Цели урока:
- Развитие представлений о тексте-описании, его
составных частях; - Формирование умения выделять части,
использовать красную строку при его записи. - Воспитывать творческую отзывчивость учащихся,
не принуждать к учению, а пробуждать интерес.
Оборудование:
- картинки с изображением животных;
- раздаточный материал (карточки с
текстом-описанием “Лиса”).
Оформление доски
17 апреля.
Текст-описание.
Белка.
— этот пушистый зверек живет в лесу.
— самый веселый и хлопотливый зверек.
мал_нькая;
б_льшие и кр_сивые ст_ят торч_ком; шерст_ у нее. |
ж_вет; питается
желудями, желудями, зап_сает летом. |
План
Главная мысль.
Внешний вид.
Особенности.
I. Организация класса.
II. Сообщение цели урока.
Сегодня мы повторим особенности
текста-описания, будем учиться его составлять и
записывать.
III. Повторение изученного.
— Что такое текст?
— Какие бывают типы текстов?
— В чем особенность текста-описания? (Описание
людей, животных, растений, явлений природы,
различных предметов).
— Назовите составные части текста- описания?
(Внешний вид, главная мысль, особенность)
IV. Работа над текстом
1) Чтение текста про себя
Лиса — осторожный и хитрый зверь.
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка
у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он
переливается на солнце рыжими искрами.
Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие
норы.
Питается лиса мышами. Заметает свои следы
хвостом.
— Назовите тему текста.
— О чем этот текст? (О лисе)
2) Чтение вслух.
— Прочитайте предложение, в котором выражена
главная мысль.
— В какой части текста оно находится?
— А еще какие части можно выделить?
— Найдите описание внешнего вида лисы.
— Какие особенности у этого животного?
— Отметьте особенности лисы?
— Как же построен этот текст? (Гл. мысль, внешний
вид, особенности).
— А как еще его можно построить?
V. Физминутка
VI. Перестроение текста по плану.
Особенности
Внешний вид
Главная мысль
VII. Беседа.
— Водятся ли в наших лесах белки?
— Каму из вас приходилось видеть белочку?
VIII. Определение главной мысли в
текстах-описаниях.
— Поучимся определять главную мысль при
составлении текста-описания.
— О каких животных так можно сказать?
— Можно ли начать свой рассказ с этих
предложений?
IX. Работа над построением текста.
1) Описание внешнего вида.
— Какая голова у белки? (Голова у нее маленькая)
— Какие глаза ? (Глаза большие и красивые)
— Что можно сказать об ушах и хвосте? (Уши и хвост
стоят торчком)
— Опишите шерсть. (Шерсть рыжая, густая)
2) Особенности.
— Где живет белка? (Живет в дупле)
— Чем питается белка ? (Питается орехами,
грибами, желудями)
— Запасает ли белка летом корм на зиму?
X. Орфографическая подготовка.
XI. Пересказ.
— О каких правилах мы должны помнить?
XII. Самостоятельная работа.
XIII. Анализ работы.
XIV. Итог урока.
Текст-описание и роль в нем прилагательных
Цели урока
- узнаем, что такое текст-описание
- узнаем признаки текста-описания
- будем учиться находить текст-описание среди других типов текста
Сравните тексты.
В парке к нам незаметно подкралась белка.
Она стала нас обнюхивать и собралась уже взять из моих рук орех.
Вдруг её кто-то спугнул, и зверёк исчез.
В парке к нам незаметно подкралась белка.
У неё было вытянутое тело, пушистый хвост и длинные ушки с кисточками на концах. Она стала нас обнюхивать и собралась уже взять своими сильными лапками с крепкими и острыми когтями из моих рук орех.
Вдруг её кто-то спугнул, и зверёк исчез.
Запомните!
Текст-описание
— это тип текста, в котором даётся описание предмета или явления.
К тексту-описанию можно поставить вопросы
какой
,
какая
,
какое
,
какие
.
В тексте-описании ключевыми (главными) частями речи являются
имена
прилагательные
.
Пример.
Белка в парке
В парке к нам незаметно подкралась белка.
У неё было вытянутое тело, пушистый хвост и длинные ушки с кисточками на концах. Она стала нас обнюхивать и собралась уже взять своими сильными лапками с крепкими и острыми когтями из моих рук орех.
Вдруг её кто-то спугнул, и зверёк исчез.
К тексту-описанию можно подобрать рисунок или фотографию.
Как выделить части в тексте-описании?
В тексте-описании как правило выделяют три части.
1.
Название предмета описания
.
2. Собственно
описание
.
3.
Особенности
.
Например:
Лиса
Лиса — осторожный и хитрый зверь.
(Название предмета описания)
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
(Описание)
Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается этот зверь мышами. Заметает свои следы хвостом.
(Особенности)
В зависимости от построения текста части можно менять местами.
Каждая часть пишется с красной строки.
Упражнение 1
Прочитайте текст. Докажите, что вы прочитали текст-описание.
Вечером кто-то проскочил мимо и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась мордочка странного зверька. Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост жирный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко чёрного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза чёрные, светятся в темноте. Это был хомяк. Он смотрел на меня и даже не испугался. Пришлось его спугнуть. Хомяк с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать. А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Озаглавьте. Разделите текст на части. Спишите, выделяя красные строки.
Какие могут быть виды описания?
Упражнение 2
Прочитайте тексты. Найдите текст-описание.
В небе раздался звук грома. Молния сверкнула и озарила лесную чащу. Вдруг одно дерево загорелось.
Вскоре загорелся и весь лес. Начался пожар! Звери, птицы и другие лесные жители в ужасе стали разбегаться в разные стороны. Началась лесная паника.
Но вдруг послышался звук вертолётов. Это пожарная охрана вовремя отреагировала на катастрофу. Их работа — подвиг! Пожар был потушен.
Пожар в лесу разгорался мгновенно.
Сначала раздался устрашающий звук грома. Затем на мгновение небо ослепительно вспыхнуло. Это сверкнула молния. Вдруг всё вокруг осветилось яркими огненными красками. Огненные языки пламени яростно перепрыгивали с дерева на дерево.
В такие минуты надо быть крайне собранным и решительным, чтобы вовремя вызвать пожарную службу.
Подготовьтесь написать текст-описание под диктовку.
Попробуйте написать текст-описание про кошку.
Отметьте утверждения, с которыми вы согласны. Поставьте себе отметку за урок.
- Я знаю, что такое текст-описание.
- Я могу найти текст описание среди других текстов.
- Я без труда могу назвать признаки текста-описания.
- Я доволен своими успехами по пройденной теме.
Ответы
Упражнение 1
Хомяк
Вечером кто-то проскочил мимо и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась мордочка странного зверька.
Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост жирный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко чёрного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза чёрные, светятся в темноте. Это был хомяк.
Он смотрел на меня и даже не испугался. Пришлось его спугнуть. Хомяк с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать. А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Упражнение 2
- Текст-повествование
- Текст-описание
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Текст- описание
Содержание
-
1.
Текст- описание -
2.
Слайд 2 -
3.
Лиса — осторожный -
4.
Слайд 4 -
5.
Слайд 5 -
6.
Работа над построением текста1) Описание внешнего -
7.
2) Особенности.- Где живет белка? (Живет в -
8.
Скачать презентанцию
Лиса — осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочкау лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Текст- описание
Урок русского языка во 2 классе
Слайд 3 Лиса — осторожный и хитрый зверь.
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка
у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.
Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Слайд 4
План
1.Особенности
2.Внешний вид
3.Главная мысль
Слайд 6 Работа над построением текста
1) Описание внешнего вида.
— Какая голова у
белки? (Голова у нее маленькая)
— Какие глаза ? (Глаза большие и красивые)
— Что можно сказать об ушах и хвосте? (Уши и хвост стоят торчком)
— Опишите шерсть. (Шерсть рыжая, густая)
Слайд 72) Особенности.
— Где живет белка? (Живет в дупле)
— Чем питается белка
? (Питается орехами, грибами, желудями)
— Запасает ли белка летом корм на зиму?