Эссе
ИКТ- технологии в работе педагога
В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Ещё в конце 2000-х гг. в квалификационные требования учителя были включены фрагментарные элементы ИКТ-компетентности. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют мультимедийный проектор или интерактивную доску, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте.
Во многих регионах России, да и Казахстана, разрешаются или вводятся по госпрограммам электронного обучения электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду. Более полное погружение, предполагающее размещение в информационной среде основной информации образовательного процесса, обеспечивает дополнительные педагогические возможности. Владение этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ-компетентности.
Под профессиональной ИКТ-компетентностью принято понимать квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач.
В профессиональную же педагогическую ИКТ-компетентность входят:
• Общепользовательская ИКТ-компетентность.
• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
• Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что ИКТ позволяют повысить эффективность образовательного процесса.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут и должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что сегодня есть педагоги, которые испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности.
Я являюсь приверженцем новых технологий в школьном образовании и активным пользователем ИКТ. Считаю, что повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач .
У меня лично не вызывает сомнений необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
Широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, то есть возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека .
При использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности: познавательного, морально–нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий.
В своей педагогической практике я использую различные программы. Например,
Текстовый редактор Microsoft Word. предоставляет большие возможности для подготовки и проведения уроков. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы по изучаемой программе, дидактические карточки, создать иллюстрированные тесты, упражнения, организовать выпуск школьных периодических изданий по предмету, оформить кабинет. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для творческой работы. С его помощью можно выполнять творческие проекты, задания, исследования, доклады для конференций, причем все это можно представлять в интересной, визуально привлекательной форме.
Электронные таблицы Microsoft Excel. удобны для построения графиков и различных видов диаграмм – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание.
Графический редактор Adobe Photoshop я использую для обработки красочных изображений, полученных через сканер, принтер, фотоаппарат либо полученных из Интернеа. Опыт показывает, что красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается.
Детям очень нравятся анимированные изображения, которые я выполняю при помощи программы GIF-АНИМАЦИЯ. Они оживляют странички, вносят элементы праздничности. Компьютерные анимации можно вставить в презентацию, они украсят страничку сайта в Интернете.
С помощью программы Power Point можно создавать презентации для последующего показа во время выступления на семинаре, конференции. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор и закрепить навыки, полученные ими на уроках информатики. Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.
Поистине востребованна сейчас программа Internet Explorer Browser. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию .
Педагогические возможности электроннойинтерактивной доски как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большой наглядности, использование этой доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, — все это позволяет сделать объяснение материала, выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее.
В заключении своих рассуждений хочу еще раз отметить, что XXI век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Следовательно, ИКТ-компетентность для учителя сегодня — залог профессионализма, современности и востребованности.
Валентина Шевелева, методист
3.1. Специфика компьютерного тестирования и его формы
Общие
представления о компьютерном тестировании.
С начала XXI в, в образовании при проведении
тестирования стали широко применяться
компьютеры. В педагогических инновациях
появилось отдельное направление —
компьютерное тестирование, при котором
предъявление тестов, оценивание
результатов учащихся и выдача им
результатов осуществляется с помощью
ПК[5].
Этап
генерации тестов технологически может
протекать по-разному, в том числе путем
ввода в компьютер бланковых тестов. На
сегодняшний день по компьютерному
тестированию имеются многочисленные
публикации, разработаны
программно-инструментальные средства
для генерации и предъявления тестов[5].
Когда
необходимо обращаться к компьютерному
тестированию. Хотя компьютерное
тестирование значительно облегчает
работу учителя при предъявлении и
оценивании результатов выполнения
тестов, его распространение во многом
не более чем дань моде, все негативные
последствия которого до сих пор не
выявлены в полной мере. Выбор компьютерного
формата экзамена должен основываться
на более важных и обоснованных
предпосылках, чем просто увлечение
инновациями, поскольку он порождает
множество проблем и ставит учащихся в
неравные условия. Обращаться к
компьютерному тестированию следует в
тех случаях, когда есть настоятельная
потребность в отказе от традиционных
бланковых тестов[6].
Например,
компьютерное тестирование необходимо
при проведении ЕГЭ в труднодоступных
районах России. Сбор выпускников школ
отдаленных районов в обозначенное время
проведения ЕГЭ становится настолько
сложным и дорогостоящим мероприятием,
что обойтись без компьютерного
тестирования и современных средств
коммуникации просто невозможно.
Компьютерное тестирование целесообразно
также применять при проведении экзаменов
для детей с ограниченными возможностями,
имеющих серьезные нарушения зрения или
слуха. С помощью ПК можно использовать
большие по размерам шрифты, аудиозаписи,
дополнительные устройства для ввода
данных тестирования и другие приспособления,
компенсирующие на экзаменах потенциальное
отставание детей с ограниченными
возможностями[9].
Формы
осуществления компьютерного тестирования.
Компьютерное тестирование может
проводиться в различных формах,
различающихся по технологии объединения
заданий в тест . Часть из них пока не
получили специального названия в
литературе по тестовой проблематике[9].
Первая
форма— самая простая. Готовый тест,
стандартизованный или предназначенный
для текущего контроля, вводится в
специальную оболочку, функции которой
могут различаться по степени полноты.
Обычно при итоговом тестировании
оболочка позволяет предъявлять задания
на экране, оценивать результаты их
выполнения, формировать матрицу
результатов тестирования, обрабатывать
ее и шкалировать первичные баллы
испытуемых путем перевода в одну из
стандартных шкал для выдачи каждому
испытуемому тестового балла и протокола
его оценок по заданиям теста[5].
Вторая
форма компьютерного тестирования
предполагает автоматизированную
генерацию вариантов теста, осуществляемую
с помощью инструментальных средств.
Варианты создаются перед экзаменом или
непосредственно во время его проведения
из банка калиброванных тестовых заданий
с устойчивыми статистическими
характеристиками. Калибровка достигается
благодаря длительной предварительной
работе по формированию банка, параметры
заданий которого получают на
репрезентативной выборке учащихся, как
правило, на протяжении 3 — 4 лет с помощью
бланковых тестов. Содержательная
валидность и параллельность вариантов
обеспечиваются за счет строго
регламентированного отбора заданий
каждого варианта в соответствии со
спецификацией теста[9].
Третья
форма — компьютерное адаптивное
тестирование — базируется на специальных
адаптивных тестах. В основе идей
адаптивности лежат соображения о том,
что учащемуся бесполезно давать задания
теста, которые он выполнит наверняка
правильно без малейших затруднений или
гарантированно не справится с ними в
силу высокой трудности. Поэтому
предлагается оптимизировать трудность
заданий, адаптируя ее к уровню
подготовленности каждого испытуемого,
и сократить за счет исключения части
заданий длину теста[6].
Достоинства
и недостатки компьютерного тестирования.
Компьютерное тестирование имеет
определенные преимущества по сравнению
с традиционным бланковым тестированием,
которые проявляются особенно заметно
при массовых проверках, например при
проведении национальных экзаменов типа
ЕГЭ, Предъявление вариантов теста на
компьютере позволяет сэкономить
средства, расходуемые обычно на печать
и транспортировку бланковых тестов[5].
Благодаря
компьютерному тестированию можно
повысить информационную безопасность
и предотвратить рассекречивание теста
за счет высокой скорости передачи
информации и специальной защиты
электронных файлов. Упрощается также
процедура подсчета результирующих
баллов в тех случаях, когда тест содержит
только задания с выбором ответов[9].
Другие
преимущества компьютерного тестирования
проявляются в текущем контроле, при
самоконтроле и самоподготовке учащихся;
благодаря компьютеру можно незамедлительно
выдать тестовый балл и принять неотложные
меры по коррекции усвоения нового
материала на основе анализа протоколов
по результатам выполнения корректирующих
и диагностических тестов. Возможности
педагогического контроля при компьютерном
тестировании значительно увеличиваются
за счет расширения спектра измеряемых
умений и навыков в инновационных типах
тестовых заданий, использующих
многообразные возможности компьютера
при включении аудио- и видеофайлов,
интерактивности, динамической динамической
постановки проблем с помощью мультимедийных
средств и др[9].
Благодаря
компьютерному тестированию повышаются
информационные возможности процесса
контроля, появляется возможность сбора
дополнительных данных о динамике
прохождения теста отдельными учащимися
и для осуществления дифференциации
пропущенных и не достигнутых заданий
теста[6].
Помимо
неоспоримых достоинств компьютерное
тестирование имеет ряд недостатков:
Типичные
психологические и эмоциональные реакции
учащихся на компьютерное тестирование.
Обычно психологические и эмоциональные
реакции учащихся на компьютерное
тестирование носят позитивный характер.
Учащимся нравится незамедлительная
выдача тестовых баллов, протокола
тестирования с результатам по каждому
заданию, а также сам инновационный
характер контроля в том случае, когда
привлекаются современные гипермедийные
технологии для выдачи теста. Динамическое
мультимедийное сопровождение заданий
на компьютере, объединенное программными
средствами для представления в
интерактивном режиме, по мнению учащихся,
обеспечивает более точную оценку знаний
и умений, сильнее мотивирует к выполнению
заданий по сравнению с бланковыми
тестами. Удобно также то, что вместо
заполнения специальных форм для ответов
можно просто выбрать ответ мышью. Если
тестирование проходит в адаптивном
режиме, то сокращаются время проведения
экзамена и длина теста[6].
Негативные
реакции обычно вызывают различные
ограничения, которые иногда накладываются
при выдаче заданий в компьютерном
тестировании. Например, фиксируется
либо порядок предъявления заданий, либо
максимально возможное время выполнения
каждого задания, после истечения которого
независимо от желания испытуемого
появляется следующее задание теста. В
адаптивном тестировании учащиеся бывают
недовольны тем, что они не имеют
возможности пропустить очередное
задание, просмотреть весь тест до начала
работы над ним и изменить ответы на
предыдущие задания. Иногда школьники
возражают против компьютерного
тестирования из-за трудностей, которые
возникают при выполнении и записи
математических вычислений и т.д.[5].
Воздействие
на выполнение теста предшествующего
уровня компьютерного опыта. Результаты
зарубежных исследований показали, что
опыт работы на компьютерах, имеющийся
у школьников, во многих случаях значительно
влияет на валидность результатов
выполнения теста. Если в тест включены
задания без инноваций с выбором ответов,
то влияние опыта работы с компьютером
на результаты тестирования незначительно,
поскольку от учащихся в таких заданиях
не требуется никаких сложных действий
при выполнении теста. При предъявлении
на экране инновационных типов заданий,
широко использующих средства компьютерной
графики и другие новшества, влияние
предшествующего ком- пьюгерного опыта
на тестовый балл становится очень
значительным. Таким образом, при
компьютерном тестировании необходимо
учитывать уровень компьютерного опыта
учащихся, для которых предназначается
тест[9].
Для
снижения влияния опыта работы с
компьютером на тестовые баллы рекомендуется
включать в оболочки для компьютерного
тестирования специальные инструкции
и тренировочные упражнения для каждой
инновационной формы заданий. Необходимо
также предварительно ознакомить учащихся
с интерфейсом, провести репетиционное
тестирование и выделить в самостоятельные
группы учащихся, не имеющих достаточного
опыта работы с ПК, для того чтобы
дополнительно обучить их или дать им
бланковый тест[6].
Влияние
интерфейса пользователя на результаты
компьютерного тестирования. Интерфейс
пользователя включает доступные
учащемуся функции и возможности движения
по заданиям теста, элементы размещения
информации на экране, а также общий
визуальный стиль представления
информации. Хороший интерфейс пользователя
должен обладать ясностью и корректностью
логической последовательности
взаимодействия с экзаменуемым, отражая
общие принципы дизайна графической
информации. Чем более продуман интерфейс,
тем меньше внимания учащийся на него
обращает, сосредоточивая все свои усилия
на выполнении заданий теста[5].
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема: Роль педагога в компьютерном обучении
По моему мнению педагогическая наука развивается, появляются новые педагогические технологии. И мы, учителя, конечно же, должны хорошо ориентироваться во всем их многообразии. Учитель 21 века должен обладать важными навыками, необходимо для работы в новых условиях:
· уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
· обладать критическим мышлением, уметь находить нестандартные решения;
· быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
· быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.
Начиная с 2020 года, во время пандемии, у преподавателей появилась «обязанность» выходить в доступ при помощи ИКТ. Сложностей хватало, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногие учителя отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.
Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Но самая основная проблема замотивировать не заинтересованных в обучении учащихся.
На дистанционном обучении одним ученикам предлагалось посетить онлайн урок, где преподаватель с ребятами могли не только обсудить новую тему, но и так же в режиме реального времени узнать актуальную информацию с различных интернет ресурсов, выполнять совместно групповой проект, пользоваться другими доступными для работы платформами. Другие ребята, не имеющие возможность попасть на онлайн урок, могли просмотреть видеозапись с урока или же видеоролик с изложением учебного материала.
основной проблемой профессионального образования становится подготовка специалиста к освоению ИКТ и их использованию в профессиональной деятельности.
Девиз учителя нового времени – «Доска и мел хорошо, но нужно, чтоб было замечательно». Учащимся интересны компьютерные программы, Интернет. Поэтому применение компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет совместить интересное с полезным. Использование презентаций, клипов, обучающих программ, поиск в сети информации, необходимой для подготовки к выполнению заданий – все это направлено на развитие ребенка. Уверенный в себе педагог — это педагог, защищенный от чрезмерного общественного внимания нормативным регулированием посещения его уроков, использования его инновационного опыта и т.д.
Обучение с ИКТ неформализованное и интересное. Но при этом всегда необходимо помнить, что компьютер – это только инструмент, который надо использовать правильно. А активным и творческим началом на уроке всегда были и остаются учитель и ученики.
Почему-то люди в большинстве своем склонны бросаться в крайности. Вот и в наш информационный век есть педагоги, которые превозносят компьютер, а традиционные методы обучения отправляют на задворки истории. Или наоборот, напрочь отрицая все новое, идут по наторенному традиционному пути. Педагог должен быть мобильным. Времена застоя как в обществе, так и в образовании прошли.
Размышляя о роли педагога в век информационного общества, думаю, что все же никакая самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Роль современного педагога в информационном обществе – это роль помощника учеников в поиске информации в сети Интернет, использовании этой информации в работе и обучении.
Зелинская Нина Гордеевна
преподаватель латинского языка и ТИЛФ
учреждение: Министерство Здравоохранения РФ Федеральное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Ульяновский Фармацевтический Колледж Минздрава России
Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения.
Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы:
- справочная (электронные библиотеки и энциклопедии);
- научная (тексты книг, материалы газет и журналов);
- учебная (методические работы).
Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам.
Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Термин “тест”, получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания.
В настоящее время принято выделять два вида тестов:
-
- психологические (тесты интеллекта)
- педагогические (тесты достижений или тесты успешности).
Существуют два основных вида педагогических тестов:
-
- традиционные
- нетрадиционные.
Педагогический тест (традиционный) — это система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся.
Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах:
-
- как метод педагогического измерения
- как результат применения теста.
Ведущая идея традиционного теста – минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.
Первая идея: тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия «система заданий». Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля.
Вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, но он не сводится весь к нему. Ибо тест — это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация — все, требующее обоснования
Третья идея — это включение нового понятия — эффективность теста, в качестве критерия анализа и создания тестов.
Цель тестирования: минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.
Существует ряд требований к педагогическим тестам.
Педагогический тест должен обладать:
- Составом,
- Целостностью
- Структурой.
Он должен состоять из:
заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.
Тест должен иметь целостность, что означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Тест должен обладать структурой. Структуру теста образует способ связи заданий между собой.
Основные типы педагогических тестов:
Традиционные тесты:
- Гомогенный тест – система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине.
- Гетерогенный тест – система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам.
Нетрадиционные тесты:
- Интегративные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения.
- Адаптивные тесты. В основу методики адаптивного контроля знаний легла идея, в которой используются способы регулирования трудности и числа предъявляемых заданий, в зависимости от ответа учеников.
- Критериально-ориентированные тесты. При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или навыков. В этом случае в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания, а не та или иная выборка учеников. При этом упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других.
- Тестовое задание – это структурный элемент теста, сформулированный в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание в результате подстановки правильного или неверного ответа.
Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные (дистракторы). Тестовые задания бывают открытого и закрытого типа.
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме:
-
- задания на выбор одного или нескольких правильных ответов,
- задания в открытой форме или на дополнение,
- задания на установление правильной последовательности,
- задания на установление соответствий.
Задания на выбор одного или нескольких правильных ответов для компьютерного контроля знаний подходят больше всего. Такие задания удобно разделить на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя пятью и большим числом ответов. Инструкцией для этой формы заданий служит предложение: «Обведите (отметьте, укажите) номер правильного ответа».
Пример 1. Отметьте номер правильного ответа.
Место, которое занимает цифра в записи числа, называют:
-
- позицией;
- разрядом;
- положением;
- знакоместом.
В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам тестирующийся. Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».
Пример 2. Дополните.
В двоичной системе счисления 10-1=_________.
Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов:
- с ограничениями, налагаемыми на ответы, возможности получения которых соответствующим образом определены по содержанию и форме представления;
- задания со свободно конструируемым ответом, в котором необходимо составить развернутый ответ в виде полного решения задачи или дать ответ в виде микросочинения.
В заданиях на установление соответствия преподаватель проверяет знание связей между элементами двух множеств. Элементы для сопоставления записываются в два столбца: слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, а справа – элементы, подлежащие выбору. К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие». Следует отметить, что желательно, чтобы в правом столбце элементов было больше, чем в левом.
Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Цель введения таких заданий в учебный процесс – формирование алгоритмического мышления, алгоритмических знаний, умений и навыков. Стандартная инструкция к этим заданиям имеет вид: «Установите правильную последовательность действий».
Пример 3. Установите правильную последовательность
Команда полного ветвления на УАЯ имеет формат:
иначе <серия 2>
кв
то <серия 1>
если <условие>
Выбор форм заданий определяется многими весьма противоречивыми факторами, в числе которых:
- особенности содержания
- цели тестирования,
- специфика контингента испытуемых и др.
Проверка проще при использовании заданий закрытой формы, однако, такие задания менее информативны. Задания открытой формы более информативны, но сложнее организовать их проверку. Еще более сложной задачей является создание компьютерных программ для проверки правильности ответов на такие задания. Это связано с богатством словарного запаса испытуемых (при ответе могут быть использованы синонимы), внимательностью (опечатки, несоответствие регистров) и т.п.
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на задания теста, наличие общего измеряемого фактора, влияющего на качество знаний. Состав теста образует правильный подбор заданий, позволяющий минимально необходимым числом отобразить существенные элементы языковой компетентности испытуемых. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемых.
Теорию тестов можно определить, как совокупность непротиворечивых понятий, форм, методов, аксиом, формул и утверждений, способствующих повышению эффективности и качества тестового процесса. Кроме того, может потребоваться и некоторый опыт применения методов многомерного статистического анализа, и опыт правильной интерпретации тестовых результатов.
Для определения уровня структурированности подготовленности можно использовать коэффициент Л. Гутмана, ранее неточно называвшийся мерой «надежности теста».
По мнению Беспалько В.П. и Татур Ю.Г., тестирование должно быть измерением качества усвоения знаний, умений и навыков. Сравнение правил выполнения задания (задачи), предложенного в тексте, с эталоном ответа позволяет определить коэффициент усвоения знаний (Кus).
,
где А – число правильных ответов,
Р – число заданий в предлагаемых тестах.
Кus поддается нормировке (0 < Кus < 1), процедура же контроля усвоения легко автоматизируется. По коэффициенту судят о завершенности процесса обучения: если Кus > 0,7, то процесс обучения можно считать завершенным. При усвоении знаний с Кus ≤ 0,7 студент в профессиональной деятельности систематически совершает ошибки и неспособен к их исправлению из-за неумения их находить.
При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора содержания, которое можно определить, как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности предполагает использование определенной методики отбора, включающей вопросы целеполагания, планирования и оценки качества содержания теста.
В процессе целеполагания преподавателю необходимо решить вопрос о том, какие результаты учеников он хочет оценить с помощью теста. После определения целей тестирования и их конкретизации необходимо разработать план и спецификацию теста. При разработке плана делается примерная раскладка процентного соотношения содержания разделов и определяется необходимое число заданий, по каждому разделу дисциплины исходя из важности раздела и числа часов, отведенных на его изучение в программе. После выполнения первого шага по планированию содержания разрабатывается спецификация теста, в которой фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте.
Знания и умения делятся таким образом:
А – знания понятий, определений, терминов;
В – знание законов и формул;
С – умение применять законы и формулы для решения задач;
D – умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;
Е – умение проводить оценочные суждения.
Нередко устанавливаются следующие пропорции: А – 10%, В – 20%, С – 30%, D – 30%, Е – 10%.
Определенность содержания теста образует предмет педагогического измерения. В случае гомогенного теста возникает вопрос об уверенности в том, что все задания теста проверяют знания именно по определенной учебной дисциплине, а не по какой-то другой.
Непротиворечивость содержания заданий требует, чтобы относительно одной и той же мысли не возникали суждения, одновременно утверждающие и отрицающие ее. Недопустимо существование двух исключающих ответов на одно и то же задание теста. Если испытуемым дается инструкция: «Обведите кружком номер правильного ответа», а затем в одном из ответов утверждается, что правильного ответа нет, то это порождается пример непоследовательности мышления разработчика теста. Для повышения эффективности тест предварительно проходит апробацию на типичной выборке испытуемых.
Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. При отсутствии доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания оно в тест не включается, ни под каким предлогом.
Существует определённая классификация видов и уровней знаний. Технологические знания. Эти знания представляют собой особый вид знаний, проявляющихся на разных уровнях подготовленности.
Вероятностные знания. Такие знания нужны в случаях неопределенности, нехватки имеющихся знаний, неточности имеющейся информации, при необходимости минимизировать риск ошибки при принятии решений. Это знания о закономерностях распределения данных, достоверности различий, о степени обоснованности гипотез.
Абстрактные знания. Эти особый вид знаний, при котором оперируют идеализированными понятиями и объектами, несуществующими в реальности. Много таких объектов в геометрии, естествознании, и в тех общественных науках, которые на Западе называют поведенческими — это психология, социология, педагогика. Вероятностные, абстрактные и специальные научные знания в каждой отдельной дисциплине знания составляют основу теоретических знаний.
Методологические знания. Это знания о методах преобразования действительности, научные знания о построении эффективной деятельности. Это знания самого высокого, пятого уровня.
Компьютерные тесты – тесты подготовленные и реализуемые с помощью современных информационных технологий.
Положительные стороны компьютерных тестов:
- быстрое проведение,
- быстрая и без ошибок обработка,
- возможность быстрого получения результатов испытуемым,
- обеспечение стандартных условий тестирования для всех испытуемых,
- контроль процедуры тестирования (невозможен пропуск вопросов),
- возможность фиксации времени каждого ответа,
- наглядность и занимательность процесса (поддержка внимания с помощью цвета, звука, игровых моментов, что особенно важно для обучающих программ),
- легкая архивация результатов,
- возможность накопления и объединения тестов в батареи (пакеты программ) с единой итоговой интерпретацией,
- возможность проведения массовых тестирований (Интернет).
Отрицательные стороны компьютерных тестов:
-
-
- сложность, длительность и дороговизна создания,
- необходимость компьютера для проведения,
- необходимость обучения испытуемого (навыки работы на компьютере, умение работать с КТ),
- пропадает индивидуальный подход к тестируемому,
- организационные трудности.
- обучающийся не говорит (нет перехода к речевому воспроизведению, не вырабатывается привычка четко формулировать мысли);
- выборочная система с ограниченным числом вариантов либо провоцирует на неверное решение, либо подсказывает правильное;
- не разъясняется причина возникновения ошибки, нельзя задать компьютеру вопрос, если что-то непонятно;
- можно, не понимая решения задачи, случайно получить правильный ответ;
- при неоднократном использовании одних и тех же программ можно узнать правильные ответы, и получить положительные оценки, не понимая смысла решения.
-
Технологические особенности подготовки компьютерных тестов:
Для подготовки педагогического компьютерного теста необходимо обладать специальной «тестовой» квалификациейХорошее знание современных информационных технологий Знание статистических методов обработки результатов тестированияПравильно интерпретировать результаты теста.
Существует огромное множество программ для тестирования. Некоторые из них приведены ниже.
1. TeachMaster – программа для осуществления диагностики знаний в рамках образовательных и иных учреждений (вузы, колледжи, школы, отделы кадров предприятий и т.п.)
Возможности программы:
-
-
- поддержка различных типов вопросов,
- поддержка различных типов тестов,
- группировка вопросов теста по темам. Число тем в тесте не ограничено,
- использование рисунков и ЛЮБЫХ OLE-объектов непосредственно в вопросах,
- полноценное форматирование описание теста и вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.),
- предварительный просмотр теста,
- экспорт теста в формат RTF (все типы вопросов, кроме свободно конструируемых).
-
2. Hyper test – Программа предназначена для проверки знаний (тестирования).
В отличии от других программ, она обладает следующими характерными свойствами:
возможно включение базы с 1024 вопросами;количество ответов на вопрос — до 20;можно выбирать несколько ответов;можно возвращаться к предыдущим вопросам;гибкая система оценки;просмотр и печать протокола тестирования и др.
Первые версии программы, как тестовые будут условно бесплатными, в будущем намечается переход на коммерческую основу. Автор программы – Рыбалкин К.Г. (Караганда, Казахстан). Все права на программу HyperTest принадлежат только автору.
3. Hot Potatoes. Сайт программы: http://hotpot.uvic.ca / . Наиболее популярная и распространенная программа для создания тестов, упражнений, кроссвордов и т.п. по различным дисциплинам. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в формате веб-страницы, что позволяет формировать банки заданий в интернете и выполнять их с любого компьютера.
Определённым недостатком является невозможность применять её для контрольного тестирования. Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.
4. AVELife TestGold Studio – это cовременный, надежный, легкий в освоении и удобный в использовании инструмент для принятия решений, связанных с оценкой уровня знаний, умений, навыков и психологических характеристик сотрудников или обучаемых, — от разработки тестов до проведения тестирования и анализа его результатов. Программа позволит контролировать результат обучения, периодически получать информацию по квалификации всех сотрудников и т.п.
Разработчик: AVELife, Inc. Сайт программы: http://www.avelife.ru / Способ распространения: shareware
TestGold отличает удобный интерфейс, многоуровневая система обеспечения безопасности данных, гибкий механизм формирования отчетов. Наличие более 300 готовых тестов (маркетинг, интеллект, психологические методики и др.) позволит сразу приступить к применению программы.
AVELife TestGold Agent 2.2 — это бесплатный агент тестирования по технологии TestGold.
5. УСАТИК – это аббревиатура, расшифровывающаяся как универсальная система автоматизированного тестирования и контроля.
Разработчик: Алексей Вячеславович Максимов. Сайт программы: http://www.usatic.narod.ru/ Способ распространения: shareware
В состав УСАТИК входят четыре программы:
-
-
- «Место разработчика» — программа предназначена для создания новых тестов и редактирования старых и реализована с применением подхода WYSIWYG (что ты видишь, то ты и получаешь), поэтому обладает простым и эффективным механизмом для разработки новых тестов;
- «Место пользователя» — программа служит для проведения тестирований;
- «Место преподавателя» — программа используется для выставления оценок за тестирование для составления отчетов по результатам тестирований, для настройки «Места пользователя» с целью проведения следующего тестирования, для оценки качества тестов;
- «Сервер УСАТИК» — занимается обслуживанием тестируемых и преподавателей по сетевому протоколу TCP/IP при функционировании пакета в клиент-серверном режиме.
-
С помощью УСАТИК 2.003 можно организовать как классическое тестирование в компьютерном классе школы, вуза, техникума, так и телетестирование с применением Интернета.
Таким образом, компьютерное тестирование активно используется в преподавании. Оно значительно сокращает процесс проверки знаний учащихся и помогает работникам образования в их непосредственной деятельности. С помощью компьютерного тестирования студенты учатся быстро принимать решения и выбирать из большого объёма материала нужное, в последствии эти данные можно использовать в написании ВКР.
Библиографическое описание:
Тясто, А. А. О компьютерном тестировании в учебном процессе / А. А. Тясто, М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1206-1207. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18522/ (дата обращения: 10.01.2023).
Современное образование характеризуется гуманизмом, демократизацией, опережающим развитием личности, стремлением к образованию на протяжении всей жизни, применением инновационных технологий, формированием виртуальной информационной среды. Использование компьютера и Интернет-технологий способствует решению данных задач, помогает осуществлять мониторинг качества образовательного процесса и его результатов.
В образовательном процессе, тестирование выполняет ряд функции:
— диагностическую (выявление уровня знаний, умений обучающихся);
— обучающую (мотивирование обучающихся к активизации работы по усвоению учебного материала);
— воспитательную (дисциплинирует, организует обучающихся). Применение компьютерного
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами и формами контроля:
— экономия времени преподавателя на оценку результатов тестирования;
— осуществление самоконтроля;
— мотивация саморазвития;
— получение беспристрастной оценки;
— индивидуализация работы обучающихся;
— накопление электронной базы данных успеваемости [1, 2, 3, 4, 6].
Контроль во многом теряет свою ценность без систематической обратной связи (гарантирующей устойчивость управления). Иными словами, полученные данные помогают скорректировать учебный процесс (учитывая не только характер ошибок, но и причины, вызвавшие эти ошибки), изменить наполнение теста (упростить задания, заменить, уменьшить/увеличить количество вопросов и т. д.). Разрабатывая тест, следует ориентироваться на определение уровня усвоения ключевых понятий (тем и разделов рабочей программы), а не на констатацию наличия у обучающихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. В связи с тем, что компьютерное тестирование обладает большей объективностью его можно использовать как для самоконтроля на различных этапах обучения, так и для оценки эффективности функционирования учебной программы.
При составлении тестов необходимо принимать во внимание следующие правила:
— однозначность заданий;
— однозначность ответов;
— соответствие изученному материалу.
В компьютерном тестировании возможно использование следующих заданий:
— выбор правильного варианта из предложенных ответов;
— выбор нескольких правильных ответов из предложенных ответов;
— вставка слов или словосочетаний;
— установление соответствий;
— написание развернутого ответа;
— расположение в хронологической последовательности [5].
Несмотря на очевидные преимущества, у компьютерного тестирования есть ряд недостатков:
— тестирование не предполагает практику устной речи (участие в построении диалогов, деловых игр, дискуссий и т. д.);
— фиксируемый порядок предъявления заданий;
— фиксируемое время выполнений задания;
— выбор ответа может происходить наугад [5, 7].
Таким образом, использование компьютерного тестирования в образовательном процессе позволяет экономить время, обеспечивает объективность результатов оценки, ориентирует обучающихся на запоминание материала и саморазвитие.
Литература:
1. Петрова Н. П. Специфика компьютерного тестирования в образовании и его формы // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 6 (32). С. 98–104.
2. Попов А. П. Система компьютерного тестирования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2012. № 3. С. 123–125.
3. Сайманова М. О. Компьютерное тестирование как инструмент повышения качества обучения // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 6. С. 306–307.
4. Сергеева И. Ф. Технология организации тестового контроля формирования навыков и умений иноязычного общения. Нач. шк., франц. яз. Дис…. канд. пед. наук. М., 2001. 331 с.
5. Тестирование как форма контроля знаний учащихся. http://elektest.narod.ru/p7aa1.html (дата обращения: 17.04.2015).
6. Шевелев Н. А., Кузнецова Т. А., Кулютникова Е. А. Технологии компьютерного тестирования как инструмент повышения качества образования // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 108–114.
7. Янюшкин С. А., Янюшкин А. С. Недостатки и ошибки компьютерного тестирования в вузах (на примере дисциплины «Правоведение») // Современные проблемы науки и образования. 2008, № 5. С. 51–57.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерное тестирование, образовательный процесс.
Роль учителя в информационном обществе
Категория: Организация учебного процесса.
Роль учителя в информационном обществе
Информационное общество – общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.
Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию.
От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.
Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной.
Важнейшая задача учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Учитель информационного общества должен:
глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;
повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;
собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;
тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
теоретически осмысливать результаты своей деятельности;
обладать широкой эрудицией.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам находить эту информацию.
Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать, привлекая дополнительные источники.
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью ИКТ (информационно – коммуникативных технологий).
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает:
– положительную мотивацию обучения
– активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
принцип равенства позиций
принцип доверительности
принцип обратной связи
принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования;
делает урок эмоционально насыщенным, полноценным, наиболее наглядным;
сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся;
обучает школьников навыкам контроля и самоконтроля.
Основной целью применения ИКТ является:
развитие мышления;
формирование приемов мыслительной деятельности.
Используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные курсы;
презентации к урокам;
логические игры;
тестовые оболочки;
ресурсы Интернет;
электронные энциклопедии.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребенка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности;
вносит радость в жизнь ребенка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
владеть основами работы на компьютере;
иметь навыки работы с мультимедийными программами;
владеть основами работы в Интернет.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Нам на помощь пришёл компьютер. В этом учебном году все кабинеты начальных классов были оснащены компьютерами.
Учителя начальных классов нашей школы активно включились в обучение использованию новых технологий: применение компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, видеороликов, Интернет, электронная почта), осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию, создают свои сайты, странички на образовательных сайтах, где размещают свои наработки.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителям за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
На уроках математики при помощи компьютера решают проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение.
Компьютер является стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
При разработке уроков с использованием ИКТ наши учителя уделяют особое внимание здоровью учащихся. Поурочные планы включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Анализ таких занятий показывает, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Значит, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Гендина Н. И. , Колкова Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Школьная библиотека – М. : Просвещение, 2002.
2. Колин К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. Школьная библиотека – М. : Просвещение, 2007.
3. Гузеев В. В. Информационные технологии. Школьная библиотека – М. : Просвещение, 2000.