МБОУ «Цуканово-Бобрикская ООШ» Льговского района Курской области
Внеклассное мероприятие
«Путешествие в мир сказок»
Подготовила и провела :
учитель начальных классов
Ерастова Г.А.
Март 2020 г.
«Путешествие в мир сказок»
Цель:
Обобщение знаний учащихся о сказках, выявление лучших знатоков сказок.
Задачи:
-развивать память, мышление, речь; вспомнить сказки, их героев, авторов;
-дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности;
-воспитывать любовь к сказкам, нравственность, чувство товарищества, доброту, справедливость.
Оборудование:
- Яблоня с 12 яблоками
- Кот в сапогах, кроссворд
- Красная шапочка, задание на листочках,
- Мальвина. Сетка с цифрами
Ход классного часа
Здравствуйте, дети. Сегодня мы отправимся в путешествие «В мир сказок». Мы узнаем много нового о сказках и сказочниках, встретимся с уже знакомыми нам героями. Для этого мы поделились на три группы.
— Каждая команда должна придумать себе название. И естественно выбрать капитана.
Название команд
В роли жюри_________________________, которая будет записывать правильные ответы, и считать баллы.
1 тур. Разминка «Вопросы с яблоньки»
Для «Разминки» мне потребуется 4 ученика с группы.
Кто хотел убить Муху-Цокотуху. (Паук.)
Что просила старуха у золотой рыбки в первый раз? (КОРЫТО)
Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
Как звали лучшего друга крокодила Гены? (Чебурашка.)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Курочка, которая снесла золотое яйцо. (Ряба)
Перечислите всех бременских музыкантов? (Осел, собака, кот, петух.)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье.)
Первая женщина, совершившая полет? (Баба Яга.)
Сколько героев было в сказке «Репка»? (7.)
Какая сказочная девочка была с дюйм ростом? (Дюймовочка)
Круглый, сделанный из теста, непослушный пирожок. (Колобок)
2 тур. «Подумаем над сказкой» » (Конкурс Кота в сапогах)
-А теперь нам Кот в сапогах предлагает пройти его испытания, разгадать кроссворд.
По горизонтали
3. На чем путешествовал Емеля
6. Кем был Илья Муромец
7. Кто пытался съесть трех поросят
8. Из чего попил братец Иванушка
11. Что дали Лисичке взамен скалочки в сказке Лисичка и скалочка
14. Кто развалил Теремок
15. В чем Маша отправилась обратно из леса на спине Медведя
17. Кто перековал горло Волку в сказке Волк и семеро козлят
По вертикали
1. Что посадил дед и выросло большое-пребольшое
2. Что сжег иван-царевич в сказке царевна-лягушка
4. Чем отравила старуха Царевну в сказке Сказка о Царевне и семи богатырях
5. Чем ухощалась Маша в избушке медведей
9. Где Емеля поймал Щуку
10. Что поймала Лягушка в сказке Иван Царевич
11. На чем было написано дальнейшее направление движения ивану-царевичу
12. Кого наскребли по сусекам
13. Кто оторвал хвост волку
16. У чего были кисельные берега
3 тур. «Угадай сказку» «Вопросы из ларца»
А теперь вам предлагают пройти задания Красная шапочка.
Я вам буду называть слова из сказок, а вы должны угадать название сказки.
Каждая группа отвечает по очереди, вытягивая задание на листочках
- -Мальчик, лианы, волк, стадо, Балу. («Маугли».)
- -Замок, сапоги, поле, осел, шляпа. («Кот в сапогах».)
- -Дорога, разбойники, музыка, дружба. Петух, осёл и другие(«Бременские музыканты».)
- -Бабушка, дедушка, амбар, дорога, лиса (Колобок)
- — Нос, очаг, куклы, борода, полено. («Буратино».)
- -Пирожки, лес, дровосеки, волк. бабушка(«Красная шапочка».)
4 тур. «Дополни имя» от Мальвины.
А теперь вам предлагают пройти задания Мальвина.
— У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы — вторую.
Каждая группа отвечает в порядке очереди
- Кощей — … (бессмертный)
- Василиса — … (прекрасная)
- Мальчик — … (с пальчик)
- Иван — … (царевич)
- Братец — … (Иванушка)
- Змей — … (Горыныч)
- Крошечка — … (Хаврошечка)
- Гуси – … (Лебеди)
- Коза — …(Дереза)
- Баба — … (Яга)
- Соловей — … (Разбойник)
- Алеша — … (Попович)
5 тур. Конкурс капитанов. (Задания Красной шапочки)
На доске нарисована сетка с цифрами
Капитаны называют цифру, учитель читает вопрос под этой цифрой.
- Илья, который усмирил Соловья-разбойника. (Муромец)
- Что хотелось приобрести Железному Дровосеку? (Сердце.)
- Какое самое справедливое желание загадала девочка в сказке «Цветик семицветик»? (Излечить ноги.)
- Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Федор.)
- Девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
- Кто купил самовар на базаре? ( Муха-Цокотуха)
- Кто ходил в гости и съедал весь мёд? (Вини-Пух)
- Кто спал на двадцать перинах и столько же пуховых одеял? (Принцесса на горошине)
- Его любимое лакомство-варенье (Карлсон)
- Кто потерял туфельку на балу? (Золушка)
- Что было разбитым у старика со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке»?(Корыто)
- Домик из сказки, где живут разные звери. (Теремок)
6. Угадай персонажа сказки по предмету.
Заключительное стихотворение
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея;
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли выполнить все задания. Но зато теперь вы сможете продолжить путешествие сами, ведь сказочная тропинка бесконечна.
А теперь подведем итоги. Слово предоставляется нашему некомпетентному жюри.
Форма: игра-путешествие.
Цель: Приобщение младших школьников к овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того социального опыта, который выработало человечество.
Задачи:
- Закрепить знания детей о литературном жанре – сказке.
Прививать интерес к чтению. - Развивать речь, мышление, воображение, внимание, память, любознательность, творческую активность.
- Воспитывать в процессе игры дружбу, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- выставка книг со сказками,
- плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,
- картинки сказочных героев,
- карточки с вопросами,
- жетоны,
- игрушка,
- крупа,
- медали «Знаток сказок!».
Ход занятия
(Звучит музыкальная заставка из передачи «В гостях у сказки»)
В: — Здравствуйте, ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на занятии?
— Правильно. Мы совершим путешествие в удивительный мир сказок.
(Ребенок читает стихотворение)
Много в мире сказок
Самых, самых разных:
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
И на всей планете
Маленькие дети
Знают эти сказки,
Любят слушать их.
В: — Ребята, что же такое сказка? По каким признакам мы отличаем сказку от других произведений?
В: — Все сказки можно разделить на 3 группы: волшебные, бытовые, о животных. Как отличить одну группу сказок от других?
В: — Перед вами несколько названий сказок. Кто из вас сможет разделить их на 3 группы? (Дети разбивают сказки на группы)
В: — Кто проверит и докажет, что сказки попали в нужную группу?
Волшебные сказки — это сказки в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
(«Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»)
Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день.
(«Репка», «Каша из топора»)
Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др. Животным в этих сказках присущи человеческие черты и слабости. («Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка»)
В: — Ребята, нам пора отправляться в путешествие, страна сказок открыла для нас свои двери. Чтобы нам было весело в пути, давайте возьмёмся за руки и споём песню «Вместе весело шагать». (Дети становятся в круг и поют песню)
В: — Чтобы в пути нам не попасть в беду, мы будем соблюдать правила дорожного движения. А помогать нам будет трёхглазый друг – светофор. Передаём друг другу игрушку и называем по очереди цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный.
В: — Вот мы с вами и разделились на 3 группы. Каждая группа занимает места за своим столом. (На столах таблички с надписью: красный, жёлтый, зелёный)
— Во время путешествия мы будем делать остановки и выполнять интересные задания. Эти задания помогут нам выяснить, кто же из вас хорошо знает сказки.
Работать будем дружно, совещаясь друг с другом.
За каждый правильный ответ получать жетон. Удачи!
1 остановка «Стихотворная»
(Воспитатель читает стихотворения о сказках, дети отгадывают, о какой сказке идёт речь)
а)
Возле леса, на опушке,
Трое их живут в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
б)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее он уйти не смог, что за сказка? (Колобок)
в)
Носик круглый, пяточком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)
2 остановка «Вопросы»
Каждой команде по два вопроса.
а) Как звали девочку и мальчика в сказке «Снежная королева»?
б) Как звали героиню сказки Ш.Перро, которая из падчерицы – замарашки превратилась в красавицу – принцессу ?
в) Как звали поросят в сказке «Три поросёнка»?
г) В какой сказке неуклюжий утёнок превращается в красивого лебедя?
д) Как называется сказка, в которой девочка зимой пошла за подснежниками?
е) Что сделал Кот в сапогах, чтобы помочь своему хозяину?
3 остановка «Сказочные предметы»
(Воспитатель показывает картинки, дети догадываются, из какой они сказки)
а) Корона, горошина — «Принцесса на горошине»
б) Корзина, пирог, горшок — «Красная шапочка»
в) Печка, вёдра, щука – «По щучьему велению»
4 остановка «Музыкальная»
(Звучит один куплет из песни, дети должны догадаться, из какой она сказки)
а)
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
«Золушка»
б)
Если долго, долго, долго, если долго по тропинке,
Если долго по дорожке, топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно, то, наверно-верно-верно,
То, возможно-можно-можно, можно в Африку прийти.
А-а, в Африке реки вот такой ширины.
А-а, в Африке горы вот такой вышины.
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай,
А-а, и зеленый попугай.
«Красная шапочка»
в)
Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой не прямойЗаветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин,
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
«Волшебник Изумрудного города»
5 остановка «Иллюстративная»
(Воспитатель показывает иллюстрации, дети определяют, что это за сказки)
а) «Снегурочка»
б) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
в) «Незнайка»
6 остановка «Литературный сундучок»
(Воспитатель задает вопросы из сказок)
– Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»? (испечь каравай хлеба)
— На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея? (дуб)
— Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича? (Иван сжег лягушачью кожу)
— Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу? (Три дня)
— В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу? (Морозко)
— Что спросил Морозко у девушки в первый раз? (Тепло ли тебе, девица?)
7 остановка «Старатели»
— У вас на столах смешано фасоль и горох. Нужно перебрать крупы. Кому давали подобное задание? Кто помог героине перебрать зерно? Ну а вам будет помогать дружба. Ведь вместе вы можете и горы свернуть. Это задание на время. Удачи!
(Во время выполнения задания играет музыка, и дети все вместе поют песню «Дружба крепкая не сломается»)
8 остановка «Книжная»
— Посмотрите на выставку книг. Здесь собраны сказки разных народов мира. Эти книжки находятся в нашей библиотеке. После занятия можете подойдите к выставке. Возможно какая-то из сказок вас заинтересует. Больше читайте. Кто много читает, тот много знает!
— А сейчас пора возвращаться из нашего сказочного путешествия. Посчитайте, сколько вы набрали жетонов во время игры. (Награждение участников игры)
— А сейчас для всех участников прозвучит музыкальный подарок. (Дети поют песню «Сказки гуляют по свету»)
— Подошло к концу наше весёлое и интересное путешествие. И закончить его я хочу такими словами.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Внеклассное мероприятие “Путешествие по сказкам»
(русские, зарубежные и тувинские сказки)
Цель: 1. Повторить понятие народной и литературной сказки;
2. Проверить кругозор и знания учащихся по сказкам;
3. Формирование умения работать в команде, формирование умения сопереживать другим учащимся;
4. Развитие творческих способностей и формирование нравственных
ценностей у учащихся.
«Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»
Ведущий 1: Если сказка в дверь стучится, Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица: чуть спугнёшь и не найти.
Ты за нею на порог, а её и нету…
Только тысячи дорог разбрелись по свету.
По какой она пойдёт? Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда…
Только там, где сказке быть – там случится чудо…
У неё чудес запас и всегда готово
Каждый раз для всех для нас – золотое слово.
Ведущий 2: — Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы
приветствуем сегодня всех вас на нашем мероприятии. Наверное, нет на
свете человека, который не любил бы сказок. С самого раннего детства
дорогу в сказку нам открывает книга.
И сегодня мы узнаем, в какой команде у нас самые талантливые, самые
любознательные и читающие ребята.
Сегодня наши команды будет оценивать наше жюри. Позвольте
представить жюри (идёт представление жюри).
А теперь давайте поприветствуем наших участников. Сегодня участвуют две
команды. ( Идёт представление команд – название, девиз)
Ведущий: Ребята, а вы хотите сами стать героями сказок? Вот прежде чем стать героями сказок, вы должны отгадать сказочных героев.
А это у нас волшебный экран. По нему мы будем проверять, правильно отгадали загадки или нет.
1) Героиня сказки, бесстрашно шедшая через лес с пирожками к бабушке(Красная Шапочка).
2) Мучнистый, душистый герой, который любит путешествовать по дороге и который встретил на своем пути много опасностей ( Колобок).
3) Озорной деревянный мальчишка, который нашел себе много друзей в театре кукол, но были у него и враги (Буратино).
4) Добрый, милый кот, который очень хотел жить дружно со своими врагами-мышами ( Кот-Леопольд).
Ну, теперь вы стали настоящими сказочными героями.
Итак, отправляемся в сказочное путешествие!
Прежде чем отправиться в сказочное путешествие, нам нужно выбрать транспорт, но котором можно путешествовать.
На чем путешествовали в сказках разные герои?
Баба Яга ………………………………………………….. ( на ступе)
Лягушка-путешественница……………….….(на прутике)
Емеля к царю…………………………………..(на печи)
Дюймовочка в теплые края……………………(на ласточке)
За медом Винни-Пух………………………..…(на воздушном шаре)
На крышу Малыш………………………………(на Карлсоне )
Вы, ребята, молодцы!
— В Добрый путь!
Ведущий: ∙ Вспомните, пожалуйста, на какие жанры делятся сказки?
(жанры – 1. Волщебные
2. о животных
3. бытовые)
2.А теперь назовите самые популярные сказки А.С.Пушкина.
( «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
мёртвой Царевне и 7 богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
3. Назовите зарубежных писателей сказочников. (Братья Гримм, Шарль
Перро,Г.К.Андерсен, Гауф, Гофман и т.д.)
4. Назовите сходства и отличия народных и литературных сказок.
(сходства: сюжет, композиция-построение;
Различия: народные – нет автора, передаются из уст в уста;
Литературные – есть автор, в печатной форме)
Ведущий 1:
И у нас первый конкурс «Разминка».
За каждый правильный ответ – 1 балл; отвечает та команда, участник которой
первым поднял руку, если команда не отвечает, то ход переходит к
следующей команде.
Конкурс 1 — «Разминка» ( полушуточные вопросы)
∙ Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
∙ Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом?
Подсказка: Всем помогла мышка. (Репка)
∙ Кто из русских сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а три – лучше». Подсказка: в одном из мультфильмов с этим героем дружил Добрыня Никитич. (Змей Горыныч)
∙ Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь, особенно сапоги? (Кот в сапогах).
∙ Назовите героиню сказки, которая занималась по дому неквалифицированным трудом: чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)
∙ Назовите героя тувинской народной сказки, в совершенстве знающего три науки? (Оскюс-оол)
∙ Какой вид энергии использовала Баба-Яга в русских сказках, летая в ступе? (нечистую силу)
∙ В какой зарубежной сказке говорится о деятель ности оригинального музыкального коллектива, состоящего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (бременские музыканты)
∙ В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко? (Дюймовочка)
∙ Этот герой тувинской народной сказки очень мешался главному герою и хотел заполучить себе Золотую Дангыну? ( Караты-хан)
∙ Героиня какой сказки мечтала стать человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)
∙ В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
∙ Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое, любил шалить и приговаривать: «Не беда – дело житейское».Подсказка: Жил на крыше. (Карлсон)
∙ Назовите героя русской народной сказки, который нетрадиционным способом ловил рыбу в проруби? (Волк)
∙ Какая птица в тувинских народных сказках самая умная? (Филин)
∙ В какой русской народной сказке от брошенной шапки главного героя избушка зашаталась? (Иван-крестьянский сын и чудо-юдо)
∙ Назовите злого духа в тувинских народных сказках, который всегда был одноглазым и воровал скот? (Шулбус)
∙ Назовите джина из повести-сказки русского советского писателя, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч)
∙ Назовите единственную героиню русской народной сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
∙ Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
∙ Как зовут божественных существ нижнего мира в тувинских народных сказках, которые, по преданиям, осуществляли суд над умершими? (эрлики)
∙ Эта героиня зарубежной сказки освободила от злого заклятия своих братьев, связав из стеблей жгучего растения им верхнюю одежду? (Элиза «Дикие лебеди»)
= Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным». (Кай, герой сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)
Ведущий: — Разминка прошла успешно.
Ведущий: ∙ Вспомните, пожалуйста, на какие жанры делятся сказки?
(жанры – 1. Волщебные
2. о животных
3. бытовые)
2.А теперь назовите самые популярные сказки А.С.Пушкина.
( «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
мёртвой Царевне и 7 богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
3. Назовите зарубежных писателей сказочников. (Братья Гримм, Шарль
Перро,Г.К.Андерсен, Гауф, Гофман и т.д.)
4. Назовите сходства и отличия народных и литературных сказок.
(сходства: сюжет, композиция-построение;
Различия: народные – нет автора, передаются из уст в уста;
Литературные – есть автор, в печатной форме)
Следующий конкурс «Сказочная шкатулка»
Задание — по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке:
1. С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея — персонажа русских сказок. (Игла.)
2. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
3. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».)
4. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)
5. В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с ее дочкой. (Цветы. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
6. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто ее автор. (Мочалка. К. И. Чуковский «Мойдодыр».)
Ведущий: И с этим заданием вы справились.Молодцы!
Наше путешествие продолжается.
И следующая остановка «Тестишка»
Вопросы:
1) Какому герою принадлежат эти предметы: шляпа, шпага, сапоги, перья?
а) Коту в сапогах
б) Буратино
в) Красной Шапочке
г) Крокодилу Гене
2) Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица из сказки «Двенадцать месяцев». Какие?
а) ландыши
б) подснежники
в) васильки
г) ромашки
3) Кому принадлежала золотая туфелька, потерянная на балу?
а) Мальвине
б) Золушке
в) Василисе Прекрасной
г) Царевне – лягушке
4) Кому принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно»?
а) котенку по имени Гав
б) коту-Леопольду
в) старухе — Шапокляк
г) Чебурашке
5) У кого гостила Дюймовочка под землей?
а) у Хорька
б) у Крота
в) у Лисы в норе
г) у Крысы
6) Что попросил старик у Золотой рыбки для своей старухи?
а) тазик
б) ванну
в) корыто
г) душ
7) Назовите фамилию почтальона из Простоквашино?
а) Плиткин
б) Обогревателев
в) Печкин
г) Батарейкин
Что несла Красная шапочка бабушке?
а) булочки
б) печенье
в) пирожки
г) хлеб
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справляетесь со всеми заданиями.
Все вы, конечно, знаете почтальона Печкина. Он несет в сумке телеграммы от сказочных персонажей. Кому ты, Печкин, несешь телеграммы?
Конкурс «Телеграмма».
Печкин: Детям, которые хорошо знают сказки. И сейчас я проверю, как вы их знаете.
Печкин зачитывает телеграммы, а ребята отгадывают, от кого они пришли:
1. «Поздравляю Иа с днем рождения!»
2. «Буду, буду умываться по утрам и вечерам».
3. «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»
4. «Спасибо, ласточка, за чудесное спасение».
5. «Нашел сапоги-скороходы, скоро прибуду домой».
6. «Нам не страшен серый волк!»
Ведущий: Ай, да, молодчинки! Нам преградили путь, ребята. И что бы продолжить наше путешествие нам нужно выполнить задание.
Конкурс: Собери пословицу и поясни её. (Делу время — потехе час)
У вас на столе лежат листочки со словами. Вам всем вместе, сообща, нужно как можно быстрее собрать из этих слов пословицу и прочитать её нам.
Как вы понимаете эту пословицу?
Ведущий: А теперь вам привет от Бабы Яги.
Конкурс: «Загадки Бабы-Яги»
Яга: Я летела на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила —
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадать мои загадки!
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди.)
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым
Его и богатым. (Конек-Горбунок.)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок — смоляной бочок.)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федора.)
Ведущий: Молодцы, ребятки! Знаете отгадки! Продолжим наше путешествие. Выбираем транспорт.
Конкурс «Угадай сказку»
Задание – к каждой сказке даётся 5
подсказок, ваша задача – угадать сказку (название) и автора. Конкурс
оценивается так: если угадали по первой подсказке – 5 баллов, по второй –
4балла, по третьей – 3, по четвёртой – 2 балла и по пятой – всего 1 балл.
1) А) эта русская народная сказка ненавязчиво знакомит маленьких детей с
понятиями по старшинству, росту и размеру;
Б) кроме того, она подтверждает старую истину, что трудная задача может
быть решена общими усилиями;
В) в ней показывается, что при совместной работе важна доля каждого;
Г) и то, что совместная работа может на время примирить извечных врагов:
кошку и собаку, мышку и кошку…
Д)…(И последняя подсказка)..всем помогла мышка.
(Русс.народная сказка «Репка»)
2)А) В этой сказке главный герой посещение театра предпочёл собственному
образованию;
Б) однако от природы он одарён простотой, доверчивостью, умением
дружить и доверчивостью;
В) за право обладания этой вещью боролись многие: и магистр кукольных
наук, и ловчий пиявок, и «слепой» кот, и коварная лиса;
Г) ради наживы представитель кошачьих притворился слепым, чтобы
выманить денежки у главного героя;
Д) а главный герой доказывает, что если ты смел и непотопляем, что если
ты умеешь дружить, то ключик от двери в театр достанется только тебе.
( «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстой)
3)А) главный герой этой сказочной повести воспитывался в семье тёти, так
как с младенчества лишился родителей;
Б) подобно Золушке, он рос в неблагоприятной атмосфере нелюбви и
опасения;
В) но когда ему минуло определённое количество лет, друзья его погибших
родителей помогли ему устроиться в лучшую школу на обучение;
Г) в этой школе герой стал обучаться необыкновенным наукам;
Д) и, благодаря огромной любви своей мамы, даже после гибели
защитившей сына, он сумел одержать победу над злым магом, который в
раннем детстве оставил на его лбу отметину в виде молнии.
(«Гарри Поттер» авт. Джоан Роулинг)
4) А) в этой сказке великого французского сказочника чётко доказывается, что
ум и изворотливость важнее богатства, ибо с их помощью можно добыть
богатство, а вот наоборот – вряд ли…
Б) что если сам не знаешь, что делать, то хорошо иметь преданного друга,
обладающего этими качествами;
В) что сила, власть и огромные размеры не гарантируют наличия
сообразительности;
Г) что умный и сообразительный друг тоже может иметь слабость, например,
к хорошей обуви;
Д) главный герой решает задачу очень легко: недруг превращается в мышь, а ему
только и остаётся – прыгнуть, поймать и съесть.
(«Кот в сапогах» авт. Шарль Перро)
5 ) А) Герой этой сказки родился в многодетной семье в Италии;
Б) он отправился искать справедливость, когда за мелкую провинность его отец
попадает в тюрьму;
В) он был молодым и зелёным, только что с грядки;
Г) его очень не любили сёстры-графини, на него всегда сердился сеньор и на
его поиски был отправлен сыщик;
Д) но он заставлял рыдать любого врага, который пытался таскать его за
волосы.
( «Чипполино» авт. Джанни Родари)
6) А) герой этой сказки с самого раннего детства остался один, и он был очень
беден и несчастен, однако он не падал духом и старался найти себя в
этой жизни;
Б) кроме того, он с рождения обладал дружелюбным характером и
смекалкой;
В) на его пути встречается много препятствий, однако он их с лёгкостью
преодолевает;
Г) имя героя этой тувинской народной сказки очень популярно;
Д) в конце сказки добро побеждает зло, а в награду главному герою
достаётся самая прекрасная девушка, на которую засматривался злой хан.
( «Оскюс-оол и Золотая Дангына»)
Ведущий 1: — Наше путешествие продолжается. Следующий конкурс «Сказочный калейдоскоп»
Ведущий держит шляпу, где лежат вопросы. Участвуют по одному представителю от класса, по очереди достают вопросы из шляпы и отвечают на них. Победитель конкурса награждается.
Вопросы:
1. Лучший в мире крокодил. (Гена.)
2. Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро.)
3. Гордость Варвары-красы. (Коса.)
4. Самая известная курочка. (Ряба.)
5. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)
6. Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
7. Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо.)
8. Сказочная скатерть. (Самобранка.)
9. Назовите братьев — Чук и… (Гек).
10. Снежная баба в детстве. (Снегурочка.)
11. Дедушка — любитель зайцев. (Мазай.)
12. Главный атрибут Дуремара. (Сачок.)
13. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)
14. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро.)
15. Кто разморозил сердце Кая? (Герда.)
16. Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка.)
17. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья.)
18. Прибаутка перед сказкой. (Присказка.)
Ведущий: А сейчас, чтобы проверить как хорошо вы знаете сказки и сказочных героев. Я объявляю конкурс «Доскажи словечко». Нужно досказать имя сказочного персонажа. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы хором — вторую.
Я — начинаю, а вы — заканчиваете.
Почтальон (Печкин)
Доктор (Айболит)
Дед ( Мороз)
Дядя ( Степа, Федор)
Золотая (Рыбка)
Царевна (Лягушка)
Крокодил (Гена)
Кощей ( Бессмертный)
Елена… (Прекрасная),
Иван… (царевич),
Василиса… (Премудрая),
Спящая… (красавица),
Мальчик-с… (пальчик),
Финист… (Ясный Сокол),
Змей… (Горыныч),
Крошечка… (Хаврошечка),
Никита… (Кожемяка),
Конек… (Горбунок),
Заяц… (хваста
Инсценирование сказки «Репка»….
Ведущий: Конкурс «Изобрази героя сказки»
Задание: Изобразить различными эмоциями персонажа сказки.
-Ребята, скажите пожалуйста, какие по характеру бывают герои сказок?
Я называю вам известную фразу из сказки: «Колобок, Колобок, я тебя съем!».
-Из какой сказки эта фраза?
— А кто из героев произносит эти слова?
— Я предлагаю вам сыграть волка, но волка разного: злого(Ж.), доброго(О.), веселого(М.), грустного(Д.).
Молодцы! Справились с этим заданием
Следующий Конкурс называется «Волшебный предмет».
— Вы знаете, что в любой сказке могут присутствовать волшебные
предметы.
Ваша задача – угадать волшебный предмет, героя и сказку.
∙ Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.
«…Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела…»
(Царица из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)
∙ Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой
Он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?
(Оле-Лукойе из сказки Г.Андерсена «Оле-Лукойе)
∙ Героине этой сказки подарили колечко. Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие при помощи слов:
«…Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени, в теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!»
Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку.
(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев»)
∙ Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост, кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку.
( туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)
∙ Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках. Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…
( ковёр-самолёт)
∙ Этим волшебным предметом убирали из памяти любые воспоминания. Этот предмет помогал задерживать погоню, так как перед преследователями мгновенно вырастал лес. Этим предметом ещё гордится петушок. (гребешок).
Ведущий: А, сейчас мы посмотрим мультфильм.
Задание: Объясни пословицу «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»
Ведущий: — Ребята, наше путешествие по сказкам подходит к концу.
я задам последний вопрос:
— В любой сказке будь то русская, зарубежная или тувинская
герои встречаются с тёмной силой или со злом. Кто и что
помогает героям одержать победу? (друзья, добро)
— Правильно, друзья и добро. В любой сказке героям помогают
друзья.
И в любой сказке добро побеждает зло.
Ведущий: — В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Подведение итогов….
Ведущий: Мы с вами сегодня совершили путешествие по сказкам. Мы все вместе здесь увидели, что вы любите сказки, интересуетесь ими, хорошо знаете героев сказок. В благодарность за это я дарю вам небольшие сувениры.
Мне очень понравилось как вы отвечали, как вы много, оказывается, знаете сказок!!! Хорошо умеете играть сказочных героев.
А вам понравилось наше мероприятие?
Спасибо всем за внимание!!!
Звучит песня «Дорогою добра»
Запасное задание: (За каждый правильный ответ зрителей, той
команде,за которую они болеют, начисляется 1 балл).
∙ Героиня одной известной Сказочной повести послала главного героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них Красный цветок. … я видела, как люди в горшок суют ветку, и на её конце расцветает Красный цветок».
Какой же «цветок» растёт перед хижинами людей в сумерках? Кто говорит эти слова главному герою?
(Красным цветком Багира называла огонь. Маугли его добыл
и при его помощи победил своего врага Шер-Хана)
∙ Героине этой сказки, чтобы попасть обратно домой ,нужно было выполнить задания великого и ужасного Гудвина, победить злую волшебницу Гингему и освободить летучих обезьян. Как зовут эту девочку? Из какой она сказки?
(Элли. «Волшебник изумрудного города» А.Волков)
∙ Где находится смерть Кощея Бессмертного?
( дерево, сундук, заяц,утка,яйцо,игла)
∙ Где живёт Кот-учёный? (у Лукоморья)
∙ Эта русская сказка о том, что просьба исполнении я песни «на бис» бывает смертельно опасна для автора. (Колобок)
∙ Отгадайте героиню: «… Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она плыла к листу. Но это была не змея. .. Это была пожилая, мудрая… Кто? (Черепаха Тортилла, «Золотой ключик»)
∙ Угадайте, из какого произведения этот отрывок…
(показываются отрывки из мультфильмов и худ.фильмов – учащиеся должны отгадать, кто герои ? Из какой сказки? Каков финал этой сказки?)
.
Ведущий: — А теперь слово жюри. (Жюри подводит итоги, награждает команды)
(В конце звучит песня «Дорогою Добра»)
Игра-путешествие
«По страницам любимых сказок»
(1-4 классы)
Цель: развивать у обучающихся желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.
Задачи:
-
создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
-
воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
-
развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
-
способствовать объедению учащихся разных возрастных групп
Ведущий: Дорогие ребята. Все мы любим читать интересные произведения. Когда мы были совсем маленькие, их читали нам мамы, а мамам читали их мамы. В этих произведениях добро всегда побеждает зло. О чем я говорю? Правильно, о сказках. Сказки – это наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
Ты посмотри на небосвод –
Там сказок дивный хоровод:
Летит дракон, а вслед за ним
Огромный слон летит сквозь дым.
А вон царевич на коне,
Старик Хоттабыч на ковре,
И даже кит, и даже кот
Один летит, другой плывет.
Страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех. И сегодня мы отправимся с вами в эту страну.
Вы, ребята, смелые?
. Да!
. Вы, ребята, умелые?
-Да!
— Находчивые?
—Да!
— Сказки любите?
-. Да!
— А вы их знаете?
—Да!
Дети разбиваются на 5 команд. Ваша задача: собрать картинку, отгадать сказочного героя и мы узнаем, чьё имя носит ваша команда. Каждой команде выдаётся маршрутный лист.
«Станция «Песенная».
. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название.
-
«Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, нехитро уйти!»
(Колобок. Русская народная сказка «Колобок») -
«Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Я коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную».
(Коза. Русская народная сказка «Волк и лиса»). -
«Сестрица моя, Алёнушка,
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
(Козленочек, братец Иванушка). -
Кто и в какой сказке «при честном, при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде». (Белка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
-
Если я чешу в затылке-не беда,
В голове моей опилки да, да, да!
Но хотя там и опилки, и кричалки, и вопилки,
А также шумелки, пыхтелки и сопелки.
Сочиняю я неплохо иногда! Да!
(Винни Пух. Милн «Винни Пух и все, все, все»)
6.Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги!
(бременские музыканты, братья Грим «Бременские музыканты»)
-
Я был когда то странной,
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подходил.
(Чебурашка, Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Станция «Дополни имя»
— У некоторых сказочных героев есть двойные имена. Я буду проговаривать первую часть имени, а вы- вторую.
-
Кощей ……(Бессмертный)
-
Мальчик …..( с пальчик)
-
Иван …….(Царевич)
-
Братец ……(Иванушка)
-
Змей (Горын
— Молодцы! А теперь такое задание: прочитать и собрать двойные имена сказочных героев. (карточки)
Кот Леопольд
Баба Яга
Доктор Айболит
Почтальон Печкин
Папа Карло
Крокодил Гена
Муха Цокотуха
Соловей Разбойник
Винни Пух
Красная Шапочка
Станция «Ромашка»
Участники по очереди отрывают лепестки от ромашки, читают вопрос и отвечают на него.
-
Какого цвета были волосы у Мальвины?
-
Из чего Фея сделала Золушке карету?
-
Сколько козлят у многодетной козы?
-
Как звали самую маленькую девочку?
-
Кто первый нашел теремок?
-
Самый лучший в мире фантазер и сладкоежка?
-
Самая известная курица?
-
Сказочная скатерть.
-
Кто из обитателей болот стал женой царевича?
-
Кто перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину?
Станция «Сказка-раскраска»
Найти героев сказок и назвать сказки.
Станция «Загадки»
Он был самым добрым из всех докторов,
Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит –
Скажите скорее, кто он? ( Доктор Айболит)
Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда!
« Подайте мне плетку!», — гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? ( Барабас)
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился он от всех,
Кроме «рыжей» вот так смех! (Колобок)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
( Красная Шапочка)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.. (Буратино)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла — старушкин самолет…( Баба Яга)
Сказочное приспособление для перемещения по воздуху. (Ковер)
Событие, произошедшее между дядей Федором и его родителями, и послужившее причиной отъезда в Простоквашино. (ссора)
Материал, из которого был изготовлен солдатик. (Олово)
Шелковая ткань, из которой были сшиты платья дочерей купца в сказке «Аленький цветочек». (Атлас)
Сказочный предмет, делающий человека невидимым. (Шапка)
Подведение итогов
Маршрутный лист «Красная шапочка»
Станция |
баллы |
«Песенная» |
|
«Дополни имя» |
|
«Ромашка» |
|
«Сказка-раскраска» |
|
«Загадки» |
Маршрутный лист «Айболит»
Станция |
баллы |
«Загадки» |
|
«Песенная» |
|
«Сказка-раскраска» |
|
«Ромашка» |
|
«Дополни имя» |
Маршрутный лист «Карлсон»
Станция |
баллы |
«Дополни имя» |
|
«Ромашка» |
|
«Песенная» |
|
«Загадки» |
|
«Сказка-раскраска» |
Маршрутный лист «Золушка»
Станция |
баллы |
«Сказка-раскраска» |
|
«Загадки» |
|
«Дополни имя» |
|
«Песенная» |
|
«Ромашка» |
Маршрутный лист «Буратино»
Станция |
баллы |
«Ромашка» |
|
«Сказка-раскраска» |
|
«Загадки» |
|
«Дополни имя» |
|
«Песенная» |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новомеловатская средняя общеобразовательная школа»
Калачеевского района Воронежской области
Внеклассное мероприятие
в начальных классах
Игра—путешествие
«По страницам любимых сказок»
подготовила
учитель начальных классов 1 КК
Грищенко Галина Ивановна
с. Хвощеватое
2015
Игра—путешествие «По страницам любимых сказок».
Цель. Учить детей ориентироваться в мире сказок, развивать умение
эмоционально откликаться на произведения художественной литературы,
вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение,
творческие способности.
В игре—путешествии принимают участие несколько команд. Каждой
команде путешественников вручаются путеводные листы. Около каждой
станции участников игры встречают сказочные герои, которые приготовили
командам различные препятствия(викторины, конкурсы, загадки)
На каждой станции команды за правильно выполненные задания
получают жетоны. У какой команды их окажется больше в конце игры, та
команда и выигрывает.
Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами
отправимся в путешествие по страницам любимых сказок. Ведь сказки – это
наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с
нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут
они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные
истории, поведают чудесные тайны. Итак, отправляемся в путешествие.
Станция «На лесной полянке».
Леший. Здравствуйте, ребята. Раз вы попали в наш сказочный лес,
значит, должны хорошо знать сказки. И сейчас я это проверю. Не зевайте,
хором дружно отвечайте.
1. Кто был женихом Мухи—цокотухи? (Комарик).
2. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на
бал? (Из тыквы).
3. Как звали трех поросят? (Ниф—Ниф, Нуф—Нуф, Наф—Наф).
4. Куда отправился Айболит по телеграмме? (В Африку).
5. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
6. У какого царя есть золотой петушок на спице? (У Дадона).
7. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино
горе». (Егоровна).
8. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о золотой рыбке»?
(33года).
9. Назовите автора повести—сказки «Маугли»? (Редьярд Киплинг).
10. Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы?
(Вечность).
Станция «В гостях у Бабы—яги».
Баба—яга. Явились? Не запылились. Ну что ж, посмотрим, на что вы
способны. Я вам такие задания приготовила, никогда не отгадаете.
1. В лесу темном, на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Это сказка для ребят…
(«Волк и семеро козлят»)
2. Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и
братцу Иванушке на пути первым? (Коровье).
3. Что подарила маленькая разбойница Герде? («Рукавицы»).
4. Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной
сказке? («Из сосны»).
5. Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло?
(«Очаг»).
6. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова
«Конек—Горбунок»)? (Пшеницу).
7. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва).
8. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть—самобранка)
9. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?
10. В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор
сказки?
Станция «Музыкальная».
Скоморох. Сейчас вы услышите отрывки из сказок—мультфильмов.
Ваша задача – узнать, из какой сказки этот отрывок.
Станция «Чудо—дерево».
Соловей—разбойник. Хорошее дерево у меня? Чудом зовут. А растут
на нем вещи, которые некоторые сказочные герои потеряли. Угадаете, чьи
это вещи, дальше пойдете.
1. Азбука. (Буратино).
2. Туфелька. (Золушка).
3. Банка с медом. (Винни—Пух).
4 . Горошина. (Принцесса на горошине).
5. Яйцо. (Курочка Ряба)
6. Монетка. (Муха—цокотуха).
7. Термометр медицинский. (Айболит).
Станция «Загадкино»
Почтальон Печкин. Приготовил я вам, ребятушки, загадки.
Интересные да запутанные. Сам еле разгадал.
1. На сметане он мешен,
На окошке он стужен,
У него румяный бок.
Кто же это? (Колобок).
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля).
3. Живет в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно той старушке
Попасться на обед. (Баба— яга.)
4. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).
5. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его (Незнайка).
6. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто—нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас).
7. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок (Вини—Пух).
8. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган. (Буратино)
9. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)
10. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто—то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей. ( Царевна—лягушка.)
Станция «Сказочная мастерская»
Папа Карло. Ну что ж, дорогие мои любители сказок. Вы прошли
долгий и нелегкий путь, и, наконец, попали в мою сказочную мастерскую. А
задание вам такое: нужно изготовить своего любимого сказочного героя. А
для этого у меня в мастерской все есть: пластилин, цветная и белая бумага,
ножницы, клей, фломастеры, природный материал.
Вам нужно только включить свои фантазию, творчество и
воображение.
Подведение итогов. Награждение команд.
Литература.
1. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева.— Классные часы по
этическому и эстетическому воспитанию. — 1-4 классы. Москва.
«ВАКО» 2007.
2. О.В. Басюк, М.А. Головкина, Р.И. Дьякова, Н.С. Жидкова, З.Б.
Мельник, Г.В. Мизева, Л.С. Михайлова, О.Б. Николаева, Г.В.
Погорелова, О.А. Юдина. Классные часы. 1—4 классы. — Волгоград.
Издательство «Учитель» 2008.
3. Е.П. Стрелкова. Литературная игра «По страницам любимых книг».
— Начальная школа. № 5. – 1995.
4. С. И. Шилова. Урок «По дорогам сказки». — Начальная школа.—№ 3. —
1994.
5. А.А. Метлицкая. – В гостях у сказки.— № 9. — 1991.
Литературно – игровая программа «В гостях у Сказки»
Автор: Чижова Надежда Васильевна
Организация: МБОУ Мухтоловская ОШ
Населенный пункт: р.п. Мухтолово
Участники: учащиеся 1 класса
Форма работы: внеурочная
Цель: воспитание любви к сказкам, развитие интереса к чтению художественной литературы через творческую деятельность младших школьников.
Задачи:
образовательные: научить детей самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы; углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
воспитательные: воспитывать уважение к родной литературе, чтению, прививать любовь к устному народному творчеству.
развивающие: создать условия для раскрытия творческого потенциала участников, развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы.
Оборудование: плакаты с иллюстрациями к сказкам, презентация «В мире сказок», выставка детских книг, рисунков на тему «Волшебный мир сказок», карточки с заданиями.
Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде. Поочередно команды отвечают на вопросы ведущего и за каждый правильный ответ получают жетоны. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Ход мероприятия
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт!
Ведущий: Ребята, вы любите читать сказки? Какие сказки вы знаете? Все люди на свете любят сказки. Они бывают разные. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь сказку – дух захватывает. Но не только интерес или развлечение есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, сказки ненавязчиво учат нас быть умными, добрыми, честными, отважными, смелыми, трудолюбивыми.
Выходят дети в костюмах сказочных героев, читают стихотворение Юнны Мориц «Сказка по лесу идет…».
Сказка по лесу идёт-
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт…
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки-
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка-умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт…
Ведущий: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в удивительный волшебный мир сказок, в который мечтают попасть тысячи мальчишек и девчонок. Вы готовы? Тогда начинаем конкурсную программу. За каждый правильный ответ и выполненное задание команда будет получать жетоны.
Конкурс «Волшебный сундучок»
1. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? ( В козленочка)
2. Куда уронила ведро Рукодельница? (В колодец)
3. Из чего сварил кашу солдат в русской народной сказке? (Из топора)
4. Волшебный конь, встречающийся в русских сказках. Войдя в правое ухо коня и, выйдя из левого, герой может стать богатырем. Когда «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? Кто это? (Сивка – бурка)
5. Какому сказочному герою принадлежит знаменитая фраза: «Ой, кажется, дождь собирается!» (Пятачок)
6. Как звали сказочную героиню, у которой были хрустальные туфельки? (Золушка)
7. В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)
8. Лучший друг Крокодила Гены? (Чебурашка)
9. Какое угощение приготовила Лиса Журавлю? (Кашу)
10. Известный доктор, который лечил малышей — коротышек от всех болезней? (доктор Пилюлькин)
Конкурс «Отгадай сказку»
- Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной,
Он сам того не ведая несет ее домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Название этой сказки… («Маша и медведь»)
- Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна — лягушка»)
- Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
- Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
- Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку — малышку? (Дюймовочка)
Конкурс «Кому принадлежит волшебный предмет?»
В мешочке лежат «волшебные предметы». Задача игроков: отгадать, какому сказочному герою принадлежит данный предмет.
- Разноцветный зонтик (Оле-Лукойе)
- Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)
- Банка с медом (Винни-Пух)
- Куриное яйцо (Курочка Ряба)
- Детская гармошка (Крокодил Гена)
- Большой ключ (Буратино)
Конкурс «Собери пословицы»
Ведущий: Русский язык богат пословицами и поговорками. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Пословица – краткое изречение, созданное народом. В ней содержатся мудрые мысли, важные наставления, добрые поучения. «Без пословицы речь не молвится», – говорили на Руси. Знание пословиц обогащает нашу речь, делает ее более яркой и выразительной. У вас на столе лежат карточки, на которых написаны части пословиц. Ваша задача – «собрать» пословицы по смыслу.
Любишь кататься, |
Семь раз отмерь, |
Делу – время, |
Вместе тесно, |
На языке медок, |
Кончил дело — |
Хочешь есть калачи — |
|
люби и саночки возить. |
а врозь скучно. |
один раз отрежь. |
гуляй смело. |
не сиди на печи. |
а на уме ледок. |
Конкурс «Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?»
На столах у учащихся карточки с заданиями:
- Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь. (Золотая рыбка)
- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. (Лиса из сказки «Лисичка со скалочкой»)
- Это я, внучка ваша, пирожок несу да горшочек масла: матушка прислала. (Красная Шапочка)
- Ах, очень плохо я спала. Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Я лежала на чем – то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно! (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
- По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, ведра, сами домой… (Емеля из русской народной сказки «По – щучьему веленью»)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Врзвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему, вели.
(Девочка Женя из сказки В. Катаева «Цветик — семицветик»)
Конкурс «Анаграммы»
Ведущий: Ребята, вы знаете, что в сказках есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные, трудолюбивые и ленивые.
Расшифруйте имена сказочных героев.
РЕЦАВНА (Царевна) НЕЙКАЗНА (Незнайка)
ЛУЗОКАШ (Золушка) ШКАНУЛЕА (Аленушка)
ТИБУНОРА (Буратино) РОГУСНЕАКЧ (Снегурочка)
БОАЙТЛИ (Айболит) АНВИМАЛЬ (Мальвина)
Конкурс «Волшебный художник»
Участники с закрытыми глазами должны нарисовать сказочных героев или волшебные предметы, например: Колобка, Золотой ключик.
Подведение итогов викторины. Награждение.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы оказались хорошими знатоками сказок. Чтение – прекрасное и удивительное занятие! Благодаря чтению развивается наше мышление и воображение, и мы обретаем способность мыслить, творить, а значит – изменять мир к лучшему. Подружитесь с книгами – и вы всегда сможете найти ответ на любой вопрос!
До свидания! До новых встреч на литературных фестивалях и конкурсах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волина, В.В. Учимся играя/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Катаев, В. П. Сказки. Цветик-семицветик/ В. П. Катаев. – М.:ООО «Искателькнига», 2015.- 48 с.
3. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Воронеж: Учитель, 2004. – 168 с.
4. Русские народные сказки. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2016.-128 с., цв. ил. (Серия «10 сказок малышам»).
Приложение
1. Карточки с пословицами
Любишь кататься, |
Семь раз отмерь, |
Делу – время, |
Вместе тесно, |
На языке медок, |
Кончил дело — |
Хочешь есть калачи — |
|
люби и саночки возить. |
а врозь скучно. |
один раз отрежь. |
гуляй смело. |
не сиди на печи. |
а на уме ледок. |
2. «Анаграммы». Расшифруйте имена сказочных героев
РЕЦАВНА |
|
ЛУЗОКАШ |
|
ТИБУНОРА |
|
БОАЙТЛИ |
|
НЕЙКАЗНА |
|
ШКАНУЛЕА |
|
РОГУСНЕАКЧ |
|
АНВИМАЛЬ |
3. Карточки «Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?»
Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь. |
Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. |
По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, ведра, сами домой… |
Это я, внучка ваша, пирожок несу да горшочек масла: матушка прислала. |
Ах, очень плохо я спала. Я почти всю ночь напролет глаз не смыкала. Я лежала на чем – то твердом, и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужасно!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
- по-моему, вели.
4. Плакат для оформления
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт!
Приложения:
- file0.docx.. 38,0 КБ