Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
Цели урока:
-
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
-
сопоставить эту сказку с народными сказками;
-
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Ход урока.
-
Слово учителя:
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
-
Работа с текстом:
Беседа:
-
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Да Нет
— вступление, зачин — стихотворный текст
— концовка — необычные герои
— положительные и отрицательные герои — необычные имена
— эпитеты — автор
-
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
-
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
( авторские, литературные)
-
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)
-
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
-
Сказочный зачин ( зачитываем)
-
Концовка ( зачитываем)
-
Герои положительные и отрицательные ( называем)
-
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
-
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
-
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
-
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
-
Обычен ли герой? ( нет)
-
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
-
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
-
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
-
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
-
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
-
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
-
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
-
Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)
-
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
-
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
-
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
-
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
-
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
-
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
-
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
-
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
-
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
-
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
-
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
-
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
-
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
-
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
-
Каков финал сказки?
-
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
-
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
-
Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)
-
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
-
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
-
авторство
-
стихотворная форма
-
необычные герои
-
необычные имена
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)
Технологическая карта урока
Класс |
5 |
Предмет |
Литература |
УМК |
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с. |
Тема урока |
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» |
Тип урока |
Урок чтения и изучения произведения |
Цели урока |
|
Планируемые образовательные результаты |
|
Методы и формы обучения |
Информационная технология; технология проблемного обучения; анализ языкового материала, словесный метод, наглядный метод, вопросно-ответная форма работы, самоконтроль. |
Оборудование |
— Мультимедиа; — Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с. |
Основные понятия |
Сказка |
План урока:
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
III. Усвоение новых знаний.
IV. Аналитическая работа со сказкой.
V. Рефлексия учебной деятельности.
VI. Задавание домашнего задания.
Характеристика этапов урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный этап Цель этапа: Проверить готовность обучающихся, их настроя на работу. |
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. |
Обучающиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; |
II. Мотивация учебной деятельности. 1. Проблемный вопрос. 2. Постановка темы и целей урока. Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию сказки В.А. Жуковского, сформулировать тему урока, определить цели. |
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. (Слайд 1) Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас. -Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки (Слайд 2): Мы внимательные! Мы умные! Мы добрые! Мы отлично учимся! Всё у нас получится. -Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать. —Наш урок я хочу начать словами одного текста (Слайд 3):. Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он с согласье много лет; А детей всё нет как нет. — Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения (Слайд 4). |
Отвечают на вопросы. Выполняют разминку. — Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского. |
Познавательные: – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; – постановка и решение проблем; – построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. |
III. Усвоение новых знаний. 1. Работа с портретом. 2. Работа над биографией поэта. Цель этапа: восприятие и осмысление биографии В.А. Жуковского. |
— Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал (Слайд 5): Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль. — Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? — Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна». — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский? — А что вы знаете об этом писателе? -Откройте учебник на странице 70. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями). 1 абзац. — В каком году родился В.А. Жуковский? — Кто были его родители? -Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич) 2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс). 3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского? 4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!» Физкультурная минутка — (Слайд 6)А теперь все тихо встали, |
Слушают учителя, делают записи в тетрадях. — Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый. Формулируют вместе с учителем вопросы. В процессе работы над биографией автора они находят ответы на эти вопросы. Возможные вопросы: -В каком году Вы родились? -Кто были Ваши родители? -Где вы учились? Учились ли хорошо? — Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал? — Когда вы научились читать? — Какие книги вы читали? — А в детстве вы сочиняли сказки? — Как вы придумали сказку о спящей царевне? Читают статью учебника по абзацам. Совместно с учителем отвечают на поставленные вопросы. Выполняют физкультминутку. |
Познавательные: – построение логической цепи рассуждения; – построение речевого высказывания в устной форме; – извлечение необходимой информации из текстов, произведений живописи. Личностные: – уважительное отношение к родному языку; – формулировать и аргументировать собственное мнение; – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
IV. Аналитическая работа со сказкой. Цель этапа: организовать работу с текстом, определить жанровое своеобразие, историю создания сказки «Спящая царевна». |
-Ребята, а что такое состязание? — (Слайд 7)А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». — (Слайд 8)Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна». -Прежде чем приступить к прочтению, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке. -Что такое сказка? (Слайд 9) -Какие виды сказок вы знаете? -Каковы художественные особенности народных сказок? — Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру? — (Слайд 10)Приступим к чтению сказки. Чтение начинает учитель, позже продолжают ученики. |
— Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. — Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и самые интересные, пожалуй, – волшебные сказки. — Назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь. — Сказка это основной жанр литературы интересный не только детям, но и взрослым и популярный во все времена. Читают сказку. |
Познавательные: — выявлять сущность, особенности объектов; — на основе анализа объектов делать выводы; — находить ответы на вопросы в цитатах и высказываниях. Коммуникативные: — умение слушать и понимать других; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; — оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: — выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; — формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; — оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности. |
На партах у детей лежат листы, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению. — А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке (Слайд 11). Мы внимательные! Мы умные! Мы добрые! Мы отлично учимся! Всё у нас получится. |
Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, оценивают деятельность на уроке. |
Познавательные: –построение логической цепи рассуждения; – постановка и решение проблем; Коммуникативные: – сотрудничество с учителем и сверстниками; – уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
VI. Задавание домашнего задания. |
-(Слайд 12)Дочитать сказку «Спящая царевна». — Выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово. |
Записывают домашнее задание. |
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
toriprince960
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
помогите Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
-
Математика2 минуты назад
3/16 в десятичной дроби и проценте
-
Биология2 минуты назад
Помогите срочно самостоятельная
-
Алгебра2 минуты назад
ПОМОГИТЕ СРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА!!
степени алгебра 7 класс -
Литература2 минуты назад
Срочно!! Сравнение и олицетворения в стихотворении «Край ты мой, родимый край…»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Вопросы без ответа
-
Русский язык15 минут назад
Упражнение 1. Спишите. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
1. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! 2. В мезонине уже натоплено. 3. Вообще там денег тратить не любили. 4. Только давай выйдем как можно пораньше! 5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 6. Звон отбиваемых кос. 7. На следующий день судьи не стало. 8. Вот опальный домик. 9. В такой чащобе нет ни одной тропинки. 10. Ему коня подводят. 11. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге. 12. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете.
-
Химия18 минут назад
составить уравнения возможных реакций воды с калием, никелем, серебром, оксидом калия, оксидом никеля, оксидом серы (IV), оксидом марганца (VII)
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
- Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
- Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе
План урока:
- Оргмомент ( 2 мин.)
- Проверка д/з. (5 мин.)
- Объяснение нового материала ( 26мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».
Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)
Ход урока
I. Оргмомент. | |||||
Сообщение темы. Целевая установка на урок. | |||||
II. Проверка д/з (фронтальный опрос). | |||||
Учитель | – Что вы знаете о В.А. Жуковском? – Что это был за человек? – Чем он прославился? (слайд №4) |
||||
III. Объяснение нового материала. | |||||
Учитель | Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки? На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом). Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? |
||||
Учащиеся | Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. | ||||
Учитель | Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом. Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) |
||||
Учащиеся | Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) | ||||
Учитель | К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) | ||||
Учащиеся | Волшебной | ||||
Учитель | Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) | ||||
Учащиеся | · Наличие чуда · Столкновение с волшебной силой · Существование какого-либо запрета · Волшебные персонажи · Волшебные предметы · Символы |
||||
Определение уровня читательского восприятия сказки |
|||||
Учитель | Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) | ||||
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия) |
|||||
Учитель | – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. – Как развиваются события дальше? – Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? – Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7) Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты) – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? |
||||
Учащиеся | А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7) |
||||
Учитель говорит о главных и второстепенных героях. | |||||
Учитель | – Расскажите · о царе Матвее · о царевне · о царском сыне (Слайд (После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя) Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок. |
||||
Учитель | – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? | ||||
Учащиеся | Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
||||
Учитель | – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются? (По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)
|
||||
Выразительное чтение сказки | |||||
Учитель | Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) | ||||
IV. Подведение итогов. | |||||
Учитель | Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? В чем сходство его сказки с народной? А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? |
||||
Учащиеся | (Звучат ответы) | ||||
Учитель | Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка – ложь, да в ней намек, – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10) |
||||
V. Мотивирование и объяснение оценок. | |||||
VI. Задание на дом. | |||||
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113). Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» |
Использованная литература:
- Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
- «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
- Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
Интернет-ресурсы:
- zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
- www.zhukovskiy.net.ru
- www.a4format.ru
- hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
— Здравствуйте ребята! — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. |
-Здравствуйте! |
|
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии |
-Давайте с вами разомнемся перед началом нашего урока. Посмотрите на слайд, перед вами гласные. Нам нужно сделать вдох, на выдохе их произнести. — Вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я; — Вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать». (Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот). Дыхание влияет на звук, его плавность, силу. И – Э – А – О – У – Ы — Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный. Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании. — Прочтем скороговорку: На опушке в избушке Живут старушки – болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. (Прочитать скороговорку тихо, громко, ещё громче. Прочитать медленно. Прочитать с ускорением. Прочитать очень быстро). |
а,о,у,и,е,я; Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать». И – Э – А – О – У – Ы На опушке в избушке Живут старушки – болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. |
Коммуникативные – 1; |
Выявление места и причины затруднения |
— Посмотрите на слайд, что вы видите? (слайд 5) — Верно! Ребята, скажите мне, какое событие произошло в 1831 году в Царском селе между двумя писателями. — Действительно, так и было. — Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне», а Пушкин, «Сказку о царе Султане». Кто был судьей их спора? — А вы мне можете ответить, кто победил в споре? -Почему? — Посмотрите на слайд и назовите мне тему нашего урока. (на слайде иллюстрации к сказке «Спящая царевна» и портрет В.А. Жуковского) (слайд 6,7) |
Царское село У них произошло шутливое состязание? Судьей в споре между поэтами был Н.В.Гоголь. Нет, на этот вопрос мы не можем ответить. Мы изучили только А.С.Пушкина и его произведение. Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». |
Коммуникативные – ;3 Познавательные 2. |
Построение проекта выхода из затруднения |
— Какая цель нашего урока? (слайд |
Познакомиться с сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». |
Регулятивные 1. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений |
— Ребята приготовили маленькие сообщения о Жуковском. Ребята вам будут рассказывать интересные факты из жизни поэта. — Спасибо ребята, присаживайтесь на свои места. Вопросы по данным сообщениям — Где родился В.А. Жуковский? — Кем выступил Жуковский по окончанию пансиона? — в каком году состоялось знакомство с Пушкиным? — Для кого поэт в основном писал? Есть ли у него произведения для детей и кому он их писал? — Откройте учебник на странице 146. — Давайте вспомним критерии чтения. Словарная работа — В сказке есть неизвестные слова такие как: ланиты и чело. — Слово «ланиты» означает щеки — Слово «чело» означает лоб. -Перед началом немного разомнемся. Физкультминутка. |
Учащиеся по одному выходят и рассказывают интересные факты из жизни поэта. В.А. Жуковский родился в Тульской губернии По окончанию пансионата Жуковский выступил как поэт – переводчик. Знакомство с Пушкиным состоялось в 1815 году. В основном поэт писал для взрослых. Есть несколько стихотворений, предназначенных специально для детей — для его маленьких сына и дочки. 1.Читай громко 2. Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания. 3. Соблюдай паузы. 4. Передай настроение. Учащиеся по цепочке читают сказку. |
Познавательные – 1; Регулятивные – 1; |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи |
— После прочтения, ответьте на вопрос: действительно ли это сказка? — Слушайте внимательно, следите за текстом. Я начну, а вы продолжите. Вопросы после чтения: – Как звучат стихи Жуковского? Сумели ли вы их услышать? – Что тронуло вас в ней? |
Да, это действительно сказка. В ней много несуществующих моментов. Звучат красиво, загадочно, мрачно. Тронуло то, предсказание все-таки сбылось. |
Коммуникативные – 2; Личностные – 1; Познавательные – 3. |
Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. |
— Прочтем сказку еще раз, но теперь будем читать по цепочке. — Читать начинает… (работа в парах) — На ваших столах лежат карточки. Вам нужно выяснить, верно ли показана последовательность событий в сказке, если нет, внесите изменения. — Посмотрите на слайд, сравните вашу работу с ответом на слайде. |
Учащиеся читают по цепочке сказку. |
Познавательные – 3; Коммуникативные – 4. |
Включение в систему знаний и умений, повторение |
— Что же побеждает в этой сказке? — Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие? В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл: …И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца. -О чем говорится в этих строках? — Какова же главная мысль сказки? |
Побеждает добро. Учащиеся высказывают свое мнение. Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро |
Познавательные – 3,4; Личностные – 2. |
Рефлексия |
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? — Какая была цель нашего урока? — Достигли мы своей цели? — Что нового узнали? |
Познакомиться с сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Да |
Познавательные – 2. |
Домашнее задание |
— Откройте дневник, запишите домашнее задание. — Выучить наизусть отрывок из сказки Жуковского. |
Открывают дневник, записывают домашнее задание. |
Класс: 4 «Г»
Тема: « В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Цель: познакомить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с сказкой «Спящая царевна; познакомить учащихся с творчеством и интересными фактами биографии В.А.Жуковского.
Развивающие: развивать навыки критического мышления учащихся, а так де умение выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать;
Воспитательные: вызвать интерес к литературе; воспитывать коммуникативную компетентность; воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как: доброта и милосердие.
УУД
Познавательные
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
Руководитель практики
________/_________/
Учитель
________/_________/
«___»_________20___г
Технологическая карта
урока
тема: «В.А. Жуковский Спящая царевна»
Выполнила:
студентка Ш — 41 группы
Шмалько (Лукина) Галина
Ейск, 2018г.