Сочинение-описание картины «Осенний день. Сокольники» Левитана И.И.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Разумовской 5 класс |
Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Тёплый или прохладный? |
Примерный план сочинения: |
Особенности осеннего дня Однажды я услышал, что природа может отображать эмоциональное состояние человека. На уроке русского языка мы анализировали картину Левитана «Осенний день. Сокольники». На этом примере я попросил маму объяснить, как взаимосвязаны осень и настроение женщины на полотне. Мы рассмотрели сюжет вместе. Художник изобразил пасмурный день поздней осенью. Листья пожелтели, природа увядает. Сквозь пожухлую траву еще виднеется летняя зелень. Сумрачное небо с редкими проблесками солнца усеяно клочьями туч. Оно серое и тяжелое, как потускневший свинец. Воздух пропитан влагой, сыростью. Кажется, что моросит дождь или стоит легкий туман. Очертания пейзажных элементов размыты. Вдоль дороги расположились клены. Мне они напомнили небольшие фонарные столбы с включенным светом. Невысокие деревца усыпаны золотистой листвой, которая еще не успела облететь. На фоне зелени соснового бора она выглядит еще ярче. Сильные порывы ветра размели листья по обочинам дороги. Тонкое деревцо слева полностью лишилось своего одеяния. Высокие и плотные, темно-зеленые до черноты сосны нагнетают тревожное состояние. Их верхушки угрожающе раскачиваются на ветру. Кажется, что они упираются в низкий небосвод. В изображении неба и леса живописец использовал палитру холодных красок. Так он смог передать ощущение пронзительного, влажного ветра. Мама сказала, что дорога – это символ жизни. На картине она уходит за линию горизонта, сливается с туманом. Возможно, Левитан написал свой безрадостный жизненный путь? Я представил себя синоптиком и составил краткую сводку погоды в этот день. 27 октября 1880 года:
Напоследок мы с мамой говорили о женщине, которая идет по дороге. Ей холодно. Она пытается защититься от ветряной погоды. Мы не видим четко ее выражение лица. Но можем сделать вывод, что она чувствует грусть, печаль или тревогу. Существует предположение, что женскую фигуру рисовал друг художника. Но мы может определить и общее настроение картины. Мастерство живописца в том, что он смог через пейзаж воссоздать внутренний мир человека. |
Вариант 2. Пример сочинения к учебнику 8 класса |
1. Какое впечатление на вас производит это полотно художника? |
Примерный план сочинения: |
Грустное настроение «Осеннего дня» И. Левитан прославился как пейзажист. На его полотнах изображена преимущественно природа, без людей. На картине «Осенний день. Сокольники» мы видим широкую, светло-коричневую грунтовую аллею старого парка. По обе стороны от нее – ряды стройных, темно-зеленых сосен. Это ветреный, пасмурный и холодный день осени. Еще мы видим одинокую фигуру женщины в черном. Это не характерный для художника элемент композиции. Я думаю, этот сюжет передает чувства тревоги, грусти, ностальгии. Ведь уходит теплая, солнечная и жизнерадостная осень. Прослеживается прием параллелизма. Природа предчувствует морозную зиму. Главную героиню окутывает печаль и тоска. Для передачи основного замысла автор использует художественные детали. Края тропинки усеяны желтой листвой. Ветер уложил их в красивые, золотистые охапки, украсившие осенний убор природы. Справа, в еще зеленоватой траве едва виднеется ветхая деревянная лавочка – место для свиданий и размышлений. Высокие сосны, напоминающие корабельные мачты, угрюмы и неподвижны как бездушные воины. Элегантный черный наряд женщины – намек на людей, покинувших ее. Она подняла руку, защищаясь от ветра, вытирая слезу или капли дождя. Она быстро и уверенно движется по аллее, начало которой скрыто за могучими и величественными деревьями. Длинное аристократическое платье на изящной фигуре развивается от сильного и безжалостного ветра. Женщина аккуратно придерживает подол рукой. При создании полотна художник использовал противоречивую цветовую гамму. Жизнерадостные желтые, оранжевые краски ранней осени контрастируют с мрачными и холодными оттенками неба. Благодаря такому сочетанию, природа как будто отображает состояние главной героини. Общий грустный колорит сохранился в каждой детали. Могучие сосны, дубы как будто достают кронами до небосвода. А молоденькие пожелтевшие клены вдоль аллейки гордо выдерживают силу ветра. Они напоминают зажженные свечи. Все вокруг укрыто влажной дымкой воздуха. Воздушности и легкости мрачному полотну придают размытые полутона пасмурного, затянутого сероватыми тучами неба. Ощущается холод ветра, из-за которого «мурашки по коже». Спокойная линия горизонта, зелено-желтая масса на заднем плане передает поэтичность ландшафта. Тропинка, убегающая вдаль, ветви темных высоких хвойных деревьев, волнистое платье, тучи – воссоздают эффект движения. Картина Левитана вызвала у меня восторженное отношение. Художник сумел точно и деликатно передать красоту осени. И ее единство с эмоциональным состоянием человека. Он соединил на холсте мощь природы и душевные переживания женщины, чувство осеннего увядания и человеческого одиночества. Ведь в художественной литературе осень – это период расставания и охлаждения чувств. |
Вариант 3. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
Картину «Осенний день. Сокольники» написал в 1879 художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас этот пейзаж находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На полотне, выполненном маслом, мы видим женщину, одиноко бредущую по покрытой осенней листвой аллее. И если на первый взгляд кажется, что это густой лес с протоптанной дорогой, то присмотревшись, замечаем слева от фигуры простенькую деревянную лавку. Такие раньше ставили на пешеходных дорожках в парках. Сейчас в Москве в Сокольниках тоже есть большой парк, но деревья там уже не растут так часто. А народу на прогулки в погожие дни выходит гораздо больше. Главная героиня картины одета в темное пальто и шляпку. От этого ее образ кажется печальным и даже траурным. Странно, что такая молодая особа решила прогуляться в столь неуютном месте в одиночку. Наверное, произошло что-то плохое и ей захотелось побыть одной. Желтеющие деревья и опавшая листва являются хорошим фоном для передачи чувств женщины. Возможно, Левитан создавал пейзаж, находясь в грустном расположении духа. Парковая дорожка, которой отведено на картине особое место, выполнена очень искусно. Она выглядит абсолютно настоящей. Автор изобразил ее в перспективе, что придает полотну живость и динамичность. Чувствуется, как легкий ветерок играет легкими сухими листьями, напевая грустную осеннюю мелодию. По бокам аллей высятся громадные деревья. Они пока не тронуты осенью. Их ветви покрыты густой темно-зеленой листвой. А рядом с прогулочной зоной растут совсем юные деревца. Для них сентябрь не пожалел желтых красок. Клин светло-серого неба на горизонте напоминает ураганный столб. От его вида становится жутко. Но главная героиня не обращает внимание ни на что вокруг. Ее мысли заняты чем-то другим. Полотно «Осенний день. Сокольники» навевает на меня грусть и тоску. Не хотелось бы оказаться в этом пустом, немного страшном месте. Надеюсь, что после прогулки настроение молодой женщины улучшится. И впереди ее ждет еще много солнечных и счастливых дней! |
Вариант 4. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
- Справка о художнике
- История создания первого шедевра
- Сюжет картины и особенности композиции
- Передний план. Одинокая странница
- Задний план. Природа на полотне
- Особенности цветовой гаммы
- Общее настроение картины и задумка автора
- Моё отношение
1. Исаак Левитан – уникальный мастер лирического пейзажа в русской живописи второй половины XIX века. Его полотна полны особенного настроения, которое всегда точно передаёт особенности состояния природы в разное время дня и года. Левитан был достойным учеником прославленных живописцев: Перова, Саврасова и Поленова. Он обогатил реалистический пейзаж необычайной поэтичностью изображения.
2. Первой известной работой молодого художника стала картина «Осенний день. Сокольники». Левитану было в момент создания этого шедевра всего 19 лет. На выставке его работу заметил и сразу приобрёл знаменитый меценат Третьяков. Он почувствовал в этом необычайно тревожном и грустном пейзаже великое будущее художника. Картина создавалась по многочисленным этюдам, которые Левитан сделал во время прогулок по парку в селении Салтыковка под Москвой. Фигуру девушки в чёрном вписал в уже готовый пейзаж Николай Чехов, тоже художник, брат знаменитого писателя. Он убедил автора, что женская фигурка придаст пейзажу более выраженное настроение одиночества и грусти.
3. Сюжет полотна прост – ранняя осень, усыпанная опавшими листьями аллея, по ней идёт задумчивая девушка. Зато композиция картины необычна. Художник изобразил аллею, которая резко поворачивает вбок и сразу уменьшается. Такое неожиданное сокращение перспективы делает пейзаж необычайно живым и динамичным. Также изображению добавила необычайной глубины смещённая влево точка перспективы.
4. На переднем плане мы видим грустную одинокую странницу, идущую мимо пустой скамейки в осеннем парке. Пустынная аллея словно упирается в зрителя, делая его случайным встречным незнакомки в чёрном. По краям дорожки ветер успел разметать недавно упавшие листья. Зелень травы уже неяркая. Молоденькие деревца ярко выделяются на фоне сумрачного леса. Забытая всеми скамейка промокла от недавнего дождя. Она подчёркивает одиночество идущей молодой женщины и добавляет грусти в общее настроение пейзажа.
5. На заднем плане шумят мощные мрачные сосны. Рваная тёмная линия их вершин делает пейзаж тревожным. Аллея молодых, совсем хрупких деревьев убегает вдаль, освещая путь странницы ярким золотом. Юные лиственные деревья противопоставлены старости и мрачности сосен. Грозовое небо и окружающий девушку пасмурный день ещё больше усиливают тревожное настроение картины.
6. Особенности цветовой гаммы заключаются в явном противоречии выбранных красок. Яркие жизнерадостные оттенки листвы противопоставлены темным тонам хвои, чёрному платью девушки и мрачности неба. Если грустные и сумрачные оттенки призваны объединить состояние человека и окружающей природы, то переливы золотых и опаловых говорят о вечно и независимо от нас живущей красоте.
7. Общее настроение картины грустное, безысходное, тревожное. Пейзаж пропитан кричащим одиночеством. Пасмурная осень царит в душе девушки, на картине и в мыслях юного живописца. Левитан передал в этом пейзаже чувство собственной неприкаянности и печали во время вынужденной жизни за пределами Москвы. Картина создавалась в год его высылки из столицы после указа в 1879 году, который запрещал всем евреям жить в городе.
8. Меня картина впечатлила тем, как смело Левитан противопоставил громадность и мощную силу пространства хрупкой фигурке девушки. Она кажется безумно одинокой в этой холодной пустынности парка.
Было интересно? Смотри еще:
- Сочинение-описание картины «Перед террасой» Жуковский С.Ю.
- Сочинение-описание картины «После дождя» Герасимова А.М.
- Сочинение-описание картины Вот те и батькин обед Венецианов А.Г.
- Сочинение-описание картины «Без вести пропавший» Горский А.П.
- Сочинение-описание картины «Сенокос» Кустодиев Б.М.
- Сочинение-описание картины Охотники на привале Перов В.Г.
- Сочинение-описание картины «Утро в деревне» Попова И.А.
Творчество Исаака Левитана — гордость русского человека. Этот художник сумел передать красоту нашей земли, характер и душу России. На его полотнах царствует «русский дух», как в лирике А.С. Пушкина. Многомудрый Литрекон представляет сочинение-описание по картине Левитана «Осенний день. Сокольники» для 8 класса. С его помощью Вы ближе познакомитесь с наследием великого художника. Приятного просвещения!
Вариант 1: Подробно
(336 слов) Исаак Ильич Левитан — мастер «пейзажа настроения». Этот выдающийся российский художник написал свою работу «Осенний день. Сокольники» в тысяча восемьсот семьдесят девятом году. Он потрудился в привычном для него жанре – пейзаже. Это полотно стало одним из самых известных в коллекции художника.
Картина соединяет в себе две противоположности: силу природы и человека, как части вселенной. Работа соединяет в себе как светлые, так и тёмные тона, создавая контраст чувств. Мы видим аллею, которая с двух сторон украшена маленькими деревцами. Все их ветви покрыты золотистыми листьями, часть из которых опала вниз — на землю. Сама трава на земле ещё не утратила свой зеленоватый оттенок, лишь частично желтизна отвоевала себе место среди травинок. По краям аллею охраняют густые деревья, покрытые густой темной листвой, придавая картине объем. Справа, среди золотистых деревьев, стоит одинокая старая скамейка, а по самой аллее идёт женщина. Дама в темном одеянии, с черным головным убором и массивными украшениями на шее. Рукой придерживая голову, опустив взгляд вниз, она идёт умеренным шагом вперед. Возможно, так она пытается укрыться от дождя, ведь небо очень пасмурное, наверняка тучи уже разрешились струями воды.
Переходим к анализу природы и человека в картине Левитана. Они создают контраст по краскам (желтое противопоставлено черному), но по настроению гармонируют. Мрачное одеяние женщины соответствует увядающей прелести осени. Меланхолия этого времени года передается как в природе, так и в проходящей даме. Даже скамейка выражает одиночество и уход некогда любимо лета. Несмотря на яркую золотую дорожку, весь этот цвет заглушают тень деревьев и меланхолия потерянной девушки. Грусть, сожаление о потере чего-то ценного отзывается и в пожелтевших листьях деревьев, и в темном образе дамы, чьи мысли далеки от красот природы. Противоречия встречаются и в красках, яркие цвета, белое светлое небо контрастируют с темными тонами лесистого массива и настроения, которое передается зрителям.
Для меня картина была красива, аккуратна и хорошо продумана по композиции и посылу, однако она холодна, меланхолична и наполнена грустью. Чувство потери угнетает и подавляет все светлые эмоции, потеря девушки, потеря лета, потеря тепла. Через изображенный автором холод можно прочувствовать на себе осенний ветер и возникающие тучи, за которыми последует дождь.
План сочинения-описания по картине Левитана «Осенний день. Сокольники»:
- Автор картины «Осенний дождь» и его творчество.
- Описание работы «Осенний дождь».
- Анализ картины «Осенний дождь».
Вариант 2: Кратко
(275 слов) В тысяча восемьсот семьдесят девятом году Исаак Левитан создал свой известнейший пейзаж «Осенний день. Сокольники». Художник часто обращается к красоте, неоднородности и сказочности природы, делая из простого пейзажа сюжет, где деревья, трава, цветы играют главные роли.
На переднем плане мы видим девушку, одетую в черное платье и темный головной убор. Её наряд кажется траурным, вдовьим. Девушка удерживает лицо и опускает свой взгляд в пол, игнорируя изменения в природе и надвигающийся дождь. Не видя четко эмоции девушки, мы все же можем ощущать её скорбь, печаль и уныние. Переключив своё внимание на окружающий мир, можно разделить композицию на яркую и темную её часть. В светлой части располагается золотистая аллея, вдоль неё растут небольшие деревья, которые уже начали терять листья. Весь свет омрачает одинокая, старая, деревянная скамейка на правой стороне. Складывается впечатление, что только что с этой скамейки упорхнуло теплое лето. Если посмотреть чуть шире, то виднеется вторая часть композиции – густые деревья, напоминающие дубы. Их листья ещё не приняли желто-красный оттенок, крона представляет собой темную массу, которая нависает над небольшой аллеей. На небе автор изобразил смесь светлых и темно-грязных тонов, создавая иллюзию туч и дождя, которая смоет остатки тепла.
Левитан на своей картине соединил внутренний мир человека с окружающим его снаружи внешним состоянием. На душе у девушки горечь утраты, которая выражается в потере листьев и теплых дней, в надвигающимся дожде. Автор картины будто бы нарочно изобразил все переживания дамы в природе. Мое впечатление от картины очень двойственное. С одной стороны, она несет в себе глубочайший смысл и сюжет, что заставляет сопереживать героине и восхищаться И. И. Левитаном, как живописцем, с другой стороны, настроение, полученное от картины, мрачно, печально, заставляет окунуться в это состояние депрессии и меланхолии.
План сочинения-описания по картине Левитана «Осенний день. Сокольники»:
- Автор картины «Осенний день. Сокольники» и его мастерство.
- Описание картины «Осенний день. Сокольники».
- Анализ работы и впечатление от картины «Осенний день. Сокольники».
Автор: Полина Чернышова
0
Как составить план сочинения по картине «Осенний день Сокольники» Левитана?
Для того, чтобы написать сочинение по картине Левитана «Осенний день. Сокольники», нужно для начала составить план описания полотна. Лучше развернутый, можно в виде вопросов, с опорными словами. Чтоб можно было раскрыть основную тему картины, сделать ее описание.
1 ответ:
2
0
Представленная Левитана занимает достойное место в Третьяковской галерее. Она вызывает разные чувства — восхищение красками ранней осени и грусти от картин увядающей природы. Попробуем составить план к описанию этой картины.
Вариант плана 1.
- Осенний парк в Сокольниках.
- Аллея парка из сосен и кленов.
- Хмурое небо в тон дорожке.
- Мокрая скамья у дорожки.
- Еще зеленая трава, на которой лежат желтые листья.
- Одинокая фигура женщины в черном, идущая по аллее.
- Созвучие настроения женщины и осеннего дня.
Вариант плана 2.
- Где происходит действие картины?
- Какое время года на ней изображено?
- Какие деревья образуют аллею парка?
- Какая погода показана на картине? По каким признакам об этом можно судить?
- Что лежит на траве в парке?
- Что можно видеть рядом с дорожкой?
- Как выглядит женщина, идущая по дорожке.
- Почему внешний вид женщины созвучен с картинами осенней природы на картине?
Читайте также
У омута.
Этот холст был написан Исааком Ильичём Левитаном в 1892 году и, в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее. Размер картины — 150 х 209 сантиметров.
По мнению критиков, пейзаж отражает печаль и депрессивное состояние художника. Тучи, восходящие на пасмурное небо с лучами солнца придают картине некоторую мистичность.
Раскидистые кусты, в приближающихся сумерках, подступают вплотную к шаткому мостику и готовы поглотить его своей тёмной листвой. Шарообразные кусты, как бы медленно сходят к реке.
Мост делит картину на две части по центру и по вертикали, и смотрится символично.
Слева внизу, наблюдаются, испещренные мелкими волнами, неспокойные воды. Ближе к зрителю видна тёмная деревянная, обрывающаяся у омута, дорога.
Справа, мы видим ровную водную гладь. Плодородная земля поросла сочной травой. Обращает на себя внимание отличие этих двух частей картины, разделяет которые только мостик из трёх брёвен.
Художник, как бы предлагает выбор между двумя путями.
Это довольно известная картина Левитана выполнена в серых и зеленых тонах. Сочинение описание по ней можно сделать так:
На переднем плане картины художник изобразил утес. Он порос травой. На самом краю утеса деревянное строение — это церковь с небольшим куполом на крыше. Возле дома растут деревья. Их ветки гнуться под порывами сильного ветра. Что не удивительно, церковь и утес открыта всем ветрам, она ничем не защищена. Также на утесе находится кладбище. Его можно опознать по крестам. Она наверное заброшенное, поскольку также поросло травой.
Средний план картины — это просторы водной глади. Огромное озеро простирается там с виднеющимся посередине небольшим островком. Вода в озере сего-голубая, в ней отражается небо. Вдалеке не видно ничего — никаких зданий, лишь бескрайние поля. Это и есть вечный покой. Наверное, кроме обитателей этой церквушки людей поблизости не осталось.
Небо художник изобразил хмурое, покрытое свинцовыми облаками. Они предвещают непогоду, что только подчеркивает усиливающийся ветер.
Мое отношение к картине:
Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно неспокойная, она подчеркивает одиночество человека, он один на один с природой и Богом на этом утесе. А может вечный покой — это кладбище, где уже ничто мирское не имеет значение, ничто не тревожит.
Данное сочинение необходимо начинать со слов о самом Авторе. В какое время жил, какую школу живописи представлял, техника его живописи, что писал.
Переход к самой картине — кто на картине (сын Арсений), какие цвета использованы, какие приемы, какие тона в картине.
Находится картина в Государственной Третьяковской галерее. Размер 40,4 на 32 см масло, написана на холсте.
Конечно же, картина буквально поражает своей искренностью и эмоциональностью, и это при том, что краски выбраны приглушенные.
Зимний вечер.
Эта картина была написана Николаем Петровичем Крымовым в 1919 году.
Известно, что отец Николая, Пётр Алексеевич был портретистом и стал первым учителем сына. Он с детства прививал сыну любовь к красоте родного края.
Однако, по словам самого Николая, заметное влияние на его творчество оказали работы Исаака Левитана.
С натуры, Крымов писал только летом, а зимой он творил преимущественно по памяти. Николай Петрович считается непревзойдённым мастером использования игры света и теней. В картине «Зимний вечер», используя этот приём, художнику удалось передать тяжесть снежных сугробов, под которыми спит земля, игру невидимого на полотне, заходящего солнца и даже ощущение морозного воздуха.
Этой работой художник подтверждает свою теорию «общего тона», что сила света в цвете, а выбор цвета уходит на второй план.
Эту свою школу «системы тона», Николай Петрович передал своим многочисленным ученикам.
Жил Николай Петрович Крымов в 1884-1958 гг.
Составим план пересказа для рассказа Носова «Клякса»:
- Федя и Гриша вырывают друг у друга флакон туши.
- Клякса на лбу Феди смешит весь класс
- Ребята смеются над Федей, а он мажет пальцем нос.
- Учительница не понимает причины веселья
- Учительница видит Федю и спрашивает чем он измазал лоб
- Учительница рассказывает Феде про опасные свойства туши
- Федя трет лицо платком
- Гриша дает Феде ластик
- Федя просится умыться, но учительница не пускает его
- Федя трет лицо промакашкой
- Гриша говорит что лицо поркаснело
- Федя говорит учительнице, что лицо чешется. но та все равно не отпукает его
- Федя на перемене моет лицо и становится серьезным мальчиком.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
1860 — родился в семье переводчика и железодорожного
служащего Ильи Левитана в местечке в Литве.
1872 — переезд в Москву.
1876 — учеба в Московском Училище
живописи, ваяния и зодчества у пейзажиста А. Саврасова.
1879 — впервые выступает на выставке
московских художников
с пейзажем «Осенний день. Сокольники».
1880-ые поездки по Волге, создание ряда волжских пейзажей.
Русский художник-передвижник.
Мастер «пейзажа настроения»:
мягкий колорит, светотени, особый влажный воздух –
все это создаёт щемящее настроение
грусти на его картинах.
«Осень. Охотник» 1880 г.
«Золотая осень» 1895 г.
Более 20-ти картин в творчестве художника посвящено осени.
«Левитановская осень» — понятие в искусствоведении.
«Осенний день. Сокольники» 1879
История картины
«Осенний день. Сокольники» — это один из немногих пейзажей Левитана, на которых присутствует фигура человека, причём фигура прогуливающейся по парку женщины была написана не самим художником, а его другом по Училищу живописи братом известного писателя Николаем Павловичем Чеховым. 1879 год, время работы над картиной, было одним из самых трудных периодов в жизни художника. После указа, запрещавшего пребывание евреев в Москве, молодой, 19-летний Левитан был выселен в Салтыковку, где художник писал ностальгические, печальные пейзажи.
К счастью, картина Левитана на ученической выставке была замечена и куплена меценатом Павлом Третьяковым, что стало началом признания художника.
Какие цвета использует художник?
Подберите синонимы к словам и сочетаниям:
Художник–_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Картина – ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Картина чудесная – ____________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Художник создаёт – _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План сочинения:
1. Исаак Ильич Левитан – русский художник-передвижник, мастер «пейзажа настроения». Тематика его картин.
2. Картина «Осенний день. Сокольники». Общая характеристика: год создания, тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают.
3. Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).
4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит.
Беседа по картине
Какое время года изображено? ____________________
Какова основная мысль картины?______________________________________
___________________________________________________________________
Какие краски преобладают? Почему? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы видите на переднем плане? ________________________________________
______________________________________________________________________
Что на заднем? ________________________________________________________ Что слева и справа? ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как изображены лес, дорога, небо, деревья? _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как художник показал, что женщина в темном — главная героиня? ______________
_____________________________________________________________________
Каков ее внешний вид, одежда? __________________________________________
_____________________________________________________________________Что можно сказать о выражении ее лица? __________________________________
_____________________________________________________________________
Какие чувства вызывает картина? ______________________________________________
Какими средствами этого добился мастер? _______________________________________
Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
Цель:
Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана «Золотая осень»;
Сопоставить картины «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Установить, в чем сходство и в чем различие в передаче художником осенней природы;
Подготовить учащихся к описанию картины «Осенний день. Сокольники»;
Активизировать в речи школьников ле5сико-фразеологический материал и грамматические формы слов, необходимые для написания сочинения — описание по картине.
Оборудование: Репродукции картин И.И. Левинтана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники», компьютер, CD-ROM «Шедевры русской живописи» (К и М) 1997, 2001 г., плакат со словами И.С. Никитина:
«У осени поздней, порою печальной,
Есть чудные краски свои,
Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,
в последнем объятье любви».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Воспроизведение в памяти учащихся сведений о художнике И.И.Левитане.
Ознакомление учащихся с основными датами жизни и деятельности И.И.Левитана.
Исаак Ильич Левитан — живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках товарищества передвижников. Представитель реалистической школы.
1860 — родился в семье переводчика и железодорожного служащего Ильи Левитана в местечке в Литве.
1872 — перееезд в Москву.
1876 — учеба в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у пейзажиста А.Саврасова.
1879 — впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники».
1880-ые поездки по Волге, создание ряда волжских пейзажей.
1894 — принятие православного крещения.
1890-ые — расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем» 1894, «Март» 1895, «Озеро. Солнечный день! 1899 — 1990, «Сумерки. Стога» 1899, «Летний вечер» 1900.
Выступление учащихся о жизни и творческой деятельности художника и.И. Левитана.
Раздел 1.
Увеличение картины «Осенний день. Сокольники» 1879, холст, масло, ГТГ.
Исаак Ильич Левитан вошел в русское искусство с целой плеядой молодых художников: А.Куинджи, И.Репин, В. Суриков. Все они стали постоянными участниками выставок и членами Товарищества передвижных художественных выставок. каждый из художников этого «поколения классиков» привнес свое направление, свою ноту, их мироощущение в русское искусство.
Левитан — пейзажист, его пейзаж называют лирическим, поэтическим, музыкальным. Ученик А.Саврасова, левитан уже в первой картине «Осенний день. Сокольники», заявил о связи с традициями своего учителя и пейзажиста Ф. Васильева. Мягкий колорит Левитана, мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, будто ренессансное сфумато, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящией в дымку, одинокая женская фигура, — все создавало щемящее настоение грусти. Не важно, ходил ли сам зритель по дорожкам парка в сокольниках осенью, но пейзаж Левитана настолько обобщен, «очищен» от всего сиюминутного, от знаков конкретного места, что в нем воплотилось чувство осени, переживаемое каждым.
Раздел 2.
Увеличение картины «Ненюфары» 1895, холст, масло.
Каждое лето и начало осени художник уезжал из Москвы за город или путешествоал по Волге, Оке, как И.Репин, Ф.Васильев, В.Поленов, или жил в деревне, снимая угол у крестьянина, или в гостях у семьи Чеховых в Мелихове. Левитан, подобно многим героям своего времени, становился «дачником», тонким, чувствительным городским интеллигентом, убегающим на время из города, чтобы соединиться с природой. Рано утром художник уходил на этюды, днем писал, а вечерами веселые шарады, домашний театр и музыкальные вечера чередовались с рисованием ночных видов. Пейзажи Левитана часто сравнивают с фортепианными произведениями С.Рахманинова и П. Чайковского. Эти произведения воплощают личный опыт создателей и предназначены для камерного, личностного созерцания, через произведения творец и зритель как бы выступают в диалог на равных, разговаривая о том, что им обоим близко.
Увеличение картины «Золотая осень» 1884, холст, масло, ГТГ.
Увеличение картины «После дождя. Плес.» 1894, холст, масло, ГТГ.
Тема этого диалога — душевные переживания, опыт, который можно воплотить в музыке, зримом образе и реже в слове.
Раздел 3.
Увеличение картины «Над вечным покоем» 1894, холст, масло, ГТГ.
После принятия Левитаном православного крещения он обращается к святоотеческой литературе и опыту постижения божественного присутствия в природе. в пейзаже часто присутствуют купола храма, знак освещенности всего мира. Если художник М.Нестеров, изображая созерцаемый мир Божий, обязательно вводит в него фигуру странника, монаха, святого, чтобы создать у зрителя правильный настрой для понимания изображения, то Левитану удается передать ощущение простоты, воздушной легкости, радости от созерцания природы одними красками пейзажа.
Переход к лекции о картине.
Прослушивание экскурсии по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».
Раздел 4.
Увеличение картины «Весна. Большая вода» 1897, холст, масло, ГТГ.
Несмотря на то, что художник при жизни упрекали в этюдности, незаконченности картин, считалли, что пейзаж с натуры — не картина, а лишь слепок с природы, сам Левитан придавал композиции большое значение. Обычно он избирает высокий горизонт, но не увиденный «глазами ящерецы», снизу, наоборот, будто уходящий вдаль, обозримый с высоты птичьего полета. Предметы на первом плане будто уходят вниз, стремятся выйти за поле картины, посередине картины даль расширяется вправо и влево, а дальний план, где тянется ниточка горизонта, изящно окольцовывает нашу прогулку по картине, возвращает внимание к центру полотна.
Раздел 5.
Увеличение картины «Озеро» 1899, холст, масло, ГТГ.
В последних работах, как писали исследователи, художник поднялся над личным переживанием и созерцанием мира до монументального образа — ощущения. Одна из последних работ мастера так и называется — «Русь». Огромное озеро, подернутое рябью, облака, подгоняемые ветром, вызывают в памяти образы славного града Китежа, унесшего с собой на дно озера радость колокольного звона и благочестивой жизни большого города, и водную ширь, увиденную варягами с кораблей в пределах земли русичей. Левитан пишет, как и прежде, не конкретное место, хотя оставляет узнаваемые черты реального пейзажа, но сами понятия — образы широты, радости, бесконечности, находит для их воплощения изобразительную форму.
3. Рассмотрение картины «Осенний день. Сокольники», определение ключевых слов и словосочетаний.
Определение ключевых слов и словосочетаний, помогающих описать эту картину:
Ненастный, дождливый день; хмурое, безрадостное небо; чувство тоски и печали; серые краски, темные тона; мокрые потемневшие сосны; унылый шум ветра; одинокая фигура женщины в темном.
4. Дополнительные сведения о художнике и картине.
Несмотря на свою сравнительную молодость (ему было 23 года), И.И.Левитан обратил на себя внимание художников и публики оригинальной манерой живописи, глубоким настроением в пейзаже. «Левитанская осень» стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки… в творчестве левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством.
Левитан прожил недолгую жизнь — менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позжежизнь неустроенная, внутренне напряженная, полная несвершившихся надежд и горьких разочарований. Не случайно с именем Левитана принято связывать настроения грусти и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, сереньких, пасмурных деньков. «Осенний день». Сокольники» , «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Владимировка», 2Хмурый день» — вот характерные для Левитана мотивы. Жизнь не баловала художника, и в его творчество органично входят эти настроения, стремления в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение. Русская природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе — вот что становится содержанием творчества Левитана.
Самый любимый, самый талантливый ученик Саврасова в училище, он особенно прославился картиной «Осенний день. Сокольники».
5. Беседа по картине.
Вопросы по картине:
Нравится ли вам картина И.И. Левитана «Осенний день Сокольники» ? Что в ней особенно нравится? Какова основная мысль картины? Какие краски преобладают в картине? Почему? какие чувства вызывает у вас картина? Какими средствами этого добивается художник?
По каким признакам можно сказать о приближении осени? Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена осень?
Что вы видите на переднем плане картины, что — на заднем, что — слева, что — справа? Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цветы использует при этом художник?
Как художник показал, что женщина в темном — главная героиня картины? Каков ее внешний вид и как она одета? Что вы можите сказать о выражении ее лица и внешнем виде?
Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства она вызывает?
6. Чтение стихов об осени.
****
Есть всветлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Зловещий блеск и пестрота древ,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно — сиротеющей землею,
И, как предвестье близящихся бурь,
Порывистый и ясный ветер порою…
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та короткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф.И. Тютчев)
*****
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист —
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружиться,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
(А.А. Блок)
*****
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит девушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
(А.Плещеев)
7. Составление плана сочинения — описания.
Общие сведения о художнике И.И. Левитане и тематике его картин.
Общая характеристика картины: тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают.
Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).
4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).
8. Развитие речи.
Учащиеся, используя данные слова и словосочетания, составляют устный рассказ по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Дополняют друг друга.
Составьте рассказ, используя эпитеты, метафоры, сравнения. Дополните его своими наблюдениями за осенней природой.
9. Написание сочинения — описания.
Письмо учащимися сочинения — описания по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
10. Подведение итога урока.
Прекрасное воспоминание об осенней красоте в природе запечатлено на одной из картин известного художника Исаака Левитана. Школьники с большим интересом рассматривают это полотно и интересуются историей создания. Поэтому стоит на уроках русского языка дать задание ученикам написать сочинение-описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники».
Оглавление:
- История создания
- Лирический пейзаж
- Сюжет картины
- Художественные особенности
- Цветовая гамма
- Подготовка к письменной работе
- Пример сочинения
- Эмоциональное восприятие
История создания
Невероятная по замыслу и цветовой гамме картина «Осенний день. Сокольники» Левитаном была написана в 1879 году. Несмотря на то что это полотно принесло Исааку Ильичу признание его великого творчества, история создания этой картины связана с печальными событиями в жизни художника. Известно, что в этот год было вынесено решение, по которому евреям было запрещено жить в столице.
Такое отношение к еврейскому народу было связано с тем, что народоволец Соловьёв совершил покушение на Александра Второго. Поэтому царская семья и её окружение требовали выселения из города «неблагонадёжных». Художник Левитан и его родственники тоже были вынуждены покинуть Москву и поселиться на даче в Салтыковке, а позже перебраться в Останкино, которое также находилось за городской чертой.
Каждый день Илья Левитан уходил бродить в парк Сокольников, где внимательно следил за природой, слушал шум ветра и всматривался в то, как меняется всё вокруг с наступлением осени. Известно, что примерно четыреста лет назад на месте этого парка был густой и непроходимый лес. В нём в шестнадцатом веке любил охотиться Иван Грозный.
Сам художник тоже был охотником и мог в лесу пропадать несколько дней, питаясь одними ягодами. Однажды друзья даже стали переживать и обратились в полицию из-за того, что Левитан пропал. Но через три дня он сам пришёл из леса.
Лирический пейзаж
Только в природе художник мог найти своё душевное равновесие. Поэтому часто с собой брал не ружьё, а этюдник. Так произошло и осенью 1879 года, ведь приближалась отчётная выставка, а Левитану нечего было показывать. Он писал свою картину в Сокольниках в то время, когда уже не было солнца, но и ненастье ещё не наступило. Но порывы ветра настолько были сильны, что листья, жёлтые и поблёкшие, густо осыпались с деревьев.
Старые сосны в аллеях парках своими темно-изумрудными верхушками тянулись к небу. Повсюду виднелась зеленая трава с пожухлой листвой, которая производила странное впечатление. И это не мог не запечатлеть Исаак Левитан в своей картине. Художник радовался, что к выставке у него будет лирический пейзаж, ценность которого состоит в том, что он может передать все эмоции, которые испытывал автор при её написании.
Еще примеры сочинений по картинам Левитана:
- Описание картины Исаака Левитана «Владимирка»
- Сочинение по картине Исаака Левитана «Тихая обитель»
- Описание картины Левитана «Над вечным покоем»
- Сочинение по картине Исаака Левитана «Озеро. Русь»
- Пример сочинения по картине «Весна. Большая вода» Исаака Левитана
- Пример написания сочинения по картине Исаака Левитана «Березовая роща»
- Сочинение по картине Исаака Левитана «Вечерний звон»
Сюжет картины
На репродукции Левитана «Осенний день» изображена пустынная аллея парка в осеннюю пору. Кругом видны вечнозелёные вековые ели. Центральное место в картине занимает тропинка, усеянная жёлтыми листьями. Размер этого левитанского холста небольшой, но весь сюжет проникнут ностальгией и грустью.
На переднем плане изображена девушка, которая медленно идёт по тропинке, усыпанной листьями. Она помогает автору картины правильно описать то состояние, в котором находится природа, да и он сам. Но сам художник не является автором этого одинокого образа. Эту девушку, идущую навстречу зрителю, написал Николай Чехов, родной брат известного писателя.
Художник Левитан несколько дней приходил в парк, чтобы писать свой пейзаж. Но однажды утром он не узнал местность, так как после ночных заморозков все листья с деревьев облетели, а на хвойных ветках лежал иней. Изменился не только воздух, но и краски. Но для Левитана это не стало трагедией, так как основной пейзаж он уже закончил, ему осталось лишь немного его доработать, а это уже можно было сделать и в помещении.
В тот же вечер к нему в гости пришёл однокурсник. Николай Чехов сразу же предложил добавить одинокую красивую женщину в этот грустный пейзаж. Левитан уступил в споре товарищу, и тот дописал центральную женскую фигуру на уже законченном полотне.
Художественные особенности
Если внимательно и близко рассмотреть холст, то можно заметить, что художник использовал для написания крон деревьев и дороги размашистые мазки. Но ближе к центральной части полотна они сливаются в гладь, и такая размытость цветовой палитры придаёт всему пейзажу воздушность.
Ещё одной отличительной чертой этого полотна является его звукоизобразительность. При взгляде на холст кажется, что слышен осенний ветер и скрип высоких сосен, шуршание от одиноких шагов по тропинке и шорох опавших листьев. Все детали и элементы этого удивительного холста помогают создать цельную и лаконичную картину. Но при этом её эмоциональность очень высока.
Цветовая гамма
При написании в 5 классе сочинения «Осенний день» учитель и ребята обращают внимания и на красочную палитру, которую использует автор. Так, на полотне можно выделить следующие основные цвета и оттенки:
- жёлтый;
- зелёный;
- серый.
На холсте листва и трава жёлтого цвета, немного пожухлого. А вот сосны изображены тёмно-зелёного оттенка. Они кажутся даже мрачноватыми. А над всем этим осенним пейзажем плывут хмурые облака. Они помогают создать ощущение пасмурного дня.
Совсем иначе выглядит женская фигура. Лицо девушки печальное, а сама она одета в чёрный наряд. Тёмное небо с голубыми просветами немного смягчает этот одинокий образ прекрасной дамы.
Подготовка к письменной работе
На уроках русского языка в пятом классе школьникам предлагается написать сочинение по картине Исаака Левитана. Сначала проводится подготовительная работа, помогающая ученикам понять, о чём нужно писать в своём сочинении. Ребята должны будут составить план, который может быть таким:
- И. И. Левитан — замечательный художник.
- Описание холста.
- Чувства, вызванные картиной.
А также нужно собрать сведения о художнике, чтобы написать первую часть работы.
Пример сочинения
Известный художник Левитан родился в еврейской семье. Он обучался в столичном училище живописи. Сам художник написал много картин, среди которых можно выделить следующие полотна:
- «У омута»;
- «Золотая осень»;
- «Вечерний звон»;
- «Озеро»;
- «Берёзовая роща».
Работу над известной картиной художник Левитан начал писать в самый сложный период жизни, когда его вместе с семьёй выселили из Москвы. Тогда художнику было девятнадцать лет. Он скучал по любимому городу, и ностальгией навеян простой и невероятно чудесный пейзаж, который передаёт его настроение. Полотно «Осенний день. Сокольники» было написано на небольшом холсте в 1879 году.
Сюжет картины передаёт все краски осени. Невозможно оторвать глаз от дорожки, которая уходит вдаль. По краям её растут небольшие клёны. Листва, которая ещё не полностью опала, вся пожелтела. Клены выглядят беззащитными на фоне тёмных величественных сосен, которые растут чуть поодаль. Хмурое небо также давит своей массой.
Словно слышен шорох листьев, и зритель обращает внимание на центральную фигуру картины. По тропинке идёт прекрасная девушка в длинном чёрном платье. Одной рукой она придерживает подол, чтобы легче было ступать. Другая же рука пытается удержать волосы, развевающиеся на ветру. Она проходит мимо старой деревянной лавки, которая слегка наклонилась вперёд. В парке тихо и пустынно.
Тёмными красками талантливый художник Левитан выразил своё настроение. От полотна веет печалью, грустью и унынием. Эмоциональное состояние автора этого пейзажа затрагивает и мою душу, становится очень грустно.
Эмоциональное восприятие
В осенних красках, использованных художником, отражается тоска, душевная боль и одиночество. Необычное сочетание пейзажа и фигуры прекрасной девушки заставляет зрителя задуматься, что происходит в его жизни. Кажется, что такой пейзаж зритель видел совсем недавно. И в этом прелесть этого холста.
Не смог устоять перед этим полотном и Павел Третьяков, который купил эту картину для своей галереи. Это стало для художника счастливым случаем, так как он смог продолжить жить и творить в Москве. В настоящее время это удивительное полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве. Этот холст является достоянием русской живописи, которое нужно ценить и беречь всем поколениям.
Творчество Исаака Левитана — гордость русского человека. Этот художник сумел передать красоту нашей земли, характер и душу России. На его полотнах царствует «русский дух», как в лирике А.С. Пушкина. Многомудрый Спринт-Олимпик представляет сочинение-описание по картине Левитана «Осенний день. Сокольники» для 8 класса. С его помощью Вы ближе познакомитесь с наследием великого художника. Приятного просвещения!
Вариант 1: Подробно
Исаак Ильич Левитан — мастер «пейзажа настроения». Этот выдающийся российский художник написал свою работу «Осенний день. Сокольники» в тысяча восемьсот семьдесят девятом году. Он потрудился в привычном для него жанре – пейзаже. Это полотно стало одним из самых известных в коллекции художника.
Картина соединяет в себе две противоположности: силу природы и человека, как части вселенной. Работа соединяет в себе как светлые, так и тёмные тона, создавая контраст чувств. Мы видим аллею, которая с двух сторон украшена маленькими деревцами. Все их ветви покрыты золотистыми листьями, часть из которых опала вниз — на землю. Сама трава на земле ещё не утратила свой зеленоватый оттенок, лишь частично желтизна отвоевала себе место среди травинок. По краям аллею охраняют густые деревья, покрытые густой темной листвой, придавая картине объем. Справа, среди золотистых деревьев, стоит одинокая старая скамейка, а по самой аллее идёт женщина. Дама в темном одеянии, с черным головным убором и массивными украшениями на шее. Рукой придерживая голову, опустив взгляд вниз, она идёт умеренным шагом вперед. Возможно, так она пытается укрыться от дождя, ведь небо очень пасмурное, наверняка тучи уже разрешились струями воды.
Переходим к анализу природы и человека в картине Левитана. Они создают контраст по краскам (желтое противопоставлено черному), но по настроению гармонируют. Мрачное одеяние женщины соответствует увядающей прелести осени. Меланхолия этого времени года передается как в природе, так и в проходящей даме. Даже скамейка выражает одиночество и уход некогда любимо лета. Несмотря на яркую золотую дорожку, весь этот цвет заглушают тень деревьев и меланхолия потерянной девушки. Грусть, сожаление о потере чего-то ценного отзывается и в пожелтевших листьях деревьев, и в темном образе дамы, чьи мысли далеки от красот природы. Противоречия встречаются и в красках, яркие цвета, белое светлое небо контрастируют с темными тонами лесистого массива и настроения, которое передается зрителям.
Для меня картина была красива, аккуратна и хорошо продумана по композиции и посылу, однако она холодна, меланхолична и наполнена грустью. Чувство потери угнетает и подавляет все светлые эмоции, потеря девушки, потеря лета, потеря тепла. Через изображенный автором холод можно прочувствовать на себе осенний ветер и возникающие тучи, за которыми последует дождь.
План сочинения-описания по картине Левитана «Осенний день. Сокольники»:
Вариант 2: Кратко
В тысяча восемьсот семьдесят девятом году Исаак Левитан создал свой известнейший пейзаж «Осенний день. Сокольники». Художник часто обращается к красоте, неоднородности и сказочности природы, делая из простого пейзажа сюжет, где деревья, трава, цветы играют главные роли.
На переднем плане мы видим девушку, одетую в черное платье и темный головной убор. Её наряд кажется траурным, вдовьим. Девушка удерживает лицо и опускает свой взгляд в пол, игнорируя изменения в природе и надвигающийся дождь. Не видя четко эмоции девушки, мы все же можем ощущать её скорбь, печаль и уныние. Переключив своё внимание на окружающий мир, можно разделить композицию на яркую и темную её часть. В светлой части располагается золотистая аллея, вдоль неё растут небольшие деревья, которые уже начали терять листья. Весь свет омрачает одинокая, старая, деревянная скамейка на правой стороне. Складывается впечатление, что только что с этой скамейки упорхнуло теплое лето. Если посмотреть чуть шире, то виднеется вторая часть композиции – густые деревья, напоминающие дубы. Их листья ещё не приняли желто-красный оттенок, крона представляет собой темную массу, которая нависает над небольшой аллеей. На небе автор изобразил смесь светлых и темно-грязных тонов, создавая иллюзию туч и дождя, которая смоет остатки тепла.
Левитан на своей картине соединил внутренний мир человека с окружающим его снаружи внешним состоянием. На душе у девушки горечь утраты, которая выражается в потере листьев и теплых дней, в надвигающимся дожде. Автор картины будто бы нарочно изобразил все переживания дамы в природе. Мое впечатление от картины очень двойственное. С одной стороны, она несет в себе глубочайший смысл и сюжет, что заставляет сопереживать героине и восхищаться И. И. Левитаном, как живописцем, с другой стороны, настроение, полученное от картины, мрачно, печально, заставляет окунуться в это состояние депрессии и меланхолии.
План сочинения-описания по картине Левитана «Осенний день. Сокольники»:
Предыдущая
СочиненияСочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье» (по плану)
Следующая
СочиненияСочинение по картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»