Место обитания бабы яги в сказке царевна лягушка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Исследовательская работа по теме:

«Образ Бабы-Яги

в русских народных сказках»

                                                               
Автор:

                                                                                             
Ахматшина Карина ,

                                                                                        
ученица  4 «Б» класса

                                                                            Руководитель:

                                                                              
Зырянова Елена

                                                                              
Владиславовна

2019
год

Оглавление

Введение ..……………………… ………………………… …………………
…………
3

1.Основная часть

1.1.Появление образа Бабы –
Яги…………………………………………………..5

1.2.Баба — Яга в русских народных
сказках …………………………………….…..7

1.3.Роль Бабы-Яги в сказках ………………………………
… ……………………8

1.4.Анализ результатов исследования…………………………………………….12

2.Заключение  ………………………………………………………………………14

3.Список используемой литературы
………………………………………………15

Приложение

Введение

Где
живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе
листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка.
Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.

А
задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест
маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это
вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое
существо?

Я 
решила больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Ведь
Баба-Яга – едва ли не самая
популярная женщина из всех многочисленных героинь русских народных сказок.
Какая она: страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот — вот
прилетит она на ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово —
избушку на курьих ножках, а там, поди, зажарит и съест его. А может Баба-Яга
поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где
тут правда, где вымысел? Кто она на самом деле? Добрая или злая, коварная или
наивная?

Цель работы: анализ образа Бабы-Яги на
примере русских народных сказок.

Задачи исследования:

1.   Выяснить историческое происхождение
образа Бабы-Яги.

2.   Описать облик и выяснить, какой у неё
характер.

3.   Определить род ее занятий.

4.   Выяснить в каких отношениях она
находится с людьми.

Объект исследования: Баба-Яга.

Предмет исследования:  русские народные сказки.

Гипотеза: Баба-Яга – это вымышленный
персонаж русских народных сказок.

Методы исследования:

чтение русских народных сказок, 

изучение  литературы,

 анализ результатов,

 анкетирование одноклассников,

практическая работа.

1.Основная часть

1.1.Появление образа Бабы –
Яги

В «Толковом
словаре живого великорусского языка»  Владимира Даля говорится. что Яга или яга-баба,
баба-яга,
род ведьмы, злой дух, под
личиною безобразной старухи. Баба-яга,
костяная нога,
в ступе едет, пестом упирает, помелом след
заметает.
Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за
человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под
поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто
видит ягу, становится нем.

         Баба-Яга — это умерший
предок,  и ею часто пугали детей. В древности умерших хоронили в
домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с
выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины
ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную
от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было
увидеть только их ноги — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная
нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не
тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все
же приходили просить помощи.

             

Яга, как правило,
не ходит, а летает, подобно  змею, дракону, разъезжает по белу свету в железной
ступе, погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов,
она заметает их метлою или помелом.

Баба Яга живет в тёмном,
дремучем, таинственном лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной
частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В
доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи.
Они являются ее советчиками и охранниками.

50282152_izbushkababa_copy

Баба Яга обладает
волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом,
сапогами-скороходами и многими другими.

1.2. Баба-Яга в русских
народных сказках.

В некоторых  сказках
Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как  богатырша, иногда — мать,
жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится «за тридевять
земель в тридесятом царстве», «за огненной рекой», часто — в подземном мире;
дворец ее огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. Она владеет
стадами скота и табунами волшебных коней; в некоторых сказках герой, чтобы
получить такого коня, нанимается к Яге пастухом или  крадет коня и спасается
бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в
силах.

Во многих сказках Яга сама
ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против
приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, нападает во главе
целого воинства. Ее «рать-сила несметная» наступает подобно грозе. Богатыри
побеждают войско Яги, и она проваливается в подземелье, куда за ней следует и
герой сказки.

Иногда она в  сказках  обращается
то в тучу, то в гору с пещерой,   проглатывает богатырей с их конями.


1.3. Роль Бабы-Яги в сказках.

 Я проанализировала
образ Бабы Яги. Для этого я прочитала русские народные сказки, где говорилось о
Бабе Яге.

         Образ бабы-яги в сказках
слагается из разных деталей. Сказка знает три разные формы яги.

         Первый тип — встречающийся
реже двух других, — яга-дарительница, которая принимает героя, иногда
испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары,
чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч — кладенец ).  «Василиса
Прекрасная», «Марья Моревна»

         Второй тип — яга-похитительница, уносящая
детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).
«Гуси-лебеди».    

         Третий тип —
яга-воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих из них.
Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и
застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти,  побеждает
же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. «Баба-Яга».

         Образы яги-похитительницы и
яги-дарительницы связаны с представлениями о прибытии человека в царстве
мертвых. Она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания
выдерживает.

В основе северного образа
Бабы-Яги, колдуньи и повелительницы зверей, обитающей в лесной чаще и иногда
похищающей и пожирающей детей, а иногда помогающей герою советом и делом, как и
в случае с южной Ягой-воительницей, лежали древнейшие предания и обычаи.

         В русских сказках яга-баба —
 мать и «хозяйка» зверей.   Она часто похищает детей и стремится изжарить их в
печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка»
Этот
обряд совершался над больными или слабыми детьми.  Суть его заключалась в
следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату
и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и
жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит
избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда
жилиная, нога глиняная»

Золотые
яблочки

Мышка,
гуси-лебеди

Отрицательный,
так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка
на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на
полке, а нос в потолок врос»

Клубок

Положительный,
так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу
хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга –
костяная нога

Гребешок,
полотенце

Кот, собаки,
быки

Отрицательный,
так как хотела съесть девочку

«Василиса
Прекрасная»

«В дремучем
лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе
торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи,
вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет,
пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный,
так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья
Моревна»

«За тридевять
земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом
дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только
один незанятый»

«Во весь дух
на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный
платочек

Волшебные кони

Отрицательный,
так как хотела убить Ивана-царевича

Итак, во всех
русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают
герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо
помогает, либо нет.

1.4 Анализ
результатов исследования.

В результате исследования
было установлено: образ Бабы – Яги в русских народных сказках довольно
противоречив. Баба-Яга не всегда злая ведьма: она может быть разной – доброй и
злой,  часто она помогает герою, спасает его, может быть веселой и смешной, а
иногда даже красавицей. 

На основе связей между
различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных
сказках можно сделать вывод о ее сущности. Баба Яга испытывает людей,
наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые
способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.

         Баба Яга живет в дремучем
лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери,
служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.

Баба Яга летает
на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист
связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.

Бабе Яге
подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она
повелительница времени.

Баба Яга ведает
огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей
подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным,
подземным и домашним.

         Баба Яга похищает и ест
детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда
старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским
духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из
черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и
подземным миром.

Таким образом,
мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее
прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в
русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая
сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини,
повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью,
Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

Мы провели анкетирование
одноклассников по вопросам:

Кто такая Баба – яга?

Какой её внешний вид?

Злой или добрый герой Баба – яга?

Оказалось, что
все считают Бабу – ягу злым героем, внешнее описание мало расходится. Видимо,
оказало влияние просмотр фильмов, рассматривание иллюстрация в книгах. Я
попросила изобразить Бабу – ягу. Ребята с удовольствием выполнили мою просьбу
(Приложение)

Заключение.

В ходе своего
исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских
народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, узнала из  литературы
многое о Бабе Яге.

По сказкам я
сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать
сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого
художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать
какие-нибудь новые открытия.

Материал данной работы может быть
использован на уроках литературного чтения.

Список используемой
литературы.

1.     Бабушкины сказки. Сборник
русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 608
с. 

2.     Любимые сказки. Сборник
русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 512
с. 

3.     Народные русские сказки под
ред. Афанасьева А.Н. – М.: Детская лит.,– 1992. – 245 с.

4.     Пропп В.Я. Исторические корни
волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.

5.     Толковый словарь живого
великорусского языка. В. Даль – М.: Мир книги, 2002.

6.      http://www.zankovcom/lit-met3.htm
— статьи по изучению нар. Сказок

7.     http://ww.paganism.ru/babayagahtm
— о происхождении образа

8.     http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm-
картинки

Приложение

Рисунки учащихся 4Б
класса.

Библиографическое описание:


Икон, А. И. Образ Бабы Яги в русских народных сказках / А. И. Икон, О. З. Новичкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/178/ (дата обращения: 10.01.2023).

Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое существо?

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности. Для этого я прочитала сказки в которых присутствовал персонаж Баба Яга. Составила вопросы и провела анкетирование среди учеников своего класса, чтобы узнать, как другие представляют образ Бабы Яги.

Результаты опроса учащихся представлены в таблице № 1

Таблица 1

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Кто такая Баба Яга?

1.Вымышленный персонаж

2.Ведьма, колдунья

3.Злая сварливая старуха

4.Пожилая женщина

5.Старушка с метлой

2.Какой вы её представляете?

1.Злой, сердитой, плохой, неуклюжей

2.Доброй, гостеприимной

3.Где она живет?

1.На болоте, в лесу в избушке

2.По соседству с лешим

4.Чем она занимается?

1.Летает в ступе, крадет детей

2.Варит зелья, колдует, прядет нить

5.Как выглядит костяная нога?

1.Сделана из кости, как у скелета

2.Уродливо, как корявая палка

3.Волшебная нога

Общая характеристика Бабы Яги.

Баба Яга- старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она не ходит пешком, а разъезжает на ступе, погоняя её пестом, заметая следы метлой. В православном сознании- воплощение сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Сказка всегда предваряет миф.

Баба Яга (Буря-Яга, Яза)- лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке на курьих ножках. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки и зелья.

Заглянув в историю племени Ягга в Африке я узнала, что женщина Яга из того племени носила оружие и участвовала в сражениях. Обычай не разрешал иметь детей. Запрет на рождение детей объясняет причину, по которой Баба Яга ворует детей. В племени процветал, каннибализм это объясняет, почему Баба Яга старалась всех усадить в печь.

Основные черты образа Бабы Яги.

Эта женщина, старуха у неё необычная(чаще всего костяная) нога. Во всех сказках упоминается, в единственном числе. Можно предположить, что Баба Яга одноногая. Её одноногость является основанием, чтобы предположить, что она входит в круг божеств, ведущих свой род от змеи.

Далее я проанализировала прочитанные мною сказки и по результатам составила таблицу № 2

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания

Внешний вид

Животные служащие

Волшебные вещи

Персонаж сказки

«Гуси лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, вокруг себя поворачивается»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Мышка, гуси-лебеди

Золотые яблочки, молочные реки.

Отрицательный похищает детей, чтобы съесть.

«Заколдованная королева»

Три Бабы Яги.

«Стоит избушка, а дальше тьма кромешная».

Баба Яга-костяная нога, старая, беззубая»

Ковер-самолет, сапоги-скороходы,

шапка невидимка

Положительный помогла найти королеву

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом её»

«Во весь дух скачет на железной ступе»

Кони

Волшебный платочек

Отрицательный, хотела убить Ивана царевича

«Финист-ясный сокол»

«Стоит избушка на поляне на курьих ножках — вертится»

Три Бабы Яги.

«Сама черная, а во рту клык торчит».

Кот, серый волк, собака

Золотое яичко, блюдечко, пяльцы, золотая игла

Положительный, все трое помогли найти Марьюшку

«Иван- царевич и Белый Полянин»

«В глубокой пропасти под землей»

Баба Яга золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, т. к билась с богатырями

Сказка о молодиль — ных яблоч-ках и живой воде»

«Избушка на курьей ножке об одном окошке»

_

Кони

Молодиль-ные яблоки,.живая вода

Положительный, дала совет, как найти воду и яблоки.

«Поди, туда — не знаю куда, принеси, то не знаю что»

«Избушка на курьих ножках»

«Седая старуха сидит кудель прядет»

Лягушка

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка

Положительный, помогла Андрею- стрельцу.

«Царевна лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивая

«…зубы — на полке, а нос в потолок врос»

Волшебный клубок

Положительный, дает совет, как одолеть Кощея

Итак, Баба Яга, предстает перед нами в трех воплощениях:

Яга- богатырь, бьется с богатырями. Яга-похитительница,крадет людей. Яга- дарительница, дарит волшебные вещи.

Из этого я сделала вывод, что

  1. Баба Яга ведает судьбой.
  2. Баба Яга связана со смертью и подземным миром
  3. Баба Яга повелительница зверей и леса
  4. Баба Яга связана с воздушной стихией

Моё исследование показало, что Баба Яга- вымышленный сказочный персонаж. Ёе прообразом является славянская богиня смерти.

Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Литература:

  1. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 1996г.
  2. Сборник русских народных сказок. 1997г.
  3. Большая энциклопедия Русского Народа. Святая Русь. 2004г.
  4. Хрестоматия школьника. 1999г.
  5. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
  6. Ресурсы интернета.

Основные термины (генерируются автоматически): Баба, Яга, сказка, образ Бабы Яги, волшебный клубок, вымышленный сказочный персонаж, живая вода, курья ножка, Баба Яги, избушка.

Похожие статьи

Образ БабыЯги: от мифов до народных сказок | Юный ученый

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте».

Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва

Образ бабыяги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги».

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая…»

Ведущий: Все это сказки называют волшебными. А еще сказки бывают про животных.

БабаЯга: Предлагаю позвать Василису Премудрую, она очень мудрая, точно нам что-нибудь посоветует.

В сказке видите намек? Это красненький клубок. 8. Много жителей в избушке

Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на…

Сказка — древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера [6]. Сказки являются важной составляющей национальной культуры…

Сценарий праздника «День матери»: музыкально-танцевальная…

Дорогу тебе покажу. Гуси-лебеди БабыЯги. Братца Ванечку в лес унесли! УЛЬЯНА: Некогда кисель мне пить!

БАБАЯГА: Одинокая старуха, Я живу в лесу глухом. Вот стоит моя избушка. Только гуси под окном. Вот поэтому я такая злая

Методическая разработка организованной образовательной…

Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы; тропинка; пеньки; деревья); символы: цвет, форма

Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы Яги)» Ребята, коробочка от Бабы Яги. Давайте послушаем послание от нее.

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка.

Воспитатель перечисляет персонажи сказки — дети отгадывают и называют сказку.

Смотрите, вот и избушка Бабы Яги, подойдем к ней и попросим волшебную воду!

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок

Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в…

Конспект занятия в средней группе «Приключения…»

Ребята, давайте отправимся к Бабе Яге и принесем Аленушке волшебную воду, вы согласны!? Но для этого нам необходимо отправиться в заколдованный лес. Попасть туда смогут только храбрые и добрые дети, а для того, чтобы узнать, добрые мы или нет, проведем небольшую игру.

Баба-яга — персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее — и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.

Вступление

В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть… Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке — той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.

Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит — очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Избушка Бабы-Яги

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке — своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству — как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) — одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы — в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Как выглядела избушка на курьих ножках?

Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой «сторожевую заставу» на границе между миром живых и миром мертвых.

Баба-Яга и ее избушка

Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров — руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что «изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом». Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.

Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».

Баба-Яга у избы

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в «хозяйстве» Бабы-яги волшебные помощники — черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу — людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела — «бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот». Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Портрет Бабы-Яги

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная — «выметала» грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы — то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а «припекала в тесте» — якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола «ягать» — как раз «жечь».

Современная изба Бабы-яги

Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями — вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.

Баба-Яга в кино

Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено — передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.

Автор: 

Гордеева Татьяна, ученица ГБОУ лицей 144,3 класс

ГОУ Лицей №144

195297 Санкт-Петербург пр. суздальский д. 93/2 тел.(812)531-57-42

Баба-Яга

 Выполнила ученица 3 «А» класса

Гордеева Татьяна Андреевна

195297 Санкт-Петербург,

пр. Светлановский

 дом 115, кор. 1, кв. 256

Дом. телефон (812) 590-56-79

Учитель Семикопенко Галина Николаевна

195297 Санкт-Петербург, пр.Суздальский

Д.93/2 тел.(812)531-57-42

Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………3

2. Литература……………………………………………………………….3

3.Анализ образа……………………………………………………………3

  1)Прообразы Бабы-Яги……………………………………………..4

  2)Почему её так зовут……………………………………………….5

  3)Как она выглядит……………………………………………………5

  4) Типы Бабы-Яги…………………………………………………….12

4.Заключение……………………………………………………………..13

5. Приложения……………………………………………………………15

       6.Список литературы…………………………………………………17

1.Введение.

    Все мы с детства любим сказки. А  Баба-Яга – один из самых популярных персонажей русских сказок. На пару с матрешкой, этo сaмый знaмeнитый рoссийский брeнд, кoтoрый известен во всём мире. А что мы знаем о ней? Откуда она взялась? Почему ее так зовут? Каким образом она проникла в наши сказки? Я решила в этом разобраться. Итак, цель моей работы — проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках.

2.Литература

Образ Бабы-Яги изучался такими учеными, как Рыбаков Б. (Язычество Древних Славян), Пропп В. (Исторические Корни Волшебной Сказки), Новиков Н. (Образы Восточнославянской Волшебной Сказки), Потебня А. (О Мифическом Значении Некоторых Поверий и Обрядов) и другими, менее известными. Толкование образа исследователями в общем и целом не противоречиво: напротив, они прекрасно дополняют друг друга. Наиболее глубокий, подробный анализ Бабы Яги сделал Пропп, труд которого использован в качестве основы в моей работе; прочие же материалы использованы как дополнения. И, конечно же, я не смогла обойтись без Сборника русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева.

3.Анализ образа

Для анализа я выбрала сказки следующие сказки, в которых встречается Баба-Яга:

1.Иван Быкович

2.«Баба Яга»

3.«Василиса Прекрасная»

4.«Баба Яга и Заморышек»

5.«Гуси-лебеди»

6.«Марья Моревна»

7.«Иван-царевич и Белый Полянин»

8.«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

9.«Перышко Финиста  ясна сокола»

10.«Баба-Яга и Жихарь»

11.«Царевна-лягушка»

12.«Заколдованная королевна»

Кто же такая Баба Яга?

Обратимся к Толковому словарю Даля

ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу (стр. 347).

1)Прообразы бабы Яги

Сказку всегда предваряет миф.
      1.Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)

      2.Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.

3. Одной из прародительниц Бабы Яги считают древнюю берегиню — Золотую бабу. Еще в исландских сагах рассказывается о бандах викингов, мечтавших захватить сокровища этой бабищи. Хранились они, по преданию, в храме Юмалы, в дремучем лесу, в устье Двины.

4.О Бабе-Яге пишут и думают много разного! Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский убедительно доказывает, что Баба-Яга родом из Индии, а имя Яга – не что иное, как женский род от слова «йог».

5.А вот по мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге:
«Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа – деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у бабы-яги – она металлическая. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно-посадочное устройство.

В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего еще могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе-яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, – глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии.»
Вполне объясним этим предположением и пугающий облик бабы-яги:
«Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими». (М.Таранов «Интересная газета. Загадки цивилизации» № 9 2007 г.)

2)Почему её так зовут?

Если Баба Яга — это сказочный персонаж, известный с детства каждому, то это неспроста.

И первый вопрос, на который нам предстоит ответить, состоит в следующем: почему Баба Яга зовётся именно “Бабой Ягой”? Если слово “Баба” нам более или менее понятно, то что означает слово “Яга”?

Оказывается, слово “яга” очень древнее и его “возраст” составляет не менее нескольких тысяч лет.
Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги

 «Яга» происходит от санкристского «змей».

3)Как она выглядит

Основными характеристиками Бабы-Яги, которые встречаются в сазках, являются:

·          Костяная нога;

·          Ступа;

·          Избушка на курьих ножках.

Рассмотрим их все поподробнее.

Почему у неё костяная нога?

Какой бросающийся в глаза признак отличает Бабу-ягу от других сказочных персонажей? Ее костяная нога.

Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба – Яга костяная нога. («Иван – Быкович») 

Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева») 

Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»)

 А почему? У многих народов, говоривших на индоевропейских языках, в древнейших сказаниях встречается упоминание, что душа живого человека заключена в стопе. Вспомним хотя бы русское выражение: «Душа ушла в пятки». Ее вместилищем является особая маленькая косточка – навь. Если же у человека нога не «живая», а костяная, то это означает, что человек лишен души, он – существо загробного мира. Именно таким существом и является посредник между царством живых и мертвых – Баба-яга

Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62). И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси – золотая.

Где она живет?

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.  Баба-яга чаще всего живет на краю дремучего леса.

 Описания его достаточно условны: дремучий, темный, таинственный. Он непроницаем. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, неизменно оказывается в лесу. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев. Этот лес в сказках представляет собой совсем иной, отличный от белого света живых, мир. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, порой не простой, а огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. Этот мост попал в русские сказки не случайно. Мост, по верованиям древних индоевропейцев, разделяет мир реальный – явь и нереальный – навь, последний часто ассоциировался с подземным царством. Пройти по нему не может живой человек. Ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти зимы. И Калиновый мост также связывает мир жизни и смерти. Но Баба-яга не просто сторожит проход в страну мертвых. Она еще помогает некоторым людям-героям перейти границу и существовать в мире мёртвых, чтобы выбраться из него, герой получает от Яги коня.

Избушка

Первый атрибутом служило жилище страшной старухи, её избушка.

рис. Ольги Шаляпиной

   В лесу, как разумеется, герой наталкивается на избушку на курьих ножках. Он изначально знает, что должен заставить ее повернуться, для чего нужно произнести магическое слово «стань к лесу задом, ко мне передом». Почему нужно избушку повернуть, а нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена — «без окон, без дверей» — вход с противоположной стороны. Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через избушку, для чего ее нужно повернуть. Открытой стороной она обращена к тридесятому царству, закрытой — к миру Ивана. Эта избушка — сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше.

Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается: «За той степью — дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка», «Стоит избушка — а дальше никакого хода нету — одна тьма кромешная; ничего не видать».

Яга поставлена стеречь границу стоящими над ней хозяевами, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. «Как смела ты пропустить негодяя до моего царства?» или: «Для чего ты приставлена?». На вопрос Царь-Девицы «Не приезжал ли тут кто?», она отвечает: «Что ты, мы не пропускаем муху».

Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: «Уж не моей ли он головы дожидается?»»

Если Яга при приходе Ивана находится в избушке, то, как правило, она лежит на печке, на лавке или на полу, причем занимает собой всю избу. «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая». «На печке лежит Баба Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».  Немного странно — разве Яга великан? С чего бы ей занимать собой всю избушку… если только эта «избушка» не гроб?! И костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!
Впрочем, в сказке возможно все.

Курьи ножки у этой избушки – не случайный элемент народной фантазии. Они пришли в сказку из славянского быта. У некоторых племен древних славян, особенно живших в северных лесах, существовали маленькие домики мертвых. Домик ставился на высокие, почти в рост человека, опоры. Очень часто для них использовались крупные, устойчивые к гниению пни, напоминавшие птичьи лапы, или просто срубались на нужном уровне несколько рядом стоящих деревьев. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. А название „курьи ножки“ произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне и ставили упомянутую „избу смерти“.

Избушка на курьих ножках стояла, повернувшись дверью к лесу, символизировавшему царство мертвых, а человек, причем не простой человек, а герой, приходил из царства живых. Но одно только геройство не могло спасти его от гибели, нужны были еще и знания. Чтобы попасть в избушку, человек, пришедший за помощью, должен был их показать. Избушка стоит дверью к царству мертвых.

Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного.

Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой — к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван — живой человек — не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.

Поворотный механизм

      Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).  

       Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры – те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Избушка ее имеет курьи ножки, а Курица в Славянской мифологии была символом женского плодородия. И еще избушка как будто может слышать. Ведь на заклинание Ивана она и правда поворачивается к нему передом, то есть, дверью. Эти качества могут сказать о том, что и сама избушка и ее хозяйка имеют отношение к Животному магическому миру, и являются проводниками в иной мир. Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и  воображаемый мир, попадая в который у Героя начинают ярче проявляться качества, которых он стеснялся в обычной жизни (вежливость, терпимость, милосердие к окружающим и т.д.) Баба-Яга дает ему своеобразную установку на победу, на будущее счастье. И хоть она выглядит неприглядно, даже страшно, ее действия почти всегда идут вразрез с внешним впечатлением. Может быть права поговорка «С лица воду не пить». Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость, а страшная старуха, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы только  Иван нашел свое Счастье и Любовь.

Ступа

      А почему же столь крепко связана ступа с образом Бабы Яги?

Передвигается по белу свету колдунья обычно не на своих двоих, а в самокатной железной ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.

Иллюстрация «Баба-Яга» кисти Ивана Яковлевича Билибина к сказке «Василиса Прекрасная

      Что это за предмет?

Ступа в переводе с санскрита означает — «могила»

       После христианизации Руси, примерно с Х века славяне заворачивали умерших в бересту, с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому получили такое же название. (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I  издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.

Фу-фу

 Запах: связь с миром мертвых:

Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» — ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем, и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Только едва ли это так. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Зайдя в избушку, герой слышит: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится» и пр. Этот интересный мотив Пропп объясняет следующим образом:
Запах Ивана есть запах человека, а не русского. И пахнет он не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные, сами не пахнут и узнают живых по запаху.

Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя).
       Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам. По-видимому, здесь на мир умерших перенесены отношения мира живых с обратным знаком. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым.

Баня

Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще парит героя в бане.
       Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: «Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать». Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.

Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть «русским духом, русской коской». Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.

Приобщение к бане было первым этапом «ритуального умирания». Вспомним, как встречает Баба-яга пришедшего к ней человека. «Чу, русским духом пахнет!». Баба-яга (в некоторых сказках говорится, что она плохо видит) узнает по запаху, что имеет дело не с мертвецом – гостем из нави, а живым человеком. Загробное царство враждебно по отношению к вторгнувшемуся в него чужаку, его станут преследовать, и поэтому от него не должно пахнуть живым русским духом. Этот обряд пошел от обмывания, являющегося неотъемлемым элементом похорон. Но возможно, что в нем присутствует еще один мистический элемент. Баня у славян была не только местом, где люди моются. С ней же связаны многие мистические обряды. Например, гадание, снятие порчи. Причем, в последнем случае для этого использовался веник. А веник и метла, как уже упоминалось, были элементами очистительной магии. Поэтому Баба-яга использовала волшебный веник, которым она выпаривала пришельца, для очищения его тела не только от грязи, но и от души. Исследователь древнерусского фольклора Пропп перечисляет следующие этапы последовательных действий Бабы-яги, помогающие – герою войти в мир мертвых. Он вымыт – лишен запаха живого человека. Выпарен – из него с помощью веника «выгнана душу из тела». Накормлен ритуальной «покойницкой» едой, и над ним, как над умершим, проведен обряд отверзения очей и уст – в царстве теней он сможет видеть и говорить с мертвецами. Уложен спать – похоронен в избе-могильнике. Баба-яга расспрашивает героя – прошедший весь ритуал герой стал мертвецом, и лишенная души старуха (полумертвец) проверяет: может ли он говорить уже на языке загробного мира с мертвецами и видеть их. Баба-яга прощается с героем, дает ему советы и при необходимости снабжает вещами, которые могут помочь ему, например, клубочком, – «развоплощенный» герой идет в царстве мертвых.

Три типа

Волшебная сказка, по мнению Проппа, знает несколько типов Бабы Яги:

1) Яга–воительница. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. ( «Баба-Яга», « Иван-Царевич и Белый Полянин»)

2) Яга–похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. («Гуси-Лебеди», «Баба-Яга и Жихарь»)

3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:

 а) Яга–советчица. Сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью. («Василиса Премудрая»)

б) Яга – повелительница сил природы и животного мира. Повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем. ( «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная»)

в) Яга–покровительница, взявшая героя под свою опеку. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)

г) Яга–дарительница, одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками. («Перышко Финиста  ясна сокола»)

4) Яга–прародительница.

Другие народы

Естественно, с такими талантами наша родная бабуся не может быть одинокой в этом мире. У нее существует масса именитых родственниц по всей Земле. Первой сестрицей русской бабки Ёжки ученые называют греческую Деметру — богиню плодородия и земледелия. Деметра управляла силами природы.

Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну чем не помощница Яга в сказках «Марья Моревна» или «Кощей Бессмертный»?

Второй ближайшей родственницей Яги называют другую греческую богиню — Артемиду, покровительницу животного мира и охоты. Тут родственные связи не вызывают никаких сомнений, поскольку наша Баба Яга постоянно проживает в лесу и, само собой, заведует всяческой лесной нечистью в лице леших и кикимор.

Третья сестра выглядит уже далеко не так мило, как две первых — ведь она связывает мир живых с потусторонним царством. Имя ей Геката — лунное божество царства теней, могил и призраков. Если вспомнить «милый» заборчик вокруг избушки, состоящий из костей и черепов, а также особые гастрономические пристрастия в виде человечины, то и здесь сомнений в родстве возникать не должно.

Безобразная ведьма Мыстан Кемпир — причина многих злоключении людей. Мыстан подменяет детей, во время состязаний пытается хитростью обогнать скакуна, пожирает узников, которых она содержит в подземном царстве, вместе с сыновьями-великанами охраняет вход в загробный мир — подземное царство Эрклика на границе мира живых и мертвых.
В некоторых мифах Жалмауыз Кемпир — страшное чудовище, у нее бывает семь голов. Иногда Жалмауыз Кемпир — покровительница героя, добрая Баба Яга, помогающая герою совершать его подвиги. Живет этот демон в горах и лесах, далеко от человеческого жилья. Носит лохмотья.

Заключение

В   ходе   своего   исследования я   узнала,   что Баба Яга, с одной стороны, одно из   самых известных, а с другой, одно из самых таинственных    существ   на Земле. Анализ сказок показал, что она не всегда бывает злая и коварная,  часто помогает   герою, но она   существо более опасное, обладающее   куда большей   силою,  потому что живет она, в дремучем лесу,   на границе   мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные   возможности.

Баба-Яга по-моему, один из самых любимых детьми сказочных персонажей. Так как она всегда разная, то к ней испытываешь много разных эмоций – от страха до уважения и благодарности.  Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

       Она не надоедает своей однообразностью, с ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая, и в чем-то наивная. И для ребенка, который слушает сказку, Баба-Яга может стать примером того, что встречаются на нашем жизненном пути разные люди. И внешний вид у них может быть страшным и отталкивающим, но в душе они добрые, и готовые помочь. Стоит только найти к ним определенный, вежливый подход. А если они действительно оказываются злыми и готовыми «съесть» любого, то нужно бежать от них, и уже не раздумывать, добрый ли он в душе или только прикидывается…

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.  

Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить — вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха — Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас!

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Приложения

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

Иван Быкович

избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается

на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.

        —

         —

Положительный так как дает ночлег братьям богатыря

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Лягушка

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Перышко Финиста  ясна сокола»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

Баба-Яга и Жихарь

                 —

        —

           —

          —

Отрицательный, так как хотела  съесть жихаря

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Клубок

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

Список литературы

1.   Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка; «Астрель: АСТ: Хранитель». Москва. 2008г.

2.   Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское мировоззрение; «Энциклопедия русской цивилизации». Москва. 2003 г.

3.   Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки; «Издательство Санкт-Петербургского университета». Санкт-Петербург. 1996г.

4.   Забылин М.М. Праздник, обычаи и обряды русского народа; «Эксмо Москва. 1982г.

5.   Народные русские сказки из сборника Афанасьева А.Н.; «Правда». Москва. 1982 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Баба-Яга

Слайд 2

Все мы с детства любим сказки. А Баба-Яга – один из самых популярных персонажей русских сказок. На пару с матрешкой, этo сaмый знaмeнитый рoссийский брeнд , кoтoрый известен во всём мире. А что мы знаем о ней? Откуда она взялась? Почему ее так зовут? Каким образом она проникла в наши сказки? Я решила в этом разобраться? Итак, цель моей работы — проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках..

Слайд 3

постоянное место обитания БАБЫ-ЯГИ Дремучий лес

Слайд 4

Избушка Поворотный механизм На курьих ножках

Слайд 5

Ступа Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает…»

Слайд 6

1.Яга — воительница 2. Яга -похитительница 3.Яга -д а рительница а)Яга — советчица б)Яга –повелительница в)Яга-покровительница г)Яга-дарительница Типы бабы яги

Слайд 7

Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Волшебные вещи в сказках и др. чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положительный или отрицательный персонаж Иван Быкович избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок. — — Положительный так как дает ночлег братьям богатыря «Баба Яга» «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» Баба Яга – костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицательный, так как хотела съесть девочку «Василиса Прекрасная» «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук – Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) «Баба Яга и Заморышек» «За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены» Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) Волшебный платочек, огненный щит – Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев «Гуси-лебеди» «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» «…морда жилиная, нога глиняная» Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть «Марья Моревна» «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» Волшебный платочек Волшебные кони Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича «Иван-царевич и Белый Полянин» «Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею» Баба Яга – золотая нога Волшебная игла, шило – Отрицательный, так как билась с богатырями «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Избушка на курьих ножках Сидит седая старуха, прядет кудель Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум Лягушка Положительный, так как помогла Андрею-стрелку «Перышко Финиста ясна сокола» Три Бабы Яги. «Стоит избушка на курьих ножках – вертится» Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце Кот, собака, Серый волк Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку Баба-Яга и Жихарь — — — — Отрицательный, так как хотела съесть жихаря «Царевна-лягушка» «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» Клубок – Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) «Заколдованная королевна» Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…» Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка – Положительный, так как помогла найти королевну Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Слайд 8

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Выводы Анализ сказок показал, что она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Место нахождения неизвестно как пишется
  • Место нахождения как пишется слитно или раздельно
  • Место моей мечты сочинение
  • Место куда хочется возвращаться снова и снова как пишется
  • Место которое я хочу посетить сочинение на английском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии