Родная русская литература. 5 класс
У р о к 2. Русская народная сказка «Лиса и Медведь»
Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к русским народным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи; тренировать навыки работы в группе.
Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; знание особенностей сказок о животных; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; умения находить элементы композиции в тексте, выделять общие черты и различия в сказках разных народов; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.
Оборудование: презентация с репродукциями картин Данчуровой Т.И.
Лиса и Медведь
PPTX / 2.01 Мб
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Продолжите ряд:
1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…)
2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой…)
3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)
О чем пойдет речь на нашем уроке?
3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.
Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.
– Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?
Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки.
Уч-ся: Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.
-Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» — рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о них на сегодняшний момент не осталось никаких сведений. Однако уже в XIX веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Как сегодня звучит определение слова сказка?
Уч-ся: Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)
-Чем различается сказка литературная и фольклорная?
Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.
-Из каких частей состоит сказка?
Уч-ся: Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки:
Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).
Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.
Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.
– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)
– Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?
Сегодня к уроку вы читали сказку «Лиса и медведь». К какому виду сказки она относится?
Уч-ся: сказка о животных.
— Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.
Словарная работа
Язычество — религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.
Христиа́нство (от греч. — «Пома́занник», «Месси́я») — мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Сын Божий и Спаситель человечества.
Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении. Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.
-Сказки о животных называются животным эпосом; их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо примерно равен персонажу-животному, но такое встречается гораздо реже.
В образах животных представлены качества человека. Герои-животные стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и считают главным (лев или медведь).
Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных высмеиваются глупость, жадность, лень, лживость, хитрость, корысть, болтливость.
Убедимся в этом, обратившись к прочитанной вами сказке «Лиса и медведь».
4. Анализ сказки «Лиса и медведь»: слово учителя с элементами беседы.
Словарная работа
Промышлять — здесь: {устар.) заниматься чем-то как средством обеспечить себе жизнь.
Сени (сенцы) — помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах.
Починать {устар.) — начинать.
Ветошка {разг.) — лоскут ветхой одежды, старой ткани; тряпка.
Кум — 1. Крёстный отец по отношению к крёстной матери и родителям крестника.
2. (устар.) Немолодой мужчина, находящийся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилому мужчине.
Кума — 1. Крёстная мать по отношению к крёстному отцу и родителям крестника.
2. (устар.) Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях; обращение к пожилой женщине.
Куманёк — 1. (устар.) Ласкательно-почтительное обращение к пожилому мужчине.
2. (разг.) Ласк, к сущ. Кум в первом значении.
Вдолге ли, вкоротке ли (устар.) — долго ли, коротко ли; фразеологизм, означающий в продолжение какого-то времени; в современный русский язык это выражение пришло из фольклора.
Беседа по вопросам
1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?
2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?
Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.
Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.
3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?
Уч-ся: выборочный пересказ.
Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.
4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.
5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.
6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?
5. Анализ картины Татьяны Данчуровой «Хозяин»
Данчурова Татьяна Ивановна родилась 21 марта 1969 г. В 1988 г. закончила Набережно-Челнинское училище искусств. Работает в анималистическом жанре. Живопись и графика в основном посвящены охотничей тематике.
Словарная работа
Анимали́стика (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные.
Рассмотрите репродукции картин художницы.
(Учащиеся рассматривают картины на слайдах презентации).
Рассмотрите еще раз и скажите, каким видит художница медведя?
О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?
Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.
6. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».
Использованная литература
1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. — М.: ВАКО, 2022.-143 с.
2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2021. — 144 с.
3. Художник Данчурова Татьяна Ивановна. Звери и птицы.
URL: https://www.liveinternet.ru/users/mimulyus/post297324560/
(дата обращения 29.06.2022)
Русская народная сказка «Лиса и Медведь»
Цели: развивать представления об особенностях жанра сказки; закрепить понятия о систематизации сказок, об основных сказочных элементах, об особенностях сказках о животных; показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных;
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Василиса Премудрая, Иван Царевич, Иван-дурак… (Елена Прекрасная, Морозко, Мороз Иванович…) 2) Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… (водяной, леший, кикимора, русалка, домовой…) 3) Шапка-невидимка, меч-кладенец, скатерть-самобранка… (сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблоки…)
О чем пойдет речь на нашем уроке?
Мы продолжаем изучать произведения фольклора, и сегодня наш урок посвящён одному из самых интересных и любимых всеми фольклорных жанров – сказке. В курсе литературы мы тоже изучаем русские народные сказки. Вспомните, что вы знаете о сказках.
– Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?
Уч-ся: Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр. Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно.
Уч-ся: Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. (Запись в тетрадях)
-Чем различается сказка литературная и фольклорная?
Уч-ся: Сказка литературная в отличие от фольклорной, принадлежит конкретному автору, она не бытовала до публикации в устной форме и не имеет вариантов.
-Из каких частей состоит сказка?
Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой).
Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки.
Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.
– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)
– Чем различаются сказки разных жанров, а что между ними общего?
— Сказки о животных возникли очень давно, в эпоху язычества, и отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Жанр формировался долгое время, обогащался сюжетами, типами персонажей.
1. Ребята, какое впечатление оставила у вас сказка? Какие чувства вызвала? Почему?
2. Почему Медведь согласился, чтобы Лиса пожила в его доме, а потом поверил, что она помогает детям? Как это его характеризует?
Медведь доверчивый. В этом причина. Подберите синонимы к этому слову.
Уч-ся: открытый, наивный, простодушный, бесхитростный, простоватый, легковерный, неопытный, несмышлёный, недогадливый.
3. Как Лисе удалось незаметно для Медведя съесть весь его запас мёда и избежать наказания за кражу? Как вы можете охарактеризовать её поведение?
Уч-ся: выборочный пересказ.
Лиса хитрая, коварная, себе на уме, не промах, палец в рот не клади, коварная, на мякине не проведешь, голыми руками не возьмешь, изобретательная, своего не упустит, пальца в рот не клади, оборотистая, голой рукой не возьмешь, сухой из воды выйдет.
4. Как вы думаете, догадался ли Медведь после ухода Лисы, что она его обманула? Аргументируйте свой ответ.
5. В этой сказке используются многие традиционные сказочные элементы. Назовите их и приведите примеры.
6. Чему научила вас сказка? Чего вы точно не будете делать? А что будете делать обязательно в отношениях с людьми?
О медведях мы знаем с раннего детства. С одной стороны медведь нам кажется сильным, могучим, заботливым, добрым, трудолюбивым, с другой неуклюжим, косолапым, агрессивным и даже порой глупым. Какой же медведь на самом деле, каким его видят люди?
Ребята высказываются, устно описывают медведя, в результате обсуждения приходят к выводу, что характер медведя олицетворяет характер России.
6. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать русскую народную сказку К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».
НАРОДНАЯ СКАЗКА «КАК МЕДВЕДЬ К ЛИСЕ СВАТАЛСЯ»
Действующие лица:
Медведь Бритаева Дана
Лиса Дудаева Милана
Рассказчик Жабина Даша
Рассказчик:
Жили в чаще по соседству
И знакомы были с детства
Бурый мишка и лиса,
Леса местного краса.
Одному жить не годится,
И Медведь решил жениться.
Посоветовали все
Свататься идти к лисе.
Медведь:
Тук-тук-тук! Лиса-девица,
В дом к тебе Медведь стучится.
Замуж за меня пойдешь?
Лиса:
Ну, Медведь! Ну, ты даешь!
За тебя я не пойду,
Мужа лучше я найду.
Посмотри-ка, твои лапы
Коротки и косолапы,
Шерсть как валенок, а ты
Не герой моей мечты!
Медведь:
Ну, и ладно! Ну, и пусть!
На другой лисе женюсь!
Рассказчик:
И ушел Медведь домой.
А лиса:
Лиса:
Ах, боже мой!
Зря я так! Медведь богатый –
Он меды гребет лопатой.
Хватит маяться одной,
Стану я его женой.
Рассказчик:
И лиса пошла к медведю.
Лиса:
Тук-тук-тук!
Медведь:
Кто там?
Лиса:
Соседи.
Отказала я напрасно,
Замуж выйти я согласна!
Медведь:
Мне жениться на тебе?
Что ли враг я сам себе?!
Ты лисица рыжая,
Рыжая – бесстыжая!
И слыхал я от крота,
Ты на лапу нечиста!
Убирайся!
Лиса:
Вот те слово,
Выйду замуж за другого!
Ухожу я навсегда!
Рассказчик:
Зарыдала от стыда
И домой пошла лисичка.
А Медведь:
Медведь:
Вот истеричка!
Но кажись, в меня она
Очень сильно влюблена!
Зря я так погорячился,
Я ж почти на ней женился,
Ведь она красавица
И в лесу всем нравится.
Вот дурак, чего я жду?
Снова свататься пойду!
Рассказчик:
И Медведь пошел к лисе.
Медведь:
Тук-тук-тук! Кто дома?
Лиса:
Все!
Медведь:
Вот что, милая лисица,
Я опять решил жениться!
За меня ты выходи!
Лиса:
Прочь отсюда! Уходи!
Ну, чего ты там стоишь?
Вот увидишь, даже мышь
За такого не пойдет,
Лучше жениха найдет!
Медведь:
Я к тебе со всей душой…
Лиса:
Да подарок небольшой!
Уходи!
Медведь:
Ну, и уйду,
К мыши свататься пойду!
Лиса:
Вот обрадуется мышь!
Медведь:
Жизнь всю в девках просидишь!
Рассказчик:
И ушел Медведь ни с чем.
А лиса одна совсем.
Лиса:
Что же натворила я?
В жизни главное – семья!
А ведь Мишенька пригожий,
Хоть немного толстокожий.
Где такого я найду?
Лучше за него пойду!
Рассказчик:
А пришла – Медведь не хочет,
Снова голову морочит,
И лиса ему за это
Платит тою же монетой,
После слезы льет в подушку.
Так и сватают друг дружку!
Обновлено: 09.01.2023
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Присказка — шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Постоянные эпитеты — красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.
Сказочные формулы — устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.
Троичность – художественный приём, характерный для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
Дополнительная литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Такой жанр фольклора, как сказка о животных – один из древнейших. В русской сказочной культуре он составляет немалую часть.
В сказочном мире удивительным образом переплелись и древние, языческие верования, когда многие звери считались тотемными покровителями семьи, рода, и народная хитрость, когда животным, чтобы никого не обидеть, приписывались человеческие свойства.
Отголоски обожествления и очеловечивания животных проявляются в сказках и в виде иерархической лестницы. Так, медведь в русских сказках обычно главнее зайца или ежа. Свойственны зверюшкам и человеческие черты характера: зайка — трусишка, лиса — хитрюга, сорока — болтушка.
Животные в сказках часто составляют антагонистические пары. Такой парой в сказках порой выступают лиса и волк. При этом лиса — лживая, хитрая обманщица. Надо сказать, что ее характеристики устойчивые из сказки в сказку, поэтому мы, начиная читать новую сказку с этим персонажем, уже знаем, что от неё ожидать.
Ее антагонистом становится волк. В сказках он часто выглядит глупым, простофилей, и хотя он сильнее многих героев, и той же лисы, но всегда оказывается проигравшим. Ему не помогают добиться успеха ни его сила, ни злобный вид. Его обманывают и лиса, и заяц, и семеро козлят.
Заяц, лягушка, мышь, как правило, второстепенные персонажи, они слабы, и их роль зависит от обстоятельств.
И только кот и петух всегда положительные персонажи. Они верны дружбе, они честны, справедливы, хотя и не самые сильные звери. И опять же только лисе удаётся их провести.
Звери, птицы в сказках ведут себя как люди.
Как и люди, персонажи в сказках о животных, несмотря на свою яркую характеристику, не являются однозначно либо положительными, либо отрицательными героями.
Не правда ли, это очень человеческая ситуация?
Композиция сказок о животных несложна, часто основана на повторении одной и той же ситуации: журавль и цапля ходят другу к другу, ведут диалог, а потом расходятся.
Остановимся на своеобразии языка сказок о животных
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, так как в сказке много диалогов.
«Пошёл журавль, — тяп-тяп! — семь вёрст болото месил.
Приходит и говорит:
— Выдь за меня замуж!
«Летела сова — весёлая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.
Интересен вопрос о кульминации сюжета сказки. Главные герои не имеют разделения на положительных и отрицательных, как в волшебной сказке. Значит, и противостояния, которое должно закончиться победой добра в кульминации, в этом сюжете нет.
Юмор этой сказки основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи: журавль и цапля ходят другу к другу свататься, но договориться не могут.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля:
Единичный выбор
Из предложенных вариантов выберите лишний:
Волк в сказках о животных предстает как:
Установление соответствий между элементами двух множеств
К словам из левого столбика найти соответствующие слова из правого
Раздумался Не пойду
Выдь за меня Выйди за меня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»
Игра — тетрализация по мотивам русской народной сказки «Лиса и заяц» средняя группа
методическая разработка занятия по теме «Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк»
методическая разработка по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк» для дошкольников 4-5 лет.
проект «Образ лисы в русских народных сказках»
проект подготовлен обучающимися 5 класса в рамках проведения недели предметов гуманитарного цикла.
Предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушением зрения .
РУССКИЙ ЯЗЫК. МОУ 144 г. Донецка запись закреплена
01.11.2021 Урок родной русской литературы 5А класс
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с народной сказкой и литературной сказкой.
— Ответ на вопрос (устно) Почему в русских народных сказках главным героем часто выступает медведь? (ответ можно найти на стр. 11 учебника)
— Читать русскую народную сказку «Лиса и Медведь» (стр. 12-16). отвечать на вопросы на стр. 17 устно, письменно ответить на вопрос 3.
Дом.задание: Прочитать сказку К.Паустовского «Дремучий медведь» стр.20-25. Отвечать на вопросы стр 26 (устно).
Маргьаялъул х1акъалъулъ
к1удияб к1вар кьела ва калам
цебет1езабила.
Жалго-жидедаго ч1ун
ц1ализе т1амила киналго
лъимал дарсида х1алт1изе
гьарила.
Дарсил алатал: указка, т1ехь, словарикал, г1алхул х1айванал ва рукъалъул х1айванал рахъарал суратал, хъаба, гамач1, хадиро.
Лъимал дарсиде х1адур гьари.
Араб даре гьикъила.
Ц1ияб дарсил цебераг1и.
9. Дарсил х1асил.
10. Къиматал лъела.
1. Лъимал дарсиде х1адур гьари.
Лъимал г1одорч1езе гьарила ва дарсиде х1адуризе т1амила.
— Жакъа нужое даре кьезе буго дица, дада ц1ар буго Алжанат Х1ажиевна.
2. Араб дарс гьикъила.
— Лъимал нужеца араб дарсида сундул х1акъалъулъ бицунеб бук1араб?
( кицаби ва бицанк1аби)
— Лъицаха бицинеб щиб кколеб кици?
( кици гьеб кола абиял)
— Лъимал, кицабаздаса г1адамазе щиб пайда бугеб?
( гьел руго цере заманалда рук1арал ч1ах1иял г1адамаца ургъарал абиял)
— Щиб гьелъ нилъеда малъулеб?
— Лъимал гъол ч1ах1иял г1адамазда г1умруги бихьун нилъее кицабалдалъун
г1акълу малъулеб буго.
Гьаб кицаялда абулеб буго лъимал цере заманалда г1адамаца гамч1ида хъвараб жо гьанжелъезег1анги г1умруялъги гамч1ида хут1улила. Гьединлъидал гьит1инго щвараб лъай буго гамч1ида бик1араб накъищ.
Накъищ кола лъимал хъвай-хъваг1ай (бихьизабила сураталда).
Лъик1 буго лъимал, нужода киназдаго лъалеб буго щиб кколеб кици.
Гьанже щибха кколеб бицанк1о?
Цо гьадинаб х1ай гьабила нилъеца.
Класс бикьила к1иго командаялде.
Дица ц1алила бицанк1о, жаваб бицине квер борхе.
Бит1араб жаваб кьуразе дица сайгъат кьела, гьеб кола гьадинаб берцинаб ц1ва.
Ахиралда балагьила кинаб командаялъ г1емерал ц1ваби ругел.
Гьел рук1ине руго бергьараллъун.
Киналго г1инт1аме дихъ.
1. Гьаракь к1удияб к1их1ат1илаб саг1ат?
2. К1иго гьакида гьоркьоб
Кьилиги ч1ван рек1унеб
Рек1арасул х1ат1аца
Х1алт1улеб жо щиб кколеб?
3. Билъинч1ого, бет1ич1ого Ч1аго квине кеп бук1унеб, Бец1аб ракьулъ кьаралъулеб, Кьер баг1араб баркаман?
4. Жаниб гьава Буг1иялъ Бихъиледухъ понц1ураб,
Бух1изелъун гьабураб Гьаб басанк1о щиб кколеб?
5. Падалъ инсанги к1усун, Ургьиб жужах1ги боркьун, Щиб унеб космосалде Кутакаб хехлъиялда?
6. Бет1ер катил, Керен х1анч!ил, Х1ули г1ансил Пинда ц1одор.
Лъик1 буго лъимал, киналго ц1акъ лъик1 х1алт1ана, амма 2-леб командаялъе г1емер щвана сайгъат.
3. Щияб дарсил цебераг1и.
— Лъимал нужеда лъана бат1и-бат1иял кицабиги ва бицанк1аби, амма жеги
нилъеда г1умру гьабизе ва г1акълу гьабизе малъулел руго маргьаби.
Гьелги нужее ц1акъ рокьулел ратила.
-Лъицаха дида бицинеб щиб кколеб маргьа? (гьеб кола сказка)
— Киналго г1енекке дихъ маргьа лъимал ургъараб жо буго нилъ ва нилъер
эбел-эмен рук1иналда цере заманалда рук1арал г1адамаз.
Гъоб заманалда бук1инч1о лъимал гьанжег1адин бат1и-бат1иял игрушкаби
гьединлидал лъимал гъоз ургъулел рук1ана кицаби, абиял, бицанк1аби ва
Маргьаялде гьорлъе ккола лъимал гара-ч1вари хабар, г1адамазул ва бат1и-
бат1иял рухМаголъиялъул х1акъалъулъ бук1уна. Гьединан цоцазде щущан
Гьедин баккараб бук1ана лъимал маргьа.
Нужеда лъала лъимал щиб кколеб маргьа.
Лъидаха лъалел рух1ч1аголъиялъул х1акъалъулъ маргьаби?
(меседил ччуг1а, ц1ц1ани ва буртГал)
Лъик1 буго лъимал ц1акъ г1емер жо рак1алда буго нужода. Жегиха лъимал нужеда лъаларел г1емер маргьаби руго. Гьединлъидал киналго балагье доскаялде гьенир руго г1емер т1ахьал гьазда хъван руго маргьаби ва суратал рихьизарила. Т1ахъазул х1акъалъулъ бицина. Хириял лъимал, лъица бицинеб кина-кинал г1алхул х1айванал нужеда лъалел?
Доскаялда жура-гъуран ч1ван рук1ина суратал г1алхулги, рукъалъулги лъималаз рат1а гьаризе ккола.
4. Щияб даре.
— Жакъа лъимал нилъ рилъине руго маргьабазул улкаялде.
-Нужода кин бичМулеб улка абураб раг1и? (улка-страна)
5. Словарияб х1алт1и.
— Лъимал гьеб маргьаялда руго нужода ричМизе зах1матал раг1аби.
Хъаба- кувшин старинный, (бицина хъабил х1акъалъулъ)
Гьеб ккола лъимал гьоб заманалъ нилъер к1удиэбелалъ лъеде босулеб.
-Лъица бихьизабилеб кин гьеб кквелеб?
Лълъилъарулел- ролъ бецулеб жо.
Лъида бихьараб гьадинаб хадиро?
Кинаб х1алт1и гьебгун гьабулеб? (хер бецула)
Лъик1 буго лъимал, киналго х1алт1улел руго.
5. Физминутка.
К1анц1е, к1анц1е, дир к1анц1ур, Дунги цадахъ к1анц1ила, Тире,тире дир торг1о, Дунги цадахъ тирила.
6. Щияб дарс.
Доскаялда бугеб цДияб дарсил сураталъул бицина. Улкаялде рилъина.
7. Учителасул ц1али.
Нилъеца гьадинаб х1алт1и гьабизе буго лъимал. Лъие бокьун бугеб церлъун бук1ине, цилъун, бац1лъун.
Дица суалияб предложение ц1алила нужехъ рук1ине руго карточкаби жавабал хъварал раг1абигун. Дица суал ц1алила нужеца жаваб ц1алила.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное казенное общеобразовательное учереждение
Открытый урок
По родной литературе (аварского языка)
Учитель: Гаджиева Патина Далгатовна
Учитель родного языка и литературы
Дарс : Бац1ги , церги , циги.
Дарсил мурад: 1. Лъималазул калам цебет1езабила,
араб дарсил х1асил гьабила.
Маргьаялъул х1акъалъулъ
к1удияб к1вар кьела ва калам
цебет1езабила.
Жалго-жидедаго ч1ун
ц1ализе т1амила киналго
лъимал дарсида х1алт1изе
гьарила.
Дарсил алатал: указка, т1ехь, словарикал, г1алхул х1айванал ва рукъалъул х1айванал рахъарал суратал, хъаба, гамач1, хадиро.
Лъимал дарсиде х1адур гьари.
Араб даре гьикъила.
Ц1ияб дарсил цебераг1и.
9. Дарсил х1асил.
10. Къиматал лъела.
1. Лъимал дарсиде х1адур гьари.
Лъимал г1одорч1езе гьарила ва дарсиде х1адуризе т1амила.
— Жакъа нужое даре кьезе буго дица, дада ц1ар буго Алжанат Х1ажиевна.
2. Араб дарс гьикъила.
— Лъимал нужеца араб дарсида сундул х1акъалъулъ бицунеб бук1араб?
( кицаби ва бицанк1аби)
— Лъицаха бицинеб щиб кколеб кици?
( кици гьеб кола абиял)
— Лъимал, кицабаздаса г1адамазе щиб пайда бугеб?
( гьел руго цере заманалда рук1арал ч1ах1иял г1адамаца ургъарал абиял)
— Щиб гьелъ нилъеда малъулеб?
— Лъимал гъол ч1ах1иял г1адамазда г1умруги бихьун нилъее кицабалдалъун
г1акълу малъулеб буго.
Гьаб кицаялда абулеб буго лъимал цере заманалда г1адамаца гамч1ида хъвараб жо гьанжелъезег1анги г1умруялъги гамч1ида хут1улила. Гьединлъидал гьит1инго щвараб лъай буго гамч1ида бик1араб накъищ.
Накъищ кола лъимал хъвай-хъваг1ай (бихьизабила сураталда).
Лъик1 буго лъимал, нужода киназдаго лъалеб буго щиб кколеб кици.
Гьанже щибха кколеб бицанк1о?
Цо гьадинаб х1ай гьабила нилъеца.
Класс бикьила к1иго командаялде.
Дица ц1алила бицанк1о, жаваб бицине квер борхе.
Бит1араб жаваб кьуразе дица сайгъат кьела, гьеб кола гьадинаб берцинаб ц1ва.
Ахиралда балагьила кинаб командаялъ г1емерал ц1ваби ругел.
Гьел рук1ине руго бергьараллъун.
Киналго г1инт1аме дихъ.
1. Гьаракь к1удияб к1их1ат1илаб саг1ат?
2. К1иго гьакида гьоркьоб
Кьилиги ч1ван рек1унеб
Рек1арасул х1ат1аца
Х1алт1улеб жо щиб кколеб?
3. Билъинч1ого, бет1ич1ого Ч1аго квине кеп бук1унеб, Бец1аб ракьулъ кьаралъулеб, Кьер баг1араб баркаман?
4. Жаниб гьава Буг1иялъ Бихъиледухъ понц1ураб,
Бух1изелъун гьабураб Гьаб басанк1о щиб кколеб?
5. Падалъ инсанги к1усун, Ургьиб жужах1ги боркьун, Щиб унеб космосалде Кутакаб хехлъиялда?
6. Бет1ер катил, Керен х1анч!ил, Х1ули г1ансил Пинда ц1одор.
Лъик1 буго лъимал, киналго ц1акъ лъик1 х1алт1ана, амма 2-леб командаялъе г1емер щвана сайгъат.
3. Щияб дарсил цебераг1и.
— Лъимал нужеда лъана бат1и-бат1иял кицабиги ва бицанк1аби, амма жеги
нилъеда г1умру гьабизе ва г1акълу гьабизе малъулел руго маргьаби.
Гьелги нужее ц1акъ рокьулел ратила.
— Лъицаха дида бицинеб щиб кколеб маргьа? (гьеб кола сказка)
— Киналго г1енекке дихъ маргьа лъимал ургъараб жо буго нилъ ва нилъер
эбел-эмен рук1иналда цере заманалда рук1арал г1адамаз.
Гъоб заманалда бук1инч1о лъимал гьанжег1адин бат1и-бат1иял игрушкаби
гьединлидал лъимал гъоз ургъулел рук1ана кицаби, абиял, бицанк1аби ва
Маргьаялде гьорлъе ккола лъимал гара-ч1вари хабар, г1адамазул ва бат1и-
бат1иял рухМаголъиялъул х1акъалъулъ бук1уна. Гьединан цоцазде щущан
Гьедин баккараб бук1ана лъимал маргьа.
Нужеда лъала лъимал щиб кколеб маргьа.
Лъидаха лъалел рух1ч1аголъиялъул х1акъалъулъ маргьаби?
( меседил ччуг1а, ц1ц1ани ва буртГал)
Лъик1 буго лъимал ц1акъ г1емер жо рак1алда буго нужода. Жегиха лъимал нужеда лъаларел г1емер маргьаби руго. Гьединлъидал киналго балагье доскаялде гьенир руго г1емер т1ахьал гьазда хъван руго маргьаби ва суратал рихьизарила. Т1ахъазул х1акъалъулъ бицина. Хириял лъимал, лъица бицинеб кина-кинал г1алхул х1айванал нужеда лъалел?
Доскаялда жура-гъуран ч1ван рук1ина суратал г1алхулги, рукъалъулги лъималаз рат1а гьаризе ккола.
4. Щияб даре.
— Жакъа лъимал нилъ рилъине руго маргьабазул улкаялде.
-Нужода кин бичМулеб улка абураб раг1и? (улка-страна)
5. Словарияб х1алт1и.
— Лъимал гьеб маргьаялда руго нужода ричМизе зах1матал раг1аби.
Хъаба- кувшин старинный, (бицина хъабил х1акъалъулъ)
Гьеб ккола лъимал гьоб заманалъ нилъер к1удиэбелалъ лъеде босулеб.
— Лъица бихьизабилеб кин гьеб кквелеб?
Лълъилъарулел- ролъ бецулеб жо.
Лъида бихьараб гьадинаб хадиро?
Кинаб х1алт1и гьебгун гьабулеб? (хер бецула)
Лъик1 буго лъимал, киналго х1алт1улел руго.
5. Физминутка.
К1анц1е, к1анц1е, дир к1анц1ур, Дунги цадахъ к1анц1ила, Тире,тире дир торг1о, Дунги цадахъ тирила.
6. Щияб дарс.
Доскаялда бугеб цДияб дарсил сураталъул бицина. Улкаялде рилъина.
7. Учителасул ц1али.
Нилъеца гьадинаб х1алт1и гьабизе буго лъимал. Лъие бокьун бугеб церлъун бук1ине, цилъун, бац1лъун.
Дица суалияб предложение ц1алила нужехъ рук1ине руго карточкаби жавабал хъварал раг1абигун. Дица суал ц1алила нужеца жаваб ц1алила.
8. Лъималазул ц1али.
Г1едег1ич1ого гьалат1 биччач1ого, берцинго ц1алила учителас хал гьабила,
— Лъимал нужее маргьа бокьанищ?
Сундул х1акъалъулъ бугеб маргьа?
Цараца бац1ги циги кин гуккарал лъица бицинеб?
9. Дарсил х1асил.
Лъимал, лъица бицинеб царал х1илла ургьараб маргьа нужеда лъалеб?
Лъимал царал г1амал г1адамазда релълъинаризе бегьилищ?
Рук1унищ г1адамал царада релъарал?
Цо-цо г1адамалги рук1уна царал сих1ирлъи бугел.
10. Рокъобе х1алт1и. (къиматал лъела)
Краткое описание документа:
Дарс : Бац1ги , церги , циги.
Дарсил мурад: 1. Лъималазул калам цебет1езабила,
араб дарсил х1асил гьабила.
- Маргьаялъул х1акъалъулъ
к1удияб к1вар кьела ва калам
цебет1езабила. - Жалго-жидедаго ч1ун
ц1ализе т1амила киналго
лъимал дарсида х1алт1изе
гьарила.
Дарсил алатал: указка, т1ехь, словарикал, г1алхул х1айванал ва рукъалъул х1айванал рахъарал суратал, хъаба, гамач1, хадиро.
- Лъимал дарсиде х1адур гьари.
- Араб даре гьикъила.
- Ц1ияб дарсил цебераг1и.
- Словарияб х1алт1и.
- Физминутка.
- Ц1ияб даре.
- Учителасул ц1али.
- Лъималазул ц1али.
9. Дарсил х1асил.
10. Къиматал лъела.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 608 287 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 02.04.2019 309
- DOCX 31.1 кбайт
- 0 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Андалаева Мадинат Курбановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также:
- Семейные ценности и традиции конспект урока 7 класс
- Русь в ix первой половине xii в конспект урока
- Использование добыча и охрана полезных ископаемых 3 класс планета знаний конспект и презентация
- Конспект занятия по конструированию в средней группе будка для собаки
- Конспект урока город село 1 класс
Сказка Лиса и Медведь о проделках коварной Лисы. Вокруг этой сказки на форумах родителей точилось много споров. Стоит или нет читать детям сказку о том, как Лиса, пользуясь добротой Медведя, тайком лакомилась его запасами. А потом еще Медведя во всем обвинила и наказания избежала. Многие считают, что такие сказки учат детей плохому. Заботливые родители убеждены, что ребенку нужно читать онлайн только добрые справедливые сказки. Давайте разберемся.
Сказка Лиса и Медведь читать
Загрузка текста сказки…
Краткое содержание сказки
Присмотрелась Лиса к хозяйственному и зажиточному Медведю и напросилась к нему жить. Медведь подумал, что вдвоем жить веселее, и согласился. Пронырливая Лиса высматривала, где у Медведя вкусности хранятся, и заметила в сенцах кадушку с медом. Стала плутовка по ночам медом лакомиться. Так и всю кадушку выела. Когда Медведь заметил, что кадушка пуста, разозлился, стал Лису обвинять. Но Лиса опять выкрутилась. Притворилась обиженной, обещала найти виноватого. «У кого на брюхо мед выйдет – тот и съел», — заявила обманщица. Пока Медведь спал, намазала Лиса ему брюхо остатками меда и обвинила, что он сам весь мед съел. Осерчал Медведь, но пока лапой живот чесал, Лисички и след простыл. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Медведь
В сказке показано, как на добро, щедрость и гостеприимство Медведя Лисичка ответила неблагодарностью и коварством и осталась без наказания. Именно поэтому некоторые считают, что сказка ничему хорошему ребенка не научит. Но ребенку придется сталкиваться не только с добром, но и с другими, не совсем светлыми сторонами жизни. Чтение и обсуждение с дошкольником сказки Лиса и Медведь будет ему полезно. Оно поможет нацелить ребенка на правильные нравственные ориентиры.
Мораль сказки Лиса и Медведь
Пословица «Сколько волка (в нашем случае лису) не корми, он все в лес смотрит» очень точно объясняет мораль сказки Лиса и Медведь. Сколько не делай добра подлому человеку, он все равно ответит злом. Сказка осуждает лживость, притворство и неблагодарность.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Не делай людям добра, не увидишь от них зла.
- Худого человека ничем не уважишь.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки