Мероприятие по сказке аленький цветочек в библиотеке

Музыкальная презентация «Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек», песня «Волшебный цветок, «В мире много сказок» и другие детские песни для заполнения пауз.

Оборудование: проектор, ПК, экран, цветная бумага (красная), несколько экземпляров книг с произведением «Аленький цветочек»  с подготовленными закладками, сундучок с вопросами, 4 стола (1 стол на класс).

Пока дети проходят в зал и рассаживаются, звучит песня «В мире много сказок». На экран проектируется заставка с изображением аленького цветочка.

Ведущая 1:

Дорогие друзья, сегодня мы вас познакомим с одним из замечательных русских писателей – Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Наше село многое с ним связывает. Межпоселенческая детская библиотека носит имя С.Т.Аксакова, одна из улиц села названа его именем, а ещё у нас есть детский сад и называется он …. «Аленький цветочек», потому что есть такая сказка, которую написал С.Т. Аксаков.

Ведущая 2: Итак, начнем.

Во времена давние, в стороне далёкой родился мальчик Серёжа. Папа был у него прокурором, добрейшей души человек. Он очень любил природу, и эта любовь передалась сыну. Охота, рыбалка, общение с природой это всё от отца.

Мама была аристократкой, образованной и умной женщиной. Это она приохотила сына к чтению. А в те времена книг детских не было, но выходил замечательный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда маленький Серёжа черпал знания о явлениях природы.

Свои ранние годы Сергей Тимофеевич провёл в Оренбургской губернии, окончил гимназию, где начал писать стихи, поступил в Казанский университет, где увлёкся театром, обладая даром декламации.

Ведущая 1:

После окончания университета Аксаков работал и жил то в Петербурге, то в Москве, то в оренбургском имении.

Уже в зрелом возрасте, постепенно теряя зрение, Сергей Тимофеевич решил написать семейную хронику, в которой описал то, чем жил–рыбная ловля, охота и общение с природой.

Затем Аксаков написал продолжениеСемейных хроник. Так возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне картин природы. Называется эта книга «Детские годы Багрова-внука».

Ведущая 2:

Любимую многими сказку «Аленький цветочек» читатели увидели в приложении к книге «Детские годы». А рассказала её маленькому ещё Серёже Пелагея, работающая ключницей в семье Аксаковых.

Пелагея была дочерью крепостного крестьянина в Оренбургской губернии. Вместе с отцом её пришлось бежать от жестокого хозяина в Астрахань. Там она прожила 20 лет, служила в купеческих домах, в том числе и у персидских купцов, где слышала восточные сказки, в том числе и «Тысяча и одну ночь».

Ведущая 1:

Узнав, что старый хозяин умер, она вернулась в поместье и стала служить у Аксаковых. Пелагея очень хорошо рассказывала сказки, которые она переделывала на свой лад, объединяя русские народные с восточными сказками. Так появился и «Аленький цветочек». Маленький Серёжа Аксаков несколько лет постоянно слушал эту сказку. Став взрослым, переложил устную речь в повесть. Сохранив напевность говора.

Ведущая 2:

«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

… Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

«Дочери  мои  милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

Ведущая 1:

Дали отцу наказы дочери.

«… а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого», попросила старшая дочь.

Средняя попросила «привези ты мне тувалетиз хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася». Младшая же сказала «привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».

«И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку».

Ведущая 2:

Вот так, разыскивая подарок для младшей дочери, попал купец в лес дремучий, долго плутал, пока на поляну не вышел.

«Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда6тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал».

Ведущая 1:

Сергей Тимофеевич и в этом своём произведение большое внимание уделил описанию природы, описывая сад чудища.

«Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной. Захотелось ему по тем садам прогулятися.

Сходит он по другой лестнице из мрамора зеленого, из малахита медного, с перилами позолоченными, сходит прямо в зелены сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, Махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные: словно по бархату зеленому и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину – голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным».

Ведущая 2:

В этом лесу и встретился купец с чудищем морским, который взамен цветочка аленького попросил купца к нему вернуться или прислать одну из дочерей. «Пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своей волею и хотением; а коли дочери твои не поедут по своей воле и хотению, то сам приезжай, и велю я казнить тебя смертью лютою».И дал ему перстень на палец, с помощью которого можно и домой воротиться и назад вернуться.

Ребята, а вы знаете, кто из дочерей вернулся к чудищу? – Младшая. От большой любви к отцу. Хорошо её жилось в палатах каменных, еда и наряды всегда были приготовлены. А чудище с ней переписывалось волшебным образом. Да только захотелось девушке голос хозяина дворца услышать, убедила она его, что не испугается рыка звериного.

«И услышала она, ровно кто вздохнул за беседкою, и раздался голос страшный, дикий и зычный, хриплый и сиплый, да и то говорил он еще вполголоса. Вздрогнула сначала молодая дочь купецкая, красавица писаная, услыхав голос зверя лесного, чуда морского, только со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его  ласковые  и приветливые,  речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно».

Ведущая 1:

Время идёт. Захотелось девушке чудище увидеть. Уговорила она его показаться. Хоть издали. Показалось чудище, да только охватил девушку такой страх от увиденного, что в обморок упала. Пролежала какое то время, очнулась, собралась волею своей и опять попросила чудище ей показаться.

«Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своем виде страшном, противном, безобразном, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темной и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх ее совсем прошел. Тут пошли у них  беседы  пуще  прежнего:  день-деньской,  почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждалися, гуляли по зеленым садам, без коней каталисяпо темным лесам».

Ведущая 1:

Само название сказки – «Аленький цветочек» настраивает на самое счастливое окончание. А самое главное в сказке-обратить внимание на то, что красота души бывает прикрыта неказистостью и некрасивостью. Чудище на самом деле доброе, ласковое и щедрое существо. Оно по-настоящему полюбило младшую дочь купца. Когда она это поняла,то ответила любовью на любовь, которая воскрешает даже мёртвых

«…и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке,  обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. И показалось ей, что заснул он, ее дожидаючись, и спит теперь крепким сном. Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная, – он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую – и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв лежит…

Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего  господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

«Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю тебя, как жениха желанного!..»Только слова она эти вымолвила. Как гром загремел и упала девушка без памяти, а очнувшись увидела, что сидит за столом в палатах царских «…и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой; перед ним стоит отец с сестрами, а кругом на коленях стоит свита великая, все одеты в парчах золотых, серебряных. И возговорит к ней молодой принц, красавец писаный, на голове со короною царскою:

Ведущая 2:

«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, …и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, – и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в  мой  дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая. Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем».

Ведущая 1:

Люди во все времена тянутся к сказке, к торжеству добра. «Аленький цветочек» – пример торжества света над тьмой,  добра над злом, любви над ненавистью. Сказка учит тому, что цели необходимо добиваться добротой и человечностью. Только они должны быть вознаграждены. А подлость и зависть не могут воздаться счастьем и удачей.

Музыкальная презентация«Иллюстрации к сказке «Аленький цветочек»

Ведущая 1:

Вспомнили мы с вами сегодня сказку «Аленький цветочек», которой в этом году исполнилось 155 лет. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она. Но если вы, ребята, заметили, то в сказке много непонятных слов встречается. И поэтому поиграем мы с вами в «сундучок» старинных слов. (Приложение 1).

Приглашаются от каждой команды (класса) по ученику.

Возьмите из сундучка закладку со старинным словом, прочитайте его, объясните, что оно означает.

Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова с закладкой того же цвета.

Дети выполняют задания. Выходит новая четверка учеников, и так до тех пор, пока не окончатся слова в сундучке. По 5 слов на команду (класс).

Ведущая 2:

А сейчас вы все будете собирать аленький цветочек.  Каждому классу я раздам заготовки. У каждого цветочек получится свой. И пока вы создаете свой шедевр, звучит музыка.

Песня «Волшебный цветок» и другие детские песни.

Дети создали свои цветки и забирают с собой в класс на память.

Ведущая 1:

Вот и подходит к концу наша встреча. Да что –  то жаль нам с вами расставаться. Давайте напоследок проведём конкурс знатоков сказки «Аленький цветочек». Я зачитываю вопрос, а вы даёте правильный ответ. Если вопрос вызовет у вас затруднения, могу предложить несколько вариантов ответа, из которых вы выбирете правильный.

  • Что заказала себе в подарок старшая дочь?
  • Венец
  • Брошь с бриллиантами
  • Платок, вышитый золотыми нитями
  • Набор для рукоделия
  • Что пожелала получить в подарок средняя дочь?
  • Набор для рисования
  • Тувалет – зеркало
  • Восточные сладости
  • Гребень
  • Кем по роду занятий был отец девушек?
  • Фермер
  • Купец, торговый человек
  • Капитан дальнего плавания
  • Путешественник
  • Какими положительными качествами обладало чудище?
  • Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые
  • Терпеливое отношение к гостям
  • Освобождал свой дворец для гостей, а сам уходил в лес
  • Какую подлость совершили старшие сёстры, что бы младшая не вернулась во время во дворец?
  • Подсыпали в угощение снотворное, что бы крепче спала
  • Заперли её в погреб
  • Перевели часы во всём доме на час назад
  • Где нашла младшая дочь друга милого?
  • Во дворце
  • На крыльце
  • На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек
  • Кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское?
  • Старцем
  • Юной девушкой
  • Молодым принцем
  • Иваном-дураком

Вот и закончился наш сказочный урок. Вы, ребята, поняли, что красота человека не во внешности, а  в его душе. Будьте внимательны друг к другу и никогда не делайте преждевременных выводов, не узнав человека.

Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.

ФОТООТЧЁТ проведенного мероприятия.

Приложение1.

«Сундучок старинных слов»

  • Внекиим – в некотором. В сказке много старинных слов; она написана так, как ее рассказывала ключница Пелагея.
  • Казна – деньги.
  • Парча – шелковая материя, затканная золотыми или серебряными нитями.
  • Жемчуг бурмицкий – жемчуг особенно крупный и круглый.
  • Тувалет – туалет, зеркало.
  • Инда – даже.
  • Кармазинное – ярко-красное.
  • Яства – еда, кушанья.
  • Без сумления – без сомнения, без опасения.
  • Хранить паче зеницы ока – беречь, хранить что-либо больше, чем глаза.
  • Запись заручная – расписка.
  • Ширинка – здесь: широкое полотенце.
  • Почали – начали.
  • Попытали – здесь: посмотрели, примерили.
  • Скатерть браная – скатерть, вытканная узорами.
  • Прыскучий – стремительный, быстрый.
  • Камка – шелковая цветная ткань с узорами.
  • Муравчатый – здесь: поросший травой (муравой).
  • Девушка сенная – служанка.
  • Венути – повеять, подуть.
  • Середович – человек средних лет.
  • Глас послушания – ответный голос.

Тема: «День рождения сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»».

Цель: Активировать читательскую деятельность младших школьников

Задачи:

1.Познакомить учащихся с историей написания сказки.

2. Развивать речь.

3.Формировать первичные читательские умения (рассматривание иллюстраций, определение типа книги).

Оборудование:

выставка рисунков детей;

мультфильм «Аленький цветочек»;

зеркальце;

цветок в горшочке;

венец;

план;

иллюстрации к сказке;

презентация к сказке;

мультфильм по сказке;

воздушные шарики;

чай;

сладкое угощение.

1. Организация и начало мероприятия.

Дорогие девочки и мальчики, я очень рада видеть вас сегодня на дне рождении сказки. Кто мне скажет, какой?

Да, ребята, в этом году исполняется 160 лет со дня написания С.Т. Аксаковым сказки «Аленький цветочек».

Я вам хочу рассказать немного о самом авторе и его семье.

Сергей Тимофеевич Аксаков, писатель, родился 20 сентября 1791 в старинной дворянской семье. Детство провёл в родовом имении Оренбургской губернии.

В детстве Серёжа сильно болел, после болезни страдал бессонницей, по совету своей тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать…

Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В неким царстве, в неким государстве…»

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?

На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом для того, чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал ее в течение нескольких лет ни один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи.

Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии.

Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.

В последние годы жизни, работая над книгой, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. (Во время рассказа об авторе идёт презентация по сказке).

2. Просмотр подарков и книг, которые принесли дети.

Я вижу, что сегодня вы все пришли с подарками, а также принесли с собой свои книжки со сказкой. Посмотрите, как много разных книг с этой сказкой.

Все они оформлены по-разному. У кого-то иллюстрации цветные, у кого-то черно-белые.

Кто-то принёс сборник со сказками, кто-то одну сказку.

Давайте все вместе посмотрим наши подарки!

Может кто-нибудь расскажет нам, почему он сделал или нарисовал именно это?

Давайте все вместе свои рисунки повесим на стену, поставим на полки книжки, пусть погостят у нас в кабинете на выставке. По хлопаем сами себе, какие мы молодцы!

3. Какой же день рождения без развлечений!

А) «Было или не было»

(зачитываются отрывки из сказок, дети должны узнать, относится ли это к сказке «Аленький цветочек»).

— И отправился купец за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридевятое государство…

— И днём и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом…

— Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

— И покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса…

— Красоты невиданной и не слыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…

— Тук-тук кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт…

— А мне привези в подарочек «Тувалет» хрустальный…

— Поворотился он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти, сунулся вперёд дорога торная…

— Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба…

— Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. Ему очень захотелось, есть, видит, стоит изба на опушке…

— Наступил день свадьбы. Крот пришёл за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его тёмную нору, жить там глубоко-глубоко под землёй и никогда не выходить на солнце- крот ведь терпеть его не мог…

— И я там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…

Б) «Пазлы»

(детям раздаются разрезанные иллюстрации к сказке, необходимо их собрать).

В) «Расскажи сказку».

(иллюстрации к сказке показаны в презентации).

Г) «Нарисуй картину красками».

(после просмотра фрагмента из мультфильма, спросить, какие ощущения и эмоции, возникают у детей, какие цвета они бы использовали для картины?).

Д) «Нарисуй с закрытыми глазами «Аленький цветочек»».

(Дети с завязанными глазами рисуют на доске).

4. Сейчас, ребята, мы вместе со сказкой приглашаем вас за праздничный стол, попить чай с угощеньем.

Благодарю всех присутствующих здесь! До скорого свидания!

Предеина Наталья Валерьевна,

педагог-библиотекарь,

МАОУ СОШ № 59,

г. Екатеринбург

Презентация мероприятия
PPT / 837 Кб

Волшебный мир аленького цветочка

игра-путешествие

225 лет со дня рождения, русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова

Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи: 
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ребята, наша сегодняшняя с вами встреча посвящена русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову и одной из незабываемых его сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом, которая до сих пор пользуется большой популярностью у детей и взрослых.

Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в родовитой, но обедневшей дворянской семье в городе Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым.

Мать не покорялась злой воле природы. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза своей мамы. Мама выходила Серёжу, после болезни и уже с детства он понимал, что всё живое в нём даровано и сохранено материнской самоотверженностью.

Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы послали посмотреть, кто это плачет. Дворовая девушка вернулась, неся в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. В мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка. Сурку Сергей учил, кормил, оберегал.

Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края. Из Уфы они часто семьёй ездили в имение деда. Всё его детство пронизано дорогой: поездками в дальние сёла к родным. Переправами через реки Белую и Волгу. Через болота и лес. Сергей был обезумлен природой. Он наблюдал за птицами, слышал их пение.

Зимой в Уфе к Серёже Аксакову стал ходить Матвей Васильевич, преподаватель народного училища, и учить его чистописанию. Чтобы Серёже было не так скучно, ему подыскали товарища, мальчика Андрюшу из соседской бедной семьи. И вот Серёжа заметил, что, даже если бы они с Андрюшей писали одинаково неудачно, отметки ставились разные: ему – «не худо», а Андрюше – «посредственно». И так повторялось всякий раз.

Однажды Матвей Васильевич повёл Серёжу в народное училище. Тут учитель, прежде казавшийся добряком, странно изменился. – Не знаешь? На колени! – крикнул он, когда Серёжа, вызванный к доске, не смог ответить урока.

По окончанию занятий трое сторожей, вооружённых пучками прутьев, принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях за доской. «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души», — писал впоследствии Аксаков.

Серёжа увидел, что люди вокруг делятся на свободных и крепостных. У мальчика рано проснулся светлый и печальный интерес к народной жизни. Он понял, что нельзя закрывать глаза на неправду и жить нужно по совести.

В жизнь Сергея Аксакова рано входят книги. Он жадно читает всё, что попадётся. Чтение пробудило тягу к сочинительству. О том, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, мальчик рассказывал сестрёнке.

Он сочинял и рассказывал сестре, что в саду дедушкиного дома – пещера, там обитает Змей Горыныч о семи головах; но он отрубит у змея все головы. Сестричка пугалась: худо спала, плакала. Он жалел её, но втайне гордился тем, что выдуманные им истории так волнуют сестру. Сергей Аксаков начинал предчувствовать «силу слов» — своих, рождённых собственным жизненным опытом, собственным воображением. Уже всё главное для писателя поселилось в его душе.

Долгие годы Сергей Тимофеевич Аксаков был известен как хлебосольный московский барин, радостно встречающий гостей; страстный театрал; охотник, исходивший подмосковные леса и болота; неутомимый рыболов. Он был отзывчивым человеком, заботливым мужем и отцом.

Но однажды, когда Сергею Аксакову было пятьдесят лет, произошла встреча с русским писателем Николаем Гоголем. Сергей Тимофеевич перечитал многие произведения Гоголя. Он был потрясён его произведениями, обезумлен Гоголем. Строки Гоголя были как капли дождя; влага поднялась испарениями со всей земли и грозой провалилась на страну. Сочинения Николая Гоголя многое пробудили в Аксакове. После пятидесяти лет у Сергея Тимофеевича наступает пора свершений.

В пятьдесят четыре года Сергей Тимофеевич Аксаков начинает писать. Седая борода обрамляет осунувшееся лицо, левый глаз почти ослеп, да и правый видит так плохо, что Сергей Аксаков не может сам писать – приходится диктовать. Вышли книги Аксакова «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», очерк «Собирание бабочек». Одно за другим появляются самые главные произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», где он пишет о своём детстве и его знаменитая сказка «Аленький цветочек», которую ему рассказала ключница Пелагея.

Сегодня мы с вами будем говорить о сказке «Аленький цветочек».

Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями, как положительными, так и отрицательными, попробуем «сорвать заветный аленький цветочек», приносящий счастье.

Итак, викторина – презентация «Волшебный мир аленького цветочка».

( презентация)

В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она.
В этом году мы отмечаем 225-летний юбилей писателя С.Т.Аксакова.

Ребята, вы наверное обратили внимание на то, что в сказке много непонятных слов для вас встречается.

Сейчас я предлагаю вам игру. На разноцветных листиках-закладках написаны старинные слова из сказки «Аленький цветочек». Вам нужно будет взять цветной листик-закладку со старинным словом, прочитать его и объяснить, что обозначает это слово.

Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» с закладкой того же цвета и прочитайте вслух, что обозначает это слово.

( По 5 слов на команду.)

Вот и закончилась наша игра-путешествие. Главное в сказке «Аленький цветочек» – доброта и любовь. Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг нас сделать лучше, чище, красивее.

Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.

Внеурочное мероприятие для начальной школы
«Живая книга»

Автор: Попко Оксана Аркадьевна

Организация: МБОУ «Школа № 24»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

Оглавление:

1. Актуальность мероприятия.

2. Направление.

3. Цель, задачи.

4. Внеклассные мероприятия.

5. Сценарий.

Актуальность.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети перестали читать книги. Переключение на компьютеры и сотовые телефоны

привело к возникновению негативного отношения к художественной литературе. Падает культура чтения. Это выражается в скудности духовного мира школьника, поэтому библиотекарь обязан стать проводником ребёнка в мир книг. Он должен увлечь его чтением, предлагая провести урок как занятие- спектакль, литературную игру или путешествие по страницам книг.

— Когда читаешь, умей замирать от счастья, писал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Г. Циферова « Медвежий час». Это его пожелание юным читателям, которые любят сказки. Однако я думаю, что высказывание можно отнести к любой книге. Путешествуя по книжным страницам, школьник включает своё воображение, начинает представлять себя на месте книжного героя, анализировать его поступки и проигрывать ситуации, в которых он оказывается. Проявить свои способности ученик может на внеклассном мероприятии под названием «Живая книга». Данный урок-игра направлен на расширение литературного кругозора учеников начальных классов. Работа в рамках мероприятия «Живая книга» способствует более глубокому изучению предмета «Литературное чтение».

Направление.

1. Познавательное: расширение литературного кругозора учеников.

2. Развивающее: пополнение словарного запаса ребёнка путём пробуждения его интереса к чтению. Развитие культуры речи и логического мышления путём работы в театральной группе.

3. Коммуникативное: общение со сверстниками через творческую деятельность в процессе подготовки к выступлению. Умение поделиться прочитанным с окружающими и выразить свою точку зрения по отношению к литературному герою.

Цель.

Содействие стремлению ребёнка к чтению и развитию его творческих способностей.

Задачи:

Проведение мероприятий под названием «Живая книга» должны помочь решить следующие задачи:

1. Эмоциональную.

2. Творческую.

3. Литературную.

4. Интеллектуальную.

Так как чтение внеурочной литературы для ребёнка- это и труд, и творчество, и удовольствие.

Категория участников: учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов.

Внеклассные мероприятия:

« Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в любимой книге-

Для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, привязанности».

(В.А. Сухомлинский).

«Живая книга» разработана мною как дополнительная программа к уроку «Литературное чтение». Два- три раза в четверть учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов участвуют в мероприятии, где им предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Ученики на внеурочном занятии знакомятся с литературными произведениями, не вошедшими в школьный учебник. После знакомства с героями произведения они инсценируют прочитанное.

Сказки Тихого Дона. «Доброе сердце дороже красоты».

Выступают в роли ведущих и актёров.

Сами готовят костюмы и играют роли авторов любимых произведений.

Страницы « Живой книги» надолго остаются в памяти ребят и они приходят в школьную библиотеку, чтобы прочитать другие произведения писателей, чьи сказки и рассказы были, уже инсценировали. «Живая книга» с удовольствием раскрывает свои страницы и для учеников 1-х классов. Обычно такие встречи проводят ребята из 3-4-х классов. Первоклассники с удовольствием смотрят предложенные спектакли и сами мечтают принять в них участие.

В. Драгунский «Фантазёры.»

Вот и после осенних каникул ребят ждал сюрприз. Ученики 4-го класса подготовили путешествие в сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

В этом году писателю исполнилось 230 лет, и мероприятие было приурочено к этой дате. Сам Аксаков писал о своей сказке следующие строки: « Сказку я слыхивал не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась. Прошло много времени, и я забыл свой рассказ; но теперь восстанавливая давно прошедшее в моей памяти, я наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался её вспомнить ………..»

Ведущий:

Дорогие друзья, сегодня мы с вами вместе отправимся в сказку «Аленький цветочек», а после постараемся ответить на вопросы маленького Серёжи Аксакова. Готовы?

(ответ детей – да!)

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК.

Звучит муз. Выходит купец. Держит в руках сказку «Аленький цветочек».

1. Купец: (Открывает и читает)

— Давным-давно жил – был богатый купец, именитый человек.

— Стоп! Так это ж про меня сказочка писана! Зачем читать, коли сам всё рассказать могу.

(закрывает книгу). Начинает рассказ.

— Много всякого товара заморского у меня есть, злата, серебра не меряно, но самое большое богатство- это 3 мои дочери милые, красавицы писаные, а меньшая дочь- Настенька самая любимая.

1. Старшая сестра: (выходит в руках держит кокошник и бусы)

— Ох, батюшка родимый, посмотри, скажи, что лучше надеть кокошник с каменьями самоцветными али бусы работы тонкой басурманской?

2. Купец: (вздыхает)

— А по мне, ты Любавушка, краса ненаглядная и без этих украшеньев заморских!

2. Старшая сестра: (машет рукой)

— Ну, вы, батюшка, тоже скажете. Украшеньица эти я пуще всего люблю! (уходит)

1. Средняя сестра: (выходит, держит в руках зеркало)

— А посмотри-ка, батюшка родименький, что я на ярмарке сегодня купила. (Вертит зеркало). Стекло венецианское, торговка сказала. (Протягивает зеркало купцу). Погляди, как свет в нём отражается, как румянец мой яркий в стекле играет!

3. Купец: (со вздохом)

— Да ты и так у меня красавица, Ладушка, что зря перед зеркалом вертеться!

2. Средняя сестра: (прячет зеркало за спину, с обидой в голосе говорит)

— Ну, вы и скажете, батюшка, как же у зеркала мне не вертеться? Коли красу я свою в нём вижу. Эх, (машет рукой) ничегошеньки вы не понимаете! (поворачивается спиной и уходит)

1. Младшая дочь: (входит, говорит ласково)

— Вот вы где, батюшка родименький, идите обедать. Я давно вас кличу. Скатёрочку вашу любименькую с цветами диковинными на стол постелила.

4. Купец:

— Спасибо тебе, Настенька, только не до обеда мне. Завтра еду я в тридесятое государство, за море синее, товары везу разные. Кликни сестриц своих, речь держать буду.

2. Младшая дочь: (громко)

— Сестрицы, родненькие, идите скорей сюда! Батюшка вас кличет!

( ПРИХОДЯТ СЁСТРЫ)

5. Купец: (прохаживается взад- вперёд).

— Дочери мои милые, дочери хорошие. Еду я торговать за тридевять земель. Много ли мало ли проезжу – не ведаю. Наказываю вам жить без меня честно и смирно, а я привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

3. Старшая дочь: (кланяется купцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни жемчуга, ни мехов, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет как от солнца красного.

3. Средняя дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов соболя сибирского, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и, смотрясь в него, я не старилась!

3. Младшая дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка! Не вози ты мне ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, краше которого не было бы на белом свете!

6. Купец: (чешет затылок)

— Ну, задала ты мне работу Настенька! (машет рукой). Аленький цветочек мудрено найти. Буду стараться, а ежели что не так, не взыщи! (уходит)

4. Старшая и средняя сёстры: (смеются)

такого нет нигде! Не найдёт его батюшка! (хихикают, уходят)

4. Младшая сестра: (задумчиво) — А я сердцем чувствую, что есть где-то цветочек аленький! Только где же?……..

Все выходят на поклон.

Ведущий:

Серёжа в детстве был мальчиком любознательным, когда Палагея рассказала ему сказку, то он вместо того, чтобы спать стал задавать ключнице разные вопросы. Мать обнаружив, что малыш не спит, выслала сказительницу из детской спальни и сказание сказок надолго прекратилось. Сейчас, ребята, вы постараетесь ответить на вопросы Сережи, и мы посмотрим, как же хорошо вы запомнили прочитанную сказку.

Выполняется задание: « Вас спросил Серёжа?» (вопросы задают купец и средняя дочь Лада)

1 вопрос.

— Как называл перед отъездом честной купец своих дочерей?

1.Плохие.

2. Добрые.

3. Милые.

4. Вредные.

( отв.: Милые)

2 вопрос.

— Сколько дней на раздумье для заказа подарков дал отец своим дочерям?

1. 1день.

2. 3 дня.

3. 5 дней.

4. 7 дней.

(отв. 3 дня.)

3 вопрос.

— Что просила привезти средняя дочь?

1. Золотой венец.

2. Шкатулку.

3. Парчи на платье.

4. Зеркало.

(отв. Зеркало. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек».)

4 вопрос.

— Что попросил у купца чудо морское зверь лесной в обмен на аленький цветочек?

1. Одного из слуг купца.

2. Одну из дочерей купца.

3. Одну из лошадей купца.

4. Всю казну купца.

( отв. Одну из дочерей купца).

5 вопрос.

— Как отреагировала младшая дочь на отцовский подарок?

1. Возрыдала.

2. Заголосила.

3. Ударилась в слёзы.

4. Залилась слезами.

(отв. Залилась слезами).

6 вопрос.

— Как Аксаков описывает голос чудища?

1. Дикий и зычный.

2. Дикий и гулкий.

3. Дикий и громкий.

4. Дикий и звонкий.

( отв. Дикий и зычный).

7 вопрос.

— Почему живя, во дворце, купеческая дочь запечалилась? Что ей приснилось?

1. Батюшка упал с лошади.

2.Батюшка потерпел кораблекрушение.

3.Батюшка нездоров.

4. Батюшка женился. (Отв. Батюшка нездоров).

8 вопрос.

— Почему чудовище не встречало купеческую дочь, когда та возвратилась во дворец?

1. Уехало к друзьям.

2. Забыло о дочери купеческой.

3.Гуляло по берегу озера.

4. Лежало мёртвое.

(отв. Лежало мёртвое. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»).

Ведущий:

Молодцы, ребята, сразу видно, что сказку все читали. Однако чтобы книга была красочной, над её созданием ещё трудится художник иллюстратор. Сегодня вы тоже побудите художниками и попробуете проиллюстрировать сказку, а помогут вам старшая дочь купеческая Любава и младшая Настя.

(Девочки раздают заготовки рисунков, и ребята их раскрашивают. Старшие помогают младшим рисовать)

Ведущий:

Ребята, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Я не прощаюсь с вами, а говорю: « До новой прочитанной книги и до новых оживших страниц! Спасибо за внимание!»

Заключение:

Читая книги и разглядывая яркие иллюстрации, ученик получает импульс к творчеству, а школьный библиотекарь должен постараться, чтобы детское чтение дало хорошие всходы и стало для школьников нормой жизни.

Список литературы.

1. Школа творческого чтения. Тихомирова И. (https://litresp.ru/chitat/ru/Т/tihomirova-i/shkola-tvorcheskogo-chteniya)

2. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (https://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf)

3. От продвижения чтения — к качеству чтения. И.И. Тихомирова. https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochektps://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf

4. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochek

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,9 МБ

Опубликовано: 12.12.2021

Внеклассное мероприятие по чтению

С. Т. Аксаков Аленький цветочек.

Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. Благодаря этому мы любим и знаем литературные, авторские сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова и других писателей.

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову, любовь к родине.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, выставка книг С. Т. Аксакова.
Ход мероприятия.

Сегодня у нас необычное мероприятие. Для удобства мы разделимся на группы.

 Не кричи! Не перебивай! Уважай товарища!

 Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:

 Речевая разминка

 На доске пословица:
«Кашу кушай, а сказку слушай, Умом-разумом смекай, да на ус мотай».
— Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?
— Назовите (существительные). Глаголы.

— Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные).
— Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.
— Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений). 
Выставка книг

-Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки? 

(Русские народные и на авторские или литературные)                           

— Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор? 
Сообщение темы, постановка цели. 

Сегодня у нас занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».                                                   Будем исследовать, сказку.

Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему мероприятию 

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? 
Я думаю, что в конце мероприятия мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?

   1. Исследование «Своими руками» сделали аленький цветочек.

Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.

                                                       «За работу даю лепесток»

 2. Исследование «Как я усвоил сказку?»

Сейчас мы с вами проведём тест по сказке, и узнаем, как вы усвоили сказку.

Тест по сказке «Аленький цветочек».

1.Какими словами начинается сказка?

а) «В некотором царстве, в некотором государстве »

б) «За горами, за лесами, за широкими морями …»

в) «Три девицы под окном …»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?

а) старшая;          б) средняя    в) младшая.

3. Кто из дочерей согласился спасти отца?

а) старшая;      б) младшая;               в) средняя.

4.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень;  б) медный браслет;

в) изумрудное ожерелье.

5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?

а) на левый мизинец; б)  на правый мизинец;

6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь; б) на три дня и три ночи;

7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем; б) злым колдуном;

8. сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?

  а) 30 лет;         б) 20 лет;              в) 10 лет.

3. Самопроверка теста. Исследование.

Восстанови  последовательность событий в сказке по рисункам. 

1. А помогут нам в этом ваши рисунки

2. Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их.  

4. Исследование «Словарно-лексическая работа»

Когда вы читали сказку, вам встретились непонятные слова. Сейчас вам нужно  объяснить их смысл.
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

5. Исследование «Художественные средства»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты.

Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.

 «свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».

Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.

 «красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».

 Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.

Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры — ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».

красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.

ВЫВОД: 

  автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.
6. Исследование «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Зачин  «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая — лучше всех».

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

Присказка: «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Концовка. «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало». 

ВЫВОД:

В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.

Выявление главного внутреннего смысла сказки

Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается -чудище вновь стал королевичем) 

Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Давайте попытаемся ответить на вопрос: Чему учит сказка? 
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и родину и не делать им зла).             

                                   Звучит песня «Волшебный цветок» 

Home » Контакты » В гостях у «Аленького цветочка» С.Т. Аксакова. К 160-летию создания сказки

Фильм по рисункам детей «Рисуем сказку «Аленький цветочек»

30 марта, в рамках Недели детской книги, прошло мероприятие, к 160-летию создания сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова.

GetImage

  Юбилеи есть не только у поэтов и писателей, но и у их книг. А в 1952 году был создан мультфильм под таким же названием.

Сергей Аксаков услышал историю про «Аленький цветочек» в детстве во время своей болезни. Об этом в повести «Детские годы Багрова — внука» он писал: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница. По совету тетушки, позвали ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать. Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В неким царстве, в неким государстве…».

IMG_6080

  Ребята 2 «г» класса школы №75 (руководитель Герасимова Вера Михайловна) показали инсценировку этой сказки. Все в красочных костюмах, словно только что сошли с экрана! Сцены в зрительном зале менялись на экране эпизодами из сказки.  Это был своеобразный показ сказки в 3Д формате.

IMG_6087

  Вероника Петухова и Ирина Фирсова начали с присказки: «В неком царстве-государстве знаменитый жил купец. Утешением в печали – три его родные дочки Его сердце согревали».

IMG_6092

Настенька (Арина Аинцева) говорит сестрам Варваре (Полина Басалаева) и Гордее (Снежана Ходателева): «На платочке я вышью травушку, а на травушке цветик аленький».

IMG_6098

Первая Подружка (Юля Сироткина): «Что ты, Настенька, грустна? Что печалишься?»
Настенька: «Уезжает батюшка в дальние края».
Вторая Подружка (Ксения Варламова): «Так вернется скоро, это – не беда».

IMG_6123

  Отец (Илья Немцов): «В заколдованном лесу я цветок сорвал, а хозяин тех земель сильно осерчал. С вами вот пустил проститься. И назад. Он будет ждать».Отец (Илья Немцов): «В заколдованном лесу я цветок сорвал, а хозяин тех земель сильно осерчал. С вами вот пустил проститься. И назад. Он будет ждать».

IMG_6136

  Настенька: «Эй, невидимый хозяин! Слышишь, я к тебе пришла. Господин ты мой любезный, вот цветочек принесла».

IMG_6143

Настенька: «Покажи мне блюдечко, милую сторонушку, льет ли дома дождичек, или светит солнышко?»

IMG_6147

IMG_6146

IMG_6151

Настенька: «Ах, за что, за что, сестрицы? Чем обидела я вас?»

IMG_6096

ED65E64F-0DFD-42C9-95BE-A58C0D732EE5

  Принц-Чудище (Егор Саморуков): « Не пугайся, Настенька, Это я – твой друг. Добрый принц был Чудищем – оглянись вокруг!»

IMG_6171

IMG_6173

Русский танец «На родной сторонушке»

Ребята выполнили чудесные рисунки к сказке. Вот некоторые из них. Из рассказы смотрите на видео!

IMG_6223

Полина Басалаева и Тридевятое царство…

IMG_6225

Егор Саморуков нарисовал сразу два рисунка

IMG_6228

Вот такое прекрасное Чудище получилось у Виолетты Новиковой.

IMG_6231

Снежана Ходателева со своим рисунком

C06244E3-C8B4-435B-AB8C-F9B099E1668B

Тут и сказке конец. А кто слушал и смотрел – вдвойне молодец!

IMG_6185

  Проведен литературный брейн-ринг по сказке, на все вопросы ребята дружно и правильно отвечали. В заключении показан фильм по рисункам «Рисуем «Аленький цветочек».

Новая папка97

   Сергей Тимофеевич Аксаков написал сказку, которую в детстве знал наизусть и рассказывал «на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Палагеи».   «Аленький цветочек» — красивая, волшебная и добрая сказка о преданности и любви, которые побеждают неверие и зло.
Писатель Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» написал о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».

Версия сайта для слабовидящих

Афиша

10.01.2023. «Я глубоко верю в Россию…»- библио-игра к 140-летию со дня рождения А. Н. Толстого (онлайн). Детский отдел.

11.01.2023. «Месяцеслов: январь, февраль, март. Календари. Гороскопы. Приметы…» — книжная выставка, обзор. Ботовская сельская библиотека.

395 лет со дня рождения Шарля Перро:
12.01.2023. «Доброй сказки волшебство» — громкое чтение. Макаровская сельская библиотека.
21.01.2023. «Волшебный мир сказок Шарля Перро» — книжная выставка, викторина. Ботовская сельская библиотека.

15.01.2023. «В краю эльфов и троллей Сакариаса Топелиуса» — библио-дайджест к 205-летию со дня рождения Сакариаса Топелиуса (онлайн). Детский отдел.

Новости

  • Игротека в Макарово
    10.01.2023
  • Я глубоко верю в Россию
    10.01.2023
  • Художественное слово
    09.01.2023
  • Знакомьтесь, «Ёж»!
    09.01.2023

Студия «Художественное слово»

Занятия студии по понедельникам с 15:30

Курсы Компьютерной грамотности

Занятия проводятся по вторникам  с 11:00

Клуб «В кругу друзей»

Занятия клуба по вторникам с 19:00

Черноголовский историко-краеведческий клуб

Заседания один раз в месяц

Время работы

Библиотека обслуживает читателей:
Понедельник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Вторник с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Среда с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Пятница с 9:00 до 19:00, обед с 13:30 до 15:00;
Суббота с 12:00 до 18:00,без обеда
Четверг, воскресенье — выходные дни
Последняя суббота месяца — санитарный день

Телефоны:
Директор 49-512;
Абонемент 2-22-89;
Детский отдел 2-56-21
Электронная почта: chrg_library@mosreg.ru

График работы Ботовской сельской библиотеки:
Вторник – с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Среда — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Четверг — с 10:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Пятница — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Суббота — с 11:30 до 19:00, обед с 14:30 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

График работы Макаровской сельской библиотеки:
Вторник — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Среда — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Четверг — с 10:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Пятница — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Суббота — с 11:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00
Воскресенье, понедельник – выходные дни
Последний четверг месяца — санитарный день

13.10.2021 «Волшебный мир Аксакова».

  1 октября 2021 Центральная детская библиотека провела литературный час по сказке «Аленький цветочек», посвященный 230-летию со дня рождения С.Т.Аксакова. Библиотекарь с помощью слайд-презентации познакомила ребят с биографией и творчеством писателя. Был показан мультфильм по сказке «Аленький цветочек». Эту чистую, красивую, добрую сказку со счастливым концом написанную еще в прошлом веке, до сих пор любят дети и взрослые. В заключение встречи была проведена викторина «Кто самый внимательный?».


 13 октября 2021 Троицкая сельская библиотека провела громкие чтения по произведению Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» с младшей группой воспитанников детского сада «Сказка». После знакомства с биографией и творчеством писателя, был организован просмотр мультфильма по сказке «Аленький цветочек». В заключение мероприятия ребята обсуждали положительных и отрицательных героев произведения и пришли к выводу, что любовь, доброта и сострадание – самые человеческие чувства, что доброта всегда побеждает зло.


  11 октября  2021 Истьинская сельская библиотека для детей младшего школьного возраста провела  литературный час «Волшебный мир С.Т.Аксакова». В начале мероприятия библиотекарь рассказала юным читателям о жизни и творчестве русского писателя, о истории появления сказки «Аленький цветочек». Затем детям был показал мультипликационный фильм, который перенес их в волшебный мир, где они встретились со сказочными героями и лесными обитателями сказки «Аленький цветочек». В завершение дети ответили на вопросы литературной викторины.


  6 октября 2021 Передольская сельская библиотека провела литературный час к 230-летию со дня рождения замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Библиотекарь познакомила ребят с биографией и творчеством писателя. Дети узнали, как сказка появилась на свет, что маленькому Аксакову ее рассказала ключница Пелагея, а записал сказку Сергей Тимофеевич Аксаков уже в зрелом возрасте для своей внучки Оленьки. Юные читатели еще раз вместе с библиотекарем перелистали страницы этой чудесной, доброй сказки со счастливым концом. В завершение мероприятия школьники активно участвовали в викторине «Кто самый внимательный?».

 


 «Волшебный мир Аксакова» — под таким названием 1 октября 2021 Трубинской сельской модельной библиотекой был проведён с детьми младшего школьного возраста литературный час, приуроченный 230-летию со дня рождения русского писателя. Школьники познакомились с биографией автора всеми любимой сказки «Аленький цветочек», узнали о том, как она появилась.

 Все  принимали активное участие в брейн – ринге «Кто самый внимательный?»,  отгадывали кроссворд, ребусы. За правильные ответы участники получали лепестки для создания аленького цветка,  каждый написал на них  своё заветное желание. В завершение из этих лепестков создали свой волшебный аленький цветочек. Всем мероприятие очень понравилось!

 


 1 октября 2021 Высокиничская сельская модельная библиотека провела литературный час «Рассказы о родной природе», посвященный 230-летию со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. С помощью презентации ребята познакомились с жизнью и творчеством писателя, просмотрели мультфильм по сказке «Аленький цветочек». Библиотекарь провела обзор книг писателя: «Рассказы о родной природе», «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника», прочитала отрывок из рассказа писателя «Осень». В заключение была проведена викторина по произведениям С.Т.Аксакова.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мена сказка читательский дневник 2 класс
  • Мероприятие по сказкам шарля перро
  • Мена русская народная сказка читательский дневник
  • Мероприятие по сказкам чуковского в библиотеке
  • Мена рисунок к сказке

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии