Библиотечный урок
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Цели:
1. Активизировать знания о творчестве К.И. Чуковского, совершенствовать речевые, социально — коммуникативные навыки, развить читательский интерес, развивать внимание, память.
2.Прививать любовь к его творчеству, научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Корнея Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным людям.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то портрет. Знаете вы человека на портрете?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Ход занятия
1. Биография К. И. Чуковского
Воспитатель: Сегодня мы будем вспоминать детского писателя К. И. Чуковского и его замечательные сказки. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами и сказками знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками. Ребята, давайте вспомним сказки Корнея Ивановича Чуковского. (Дети называют сказки)
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского. Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки.
Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, что бы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.
Презентация «Биография К. И.Чуковского»
2. Разминка (закончите фразу)
1. И дать ему в награду сто фунтов винограду, сто фунтов мармеладу, сто
фунтов …(шоколаду). «Крокодил»
2.Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и…(паучки). «Мойдодыр»
3. Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке — … (чулки). «Чудо – дерево»
4. Волки от испуга скушали …(друг друга). «Тараканище»
5. Ты поди-ка, косолапый, крокодила исцарапай, разорви его на части, вырви солнышко …(из пасти). «Краденое солнце»
6. Долго, долго крокодил море синее тушил, пирогами и блинами, и сушёными…(грибами). «Путаница»
7. Но ответило корыто: « На Федору я сердито!» И сказала кочерга: «Я Федоре…(не слуга)». «Федорино горе»
8. Сварила бы баба Щи, да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни…(тараканы). «Федорино горе»
9. А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле. Львы …
(в автомобиле). «Тараканище»
10. Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю, но пузатый от меня убежал…(как от огня). «Мойдодыр»
11. У них ангина, скарлатина, холерина. Дифтерит, аппендицит, малярия и …(бронхит). «Айболит»
(Видео – клип «Сказки Чуковского»)
3. Дайте быстрый и правильный ответ
«Муха — цокотуха»
1.Сколько чашек выпили букашки? (по три чашки)
2. За кого вышла замуж муха — цокотуха»? (за комарика)
3. Что нашла муха – цокотуха в поле? (денежку)
4. До какого времени веселилась вся мошкара? (до утра)
«Тараканище»
1.На чём ехали медведи? (на велосипеде)
2. На кого села слониха от страха? (на ежа)
3.Какого цвета был таракан? (рыжего)
4. Куда упала луна во время веселья? (в болото)
«Мойдодыдр»
1. На кого похожа бегущая подушка? (на лягушку)
2. Во что ударил мойдодыр в гневе? (в таз)
3. С кем прогуливался мойдодыр по саду? (с Тотошей и Кокошей)
4. Когда же надо умываться? ( по утрам и вечерам)
«Айболит»
1. Что болело у бегемотиков? (животики)
2. Кто переправил доктора по морю? (кит)
3. Под какое транспортное средство попал зайчик? (под трамвай)
4. Сколько дней лечил доктор животных? (10 дней)
«Бармалей»
1. Кто проглотил Бармалея? (крокодил)
2. Что делал Бармалей в Африке? (кушал маленьких детей)
3. Куда бросил Бармалей доктора? (в костёр)
4. Чем обещал угощать детей добрый Бармалей? (пирогами, кренделями, калачами, пряниками)
«Федорино горе»
1. Что стала делать Федора, когда от неё все убежали? (плакать)
2. Кто кричал: «бу- бу-бу!»? (самовар)
3. А какое отчество у Федоры? (Егоровна)
4. Кто остался у Федоры? (тараканы)
«Краденое солнце»
1. Что проглотил крокодил? (солнце)
2. Кто побил крокодила? (медведь)
3. А какого цвета было краденое солнце? (красного)
4. Кто такие толстопятые? (медведи)
«Телефон»
1. Кто проглотил морского ежа? (морж)
2. Кто утонул в болоте? (бегемот)
3. Кто любил кушать калоши? (крокодил)
4. Кому нужны были капли, чтобы подлечить животы? (цаплям)
«Путаница»
1. Кто замычали как коровы? (воробьи)
2. Что хотели поджечь лисички? (море)
3. Кто изловил кошку и посадил её в мышеловку? (мыши)
«Крокодил»
1. Кого первого съел крокодил? (барбоса)
2. Кого украли звери? (лялечку)
3. Какое отчество было у крокодила? (Крокодилович)
4. Что обещал подарить крокодил Ване Васильчикову за освобождение? (прянички)
4. Мультфильм «Федорино горе»
Воспитатель: У Корнея Ивановича Чуковского был очень приятный голос, дети очень любили его и называли его «Добрый дедушка Корней». Он написал много стихов и загадок для детей.
5. Живой голос К. И. Чуковского (видеоролик)
6. Дом — музей К. И. Чуковского (видеоролик)
7. Подведение итогов
Воспитатель: Чему учат сказки к. И. Чуковского?
Что за чудесные стихи
У нашего Чуковского!
Учат многому они
И детей, и взрослого!
Учат выдержке и воле,
Доброте безмерной,
Не ругаться, не сдаваться,
Быть послушным, смелым.
Много в тех стихах зверят
Добрых, злых, трусливых,
Так похожих на ребят
В историях правдивых.
Надо нам, как в тех стихах,
Быть доброю опорой
Для тех, кто помощь ждёт в беде,
Кто мал или не молод.
Любить природу, мир, людей,
Не быть сердитым, подлым. Иметь побольше нам друзей и быть счастливым, добрым.
Литературный праздник по сказкам К.И. Чуковского для 1-4 кл.
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
- Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).
- Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
- Выставка книг “Чудо-дерево”.
- Плакат «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Вед. Сегодняшний наш праздник посвящен детскому писателю, основоположнику советской детской литературы, сказочнику, критику, переводчику Корнею Ивановичу Чуковскому. Он родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Корней Иванович был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился он 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Если бы он был жив, в этом году 1 апреля ему исполнилось бы 130 лет.
Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.
Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.
У Корнея Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Очень забавляли Чуковского детские высказывания. Одно время он жил у моря и под его окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором взрослых. Как писал сам Корней Иванович: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться». Детям он посвятил свою книгу «От двух до пяти», в которую всю жизнь собирал детские «речения», как он их называл. Вот некоторые отрывки из этой книги.
Ляле было 2,5 года. Незнакомец ее спросил: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная». Однажды она впервые в жизни увидела пароход и пылко закричала: «Мама, мама, паровоз купается!» Приятно узнавать от детей, писал Чуковский, что у лысого голова – босиком, что от мятных лепешек во рту – сквознячок, что муж стрекозы – стрекозел. И очень забавляли его такие детские речения и возгласы:
— Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.
— Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
— Зачем ты это сделал?
— Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
-Жил был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
1 кокурс «Узнай сказку по иллюстрации». (показ слайдов или книг)
2 конкурс «Вспомни сказку по отрывку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ- |
Нет – нет! Соловей |
И мне не надо |
Лечит маленьких детей, |
Только вдруг из – за кусточка |
А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ |
Солнце по небу гуляло |
Свинки замяукали – мяу – мяу, |
Вед. С ранних лет сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”, «Тараканища», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи» и др. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Дети читают стихи.
ОГОРОД (1 кл.)
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки, —
Приходи, угощайся, облизывайся!И лапша,
И лапша
Уродилась хороша!
Крупная да сочная,
Сладкая, молочная,
Только знай — поливай
Да воробушков гоняй:
Любят-любят ее воры воробушки!
ЗАКАЛЯКА (2 кл.)
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — елочка мохнатая.
Это — козочка рогатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала».«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»«Я ее боюсь!»
ЧЕРЕПАХА (3 кл.)
До болота идти далеко.
До болота идти нелегко.«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА! «
РАДОСТЬ (4 кл.)
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.Куры стали павами,
Лысые — кудрявыми.Даже мельница — и та
Заплясала у моста.Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Вед. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Дедушка Корней очень любил загадывать детям загадки, придумывать каверзные задания, вопросы.
3 конкурс «Загадки». (на слайдах в презентации)
- Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.)
- Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.)
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.)
- Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.)
- Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
- Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)
- Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
- Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
- Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.)
- Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.)
4 конкурс «Конкурс знатоков».
— Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!» (тараканище)
- Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
- Умывальников начальник и мочалок командир.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
- Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда наше солнышко!»Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (Телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Вед. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно в 35 лет. По профессии он был литературный критик (писал критические статьи о литературных произведениях). Он очень любил свою профессию и даже не думал, что совсем скоро его прославят детские стихи и сказки.
А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде из г. Хельсинки домой. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
И мальчик стал слушать отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни, и он продолжал, тараторил:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов винограду
И тысячу порций мороженого.
Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, попросил отца рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так была написана первая сказка «Крокодил».
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял ее на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился на свет «Мойдодыр».
Дети 1 кл. инсценируют отрывок из сказки «Мойдодыр».
5 конкурс «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
Вед. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине.
Послушайте, как Чуковский рассказывает о замысле создания произведения «Мухи-Цокотухи». Первоначально эта сказка называлась «Мухина свадьба».
“ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 г.
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.
В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душой отпраздновал оба».
Дети 2 кл. инсценируют отрывок из сказки «Муха-Цокотуха».
Физминутка: общий танец под русскую народную мелодию, как будто на свадьбе у Мухи.
6 конкурс «Героический поступок» (на слайдах в презентации)
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит |
Вылечил зверей. |
Воробей |
Съел таракана. |
Крокодил |
Проглотил солнце. |
Комар |
Спас Муху – Цокотуху. |
Федора |
Помыла свою посуду. |
Медведь |
Вернул солнце в небо. |
Бабочка |
Потушила море. |
Лисички |
Зажгли море. |
7 конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев». (дополн. конкурс)
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ |
ЦКТХ |
МЙДДР |
ФДР |
ЙБЛТ |
ТРКНЩ |
КРКДЛ |
КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)
Вед. Послушайте, как Чуковский вспоминал о том, что натолкнуло его на создание сказки «Айболит».
«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну и т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было».
Дети 3 кл. инсценируют отрывок из сказки «Айболит».
Вед. Ребята, к нам пришел почтальон. (Входит мальчик). Он принес телеграммы, но они без подписей. Почтальон просит, чтобы мы помогли ему определить, кто же прислал эти телеграммы.
О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными? Айболит
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник… Бармалей
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей. Гиппопотам
Где убийца?
Где злодей?
Не боюсь его когтей? Комар
Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу,
Не помилую! Таракан
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите! Муха-цокотуха
8 конкурс «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Вед. Вот еще один факт из жизни Чуковского. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
Дети 4 кл. инсценируют отрывок из сказки «Федорино горе».
Вед. Наш праздник подходит к концу. Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Научитесь хорошо читать, прочтете более сложные его произведения, а также книги переведенные с английского языка.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Итог. Награждение. Самых активных наградить медалями «Лучший знаток сказок К.И.Чуковского»
Дополнительные вопросы для пауз.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3, возраст 9-10 лет.
Учебник: Литературное чтение 3 класс, Л.А.Ефросинина.
Цель: расширить представление учащихся о различных литературных жанрах на примере творчества писателя, продолжить работу над сценическим творчеством, развивать интерес к художественной литературе.
Задачи:
- Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К.И.Чуковского.
- Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
- Развивать мышление, речь, воображение, память, внимание через игровые конкурсы и задания.
Оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1), портрет К.И.Чуковского, выставка книг, рисунков и иллюстраций, диск со сказками писателя, кроссворд и карточки со словами «поэт», «литературовед»,«сказочник», «прозаик», «переводчик».
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Содержательная основа: «Муха-Цокотуха» «Телефон», «Мойдодыр» «Федорино горе», «Тараканище», «Айболит», стихи и переводы английских народных песенок: «Храбрецы», «Скрюченная песня», «Робин Бобин Барабек», «Котауси и Мауси», биография писателя.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня наш праздник, посвящён самому любимому писателю-сказочнику, стихи которого знают и помнят все дети и взрослые нашей страны. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о каком писателе пойдёт речь:
В страну сказок попадём,
Сказки умные прочтём.
Сказка есть — про Айболита.
Сказка есть — про Мойдодыра,
Про Федору и про муху,
По прозванью, — Цокотуха.
Сказки есть для малышей,
Переводы из статей.
Поучительные сказки,
Замечательные сказки.
Много умного в них есть.
Написал их все — Корней!
Ведущий: Ребята, вы догадались, о ком мы сегодня поговорим? Эти сказки написал Корней Иванович Чуковский, любимый всеми детский писатель. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, прочитаем его стихотворения, посмотрим сценку, поиграем в игры, разгадаем кроссворд (слайд 2).
Биография писателя
Корней Чуковский — это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Русский, советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский. Он родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский язык. В 1901 году Чуковский работал журналистом, начал печататься в газете «Одесские новости»[1].В 1903-1904 годах в качестве корреспондента был направлен в Лондон.Почти ежедневно он посещал читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Для детей младшего школьного возраста Чуковский переводил английские народные песенки из сборника «Nursery Rhymes» «Стихи матушки Гусыни» («Mother Goose Rhymes»), сказки Киплинга, произведения Марка Твена: «Том Сойер» и «Геккельбери Финн» [2].
Ведущий: А сейчас ребята прочитают стихи на английском языке и стихотворный перевод, который сделал К.И.Чуковский (слайд 4).
Four and twenty tailors |
Храбрецы
Наши-то портные |
A crooked Man
There was a crooked man, |
Скрюченная песня
Жил на свете человек, |
Robin the Bobbin
Robin the Bobbin the big-bellied Ben, |
Робин Бобин Барабек
Робин Бобин Барабек |
Six little mice sat down to spin; |
Котауси и Мауси |
Ведущий: К.И.Чуковский был не только детским писателем, но еще и критиком, журналистом, лингвистом. Одна из его книг посвящена детской речи. Книга открывается главой о детском языке, в которой приводятся примеры «лепых нелепиц» и «рассуждается о неосознанном мастерстве ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов»[3]. Книга получила название «От двух до пяти». Первая детская поэма — «Крокодил». За этой поэмой последовали другие произведения для детей. В Москве Чуковский опубликовал детские сказки «Краденое солнце», «Бибигон», «Спасибо Айболиту». Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Вставал он очень рано, как только всходило солнце, и сразу же принимался за работу, стихи рождались сами собой, неожиданно. В них есть и нравоучение, юмор, доброта и любовь [4]. Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет «Федорино горе». В Ленинграде Чуковский издал книги для детей: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» [5]. По многим стихотворениям сняты мультфильмы, кинофильмы, а также поставлены спектакли (слайд 5).
Ведущий: Давайте посмотрим сценку по сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха» (слайд 6).
Сценка «Муха-Цокотуха»
Ведущие:
Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полу пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар……….Иииии……..
И купила …………….Что купила? …Сааамоваааар:
Муха:
«Приходите, тараканы,
я вас чаем угощу!»
Ведущие:
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки — по три чашки
С молоком и крендельком: (выбегают3 букашки)
(Все хором) Нынче Муха-Цокотуха Именинница!
Ведущие:
Приходила к Мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла…
Муха:
«Бабочка-красавица кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?»
Ведущие:
Вдруг какой-то старичок — паучок
Нашу Муху в уголок поволок —
Хочет бедную убить,
Козявочки: Ай — ай — ай!
Ведущие: Цокотуху погубить!
Козявочки: Ой- ой — ой!
Муха: «Дорогие гости, помогите!
Козявочки: Мы не можем!
Муха: Паука-злодея зарубите!
Козявочки: Мы боимся!
Муха: И кормила я вас!
Козявочки: Мы не ели!
Муха: И поила я вас!
Козявочки: Мы не пили!
Муха: Не покиньте меня в мой последний час!
Ведущие:
Муха криком кричит, надрывается,
А злодей молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
Комарик: «Где убийца, где злодей?
Козявочки: Вот он.
Комарик: Не боюсь его когтей!
Ведущие: Подлетает к Пауку,
Ведущие: Саблю вынимает,
Ведущие:
И ему на всём скаку голову срубает!
Муху за руку берёт…….
И к окошечку ведёт:
Комарик: Я злодея зарубил?
Козявочки: зарубил!
Комарик: Я тебя освободил?
Муха: Освободил.
Комарик:
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»……
Ведущие:
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
Все хором:
«Слава, слава Комару —
Победителю!» [7]
Ведущий: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Продолжи строчку». Вы внимательно слушаете отрывки из стихотворений К.Чуковского и должны продолжить строчки (слайд 7).
1. И дать ему в награду сто фунтов винограду, сто фунтов мармеладу,
(Сто фунтов шоколаду и тысячу порций мороженого!)
2. Как у нашего Мирона на носу сидит ворона
(А на дереве ерши строят гнёзда из лапши.)
3. Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!
(Вы подите-ка, немытые, домой,я водою вас умою ключевой.)
4. Если топну я ногой,позову моих солдат,
(В эту комнату толпойумывальники влетят. )
5. Ехали медведи на велосипеде, а…..(за ними кот задом на перёд)
6. Мне не надони мармелада, ни шоколада,
(А только маленьких детей!) [8]
Ведущий: На стихи К.И.Чуковского композиторы сочинили музыкальные песенки для детей. Сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Музыкальная разминка «Скрюченная песенка». (Ребята под музыку выполняют упражнения зарядки — слайд 8).
Ведущий: К.И.Чуковский любил не только сочинять сказки, но также он писал загадки в стихах. Отгадайте загадки и угадайте предметы, которые лежат в черном ящике (слайд 9).
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого (зеркало).Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.(гребешок)Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода, (мыло) [6]
Ведущий: Вы правильно отгадали предметы: зеркало, гребешок, мыло. А помните из какой сказки все эти предметы? Назовите ее. («Мойдодыр»)
Давайте вспомним это стихотворение и угадаем героев сказки (слайд 10).
- Назовите предметы, которые убежали и улетели от мальчика.(одеяло, простыня, подушка, книжка, башмаки, чулки, брюки, свечка, мочалка)
- Как звали самого главного начальника в сказке? (Мойдодыр)
- Как звали детей Крокодила с которыми он гулял по аллее? (Тотоша и Кокоша)
- От какого предмета убегал грязнуля? (от бешеной мочалки)
- Какие слова стали крылатыми в заключительном четверостишии из сказки? (Надо, надо умываться. По утрам и вечерам!) [6]
Ведущий: А сейчас разгадаем Кроссворд (слайд 11).
По горизонтали:
- Настоящая фамилия Чуковского. (Корнейчуков)
- Сказки в которых прославлялось мыло, порошок, гребешок, полотенце. (Мойдодыр)
- Сколько калош Крокодил просить прислать Крокодил. (Дюжину)
- Имя ужасного человека, который жил в Африке. (Бармалей)
- Название аппарата из сказки Чуковского. (Телефон) [10]
По вертикали:
- Кто, из героев сказки, спас зверей от ужасного, страшного таракана (Воробей)
- Главный герой, который украл солнце, в одной из сказок.(Крокодил)
- Героиня сказки у которой сбежала вся посуда (Федора)
- Что упало с неба на слона в стихотворении путаница? (Луна) [8]
Ведущий: вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя К.И.Чуковского. Желаю вам никогда не расставаться с книгами. Открывать для себя что-то новое и интересное. Ведь книги Чуковского дарят нам прекрасные мгновения: радость, веселье, праздник. Они пробуждают желание помочь, стать добрее, умнее и лучше. До новых встреч на страницах книг! (слайд 12)
Список литературы
- Жизнь и творчество К.И.Чуковского.- М.,1978.
- Корней Чуковский Живой как жизнь.- М.,1982.
- Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. М. Просвешщение, 2011.
- Лукьянова И.В. Корней Чуковский // М.: Мол. гвардия, 2006
- Чуковская Л.К. Памяти детства: мой отец — Корней Чуковский / Лидия Чуковская. — М.: Время, 2012.
- Мойдодыр: для чтения взрослым и детям / К.И.Чуковский. — М.: Самовар, 2010. — 64с.
- Муха-Цокотуха: сказки / К.Чуковский. — М.: Дрофа-Плюс, 2003.
- Сказки / К.И.Чуковский. — М.: РОСМЭН, 2000. — 168с.
- Сказки дедушки Корнея / К.И.Чуковский. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
- У меня зазвонил телефон… / К.И.Чуковский. — М.: Самовар, 1998. — 128с.
Интернет-ресурсы
- https://www.chuckfamily.ru
- https://knigogid.ru Корней Иванович Чуковский (слайд 13)
К.И.Чуковский (1882–1969)
Игра-путешествие по произведениям К.И. Чуковского
Оборудование
1. Портрет
К.И.Чуковского
2.
Книжная выставка «Мудрый сказочник».
Эпиграф:
«Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским
сердцам, получится дорога до Луны» (С.Образцов).
3.
Выставка рисунков детей.
Ход
мероприятия
(Звучит
вступление из оперы-сказки Л.Пригожина «Доктор Айболит и обезьяны».)
Ведущий. Сегодня мы
собрались, чтобы поговорить об одном веселом и жизнерадостном человеке, который
любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Даже родился он
1 апреля, который считается днем шуток, веселья и смеха. Было это в 1882 году. Вот
и его портрет на доске. Итак, о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее
Ивановиче Чуковском! Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге
(Ленинграде). По профессии он был литературный критик, свою профессию очень
любил, и если бы ему сказали, что он будет знаменит как детский писатель, он
бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал
совершенно случайно. Вот как это вышло.
Заболел
его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном
поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик перестал капризничать, слушал, не
отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же
потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Быть
может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем
вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал
над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач.
Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое
нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и
неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо,
надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
С тех пор
прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и
в других странах.
Высокий
рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный
нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые
глаза – такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, Корней Иванович
Чуковский – это литературный псевдоним. А знает ли кто-нибудь из вас настоящее
имя писателя? (Николай Васильевич Корнейчуков.)
Я
приглашаю вас в путешествие.
Станция
I. Вокзальная
На каждом
вокзале есть билетная касса. В нашем путешествии участвует тот, кто назовет
произведение Чуковского. За каждый правильный ответ дается билет (жетон).
Итак,
отправляемся в путь!
Станция
II. Загадкино
Корней
Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, – писал он, – где
бы я ни был: в трамвае, в очереди, – я сочинял загадки для детей». (Дети по
очереди читают загадки и отгадывают их.)
1. Был
белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)
2. Паровоз
Без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Пароход.)
3. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.)
4. Красные
двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
5. Была
телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик.)
6. Два
коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.)
7. Мудрец
в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
8. Лежу
я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.)
9. Маленькие
домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)
10. Растет
она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
11.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.)
12. На
малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало.)
13. Если
бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.)
14. Я
одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
15. Много
этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь
И домой не принесешь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок –
Там и нет ничего. (Туман.)
16. Я
великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я словно плитку шоколадную
Вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран.)
17. Я
лаю со всякой
Собакой.
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву:
«У-у!» (Эхо.)
18. Вот
иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
19. Вдруг
из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.)
Станция
III. Рифмочка (Доскажи словечко)
1. В
огороде-то на грядке
Вырастают… (Шоколадки; «Чудо-дерево».)
2. У
тебя на шее вакса,
У тебя под носом… (Клякса; «Мойдодыр».)
3. Пошла
муха на базар
И купила… (Самовар; «Муха-Цокотуха».)
4. Робин
Бобин Барабек
Скушал сорок… (Человек; «Барабек».)
5. Ехали
медведи
На… (Велосипеде; «Тараканище».)
6. И
стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные… (Волки; «Жил на свете человек».)
7. И
снова медведь:
– О, спасите моржа!
Вчера проглотил он
Морского… (Ежа; «Телефон».)
8.
Загляни-ка ты в кадушку –
И увидишь там… (Лягушку; «Федорино горе».)
9. Прибегали
лягушата,
Поливали из… (Ушата; «Путаница».)
10. Милая
девочка Лялечка!
С куклой гуляла она
И на Таврической улице
Вдруг увидала… (Слона; «…»)
Станция
IV. Героическая
В сказках
К.И. Чуковского огромное количество героев. Вспомним некоторых из них. ( можно
показать букву, с которой начинается слово.)
1. Добрый
доктор, лечивший зверей и птиц. (Айболит.)
2.
Славная собака из сказочной повести «Доктор Айболит». (Авва.)
3.
Толстокожее животное, которое провалилось в болото. (Бегемот.)
4.
Отважный лилипут, одолевший колдуна и чародея Брондуляка. (Бибигон.)
5.
Карлик, подаривший собаке Авве красивый ошейник. (Бамбуко.)
6. Злая
сестра доктора Айболита. (Варвара.)
7.
Удалец, проглотивший злодея в сказке «Тараканище». (Воробей.)
8. Птицы,
прославлявшие с каланчи Воробья. (Грачи.)
9.
Обезьяна, пугавшая детей акулой Каракулой в стихотворении «Бармалей» (Горилла.)
10.
Домашняя птица, в которую превратился злой колдун и чародей Брундуляк. (Индюк.)
11.
Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха-Цокотуха». (Комар.)
12. Утка
доктора Айболита. (Кика.)
13.
Попугай, вытащивший ключ у Бармалея и освободивший из тюрьмы своих друзей. (Карудо.)
14.
Бабушка, которая принесла имениннице Мухе мед. (Пчела.)
15. Имя
моряка, на корабле которого плыл в Африку Айболит. (Робинзон.)
16.
Страшный великан, которого проглотил удалой Воробей. (Таракан.)
17.
Бабушка, от которой сбежала посуда. (Федора.)
18.
Сестра Бибигона, которую стерег на Луне дракон Караккакон. (Цинцинелла.)
Станция
V. Бюро находок
Некоторые
герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их вернуть.
1.
Башмаки («Чудо-дерево»).
2. Блюдца
(«Федорино горе»).
3.
Велосипед («Тараканище»).
4.
Градусник («Айболит»).
5. Калоши
(«Телефон»).
6. Мыло («Мойдодыр»).
7.
Мочалка («Мойдодыр»).
8. Одеяло
(«Мойдодыр»).
9.
Подушка («Мойдодыр»).
10.
Посуда («Федорино горе»).
11. Самовар
(«Муха-Цокотуха», «Федорино горе»).
12.
Умывальник («Мойдодыр»).
13. Ушат («Путаница»).
14. Утюги
(«Федорино горе»).
Станция
VI. Федорино море
Один из
учеников школы (класса) переписывал в библиотеке названия стихотворений, но
допустил ошибки. Назовите стихотворение правильно.
1. «Арболит»
(«Айболит»).
2.
«Гадость» («Радость»).
3.
«Кармалей» («Бармалей»).
4.
«Козауси и Мауси» («Котауси и Мауси»).
5.
«Крашеное солнце» («Краденое солнце»).
6.
«Нофелет» («Телефон»).
7. «Пил
на свете человек» («Жил на свете человек»).
8.
«Пуганица» («Путаница»).
9. «Ужики
смеются» («Ёжики смеются»).
10.
«Худо-дерево» («Чудо-дерево»).
Заключительное слово ведущего
Вот и
закончилось наше путешествие. Еще много раз вы встретитесь с произведениями
К.И.Чуковского (обзор книг, представленных на выставке).
(Подведение
итогов игры.)
Всем
спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
«Арболит»
«Гадость»
«Кармалей»
«Козауси
и Мауси»
«Крашеное
солнце»
«Нофелет»
«Пуганица»
Литературный праздник-соревнование, посвященный творчеству К. И. Чуковского
(140 лет К.И.Чуковскому), для обучающихся 1-2 класса
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Мероприятие подготовили 11-классники
Ведущий: (показывает конверт и вынимает из него письмо)
— Ребята! Нам пришло письмо такого содержания:
“Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо,
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.
К вам хотел бы я приехать, но с условием одним:
Дам я вам задания – пройдите испытания»
— К сожалению, автор забыл подписаться. А вы знаете, кто прислал эти письма?
— Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр!
— Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)
— Сегодня мы с вами отправимся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, которого дети называли просто – дедушка Корней.
— Наш литературный праздник называется – «Здравствуй, дедушка Корней!»
— А вы готовы к испытаниям, о которых говорит Мойдодыр в письме?
Ведущий:— Прежде, чем начать нашу литературную игру – соревнование, давайте немного узнаем о самом писателе – Корнее Ивановиче Чуковском.
Выходит старшеклассник в роли писателя
Я, Корней Иванович Чуковский, родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. 31 марта накануне деня шуток, веселья и смеха. Исполнилось мне 140 лет .Это я придумал Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. Корней Чуковский – это не настоящее мое имя и фамилия я их выдумал выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии я и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.Детским поэтом и сказочником я стал случайно. А вышло это так. Заболел мой маленький сынишка. Я вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, я стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Он по улицам ходил
По турецки говорил…
Сын неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы я снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово.
Я не только писатель , но и переводчик. Я перевел с английского “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Рикки – Тики – Тави” и множество английских стихов и песенок.
Ведущий:— Посмотрите на замечательную выставку Чуковских книг. Есть книги, которые читали ваши мамы и папы, когда сами были маленькими.
Рассказывают дети:В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были все сказки наперечёт,
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
2Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали —
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе?
3Бабушки вот что нам рассказали —
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе!
Сценка( Появляется книга)Книга– Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?
Дети– Книга сказок К. И. Чуковского.
Книга— Да. Я – Книга сказок К. И. Чуковского.(Книга закрывает лицо руками и плачет)
Таня– Добрая книжка, что же ты плачешь?
Книга– Как всегда по вечерам,
Сидя у кроватки,
Я рассказывала малышам
Чуковского сказки.
Тут такое началось!
Вы мне не поверите!
Колесом все понеслось!
Верите? Не верите?
Ваня– Расскажите, что же произошло.
Книга– В некотором царстве,
У Корнея в государстве.
Жили сказки, не тужили,
Детям правдою служили.
Только злобный Бармалей
Перессорил всех друзей.
(Появляется курица).
Курица– Куд-куда, Куд-кудаЧто такое? Вот беда!(На сцену выбегает мальчик- «грязнуля»)
Мальчик– Помогите, помогите!
От мочалки сколько раз
По Садовой убегал,
А теперь кастрюля мчится
И ведь злиться, злиться, злиться
(Выбегает кастрюля)
Кастрюля— За тобой бегу, бегу
Удержаться не могу!
Мальчик– Помогите , скорее, спасайте!
(Выскакивает курица).
Курица– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Таня— Ваня, надо помочь.
Ваня– Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.
Таня– Ваня, надо помочь.
(Появляется Федора)
Федора– Ох, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Куда же вы сгинули?
На кого вы меня, бедную, покинули?
(Летит комарик)
Комарик– Я посуду всю найду
И к вам, сеньора, приведу
А потом душа-девица
Я на Вас хочу жениться.
Федора– Что такое? Почему?
За Комара я не пойду
( Федор убегает, Комарик делает круг, убегает)
Курица– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
(Появляются звери из «Путаницы»)
(Появляются котята):
Айболит– Слушайте, это какая-то беда.
Я не должен был попасть сюда
Но, а эти бедные крошки.
Заболели, наверное, немножко.
Придется поставить им градусники.
(Выскакивает курица).
Курица– Куд-куда, куд-куда Что такое? Вот беда!
Таня– Что за путаница? Все запуталось.
(На сцене появляется Бармалей).
Бармалей Я тут быстро все улажу
И не дам вам пикнуть даже
Будутвсе мне тут служить,
Веселить меня, смешить.
(Выскакивает курица).
Курица– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Книга– Дорогие дети, помогите!
Бармалея злого победите!
Не покиньте нас.
В столь печальный час.
Таня– Ваня, надо помочь
Ваня– Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно.
Таня– Ваня, надо помочь.
Ваня– Эх, Бармалей, Бармалей,
Не знаешь ты современных детей.
Таня— Они много читают
И много знают!
Ведущий— Чтобы наших героев спасти и помочь Книге, придется путаницу распутать.
Ребята! Готовы помочь?
Ведущий— Наши герои тоже будут помогать распутывать путаницу.
(Все дети разделены на 3 команды)
Ведущий— Устроим соревнования на лучшее знание произведений К. И.Чуковского. Этим мы поможем распутать путаницу и увидим, кто лучше всех знает произведения Корнея Чуковского.
Ведущий— У нас на доске тоже Чудо-дерево, а на нем чулочки, сапожки, туфельки и башмачки. За каждый правильный ответ вы будите срывать эти предметы с дерева. У какой команды их окажется больше, та и выиграла.
Правильный ответ 1предмет – 1 балл. Если команда не дает правильного ответа, их балл может заработать команда соперников.
Ведущий— Начинаем литературное соревнование по произведениям Чуковского.
2. Отвечай-ка1. В какой сказке действует больше всего вещей? (Федорино горе).
2. В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище).
3. Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на самолет.)
1. Чем болели страусята в сказке «Айболит»? (И корь, и дифтерит у них,И оспа и бронхит у них,И голова болит у них,И горлышко болит.)
2. Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
3. Кто проглотил мочалку, словно галку? (Крокодил из Мойдодыра)
3. Конкурс «Продолжи строчку»
1. Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит)
2. Вдруг откуда — то летит
Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик)
3. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня)
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало… (глянул заинька в окно, стало заиньке темно)
2. Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!…
(Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!)
3. Чего вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего. А много ли прислать?…. (Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть!)
4. Определи сказку!1. И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются:
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля! (Федорино горе).
2. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (Краденое солнце).
3. «Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!» ( Мойдодыр).
1. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали (Муха -Цокотуха)
2. А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы (Тараканище)
3. Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал (Айболит).
1. И такая дребедень
Целый день (Телефон).
2. Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого комара (Муха – Цокотуха)
3. Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше ворону (Телефон)
— Не только определите сказку, но и доскажите последнее слово.1. И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей»
2. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»
3. Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей) «Тараканище»
5. Исправь ошибки.
1. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке смешно (темно)
2. И гуляем по полям,
По болотам, по лугам.
Долго, долго целовала
И ласкала их она.
Поливала, умывала,
Разбивала их она (полоскала)
3. А потом позвонили цапли:
Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы подушками нынче объелись (лягушками)
И у нас животы разболелись.
1.Но не слушали газели
И по – прежнему глазели (галдели)
2. И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу фунтов пирожного (мороженого)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Слон.
Откуда? От крокодила! (от верблюда)
6. ОбъявленияНам прислали сказочные объявления герои Сказок Чуковского, они не подписались. Угадайте, кому принадлежит каждое объявление.
1.“Именинники и именинницы! Кто желает приобрести самовар к именинам. Спешите к нам! Свадебное агентство… (Муха-Цокотуха)
2. “Открываются ежемесячные курсы “Школа целителей и экстрасенсов”. Научим излечивать: корь, дифтерит, оспу, бронхит, головные боли, ангину… Агентство…(Айболит)
3. “Банно-прачечный комбинат предлагает свои услуги: помывка, причесывание, стрижка, а также стирка и утюжка балья”. Банно-прачечный комбинат…(Мойдодыр)
1. “Наведу порядок в вашей квартире. Выведу пауков и тараканов. Вымету паутину”…(Федора)
2. “Открывается магазин, где вы сможете приобрести своим родным и близким все, что душе угодно: Маше – гамаши. Зинке – ботинки. Маме – сапожки, новые калошки”(Чудо-дерево. Мурочка.).
3. “Туристическое агентство организует путешествия по Африке. Гарантируем вашу безопасность в пути. Тур. Агентство…(Бармалей)
7. Потеряшки.— Вещи потерялись . Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
1. Самовар (Пошла муха на базар и купила самовар)
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
3. Мыло (Вот и мыло подскочило)
1. Блюдце (А за ними блюдца)
2. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
3. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
1. Сито (Скачет сито по полям)
2. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
3. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
10. Аукцион1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
1. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
3. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Ведущий— Молодцы, ребята! Помогли Книге.(Выходит Книга)
Книга— Вы сказки Чуковского любите, знаете.
С удовольствием сказки эти читаете.
Я рада, ребята, очень за вас.
За то, что в гостях побывала у вас.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал сказки эти
Дедушка …
Все: КОРНЕЙ.
(Выходит Бармалей)
Ведущий— Бармалей, что скажешь
Бармалей– Послушайте, я буду, буду добрей,Заведу добрых друзей.
Не губите меня, пощадите меня. О, я буду, я буду добрей.
Ведущий— Давайте, ребята, простим Бармалея.
Ведущий— А сейчас подведём итоги нашего литературного соревнования.
Ведущий— Вот и подошёл к концу наш литературный праздник.
— А закончить его мне хочется стихотворением, которое посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?