Ментальная карта по сказке колобок

 Ментальная карта по составлению утренней гимнастике по сказке «Колобок»

В мир дошкольных технологий,  ментальная – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Ментальная или по-другому можно сказать  Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект — карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность — обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность — хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект -карты следующим

образом:

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление — Развитие связной речи. Составление рассказов

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т.д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и неотъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов

http://itd2.mycdn.me/image?id=860016086959&t=20&plc=WEB&tkn=*1Rc7U21sgcHGvDFs31djlzYUFsk


  • Методические разработки


  • Физкультура

  • Ментальная карта по составлению утренней гимнастике по сказке «Колобок»методическая разработка по физкультуре

Ментальная карта по составлению утренней гимнастике по сказке «Колобок»методическая разработка по физкультуре

Возрастные группы:

  • Не определено

Просмотр содержимого документа

Источник

22.12.2022 17:30

3

admin

  • Комментарии

RSS

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии

Колобок

Сборы до 20.11.2016

Эмблема команды

  • Совместно придумайте эмблему команды и разместить ее в этом разделе. Для вставки эмблемы на вики-страницу, воспользуйтесь Справка:Вставка изображений. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ эмблема должна быть авторской, созданной участником (участниками) команды. Коллажи и рисунки из интернета будут удаляться.

Приветствие другим участникам проекта

Сформулируйте приветствие другим участникам проекта. Приветствие должно быть связано с названием команды и тематикой проекта. Для создания приветствия используйте интернет-сервисы:

  • коллаж в сервисах Phorovisi или Koalacollage,
  • слайд-шоу в сервисах Sharalike, Animoto или Photopeach
  • и других.

Приветствие вставьте в этот раздел страницы. Коллаж можно вставить в виде рисунка. Для вставки воспользуйтесь Справка:Вставка изображений. Если приветствие оформлено в виде слайд-шоу или создано в любом другом сервисе — вставьте его с помощью виджета. Подробные инструкции на странице этапа Сборы

Руководитель

Фамилия Имя Отчество с ссылкой на личную страницу

  • Руководитель заполняет регистрационную анкету.
  • Записывает команду в таблицу на странице Команды-участницы

Участники

Каждый член команды должен зарегистрироваться и заполнить свою вики-страничку Участника

  • Фамилия имя с ссылкой на личную страницу
  • Фамилия имя с ссылкой на личную страницу
  • Фамилия имя с ссылкой на личную страницу

Ход работы

  • Ознакомьтесь с Критериями оценивания в проекте. Откорректируйте выполненные задания в соответствии с критериями оценивания, если это необходимо.
  • Отметьте выполнение задания в Таблице продвижения «Шаги к успеху»

Этап I. «Волшебный сундучок» до 30.11.2016

До 30 ноября нужно выполнить следующие задания:

Волшебный предмет

Задание 1. Выбираем волшебный предмет из русской народной сказки, с которым будет работать команда. Записываем выбранный предмет в таблицу на странице этапа Волшебный сундучок. Внимание! Предметы не должны повторяться.

Результаты анкетирования «Какие волшебные предметы встречаются в сказках и какое волшебство они могут совершать?»

Результаты опроса разместите в этом разделе.

Задание 2. Проводим опрос взрослых и ровесников «Какие волшебные предметы встречаются в сказках и какое волшебство они могут совершать?»:

1. Какие волшебные предметы мы можем встретить в сказках? (вспомните 3 предмета)

2. Вспомните, какими волшебными свойствами обладают предметы из сказок?

3. Все ли предметы помогают героям сказок или есть такие, которые мешают? Вспомните те, которые мешают.

4. Какой волшебный предмет из сказки вы хотели бы иметь и почему?

Для проведения анкетирования можно воспользоваться Листом анкеты (распечатайте листы анкеты, заполните их).

Задание 3. Результаты каждого анкетируемого занесите в Форму анкеты

Характеристика волшебного предмета

Задание 4. В этом разделе разместите рисунок и описание волшебного предмета. Воспользуйтесь следующим планом для описания предмета:

1. Какими волшебными свойствами он обладает?

2. Как действует?

3. Из какого материала изготавливается?

4. Какие герои сказок его используют?

5. Найдите сказки, в которых встречается выбранным вами волшебный предмет.

6. Выясните, встречается ли предмет, который выбрала ваша команда в сказках других народов мира или зарубежных писателей?

7. Ответьте на вопрос: в какую категорию волшебных предметов можно отнести выбранный вашей командой волшебный предмет?

Ментальная карта

Задание 5. По итогам исследования сказочного волшебного предмета создайте ментальную карту в одном из сервисов для создания ментальных карт.

Тем, кто впервые создает ментальную карту, предлагаем выбрать сервис Coogle, опытным участникам предлагаем поработать в сервисе Spiderscribe или любом другом по вашему выбору.

Прежде чем создавать ментальную карту, ознакомьтесь с Критериями оценивания и Самооценивания Ментальной карты.

Ментальную карту разместите в этом разделе с помощью виджета. Не забудьте указать тех, кто создавал и размещал ментальную карту на странице команды.

Перед тем, как размещать ментальную карту, заполните Бланк Самооценивания Ментальной карты.

Ссылку на заполненный бланк самооценивания вставьте в таблицу «Листы самоконтроля»

Выполнение всех заданий отмечаем в Таблице «Шаги к успеху».

Также не забываем заполнять таблицу команды «З-И-У-К»

Инструкции по работе с сервисами можно найти здесь:

Coggle, автор Нина Ананьевна Люлькун

Как вставить ментальную карту в вики

Как рождается волшебство?

  • В этом разделе отвечаем на вопрос этапа: «Как рождается волшебство?» (это должен быть ответ команды).

  • Для проверки, все ли вы верно выполнили, обратитесь к Критериям оценивания в проекте. А также начинайте заполнять Лист самоконтроля (заполняйте его на протяжении всего проекта)
  • Отметьте выполнение задания в Таблице продвижения «Шаги к успеху»

Этап II. Книга волшебства до 07.12.2016

До 7 декабря 2016 г. нужно сделать следующее:

Сказка про оживший волшебный предмет

Задание 1. Выбираем предмет из нашей окружающей действительности, который мог бы стать волшебным. Представьте, что этот предмет вдруг ожил ожил и мог бы думать.

  • О чем мог бы думать ваш предмет?
  • С кем дружит?
  • Что любит?
  • Чего не любит?
  • Чего боится?
  • О чем мечтает?
  • …?

На основе придуманных ответов сочините сказку про оживший волшебный предмет. Сказку разместите в этом разделе. Укажите авторов сказки, а также тех, кто разместил сказку на странице команды. К сказке нарисуйте иллюстрацию, укажите автора рисунка и того, кто разместил рисунок на странице команды.

Цифровая история про оживший волшебный предмет

Задание 2. На основе написанной сказки создаем цифровую историю в одном из предложенных сервисов: Utellstory, Cowbird, Storybird, Tilda. Более опытные участники могут выбрать и другие сервисы для создания цифровых историй. Инструкции по работе с сервисами на странице этапа Книга волшебства

Историю размещаем на странице команды в этом разделе виджетом. Обязательно указываем создателей истории и тех, кто разместил ее на странице команды.

Чтобы уточнить все ли правильно вы сделали, заполните Бланк самооценивания. Ссылку на заполненный бланк самооценивания вставьте в таблицу Листы самоконтроля

Коллективный плакат “Книга волшебства”

Задание 3. Вставьте ссылку на вашу цифровую историю на интерактивный плакат «Книга волшебства». Не забудьте указать название вашей цифровой истории и название команды.

  • Чтобы добавить свою метку или отредактировать ее, перейдите по ссылке.
  • Метки можно добавлять на любое свободное место на общем плакате. Работаем аккуратно, не удаляя метки других участников.
  • Информацию по работе с сервисом ThingLink можно найти здесь

Как увидеть необычное в обычном?

  • В этом разделе отвечаем на проблемный вопрос этапа: Как увидеть необычное в обычном? (это должен быть ответ команды)

  • Для проверки, все ли вы верно выполнили, обратитесь к критериям оценивания в проекте Критерии оценивания в проекте.
Отметьте выполнение задания в Таблице продвижения «Шаги к успеху»

Этап III. Музей чудес до 18.12.2016

До 18 декабря 2016 г. выполняем задания этапа:

Создание волшебного предмета, которого не было раньше

Задание 1. Вам необходимо будет создать волшебный предмет из доступных вам средств. Но это должен быть такой волшебный предмет, который раньше не встречался в сказках. Подумайте, какой волшебной способностью вы бы хотели обладать, обсудите это в своей команде, определитесь, какой волшебный предмет вы будете создавать. Представьте себя волшебниками, которые обладают способностью наделять предметы волшебной силой. Постарайтесь придумать необычный и оригинальный способ волшебства. Постарайтесь описать предложенный вами способ как можно подробнее.

Напишите инструкцию к созданному вами предмету:

  • в инструкции к предмету должно быть описано, из чего данный предмет сделан;
  • какими свойствами обладает ваш предмет;
  • для чего он предназначен

Сфотографируйте созданный вами волшебный предмет, фотографию разместите на странице команды в этом разделе. Под фотографией разместите инструкцию к созданному вами предмету. Придумайте оригинальное название вашему волшебному предмету, укажите авторов идеи, создателей предмета, авторов инструкции к предмету и кто разместил информацию на странице команды.

Рекламный ролик

Задание 2. Представьте, кому еще может понадобиться ваш волшебный предмет, создайте рекламный ролик о вашем волшебном предмете в одном из предложенных сервисов: Animaker, PowToon, Animoto. Разместите свой рекламный ролик на ютубе в открытом доступе. Видеоролик вставьте на страницу команды. Перед этим проверьте правильность выполнения задания по Бланку самооценивания.

Справка по работе с сервисами
  • Animoto
  • Инструкция по работе с сервисом Animaker
  • Инструкция по работе с сервисом PowToon
  • Как работать с YouTube

Задание 3. Оцените по Бланку самооценивания рекламный ролик одной из команд. Вставьте ссылки на заполненные бланки самооценивания и взаимооценивания в таблицу Листы самоконтроля

«Музей чудес» — общая гугл-презентация

Задание 4. Откройте общую презентацию по ссылке. Найдите слайды вашей команды, всего три. Отредактируйте ваши слайды, добавив необходимую информацию:

  • Эмблема и ссылка на вики-страничку команды
  • 1 слайд: Название волшебного предмета из сказки, рисунок волшебного предмета из сказки (указан автор(ы) рисунка волшебного предмета), ссылка на ментальную карту о волшебном предмете, характеристика волшебного предмета, написанная участниками команды;
  • 2 слайд: Название цифровой истории об ожившем предмете, рисунок ожившего волшебного предмета (указан автор(ы) рисунка ожившего волшебного предмета), текст сказки об ожившем предмете, цифровая история об ожившем предмете (ссылка на цифровую историю об ожившем предмете);
  • 3 слайд: Название волшебного предмета, созданного командой, фотография волшебного предмета, созданного командой (указан автор(ы) фотографии волшебного предмета), инструкция по использованию волшебного предмета и рекламный ролик волшебного предмета, созданного командой

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: работайте только на слайдах вашей команды!!!

Где живет чудо? — общая газета с ответами на вопрос

Задание 5. В одном из журналистских жанров (новость, корреспонденция, интервью, репортаж, портрет, очерк и других) отвечаем на основной вопрос проекта «Где живет чудо?» и создаем общую газету. ВНИМАНИЕ!!! Это должен быть ответ команды!
Чтобы добавить ответ на вопрос, перейдите по ссылке.
Работайте на доске аккуратно, старайтесь не закрывать ответы других команд, заметку можно передвигать по полю газеты с помощью мышки.

  • Для проверки, все ли вы верно выполнили, обратитесь к критериям оценивания в проекте Критерии оценивания в проекте.
Отметьте выполнение задания в Таблице продвижения

Рефлексия

  • Все участники команды заполняют итоговую анкету Анкета участника команды
  • Руководители заполняют свою итоговую анкету Анкета руководителя команды
  • Команда до конца заполняет таблицу «Знаю — Интересуюсь — Умею — Как»
  • Для проверки, все ли вы верно выполнили, обратитесь к критериям оценивания в проекте Критерии оценивания в проекте. А также заполните Лист самоконтроля
  • Отметьте выполнение задания в Таблице продвижения

Ментальная карта — как средство развития мышления, памяти и речи обучающихся в современной школе

Учительница русского языка

и литературы КГУ СОШ № 44

Абышева Б.Б.

Если раньше ведущая роль на уроке отводилась учителю, то в соответствии с новыми стандартами эта роль переходит к учащимся. Учитель является организатором, координатором. Универсальные учебные действия направлены на способность школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Вследствие этого нужна новая теоретическая модель образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. [1; с.6 ]

Сегодня в педагогике большое многообразие методов и приёмов для развития логического мышления и памяти учащихся. Каждый из них направлен на то, чтобы обучающийся сам мог достичь вершины знаний путём своих собственных усилий. На этом основаны и новые формы оценивания (критериальное) и программы (обновлённое содержание образовательной программы). Опираясь на опыт зарубежных педагогов, теоретиков и практиков, вспоминая более ранние труды «наших» методистов можно сделать вывод, что новое очень тесно переплетается с уже известными подходами и методами в обучении.

Сейчас на уроках по обновлённому содержанию образования используют так называемую «ментальную карту, схему или таблицу». Значение этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова означает: «-ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Относящийся к уму, к умственной деятельности. Ментальные способности».

В философском словаре это понятие даётся так: «(от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное.» или же « … устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность сознательных и бессознательных установок и предрасположенностей индивидов, социальных общностей к определенному типу ценностей, мышления и действия.» То есть, говоря другими словами: умственный, мыслительный, интеллектуальный, психический.

Ментальность это такой способ мироощущения, в котором мысль непосредственно не отделена от эмоций (переживания и радости). Тем самым реакция поведения человека на изменение внешнего и внутреннего мира в каждой культурной среде носит свои особенности.

Ментальность начинает формироваться при воспитании, когда человек получает первый жизненный опыт. Поэтому люди, приобретшие примеры поведения в разных культурах, могут иметь совершенно противоположный образ мышления.

Ментальные карты схожи с другими методами кодирования учебной информации, таких, как опорные схемы, таблицы и алгоритмов. Применение алгоритмов, схем, таблиц как форм наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Это  позволяет добиваться высокой активности учащихся при изучении теоретического материала и готовит их к усвоению рациональных приемов применения правил. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль. [2 ; с.80]

Наглядность как один из важнейших дидактических принци­пов разрабатывается и реализуется в теории и практике препода­вания русского языка на всех этапах развития школьного образо­вания. … Наиболее распространенным и традиционным средством зри­ тельной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц — вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые. В языковых таблицах отражена закономерность, сущ­ность какого-либо правила или понятия, что способствует наи­более быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы и т.п. Речевые таблицы содержат конкретный речевой матери­ал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Таблицы могут быть использованы на этапе осознания, ос­мысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. [3 ; с.80-83]

Во избежание перегрузки учащихся особое внимание при планировании учебного материала следует уделить рациональному использованию материала, предлагаемого в учебниках. [4 ; с.14 ]

В своём методическом пособии Жумадилова Г.Н. пишет: «Познавательная деятельность школьников … включает следующие методы: лингвосмысловой анализ учебно-научного текста (УНТ), перекодирование УНТ, продуцирование УНТ.» [5 ; с.41 ] Особым методом хочется выделить второй метод — перекодировку.

«Перекодирование содержания текста является основным методом осуществления реконструктивной деятельности, которая направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в ином графическом коде (в форме таблицы, схемы, графика, рисунка, карты, перевода на второй язык и др.), а также умений читать таблицы, схемы, графики, карты, то есть переводить их в слово…

Перекодирование текста рассматривается как метод обучения, направленный на поиск адекватной формы представления содержания учебно-научного текста с целью обеспечить его полное и точное понимание.». [5 ; с.43]

Ментальную карту можно сравнить также как с алгоритмом, так и с методом проектирования, так как и те и другие принципы включают в себя логику мышления, последовательность изложения и творческий подход в кодировке текста и информации.

Алгоритм (по Викикпедии) –набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. Другими словами – это программа, план действий. Который рассчитан на передачу более точной и подробной информации.

Что касается проектной деятельности: «… работа над проектами позволяет организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Растёт коммуникабельность учеников и умение искать пути решения поставленных задач.» [6 ; с.183]

Калейдоскоп событий и фактов, лиц и феноменов, предстающих перед ребёнком в используемых текстах, снимает проблему однообразия деятельности. Палитра мыслей и чувств по поводу не «адекватной возрасту» познавательной, художественной информации, как предписано «методизмом», а такой, которая постоянно приводит ребёнка в состояние недоумения, удивления, непонимания, «латентного состояния вопросительного знака», одним словом, делает каждый урок письма неповторимым и волнующим событием, приводящим сознание в режим поисковой активности [7 ; с.110]

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Так же, как и при составлении опорных схем и таблиц, алгоритмов, создаются и ментальные карты:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и главная информация;

  • определение порядка изложения материала, примеров, иллюстрирующих материал, перспектив заполнения опорного конспекта при последующем изложении.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Итак, ментальная схема, карта или алгоритм как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Работа со схемой с ментальной картой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Ментальная карта, как и схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Ментальная карта уместна на разных этапах обучения : при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материа. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Не менее важно использование средств наглядности в виде обобщающих и тематических схем на уроках литературы. Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал. Схема на уроках литературы является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала.

При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением.

И тогда произойдёт то самое событие, когда, как писал один из наших современников: «Однажды ребёнок не ограничится простым переложением событий и выразит тем или иным образом своё личное отношение к фактам, информации, персонажам или языковм средствам, тем самым «прорастает» как автор интерпретаций». [7 ; с.126]

Примерными образцами ментальных карт на уроках русского языка и литературы могут быть работы учащихся такого плана:

Ментальная карта по теме «Русские народные сказки: «Колобок»

Ментальная карта на текст «Маркакольский заповедник»

Библиографический список:

  1. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. — М., Просвещение, 1984.

  2. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.

  3. «Методика преподавания русского языка в школе» под ред. Баранова М.Т., Москва, 2001 г.

  4. Жумадилова Г.А., Джамбаева Ж.А., Демежанов Т.М. «Педагогическая практика по русскому языку и литературе», Семей, 2012 г.

5. Жумадилова Г.А. «Интеллектуально-речевая деятельность школьников в условиях полилингвизма», Семей 2012 г.

6. Мурашковска и.Н. «Неделя проектов»// «Школьные технологии», 2001, № 1.

7. Кушнир А. «Педагогика грамотности» // «Школьные технологии», Россия, 1996, № 4-5

Открытый
урок «Спасем Колобка!» с элементами сторителлинга и квеста.

     Открытый урок
«Спасти Колобка!» с элементами сторителлинга и квеста- ориентирован на учащихся
начального звена.

     Основная
стратегия урока
: сторитиллинг (интересно рассказанная история)

     Использование
интерактивной формы квест-технологий позволяет сделать историю яркой и
динамичной. (Квест-ролевая форма игры подчиненная одному сюжету).

Применение таких
технологий позволяет провести современный, нестандартный урок.

Название
открытого урока: «Спасем Колобка!»

Целевая
аудитория
: 2 класс (начальная школа)

Тип
урока по ФГОС:
урок рефлексии (обобщение)

Вид
урока
: ролевая игра (детективы)

Стратегия
урока:
сторителлинг

Метод.
элементы в структуре урока:
квест, практически-деятельный
подход, «мозговой штурм» и другие приемы ТРКМ.

ИКТ-оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска, сканер, наушники с микрофоном.

Ученические
принадлежности
: тетради, ручки, карандаши, альбомы.

Кейс открытого урока
содержит: конспект + презентация.

Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД):
личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Цели
занятия:

проверить,
закрепить, систематизировать знания учащихся;


развивать умения проводить межпредметные связи;

-познакомить
с нестандартной формой занятия;

-развивать
коммуникативные и личностные связи;

-повысить
компетентность о возможностях ИКТ-технологиях;

-внедрить
прием «мозговой штурм»;

-вызвать
интерес к учебе через игру.

Квест:


составлен в программе презентаций
Power Point;

-состоит
из слайдов, в которых использованы анимационные и звуковые эффекты и др.;

-каждый
этап ориентирован на разные учебные дисциплины (межпредметная связь);

 
Основная роль квеста: Детективы (сыщики)

Сторителлинг
(история) содержит следующие этапы: завязка, герой, решение, развязка, вывод.

(У-учитель,
Д-дети, К-Колобок, Н-Незнайка)

Завязка

Эмоциональный
вход в историю
.

(Учитель
входит в класс задумчивый, печальный.)

У.-
Здравствуйте ребята! Вы знаете, я не знаю, что делать? Мне нужна Ваша помощь!

(вызвать
заинтересованность, прием «Олицетворение себя с учеником».)

Д.-
А что случилось? Поможем! И т.д.

У.-
Сегодня я по электронной почте получила сообщение что Колобок пропал!  И
представляете на его поиски отправили Незнайку! Но вы же знаете, что его не
даром зовут Незнайка! … (очень печально) …. Думаю, он не сможет найти Колобка!
А как же мы без него? А бабушка и дедушка? Неужели больше никогда не будет
сказки про Колобка?  (пауза)

У.-Я
понимаю, что он не хорошо поступил, когда убежал от бабушки и дедушки. Он
наверно не знал, что так делать НЕЛЬЗЯ! Правда?  Как вы думаете?

(Воспитательный
момент: иносказательно подвести к повторению правил безопасности (ОБЖ)).

У.-
Мы поможем Незнайки спасти Колобка?

Д.-
Да!!!!!

У. –
Точно? Может, кто-то не хочет? Может, мы не справимся? (прием «Провокация»,
результат -сплоченный коллектив с единым мнением.)
У.- Ну раз мы будем все вместе, я не сомневаюсь, что мы справимся!!!!! Одна бы
я не рискнула!

    
(Показать значимость мнения класса и свое единение с ним)

Герой

У.-(ведет
диалог и включает оборудование)


Современные возможности позволяют дистанционно работать, учиться, общаться… (связь
в реальностью). А мы дистанционно в онлайн-режиме свяжемся с Незнайкой и будем
помогать ему в поисках, не выходя из класса.

1
слайд
-(вывод понятий «Дистанционно» и «Онлайн –
режим» объяснение значений)

У.
Давайте свяжемся с Незнайкой. Узнаем, где он. Какие следы нашел. (Одевает
Наушники)

2.слайд
(соединение)

3.
слайд

У.-
Алло Незнайка? Ты меня слышишь?

Н.
–(озвучивает учитель или запись аудио) Здравствуйте! Ой Дети! Я так рад, что Вы
пришли на помощь!

У. –
Да мы единодушно приняли решение помочь, как только узнали о происшествии…Какие
у тебя новости? Есть хоть какие -нибудь следы?

Н.-
Бабушка и дедушка безутешны, плачут. Я нашел записку… Ели прочитал…Но не знаю,
что делать дальше.

У.+Д.-
Что в записке? Покажи! (вовлечение в историю).

4
слайд
(записка)

«Только
умные и смелые пройдут мои ловушки и спасут Колобка! И вот Вам первая загадка:
из всех дорог, идите по той которая соответствует числу времен года!»

5
слайд
(много дорог)

Н.-
И куда идти не знаю…Может монетку кинуть, или наугад?

У.-
Подожди! Ребята куда по какой дороге идти Незнайке? (окружающий мир)

Д. Времен
года 4. Зима, лето, осень, весна…Надо идти по 4 дорожке…

У.-
Ты слышал Незнайка? Иди по 4 дороге!

6.
слайд
(пропасть)

У.-
Ты где? Что ты видишь Незнайка?

Н.-Тут
темно и очень страшно…Звездочки…А внизу пропасть…Я упаду! 

Д.
-Держись! Не бойся!

У.-
А здесь похититель ничего не написал?

Н.
-Нет, но я слышу голос.

У.-
И что ты слышишь?

Н. –
Что бы перейти пропасть я должен прыгать на звезды с правильными ответами на
вопросы.

У.+Д.
– Какие Вопросы?

Н. —
Это число показывает, что на улице зима? На какую звезду прыгать? (-12 или 23)

Д.-
(обсуждают)-   -12

Н.-(прыгает)
Сколько часов в сутках? (24 или 12)

Д-24!

Н.-
(прыгает)- Сколько букв в названии нашей страны? (6 или 5)

Д.-
РОССИЯ (6)!

Н.-прыгает
и улетает на звезде.

7
слайд
-(чтение, рисование)

Незнайка
перед несколькими дверями. Посередине компьютер. Что-то написано.

У.
-Незнайка ты здесь?

Н. –
Да! Я проверил все двери закрыты!

Д. –
Посмотри на экран компьютера!

Н. –
(читает) Нужная Вам дверь откроется после выполнения следующих моих заданий…

           
1.) Назовите героя, который был очень добрым, и на все хитрые проделки мышей
предлагал жить дружно? (Леопольд)

           
2.) Кто написал сказку о животном, который жил на дубе, ходил по золотой цепи
направо и налево. (Пушкин А.С.)

           
3.) Изобразите животное, о котором говорилось в 2 -х загадках, рядом напишите
ответы на эти загадки и отправьте их мне на эл. Почту:
WWW.
ЗЛОДЕЙ. УУХ

Н. –
Ой беда! Я книжек не читал! Я рисовать не умею! Я не знаю, что такое
электрическая почта!!!!!!

У.Д.-Электронная
почта…Не переживай! Мы поможем!

(Дети
рисуют, сдают учителю)

У.-«сканирует»
и отправляет злодею

Дверь
открывается…

8
слайд
(темница, замок)-математика

 Н.-
Ура мы почти дошли! Тут только замок открыть! Только он цифровой…Тут примеры
надо решить… А я больше 5 цифр не знаю…

У.+
Д. – Ох! Незнайка как же так можно…. Это очень плохо! Нужно учиться! Не всегда
мы будем рядом! (воспитательный момент «Акцент на важности, значимости учебы»).

Дети
решают:

1
цепочка: 2+7+6-1+2-11+4-7=

2
цепочка:9-2-3+1+10-12-5+1=

3
цепочка: 15+2-4+5-5+8-1+3=

Н.
вводит код

Развязка

8
слайд

Н.+К.
на экране

У.+Д.-УРА!
У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ! МЫ СМОГЛИ! СПАСЛИ КОЛОБКА!

У.
Колобок как ты нас напугал! Разве так можно!? Зачем без спроса убежал? Нам
пришлось столько преодолеть….

К.-
Спасибо дети! Спасибо Вам! Я больше так не буду! Я ведь не знал, что это
опасно! А что вы мне посоветуйте? Я больше не хочу попадать в такие истории! Я
очень испугался…Думал меня не найдут…

Д. –
(советуют)

К.-
Я запомню! Спасибо что спасли! Я побегу к бабушке и дедушке, а то они
волнуются!  (убегает)

Н.-
И я пошел, мне еще многому научиться надо! Спасибо ребята, я без Вас не
справился бы!

У.+Н.+Д.
——До свидания!

Вывод

У. –
Спасибо ребята Вам! Мы были дружны и активны.
Давайте
и мы не забывать правила безопасности, и всегда приходить на помощь друг другу
!
Спасибо Вам за урок!

2.3.

Этап практического решения проблемы

– создание педагогом условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата;

Вот мы и пришли в лес. Навстречу нам попался, кто?

– Ребята, зайчик может нам подсказать, где колобок, только нужно с ним поиграть. Вы согласны?

Заяц: Ребятки, а вы расскажите мне какого колобка вы ищите. Какой он?

Заяц: А вы знаете, из чего его приготовили?

Д.И. Выбери те продукты, из которых приготовили колобка

Зайчик:

 Колобок покатился по этой дорожке. Никуда не сворачивайте, идите прямо. Будьте осторожными

 Ребята, давайте поблагодарим зайчика.Спасибо тебе Зайчик. А мы с ребятами пойдём дальше.

Нам встречается Волк.

Я вам подскажу, где колобок, если выполните моё задание.

Д.И. Расставь героев в той последовательности, в которой они встретились с колобком.

Физкульминутка:«КОЛОБОК»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

– Нам на встречу попадается Медведь.

– Ребята, медведь может нам подсказать, где колобок, только нужно ему помочь собрать ягоды. Поможем?

Д.И. Собери в корзинку только ягоды, которыми питается медведь.

(на слайде представлены не только ягоды, но и грибы, фрукты, овощи)

– Мишка благодарит нас и говорит, что видел колобка в гостях у лисицы. Будьте осторожнее, она очень хитрая плутовка. До свидания.

– Здравствуй Лисичка. Мы пришли к тебе за Колобком. Дедушка и бабушка скучают без него.

Лиса: Здравствуйте ребята. Мы с колобком подружились. Мне без него будет скучно. Нарисуйте мне ещё одного колобка, чтобы мне не было так скучно.

Д.И. Выбери геометрическую фигуру, на которую похож колобок. Выбери подходящий цвет для него, глазки, рот, нос.

– Молодцы ребята, справились с задание. А нам пора возвращаться в группу и доставить бабушке колобка.

Беседа

Игровая деятельность

Игра

Практический метод (игра)

Игра

Игра

– Заяц.

–Да.

– Колобок круглый. Он румяный.

– Колобок приготовили из муки и сметаны.

-До свидания зайчик. Приходи к нам в гости.

– да!

.– До свидания!

Ведут диалог с педагогом: слушают и понимают заданный вопрос, понятно отвечают на него

Умеютвыстраивать последовательно сюжетную линию литературного произведения

Умеют выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Имеют представления о том, чем питается медведь.

Умеют подбирать предметы по цвету, форме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мертвая душа чичикова или мертвая сочинение
  • Меннэр яки гузэл кыз хэдичэ сочинение з бигиевнын
  • Меряемся или меримся как пишется
  • Мертвая вода что это такое в сказке
  • Мениск или миниск как правильно пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии