Котенок рассказ 2 класс литературное чтение

Тема:   Л.Н Толстой «Котенок»

Цели:

1.Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок»

2.Продолжать учить находить главную мысль.

3. Учить ставить вопросы к тексту.

4.Отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения.

5.воспитывать любовь к животным.

6. развивать память, мышление и внимание.

Задачи:

1 Предметные:

— организовать деятельность учащихся  по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

 Познавательные :

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, Регулятивные:

— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

-адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

— содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Предполагаемый результат :

-овладение навыком правильного чтения, понимание содержания текста;

-умения полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию произведения;  

-обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного интереса ;

-умение давать оценку нравственным  поступкам людей.

             Оборудование:

                компьютер, мультимедийный проектор,  экран;  выставка книг Л.Н. Толстого, пословицы,  наборы карточек для работы в четвёрках, « Характеристика героя», мини-проекты « Мой любимец» .Эпиграф к уроку .

Ход урока

1. Орг. момент

– Здравствуйте, ребята!

Какие вы сегодня нарядные, празднично одетые!

Я желаю вам, на уроке удачи и радости в общении.

 Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече.  

Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке.

-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их своей улыбкой и подарим им частичку хорошего настроения.

2. Подготовка к изучению нового материала

Актуализация опорных знаний

— Какую большую тему вы с вами изучаем? (Русские писатели)

а) Выставка книг Л.Н.Толстого

— Сейчас у нас живая галерея. Каждая четвёрка представит одну книгу и озвучит рассказ из этой книги.

— Что общего в этих книгах?( Они для детей. Их написал Л.Н. Толстой)

(Открываю выставку книг и портрет писателя)

  • Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н Толстого и познакомимся с новым произведением.

— Послушайте стихотворение .

Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Не хотите ли ребята,
Посмотреть и посчитать!

Раз — котёнок самый белый,
Два — котёнок самый смелый,
Три — котёнок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять похож на Три и Два —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

— О ком это стихотворение?

-К сегодняшнему уроку вы приготовили свои выступления на тему «Мой любимец».

Я предлагаю послушать выступления некоторых ребят.

(выходят и зачитывают )

— Мне очень понравились ваши выступления. Я вижу,что вы очень любите своих домашних питомцев и так замечательно рассказали о них в своих сочинениях.

-А вот Л. Н. Толстой рассказал свою историю про котёнка, причём невыдуманную, которая произошла на самом деле. Это рассказ – быль.

4.Тема и цель урока.

— Определите  тему  урока?  (будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»)

— Какие цели вы поставите? (Каждая четвёрка определяет цель)

1. Научиться выразительно читать рассказ.

2.Научиться рассказывать.

3.научиться отвечать связно.

4.Научиться самим ставить вопросы по содержанию текста.

5.Изучение материала урока

1. Словарная работа

-Этот рассказ Лев Николаевич написал почти 150 лет назад, поэтому некоторые слова сегодня мы не употребляем и не слышим в нашей речи

Работа в четвёрках

-Объясните  значение слов из рассказа «Котёнок».

 -Соедините линиями слово и его значение.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

2. Слушание текста (аудиозапись)

3.Первичное закрепление по содержанию

-Понравился ли вам рассказ?

— Что запомнилось?

-Кто больше всего понравился?

— За кого переживали?

 — Когда радовались?

4. Поэтапное чтение рассказа.

-А сейчас пришло время прочитать это замечательное произведение

  • Чтение 1 части.(читаем про себя)

-У кого была кошка?

-Что случилось весной с кошкой?

  • Чтение 2 части.(Читает_______________________

— Кого обнаружили дети под крышей амбара?

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

  • Чтение 3 части.(Читает_________________________

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

-Как дети заботились о своём любимце?

— Что произошло с другими котятами?

  • Чтение 4 части (Читает_______________________

-Куда взяли дети котёнка?

— Почему они его оставили одного?

  • Чтение 5 части.(чтение за  учителем)

— Когда ребята вспомнили о котёнке? (Когда услышали крики охотника.)

— Какая опасность угрожала котёнку? (Собаки хотели его разорвать)

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

 5.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрим внимательно иллюстрацию. Подпишите её своими словами.

— А какими строчками из текста можно подписать её?

6. Характеристика героя.

— Как вы думаете, чувство страха испытывал Вася, когда бросился спасать котёнка?

— Какие качества помогли ему побороть свой страх?

— Сейчас вы опять поработаете в четвёрках. Вам нужно выбрать черты характера, которые проявились в поступке мальчика. (Задание на карточках)

-А еще, ребята, он испытывал чувство ответственности. Как вы понимаете слово-ответственность? (отвечает за свои поступки).

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения.  Он настоящий герой.

7.Обобщение.

-Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками.

— Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они могут  погибнуть.

-Отражает ли фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери главную мысль рассказа  Л.Н.Толстого?

«Мы  в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)(На доске эпиграф)

8.Выразительное чтение рассказа у доски.

— Итогом урока будет выразительное чтение у доски. (каждая четвёрка  выбирает лучшего чтеца)

— Кому скажем спасибо?

-Что помогло нам достичь успеха?

9.Рефлексия:

-Прикоснитесь каждый к своему сердцу.

-Кто почувствовал на сегодняшнем уроке сердцем ответственность, за тех, кого приручили, возьмите красное сердце, кто сомневается – белое.

10. Итог урока.

— И так с каким рассказом мы сегодня познакомились?

-Помните ли, какие учебные задачи вы ставили на урок?

— Подводим итоги урока.(Я могу…

11. Дом. задание. (по степени сложности)

1.Подготовить пересказ рассказа.

2. Выразительное чтение рассказа.

3.Нарисовать иллюстрацию к рассказу и подписать её словами текста

12. Р.С

— Ребята, а вы ничего не заметили необычного в классе?

Этот котёнок хочет похвалить вас за работу на уроке, сказать вам спасибо и поощрить вот такими отметками.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

— Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите здесь?

На перемене вы рассматривали книги. (На доске обложки книг Л.Н Толстого)

-Что  общего у этих книг?   (Их написал Л.Н.Толстой)  (На слайде портрет писателя.)

— Для кого писал Л.Н.Толстой?  (Он писал для детей и взрослых?)

— 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой.

— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал  для детей  учебник….. «Азбука»

Толстой учил … крестьянских детей

Он сочинял …  для детей … рассказы, басни и сказки.

Работа в группах.

— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План:

1.Кошка пропала.

2.Котята.

3. Самый лучший котёнок.

4.Опасность.

5. Спасение.

— Этот план нам поможет разделить текст на 5 частей. С какой целью мы выполняли это задание?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

Посмотрите на фразу (Слайд) известного французского писателя  Антуана де Сент-Экзюпери

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»  (читаем хором).

-Можно ли сказать, что эта фраза может быть идеей текста? Почему

2. Целеполагание

Ребята, чтобы быть успешным на уроках литературного чтения, что нужно особенно хорошо выполнять? ( быть внимательным, уметь слушать,читать, рассуждать, анализировать, искать ответы на поставленные вопросы).

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае как раз это и видно).

— мне запомнилось…

-мне понравилось…

-мне не понравилось…

-этот рассказ научил меня…

V. Закрепление изученного материала

— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика? (Задание на карточках в четвёрках)

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного)

чувство страха он испытывал? Почему?

-В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?

Ответ: — Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим. Этот рассказ об ответственности перед братьями меньшими.

На доске открывается заготовленная заранее фраза : 

  —  Какая из фраз точнее  выражает главную мысль рассказа Толстого «Котёнок»

                    Нет друга – ищи, а нашел – береги.

                Все хорошо, что хорошо  кончается.

               Мы в ответе за тех, кого приручили.

Урок по теме Л.Н Толстой «Котёнок»

Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать  текст и эмоционально откликаться на прочитанное;  формирование  навыков  слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие  умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся.

Тема: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым рассказом «Котёнок», учить работать с текстом.

Цели:

Цели: Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

Задачи: организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания  и его применению, вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения, совершенствовать навык чтения, развивать речь, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему, формировать способность к рефлексии, формировать навык самоконтроля.

Предполагаемые результаты.

Личностные : -формирование интереса к чтению, потребности чтения;- ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока ;

-планировать пути решения поставленной проблемы;

-Формировать навык самоконтроля

Познавательные УУД:

-формировать умение извлекать информацию представленную в разных формах;

-учить строить рассуждение

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме;

-учиться высказывать свою точку зрения

На уроке мы будем читать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок прошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Мы в ответе

за тех,

приручили.

кого

 приручили.

 (А. Сент – Экзюпери)

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»

_____________________________________________________________________
249842, Калужская обл. Дзержинский р-н с. Льва Толстого, ул. Полевая,

д.10, тел. (8-48434) 7-14-61, факс (8-48434) 7-14-61

Разработка урока литературного чтения

по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок»

для учащихся 2 класса.

Автор: Танченко Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

2020г.

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Главная цель школьного обучения на современном этапе — формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.

В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма «активный читатель», повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.

3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.

То есть,  чтение становится продуктивным когда:

ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

ученик владеет поиском информации в рамках текста;

ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.

Цели:

Образовательные:

Обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков

Формировать УУД:

— Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

—  Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;  

— Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по  названию (заголовку) и   иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.  

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, тест, презентация, карточки с заданиями.

2.Содержание разработки

Мотивация.  

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

-Правильно, это солнышко. Посмотрите на Солнышко (слайд 2).

Что делает солнышко? (Улыбается)

Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Солнышко дарит вам свои теплые добрые лучи. Протяните руки к солнышку, мысленно возьмите один солнечный лучик в свою руку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.

— Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.

-Садитесь на свои места.

Актуализация знаний.

1) Упражнение «Предложение рассыпалось». Работа в группах.

— Ребята сейчас будем работать в группах. (3 группы).

Слова рассыпались. Постройте предложение из этих слов. ( Приложение 1)

2) Проверка выполнения упражнения.

-Каждая группа прочитает полученное предложение.

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Добра желаешь – добро и делай.

-Проверим по экрану (слайд 7).

Как называются такие высказывания? (Пословицы)

Прочитайте хором свою пословицу, делая логическое ударение каждый раз на другом слове.

-Прочитайте с удивлением (с грустью, весело, с вопросом).

— Объясните смысл пословицы?

— Чем похожи эти пословицы? (дружбе, сопереживании, добре)

III. Определение темы урока. Постановка задач урока.

Работа с текстом до чтения.

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Н. Толстого, с каким — узнаем позже.

Начнём с чистоговорки. (слайд 8)

Шка – шка –шка — маленькая мышка

Шка – шка –шка — убегает мышка

Шки – шки – шки — убегает мышка от кошки

Шка – шка –шка — убежала в норку мышка

Шка – шка –шка — ловкая мышка.

2.Отгадайте загадку. (слайд 9)

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Д. Это кот.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.

Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 10)

Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей: р.., с.., б… — (произведения)

— Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?

Работа в парах

— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)

— Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: — Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)

— Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») (слайд 11)

— Поставим задачи урока. Продолжите предложения: (слайд 12)

(Определять содержание по названию……………………..(произведения и по   иллюстрациям);

Определять ……………………………(главных героев произведения);

Определять ……………………………(главную мысль произведения)

Читать произведение………(правильно, выразительно), передавать при чтении ………… (настроение героев).

Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.

IV. Работа по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Проверим, оправдаются ли наши предположения.

(Чтение произведения Л. Н. Толстого « Котёнок» учителем с остановками, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов, по содержанию.)  

Словарная работа.

— Амбар – (найдем в толковом словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле — около

Пустился что было духу — очень быстро

Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад! (делаем остановку)

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит — радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не

брал его с собой в поле. (делаем остановку)

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае — как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ — быль, быль о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

-Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?

-Оправдалось оно?

-Какие впечатления получили от произведения?

Какое настроение?

Какие чувства испытали? Почему вы так решили?

-Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?

V. Физкультминутка

Отдохнём. Проведём физкультминутку:

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

 VI. Закрепление  знаний и способов действий

1)Беседа по содержанию рассказа.

-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).

2) Дополнение синквейна. Работа в паре.

Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.

(Каждая пара получает один синквейн и слова – помощники — Приложение 2).

3) Восстановление последовательности событий рассказа.

— А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.

У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 6, восстановив последовательность событий. (Приложение 3)

4)Проверка работы. (Слайд 13)

-Кто не допустил ошибки? А 1, 2 ошибки?

-Что необходимо сделать ребятам, которые допустили 2 или 3 ошибки?

( Перечитать рассказ ещё раз, ответить на вопросы)

— А сейчас посмотрим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 14 – 19 У вас на партах лежат буквы, поднимите нужную: А, Б, В

1. Как звали детей?

А) Лена и Вася Б) Катя и Федя В) Вася и Катя

2. Когда пропала кошка?

А) зимой Б) весной В) летом

3. Ребята играли возле ….

А) амбара Б) сарая В) дома

4. Сколько котят было у кощки?

А) 2 Б)5 В) 6

5. Что собирались сделать собаки:

А) побегать наперегонки Б) поиграть с котёнком В) схватить котёнка

6. Что сделал Вася?

А) закрыл котёнка Б) убежал прочь В) спрятался

VII. Подведение итогов.

— Чему научил вас рассказ Л. Н. Толстого?

-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)

А я хочу прочитать стихотворение Е. Крылова «Котёнок». (Слайд 20)

Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?

Стоит в переулке котенок лохматый.

Стоит сиротливо с подбитою лапой.

Он жалобно смотрит на лица прохожих,

Как будто бы хочет сказать: « Я – хороший!

Возьмите меня! Я умею дружить.

Играть с вами буду, мышей вам ловить.

Мы взяли его, завернули в платок,

Нельзя, чтобы кто–нибудь был одинок.

VIII. Рефлексия.

1) Восстанови последовательность событий рассказа (Приложение3) (у каждого ученика)

2) Я хочу поделиться своими мыслями…. (Слайд21)

-на уроке я узнал……

-на уроке я научился…..

-на уроке мне понравилось…..

IX. Оценивание.

X. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд22)

1) Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (средний уровень.)

2)

Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи (сильный уровень)

4.Литература

1.Методическое пособие для учителя ТКУ. Литературное чтение 2 класс. Поурочное планирование. ФГОС, изд. «Учитель» А.А. Бондаренко и др.,2019г.

2. Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А. Москва «Просвещение», 2019г.

3.https://infourok.ru/metodicheskaya-literatura-dlya-uchitelya-nachalnih-klassov-1162008.html

Приложение 1

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает,

а тот, кто узнал и навстречу ему идет.

Добра желаешь – добро и делай.

Приложение 2

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Приложение 3

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся восприни­мать на слух художественные произведения; соотносить смысл по­словицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) — С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)

— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей ……………

— К каким рассказам подходят эти пословицы

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”

Грамоте учиться – всегда пригодится.

б) Организация работы в парах

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»

— Начнём с речевой разминки .

— Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

2. Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

— Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Щавель

очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

3. Поэтапное чтение рассказа.

  • Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А

Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

  • Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где

вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с

ним.

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

  • Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад!

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

  • Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину

и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася

что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки

хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал

его с собой в поле.

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего

котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в

нашем случае как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя

столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно

во все времена …)

V. Закрепление изученного материала

1.Работа над выразительностью речи.

— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

( радостно)

— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

2. Составление характеристики героя.

— Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.

— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

— А когда нашли?

— Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?

— Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

— Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.

— Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

— Как вы думаете, что пережил Вася?

А кто виноват, что котенок попал в беду?

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

3.Работа в парах.

На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.

— Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.

4. Работа в группах.

— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План рассказа

1. Кошка пропала.

2. Нашлась, да не одна, а с котятами!

3. На прогулке с котенком.

4. Чуть не случилась беда!

— Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?

5. Работа с иллюстрацией.

— Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

— Найдите это место в тексте и прочитайте.

— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.

— Определите главную мысль каждой части.

VI. Итог урока.

— Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.

( «Жизнь дана на добрые дела» )

— Как вы понимаете смысл пословицы?

VII. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

VIII.Домашнее задание

Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Котенок какой эпизод рассказа ты читал с особым волнением
  • Кот ученый из сказки пушкина рисунок
  • Кот неторопливо прошел мимо как пишется
  • Кот дремота ютуб сказки слушать
  • Кот ворюга сочинение 4 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии