Тестовые задания по сказке «Царевна-лягушка»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. К какому виду сказок относится сказка о Царевне-лягушке?
А) Сказки о животных
+ Б) Волшебные сказки
В) Социально-бытовые сказки
Г) Небылицы
2. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?
+ А) Русского
Б) Английского
В) Итальянского
Г) Немецкого
3. Сколько сыновей было у царя?
А) Один
Б) Два
+ В) Три
Г) Четыре
4. Какое задание царь дал своим сыновьям?
А) Принести молодильные яблоки
Б) Найти живую и мёртвую воду
В) Поймать жар-птицу
+ Г) Найти невесту
5. Кто из братьев женился на купеческой дочке?
А) Старший сын
+ Б) Средний сын
В) Младший сын
Г) Никто не женился
6. Как звали царевну-лягушку?
+ А) Василиса Премудрая
Б) Елена Прекрасная
В) Елена Премудрая
Г) Марья Искусница
7. Какое дал царь первое задание для жён своих сыновей?
А) Приготовить пироги
Б) Вышить рубаху
+ В) Испечь хлеб
Г) Приехать на пир
8. Какое задание царя показано на изображении?
А) Нарисовать картину
Б) Вышить рушник
В) Вышить скатерть
+ Г) Выткать ковёр
9. Как подъехала к дворцу карета с царевной-лягушкой?
А) Незаметно
+Б) Со стуком и громом
В) С музыкой
Г) Под фанфары
тест 10. Что показано на иллюстрации к сказке?
А) Царевна-лягушка приручает лебедей
Б) Царевна -лягушка спасает лебедей
В) Волшебные лебеди прилетели к своей хозяйке на помощь
+ Г) Лебеди и озеро появились из рукавов царевны-лягушки
11. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?
+ А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу
Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу
В) Её похитил Кощей Бессмертный?
Г) Вернулась к себе домой
12. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?
А) сапоги-скороходы
Б) Лапти
+ В) Железные сапоги
Г) Волшебные сапоги
13. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?
А) Бабу ягу
+ Б) Старика
В) Селезня
Г) Зайца
14. Где нашёл Иван-царевич Бабу Ягу?
+ А) В избушке на курьих ножках
Б) В лесу
В) В ступе
Г) В замке Кощея Бессмертного
15. Что помогало Ивану-царевичу найти нужную дорогу?
+ А) Волшебный клубочек
Б) Карта
В) Звезда
Г) Ветер
16. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?
А) Медведя, волка, зайца, щуку
+ Б) Медведя, селезня, зайца, щуку
В) Селезня, волка, щуку, лису
Г) Медведя, лису, селезня, щуку
17. Кто рассказал Ивану-царевичу, где смерть Кощея Бессмертного?
А) Селезень
Б) Старик
+ В) Баба Яга
Г) Царевна-лягушка
18. В чём находилась смерть Кощея Бессмертного?
+ А) В игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце
Б) В игле, игла в яйце, яйцо в лебеде, лебедь в зайце, заяц в ларце
В) В игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в ларце
Г) В игле, игла в яйце, яйцо в ларце
19. Где находился ларец со смертью Кощея Бессмертного?
А) В подземелье
Б) В высокой башне
+ В) На вершине дуба
Г) На дне озера
тест-20. Как победил Иван-царевич Кощея Бессмертного?
А) Убил утку, в которой находилось яйцо с иглой
Б) Победил Кощея Бессмертного на честном поединке
В) Сжёг ларец, в котором смерть Кощея была
+ Г) Отломил у иглы кончик
Страница 11 из 56
1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
Эта сказка относится к волшебным сказкам, в ней действуют волшебные герои (Василиса Премудрая. Кошей Бессмертный. Баба-яга), происходят волшебные события (перевоплощение лягушки в царевну и наоборот, смерть, таящаяся на конце иглы, танец Василисы, ее исчезновение после того, как Иван сжег лягушечью кожу, животные, говорящие по-человечески), есть волшебные предметы (ища клубочек). Главные герои сказки — Василиса Премудрая и Иван-царевич. Эта сказка о трудолюбии и упорстве, терпении и милосердии.
Смысл сказки — не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное — внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.
2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?
Работу невесток царь оценивал справедливо, по достоинству. Боярская и купеческая дочери, кроме высокомерия, ничему не обучены, не умеют ни хлеб испечь, ни ковер соткать. Потому и подгоревший каравай царь велит псам дворовым отнести, а про сырой и кособокий, говорит, что его есть можно только от большой нужды. И ковры, сотканные старшей и средней невестками, по словам царя, годятся только лошадей от дождя покрывать да порог у ворот устлать. А вот работу Василисы царь оценивает высоко — и хлеб ее нужно только в большие праздники есть, и ковер велит только в горнице по большим праздникам расстилать.
3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
Царевна-лягушка отличается от невесток трудолюбием. Она не пользуется волшебством, когда нужно испечь хлеб и соткать ковер, не старается, как они переложить работу на других, на мамушек, нянюшек и красных девушек, а делает все собственноручно. Она не позволяет себе насмешек и высокомерия по отношению к старшей и средней невесток, в отличие от них.
4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
У Ивана-царевича много Помощников. Это и старичок, подаривший ему волшебный клубочек, и Баба-яга рассказавшая о том, где таится смерть Кощея, и животные, которых он пожалел в пути.
5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »
Такие фрагменты придают сказке напевность, особую сказовую манеру. Например, «где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят..», «..катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам..», «тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто.верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» и др.
6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?
Присказки нет., есть зачин (в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, старый старичок), есть концовка (и стали они жить дружно, в любви и согласии). В сказке много повторов (пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу Пван-паревич, подумал-подумал, шел-щшел), эпитеты, в том числе и постоянные (широкий двор, тугие луки, чистое поле, красной девицей, ковер узорчатый), гиперболы.(третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз, дуб … ветками красное солнце закрыл, поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался). Все эти средства придают сказке красочность, делают ее более выразительной.
Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.
7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
Да на мой взгляд, эти слова незаслуженно забыты:
тужить — горевать,
кручиниться — тосковать, печалиться,
слово мудреное — то, над которым нужно подумать, поломать голову,
молвить — сказать,
дивиться — удивляться,
снарядиться — собраться.
Значение этих слов понятно и без словаря, а звучат они по-особенному, придают речи плавность, напевность.
8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что царевна-лягушка, то есть Василиса Премудрая — это центральный персонаж сказки, вокруг которого строится основное повествование. В ней же: запечатлены те черты, которые испокон веков считались главными в женщине, в человеке: трудолюбие, скромность, доброта, терпение, достоинство.
9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?
В одном из вариантов сказки царь в качестве испытания велит сначала сшить рубаху, потом испечь хлеб, а затем зовет к себе на пир. Василиса Премудрая выполняет задания с помощью мамок нянек, с помощью волшебства. Добавлен эпизод когда старшая и средняя невестки посылают служанку, чтобы та подсмотрела, как лягушка-царевна печет хлеб, и та прознав об этом, проявляет хитрость: нарочно делает так как не нужно (ломает печь, заливает тесто з образовавшуюся дыру). В варианте, предложенном в мультимедийном приложении, вообще нет никаких испытаний, показан только царский пир и танец Василисы Премудрой. Кощей Бессмертный не упоминается, а Василиса покидает мужа, сильно рассердившись на него за то, что тот сжег лягушечью кожу. Животные тоже несколько иные: вместо селезня — соколиха, вместо зайца — рак. Эпизода со старичком вовсе нет. Баба-яга оказывается матерью лягушки и помогает Ивану, а в яичке скрывается благосклонность Василисы: съев его., она говорит, что скучает по мужу и хочет его увидеть.
10. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?
Сказка «Чего на свете не бывает», относится к бытовым сказкам. Действующие лица в ней — люди. События происходят в обыденной, повседневной обстановке, никакого волшебства в ней нет. Эта сказка «смеется» прежде всего над спесью, высокомерием и тщеславием барина, которому легче деньги отдать. Нежели признать, что барин может у холопа пеленки стирать, над его глупостью и жадностью.
Живое слово
Сочините сказку и расскажите ее в классе. Выберите, к какому виду она будет относиться. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.
==
1 Часть
1 ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 6
12345
2 АПОЛЛОН И МУЗЫ. ДЕДАЛ И ИКАР. КИПАРИС. ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 19
123457
3 ФОЛЬКЛОР
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 26-27
12345678
4 РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ИЗ СОБРАНИЯ В. И. ДАЛЯ. РУСЬ — РОДИНА. ЯЗЫК И РЕЧЬ. СКАЗКА И ПЕСНЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 28-29
1234
5 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 40
234567
6 ЖЕНА-ДОКАЗЧИЦА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 42-43
1234
7 ЛИСА И ЖУРАВЛЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 45
123456
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 45
125
8 А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 65
1234567891011
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 66
1235
9 X. К. АНДЕРСЕН. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 100-101
1234578910111213141516
10 ПРЕДАНИЕ ОБ ОСНОВАНИИ КИЕВА. СКАЗАНИЕ О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 114-115
1234567810
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 115
234567
11 ЭЗОП. МУРАВЕЙ И ЖУК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 119-120
123
12 ВОРОН И ЛИСИЦА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 120
2345
13 ФЕДР. ЛИСИЦА И АИСТ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 122
123
14 ЛИСИЦА И ВОРОН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 123
1234
15 Ж. ДЕ ЛАФОНТЕН. ДУБ И ТРОСТЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 125-126
1234
16 Г. Э. ЛЕССИНГ. СВИНЬЯ И ДУБ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 127
1234
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 127
1
17 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. И. А. КРЫЛОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 131
345
18 ВОЛК И ЯГНЁНОК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 133
123456
19 КВАРТЕТ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 136
123456
20 СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 137-138
1235
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 138
1235
21 А. С. ПУШКИН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 142
23
22 ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 144
123456
23 НЯНЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 145
12345
24 ЗИМНЕЕ УТРО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 146
1234
25 СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 164-165
12345678910
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 165
3467
26 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 168-169
123
27 БОРОДИНО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 173-174
134568910
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 174
123
28 Н. В. ГОГОЛЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 177-178
13
29 НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 229
1234567811
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 230
1234
30 Ф. И. ТЮТЧЕВ. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 233
12
31 ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 234
1
32 ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 235
12
33 ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 236
2
34 ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. СТР. 236-237
12
35 А. А. ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 238
12
36 Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 239
12
37 И. С. ТУРГЕНЕВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 242-243
2
38 МУМУ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 275-276
123456789101112
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 276
256
39 Н. А. НЕКРАСОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 279
12
40 КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 288-289
12345679101112
41 ПРАКТИКУМ. ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 293
12
2 Часть
1 Л. Н. ТОЛСТОЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 5-6
123
2 КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 34-35
123456789101112131415
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 35
2356
3 И. С. НИКИТИН. РУСЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 40-41
1234
4 А. К. ТОЛСТОЙ. КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 42
12
5 И. СЕВЕРЯНИН. ЗАПЕВКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 43
12
6 Н. М. РУБЦОВ. РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 45
12
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 45
345
7 И. А. БУНИН. ГУСТОЙ ЗЕЛЁНЫЙ ЕЛЬНИК У ДОРОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 50
1234567
8 У ПТИЦЫ ЕСТЬ ГНЕЗДО, У ЗВЕРЯ ЕСТЬ НОРА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 51
12345
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 51
12
9 С. А. ЕСЕНИН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 54
12
10 ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 55
1234
11 ТОПИ ДА БОЛОТА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 56
1234
12 НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 56-57
123
13 П. П. БАЖОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 60
12
14 МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 72-73
12345678
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 73
123
15 М. ТВЕН. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 90-91
2345
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 91
124
16 А. П. ЧЕХОВ. МАЛЬЧИКИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 102
123456
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 102
23
17 А. С. ГРИН
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 111
12
18 АЛЫЕ ПАРУСА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 124-125
123456789101112131415161718
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 125-126
12345678910
19 П. ПЛАТОНОВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 128
12
20 НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 133
2346
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 133
1
21 ПРАКТИКУМ. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КАК ФОРМЫ УДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 142
123
22 С. Я. МАРШАК
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 144
1
23 ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 152
123456
24 Т. ТВАРДОВСКИЙ. РАССКАЗ ТАНКИСТА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 159
12345
25 П. КАТАЕВ. СЫН ПОЛКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 181-182
23456891011
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 182
35
26 В. П. АСТАФЬЕВ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 184
2
27 ВАСЮТКИНО ОЗЕРО
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 213
12345679
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 213
123
28 Э. СЕТОН-ТОМПСОН. КОРОЛЕВСКАЯ АНАЛОСТАНКА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 226-227
1234567
29 Ю. П. КАЗАКОВ. АРКТУР — ГОНЧИЙ ПЁС
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 249
1234567
30 А. КОНАН ДОЙЛ. КАМЕНЬ МАЗАРИНИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 271-272
12345
31 М. М. ЗОЩЕНКО. ГАЛОША
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 275-276
12345
32 К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. БЕГ ВРЕМЕНИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 282-283
1245
33 Р. Д. БРЭДБЕРИ. ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 290
1234567
34 ПРАКТИКУМ. ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 293
1234