Ментальная карта по сказке спящая красавица

Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.

Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?

Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?

Ментальная карта: что это

Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.

Ментальная карта

Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.

Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.

Какие задачи решают ментальные карты

На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!

Задачи ментальных карт

Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.

Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.

Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.

Как создать ментальную карту

Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.

  • Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.

Создание ментальной карты

  • Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. Из чего состоит стул? Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась.

Создание ментальной карты

  • Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для уже добавленных частей карты.

Создание mind map карты

  • И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной детализации достаточно для решения вашей задачи.

Ментальная карта: рекомендации

  • Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
  • Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).
  • Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
  • Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
  • Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал! Продолжаем читать…

Чем построить ментальную карту

В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.

70-е

Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.

Ментальная карта: специальный софт

Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.

Бесплатные:

Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.

Realtimeboard mind map

Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.

Ментальная карта инструмент

Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs,  с экспортом проблем нет.

Draw.io ментальные карты

Платные:

Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.

iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.

Ментальная карта пример

Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.

На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.

Не специальный софт для mind map

Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:

  • Power point – почему бы и нет, квадратики рисовать умеете? А стрелочки? Все это можно сделать прямо на слайде.
  • Google Docs Презентации – чтобы в облаке, да еще с совместной работой, ну не сказка.
  • Любой графический редактор – если вам удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Да хоть в paint, лишь бы рисовать начали.

Итого

Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.

Алексей А.


Читайте также:

  • Customer journey: что же они делают с нашим продуктом
  • Дизайн презентации: а что, если я не дизайнер

Красивая и легкая реклама от Citroen от самых первых моделей и до нашего времени.

Тема:
Семиотический
анализ литературного
произведения

(Источник: Фелицитас
Р., Бронуэн М. Словарь семиотики. М.:
Либроком, 2010).

Проектное
задание:

1.
Сделайте семиотический анализ
литературного произведения по образцу.

2.
Пришлите проделанную работу (файл)
преподавателю для проверки

Методические
рекомендации

1.
Внимательно прочитайте текст сказки

2.
Ознакомьтесь с приведенным ниже
семиотическим анализом текста сказки
таким образом, чтобы четко представить
себе его цели, задачи и метод.

3.
Выпишите в отдельный файл встретившиеся
вам термины и понятия и расшифруйте их,
используя возможности интернета,
глоссарий и предоставленные в специальной
папке УЭМ словари.

4.
Следуя методическим рекомендациям,
проведите по предложенному образцу
самостоятельный анализ литературного
произведения (к примеру, сказки Г.Х.
Андерсена «Дюймовочка», рассказа А.П.
Гайдара «Голубая чашка», рассказа А.П.
Чехова «Каштанка», любого другого
классического литературного произведения
по вашему выбору).

*** Семиотический анализ сказки «Спящая красавица» (образец)

Жили-были
однажды король с королевой, которые
бы­ли очень несчастны, потому что не
было у них детей. Они был давно женаты
и уже почти потеряли надежду, когда, к
великой радости королевы, оказалось,
что она ждет ребенка.

Вскоре
после того как родился ребенок, прелестная
девочка, король и королева устроили
пышные крести­ны. На них пригласили
всех фей в королевстве, посколь­ку
король с королевой знали, что каждая
преподнесет новорожденной принцессе
чудесный дар. Позвали всех фей, кроме
одной, которую никто не любил, потому
что она была очень злобная.

После
роскошного пира феи стали наделять
прин­цессу дарами. Первая фея дала ей
в дар Красоту, вто­рая –Счастье, другие
дали Великодушие, Здоровье, Гра­цию
и Доброту. Седьмая фея уже подходила к
принцессе со своим даром, как вдруг
дверь распахнулась и ворва­лась
злобная фея, вся в ярости оттого, что ее
не позвали на крестины. Все до единого
отшатнулись, когда она подлетела к
колыбели.

«В
день, когда тебе исполнится шестнадцать
лет, ты уколешь себе руку веретеном и
умрешь», – злорадно прошипела она
маленькой принцессе и пропала,
пре­вратившись в клуб дыма. Все до
единого вздрогнули от ужаса, но в этот
момент вперед вышла седьмая фея – самая
молодая.

«Успокойтесь»,
— сказала она королю и королеве. «Ваша
дочь не умрет. Моих чар недостаточно,
чтоб снять заклятие, но я могу ослабить
силу зла. Принцесса не умрет, но уснет
на сто лет».

Король,
надеясь спасти дочь, тотчас же приказал,
чтобы в стране сожгли все прялки и
веретена.

Пятнадцать
лет все шло хорошо. Принцесса выросла
и стала самым красивым, самым добрым и
грациозным ребенком, которого когда-либо
видели.

Наконец
наступил шестнадцатый день ее рожде­ния.
Король и королева устроили для нее
великолеп­ный праздник в замке. Они
думали, что из-за него дочь не найдет
веретена в этот день, и это защитит ее
от проклятия злой феи. После пира
принцесса захотела, чтобы все поиграли
в прятки.

Когда
наступила ее очередь прятаться, принцес­са
побежала в дальний угол замка и нашла
маленькую дверь, которой раньше никогда
не видела. Она подня­лась по винтовой
лестнице в высокую башню, думая, что это
замечательное место для того, чтобы
спрятать­ся. Когда она поднялась
наверх, она увидела маленькую комнатку.
Внутри стояла прялка, за которой сидела
ста­рушка. «Что вы делаете?» — спросила
принцесса, зача­рованная вертящимся
колесом и снующим веретеном, ведь она,
конечно же, никогда ничего подобного
не видела.

«Пряду,
— коварно ответила старушка: ведь это
была злая фея, принявшая такой образ. —
Может быть и ты попробуешь?»

Принцесса
села и взяла веретено. Не успела она
притронуться к нему, как кончик веретена
уколол ей палец. Тут же она упала наземь,
как мертвая. Проклятие злой феи сбылось.

Но
сбылись и чары доброй феи, потому что
прин­цесса не умерла, а только заснула.
Тотчас же все до еди­ного в замке тоже
уснули. Король и королева задрема­ли
на своем троне. Гости заснули в поисках
принцессы. Повар захрапел рядом со своей
плитой. Во всем зам­ке было слышно
только тихое дыхание сотен спящих людей.

Шли
годы, вокруг замка выросла стена
терновника. Почти все до единого забыли
о короле, королеве и их прекрасной
дочери.

Но
в один прекрасный день, спустя сто лет,
мимо проезжал юный принц и заметил
высокую стену тернов­ника. Он остановился
и спросил у одного старика, что же там
такое за этой стеной. Старик рассказал
принцу о замке. Принц был потрясен
рассказом и, сгорая от нетерпения
проверить, правда ли это, вынул свой меч
и стал рубить колючие кусты.

К
его удивлению, терновник, казалось,
расступался перед ним, и очень скоро
принц подошел к замку. Он вошел в открытую
дверь и был поражен, что все люди внутри
крепко спят. Все вещи были покрыты пылыо,
а с потолка свисали нити паутины. Он
осмотрел все комнаты, одну за одной, и
наконец поднялся по- вин­товой лестнице
на самый верх высокой башни. Там в
маленькой комнате на полу лежала самая
красивая девушка, которую он когда-либо
видел. Она была такой милой, что он, не
задумываясь, наклонился и поцело­вал
ее.

Тотчас
же, как только его губы коснулись ее
губ, заклятие было разрушено, и принцесса
открыла глаза. Первое, что она увидела,
был прекрасный принц. Как только принц
и принцесса посмотрели друг на друга,
они тут же друг в друга влюбились.

Принц
бережно вывел принцессу вниз по винтовой
лестнице. Они слышали вокруг себя, как
замок пробуж­дается. Принц попросил
у короля и королевы позволе­ния
жениться на их прекрасной дочери. Они
согласи­лись, и скоро уже началась
подготовка к свадьбе.

Семь
добрых фей были приглашены на свадебный
пир. Они пожелали принцессе и ее принцу
долгой и счаст­ливой жизни вместе.

Что
до злой феи, то никто не знал, что с ней
стало, но о ней уже больше никто никогда
не слышал!

***

Семиотический
метод, представленный ниже, уже не­сколько
лет используется в преподавании
литературы студентам университетов и
другим учащимся. Подход дал выдающиеся
результаты, доказав особую эффек­тивность
в раскрытии множественности значений
как внутри текста, так и за его пределами.
Примененный к начальным абзацам текстов,
этот метод помог най­ти ключ к сложным
и труднодоступным произведения (Кальвино,
Сартр и т.д.). Однако авторы не преследуют
цели дать жесткий список рекомен­даций:
семиотический анализ открыт, гибок и
может адаптироваться к особыми
требованиями. Например, студент может
сконцентрироваться на особом аспекте
того или иного романа, например, на
трактовке в нем места и времени. В этом
случае анализ — особенно ана­лиз
дискурсивного уровня — ограничится
этими компо­нентами, и необязательно
будет перечислять все фигу­ративные
изотопии. Похожим образом, в зависимости
от характера текста, студент может
уделить больше вре­мени и сил анализу
одного уровня значений (см. ниже). Можно
даже пропустить некоторые методологические
средства (например, семиотический
квадрат), если их применение к анализируемому
тексту малоинтересно или малорелевантно.

Таким
образом, мы начинаем наш семиотический
анализ сказки «Спящая красавица» с
напоминания о том, что, в отличие от
более традиционных литературовед­ческих
подходов, семиотика постулирует
существова­ние нескольких уровней
значения. Поэтому анализ ка­кого-либо
повествования начинается с так называемого
дискурсивного уровня, то есть с
рассмотрения специфи­ческих слов –
грамматических элементов/структур —
воспринимаемых на поверхностном уровне
текста. За­тем анализ посредством
процесса расшифровки пере­ходит к
раскрытию все более и более глубоких и
аб­страктных уровней значения, пока
мы не достигнем того, что Грёймас называет
элементарной структурой значения.
Подробные описания моделей, используемых
при анализе различных уровней текста.
Мы начнем с рассмотрения дискурсив­ного
уровня и прежде всего сконцентрируем
внимание на фигуративном компоненте
текста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.05.2015166.4 Кб62.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

Цели занятия:


  • вспомнить биографию и творчество Шарля Перро;
  • расширить представления о сказках;
  • повышать творческий интерес детей;
  • воспитывать нравственные черты характера.

Оборудование:


  • презентация;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки с названиями сказок.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
видели воочию,

Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро

Сегодняшняя наша встреча посвящена
замечательному французскому сказочнику Шарлю
Перро.

II. Биография Шарля Перро.

Слайд 2.

Так вот, давным-давно, в одной стране (она
называется Францией) жили-были пятеро братьев.
Они были так похожи друг на друга, что даже писали
одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан
Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал
главным сборщиком налогов. Клод выучился на
врача. Никола Перро стал учёным богословом и
математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил
себя делам государственным. Член французской
Академии, физик, анатом, языковед…
Но государственные заслуги Шарля Перро скоро
забылись, потому что запомнилось совершенно
другое – сказки господина генерального
секретаря. И запомнились они так крепко, что
спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова
с удовольствием читают эти сказки.

Слайд 3.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и
невероятные приключения, в которых участвовали и
добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы,
и простые добродушные девушки. И вот уже многие–
многие годы эти героини знакомы людям всего мира.
Люди ценят и любят сказки этого доброго и
вдохновенного художника. Да и как не любить, как
не ценить их, если в них, простых и ясных по
сюжету, чувствуется душа великого мастера слова.
Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни,
любить труд, добро, мужество, справедливость.

Слайд 4.

Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите
сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем
в волшебном мире его сказок, узнаем, кто из вас
является знатоком его сказок. А поможет это
сделать сказочная викторина, участниками
которой станут команды начальных классов.

III. Творчество Шарля Перро.

Слайд 5.

Давайте вспомним какие сказки написал Шарль
Перро:

1. Волшебница
(Подарки феи).

2. Золушка.

3. Кот в сапогах.

4. Красная шапочка.

5. Мальчик-с-пальчик.

6. Ослиная шкура.

7. Пряничный домик.

8. Синяя борода.

9. Спящая
красавица.

10. Хохлик (Рике с
хохолком).

IV. Путешествие по сказкам.

РАЗМИНКА

Слайд 6.

В игре участвуют 6 команд. Каждый игрок команды
(кроме капитана) отвечает на вопрос по сказке.
Если ответил правильно – 2 балла. Если помогла
команда 1 балл.

Слайд 7.

Сказка “Красная Шапочка”


  1. Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

  2. Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и
    горшочек с маслом)

  3. Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за
    лесом, за мельницей)

  4. Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)

  5. Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

  6. Сколько вопросов задавала Красная Шапочка
    переодетому волку? (4)

Слайд 8.

Сказка “Золушка”


  1. Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из
    хрусталя)

  2. В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”?
    кучера)

  3. За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в
    углу на ящике с золой)

  4. На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на
    карете)

  5. Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)

  6. Во что превратилось старое платье Золушки?
    бальное платье)

Слайд 9.

Сказка “Кот в сапогах”

1.Какое наследство оставил мельник своим
сыновьям? (мельницу, осла, кота)
2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз
де Карабас)

3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от
имени своего хозяина? (кролика)
4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2)
5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля,
мельница, сад? (людоеду)
6. Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил
его превратиться в мышку)

Слайд 10.

Сказка “Спящая красавица”


  1. Что предсказала старая фея принцессе? (смерть
    от веретена)

  2. Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не
    чувствовала себя одинокой? (фея усыпила всех во
    дворце, но кроме короля и королевы)

  3. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

  4. Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка
    Пуфф)

  5. Почему замок казался неприступным? (вокруг
    вырос густой лес)

  6. Какой указ издал король для своих подданных?(запретить
    под страхом смертной казни прясть и хранить в
    доме веретена и прялки)

Слайд 11.

Сказка “Мальчик-с-пальчик”


  1. Почему родители Мальчика-с пальчика решили
    избавиться от детей? (случился страшный голод,
    их нечем было кормить)

  2. Сколько детей было у дровосека? (7)

  3. Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они
    нашли дорогу по камешкам, которые бросал на
    дорогу мальчик-с-пальчик)

  4. При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести
    своих братьев во второй раз? (при помощи крошек
    хлеба)
  5. На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его
    братья? (дом Людоеда)

  6. Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги
    скороходы, мешок с золотом)

Слайд 12.

Конкурс капитанов: сказка
“Подарки феи”
(Если капитан отвечает на
вопрос, то приносит команде 1 балл, если не знает
ответ, то отвечает капитан другой команды и
зарабатывает ей 1 балл)


  1. Чем отличалась младшая сестра от старшей? (она
    была добрая и красивая)

  2. Куда должна была ходить младшая сестра 2 раза в
    день? (к источнику за водой)

  3. Кого встретила добрая девушка? (фею)

  4. Что сыпалось из уст младшей дочери, когда та
    начинала говорить? (цветок или драгоценный
    камень)
  5. Что сыпалось из уст старшей дочери? (змея или
    жаба)

  6. Кто встретил в чаще прекрасную девушку? (молодой
    принц)

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ

Слайд 13.

(Команды после прочтения задания поднимают
карточку с нужной сказкой. Если правильно,
получают 1 балл. Последняя команда получает 0,5
баллов.)

Слайд 14, 15, 16, 17

Станция Угадайка.


1.Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить.
(Кот в сапогах)

2.Эта сказка не нова,
В ней принцесса всё спала,
Феи злобной то вина
И укол веретена.
(Спящая красавица)

3.Жизнь красотой его не наделила,
Зато умом сверх меры наградила.
Ум и помог ему счастливым стать.
Кто может его имя отгадать?
(Рике с хохолком)

4.Всех жен его постигла злая участь –
Лишил он жизни их…
Какой злодей! Кто ж он?
Назовите имя скорей!
(Синяя борода)

Слайд 18, 19, 20, 21, 22.

Бюро находок. Из каких сказок потеряны
предметы?

  1. Золушка
  2. Спящая красавица
  3. Мальчик-с-пальчик
  4. Подарки феи
  5. Кот в сапогах

Слайд 23.

Наборщик


  • Жемчуг, розы, колодец, вежливость, грубость,
    жабы, лягушки (Подарки феи)
  • Глупая красавица, умный принц, фея, портрет (Рике
    с хохолком)
  • Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осёл
    (Ослиная шкура)
  • Братья, лес, людоед, белые камешки, золотые
    веночки (Мальчик-с пальчик)

Слайд 24, 25, 26.

Станция Музыкальная

Песенка Красной Шапочки из кинофильма
“Красная Шапочка”.
Сергей Прокофьев Вальс из балета “Золушка”.
П.И. Чайковский музыка к балету “Спящая
красавица”.

Слайд 27.

V. Подведение итогов. награждение.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь важностью анализа на школьном уровне произведений А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Объектом исследования послужили тексты художественных произведений А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Целью работы является сопоставительный анализ выбранных произведений на лексико-семантическом уровне, выявление народной основы сказок, смысла противопоставления злого и доброго начала в сказках, роли художественно-изобразительных средств в сказках, знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»; творческое осмысление прочитанного (умение извлекать и усваивать фактическую информацию, имеющуюся в тексте; формулировать выводы; навыки анализа языковых средств, элементов текста), умение использовать Интернет-ресурсы при написании вступительной статьи с целью выявления истоков сюжета.

Задачи: выявить особенности образов царевны, царицы, царя, доброго и злого начала, речи героев, введение новых образов-символов.

Методы исследования определяются целями и особенностями материала исследования. Нами использовались культурно-исторический и структурный методы.

Практическая ценность работы. Выводы и наблюдения, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего анализа текстов художественных произведений в школьном преподавании «Литературы».

Апробация работы проводилась на уроках литературы в 5-х и 6-х классах в ГБОУ «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр». Учащимся предлагалось создать свою сказку: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения.

Основное содержание работы

Введение

Истоки сюжета «Спящей красавицы» теряются в глубинах Средневековья. История про «спящую красавицу» была опубликована (до пересказа Шарля Перро) в Неаполе в 1636 г. Пьер Перро (отец Ш.Перро) приехал в Париж из Турина. Когда его сын Шарль научился читать, он приобрел для него популярный по всей Италии сборник сицилийских сказок «Сказки сказок» Джамбаттиста Базиле, который был опубликован в 1634–1636 году. Версия же сказки Ш.Перро была опубликована в сборнике сказок «Пентамерон». В варианте «Спящей красавицы» героиню у Базиле зовут Талия. (Сюжет сказки: у Лорда рождается дочь Талия — Лорд запрещает приносить растения, похожие на лён — полученная заноза погружает Талию в сон — проезжавший король целует Талию — рожденные дети Талии вытаскивают занозу с материнским молоком — Талия просыпается — называет детей Солнцем и Луной — королева узнает об измене короля и приглашает Солнце и Луну к себе, отдав приказ повару приготовить детей на ужин — повар обманывает и готовит вместо детей двух ягнят — королева едет к Талии и пытается её сжечь — вовремя появляется Король, спасает Талию и женится на ней — Король счастливо живет с Талией, Солнцем и Луной). Большинство пересказов сказки обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелегкое испытание: борьба с Королевой-людоедкой. Также считается, что основой для сказок Перро послужили бретонские сказания, которые Перро слегка облагородил. Перро и Фонтенель возглавляли в тогдашней французской литературе партию «новых» писателей, которые утверждали, что надо читать новую литературу, а не искать образцов в древности. Также не стоит забывать, что одни и те же фольклорные сюжеты были «канонизированы» не только Шарлем Перро («Спящая красавица в лесу»), но и не менее знаменитыми немецкими филологами — братьями Гримм («Шиповничек»). Шарль Перро известен своим сборником сказок «Сказки матушки гусыни» («Les Contes de madre l’Oye»), который в первых своих изданиях назывался «Истории и сказки былых времен с поучениями» («Histoires ou contes du temps passe avec des moralites»), впервые опубликованном в 1697 году. В него тоже вошла сказка о Спящей Красавице — «Спящая красавица в лесу». Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в варианте братьев Гримм. «Детские и семейные сказки» («Kinder- und Hausmarchen»), или как они известны сейчас «Сказки братьев Гримм» («Grimms Marchen»), были изданы в 1812 году. Большинство сказок, входящих в сборник, были записаны со слов сказителей Гессена. В оригинальной сказке Братьев Гримм сюжет наиболее близок к современному сюжету сказки. Возможно, при написании сказок авторы могли воспользоваться интересной историей из мифа о Деве Солнца. Богиня Весны (Дева Солнца) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть. Сказки в русском народном духе А. С. Пушкин писал на протяжении всей своей жизни с 1914 по 1834 г. Автора интересовали народные обряды, песни. Известно, что в 1831 году в Царском Селе В. А. Жуковский и его ученик А. С. Пушкин устроили состязание в написании «лучшей народной сказки». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Шиповничек», которую нашел у братьев Гримм, и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро. Со слов же Арины Родионовны А. С. Пушкин в 1833 году приступает к созданию «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». На написание сказки его подтолкнула и легенда об Амуре и Психее.

А вот что рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) великий композитор П. И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения». До Чайковского к тому же самому сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица спящего леса — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др. И вот через 50 лет, в 1889 году, уже в России, опять появился интерес к созданию балета на этот уже ставший классическим сказочный сюжет.

Попробуем провести сопоставительный анализ сказок А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, а также сопоставить сюжет первоисточников — сказок Ш.Перро и братьев Гримм.

Основная часть

Выявление отличий сюжета Шарль Перро «Красавица в спящем лесу» (фр. Charles Perrault, 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года. Братья Гримм «Шиповничек» (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785–20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786–16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры» Сюжет  Король с королевой устраивают в День рождения маленькой принцессы пир. В королевство приглашено 7 фей. Принцесса должна получить от них не меньше семи чудесных даров. Входит старая фея — восьмая по счету, которую забыли позвать на праздник. Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не хватает. Каждая из фей произносит желание. Старуха (старая фея) говорит, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт. Но одна из фей смягчает пожелание — принцесса заснёт глубоким сном и будет спать целых 100 лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц. Король запрещает всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки. Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. В тесной каморке под крышей, сидит за прялкой старушка и преспокойно прядёт пряжу. Старуха не знает о запрете короля. Принцесса случайно прокалывает руку. Все в королевстве засыпают ровно на 100 лет. «Не заснули только король с королевой». В один из прекрасных дней к замку, переплетённому ветвями терновника, шиповника, остролиста, подъезжает принц. В замке никого нет. Король и королева до пробуждения дочери не доживают. Принц находит место, где покоится принцесса, целует её, всё оживает. Происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. За два года у них появляется двое прекрасных детей, которых они называют Утром и Днем. Принц боится рассказать Принцессе, что его мать, Королева — людоедка. Однажды Королева приказывает своему повару приготовить Утро и День ей на завтрак под соусом «Робер». Повар сжалился и спрятал детей у себя дома, а вместо Утра и Дня приготовил Королеве ягненка. Через несколько дней Королева решила съесть и свою невестку, но и в этот раз повар спасает ее, приготовив королеве оленя, вместо Принцессы. Королева придумала историю для своего сына, по которой его бедную Принцессу и его прелестных детей разорвали безумные волки. Узнав, что ее обманул повар, она приказывает приготовить огромную ванную, заполненную жабами и змеями и бросить туда Принцессу и ее детей, а с ними и повара и его семью. Но по счастливой случайности возвращается из своего военного похода Принц и видит это ужасное зрелище, разворачивающееся перед его глазами. В тот же миг, его разъяренная людоедка-мать сама бросается в ванную и умирает.  

Король с королевой устраивают в День рождения маленькой королевны пир. Приглашают 13 ведуний, но золотых тарелок последней не хватает. 13-ой ведунье хочется отомстить за то, что ее не пригласили, и она ниспослала проклятье: на пятнадцатом году королевна должна уколоться о веретено. Но двенадцатая ведунья еще не сказала своего пожелания; и так как отменить злое заклятье она была не в силах, она могла лишь смягчить его. Она смягчает проклятье: «принцесса погрузится в глубокий сон на 300 лет». Король приказывает все веретена во всем королевстве сжечь. Когда королевне исполнилось пятнадцать лет, она решает прогуляться по замку. В замке одной из комнат торчит ключ. Королевна поворачивает его. Там сидит в маленькой светелке у веретена старуха и прилежно прядет пряжу. Старуха ждёт королевну и дает ей в руки веретено. Та колет руку и погружается в сон. Сон распространяется по всему замку. Засыпают все жители королевства. Однажды мимо королевства проезжает Королевич. Он целует принцессу. Все в королевстве просыпаются, после чего празднуют пышную свадьбу королевича с королевной.

Выявление отличий героев, образов Принцесса, королевна Принцесса: щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы. Красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала. Фасон её платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад. Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.

Королевна: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто ее видел, невольно ею любовался сказочной красавицей-королевной, по прозванью Шиповничек.

Место, где покоится принцесса (королевна)  

В красивой зале дворца находится постель, украшенная серебряным и золотым шитьём.

Замок маленькой светелки.                                                                        

Образы

Маленький карлик-скороход, у которого были семимильные сапоги. Огненная колесница, запряжённая драконами. Лягушка Краб, который пообещал Королеве, что скоро у нее появится дочь.  

Вывод: Шарль Перро воспользовался сюжетом сказки Джамбаттиста Базиле. Немного преобразив сюжет, он добавил в сказку волшебных фей. Укол принцесса получает от веретена, рожденных детей наделяет именами День и Утро (у Базиле — Солнце и Луна). Братья Гримм, возможно, использовали для написания сказки сюжет Ш.Перро, убрав из сюжета сцены с королевой-людоедкой, а также некоторые детали (8 фей — 13 ведуний, 100 лет — 300 лет, маленький карлик скороход, огненная колесница — лягушка, краб и др.)

Выявление отличий композиции В. А. Жуковский (1783–1852) А. С. Пушкин (1799–1837)

Экспозиция

Рождается царевна, царь устраивает пир Умирает царица

Завязка

Не достаётся блюда двенадцатой чародейке. Она раскрывает судьбу царевны (погрузится в сон на 300 лет от укола веретена). Царь запрещает ткать во всем королевстве.

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски.

Развитие сюжета

Царь с дочерью отправляется на прогулку, дочь обходит дворец.

Спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра.

Кульминация

Повторяется вредительство, в результате которого гибнет героиня (от укола веретена)

Повторяется вредительство, в результате которого гибнет героиня (от золотого наливного яблочка)

Развязка

Волшебное спасение царским сыном царевны. Свадьба.

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты, гибель вредителя. Свадьба.

Выявление отличий героев, образов, средств художественного изображения В. А. Жуковский «Спящая царевна» (1831 год) А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833 год)  

ЦАРЬ «Добрый царь Матвей, хлебосольный, грустит, не ест, не спит» (искренне переживает за дочь, проявление настоящей отцовской любви).

Царь-отец «был неутешен, и он был грешен» (автор называет его царем-отцом, но указывает на то, что цари такие же люди, они могут ошибаться).

ЦАРЕВНА Прекрасна, расцвела как майский цвет, благонравна, тиха, молод цвет ее ланит, пламя сонное очей, кудри чёрной полосой, грудь, как свежий снег; бела; тонкий стан, губки алые горят, руки белые лежат, на трепещущих грудях, ножки — чудо красоты (подчёркивается красота её души, доброта, кротость).

Белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, белый, красный, румяный цвет кожи, тихомолком расцветая; засветила Богу свечку, нежною рукою, алые губки. (подчёркивается красота её души, доброта, кротость)

Представители добра и зла

Чародейка хромоногая, старая, злая (пророчество чародейки: «на 16 году повстречаешь ты беду», «сон продлится 300 лет») (У чародейки проявляется ненависть, злоба, обида)

Царица: высока, стройна, бела, горда, ломлива (упряма, капризна), своенравна, ревнива, злая, черны (зависть), баба гневная, царица злая. (Она тщеславна, не уверена в себе, несостоятельная внутренне, лишена внутренней красоты, подчеркивается злое начало)

Старушоночка поёт о судьбе царевны, просит не рваться пряжу.

Нищая черница  

Царевич

Царский сын, детина удалой; вспыхнул он, как от огня; жадность пламенных очей, он приблизился лицом, распалительным огнём (подчёркивается его мужество, молодость, умение любить).

Королевич Елисей тужит, горько плачет (подчёркивается его обеспокоенность за жизнь царевны, его настоящая любовь)  

Место, где покоится царевна

Бор темен, дик; терновник густой, кустарник молодой, розы; пляшут, блещут мотыльки, птицы прыгают, шумят, лес душист, прохладен, тих (уединённость места, оторванность от мира людей, «Богом забытое место»).  

Стол дубовый, гроб хрустальный шесть столбов, цепи чугунные, речка тихоструйная, высокая гора, глубокая нора, тьма печальная, гора крутая, страна пустая, мгла печальная, тьма печальная (такой сложный путь преодолевает королевич Елисей.

Автор показывает, что любовь способна на преодоление любого расстояния).                                                                        

Образы

Рак — предсказатель будущего, выполняющий волю богов (сообщает о рождении дочери)

Бог даёт царице дочь; молодое, золотое яблочко — искушение царевны;

Зеркальце «говорящее», «мерзкое»- самоутверждение царицы

Семь богатырей — сила, защита  

Обращение к силам природы  

Свет наш солнышко! Месяц, месяц, мой дружок! Ветер, ветер, ты могуч!

Присказка, концовка, зачин

Что ни в сказке рассказать, ни пером не описать… Начал жить да поживать Стали жить да поживать Жил-был добрый царь Матвей, Жил с царицею своей… Птица там не прилетит, Близко зверь не пробежит… Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился… Свадьба, пир и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Обратный порядок слов «Горько плакала она, Ручейка была одна» (приём инверсии используется для того, чтобы показать внутреннее состояние героини) «Издалеча наконец воротился царь-отец» (приём инверсии используется для того, чтобы показать проделанный путь героя)

Речь, средства художественного изображения

Эпитеты: «сон глубокий», «дремучий лес», «губки алые»; «сонное пламя», «разумный царь»;

сравнения «как дитя, лежит», метафоры «пламя очей» — любовь

Народная речь: путь-дорога, инда, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалеча, тяжелёшенько;

олицетворения «отвечает ветер буйный», «отвечает месяц ясный», эпитеты «круглолицый, светлоокий»,

Повторы Будешь в золоте ходить, Будешь чудо красоты, Будешь всем на радость ты (подчёркивается красота царевны) И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами (глаголы, однородные члены предложения подчёркивают самолюбование царицы)  

Вывод: в обеих сказках любовь — движущая сила. Именно она спасает героев от бед и несчастий. Образы противопоставлены (мягкость и надменность, любовь и эгоизм) и в сказке А. С. Пушкина и в сказке В. А. Жуковского. Произведения написаны в духе народных сказок (использованы традиционные сказочные формулы, зачин, концовка, средства художественного изображения), но эти сказки считают литературными. В них встречаются литературные обороты, авторская лексика, авторская позиция, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм, вводятся новые образы. А. С. Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Живичкин М. В., Абаджян А. А., Горбачёв Д. С., Александров И. Н., Сергиенко Л. А. Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 128-133.

Год издания и номер журнала: 

Комментарий: Глава из руководства «Cказочный проективный тест: Для исследования личности детей», вышедшего в свет в издательстве «Когито-Центр»

Сказки и бессознательное

История сказки насчитывает столетия. Сказки распространялись по миру из уст в уста путешественниками, адаптируясь к культурным традициям разных народов. В XVII веке сказки стали записывать. Большинство популярных сказок («Красная Шапочка», «Мальчик-с-Пальчик», «Спящая Красавица»), было записано Ш. Перро во Франции в XVII веке и братьями Гримм в Германии в XIX веке.

Любовь детей к сказкам отмечалась во многих исследованиях, большей частью посвященных изучению литературы (Tolkien, 1967) или выполненных в рамках теории когнитивного развития ребенка (Favan, 1977, Applebee, 1978). Символическая интерпретация сказок и их отношение к бессознательному стали важным материалом для размышлений сторонников фрейдовского и юнгианского психоанализа (Bettelheim, 1876, Von Franz, 1982, Kaes, 1989, Kast, 1995, De la Genardiere, 1996).

Сказки отличаются от других литературных форм (легенд, мифов) специфическими характеристиками места, времени, структуры, характеров и концовки.

1. Время и место событий в сказках всегда являются неопределенными, и эта неопределенность заявлена уже буквально с первых слов: «Однажды, много лет назад…» Это вводное предложение облегчает вхождение в чарующий мир сказки, который Толкиен называл «Вторичным Миром».

2. Структура. В. Пропп (Пропп, 1969), анализируя русские народные сказки, выделил 31 функцию, указывающую на универсальность и повторяемость в структуре сказки. Функция понимается как действие характера, определяемое с точки зрения его значимости для течения всего действия. Порядок действий всегда один и тот же. Пропп обнаружил, что эти функции применимы ко всем, в том числе и к нерусским сказкам.

3. Характеры. Характеры в сказках всегда являются символическими и постоянными, то есть они не меняются в течение повествования. Например, колдунья злая и остается злой до конца сказки. Если встречаются имена, они означают главных героев и обычно являются описательными, например, Красная Шапочка, Белоснежка. Собственные имена, как правило, являются типичными, например, Ганс и Гретхель в немецких сказках или Иван — в русских. Второстепенные персонажи обычно находятся в определенных отношениях с членами семьи главного персонажа. Анонимность облегчает процесс идентификации читателя с героем сказки.

4. Концовка. Важная черта сказки — счастливый конец. Толкиен писал об «утешении счастливым концом». Это возврат прежних потерь, которые герой перенес (заброшенность, отвержение, смерть родителя, бедность). Герой приходит к счастью и успеху через достижение искомого, вершины знания, богатства или посредством женитьбы.

Фрейд (Freud, 1900) был первым, кто открыл символическую природу сказки. Как миф или легенда, сказка обращена к наиболее примитивным частям психики. В «Толковании сновидений» Фрейд обращается к сказкам для интерпретации сновидений: «Мы уже знаем, что мифы и сказки, пословицы и песни, язык воображения используют одни и те же символы» (Freud, 1916, р.168). Рассматривая случай Вольфсмана (человека-волка), он отмечает, что именно дает ребенку способ мышления, который репрезентирует его самого. Ребенок не чувствует разницы между собой и животным, поэтому он не удивляется антропоморфности животных в сказках.

Рохейм (Roheim, 1953) установил, что многие сказки сходны со сновидениями. Он полагает, что большинство мифов является, возможно, выходом снов, которые рассказываются, а затем пересказываются. Более того, согласно Шварцу (Schwartz, 1956), сказки, как и сны, действуют в оппозициях или контрастах, то есть они алогичны, имеют скрытое значение, используют символы, содержат сексуальные, культурные элементы, выражают желания, наполнены юмором и используют механизмы конденсации, замещения, перемещения, обесценивания и переоценки.

Каерс с соавт. (Kaers et al., 1989) утверждает, что сказки близки к снам по содержанию, процессам и субъективным образам. Сказки выполняют три функции: функцию связи, трансформации и посредника. Они связывают первичные и вторичные процессы, трансформируют бессознательные фантазии в структурированное повествование, которое «озвучивает» в символической форме голос желаний, наконец, сказка служит посредником между телесными и социальными функциями.

Ференци (Ferenczi, 1913/1919) предположил, что сказки представляют собой возврат к стадии всемогущества Я: «В сказках фантазии всемогущества продолжают царствовать…» (р. 65) Хотя в реальности мы слабы, герои сказок сильные и непобедимые; в то время как мы ограничены во времени и пространстве наших действий и мыслей, в мире сказки мы живем вечно, мы можем быть в миллионе мест в одно и то же время, мы предвидим будущее и знаем наше прошлое.

Книга Беттелхейма «Использование очарования» (Bettelheim, 1976) стала знаковой в психоаналитической теории сказок. Им осуществлено подробное исследование отношения к сказке детей, особый акцент сделан на терапевтической ценности сказки. Автор предложил развернутый анализ популярных сказок и попытался показать, что каждая из них отражает конфликты или тревогу на всех стадиях развития ребенка. Психоаналитической интерпретации подвергнуты не только популярные западные сказки. Например, Ду Янг Хо предложил психоаналитическую интерпретацию популярных корейских сказок (Cho, 1998).

Согласно мнению Шапиро и Каца (Shapiro and Katz, 1978), Беттелхейм интерпретирует символическое значение сказки на трех уровнях. Характер рассматривается как репрезентация значимых других в жизни ребенка, например, родителей и сиблингов; как репрезентация опыта личности (хорошего или плохого Я) и, наконец, как репрезентация внутренних процессов (Ид, Эго, Супер-Эго). Эта форма анализа близка психоаналитической интерпретации некоторых проективных техник.

Юнгианские аналитики исследовали сказки и с теоретической, и с клинической стороны. Юнг полагал, что по сказкам можно превосходно исследовать анатомию психики человека. Через мифы и легенды можно получить представление о базовых чертах психики, в сказках представлен намного менее специфичный сознательный культурный материал. Мари-Луиза Фон Франц (Von Franz, 1982) отмечала, что сказки — это наиболее простой и подлинный способ выражения коллективного бессознательного психического процесса. Ханс Дикман (Dieckman, 1984) утверждал, что сказки описывают наши первичные комплексы и типичные способы реагирования.

Во всех сказках описывается одна психическая реальность — самость. Часто символически изображается начальная стадия процесса индивидуации. Самый распространенный символ самости в сказках — ребенок. Хотя практически все сказки вращаются вокруг символа самости, многие из них отражают мотивы, которые напоминают нам о таких юнгианских понятиях, как Тень, Анима, Анимус или Персона.

Крамер (Cramer, 1992) обращает внимание на защитные механизмы, которые содержатся в некоторых известных сказках. Например, она говорит о механизме отрицания, который есть в сказке о Красной Шапочке. Так, юная героиня не знала, насколько зол волк, поэтому не боялась его. Кроме того, Красная Шапочка исследует тело волка в кровати и отрицает ту реальность, которую она видит. «Это не недостаток опыта, не недостаток страха, который может объяснить ошибки Красной Шапочки в опознавании опасной ситуации. Скорее это ее ошибка в тестировании реальности, отрицание значения ее восприятия, которые могут быть поняты как защитный маневр» (р. 105).

Сказки использовались также как терапевтическое средство для взрослых (Dieckmann, 1986; Kast, 1989; Robinson, 1986) и детей (Brun, 1993; Lafforgue, 1990), но никогда не применялись для диагностики личности ребенка, по крайней мере в форме стандартизированного теста.

Последние достижения в проективных методах

Несмотря на критику клинической ценности проективных методов, они до сих пор широко используются в различных областях. Два теста доминируют почти 60 лет — это тест Роршаха и ТАТ. Хотя оба эти теста использовались в работе с детьми младше 10 лет, психологи предпочитают использовать САТ, который был разработан специально для детей.

Тематические и конструктивные тесты обычно представляют собой рисунки или фотографии, по которым испытуемый рассказывает историю. Через идентификацию с протагонистом или другими персонажами испытуемый проецирует сознательные, предсознательные или бессознательные чувства, конфликты или желания. В анализе детских ответов особенно нужно быть внимательным к различению реакций ребенка на временные жизненные обстоятельства и события от основных личностных тенденций.

Последние 20 лет мы стали свидетелями разработки новых проективных методов, особенно тематического, который использует как модель ТАТ. Например, современные проективные тесты, применяемые в США, — это TEMAS (Tell Me a Story Test — Тест «Расскажи мне историю»), Апперцептивный тест Робертс (McArthur and Roberts,1982), Апперцептивный тест семьи (Sotile et al., 1991).

Все эти тесты имеют общие черты: а) они покрывают большой возрастной промежуток (от 6 до 15 лет), б) стимульный материал изображает детей или взрослых, вовлеченных в каждодневные ситуации или конфликты, в) стимульный материал хорошо структурирован и конкретен. Наконец, процедура проведения тестирования одна и та же: «Я хочу, чтобы ты рассказал историю по этой картинке, что случилось до этого, что происходит сейчас, что произойдет потом».

Разработчики проективных методов также учитывают этническую принадлежность испытуемых. Так, для представителей различных рас были предложены специальные картинки.

Сказочный проективный тест

Цель Сказочного проективного теста

Сказочный проективный тест используется для диагностики детей 7-12 лет. Его цель — помочь психотерапевту оценить личностную динамику ребенка, а также личностные черты в их взаимосвязи.

Сказочный проективный тест может эффективно использоваться как базовая техника для клинической диагностики, как инструмент для оценки личностных изменений на протяжении определенного периода времени, как средство клинических или кросс-культурных исследований. Так как он был стандартизирован на большой выборке детей без психологических проблем, он может быть использован для оценки возрастного развития ребенка или ситуационных изменений в его психологическом функционировании. Тест также может применяться для работы с детьми, которые имеют проблемы в обучении и страдают легкой степенью умственной отсталости.

Общее описание теста

Стимульный материал

Карты с изображением сцен из сказок были созданы художником Энтони Гликосом, чье воображение и талант способствовали достижению такой трудной цели под руководством автора теста. Создание картинок заняло несколько месяцев, и было предложено несколько черновых вариантов. Большое внимание уделялось тому, чтобы включить наиболее характерные версии популярных сказочных протагонистов в том виде, в каком они изображены в фильмах или иллюстрациях к книгам (например, в диснеевских мультфильмах).

Сказочный проективный тест (СПТ) состоит из 21 карты, каждая из которых пронумерована на оборотной стороне. Этот номер указывает на порядок предъявления карт в каждом наборе.

Были сделаны три версии изображения героя, исходя из следующих соображений:

(а) с учетом того, что на первую карту ребенок может дать банальный ответ, но на третью он будет отвечать более легко и давать более значимые ответы, ставится задача помочь ребенку преодолеть исходную стеснительность и сопротивление;

(б) при проведении СПТ используется предрасположенность детей к осуществлению выбора, что делает процедуру тестирования похожей на процесс игры. Ребенок, например, чувствует себя более комфортно при выборе, когда ему задают вопрос: «Какая из трех колдуний тебя пугает больше всего? Почему?» Боекхолт (Boekholt, 1993) пишет, что процедура выбора, по крайней мере для детей, мотивирует аффективные ответы. Таким образом, ребенку легче отвечать и обосновывать свой ответ, если он может выбирать, например, какая из колдуний наиболее злая.

В изображении характеров два рисунка схватывают наиболее репрезентативные черты героев, выявленные в фильмах или иллюстрациях. Третий вариант изображения отличается от тех, которые известны и популярны. Это сделано с той целью, чтобы он вызывал наиболее значимые или оригинальные ответы. Хотя опыт показывает, что это не всегда так.

Характеры, представленные в тесте, заимствованы из нескольких сказок. В сказках мысли и чувства героев неясны, например, читатель не знает о том, почему волк столь агрессивен: он голоден или зол? Таким образом, через процесс идентификации ребенок проецирует свои собственные мысли и чувства.

Сцены из двух сказок представлены так, как будто они изображают начало, середину и конец сказки. В изображении сцен по сказке о Красной Шапочке большинство детей относят карту 3 к началу, карту 2 к середине, а карту 1 к концу сказки.

Хотя последовательность событий может варьироваться от одной версии сказки к другой, картинки нарисованы таким образом, чтобы ребенок мог определить порядок их расположения независимо от того, какая версия ему известна. Изображение сцен предъявляется ребенку в таком порядке, чтобы не было намека на последовательность событий. Ниже представлены психоаналитические описания каждого характера и его существенных черт.

Красная Шапочка

Красная Шапочка — это не просто маленькая девочка, которая участвует в большой авантюре. То, что эта героиня является столь популярной, не случайно. Несмотря на ее колоритную внешность, она «подлинный ребенок», то есть наивна, послушна и игрива. Согласно Беттелхейму (Bettelheim, 1976), она любима везде, так как, несмотря на сооблазнительность, она целомудренна (р. 172). Хотя большинство психоаналитических интерпретаций (Fromm, 1951; Bettelheim, 1976) подчеркивает сексуальную подоплеку этой истории, так же как и проявление эдиповых фантазий Красной Шапочки, автор теста полагает, что эта история отражает сепарационный страх героини и архаические страхи, воплощенные в образе волка.

Хотя история о Красной Шапочке длится всего один день, этот день, возможно, окажет влияние на всю жизнь героини. Испытания и злоключения Красной Шапочки начинаются с того момента, как она покинула дом. Существуют пять основных частей истории:

1) Непосредственно после того, как Красная Шапочка покинула дом и пошла в лес, какие чувства она испытывала к своей матери, которая послала ее в лес? Она была раздражена, сердита, непокорна, нелюбима или не испытывала чувства безопасности?

2) Когда она вошла в лес, что она чувствовала: затруднение, тревогу или интерес?

3) Когда Красная Шапочка первый раз встретила волка на пути к дому бабушки, была ли она испугана, удивлена, смущена, испытывала ли она приятные чувства, находилась ли она под впечатлением от этой встречи?

4) Кода Красная Шапочка нашла волка в постели бабушки, испытывала ли она тревогу, смущение или удивление?

5) Когда приключение закончилось, что испытывала Красная Шапочка: облегчение, печаль или сожаление?

Основываясь на этих фазах истории, были созданы три карты с изображением Красной Шапочки:

КАРТА 1. Красная Шапочка — маленькая девочка, счастливая и беспечная.

КАРТА 2. Красная Шапочка — маленькая девочка со странной улыбкой на лице, которая может быть интерпретирована как выражение смущения, лукавства или неопределенности.

КАРТА 3. Красная Шапочка — маленькая девочка с выражением некоторой печали на лице, что может быть интерпретировано как выражение тревоги, страха, вины, печали или озабоченности.

Все три фигуры одеты в одинаковые платья и расположены на траве с разбросанными цветами. Все карты выполнены в цвете.

Волк

В образе волка комбинируется страх и разрушение. Томас (Thomas, 1989) сравнивает волка с мачехой и великаном. Он умен и хитер, как мачеха, и каннибалистичен, как великан. «Характер волка как антагониста основывается на ненасытном аппетите, оральности великана» (р. 111). Инстинкт голода определяет его поведение и жизненный стиль. Как и великан, волк объединяет в себе страх всей асоциальной, бессознательной и уничтожающей силы (Ид). Согласно психоаналитической интерпретации, волк в сказке о Красной Шапочке репрезентирует сексуальность в наиболее примитивной форме. Волк рассматривается как экстернализация страха, переполняющих ребенка эдиповых чувств (Bettelheim, 1976).

Фейберн (Faibairn, 1972) устанавливает интересную связь между историей о Красной Шапочке и предсознательной оральной стадией развития. Он описывает четыре основные характеристики этой стадии: 1) тенденция либидинозной ориентации к частичному объекту (материнской груди); 2) превалирование тенденции «брать» над тенденцией «давать»; 3) тенденция инкорпорации или интроекции; 4) тревога относительно разрушения объекта. Он утверждает, что тревога возрастает, когда младенец испытывает эмоциональную депривацию в соединении с агрессивным качеством либидинозной тенденции. Фейберн считает, что история Красной Шапочки выражает такой тип тревоги, при котором потребность героини в инкорпорации соответствует образу жадно пожирающего волка.

Юнгианские психологи приписывают другое значение волку в истории о Красной Шапочке. Согласно Каст (Kast, 1995), волк символизирует инстинктивную/примитивную натуру Красной Шапочки: «Она встречает в волке часть своей натуры, часть себя, которую она отвергала: Красная Шапочка, мечтательная, агрессивная, отчаянная и страстно жаждущая жизни… В волке она узнает часть самой себя, которая была утрачена, ту часть личности, которая не заботится о долге или о том, что думают о ней другие» (р.14).

Колетт Чайленд (Chiland, 983) пишет: «Сказки и мифы дают ребенку сокровище, посредством которого облегчается психологическое исследование: если страх волка позволяет ребенку меньше боятся отца или матери, тогда семейные отношения улучшаются с условием, что волк контролирует психологический объект, который он репрезентирует». Сходную точку зрения выражает и Пьер Лаффорг (Lafforgue, 1995): «Волк появляется, чтобы репрезентировать негативный внутренний объект. Сказки с волками позволяют им появиться, психологически их контролировать и ликвидировать» (р. 80).

Хотя карты с волком следуют за картами с Красной Шапочкой, некоторые дети относят волка к другим сказкам, таким, как «Три маленьких поросенка» или «Волк и семеро козлят». Согласно автору теста, фигура волка в наиболее популярных сказках (перечисленных выше) символизирует архаические страхи и сепарационную тревогу, когда все протагонисты — Красная Шапочка, три поросенка и семь козлят — временно оставлены матерью.

Попытаемся сформулировать, какие мысли и чувства, возможно, имеет волк в сказке о Красной Шапочке. Существуют два основных момента сказки, когда волк наиболее активен:

1. Когда волк встретил Красную Шапочку в лесу, чувствовал ли он голод, или он жалел Красную Шапочку, или беспокоился о том, какой будет ее реакция, или сомневался, удастся ли ее съесть?

2. Когда волк съел Красную Шапочку и ее бабушку, чувствовал ли он себя виноватым, беспокойным?

Основываясь на этих моментах, были созданы три карты с волком.

КАРТА 1. Очень худой волк, испытывающий чувство голода.

КАРТА 2. Волк, сидящий спокойно, с отсутствием какого-либо выражения. У него нет никаких видимых признаков голода или злости.

КАРТА 3. Свирепый волк, бо2льших размеров, нежели два предыдущих, его рот открыт, видны зубы и язык, он готов к атаке.

Все три карты черно-белые. Фон на картах один и тот же — каменистая местность.

Гном

Природа гномов неопределенна. Они принадлежат к тому же семейству, что феи и эльфы. Гномы, как правило, коренастые, некрасивые, часто горбатые или с деформированными фигурами (Thomas, 1989). Гном часто изображается как жадный и материалистичный. Интерес гномов к материальным ценностям и безразличие к любви соответствует предэдиповой стадии. Их миниатюрный размер и профессия, связанная с горным делом (проникновение сквозь темные дыры), рассматривается психоаналитиками как фаллическая символика (Bettelheim, 1976). Гномы являются героями таких сказок, как «Белоснежка и Красная Роза», «Белоснежка и гномы». Однако только в последней сказке гномы добрые, защищают героиню и помогают ей. Согласно автору теста, гномы представляют позитивные аспекты матери.

В фильме «Белоснежка и семь гномов» каждый гном имеет свое собственное имя, которое отражает его наиболее характерную черту: Соня, Ворчун, Весельчак, Робкий, Чихун, Простачок и Доктор. Диснеевский фильм был основан на сказке братьев Гримм, но с некоторыми изменениями. Основные приемы в фильме — это анимация героев, впечатляющие эффекты некоторых сцен, таких, как трансформация королевы в злую колдунью. В фильме, так же как и в сказке, гномы — уже немолодые мужчины, а Белоснежка — девочка. Однако Белоснежка принимает на себя материнскую роль хозяйки дома. Гномы, как Белоснежка и подозревает, входя в дом, становятся «детьми».

Белоснежка — это героиня, с которой чаще что-то случается, нежели она сама что-либо делает. Ее заставляют что-то делать. Но ее пассивность или наивность — это не обязательно знак слабости, скорее это симптом силы ее доброты. Отвергнутая и преследуемая мачехой, Белоснежка находит убежище в домике гномов. Ее отношения с гномами основаны на том, чтобы давать и получать. Она предлагает и получает взамен дружбу. Это долговременные отношения, которые она, однако, легко прекращает, когда принц делает ей предложение. Белоснежка должна испытывать разнообразные чувства, такие, как тревога, отвержение, страх, угроза, принятие, зависимость и забота.

В сказке существует пять основных моментов, важных для выявления мыслей и чувств гномов:

1) Когда гномы вернулись домой с работы и поняли, что кто-то был в их доме, были ли они напуганы или тревожны, заинтересованы, удивлены или раздражены?

2) Когда они нашли Белоснежку, спящую на их кроватях, это испугало их, или они были удивлены, рассержены, смущены, или впечатлены ее ростом и красотой?

3) Когда они услышали ее историю, проявили ли они сочувствие, защиту, были ли они в замешательстве относительно того, что делать, или они тревожились относительно колдуньи, были неспособны помочь Белоснежке?

4) Когда они нашли Белоснежку, лежащую на полу, было ли им грустно от мысли, что она умерла, тревожились ли они о том, как ей помочь, испытывали ли они гнев по отношению к колдунье или они испытывали фрустрацию в связи со случившимся?

5) Когда принц забрал Белоснежку, что чувствовали гномы: ревность, печаль или радость?

С учетом этих моментов на картах были представлены три версии изображения гномов:

КАРТА 1. Фигура старого гнома изображена наподобие карикатуры. У гнома наивное/удивленное лицо.

КАРТА 2. Фигура гнома нарисована подобно фигуре человека, молодого мужчины. На лице не обозначено никакого выражения.

КАРТА 3. Фигура гнома нарисована подобно фигуре человека. На лице нет никакого выражения.

Все три фигуры гномов похожи своими пропорциями, позой и одеждой. Фон также один и тот же на всех трех картах: большой гриб, чтобы подчеркнуть маленький размер гнома. Рисунки разукрашены, выражены живость, дружелюбие, веселый нрав гнома, который ведет естественный и здоровый образ жизни в лесу.

Колдунья

Колдунья-мачеха — антагонист как женского, так и детского протагониста (Thomas, 1989). Часто мотивация, которая приписывается колдунье, — это ненависть, как в «Белоснежке», где навязчивые тщеславие и зависть королевы направляют ее дьявольские замыслы. Унификация мачехи-колдуньи наиболее полно продемонстрирована в сказке «Ханзель и Гретель». Родительский дом и дом с едой представляют два аспекта одного и того же дома — оба удовлетворяющие и фрустрирующие детей. «Изображенные в различных формах, разделенные во времени и по месту угрозы, они тем не менее представляют одного врага, cоединяющего в себе общие характеристики такого антагониста, как колдунья или мачеха» (Thomas, 1989, р. 63). Такие характеристики сочетают самое плохое в образе матери. Колдунья как архетипический образ представляет собой угрозу Эго и его развитию. Она может быть рассмотрена и как фигура, воплощающая наихудшие качества матери.

Королева в «Белоснежке» действует на трех уровнях: она обычная мачеха, состязающаяся с настоящей матерью; она мать, которая состязается с дочерью; она выступает как колдунья во многих сказках. «Зеркало транслирует ее одержимость собственной красотой, ее компульсивный нарциссизм в материализованную форму, наиболее часто ассоциированную с красотой и самолюбованием» (Thomas, 1989, p. 70). Ее могучая энергия зла позволяет ей продолжать недоброе дело, и она использует свои нечестные средства, чтобы гарантированно достичь результатов. Она конфронтирует с девочкой прямо, один на один, хотя и маскируется. Ее каннибалистическое намерение (съесть сердце Белоснежки) является своеобразным эхом ее «коллег» в других сказках, например, в «Ханзеле и Гретель». У. Дисней описал ее как смесь леди Макбет и Большого плохого волка. Если тщеславие является явным источником злодейских планов королевы, оно также является средством, с помощью которого ее планы реализуются, по крайней мере временно — ее тщеславие убивает Белоснежку.

Колдунья изображается отдельно от образа мачехи, и ее характер является самостоятельным, это ярый противник всего доброго и светлого. Хотя она имеет человеческий облик, ее действия по достижению целей носят сверхъестественный характер. В популярных сказках «Ханзель и и Гретель» и «Рапунцель» она действует как суррогат матери. В первой сказке ее каннибализм, соединенный с материнским образом, напоминает образ матери из ночных кошмаров. В последней сказке ее материнское собственничество приобретает удушающую, опасную для жизни пропорцию (Thomas, 1989, p. 74). Хотя традиционная колдунья — это женский характер, она обладает маскулинными чертами: усами, отсутствием женственности, агрессивностью, недостатком сензитивности, что нейтрализует ее половую идентичность. Она чаще всего исполняет материнскую или квазиматеринскую роль в сказках. «Ужас, вызываемый ею и являющийся ее сущностью, основан на ее извращенном материнстве» (Thomas, 1989, p. 74).

Три версии изображения колдуньи в тесте соответствуют наиболее характерным типам колдуний в сказках:

КАРТА 1. Волшебница, молодая и прекрасная, одетая в красивое платье, в руке у нее волшебная палочка. Ее лицо выражает решительность и власть (как в сказке «Спящая Красавица» или как лицо королевы в «Белоснежке»).

КАРТА 2. Мачеха-колдунья, среднего возраста, обычной внешности. Ее одежда выглядит скорее старомодной. Хотя на лице нет особого выражения, ее рот сморщен, что делает лицо жестоким, суровым и беспощадным. Одна рука ее поднята, как будто хочет ударить, что усиливает негативное впечатление (как мачеха в «Золушке» или в «Ханзеле и Гретель»).

КАРТА 3. Традиционная старая и страшная колдунья. Ее сморщенное, страшное лицо, непричесанные волосы, старая, поношенная одежда делают ее особенно пугающей. Это впечатление усиливает поднятая рука с палкой (как превращенная королева в «Белоснежке» или колдунья в «Ханзеле и Гретель»).

Все фигуры выполнены в черно-белом цвете. Фон отсутствует.

Великан

Великаны, тролли и людоеды представляют один и тот же характер. Некоторые мифы о сотворении мира свидетельствуют об архаичности этого образа. Массивная фигура великана свидетельствует о том, что он был создан из самой Земли (так же, как Атлант) или из отдельных частей Земли (Thomas, 1989). Великаны живут в скалах или на вершинах высоких гор, их оружие сделано из камня или из дерева, наподобие дубины. Одиссей во время своих странствий встречает великана-циклопа:

Муж великого роста в пещере той жил; одиноко

Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;

Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;

Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.

(Гомер. Одиссея. Книга девятая, 187-192)

Великаны являются наиболее типичными стереотипами антагонистов в сказках. Их характерные черты — огромный размер и сила — определяют великана как противника человека (например, маленький Давид, стоящий перед Голиафом). При первом взгляде человек не имеет ничего общего с великаном. Однако явный физический контраст находится в противоречии со скрытыми чертами. Этот контраст становится явным в таких сказках, как «Мальчик-с-Пальчик» и «Галантный портной». Великаны известны своим ненасыщаемым аппетитом, обжорством. Легковерность и глуповатость великанов несколько смягчает их физическую мощь: «Великан является воплощением избыточности, простирающейся от грубой силы и огромного размера до обжорства, каннибализма и скупости, бессмысленного накопления материальных ценностей» (Thomas, 1989, p. 82).

По половой принадлежности большинство великанов — мужчины. Согласно Bettelheim (Bettelheim, 1976), эта идентичность есть что-то промежуточное между отцом и сыном, отражающее их антагонизм и психологическое напряжение. Примитивная, поучающая и неукротимая натура великана делает его сопоставимым с Ид или юнгианской тенью.

Три версии изображения великана в тесте представляют его наиболее типичные черты: огромный рост, силу и глупость.

КАРТА 1. Великан, похожий на молодого мужчину, сильный и мужественный, одетый в обычную одежду и обувь. Его лицо не имеет особого выражения. Его рука поднята, как если бы он хотел ударить или поприветствовать кого-то. Его облик такой, что его можно отнести к любому возрасту или культуре («Путешествия Гулливера»).

КАРТА 2. Великан, похожий на человека с необычной внешностью. У него наивное или даже глупое выражение лица. Его одежда напоминает наряд клоуна: она порвана, а ботинки незашнурованы.

КАРТА 3. Великан, похожий на человека с примитивной внешностью. Можно сказать, что он, как и третья колдунья, представляет собой типичного великана из сказок. Его одежда выглядит старой и поношенной. На лице нет никакого выражения, но спутанные волосы и борода в соединении с дубиной в руке делают его явно опасным («Синяя борода»).

Все фигуры черно-белые. Фон на всех картах один и тот же: маленькое дерево и забор, которые подчеркивают огромный рост великана.

Сцены из сказки о Красной Шапочке

Сцены из этой сказки воспроизводят характер отношений между Красной Шапочкой и ее матерью с точки зрения самой Красной Шапочки.

КАРТА 1. Мать сидит на стуле, наставительно подняв палец, у нее суровое выражение лица. Красная Шапочка стоит рядом с матерью с опущенной головой. Эта картинка обычно выражает высшую степень строгости матери.

КАРТА 2. Красная Шапочка сидит в одиночестве, подперев голову руками. Фон неопределенен и сумрачен. Эта картинка, следуя за предыдущей, отражает интенсивность чувств после того, как мать отослала Красную Шапочку от себя. Картинка может также стимулировать мысли, субъективный опыт или глубоко укорененные страхи, связанные с одиночеством или чувством брошенности.

КАРТА 3. Мать и Красная Шапочка сидят на земле, держатся за руки, счастливо улыбаясь. Эта картинка позволяет предположить, могут ли испорченные отношения быть восстановлены и как много времени на это потребуется, основаны ли они на твердом или на неустойчивом фундаменте? Другими словами, до какой степени эти отношения явлются безопасными.

Рисунок черно-белый.

Сцены из сказки о Белоснежке и семи гномах

Эти сцены были выбраны для того, чтобы отразить формирующиеся, открытые для будущего отношения с принцем; амбивалентные отношения Белоснежки с отцом; стабильные и безопасные отношения с гномами.

КАРТА 1. Принц и Белоснежка стоят близко друг к другу, принц держит Белоснежку за руку. Их одежда имеет праздничный вид. Эта картинка была нарисована, чтобы выявить способность признавать зрелые сексуальные отношения.

КАРТА 2. Отец Белоснежки сидит в кресле, Белоснежка рядом с ним на полу. Выражения их лиц нейтральные. Эта картинка позволяет анализировать качество отношений Белоснежки с отцом.

КАРТА 3. Окруженная гномами, как в хороводе, Белоснежка хлопает в ладоши. Эта картинка позволяет увидеть степень зависимости в их отношениях, а также степень выгоды или пользы, которые получает каждая сторона.

Все рисунки черно-белые.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ментальная карта по сказке снежная королева
  • Меряйте одежду как пишется
  • Мертвая невеста рассказ на дзен часть 3
  • Ментальная карта по сказке колобок
  • Меряется как пишется правильно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии