Музыкальная презентация «Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек», песня «Волшебный цветок, «В мире много сказок» и другие детские песни для заполнения пауз.
Оборудование: проектор, ПК, экран, цветная бумага (красная), несколько экземпляров книг с произведением «Аленький цветочек» с подготовленными закладками, сундучок с вопросами, 4 стола (1 стол на класс).
Пока дети проходят в зал и рассаживаются, звучит песня «В мире много сказок». На экран проектируется заставка с изображением аленького цветочка.
Ведущая 1:
Дорогие друзья, сегодня мы вас познакомим с одним из замечательных русских писателей – Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Наше село многое с ним связывает. Межпоселенческая детская библиотека носит имя С.Т.Аксакова, одна из улиц села названа его именем, а ещё у нас есть детский сад и называется он …. «Аленький цветочек», потому что есть такая сказка, которую написал С.Т. Аксаков.
Ведущая 2: Итак, начнем.
Во времена давние, в стороне далёкой родился мальчик Серёжа. Папа был у него прокурором, добрейшей души человек. Он очень любил природу, и эта любовь передалась сыну. Охота, рыбалка, общение с природой это всё от отца.
Мама была аристократкой, образованной и умной женщиной. Это она приохотила сына к чтению. А в те времена книг детских не было, но выходил замечательный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда маленький Серёжа черпал знания о явлениях природы.
Свои ранние годы Сергей Тимофеевич провёл в Оренбургской губернии, окончил гимназию, где начал писать стихи, поступил в Казанский университет, где увлёкся театром, обладая даром декламации.
Ведущая 1:
После окончания университета Аксаков работал и жил то в Петербурге, то в Москве, то в оренбургском имении.
Уже в зрелом возрасте, постепенно теряя зрение, Сергей Тимофеевич решил написать семейную хронику, в которой описал то, чем жил–рыбная ловля, охота и общение с природой.
Затем Аксаков написал продолжениеСемейных хроник. Так возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне картин природы. Называется эта книга «Детские годы Багрова-внука».
Ведущая 2:
Любимую многими сказку «Аленький цветочек» читатели увидели в приложении к книге «Детские годы». А рассказала её маленькому ещё Серёже Пелагея, работающая ключницей в семье Аксаковых.
Пелагея была дочерью крепостного крестьянина в Оренбургской губернии. Вместе с отцом её пришлось бежать от жестокого хозяина в Астрахань. Там она прожила 20 лет, служила в купеческих домах, в том числе и у персидских купцов, где слышала восточные сказки, в том числе и «Тысяча и одну ночь».
Ведущая 1:
Узнав, что старый хозяин умер, она вернулась в поместье и стала служить у Аксаковых. Пелагея очень хорошо рассказывала сказки, которые она переделывала на свой лад, объединяя русские народные с восточными сказками. Так появился и «Аленький цветочек». Маленький Серёжа Аксаков несколько лет постоянно слушал эту сказку. Став взрослым, переложил устную речь в повесть. Сохранив напевность говора.
Ведущая 2:
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
… Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
Ведущая 1:
Дали отцу наказы дочери.
«… а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого», попросила старшая дочь.
Средняя попросила «привези ты мне тувалетиз хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася». Младшая же сказала «привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
«И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку».
Ведущая 2:
Вот так, разыскивая подарок для младшей дочери, попал купец в лес дремучий, долго плутал, пока на поляну не вышел.
«Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда6тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал».
Ведущая 1:
Сергей Тимофеевич и в этом своём произведение большое внимание уделил описанию природы, описывая сад чудища.
«Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной. Захотелось ему по тем садам прогулятися.
Сходит он по другой лестнице из мрамора зеленого, из малахита медного, с перилами позолоченными, сходит прямо в зелены сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, Махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные: словно по бархату зеленому и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину – голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным».
Ведущая 2:
В этом лесу и встретился купец с чудищем морским, который взамен цветочка аленького попросил купца к нему вернуться или прислать одну из дочерей. «Пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своей волею и хотением; а коли дочери твои не поедут по своей воле и хотению, то сам приезжай, и велю я казнить тебя смертью лютою».И дал ему перстень на палец, с помощью которого можно и домой воротиться и назад вернуться.
Ребята, а вы знаете, кто из дочерей вернулся к чудищу? – Младшая. От большой любви к отцу. Хорошо её жилось в палатах каменных, еда и наряды всегда были приготовлены. А чудище с ней переписывалось волшебным образом. Да только захотелось девушке голос хозяина дворца услышать, убедила она его, что не испугается рыка звериного.
«И услышала она, ровно кто вздохнул за беседкою, и раздался голос страшный, дикий и зычный, хриплый и сиплый, да и то говорил он еще вполголоса. Вздрогнула сначала молодая дочь купецкая, красавица писаная, услыхав голос зверя лесного, чуда морского, только со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно».
Ведущая 1:
Время идёт. Захотелось девушке чудище увидеть. Уговорила она его показаться. Хоть издали. Показалось чудище, да только охватил девушку такой страх от увиденного, что в обморок упала. Пролежала какое то время, очнулась, собралась волею своей и опять попросила чудище ей показаться.
«Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своем виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темной и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх ее совсем прошел. Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждалися, гуляли по зеленым садам, без коней каталисяпо темным лесам».
Ведущая 1:
Само название сказки – «Аленький цветочек» настраивает на самое счастливое окончание. А самое главное в сказке-обратить внимание на то, что красота души бывает прикрыта неказистостью и некрасивостью. Чудище на самом деле доброе, ласковое и щедрое существо. Оно по-настоящему полюбило младшую дочь купца. Когда она это поняла,то ответила любовью на любовь, которая воскрешает даже мёртвых
«…и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. И показалось ей, что заснул он, ее дожидаючись, и спит теперь крепким сном. Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная, – он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую – и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв лежит…
Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:
«Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю тебя, как жениха желанного!..»Только слова она эти вымолвила. Как гром загремел и упала девушка без памяти, а очнувшись увидела, что сидит за столом в палатах царских «…и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой; перед ним стоит отец с сестрами, а кругом на коленях стоит свита великая, все одеты в парчах золотых, серебряных. И возговорит к ней молодой принц, красавец писаный, на голове со короною царскою:
Ведущая 2:
«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, …и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, – и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая. Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем».
Ведущая 1:
Люди во все времена тянутся к сказке, к торжеству добра. «Аленький цветочек» – пример торжества света над тьмой, добра над злом, любви над ненавистью. Сказка учит тому, что цели необходимо добиваться добротой и человечностью. Только они должны быть вознаграждены. А подлость и зависть не могут воздаться счастьем и удачей.
Музыкальная презентация«Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек»
Ведущая 1:
Вспомнили мы с вами сегодня сказку «Аленький цветочек», которой в этом году исполнилось 155 лет. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она. Но если вы, ребята, заметили, то в сказке много непонятных слов встречается. И поэтому поиграем мы с вами в «сундучок» старинных слов. (Приложение 1).
Приглашаются от каждой команды (класса) по ученику.
Возьмите из сундучка закладку со старинным словом, прочитайте его, объясните, что оно означает.
Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова с закладкой того же цвета.
Дети выполняют задания. Выходит новая четверка учеников, и так до тех пор, пока не окончатся слова в сундучке. По 5 слов на команду (класс).
Ведущая 2:
А сейчас вы все будете собирать аленький цветочек. Каждому классу я раздам заготовки. У каждого цветочек получится свой. И пока вы создаете свой шедевр, звучит музыка.
Песня «Волшебный цветок» и другие детские песни.
Дети создали свои цветки и забирают с собой в класс на память.
Ведущая 1:
Вот и подходит к концу наша встреча. Да что – то жаль нам с вами расставаться. Давайте напоследок проведём конкурс знатоков сказки «Аленький цветочек». Я зачитываю вопрос, а вы даёте правильный ответ. Если вопрос вызовет у вас затруднения, могу предложить несколько вариантов ответа, из которых вы выбирете правильный.
- Что заказала себе в подарок старшая дочь?
- Венец
- Брошь с бриллиантами
- Платок, вышитый золотыми нитями
- Набор для рукоделия
- Что пожелала получить в подарок средняя дочь?
- Набор для рисования
- Тувалет – зеркало
- Восточные сладости
- Гребень
- Кем по роду занятий был отец девушек?
- Фермер
- Купец, торговый человек
- Капитан дальнего плавания
- Путешественник
- Какими положительными качествами обладало чудище?
- Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые
- Терпеливое отношение к гостям
- Освобождал свой дворец для гостей, а сам уходил в лес
- Какую подлость совершили старшие сёстры, что бы младшая не вернулась во время во дворец?
- Подсыпали в угощение снотворное, что бы крепче спала
- Заперли её в погреб
- Перевели часы во всём доме на час назад
- Где нашла младшая дочь друга милого?
- Во дворце
- На крыльце
- На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек
- Кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское?
- Старцем
- Юной девушкой
- Молодым принцем
- Иваном-дураком
Вот и закончился наш сказочный урок. Вы, ребята, поняли, что красота человека не во внешности, а в его душе. Будьте внимательны друг к другу и никогда не делайте преждевременных выводов, не узнав человека.
Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.
ФОТООТЧЁТ проведенного мероприятия.
Приложение1.
«Сундучок старинных слов»
- Внекиим – в некотором. В сказке много старинных слов; она написана так, как ее рассказывала ключница Пелагея.
- Казна – деньги.
- Парча – шелковая материя, затканная золотыми или серебряными нитями.
- Жемчуг бурмицкий – жемчуг особенно крупный и круглый.
- Тувалет – туалет, зеркало.
- Инда – даже.
- Кармазинное – ярко-красное.
- Яства – еда, кушанья.
- Без сумления – без сомнения, без опасения.
- Хранить паче зеницы ока – беречь, хранить что-либо больше, чем глаза.
- Запись заручная – расписка.
- Ширинка – здесь: широкое полотенце.
- Почали – начали.
- Попытали – здесь: посмотрели, примерили.
- Скатерть браная – скатерть, вытканная узорами.
- Прыскучий – стремительный, быстрый.
- Камка – шелковая цветная ткань с узорами.
- Муравчатый – здесь: поросший травой (муравой).
- Девушка сенная – служанка.
- Венути – повеять, подуть.
- Середович – человек средних лет.
- Глас послушания – ответный голос.
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:
- овладение речью как средством общения.
- обогащение активного словаря.
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- развитие речевого творчества.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развивающие:
- развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.
- развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
- развивать словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Словарная работа:
— продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);
Мотивы деятельности для детей:
Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».
Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки аАленького цветочка, разрезное слоговое лото.
Индивидуальная работа:
Максим М., Арсений Л., Мила С. — закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок), коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке.
Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика), следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок),
План
I. Вводная часть:
1.Организационный.
2.Сюрпризный момент.
3.Постановка цели занятия.
II. Основная часть:
1. Поиск плана-карты, ребус.
2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)
3. Загадки по 3 каждой команде.
4. Физминутка.
5. Чтение сказки.
6. Игра «Отвечай-ка»
III. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия
Длительность занятия
Ход
занятия
I. Вводная часть
Организационный момент.
Звучит музыка появляется сказочница. Дети стоят полукругом.
Сказочница: Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: А что случилось?
Сказочница: Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.
Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Сказочница: Вам нужно вспомнить волшебные слова
Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.
Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».
II. Основная часть.
Воспитатель.
1. Поиск плана-карты, ребус.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.
Задание №1
2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)
Сказочница: 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.
Сказочница: Что у вас получилось?
Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».
Сказочница: Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов: это и розы и ромашки и т.д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.
Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…
Задание №2 Загадки.
3. ЗАГАДКИ:
1 команда 2 команда
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке,
Как дозреет солнышко
Будет горстка зернышек (подсолнух)
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок…
(одуванчик)
Длинный тонкий стебелек
Сверху-алый огонек,
Не растенье, а маяк-
Этот ярко-красный…(мак)
Желтые, пушистые
Шарики душистые
Их укроет от мороза
В своих веточках… (мимоза)
Белая корзинка-
Золотое донце
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (ромашка)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
— Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.
4. Физминутка.
«Выращиваем волшебные цветы»
Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.
Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.
Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» — Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.
Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!
Дети наклоняются вперед и делают вдох — Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!
Воспитатель: Молодцы! Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…
Воспитатель: Правильно – это книга. Как узнать, о чем эта книга?
Команды: прочитаем ее.
Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.
5. Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».
Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.
Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.
Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?
Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал, не все внимательно слушали.
Воспитатель: Вот и проверим.
ЗАДАНИЕ № 3
Игра «Отвечай-ка»
Дети садятся полукругом на стульчики.
Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).
- Кто главные герои сказки?
- Какой был купец?
- Что заказала старшая дочь?
- А что средняя?
- Что попросила у отца младшая?
- Какая она была?
- А каким было чудовище?
- Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?
- Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?
- Она жалела чудовище?
- Зачем она вернулась домой?
- О чем просило ее чудовище?
- Что сделали сестры?
- Какие они были?
- Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?
- А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?
- Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?
- Жалко вам чудовище?
- Что произошло потом?
- Это волшебная сказка? Почему?
- Как заканчиваются все волшебные сказки?
III. Заключительная часть.
Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы. В награду оставлю вам волшебную шкатулку.
Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы-медальки. Вручение.
Воспитатель:
- Ребята Вам понравилось наше путешествие?
- Что было сложно выполнять?
- Что было самым интересным?
- Еще будем с вами читать волшебные сказки?
Воспитатель и дети. Спасибо.
Просмотр содержимого документа
«Конспект игры – путешествия по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» в подготовительной группе.»
Волшебный мир аленького цветочка
игра-путешествие
225 лет со дня рождения, русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова
Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ребята, наша сегодняшняя с вами встреча посвящена русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову и одной из незабываемых его сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом, которая до сих пор пользуется большой популярностью у детей и взрослых.
Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в родовитой, но обедневшей дворянской семье в городе Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым.
Мать не покорялась злой воле природы. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза своей мамы. Мама выходила Серёжу, после болезни и уже с детства он понимал, что всё живое в нём даровано и сохранено материнской самоотверженностью.
Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы послали посмотреть, кто это плачет. Дворовая девушка вернулась, неся в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. В мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка. Сурку Сергей учил, кормил, оберегал.
Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края. Из Уфы они часто семьёй ездили в имение деда. Всё его детство пронизано дорогой: поездками в дальние сёла к родным. Переправами через реки Белую и Волгу. Через болота и лес. Сергей был обезумлен природой. Он наблюдал за птицами, слышал их пение.
Зимой в Уфе к Серёже Аксакову стал ходить Матвей Васильевич, преподаватель народного училища, и учить его чистописанию. Чтобы Серёже было не так скучно, ему подыскали товарища, мальчика Андрюшу из соседской бедной семьи. И вот Серёжа заметил, что, даже если бы они с Андрюшей писали одинаково неудачно, отметки ставились разные: ему – «не худо», а Андрюше – «посредственно». И так повторялось всякий раз.
Однажды Матвей Васильевич повёл Серёжу в народное училище. Тут учитель, прежде казавшийся добряком, странно изменился. – Не знаешь? На колени! – крикнул он, когда Серёжа, вызванный к доске, не смог ответить урока.
По окончанию занятий трое сторожей, вооружённых пучками прутьев, принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях за доской. «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души», — писал впоследствии Аксаков.
Серёжа увидел, что люди вокруг делятся на свободных и крепостных. У мальчика рано проснулся светлый и печальный интерес к народной жизни. Он понял, что нельзя закрывать глаза на неправду и жить нужно по совести.
В жизнь Сергея Аксакова рано входят книги. Он жадно читает всё, что попадётся. Чтение пробудило тягу к сочинительству. О том, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, мальчик рассказывал сестрёнке.
Он сочинял и рассказывал сестре, что в саду дедушкиного дома – пещера, там обитает Змей Горыныч о семи головах; но он отрубит у змея все головы. Сестричка пугалась: худо спала, плакала. Он жалел её, но втайне гордился тем, что выдуманные им истории так волнуют сестру. Сергей Аксаков начинал предчувствовать «силу слов» — своих, рождённых собственным жизненным опытом, собственным воображением. Уже всё главное для писателя поселилось в его душе.
Долгие годы Сергей Тимофеевич Аксаков был известен как хлебосольный московский барин, радостно встречающий гостей; страстный театрал; охотник, исходивший подмосковные леса и болота; неутомимый рыболов. Он был отзывчивым человеком, заботливым мужем и отцом.
Но однажды, когда Сергею Аксакову было пятьдесят лет, произошла встреча с русским писателем Николаем Гоголем. Сергей Тимофеевич перечитал многие произведения Гоголя. Он был потрясён его произведениями, обезумлен Гоголем. Строки Гоголя были как капли дождя; влага поднялась испарениями со всей земли и грозой провалилась на страну. Сочинения Николая Гоголя многое пробудили в Аксакове. После пятидесяти лет у Сергея Тимофеевича наступает пора свершений.
В пятьдесят четыре года Сергей Тимофеевич Аксаков начинает писать. Седая борода обрамляет осунувшееся лицо, левый глаз почти ослеп, да и правый видит так плохо, что Сергей Аксаков не может сам писать – приходится диктовать. Вышли книги Аксакова «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», очерк «Собирание бабочек». Одно за другим появляются самые главные произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», где он пишет о своём детстве и его знаменитая сказка «Аленький цветочек», которую ему рассказала ключница Пелагея.
Сегодня мы с вами будем говорить о сказке «Аленький цветочек».
Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями, как положительными, так и отрицательными, попробуем «сорвать заветный аленький цветочек», приносящий счастье.
Итак, викторина – презентация «Волшебный мир аленького цветочка».
( презентация)
В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она.
В этом году мы отмечаем 225-летний юбилей писателя С.Т.Аксакова.
Ребята, вы наверное обратили внимание на то, что в сказке много непонятных слов для вас встречается.
Сейчас я предлагаю вам игру. На разноцветных листиках-закладках написаны старинные слова из сказки «Аленький цветочек». Вам нужно будет взять цветной листик-закладку со старинным словом, прочитать его и объяснить, что обозначает это слово.
Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» с закладкой того же цвета и прочитайте вслух, что обозначает это слово.
( По 5 слов на команду.)
Вот и закончилась наша игра-путешествие. Главное в сказке «Аленький цветочек» – доброта и любовь. Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг нас сделать лучше, чище, красивее.
Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.
Тема: «День рождения сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»».
Цель: Активировать читательскую деятельность младших школьников
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей написания сказки.
2. Развивать речь.
3.Формировать первичные читательские умения (рассматривание иллюстраций, определение типа книги).
Оборудование:
выставка рисунков детей;
мультфильм «Аленький цветочек»;
зеркальце;
цветок в горшочке;
венец;
план;
иллюстрации к сказке;
презентация к сказке;
мультфильм по сказке;
воздушные шарики;
чай;
сладкое угощение.
1. Организация и начало мероприятия.
Дорогие девочки и мальчики, я очень рада видеть вас сегодня на дне рождении сказки. Кто мне скажет, какой?
Да, ребята, в этом году исполняется 160 лет со дня написания С.Т. Аксаковым сказки «Аленький цветочек».
Я вам хочу рассказать немного о самом авторе и его семье.
Сергей Тимофеевич Аксаков, писатель, родился 20 сентября 1791 в старинной дворянской семье. Детство провёл в родовом имении Оренбургской губернии.
В детстве Серёжа сильно болел, после болезни страдал бессонницей, по совету своей тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать…
Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В неким царстве, в неким государстве…»
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом для того, чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал ее в течение нескольких лет ни один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи.
Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии.
Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.
В последние годы жизни, работая над книгой, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. (Во время рассказа об авторе идёт презентация по сказке).
2. Просмотр подарков и книг, которые принесли дети.
Я вижу, что сегодня вы все пришли с подарками, а также принесли с собой свои книжки со сказкой. Посмотрите, как много разных книг с этой сказкой.
Все они оформлены по-разному. У кого-то иллюстрации цветные, у кого-то черно-белые.
Кто-то принёс сборник со сказками, кто-то одну сказку.
Давайте все вместе посмотрим наши подарки!
Может кто-нибудь расскажет нам, почему он сделал или нарисовал именно это?
Давайте все вместе свои рисунки повесим на стену, поставим на полки книжки, пусть погостят у нас в кабинете на выставке. По хлопаем сами себе, какие мы молодцы!
3. Какой же день рождения без развлечений!
А) «Было или не было»
(зачитываются отрывки из сказок, дети должны узнать, относится ли это к сказке «Аленький цветочек»).
— И отправился купец за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридевятое государство…
— И днём и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом…
— Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
— И покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса…
— Красоты невиданной и не слыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
— Тук-тук кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт…
— А мне привези в подарочек «Тувалет» хрустальный…
— Поворотился он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти, сунулся вперёд дорога торная…
— Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба…
— Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. Ему очень захотелось, есть, видит, стоит изба на опушке…
— Наступил день свадьбы. Крот пришёл за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его тёмную нору, жить там глубоко-глубоко под землёй и никогда не выходить на солнце- крот ведь терпеть его не мог…
— И я там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…
Б) «Пазлы»
(детям раздаются разрезанные иллюстрации к сказке, необходимо их собрать).
В) «Расскажи сказку».
(иллюстрации к сказке показаны в презентации).
Г) «Нарисуй картину красками».
(после просмотра фрагмента из мультфильма, спросить, какие ощущения и эмоции, возникают у детей, какие цвета они бы использовали для картины?).
Д) «Нарисуй с закрытыми глазами «Аленький цветочек»».
(Дети с завязанными глазами рисуют на доске).
4. Сейчас, ребята, мы вместе со сказкой приглашаем вас за праздничный стол, попить чай с угощеньем.
Благодарю всех присутствующих здесь! До скорого свидания!
Предеина Наталья Валерьевна,
педагог-библиотекарь,
МАОУ СОШ № 59,
г. Екатеринбург
Презентация мероприятия
PPT / 837 Кб
Квест по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
«Волшебный мир аленького цветочка».
игра-путешествие (Можно использовать для проведения в лагере)
Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2. Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3. Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы вспоминаем сказку «Аленький цветочек». Перед вами текст сказки, поэтому, если вы не помните содержание, можете воспользоваться текстом и отвечать на поставленные вопросы.
Итак, вопрос:
Вспомните, какие лепестки девочка Женя отрывала и что просила у Цветика- семицветика.
Подсказка:
- Желтый- чтобы вернуться домой.
- Красный- чтобы восстановить разбитую вазу.
- Синий- чтобы отправиться на Северный полюс.
- Зеленый- чтобы снова вернуться с Северного полюса во двор.
- Оранжевый- чтобы получить все игрушки.
- Фиолетовый- чтобы отправить игрушки обратно в магазины.
- Голубой- чтобы исцелить мальчика.
Ребята! Сегодня у нас очень интересное мероприятие. Мы пойдём вместе с Женей по сказке, будем брать (можно искать спрятанные в определённых местах) лепестки и выполнять задания, записанные на них.
- Первый лепесток- жёлтый. Станция: пантомима.
На лепестке задание: изобразить без слов, с помощью жестов, твои интересы. Чем ты интересуешься? Чем любишь заниматься?
- Второй лепесток- красный. Станция сказочная.
Ответить на предлагаемые вопросы:
— Как звали героя сказки, который был выпечкой? (Колобок)
— Самое хитрое животное в сказках. (Лиса)
— Как зовут девочку, у которой имя совпадает с названием головного убора? (Красная шапочка)
— Кто посадил денежки, чтобы выросло денежное дерево? (Буратино)
-Самая драгоценная рыбка в сказке А.С. Пушкина. (Золотая рыбка).
-Назовите имя сказочной женщины- летчицы. (Баба Яга)
— Кто любил обувь и это отразилось в названии сказки? (Кот в сапогах)
ЗАДАНИЕ: нарисовать одну из отгадок. Затем- выставка рисунков.
- Третий лепесток- синий. Станция: игровая комната.
Игры:
- Подвижная игра «ПЕРЕПРАВА»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Материалы необходимые для игры: скейтборды, длинные веревки, мел для обозначения линии старта и финиша.
Все участники игры делятся на 2 команды. По два участника каждой команды растягивают веревки от старта до финиша и держат их в течение всей игры. Остальные игроки должны переправиться от линии старта до линии финиша, стоя или сидя на скейтбордах, перебирая руками и подтягиваясь по веревке. Выигрывает та команда, которая первой пройдёт дистанцию. Проигравшая команда получает «выкуп», т.е. специальные задания от выигравшей команды. Выполнив задания можно повторить игру сначала.
- Игра в кругу «Буги-вуги»
- Игра «Лавата»
- Игра «Жмурки в кругу»
- Четвёртый зелёный лепесток. Станция физкультурная.
Дети выполняют в кругу музыкальные физкультминутки.
- Пятый оранжевый лепесток. Станция игрушкино- загадкино.
— Его держу за поводок Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел за облака (воздушный шар) |
Хоть на ножке он одной Крутится, как заводной, Лишь устанет- на бочок Яркий, озорной…(волчок) |
Эта мягкая игрушка Длинноухая зверюшка Ей морковку в лапки дай-ка Ведь игрушка эта….(зайка) |
Вверх и вниз, вверх и вниз. Качаться хочешь- На них садись (качели) |
Кирпичи возьмём цветные, Сложим домики любые. Даже цирк для публики, Ведь у нас есть… (кубики) |
Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. (Барабан) |
Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным. Скачет, прыгает, летает И усталости не знает. (мяч) |
Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и, если надо, Бант красивый завяжу. С чем же так играю я? Подскажите-ка, друзья! (кукла) |
Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы,, есть и уши. Мёду зверю дай немного И устрой ему берлогу! (мишка) |
Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки, И зовут её…(матрёшка) |
- Шестой фиолетовый лепесток. Станция «Эстафетыс мячом»
Эстафета «Пингвины»
По сигналу направляющие начинают продвигаться вперёд, зажав между ногами выше коленей теннисный мяч и, достигнув противоположной линии старта возвращаются бегом, держа мяч в руках. Если мяч упал, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжать эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
Эстафета «Передай мяч»
Игроки каждой команды стоят один за другим в колонну. Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передает мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встает первым и передает мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернется на свое место. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.
Эстафета «Не урони»
Игрок должен пробежать дистанцию, держа в руках ракетку с одним мячом (теннисным) не уронив его, оббежать стойку и передать эстафету следующему участнику.
Эстафета «Передал — садись!»
Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Круговая эстафета с мячом
Команды образуют круги. Под музыку участники передают мяч по кругу. Игрок, отдавший мяч, рядом стоящему участнику, делает хлопок перед собой. По окончании музыки выбывает тот игрок, у которого остался в руках мяч. Игра продолжается до одного оставшегося участника из команды. Затем игроки соревнуются между собой до победителя.
Эстафета «Соревнования мячей»
Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
Эстафета «Меткие стрелки»
На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.
Эстафета «Ручеёк с мячом»
Дети выстраиваются колонной и передают один мяч по верху, вытянутыми руками. Последний переходит вперёд. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало
Эстафета «Дуга»
Подбрасывая мяч вверх, добежать до дуги, проползти в нее, затем вернуться в свою команду бегом.
Эстафета «Гонка мячей низ»
Дети встают строго в колонну по одному за капитаном. Мяч прокатывается между широко расставленных ног детей, последний с мячом становится вперед. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан не вернется на свое место.
- Седьмой голубой лепесток.
-Ребята, а почему Женя говорит, что первые шесть желаний были бессмысленные, бесполезные?
Ответы детей
— Ребята, когда у Жени остался последнее желание, на что она его потратила?
Ответы детей
—Какие качества проявилось в Жене, когда она загадывала последнее желание?
Дети: (Доброта, милосердие, жалость).
—Как вы думаете, последнее желание девочки тоже было бесполезным?
Ответы детей
—Правильно, только последний лепесток был потрачен на доброе дело.
— Ребята, скажите, а какое желание могли бы вы загадать не для себя, а для другого человека. Подумайте все. По одному подходим к цветочку, берёмся за него и произносим желание.
Игра «Загадай желание для друга»
В конце занятия-
Разучивание песни «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью писателя-земляка С.Т. Аксакова;
- раскрыть понятие истоки сказки;
- формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки,
опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, восточных и
французских мотивах в сказках, и их взаимодействии; - научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и
художественному мастерству писателя; - развивать монологическую речь, мышление, память;
- воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым
читателем; - прививать интерес к предмету.
Оборудование:
- индивидуальные тексты сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова в любом
издании; - учебная электронная презентация из 9 слайдов;
- 4 комплекта динамических схем (по числу рабочих групп);
- зеркальце с ручкой, детская корона-венец, любой яркий комнатный цветок в
горшочке.
Оформление доски — см. приложение 1
Ход урока
1. Организация начала урока.
Я знаю, что вы очень любите загадки, потешки, шутки. А сказки любите?
За что вы любите сказки?
Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.
Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над
злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.
Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь
на уроке. (Доска закрыта).
2. Подготовка к восприятию.
Угадайте, в содержание какой сказки мы будем «погружаться»?
Кому могли бы принадлежать эти предметы? (Демонстрирую зеркальце с ручкой,
детскую корону-венец и яркий комнатный цветок в горшочке).
Учащиеся легко и свободно называют сестер из сказки «Аленький цветочек»
С.Т. Аксакова.
Сопровождаю ответы учащихся слайдом №1
(приложение 2), содержащим
сканированную обложку книги, и слайдом №2, содержащим
репродукцию портрета С.Т. Аксакова, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и
помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.
3. Постановка учебной задачи.
Заглянем в творческую лабораторию писателя С.Т. Аксакова, исследуем
содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.
(Открываю доску)
Учащиеся принимают установку учителя.
4. Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова.
Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять
личность писателя и знать условия, в которых жил автор, и истоки создания
произведения.
Выступают заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о родовом
имении Аксаковых в Майнском районе Ульяновской области, о матери Марии
Николаевне Аксаковой, об отце Тимофее Степановиче Аксакове и ключнице Пелагее.
Выступления учащихся сопровождаю сладами №3, 4, 5, 6, 7, 8,
которые содержат фотографии родных мест, репродукции портретов родителей автора.
Показываю пустой прямоугольник, прошу объяснить, почему прямоугольник пустой.
В сентябре 1988 года в селе Аксакове, что находится в Майнском районе
Ульяновской области, состоялся первый праздник, посвященный памяти Сергея
Тимофеевича Аксакова. Вскоре село Аксаково было объявлено памятником культуры. К
последующим праздникам в селе были заасфальтированы дороги, отремонтирована
церковь, а в усадьбе – оборудован дом под музей. Теперь Аксаковские праздники
стали традицией. Но, к сожалению, нет ни красивого дома, где жили Аксаковы, ни
речки Майны, да и ключ давно высох. Зато есть уникальная экологическая тропа.
Кого-то тропа через древний лес встретит мертвой тишиной, но человек
впечатлительный сразу вспомнит аксаковский «Аленький цветочек» и младшенькую
дочь купеческую, оказавшуюся в обители чудища. [3], [4], [5].
Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и
приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то
время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»,
откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния,
дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок
«Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в
нем собственные фантазии. [1]
Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был
неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он
развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. [1]
Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в
доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для
того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая
мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он
слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень
ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи. [2]
Учащиеся объясняют, что пустой прямоугольник символизирует портрет ключницы
Пелагеи и низкое происхождение, дают ее словесный портрет.
Подведем итог нашему разговору. Как детство отразилось на его последующей
взрослой жизни?
Организую творческую работу в 4 группах. Учащиеся составляют логические
цепочки, в которых показывают роль близких людей, окружающей действительности на
становление С.Т. Аксакова как личности, а в будущем как писателя.
У учащихся должны получиться такие цепочки:
- мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
- папа – любовь к природе (писал много о природе);
- ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький
цветочек»); - поместье – любовь к родному краю.
По ходу ответов учащихся демонстрирую слайд №9,
который содержит обобщающую схему, позволяет полнее представить влияние близких
на будущую творческую деятельность С.Т. Аксакова.
5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.
Понравилась ли сказка?
Какие эпизоды особенно запомнились? Зачитайте их и покажите рисунки к этим
эпизодам.
Учащиеся свободно высказываются, зачитывают понравившиеся отрывки из сказки к
подготовленным заранее рисункам.
В каких фрагментах сказки проявилась любовь Аксакова к природе?
Учащиеся отмечают описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды,
птицы; зачитывают строки.
Если бы на обложке не было указания на сказку, как бы вы догадались, что это
произведение относится к жанру сказки?
Учащиеся называют приметы сказок: наличие волшебных предметов, сказочных
превращений, сюжет, троекратный повтор, победа любви над колдовством
О чем же эта сказка?
Учащиеся формулируют тему сказки, говорят:
— о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели
чары злой волшебницы;
— о доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом.
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.
6. Исследовательская деятельность учащихся.
Кто же автор этой сказки? Кто ее придумал? Какую роль сыграла ключница
Пелагея в создании сказки? (Обращаю внимание на нижнюю часть обложки). Это очень
трудный и очень интересный вопрос. Попробуем в нем разобраться.
- Обратимся к началу сказки:
- Чем был богат купец?
- Каковы заказы дочерей? Учащиеся читают по ролям разговор купца с
дочерями. - На что обратили внимание?
Учащиеся замечают, что семья купца богата и может себе позволить дорогие
восточные украшения и безделушки, а также описание разбойников, убранство
дворца, королевич называет себя рабом, очень похоже на восточную сказку.
Можно ли считать, что это чисто русская народная сказка?
Что в ней от русской народной сказки?
Учащиеся отмечают:
- характерные выражения: жил-был, за тридевять земель, в тридевятое
царство, в тридесятое государство, честной купец, благослови меня, не погуби
ты души моей христианской,… - повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному,
непроходному,… - бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый купец,
именитый человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по
своим торговым делам,… - обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери, … а меньшая
лучше всех.
Вот и С.Т. Аксаков подметил, что, слушая сказку Пелагеи, он увидел в ней
странное сочетание русской народной сказки – ее приемов и выражений – и
восточных сказочных мотивов.
Он задумался, как это могло произойти. А спустя несколько лет он поразился
еще больше, когда прочитал сказку французской писательницы госпожи Бомон
«Красавица и зверь» на такой же сюжет. А спустя еще некоторое время в Кавказском
театре он увидел оперу французского композитора Гретри «Земфира и Азор», сюжет
ее был такой же, как в «Аленьком цветочке». Но это еще не все. В 18 веке
читателям была известна сказка французской писательницы Жанлис «Красавица и
чудовище»…[6]
Как же так, не могла же Пелагея этим французам рассказать свою сказку? Как вы
думаете, ребята, в чем секрет?
Учащиеся высказывают свои версии.
Оказывается, все наоборот. Все сказки на этот сюжет были написаны
французскими писателями и вышли не из русского, а из французского фольклора.
Как же простая русская крестьянка, не умеющая ни читать, ни писать, узнала об
этих сказках?
Учащиеся предполагают: вероятно, Пелагее кто-то рассказал эту сказку или
прочитал.
А как же Пелагея могла узнать восточную сказку, чтобы потом некоторые моменты
из нее перенести в свою сказку об аленьком цветочке? (Этот вопрос может вызвать
затруднение у учащихся) А просто надо знать историю жизни Пелагеи.
Заранее подготовленный ученик рассказывает историю жизни Пелагеи.
Пелагея жила в детстве с отцом под Оренбургом, где было поместье Аксаковых,
только у другого хозяина, который был очень злым и жестоким. Поэтому отец вместе
с дочерью убежал от него в Астрахань. Там Пелагея прожила 20 лет, вышла замуж,
овдовела, служила в купеческих домах, в том числе и у купцов-персов. А потом,
узнав, что старый хозяин умер и теперь новые хозяева – Аксаковы, вернулась в
поместье. Вот в Астрахани от персидских купцов она, скорее всего, и услышала
восточные сказки, в том числе и сказку «Тысяча и одна ночь», тем более, что
французские и восточные сказки были очень популярны в то время. Знала она,
конечно, и русские сказки. У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, а еще
она любила сочинять свои сказки на основе других сказок. [6]
Как же теперь вы ответите на вопрос, как получилась такая сказка у Пелагеи?
Учащиеся на основе услышанного рассказа о Пелагее пытаются ответить на
поставленный вопрос: взяла сюжет из французской сказки, добавила в него
восточные мотивы, и, конечно, не смогла обойтись без особенностей русской
народной сказки.
Верно, так и вышла у нее сказка «Аленький цветочек», которую она рассказала
Сереже Аксакову в детстве.
С.Т. Аксаков – творческий и талантливый человек. Мог ли он просто пересказать
сказку?
Учащиеся свободно высказываются, предполагают, что, вероятно, он что-то
все-таки добавил.
Организую игру: даю подсказки, а учащиеся должны догадаться, что автор
добавил в сказку от себя.
— Начало19 века. Детская литература только зарождается. Есть ли
нравоучительность в сказке? Вспомните, при каком условии отец обещал привезти
подарки дочерям?
Только, если они будут хорошо себя вести.
Это первое доказательство того, что Аксаков не просто пересказал сказку
Пелагеи.
— Во времена, когда жил Аксаков, все договоры скреплялись подписями и
печатями. Есть ли такой момент в сказке?
Да, есть. Чудище записи заручной (расписки) не взял.
Примета деловых отношений 19 века.
— Что сделал Аксаков с языком Пелагеи?
Сохранил его.
В тексте сказки много слов с неправильным употреблением окончаний: в неким
царстве, подивилася, голоса послушати, ихние,…
Много устаревших слов: ширинка (широкое полотенце, платок), запись заручная
(расписка), почали (начали), камка (шелковая ткань с узорами),…
Учащиеся находят слова в тексте и зачитывают их.
Так чья же эта сказка?
Учащиеся систематизируют полученную информацию и формулируют вывод:
Пелагея сотворила сказку из восточной, французской и русской сказок,
рассказала ее Аксакову, а он дополнил ее приметами своего времени, сохранив
стиль языка Пелагеи.
Значит, эта сказка С.Т. Аксакова, рассказанная ему ключницей Пелагеей.
Вот что бывает, когда трудится столько мастеров, да еще из разных стран.
7. Подведение итогов.
Давайте вспомним еще раз персонажей сказки.
Кто больше всего вам понравился? Почему?
Учащиеся обязательно назовут младшую сестру и чудище.
Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…
Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,…
Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища?
Она поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую любовь.
Почему сказка так названа? Какие суффиксы несут в себе любовь и доброту?
Учащиеся называют уменьшительно — ласкательные суффиксы:- ЕНЬК-, -ОНЬК-,
-ЕК-, -ИК-. Цветочек (суффикс- ЕК-) аленький (суффикс – ЕНЬК-).
Итак, что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям? Какова идея
сказки?
Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться
своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только
добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда
счастья не найдут…Обращают внимание на эпиграф к сказке – о любви громко не
говорят.
Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим
другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в
заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и
задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым.
8. Инструктаж домашнего задания.
Как видим, сказка «Аленький цветочек» — результат творческого союза
С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам внести свой вклад — придумайте
начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась
на отца королевича. Напишите минисочинение на тему: «Почему появилось на свет
чудище?»
Литература:
- Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. //
Аксаковы. М.: Олма. Пресс. — 2004. — С. 304 – 310. - Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до
классики. 19 век. // О С.Т. Аксакове. М.: Аванта+.- 2005. — С. 19, 367, 396. - Л.Маврина. Сказочной тропой. // Симбик. Детский познавательный журнал.-
2001. — №5.- С. 2-3. - М. Матлин. Слово о С.Т.Аксакове. // Мономах. — 2006. — №4. — С. 28-29.
- М. Тагильцева. Тропой «Аленького цветочка». // Века над Венцом.
Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества
охраны памятников истории и культуры. – 1998. — №41 (5-6). — С. 138-140. - Филологическое краеведение в школе. Ульяновск. – 2001. — С. 55-62.
А теперь давайте докажем, что мы читали сказку. Обратимся к тексту и поработаем
над языком сказки. Каждая группа должна найти в тексте выражения, которые
подтверждают, что это сказка.
1 группа: сказочные выражения, которые указывают на длительность пути и
длительность времени
За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство
Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед –
дорога торная
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Долго ли, мало ли времени
жил—был, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей христианской,…
2 группа: сказочные выражения, которые описывают сказочные образы:
Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать
: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…
3 группа: Яркие образные эпитеты
Руки белые Красавица писаная Сады диковинные Палаты белокаменные
4 группа: пословицы и поговорки
Богатство—дело наживное Двух смертей не бывать, а одной не миновать
От страха зуб на зуб не попадал
5 группа: бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый
купец, именитый человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по
своим торговым делам,… обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери,
… а меньшая лучше всех. Героиня: младшая дочь, сирота;
Что в этом произведении от русской народной сказки? Ответы
Учащиеся отмечают:
1. характерные выражения: жил—был, за тридевять земель, в тридевятое царство, в
тридесятое государство, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей
христианской,…
2. повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…
3.бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый купец, именитый
человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по своим торговым
делам,…
4.обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери, ... а меньшая лучше всех.
Все приметы народной волшебной сказки:
Дети доказывают, что в этой сказке есть
▪ Героиня: младшая дочь, сирота;
▪ Герой должен пройти испытания, чтобы получить в итоге награду;
▪ Есть волшебные предметы;
▪ Наличие волшебных чисел, волшебных цветов;
▪ Добро побеждает зло;
▪ Герой уходит из дома для выполнения испытаний.
Таким образом, эта сказка близка народной, а С.Аксаков лишь обработал сказку