигнальте с помощью светофорика, кто считает, что сможет справиться с заданием, а кому понадобится помощь? -Обменяйтесь обложкой с соседом по парте. -Сверьте обложку своего товарища с обложкой – эталоном. -Оцените работу товарища используя сигнальные карточки.( зеленый сигнал- работа выполнена верно, желтый- есть 1 ошибка, красный- выполнена работа с большим количеством ошибок, товарищу небходима помощь.) — Назовите правильно произведение над которым сегодня работаем. |
Учащиеся прогнозируют свою деятельность и самостоятельно выполняют модель обложки. Учащиеся обмениваются обложками. Проверяют по эталону и оценивают работу одноклассника. |
Индивидуальная, работа в парах. |
Познавательные: составляют модель обложки. |
|
VIII.Физминутка. |
Физминутка для снятия напряжения с мышц спины, шеи, ног, рук. |
-Покажите, как двигаются: лисонька, кот, петушок. |
Дети под музыку показывают движения животных. С помощью пластики, жестов и мимики пытаются передать характер этих героев. |
Предметные: учатся с помощью пластики, жестов и мимики передавать характер животных. Коммуникативные: постановка вопросов. |
|
IX. Работа по теме урока. |
Повторное слушание. Определение главных героев, анализирование их поступков. Чтение имен героев и песенки лисы. Ответы на проблемные вопросы. |
-Как вы считаете, кто главные герои сказки? -Переверните модель обложки и запишите на обратной стороне главных героев с помощью заместителей. -Вспомните , как в этой народной сказке называют животных? -Кого в этой сказке величают по имени –отчеству? Почему? — Как вы думаете почему лисицу зовут Лисафья? -Каким был Петушок? — Зачем лиса приходила к Петушку? Что она хотела? -Что помогло Лисе заманить Петушка? —Что она обещала Пете? -Давайте вместе прочитаем слова этой песенки. -Петушок, Петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. — Кто спасал Петушка? -Как кот узнавал о беде? -Прочитаем слова, которые кричал Петушок. -Несет меня Лиса, За темные леса, За высокие горы, За синие реки. -Подумайте, какие еще вопросы вы можете задать по этой сказке. — Как вы считаете ,на какого героя вы хотели бы быть похожим? Обоснуйте свой выбор. -Как думаете, кто в сказке положительный герой? -Кто в сказке отрицательный герой? -А Петушок какой герой: положительный или отрицательный? Кто считает, что Петушок положительный герой, покажите зеленый сигнал, кто считает, что Петя отрицательный герой, покажите красный сигнал. (Сам учитель поднимает красный сигнал светофора и говорит, что считает Петушка отрицательным героем, так как он не слушался Кота, из-за него Кот переживал, нервничал, бросал свою работу. Идет спор с детьми. -Я согласна с вами ребята, что Петушок поступал таким образом не со зла, а от своей неопытности. -Как вы думаете, что хотел донести до нас русский народ этой сказкой? Чему хотел научить? |
-Кот, петух и лиса. -Кот Котонаевич, Лисафья, Петя-Петушок. -Кота, потому что он серьезный, умный, смелый, ответственный. — Я думаю, что лису зовут Лисафья, потому что она хитрая, льстивая, плутоватая, обманщица -Он был наивным, глупым, доверчивым, неосмотрительным, маленьким. — Она хотела выкрасть и съесть Петушка. — Ей помогла песенка. Петушку она обещала дать горошка. -Кот. -Петя громко звал Кота на помощь. -Учащиеся задают свои вопросы. -Учащиеся выбирают на кого хотят быть похожим и объясняют свой выбор. -Кот. -Лиса. Учащиеся доказывают какой Петушок. Кто-то говорит, что согласен с учителем, что Петушок отрицательный герой, так как он своим поведением наносил вред и себе, и Коту. Другие дети говорят, что Петушок не делал зла специально, как Лиса. Он так поступал потому, что был маленьким и глупым. — Я думаю, что нельзя быть глупым и наивным, как Петушок. -Я считаю, что маленьким детям нельзя разговаривать со взрослыми, которые обещают конфеты или игрушки. Это может обернуться бедой. — Я думаю сказка учит тому, что нужно приходить друзьям на помощь. |
Фронтальная, работа в парах. |
Предметные: научатся понимать нравственное содержание сказки. |
Задания по выбору учащихся, дифференцированная работа. А)Инсценирование отрывка второго прихода Лисы . Работа в парах. Б) Игра «Собери сказку». Индивидуальная. |
А)Учащиеся в парах инсценируют отрывок прихода Лисы к дому Петушка. Учитель просит детей сыграть героев, используя мимику, жесты, движения тела, изменение голоса, чтобы показать характер героя. Б) Учащиеся располагают иллюстрации данной сказки в правильном порядке. Учитель просит ребят, которые выбрали данное задание, расположить картинки из сказки в правильном порядке. |
Учащиеся репетируют отрывок в парах, разыгрывают, аплодируют артистам, затем пожимают руку своему соседу, благодарят за помощь и сотрудничество, потом гладят себя по голове- за свою хорошую работу. |
Работа по выбору учащихся либо в парах, либо индивидуальная. |
Предметные: инсценировать эпизод в парах. Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
|
Чтение конца сказки и подбор к нему пословицы. |
-Подумайте, какая пословица подходит к сказке. Обоснуйте свой выбор. Труд человека кормит, а лень портит. Друзья познаются в беде. Мягко стелет, да жестко спать. |
Учащиеся выбирают пословицу и объясняют свой выбор. |
Фронтальная |
||
X. Итог урока. |
-Что слушали на уроке? -Чему учит сказка? Какой урок возьмем из нее? -Что не умели и не знали, а на этом уроке научились, узнали? -Что на уроке понравилось, что запомнилось? |
Ответы учащихся. |
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
||
XI.Рефлексия учебной деятельности. |
Иллюстрации Кота, Петуха и Лисы. |
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. — Кто работал отлично в полную силу, чувствовал себя уверенно, доволен своей работой — подарит цветочек Коту. -Кто работал хорошо, но не в полную силу, боялся, что ответит неправильно — подарит цветочек Петушку. -Кто считает, что он не доволен своей работой и сегодня не его день — подарит цветочек Лисе. -Учитель подводит итог работы всего класса. -Ребята, мне понравилось как вы работали, я вами очень довольна! Молодцы! |
Учащиеся оценивают свою деятельность, выходят к доске и прикрепляют наклейку под картинкой. |
Фронтальная |
Регулятивные: оценка своей деятельности. |
XII. Рекомендации для самостоятельной работы, задания по выбору. |
А). Нарисуйте иллюстрацию к сказке. Б).Сочините свою сказку В).Найдите загадки о коте, петухе, лисе |
Учащиеся выбирают по желанию задание для самостоятельной работы. |
Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |