«Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл, да и полно».
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю». Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул».
Социально-педагогический комментарий. Здесь налицо нарушение известной христианской заповеди «Не кради». На первый взгляд этот текст кажется слишком незначительным для развернутого социально-педагогического анализа. Вместе с тем иногда и маленький текст несет больше информации, чем тот или иной развернутый трактат. Для его анализа необходимо обратить особое внимание на подлежащие и существительные, которые в каждой сказке являются образным обобщением, доведенным до уровня содержательного символа, рождающего чрезвычайно содержательные иносказания. Эти иносказания можно выявить, если попытаться оценить имеющиеся в сказке предметы, вещи, животные и т. д. как символы, изображающие распространенные социальные ситуации в соответствии с привычными ассоциациями. Назовем основные подлежащие, присутствующие в сказке – баба, кувшин, молоко, лиса, голова (лисы), кувшинушко, голубчик (обращение Лисы к кувшину), река. Слово «баба» ассоциируется с бесхитростным, естественным трудовым поведением, реализующимся в бытовых, повседневных ситуациях. «Кувшин» – с некоторым скрытым содержимым, которое может принести благо или вред. Здесь содержится тайна, пока кувшин не открыт, из него не отпито и т. д. «Молоко» – это дар жизни, основа роста, символ материнской заботы, выкармливания и т. д. «Лиса» – это коварство («лисье»), хитрость, попытка присвоить чужое, обман. «Голова лисы» – именно здесь зарождаются хитроумные планы, комбинации, «прохиндейство» и т. д. «Кувшинушко» – отношение к содержимому кувшина как дарителю и хранителю блага, дающего и поддерживающего жизнь. «Голубчик» (по отношению к кувшину) – благодарность не только кувшину, но и тем, кто наполнил этот кувшин этим благом. «Река» – в социальном контексте это часто река времени, река забвения, быстротекущей жизни и т. д.
Сами по себе сочетания подлежащих, существительных со сказуемыми и глаголами в сказках уже есть обозначаемые важные ситуации, т. к. в сказках нет случайного или второстепенного текста. Все в тексте, так или иначе, указывает не только на характеристики персонажей, но и на значимые ситуации, имеющие социальный и педагогический смысл.
Уже в первом предложении сказки «Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком?» содержится определенный социально-педагогический смысл.
Для чего прячут за кусты кувшин с молоком? Для того чтобы сохранить его прохладным и обезопасить от воров. Этот кувшин также – своеобразная награда за тяжелый физический труд. И это молоко, конечно, имеет для труженика особый вкус. Здесь также проявляется и бережное, уважительное отношение к еде, которое свойственно людям крестьянского труда. Рассмотрим следующие предложения в сказке: «Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может». Отметим, что Лиса сунула в кувшин свое самое ценное – свою хитрую голову. Причем глагол “вылакала” подчеркивает жадность, животность, которые пересилили разум. Кувшин же – олицетворение в данном случае блага, предназначенного в качестве награды бесхитростной труженице, оказывается сильнее лисьей головы. Кувшин щедр, он не отказывает никому, а вот Лиса вдруг стала его пленницей. И здесь заложен громадный социально-философский смысл – «хитрые и наглые не умеют правильно использовать получаемые ими блага». «Правильно» в том смысле, что, хватая то, что им не принадлежит, они попадают в ситуации, угрожающие так или иначе их существованию, если не в настоящем, то в будущем. Это происходит потому, что они захватывают эти блага из чужого «мира». И соответственно эти «блага» относятся к ним как к «чужакам», лишая их разума, бдительности и чувства меры (по отношению к захваченному чужому благу меры быть не может). Ведь кувшин создан таким образом, чтобы не засовывать туда целиком лицо, морду, а пить с удовольствием, не спеша, не воровски. Следующие предложения: «Ходит лиса, головой мотает и говорит: “Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл, да и полно”». Обратим внимание на то, как Лиса осуществляет проекцию собственной хитрости и игривости на неодушевленный кувшин. Этот эпизод интересен тем, что Лиса становится пленницей собственных представлений (считает, что другие также хитрят и “балуются”, если Лиса терпит от них ущерб). В ее хитрую голову не приходит простая мысль о том, что она сама загнала себя в капкан. Причем Лиса настолько внутренне сжилась с кувшином как, с одной стороны, носителем такого же баловства и хитрости, с другой – соперником, что она готова утопить его, совершенно не задумываясь о собственной безопасности. Лиса изменила собственной хитрости, стала действовать силой, а не умом. Лиса слишком переоценила себя, не затрудняясь изменить поведение в зависимости от новой, непредсказуемой ситуации. Отсюда вывод – успешный мошенник рано или поздно становится негибким «догматиком», реализующим преимущественно уже имеющиеся алгоритмы поведения, которые при неожиданной смене обстоятельств приводят к краху.
Для социальной педагогики эта сказка является хорошей иллюстрацией того, к чему приводит десоциализированное поведение. Используя некоторые социально-антропологические универсалии, можно дать соответствующие характеристики поведению Лисы.
Время. Лиса находится в идеальном (условном) времени. Она хорошо планирует свои действия (в данном случае ловкое воровство кувшина), но не может адекватно действовать в сказке в режиме реального времени – когда надо обратить внимание на особенности кувшина «теперь и сейчас» и принять соответствующее решение.
Объекты. Лиса хорошо замечает реальные объекты, но у нее нет продуманного плана собственных действий на основе предварительного моделирования своих действий (оперирования с идеальными объектами – в данном случае с «идеальным» кувшином, чтобы заранее продумать, как ей не застрять в кувшине, как вытащить из него потом голову). Ей привычней подбирать «то, что плохо лежит» («физические объекты»). Причем с правовой точки зрения Лиса действует безупречно – она выпивает содержимое кувшина, который на время остается как бы «ничейным», брошенным. Это – позиция «успешного», «эффективного» собственника, ворующего чужие блага («объекты»), благодаря вольной или невольной беспечности прежнего хозяина этих благ (в данном случае – кувшина).
Пространство. Лиса плохо ориентируется в идеальном пространстве (не умеет моделировать пространство для своей активности). Таким идеальным пространством в сказке является замкнутое пространство кувшина, которое Лиса должна была представить сначала в собственной голове, чтобы не застрять в кувшине. В этом проявляется выраженный эгоцентризм Лисы, привыкшей достигать своих целей любой ценой без предварительного особого продумывания обстоятельств действия («идеального пространства»). Лиса в сказке настолько торопится выпить содержимое кувшина, что у нее не остается времени продумать свои действия до конца.
Идеальное пространство Лисы (ее хитроумие) непосредственно сталкивается с физическим пространством кувшина. Физическое пространство кувшина побеждает. Это происходит потому, что пространство кувшина не предназначено для того, чтобы в него совали голову. Оно существует для удобства тех, кто пользуется кувшином не воровски, цивилизованно. Для тех же, кто действует не «по правилам кувшина», последний оказывается западней. В любом воровстве присутствует такая скрытая ловушка для самого вора – его любой воровской замысел (идеальное пространство) так или иначе оборачивается против самого вора, поскольку украденное существует по законам физической, а не идеальной реальности, которая не может учитывать все разнообразие физического мира. Поэтому физическое пространство (в данном случае пространство кувшина) «мстит» идеальному пространству (замыслу) вора за то, что он пытается втиснуться со своим идеальным пространством (хитрой головой Лисы) в узкое физическое пространство, предназначенное для ограниченного числа задач.
Энергия. Лиса способна реализовывать свою энергию в виде применения имеющихся знаний, алгоритмов поведения (в данном случае алгоритмов воровства) и, соответственно, на определенном уровне она вполне обучаема и владеет идеальной (продуманной) энергетикой как энергетикой хитрости, разума, даже в большей мере, чем физической энергией. Но эти навыки достаточно ограничены и не всегда применимы в «нештатных» ситуациях (в данном случае, в невозможности легко вытащить голову из кувшина). Все эти особенности поведения Лисы имеют определенное социально-педагогическое значение.
Лиса привыкла действовать в уродливых социальных условиях, которые она же сама и создает – придумывание мошеннических ситуаций, часто без учета социальной реальности, в первую очередь, ее пространственно-временных характеристик. Потеря реальной ориентировки в хронотопе реальных социальных обстоятельств связано, в первую очередь, с доминированием хищнических инстинктов, низменных материальных потребностей, делающих этот персонаж близоруким в отношении меняющихся социальных ситуаций. Таким образом, в социально-экологическом смысле мышление комбинаторов-жуликов и воров достаточно консервативно, если для них приобретение материальных благ становится самоцелью. Поэтому, когда требуется адекватное социальное поведение, Лиса, в прямом и переносном смысле, «теряет голову», не видя простых решений. Лиса оказывается несоциализированной в том отношении, что она теряет модели поведения, ведущие к цели прямым путем на основе уже имеющихся в обществе нормативов социального поведения. В результате асоциальный субъект в конечном счете обманывает сам себя. «Непрямой», обходной, воровской путь к материальному благу становится самым небезопасным, поскольку исключает стремление к рефлексии собственного поведения как значимой ценности. Любая мошенническая хитрость по своей сути достаточно примитивна. И эта примитивность, в конечном счете, обязательно проявится, поскольку мир простых в экологическом отношении правил и решений так или иначе «перемалывает» мир воровства и мошенничества, который существует на основе достаточно обозримого числа одних и тех же алгоритмов (не важно, что украсть, главное, как украсть, но каждый объект воровства «ведет» себя по-разному). Лиса по отношению к кувшину действует на основе привычных поведенческих алгоритмов – сначала она потребляет все, что есть в кувшине, затем, попавшись в западню, она пытается его «задобрить», видя в нем такого же «шалуна» и «хитреца», а затем она проявляет агрессию по отношению к кувшину такой силы, что сама тонет вместе с ним. «На всякого мудреца довольно простоты». Лисе и в голову не может прийти, что предназначение кувшина состоит не в том, чтобы ловить преступников (Лиса судит по себе на основе своего ограниченного опыта), а служить труженикам. Поэтому его устройство – это не ловушка, а удобная емкость для спокойного (не воровского) потребления содержимого, удобного и безопасного хранения это содержимого. Но Лисе для того, чтобы понять это очевидное, надо самой вести образ жизни труженицы. А это исключено. Взятое чужое всегда в конечном счете не впрок, поскольку оно взято из чуждого ему социально-культурного контекста – таково возмездие любому воровству.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Лиса и кувшин
Автор: Мирзабекова Сулхуджат Пакиддин кызы
Организация: ГБОУ Школа №1368 ОП-1
Населенный пункт: г. Москва
Цели занятия:
Воспитательные: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего). Умение пересказывать сказку.
Обучающие: познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин»; объяснить значение слова «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «перед»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».
Ознакомление с предложением: учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова;
Развивающие : умение отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки; упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая).
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки — баба, лиса
— предметные картинки — кувшин, серп, сноп
— декорации: поле, река
— демонстрационный рисунок «Где кувшин?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас с вами интересное, необычное занятие. «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с воспитателем встают в круг.)
Ребята, каких диких животных наших лесов вы знаете? Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
Ребята вы сегодня услышите русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, вам придется отгадать. Я прочитаю вам загадку, а вы её отгадайте.
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало —
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Правильно. Почему вы решили, что это лиса? (обосновать отгадку) В сказке, которую я вам сейчас прочту, тоже присутствует лиса. Вот посмотрите, она к нам в гости пришла.
Какая она лиса? Описывать внешний вид (Она рыжая, мягкая, хвост золотистый и пушистый, уши треугольные, глаза чёрные).
А по характеру какая она? (Хитрая, коварная, умная, нечестная, злая, обманщица).
Что умеет делать лиса? ( бегать, подкрадываться, ловить мышей, заметать хвостом следы).
Ребята вспомните, какие русские народные сказки с участием лисы вы знаете. («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».)
Молодцы, много знаете сказок про лису.
2. Знакомство со сказкой.
Ребята, послушайте сказку, которая называется «Лиса и кувшин».
В этой сказке, вы услышите слова жать: это значит серпом срезала хлебные колосья. Серп — это большой закругленный нож, специально для такой работы в поле. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни комбайнов, и людям в поле всё приходилось делать своими руками. Прочитать детям сказку, одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.
«Кувшин и лиса»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
3. Подумай и ответь.
Я сейчас задам вам вопросы по содержанию сказки, а вы подумайте и ответьте.
1. Что делала баба в поле? ( Жала рожь.)
2. Что принесла баба с собой? (Кувшин с молоком)
3.Как лиса подошла к кувшину? (подкрадывалась) Дети показывают.
4. Что сделала лиса с кувшином и молоком? (Всунула в кувшин голову и вылакала молоко.)
5. Что случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)
6. Как ласково она обращается кувшину (кувшинушко, голубчик) и как называла его сердито? ( Проклятый.)
7. А почему она стала разговаривать сердито? (потому что не могла вытащить голову из кувшина.)
8.Что решила сделать лиса с кувшином? (Решила топить кувшин)
9. Получилось у нее утопить кувшин? (Да.)
10. И это случилось с лисой? (Да.)
11. В этой сказке можно назвать лису хитрой? (Нет.) А какая она? (Глупая, бесхитростная, злая). Рассердилась лиса на кувшин — захотела его утопить, да вместе с ним и себя погубила.)
4. Пересказ детей
Ребята внимательно послушайте сказку ещё раз, а потом вы будете её рассказывать сами.
1) Пересказ по частям.
2) Пересказ по ролям.
3) Выборочный пересказ по характеру лисы.
В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по-другому? Вместо слова побежала придумайте другое слово. Что сделала лиса, как сказать по-другому? (Помчалась, понеслась, полетела.)
Молодцы, много интересных слов назвали, а теперь придумайте, составьте такое предложение, что бы в нём было слово лиса.
5. Подвижная игра «Сноп и колос».
Предложить детям выйти на лужок и самостоятельно сделать кружок. Сейчас вы будете изображать поле с хлебными колосьями.
Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложить детям показать сноп — много колосьев, собранных вместе. Для этого надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.
Когда движения будут разучены, объяснить детям правила подвижной игры: по команде «колосья» дети должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изобразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь сходиться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.
Несколько раз сменить команды «сноп» и «колос».
6. «Живые слова»
Напомнить детям, как они играли в «живые слова». Сейчас вы должны угадать одно слово, чтобы получилось предложение.
Пригласить к столу троих детей. Двум детям говорить слова рыжая и лиса. Третье слово добавляют дети (крадётся, мчится, несётся, приближается…).Выбрать одно из названных детьми слов и предлагать третьему ребёнку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса). Подводить итог: «У нас получилось предложение». Дети читают предложение: Рыжая лиса приближается.
Менять слова местами: «А сейчас какое предложение?» (Приближается рыжая лиса.)
7. Сказочные загадки.
На фланелеграфе картинки с изображениями серпа, колоса и снопа. Загадать загадки. Предложить детям слушать внимательно и показывать отгадки.
1) Месяц-молодец
Днем в поле блестел,
А к ночи на небо взлетел. (Серп)
2) На соломинке дом,
Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)
3) Среди поля встанет в соломенном кафтане.
Подпоясан не поясом,
А хлебным колосом. (Сноп)
8. Где кувшин? (На употреблении пространственных предлогов)
Показать детям картинку «Где кувшин?» и обсудить, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед кустами», «за кусты», «в кусты» «на лавочку», «под лавочку»
Уточнить, что при этом находится впереди, а что сзади (кусты или кувшин). Где кувшин стоит слева от кусты или справа.
9. Подведение итогов занятия.
Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка?
Кто из детей интересно, понятно и правильно рассказал сказку?
Ну а нам пора прощаться, И со сказкой расставаться.
Опубликовано: 13.01.2019
- Сердитая барыня
- Либо в рай, либо в ад
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
Сказка – это самый известный среди жанров устного народного творчества. Именно эта разновидность фольклора занимает центральное место в детском чтении. Начиная с младенческих лет, когда первые сказки читает малышу его мама, сказка становится верным спутником ребенка, дает ответы на многие вопросы, советует и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, предлагает решение многих проблем. Занимательный и забавный сюжет сказки волнует воображение маленького читателя, развивает фантазию и творческие способности.
Традиционно самыми подходящими для ребенка считаются сказки о животных, они небольшие по объему, очень динамичны и содержат в себе много диалогов. Диалогичность сказки делает ее похожей на игру и дает возможность ребенку вместе с родителем разыграть целое театрализованное исполнение. В этих сказках часто встречаются зарифмованные строчки, которые малыш легко может запомнить и воспроизвести.
Смешные и забавные истории о ситуациях, в которые попадают звери, дают ребенку возможность в ненавязчивой манере получить самые первые представления о морали. Каждое животное олицетворяет какое-либо из человеческих достоинств или пороков. При этом персонаж имеет четкую характеристику, переходящую из одной сказки в другую. Все животные поделены на отрицательных и положительных, чтобы ребенку, который является главным адресатом русской народной сказки, было легче ориентироваться в нравственных категориях добра и зла. С этой целью сказочная картина мира поделена на два полюса, на одной стороне читатель наблюдает все то, что заслуживает восхищения, на другой – порицания.
Помимо прочего фольклорные сказки о животных позволяют ребенку приобщиться к миру родной природы, познакомится с повадками зверей, узнать о их внешних характеристиках, среде обитания, научиться вести себя правильно при встрече с животными.
Главным и, по сути, единственным действующим лицом русской народной сказки «Лиса и кувшин», как и многих других русских народных сказок о животных, является лисица. Увидев однажды, что баба, которая вышла на жатву, оставила за кустом кувшин с молоком, плутовка-лиса решила им полакомиться. Она прокралась к кувшину, вылакала молоко из него и хотела было высунуть голову, но не смогла – голова накрепко застряла в кувшине. Лиса в попытке освободиться даже попыталась уговорить кувшин отпустить ее, она обращается к кувшину как к живому существу. Но и эта попытка потерпела поражение. Тогда лиса вздумала утопить кувшин в реке, но утонула вместе с ним и сама.
История, представленная в сказке «Лиса и кувшин» поучительна. Ребенок, который знакомится с этим рассказом, поймет, что поступок лисы достоин порицания и наказание, которое она получила вполне закономерно.
Читайте сказку «Лиса и кувшин» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации. Делитесь этим занимательным сюжетом со своими родными и друзьями.
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
- Старик и волк
- Вор-5
Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
( старший возраст)
Направления развития детей: речевое, социально – коммуникативное,
художественно – эстетическое, познавательное.
Виды детской деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей,
способствовать развитию связной речи.
Задачи:
- Продолжать учить пересказывать р.н.с. «Лиса и кувшин»
последовательно, выразительно, близко к тексту, используя речевые обороты из текста, отвечать на вопросы, драматизировать, подбирать самостоятельно декорации и их располагать. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Активизировать словарь.
Создать условия для практического овладения разговорной речью.
Обеспечить становление мыслительных процессов у детей.
Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать.
- Развивать внимание, память, мышление, связную речь (диалоговую,
монологическую), интонационную выразительность речи,
игровую деятельность, коммуникативные и творческие способности.
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к
изобразительной деятельности, нравственные качества (не хвастаться, прийти на помощь в трудной ситуации).
Оборудование: мультимедийная установка, сундук, иллюстрации р.н.с.
«Лиса и кувшин», материал для изодеятельности детей, бросовый и природный материал, ноутбук, фотоаппарат.
Словарная работа:
- активизация – подбор ласкательных прилагательных к существительному «сундук»,
- обогащение словаря – «всунул», «полно», «голубчик», «жать»
Содержание н/ организованной деятельности детей:
Методические приёмы:
1.Игровая ситуация –
Цель: обеспечить мотивацию предстоящей деятельности детей и принятие цели.
(сигнал скайпа)
Воспитатель: «Что это может быть?»
Дети: « звонок, сигнал, звонят нам»
Воспитатель: «Что предлагаете сделать?»
Дети: «Включить связь, мы узнаем, кто нам звонит»
(на экране появляется Сказочница)
Сказочница: «Здравствуйте ребята! Я Сказочница. Ехала к малышам сказку рассказывать, да вот беда, сундук со сказкой в дороге потеряла,
малыши ждут, а сказка без сказочного сундука не рассказывается.
Я очень далеко нахожусь от вас. Ребята, вы сможете мне помочь найти сундук и малышам встретиться со сказкой ?»
Воспитатель: «Дети, мы сможем помочь Сказочнице? Как?»
(предположения детей найти сундук, дети ищут сундук)
Воспитатель: «Несите сундук сюда. Как вы думаете это тот сундук? Как мы сможем узнать?»
(предположения детей открыть его, посмотреть что в нём, сундук не открывается)
Воспитатель: «Как же мы поступим, чтобы он открылся?» 2.Дидактическое упражнение «Волшебный сундучок»
Цель: упражнять в подборе ласкательных прилагательных к существительному «сундучок»
Дети: славный, ласковый, замечательный, хороший, удивительный,
нежный, добрый, любимый и т.д.
(открывается сундук)
Воспитатель: «Что же вы увидели? Где – то мы уже с ними встречались?»
3. Дидактическое упражнение «Узнай сказку»
Цель: актуализация прошлого опыта детей, узнавание детьми знакомой сказки по иллюстрациям.
Дети: « Иллюстрации из р.н.с. «Лиса и кувшин»
Воспитатель: « Это точно сказка «Лиса и кувшин?»
( дети доказывают по героям сказки )
Воспитатель: «Получается мы сундук нашли, сказку тоже, мы её узнали, что это сказка. Как же мы сможем её передать Сказочнице? Ведь она далеко от нас?»
(предложения детей – передать по телефону, по телевизору, по скайпу,
книгу передать, по Интернету – это очень быстро и современно; приготовить костюмы, поехать в качестве артистов и показать сказку, сфотографировать, озвучить и отправить по электронной почте)
Воспитатель: «Ребята, вспомним сказку, раскалывая последовательно картинки, обратите внимание на экран ( изображение сказки на слайдах)
Воспитатель: «Пора за дело»
(дети раскладывают картинки, опираясь на экран)
4.Пересказ сказки при составлении макета
Цель: помочь осмыслить идею, характер и поступок героев.
Воспитатель:
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Что баба делала на поле? (значение слова «жала»)
- Что сделала лиса? (значение слова «всунула»)
- Как можно охарактеризовать лису? ( жадная)
- Как сказка закончилась?
5.Физминутка
Цель: смена статической позы на активную.
Дети: «Показать:»
- Как ходит лиса?
- Как головой мотает?
- Как бегает лиса?
6. Составление макета по сказке «Лиса и кувшин»
Цель: передать эмоционально характеры и поведение героев самостоятельно, одеть костюмы, подготовить сцену (декорации)
Работа с бросовым материалом ( составление макета, обсуждение какие фигурки будут выбраны для лисы, бабы, реки, кувшина)
7. Итог:
(видеозапись – Сказочница благодарит, что быстро получила по Интернету сказку и малыши смогли её услышать и увидеть, и ещё малыши ждут артистов, которые смогут показать представление сказки)
Цель: оценка деятельности детей.
Воспитатель:
- «С какой сказкой мы сегодня встретились?»
- «Какие новые слова использовали в своей речи?»
- «Хорошо ли быть жадным?»
- « С кем поделитесь тем, чем вы занимались?»
- «Что особенно понравилось вам сегодня?»
Ребята, я хочу вас поблагодарить, вы все молодцы, хорошо поработали, помогли Сказочнице, большое вам спасибо, примите подарочек от меня, будете играть у себя в группе.
конструкт образовательной деятельности
по ПМ 03 Организация занятий по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Матвеевой Юлии Петровны, студентки 43 б группы
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и Кувшин»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети проявляют умение слушать новые сказки на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин» сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин».
Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин»
Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт».
Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.
Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»
Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин» и пересказа сказки.
ЗАДАЧИ образовательной деятельности |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитывать желание слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Лиса и кувшин»), сопереживать героям произведения. Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин». 2.Развивающие задачи: Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин». Развивать любознательность. Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок. Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми. Развивать инициативу и самостоятельность в общении. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Чья работа?» 3.Обучающие задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин» Обогащать словарь детей новыми словами: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт». |
Миша – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания:
Поощрение, беседа, чтение.
Методы обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Приёмы мнемотехники: мнемоквадраты, мнемотаблица.
Список использованных источников:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
-
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
-
Лиса и Кувшин: Читаем по слогам: [Для мл. школ. возраста] / [Худож. В. Пустовалов, И.Пустовалова]. — [М.: Книжный дом, 2017.]. – 10 с.
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Лиса и Кувшин», мнемоквадраты, сундук, письмо, мольберт, иллюстрации кувшина и лисы.
Предварительная работа: отгадывание загадок героях сказки.
Задачи: развивать слухоречевую память детей, развивать инициативу и любознательность детей, развивать творческое воображение
Оборудование: картинки с изображением героев
Ход:
Не молода совсем она,
А как глаза искрятся!
А руки добрые её Работы не боятся.
Я напишу её портрет,
Оставлю лучших ей конфет,
Скажу, друзья, вам не тая, Ведь это — (бабушка)
Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын –
Пузатый глиняный (кувшин)
Зверь красивый, грациозный,
Часто прячется в нору,
Но охотится серьёзно –
Кур считай ты поутру (Лиса)
Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Кто в какой сказке живёт?»
Задачи: развивать связную речь ребенка в процессе дидактической игры «Кто в какой сказке живет?», развивать память ребенка.
Оборудование: изображения героев различных сказок
Ход: Дети, мы читали очень много интересных сказок, и, кажется, я перепутала всех героев и теперь они живут не в своих сказках, можете помочь мне вспомнить, кто в какой сказке живёт?
Кто это? Воробей, блин, мышонок.
А в какой сказке они живут? (Воробей, блин и мышонок живут в сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»).
Кто это? Лиса
А в каких сказках она живет? (Лиса живет в сказке «Лиса и Журавль», напишите, ещё в каких сказках живёт Лиса?)
Кто это? Лиса, петух, заяц
А в какой сказке они живут? (Лиса, петух и заяц живут в сказке «Заюшкина избушка»).
Кто это? Лиса и Кувшин
А в какой сказке они живут? (Лиса и Кувшин)
Ход деятельности
Этапы |
Методы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: -заинтересовать детей на предстоящую деятельность; -воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. -воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин» |
Эмоциональное- стимулирование; беседа |
Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу волшебный сундук. -Ребята, вы слышите, что кто-то стучится в дверь? — Давайте посмотрим, кто там — Посмотрите, что я нашла за дверью, это же волшебный сундук, вы хотите узнать, что в нём находится? Давайте же скорее посмотрим. -Ребята, что же это такое? -Правильно, книга. -Ребята, а на книге лежит записка, может быть, прочитаем ее? — Здравствуйте, читатели, пишет вам сказочница. Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. Чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать! Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её …(лиса) Воспитатель выставляет на мольберте изображение лисы, похвалит детей — Молодцы ребята, правильно первую загадку отгадали, а вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, Круглые бока. Нужен нам для молока. И даже в жаркий день всегда В нём холодная вода. (Кувшин) — Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Ответы детей — Правильно, она называется «Лиса и Кувшин» —Ребята, давайте все вместе вспомним, как нужно рассматривать книгу, чтобы её не порвать и не помять страницы. -Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя бросать книгу, вырывать книгу из рук. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть книгу и подумать, кто же мог стать её героями. Посмотрите на обложку, кто здесь изображен? Ребята, как выдумаете, кто главные герои сказки? молодцы. -Ребята, вы хотели бы узнать, какая история произошла с ними? -Я предлагаю вам ее прочитать, вы согласны? |
Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание |
Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. Дети демонстрируют бережное отношение к книге |
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ Задачи: — познакомить с русской народной сказкой «Лиса и Кувшин»; — формировать интерес к чтению; — воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения. |
Художественное слово; выразительное чтение; иллюстрация; демонстрация. |
Воспитатель читает сказку Воспитатель показывает иллюстрации в книге. |
Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги. |
Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Лиса и кувшин» проявляют интерес к чтению; умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения. |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: — обогащать словарь детей новыми словами: «жать», «подобралась», «вылакала», « кувшин не отстаёт» — вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. |
Беседа; эмоциональное стимулирование; поощрение; иллюстрация; выборочное чтение |
Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. -Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Лиса и Кувшин»? -А что вам в этой сказке особенно запомнилось? — Как вы считаете, о чем эта сказка? — Дети, встретилось слово «жать»? Что это значит? — это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля. слово «подобралась означает — тихо подбежала. Слово «вылакала» – выпила. Как вы понимаете такие слова «кувшин не отстаёт»? Они означают — кувшин не отпускает. — Расскажите, как лиса попала в кувшин? — Как лиса сначала разговаривала с кувшином? — Как лиса стала, потом разговаривать с кувшином? -Можно ли было поступить по-другому? — Чем закончилась сказка? — Ребята, что бы вы могли посоветовать Лисе? -Как вы думаете, чему может научить сказка «Лиса и кувшин? |
Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение |
Дети умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок; Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстаёт». |
Физкультминутка Задачи: — снять мышечное напряжение; — подготовить к дальнейшей деятельности -совершенствовать двигательные умения и навыки детей |
Показ воспитателя; упражнение |
Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости. Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать себе лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – лиса! До чего же хороша! |
Дети выполняют упражнения по образцу. Дети проявляют физическую активность. |
Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. Дети демонстрируют двигательные умения и навыки |
2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ Задачи: — воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; — формировать интерес к чтению; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. |
Выразительное чтение, повторное чтение, приёмы мнемотехники (мнемоквадраты) |
Воспитатель читает второй раз сказку и делает раскадровку сказки (раскладывает картинки-мнемоквадраты, обозначающие последовательность действий). |
Дети внимательно слушают сказку, рассматривают картинки, запоминают сказку. |
Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; проявляют интерес к чтению. проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
2.4 Пересказы детей Задача: — развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин» |
Пересказ; рассказывание; поощрение; приёмы мнемотехники (мнемоквадраты) |
Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов. — Ребята, кто хочет попробовать рассказать русскую народную сказку «Лиса и Кувшин» по картинкам? |
Дети пересказывают содержание сказки (один начинает пересказывать, другой — продолжает, следующий – продолжает…) слушают сверстников. |
Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Лиса и Кувшин». |
2.5. Дидактическая игра «Разложи по порядку» Задача: Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку» |
Беседа; игра, приёмы мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожка (мнемотаблица) |
Я предлагаю сыграть в игру и выяснить, кто самый внимательный слушатель? Игра называется «Разложи по порядку». Ребята опять все картинки перепутались между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на своих местах. -А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание. С чего началась сказка? Какая картинка должна быть первой? Кто изображён на первой картинке? Расскажите! -Что случилось потом? -Кто на второй картинке? — Что произошло с лисой потом? Что изображено на третьей картинке? — Чем закончилась сказка? Что было на последней картинке? — Ребята, вы такие молодцы, все картинки правильно разложили, значит, внимательно слушали сказку, поэтому справились с игрой очень хорошо! |
Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Разложи по порядку», отвечают на вопросы полным предложением. |
Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением. Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку» |
3. Рефлексия. Задачи: — формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности — развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. |
Беседа |
Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. Дети, скажите, вам понравилось рассказывать сказку по картинкам? Вам легко было рассказывать сказку по картинкам? — Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? -Как вы их преодолели? За что вы хотите себя похвалить сегодня? |
Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение. |
Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Задачи: — ориентировать детей на самостоятельную деятельность; — развивать инициативу и самостоятельность в общении. |
Беседа |
-Ребята, как вы думаете, может быть в нашем волшебном сундуке еще что-нибудь интересное появилось? -Давайте посмотрим? -Ребята, как вы думаете, что это? -Правильно, ребята, это письмо от сказочницы. Уважаемые ребята, я очень рада, что вы прочитали сказку, надеюсь, она вам понравилась, и вы поставите ее на самую видную полку в группе и еще не раз перечитаете. В моей стране скоро должен быть спектакль по это сказке, но мы никак не можем придумать к ней афишу, поэтому решили объявить конкурс на лучший рисунок афиши, если вы хотите, вы можете поучаствовать в нем, мне кажется, что ваши рисунки будут красивыми и интересными» |
Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. |
Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Русская народная сказка «Лиса и Кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
5