Автор: Пришвин Михаил
Название: “Лисичкин хлеб”
Жанр: рассказ
Тема произведения: природа
Число страниц: 3
Главные герои и их характеристика
- Автор, рассказчик, писатель. Любитель природы,
натуралист. Опытный и много знающий человек. - Зиночка. Девочка. Копуша. Не любит есть хлеб.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Автор приносит из леса целую сумку разных лесных сокровищ, а со дна достает кусок хлеба. Девочка Зина решает, что этот хлеб передали лисички и с удовольствием ест его.
Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Писатель возвращается из леса с полной сумкой
подарков. - Сначала он достает тушки тетерева и рябчика, а
потом несколько грибов. - Писатель достает ягоды и кусочек древесной
смолы. - Он извлекает разные ягоды и угощает ими Зиночку.
- Зиночка видит в сумке кусочек черного хлеба и
писатель говорит, что это лисичкин хлеб. - Зиночка съедает хлеб, и с тех пор всегда с
нетерпением ждет лисичкин хлеб.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда девочка Зина увидела хлеб. Этот
хлеб писатель просто брал с собой в лес, чтобы перекусить по дороге. Но Зиночка
верит, что этот хлеб от лисички, ведь бывает же заячья капуста. А лисичкин хлеб
кажется девочке вкуснее любого, сделанного человеком.
План произведения для пересказа
- Возвращение из леса;
- Птицы в сумке;
- Грибы и ягоды;
- Разнотравье;
- Кусок хлеба;
- Лисичкин хлеб самый вкусный.
Главная мысль
Самые обычные вещи кажутся нам много привлекательнее, если с
ними связана какая-нибудь интересная история.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить природу, животных и растения, стараться
больше узнать о мире вокруг нас, быть любознательными и пытливыми.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот простой рассказ, прежде всего, описанием
того, что можно обнаружить в любом лесу, а также тем, как обрадовалась девочка
подарку из леса — лисичкину хлебу. Это очень хорошо.
Новые слова и выражения
Копуля — человек, который все делает не спеша, медленно.
Пословицы к произведению
Хлеб — всему голова.
Есть привычка, есть и отвычка.
Не корми меня тем, что я не ем.
Назад к содержанию
«Лисичкин хлеб» читательский дневник
«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович
Название: Лисичкин хлеб
Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1939 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
Сюжет
Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
План пересказа
- Возвращение домой.
- Терентий и рябчик.
- Лесные ягоды и грибы.
- Сосновая смола и травы.
- Кусочек хлеба.
- Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.
Главная мысль
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.
Отзыв
Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Пословицы
- Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
- Есть привычка, есть и отвычка.
- Хлеб – всему голова.
- Не корми меня тем, чего я не ем.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин.
Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.
Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.
Главные герои и их характеристика
В тексте задействовано два героя:
-
Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.
-
Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.
Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут.
Основные сюжетные действия в рассказе:
-
Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.
-
В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.
-
Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.
-
Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.
-
Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.
-
Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.
План пересказа
Тезисный пересказ произведения:
Завязка:
-
охотник возвращается домой;
-
тетерев и рябчик;
-
грибы, ягоды;
-
смола и сосны;
-
травы.
Кульминация:
-
обнаружение кусочка хлеба;
-
хитрость охотника.
Развязка:
- любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.
Главная мысль произведения
Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.
Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»
Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.
Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».
Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.
Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.
Пословицы к произведению
Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:
-
«Вкусивши сладкого, не захочешь горького».
-
«У соседа всегда трава зеленее». -
«Хлеб всему голова». -
«Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска». -
«Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».
На чтение 4 мин. Опубликовано 08.04.2020
Произведение Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» было написано в 1939 году. В своем рассказе писатель раскрыл темы любви и добра. Это увлекательное, доброе и поучительное повествование о маленькой Зиночке и дарах природы. Краткое содержание рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.
Содержание
- Анализ произведения
- Действующие лица и пересказ
- Главная мысль
- Отзывы о книге
Анализ произведения
Автор описал добрую историю о пользе щедрых природных даров, которые даются человеку, а также о девочке, съевшей обычный черный хлеб, приняв его за лисичкин. Жанр произведения — рассказ.
Действующие лица и пересказ
В произведении представлено всего два главных героя. К ним относятся:
- Рассказчик — он же автор. Это охотник, любитель природы, натуралист.
- Зиночка — любопытная девочка.
Рассказчик пробыл в лесу весь день. Когда он решил возвращаться домой, то стал вытаскивать из своей огромной сумки разные вещицы.
Девочка Зиночка заинтересовалась этим и с интересом смотрела за происходящим. Она задавала вопросы о предназначении каждого предмета.
Сначала рассказчик показал девочке птицу Терентия, которая в весеннее время года ест березовые почки, по осени питается ягодами, а в зимний период прячется от сильных морозов под снегом. После этого автор достал рябчика, продемонстрировал его свист.
Затем очередь дошла до грибов и ягод. Их было очень много и все разные. Далее рассказчик показал маленький кусок сосновой смолы, пояснив, что с ее помощью деревья могут залечивать раны, наносимые животными или непогодой.
Потом он выложил на стол лесные травы. Среди них оказались кукушкины слезы, валериана, заячья капуста, петров крест. Под ними в сумке лежал кусочек самого обычного черного хлеба.
Девочка была удивлена, увидев его. Она не могла понять, откуда он взялся в лесу. Рассказчик не растерялся и сказал, что если есть заячья капуста, значит, есть и лисичкин хлеб.
Зиночка сразу же съела кусочек, хотя дома она капризничала, а порой и от пышного каравая отказывалась. Но только лисичкин хлеб оказался гораздо вкуснее.
При заполнении читательского дневника пригодится рассказ «Лисичкин хлеб» в кратком содержании.
Пересказ можно написать по следующему плану:
- Сборы домой.
- Осмотр птиц.
- Лесные грибы, ягоды.
- Смола деревьев, травы.
- Лисичкин хлеб.
Главная мысль
Пришвин хотел показать, что порой непривычное может показаться гораздо привлекательнее, чем что-то привычное. Автор в своих работах всегда отдает должное природе. Он описывает с любовью и трепетом красивый природный мир, его богатство и многообразие. Этим Пришвин хочет приучить своего читателя любить природу, интересоваться флорой и фауной.
В рассказе описываются разные лесные травы, ягоды и грибы, привычки птиц. Это учит добру и любви, а также заботе о том, что окружает. Необходимо беречь лес и его жителей. Природный мир прекрасен, дает много полезного людям. Девочка съела кусочек хлеба только потому, что он был лисичкиным. В других обстоятельствах он ее не заинтересовал бы.
К этому произведению больше всего подходит пословица «Какой лес без чудес». Также сюда можно отнести поговорку «Не хлебом единым сыт человек».
Рассказ этот поучительный, из него можно почерпнуть некоторые знания про лесную флору и фауну, а также он позволяет понять, что бережное отношение к лесу и его обитателям пойдет всем на пользу. Люди взаимосвязаны с природой. Уничтожая окружающую среду, человек вредит себе.
Отзывы о книге
В школе мы читали рассказ «Лисичкин хлеб» с рисунками. Это очень интересно, познавательно. Мне нравятся такие книги, особенно когда основная мысль — помощь природе и миру. Рекомендую прочитать.
Жора
У Михаила Пришвина много рассказов, описывающих природный мир. Среди них «Гаечки», «Изобретатель», «Лягушонок», «Хромка», «Выскочка» и другие. Каждое произведение сопровождается картинками, что делает процесс чтения более увлекательным. У меня даже была книга-раскраска: прочитал рассказ, раскрасил рисунок и приступил к следующему. Советую прочитать.
Евгений
Читать рассказы Пришвина одно удовольствие. Он много внимания уделяет природе. Я люблю читать все, что связано с окружающим миром. Советую ознакомиться с книгой этого автора. В ней много иллюстраций, которые вызывают нежные чувства к природе, животным и птицам. Писатель своим примером показал, как важно бережное отношение к нашему миру, ведь от его состояния зависят люди. В классе мы собираемся один раз в неделю и делимся своими мыслями о том, как можно помочь природе. Такие произведения с ранних пор прививают любовь к планете.
Марина