- Главная
- /
- Литература
- /
- Нарисуйте ментальную карт…
Литература, 28.01.2021 11:47, дазз
Всего ответов: 3
Показать ответы
Другие вопросы по: Литература
1)треугольник вписан в окружность так, что одна из его сторон проходит через центр окружности , а две другие удалены от него на 6 и 4 корень из 3 см. найдите площадь треугольника….
Опубликовано: 28.02.2019 05:30
Ответов: 3
Тело бросили вертикально вверх . совершает ли при этом работу сила тяжести…
Опубликовано: 28.02.2019 07:00
Ответов: 1
Решить уравнения (29-х0+(3х-16)= след.115-(7х—8х)= след.23х-(2х-+8)= след 29-(3х—7х)+(169—8)=…
Опубликовано: 01.03.2019 07:00
Ответов: 2
Нужна 1. с клавиатуры вводят слово и символ. составть программу, которая: а) проверяет, есть ли в этом слове заданный символ; б) определяет позицию заданного символа; в) подсчи…
Опубликовано: 01.03.2019 10:30
Ответов: 3
Доказать что 81 в 31 степени — 9 в 60 степени делится на 6480…
Опубликовано: 01.03.2019 16:20
Ответов: 2
Выражение: 5a(a+b+c)-5b(a-b-c)-5c(a+b-c)…
Опубликовано: 02.03.2019 01:10
Ответов: 3
Знаешь правильный ответ?
Нарисуйте ментальную карту по сказке «Снежная королева»: 1. Персонажи 2. Пространства 3. Времена в т…
Популярные вопросы
Выбрать слова обозначающиие действующее лицо he, a duck, see, she, ann, ru, a rabbit…
Опубликовано: 27.02.2019 18:20
Ответов: 3
Сторона вс параллелограмма авсд равна 12 м, что составляет 30% его периметра. найдите другие стороны параллелограмма….
Опубликовано: 28.02.2019 12:30
Ответов: 1
Составь программу дуйствий и вычисли : (24 + 18 ) : 7 + 0 *(82 — 58)+16 *3 =?…
Опубликовано: 01.03.2019 14:10
Ответов: 3
Почему во время ледохода весной у реки быает холоднее ем вдали от нее…
Опубликовано: 02.03.2019 01:10
Ответов: 3
Вкоробке лежали лампочки, 4 из них разбились. разбитые лампочки состовляли 2% от числа всех лампочек. сколько всего лампочек было в коробке?…
Опубликовано: 02.03.2019 12:00
Ответов: 3
Як ви розумієте віслів екологія мови…
Опубликовано: 02.03.2019 13:20
Ответов: 3
1)9км-524м+36км18м= 2)4кг4оог-1кг860г+9кг245г=…
Опубликовано: 03.03.2019 17:00
Ответов: 2
Вставьте необходимые предлоги: a tourist took a taxi the nightclub the hotel where he was staing. a) in/ up b) from/before c) in/to d) at/to e) from/to 2.дополните предложение:…
Опубликовано: 04.03.2019 03:30
Ответов: 2
Некоторые из 11 больших коробок содержат 8 средних коробок. некоторые из средних коробок содержат 8 маленьких. среди всех коробок 102 пустых. сколько коробок всего?…
Опубликовано: 06.03.2019 23:20
Ответов: 2
Опишите статую богини афины. как, по представлениям греков, выглядела богиня? каково было её вооружение? чья фигура находится в правой руке богини? какое священное животное богин…
Опубликовано: 07.03.2019 12:50
Ответов: 3
Случайные вопросы
Сила
любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
Цели
урока: работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для
раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как
всеобъемлющего чувства.
Ход
урока
1. Организационный момент
Ребята,
сегодня мы окунёмся в волшебный, загадочный мир сказок.
Я
думаю, что среди вас не найдется человека, который бы не любил сказки.
Сказка
рядом с нами с детства.
(музыка)
«Приходите в гости к нам» (из к.ф. «Там на неведомых дорожках»)
Слышите.
Нас зовёт в гости сказка.
Но
сказка будет впереди, а сейчас присказка.
2. Рассказ учителя о Г.-Х. Андерсене
Давным
— давно в небольшом провинциальном городке Дании — Оденсе, на острове Фюн,
происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно
огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знамёнами
прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого
голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли
свои огни в сентябре 1869 года?
То был
Ганс Христиан Андерсен, избранный незадолго до этого почётным гражданином
родного города. Чествуя Андерсена, земляки его воспевали героический подвиг
человека и писателя, «лучшего сказочника мира», как справедливо назвал его
ЧарлзДиккенс.
Ганс
Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года на окраине Оденсе, в семье бедного
башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уж о
новой одежде и обуви. Андерсен любил дом, в котором родился; навсегда осталась
в его памяти чистая, тщательно прибранная комната в два окна, книжная полка,
сапожный верстак. И маленькая кухня, ящик с петрушкой и луком за окном, куст
бузины во дворе. А сколько интересного было на улицах Оденсе. Андерсену-ребенку
родной город казался таинственным и прекрасным! «…Мир, такой же богатый, как
в «Тысяче и одной ночи», открылся предо мной», — писал позднее Андерсен о
преданиях детства.
Однако
воображение впечатлительного мальчика питали и книги, которые читал ему отец.
Андерсен рано научился читать, и, побывав однажды в театре, начал сочинять
пьесы и стихотворения. Но попасть в городскую школу сыну башмачника было
трудно, и мальчика отдали в школу для бедных, где учили письму, арифметике и
закону божьему.
Меж
тем в семье Андерсена назревали трагические перемены. Шёл 1813 год, в походах
Наполеона участвовала и маленькая Дании. Отец будущего сказочника согласился
пойти в солдаты, заменив за соответствующее вознаграждение сына богатого
крестьянина. Деньги, которые башмачник получил за рекрутство, быстро разошлись.
Вернувшись домой в 1814 году, он через два года умер от чахотки. Андерсену в ту
пору было 11 лет. Он пошёл работать на суконную, а потом на табачную фабрику,
желая облегчить положение семьи. 6 сентября 1819 года четырнадцатилетний Ганс
Христиан Андерсен уехал в Копенгаген. Поступать в театр.
В
театр мальчика не взяли: у него пропал голос. Ведь он ходил в тоненьком
пальтишке, в рваных башмаках и постоянно бывал простужен. Деньги быстро подошли
к концу и Андерсен жил на средства, которые порой собирали для него по подписке
доброжелательно относившиеся к нему люди. Ганс Христиан хорошо знал, что значит
быть бесприютным и голодным, потому-то так взволнованно звучали его слова в
сказке «Гадкий утёнок»: «Было бы слишком печально описывать все беды и
несчастья утёнка за эту суровую зиму».
Всё же
в 1821 году юноше удалось сыграть роль тролля в балете «Армида», а когда к нему
вернулся голос, его приняли в хоровую школу. Тогда же он стал писать комедии, и
к его мечте о судьбе актёра присоединилось желание стать поэтом. Для того,чтоб
научиться грамотно писать ему, семнадцатилетнему юноше, пришлось сесть на
школьную скамью рядом с учениками второго класса.
Кончились
школьные годы Андерсена. Он снова в столице, готовится в университет и живёт в
узеньком переулке, где ютятся бедняки. В сентябре 1828 года двадцатитрёхлетний
Ганс Христиан сдал экзамены и стал студентом Копенгагенского университета.
Влача по-прежнему жалкое существование, он был счастлив, вырвавшись из
«ащйслинговского ада», где жестокий ректор запрещал ему писать стихи и где он
тайком сочинял пьесы, романы, стихотворения и сказки, которые сохранились в
отрывках и до наших дней. Теперь же в Копенгагене Андерсен, избавившись от
гнёта, всецело занялся литературой. Он пишет бесконечное множество
стихотворений, путевой очерк «Прогулка на Амагер…», пьесу «Любовь на башне
св. Николая», несколько романтических сказок… Андерсена начинают печатать,
его пьесу ставят в Королевском театре… Но это вовсе не избавило его от нужды.
Вплоть до 1839 года, то есть половину своей жизни, писатель испытывал
чрезвычайную стеснённость в средствах, так как его литературные заработки были
очень скудны.
Жизнь
Андерсена — это бесконечный, непрерывный труд; это — радость от путешествий по
родной стране и далеко-далеко за её пределами — в Германию, Францию, Англию,
Голландию, Швецию, Норвегию, Грецию и т. д.; это — дружба с выдающимися людьми
его времени, среди них знаменитые писатели Гюго, Дюма-отец, Гейне, композитор Шуман, скульптор
Торвальдсен, актриса Рашель. Андерсен не был женат, семьи у него не было;
женщина, которую он любил, знаменитая шведская певица Йенни Линд, любила его
сказки, но не любила его самого.
К
писателю пришла мировая слава, а когда 4 августа 1875 года его не стало, в
Дании был объявлен национальный траур. На похороны Андерсена пришли бедняки и
знать, студенты, депутаты города Оденсе, иностранные послы, министры и датский
король. «Казалось, в тот день копенгагенцам нечего было больше делать, как
только хоронить Ганса Христиана Андерсена», — писал один из очевидцев. Гроб с
телом писателя несли на руках по улицам Копенгагена. Пред ним склонили траурные
знамёна. 11 августа газета «Отечество» напечатала стихотворение: В могилу наш
король сошёл, И некому занять его престол.
Прошли
годы, и в Королевском саду в Копенгагене был поставлен памятник Андерсену с
надписью: «Воздвигнут датским народом». В 1955 году стопятидесятилетие со дня
рождения писателя праздновалось во всех странах по призыву Всемирного Совета
Мира. А совсем недавно, в 1975 году, люди нашей планеты отмечали столетие со
дня его смерти. Книги сказочника миллионными Тиражами издаются во всём мире и
пользуются неизменным признанием детей и взрослых.
Давайте
вспомним самые известные вам сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик»,
«Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)
Андерсен
был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам
говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям
радость.
Всего
Андерсен написал 170 сказок.
Сегодня
одна из его сказок приглашает нас в гости.
(Песня
«Однажды в старой Дании»)
Внимание
на экран! ( Фрагмент из «Снежной королевы).
Вы,
конечно же, догадались! Сказка «Снежная королева».
3. Анализ сказки «Снежная королева»
О чём
сказка «Снежная королева»? (о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о
взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.)
Вот о
самоотверженной любви мы сегодня с вами и поговорим.
Запишем
тему нашего урока: « Сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
Назовите
главных героев сказки (Кай, Герда, Снежная королева.)
А ещё,
каких героев вы запомнили?
Задание
1. К имени героя подберите соответствующие цитаты
(Работаем
индивидуально)
(Критерии
оценок : 0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; ниже оценок у нас сегодня нет
Приложение 2
Вернемся
к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание?
(ледяная,
глаза)
Зачитаем
фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы ( история 2)
«Глаза
ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
— С
чем ассоциируется у вас Снежная королева? ( холод, темнота, буря…пустота,
неприступность)
История
7: « Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно»
(По
рядам передаётся кусочек льда)
Представьте
кусок льда. Блестит, переливается на солнце..
Бесспорно,
красиво!
— Что
вы чувствуете когда держите его в руках? Приятно?
—
Почему радости не приносит?
Нет
тепла – нет жизни.
В руки
к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы
ни Герда!
Проблемный
вопрос: Почему маленькая хрупкая
девочка победила злую волшебницу?
Герда
живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.
— Что
движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?
(Любовь.
Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он
причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)
Пройдем
этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!
Составление
Ментальной карты.
4. Прежде чем составить маршрут Герды, давайте
вспомним хронологию событий.
(Индивидуальная
работа ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
А сейчас
составим маршрут Герды.
(Составление
Ментальной карты.)
5. Работа в группах
Попробуйте
нарисовать для Герды карту.
(Рисование
карты-маршрута Герды)
На
пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит
добро.
1)
Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.(Герда подарила реке свои башмачки)
2)
Старушка. Это препятствие или помощь? (Герда рассказывает ей свою историю.)
— Кого
напоминает милая старушка?
— Как
смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)
3)
Ворон и Ворона. (Награда – птицы, которые ей помогают . Они заронили надежду.
Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда
могла повернуть домой.)
— Как
отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на
принцессе (найти описание в тексте)(сказка 4) стр. 153( «О как билось сердечко
Герды от страха и нетерпения!)
Главное
для Герды было то, что Кай живой!)
4)
Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание
(могла
остаться и спокойно жить)
Вывод:
любовь может преодолеть всё.
5)
Маленькая разбойница.
(первая
встреча)
(последняя
встреча)
Почему
изменилась маленькая разбойница?
Герда
своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том,
сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.
Герда
плакала сначала от горя, потом от радости )
Значит,
любовь способна изменить человека. Преобразить его!
6 )
Лапландка и финка: (На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это
лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.)
На
просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает:
Найдите
по тексту ее слова финки (Сказка 6)
7)
Путь к чертогам Снежной Королевы
-Что
пришлось преодолеть девочке?
(одна
на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных
хлопьев)
У
Снежной королевы
—
Каким Герда нашла Кая? (сказка 7) . Работа с текстом.
— Как
смогла возродить его к жизни?
Зачитать
фрагмент из книги
6. Вывод:
Вернемся
к нашему вопросу:
Почему
же Герда победила Снежную королеву ?
Доброе,
любящее сердце девочки растопило холодный лёд в сердце Кая!
В
сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды,
готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить
человека.
ДАВАЙТЕ
учиться ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и
самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!
Спасибо
за урок!
7. Домашнее задание : Дать развёрнутый ответ на
вопрос: Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду? (письменно)
Приложение 1
Карточки к уроку (использование общеобразовательных
ресурсов)
Фамилия,
имя ________________________________________________
Тема
урока ——————————————————————————————————
Задание 1. Расположите
события сказки в правильной последовательности
Событие
« … в |
|
Снежная королева |
« необычайно |
Кай |
« Злой – презлой, |
Герда |
« … |
Старушка, которая |
« Ах, как ныли её |
Принцесса |
Умница, каких свет не |
Принц |
Он сидел на одном |
Маленькая разбойница |
Глаза у неё были |
Приложение 4
Прием «Ментальные карты» (МК)
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники
ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать
своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между
эффективным мышлением и памятью и спросить себя, что именно способствует
запоминанию.
Бьюзен предлагает действовать следующим образом.
1.
Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что
главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре
листа. То есть действительно в фокусе внимания.
2.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве
ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие»
слова.
3.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной
темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.
Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут
подкрепляться символическими рисунками.
Советы по технике создания ментальных карт
1.
Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и
параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть
живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле
традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно
затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а
следовательно монотонных, объектов.
2.
Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое
слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает
свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
3.
Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
4.
Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
5.
Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени
важности ключевого слова.
6.
Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это
помогает целостному и структурированному восприятию.
7.
Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы
рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять
из рисунков
8.
Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места
и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте
лист А4, для большой темы — А3.
9.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не
смешивались с соседними ветвями.
10.
Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
Обращайте внимание на форму получившейся
ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма
показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты
получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак
того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть
ключом к теме или слабым местом в ее понимании.
Цель урока: cоздание условий для работы над
понятием “Дружба, верность, любовь” при работе с
художественным текстом.
Задачи урока.
Образовательные:
Научить выделять главное в произведении,
обобщать, делать выводы и изображать образы с
учетом их внутреннего мира и внешнего описания,
предлагаемого автором с учетом собственных
впечатлений.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное,
логически мыслить, обобщать и оценивать
литературный материал; способствовать развитию
речи, памяти, логического мышления, воображения,
творческой фантазии, навыков самоутверждения и
самооценки; развивать у детей чувство радости,
успеха в учении, интереса к предмету через
игровую форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви,
верности и дружбы, учить ценить и беречь эти
чувства. Способствовать воспитанию умения
внимательно выслушивать мнение других,
уважительно относиться к ответам
одноклассников, работать в группах,
совершенствовать сочетание индивидуальной и
коллективной формы работы учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка,
презентация, фрагменты мультипликационного
фильма “Снежная королева”, кластеры.
Тип урока: обобщение и систематизация
знаний.
Урок разработан в форме игры-путешествия.
Методы и приемы: словесный, наглядный,
практический, поисковые, проблемные, игровые.
Формы обучения: коллективная, работа в
парах, индивидуальная.
В ходе урока использовались кластеры,
тестирование, самоконтроль и самооценка знаний
учащихся. А так же:
— отрабатываются навыки выразительного беглого
чтения;
— развиваются речь, внимание, память, логическое
мышление, творческое воображение;
— воспитывается интерес к чтению, умение быть
надежным и верным другом;
— прививается умение работать в коллективе.
Структура (план) урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Вызов: актуализация знаний, побуждение
интереса к сказке.
4. Осмысление содержания. Актуализация опорных
знаний.
5. Рефлексия.
6. Итог урока.
7. Оценка урока. Оценка работы учащихся.
8. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
— Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе
утро”.
Мне очень хочется пожелать доброго утра
всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем
уроке!
Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из
нашего класса.
Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы
услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как
сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо
работать на уроке!
Учитель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение
сопровождало вас в течение всего урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть
сказка у нас.
Ведь где читают дружно,
Пересказывают умело,
Там сказке можно появиться смело.
Но сначала вы должны угадать, как называется
сказка и кто ее автор.
а) Разгадывание ребуса.
Правильно. Мы отправимся в сказку Г. Х.
Андерсена “Снежная королева”.
(Исполнение песни сказочника).
III. Работа по теме урока.
а) Вступительное слово о творчестве Г. Х.
Андерсена. (Презентация, I часть).
На севере Европы, под великим скандинавским
полуостровом, можно увидеть ещё один, который
своими очертаниями напоминает человеческую
ладонь. Он называется Ютландия. На нём
расположена Дания — маленькая скандинавская
страна. В Дании родился и прожил жизнь великий
сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказки
Андерсена знакомы вам с детства. Датский
писатель Ханс Кристиан Андерсен родился в1805
году в городе Оденсе в семье сапожника и
прачки. Небольшие пьесы Андерсен начал писать
еще в детстве. Читать и писать будущий сказочник
научился только к 10 годам.
Жил Андерсен очень бедно. Литературные
заработки были единственным источником дохода
писателя. Его произведения принимались к печати
не сразу. Критики указывали на ошибки в
правописании, были недовольны использованием
элементов разговорного языка, говорили о том, что
сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни
детям. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень
одинок. Только за два месяца до смерти из
английской газеты писатель узнал, что его сказки
принадлежат к числу наиболее читаемых во всем
мире.
Андерсен был человеком необычным,
непохожим на других, видевший жизнь, как он сам
говорил, “через волшебное стекло”. А самое
главное – он умел дарить людям радость. Что
может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь,
что он дан не каждому. Всего Андерсен написал
170 сказок. Сегодня одна из его сказок
приглашает нас в гости.
Появляются герои: Автор, Снежная королева,
Герда.
IV. Стадия “ Вызов”.
а) Вступление. Мини-сценка. (Презентация, II
часть).
Автор:
Какое это чудо — лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра —
И вдруг: дороги, замки и овраги —
Я мир создал на кончике пера.
И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.
Кто в радости, кто в горести, кто в гневе —
Попробуй их характер улови…
Я написал о Снежной Королеве —
Рассказ о дружбе, верности, любви…
Снежная королева:
О Снежной Королеве всем известно.
Да, это я. Я соткана изо льда.
Но жизнь людей мне мало интересна:
Вы нерациональны, господа.
Нелепы ваши бурные искусства,
Вам не понять снежинки красоты.
Вы вспыльчивы, надеетесь на чувства,
В вас нет холодной мудрой пустоты,
Вы так нелепы, так ассиметричны,
Над вами разум не имеет власть,
Вы вспыльчивы, глупы и истеричны,
А я не знаю, что такое страсть.
Герда:
А я с тобою вовсе не согласна,
И все, что ты сказала — ерунда!
Ну, что с того, что ты умна, прекрасна,
Коль вместо сердца — лишь кусочек льда?
Я сто дорог смогу пройти,
Чтоб брата милого найти!
Я верю, что любви тепло
Способно уничтожить зло;
Что жар сердец и солнца луч
Сильнее льда и черных туч,
Что после вьюг и снежных бурь
Придет весенняя лазурь.
И птицы запоют в листве,
И камни скроются в траве,
Цветы расстелются ковром
И с братом мы войдем в свой дом.
Любовь ведет меня вперед
И к сердцу брата приведет!
Я сто дорог смогу пройти,
Чтоб Кая милого найти.
б) Работа в парах.
Учитель. Чтобы определить тему нашего урока я
предлагаю выполнить вам задание. Перед вами 3 синквейна.
Дайте правильные ответы и сделайте вывод.
1.————
2. сплоченный, единодушный
3. общаться, переживать, выручать
4. доверие укрепляет ее и делает прочнее
5. взаимоотношения
Вопрос:
— Определите первое слово синквейна? (Дружба)
1.————
2. надежный, стойкий
3. не предавать, хранить, любить
4. Стойкость и неизменность в чувствах,
отношениях, в исполнении своих обязанностей,
долга
5. постоянство
— Определите второе слово синквейна? (Верность)
1. ————
2. беззаветная, бескорыстная
3. обожать, боготворить, страдать
4 испытывать внутреннюю склонность к
чему-либо
5. увлечение.
— Определите третье слово синквейна? (Любовь)
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
— Сегодня мы поговорим о дружбе, верности и
любви.
— Как вы думаете, актуальна ли сейчас эта тема?
Почему?
— Как вы понимаете смысл этих слов?
В) Работа с толковыми словарями С. Ожегова и В.
Даля.
— Давайте обратимся за помощью к словарям. Найди
значение слов дружба, верность, любовь.
Дружба предполагает взаимопонимание,
откровенность, открытость, доверительность,
активную взаимопомощь, интерес к делам и
переживаниям друг друга, искренность и
бескорыстие чувств.
Верность — преданность, надежность, человек
неизменный в своих чувствах, отношениях, в
выполнении своих обязанностей, достойный
полного доверия.
Любовь — чувство, свойственное человеку,
глубокая, самоотверженная привязанность к
другому человеку или объекту, чувство глубокой
симпатии.
Эпиграфом к нашему уроку, я думаю, подойдут
такие слова: “Любовь, дружба и верность сильнее
страха смерти”.
Королевство главной героини — не простое и
попасть туда не так-то легко. Но Герда — смелая
девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной
королеве, что дружба, верность и любовь могут
творить чудеса. Автор отправляет ее в сказочное
путешествие.
Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке
весь путь героини, и если потребуется, помочь ей.
Вы готовы? У мудрого Автора есть ещё условия. Он
любит за работу награждать.
Если будет твой ответ прекрасный,-
Ты жетон получишь красный.
Если твой ответ чуть – чуть похуже –
Жёлтый цвет тобой заслужен,
Если не преодолел преград –
Не получишь ты наград.
V. Стадия “Осмысление содержания”.
а) Чтение текста учащимися с остановками.
В начале сказки “Снежная королева” Андерсен
писал: “Дойдя до конца нашей истории, мы будем
знать больше, чем теперь”. Наверное, мы,
внимательно прочитав произведение великого
датского сказочника, узнаем больше, чем раньше.
Посмотрим, так ли это.
Давным-давно жили по соседству двое детей:
мальчик Кай и девочка Герда.
Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на
улице кружатся снежинки.
— Интересно, — задумчиво протянул Кай, — а у них
есть королева?
— Конечно, — кивнула бабушка. — Ночью она летает по
улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И
тогда на стеклах появляются ледяные узоры.
На другой день, когда дети снова играли у окна,
Кай вдруг вскрикнул:
— Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце!
Бедный мальчик еще не знал, что это осколок
ледяного зеркала Снежной королевы, который
должен был превратить его сердце в лед.
— Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной
королеве?
Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и
заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются
ледяные узоры.
Что попало в сердце мальчика?
Ответ: В его сердце попал осколок ледяного
зеркала Снежной королевы. Он должен был
превратить сердце Кая в лед.
Однажды дети отправились играть на площадь. В
разгар веселья вдруг появились большие белые
сани. Никто и глазом не успел моргнуть, как Кай
привязал к ним свои саночки.
Сидевшая в санях Снежная Королева, а это была
она, усмехнулась — и унеслась вместе с Каем в свой
ледяной дворец.
Околдованный Кай забыл и Герду, и бабушку: ведь
его сердце превратилось в лед.
Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?
Ответ: Мальчик привязал свои саночки к большим
белым саням Снежной королевы, и она унесла его в
свой ледяной дворец.
Но Герда не забыла Кая. Она отправилась на его
поиски: села в лодку и поплыла, куда глаза глядят.
Вскоре лодка причалила к удивительному саду.
Навстречу Герде вышла колдунья:
— Какая очаровательная девочка!
— Вы не видели Кая? — спросила Герда.
— Нет, не видела. Зачем тебе Кай? Оставайся, мы с
тобой славно заживем!
Колдунья показала Герде волшебный сад с
удивительными цветами, которые умели
рассказывать сказки. Там всегда светило солнце и
было очень красиво, но Герда отправилась дальше —
искать Кая.
— Что движет Гердой, когда она решается
отправиться на поиски Кая?
Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может
без него. Она не помнит обид и зла, которое он
причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски
с чистым сердцем.
Почему Герда не осталась у колдуньи?
Ответ: У нее была цель: найти и спасти Кая.
По дороге она встретила старого ворона.
— Я видел Кая, — важно сказал ворон. — Он теперь
живет у принцессы!
И Герда отправилась во дворец. Но оказалось, что
это был не Кай!
Она рассказала принцессе и принцу свою историю.
— Ах, бедняжка! — расплакалась принцесса. — Мы тебе
поможем.
Герду накормили, дали теплую одежду и золотую
карету, что бы она быстрее нашла своего Кая.
Кто сказал Герде, что Кай живёт во дворце с
принцессой?
Ответ: По дороге она повстречала ворона,
который сказал ей, что Кай живет во дворце?
Как помогли Герде принц и принцесса?
Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и
золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая.
Но тут случилась беда: на богатую карету в
лесу напали разбойники.
Ночью Герда не сомкнула глаз. Два голубя
рассказали ей, что видели сани Снежной Королевы и
в них сидел Кай.
— Наверное, она увезла его в Лапландию, — курлыкали
голуби.
Дочь атаманши, маленькая разбойница, хотела,
чтобы Герда осталась с ней, но когда узнала ее
печальную историю, так растрогалась, что решила
отпустить Герду и приказала своему любимому
северному оленю довезти девочку до Лапландии.
День и ночь бежал олень. Он уже совсем выбился из
сил, когда среди снегов показался, наконец,
ледяной дворец Снежной Королевы.
Какая опасность снова подстерегала героиню?
Ответ: На карету напали разбойники.
Кто рассказал Герде новости о Кае?
Ответ: Два голубя рассказали девочке, что
видели сани Снежной королевы и в них сидел Кай.
— Как маленькая разбойница помогла Герде?
Ответ: Она приказала своему любимому северному
оленю довезти Герду до Лапландии.
Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном
троне восседала Снежная Королева, а у нее ног
льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце
его ничего не дрогнуло — ведь оно было ледяным!
Тогда Герда обняла его и заплакала.Ее слезы были такими горячими, что растопили
ледяное сердце Кая.
— Герда! — окликнул он, словно проснувшись.
— Кай, мой милый Кай! — ахнула Герда. — Ты узнал меня!
Конец колдовству!
Теперь им была не страшна Снежная Королева.
Кай и Герда вернулись домой, и зажили, как и
раньше, весело и дружно.
VI. Физкультминутка.
/Звучит фонограмма “Зима”/
Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
VII. Работа по теме урока. Продолжение.
а) Анализ содержания текста по вопросам:
— Каким Герда нашла Кая?
Ответ: Он был безразличным. Его сердце не
дрогнуло от их встречи.
— Почему Кай не узнал Герду?
Ответ: У него было ледяное сердце.
— Как смогла героиня возродить его к жизни?
Ответ: Герда поцеловала Кая и растопила ледяное
сердце горючими слезами.
Снежная королева.
Лишь тот, кого я в лоб поцеловала —
Подобно Каю, холоден, как снег.
И Герда зря его расколдовала:
Теперь он — жалкий добрый человек…
Проблемные вопросы:
1. Как вы думаете, почему маленькая
хрупкая девочка победила злую волшебницу?
Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не
было места для холода. В её сердце жила любовь:
бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды; дружба: готовая на подвиг; верность,
которая смогла преобразить человека.
2. Почему Герда не остановилась перед
опасностями в поисках друга?
Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она
любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить,
дружить и любить.
VIII. Физминутка.
Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему
товарищу мысленно или через рукопожатие
положительные эмоции, поделитесь капелькой
теплоты, добра, сказав заветные слова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добро
Не станет то, что для другого зло.
IХ. Стадия “Рефлексия”.
а) Самостоятельная работа.
Задание:
Составьте кластер “Сравнительная
характеристика главных героинь”.
Ответ:
Герда | Снежная королева |
Добрая | Злая |
Смелая | Безжалостная |
Любящая | Бессердечная |
Отважная | Жестокая |
Храбрая | Эгоистичная |
Верная | Своенравная |
Целеустремленная | Корыстная |
Преданная | Бездушная |
б) Закрепление опорных знаний. Тестирование.
1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы,
рыбы?
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из
льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка,
сосулька, вечность?
3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги,
усадьба?
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на
спине белая: курица, лошадь, собака?
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки,
перчатки, рукавицы?
6. Герду к владениям снежной королевы вёз: козёл,
олень, кабан?
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?
Х. Итог урока.
У. Наше путешествие подошло к концу. Борьба
закончилась. Красота живого сердца победила
красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети
повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить
красоту живого человеческого сердца, крепкую
дружбу и самоотверженную любовь, ту силу,
победить которую не сможет даже волшебство.
И наш урок я хочу закончить словами великого
сказочника Г.Х. Андерсена:
“Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте
оптимистами!
Боритесь за человека, сердце которого покрыто
льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте
времени и сил, чтобы воспитать в себе
человечность, отзывчивость и доброту!”.
Кай:
Ребята, я вам всем так благодарен
Мне помощь вашу не забыть вовек.
Мне этот мир — как заново подарен,
Я плачу и смеюсь, я — человек.
Теперь я знаю, дружба непреложна,
И в счастье, и в беде друзей зови,
Жить без друзей на свете невозможно,
И жить нельзя, коль в сердце нет любви.
Печаль свою всегда дели с друзьями,
И в счастье не забудь друзей позвать.
Мы рождены, и знаем это сами,
Чтоб не копить, а людям отдавать…
Автор:
Я сочинил героев, я мечтатель,
Они мне стали ближе, чем родня.
Но жить ли им — решает лишь читатель,
Уж их судьба в руках не у меня…
В тот миг, когда девчонки и мальчишки
Садятся тихо с книгой за столом,
Опять живут герои этой книжки,
И вновь добро сражается со злом.
Пусть Снежная не злится Королева,
Свою мораль она не утвердит.
Мы различим, где право, а где лево,
И правда непременно победит!
Заключительная песня
(общая, на мотив «Учат в школе»):
Сказка — ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок:
И понять, ребята, в общем-то, несложно:
Надо дружбой дорожить,
Без друзей на свете жить
Невозможно, невозможно, невозможно.
ХI. Оценка работы учеников.
Вы преодолели пока недолгий, но трудный путь и
получили в награду знания. Храните этот клад
знаний и пополняйте на каждом уроке. И помните:
знания – это самое ценное богатство.
Так скажу: ни дать ни взять –
Вам оценка нынче “пять”!
А теперь посчитайте, сколько и каких жетонов вы
набрали и оцените себя. Каждый жетон равен 1
баллу.
XII. Оценка урока.
У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок не понравился – пусть сердечко
останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился – поднимите
сердечко на высоту согнутой руки.
А кому урок понравился – поднимите руку с
сердечком высоко вверх.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, героям, вы так пригодились!
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний
урок, учитесь ценить красоту живого
человеческого сердца, крепкую дружбу и
самоотверженную любовь, ту силу, победить
которую не сможет даже волшебство! Спасибо за
урок!
XIII. Домашнее задание: иллюстрация к
произведению.
2.Планирование деятельности
— Сегодня мы проведем игру-повторение по сказке Х.Андерсена «Снежная королева». Заранее класс был поделен на 2 команды. Сейчас попрошу занять удобные места в классе по командам, придумать название и выбрать капитана.
Напомню, что от сплоченности команды, от решения командира зависит ход сегодняшней игры. Игра состоит из нескольких этапов, требуется и коллективная, и индивидуальная работа. На каждом этапе (слайд №2) за правильный ответ получаете жетоны. Количество набранных баллов-жетонов повлияет на оценку, выставляемую каждому участнику за общую работу на уроке. Желаю удачи!
— Итак, приветственное слово капитанам команд.
Слова учителя
Команды занимают свои места, обсуждают название и выбирают лидера.
Капитаны отвечают
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3.Творческое применение и проверка знаний в новой ситуации
1.Разминка
-
В каком городе родился Ханс Андерсен? (Одензе)
-
Где, в какой стране находится этот город? (Дания)
-
Кем был отец Андерсена? (сапожник)
-
Что было гордостью семьи Андерсена? ( чистота, ящик с луком и тюльпаны)
-
Какая сказка Андерсена считается почти автобиографической? ( «Гадкий утенок»)
2. Установить порядок сказки «Снежная Королева» (слайд №4)
-
Принц и принцесса (история 4)
-
Лапландка и финка (история 6)
-
Мальчик и девочка (история 2)
-
Зеркало и его осколки (история 1)
-
Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом (история 7)
-
Цветник женщины, умевшей колдовать (история 3)
-
Маленькая разбойница (история 5)
3. Ответить на волшебные вопросы
История 1
-
Какое свойство имело зеркало, придуманное злым троллем? (все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное выступало еще ярче)
-
Зачем ученики тролля захотели добраться с зеркалом до самого неба? (чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом)
История 2
-
Какие цветы росли в ящиках? (розы)
-
Сколько раз Снежная королева поцеловала Кая, чтоб он не мерз и позабыл всех домашних? ( 2 раза)
История 3
-
Кто весной сказал Герде, что не верит в смерть Кая? ( солнечный свет, ласточки)
-
Как в доме цветочницы Герде удалось вспомнить о Кае? ( старушка забыла стереть розы на шляпе)
История 4
-
В каких кроватках спали принц и принцесса? (белая лилия – принц, красная лилия – принцесса)
-
Что за тени промчались, когда Герда с вороной шли в спальню принца и принцессы? ( сны)
История 5
-
Что делает каждый вечер Маленькая разбойница с оленем? ( щекочет под шеей острым ножом)
-
Кто видел Кая с Снежной королевой, летевшей над лесом? ( лесные голуби)
-
Что подарила маленькая разбойница Герде на прощание? (матушкины рукавицы)
История 6
-
О чем попросил северный олень у финки? (силу 12-и богатырей)
-
Где должен был оставить Герду олень? (У куста с красными ягодами)
-
Кто или что защищал Герду от живых снежных хлопьев? ( ангелочки)
История 7
-
Какое слово пытался сложить Кай из ледяных фигурок? ( вечность)
-
Как Герде удалось растопить холодное сердце Кая?
( горячие слезы упали на грудь)
-
Как вышел осколок из глаза Кая? ( вместе со слезами)
4.Узнать героя по его речи (слайды №6, №21-25)
-
Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, — я лучше сама убью тебя! (Маленькая разбойница)
-
У меня при дворе есть невеста, она ручная, разгуливает по дворцу, — от нее-то я и знаю все это. (Ворон)
-
Давно мне хотелось иметь такую маленькую девочку! Вот увидишь, как ладно мы заживем с тобою! (Старушка)
-
Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков. (Снежная королева)
-
Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли! ( Кай)
5.Предмет и его хозяин (слайд №7)
Красные башмаки – Герда
Острый нож – Маленькая разбойница
Соломенная шляпка – старушка
Сушеная треска – лапландка
Санки – Кай
Черное облако — Снежная Королева
6.Узнать фрагмент сказки ( слайды №8-12)
7.Конкурс капитанов (слайд №14-19)
1. Эта героиня была такая упрямая и избалованная, что могла укусить свою мать за ухо. Но её тронула история девочки, которая ищет названого братца. Она приказала северному оленю отнести Герду к дворцу Снежной королевы. (Маленькая разбойница)
2. Вся она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты… (Снежная королева)
3. Она вышла из домика, опираясь на клюку. Затем вошла в воду, зацепила лодку своей клюкой, притянула её к берегу и высадила Герду. (Старушка, умеющая колдовать)
4. Герде опять пришлось присесть отдохнуть. Он прыгал прямо перед ней. Затем долго-долго смотрел на девочку и заговорил с ней, не очень хорошо выговаривая слова. (Ворон)
5. Она положила оленю на голову кусок льда, затем принялась читать то, что было написано на сушёной треске. Прочитала все слова три раза, пока не заучила наизусть. Потом она посадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног. (Финка)
6. «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета». (Герда)
8.Дополнительные вопросы ( если будет время и необходимость)
1. Миллионы его осколков наделали ещё больше бед, чем оно само. (Зеркало)
2. С их помощью оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок. (Монеты)
3. Карета, в которую принц и принцесса посадили Герду, была набита ими битком. (Фрукты и пряники)
4. Что сделала старушка, чтобы Герда забыла Кая? (Расчесала ей гребешком волосы)
5. Бабушка сидела на солнышке и читала эту книгу: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!» (Евангелие)
Игровой прием, фронтальный опрос
Групповая
Индивидуальная
Групповая
Групповая
Парная
индивидуальная
Поднимают руки, отвечают. Учитывается скорость и верность ответов. Получают жетоны.
Команды получают карточки с названиями сказок, устанавливают очередность.
Проверка ответов (слайд №26)
Из каждой команды выходят представители и отвечают на вопросы.
По очереди команды выбирают задания, учитывая его сложность ( от 1 до 5 баллов). Если ответ неверный, то вычитаем из общей суммы потерянную сумму. Последний оставшийся вопрос адресован сразу обеим командам.
Команды получают карточки с заданием. Проверка ответов (слайд №19)
Капитаны выбирают 2 участников для этого этапа. Задача: узнать по картине фрагмент сказки
Отвечают капитаны
Познавательные: формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать самостоятельно и в группе.
Регулятивные: формировать умение высказывать своё предположение на основе изученного материала; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: формировать умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формировать мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок
— Все этапы пройдены. Понравилась ли вам такая форма повторения? Победила … команда
— попрошу капитанов выставить оценки всем участникам команды, учитывая его работу в коллективе и обосновать свою точку зрения
Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения
Капитаны выставляют оценки, комментируют.
Коммуникативные: формировать умение давать оценку себе и своим одноклассникам по итогам проделанной работы, формировать умение обосновать свою точку зрения.
Регулятивные: формировать осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, повторить