Метафоры в сказке морозко

 Анализ русской народной сказки «Морозко»

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а также говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми.

Сказка — это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

Положительный женский образ сказки «Морозко» — это главная героиня, падчерица — девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

Положительный мужской образ в сказке — это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские — это мачеха и ее дочь — властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

Единственным волшебным образом в сказке является Морозко — это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их, по справедливости.

2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. «Вези, вези ее, старик», — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки — Морозко — испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.

3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» — это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:

— властная, завистливая и жадная мачеха — кроткий, мягкий и исполнительный старик;

— ленивая, глупая и злая дочь старухи — трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

В сказке всегда два плана: внешний — сюжетный и метафорический — подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница».

«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется».

5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.

6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять — что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

👉 Ответы к странице 173. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Первая часть ответа на предыдущей странице 172

     

3) Используя сведения из обработанного фольклорного текста, объясните значение четвёртой строки из текста былины от сказителя.


Ответ:

Четвертая строка из текста былины сказителя «За реку-то перевоза мало спрашивал» в переводе И. В. Карнауховой: «Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком реки перескакивал» означает, что конь был очень быстрым, сильным, выносливым и ловким.

Задание 229

1) Выразительно прочитайте выдержки из русских народных сказок и назовите особенности, которые характеризуют их язык.


Ответ:

Язык русских народных сказок характеризуют следующие особенности:

1. Синонимы (затужил, заплакал).

2. Гиперболы (слезами умывалась).

3. Ряда однородных членов (и пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила).

4. Лексические повторы (шел-шел).

5. Сочетание однокоренных слов (в сказке сказать).

6. Антонимы (много ли, мало ли).

7. Синтаксические параллелизм (шла Марьюшка чистым полем, шла темным лесом).

 

2) Какие сказки вы узнали по приведённым фрагментам? Устно кратко передайте сюжеты этих сказок.


Ответ:

Сказки:

1. «Морозко».

2. «Волшебная дудочка».

3. «Волшебное кольцо».

4. «Иван Царевич и Серый волк».

5. «Финист — ясный сокол».

 

Сюжеты:

1. «Морозко». Жила-была семья: старик со старухой и двое сводных дочерей – одна родная старухе, а у другой отцом был старик. Старуха ненавидела падчерицу и заставляла ее делать всю домашнюю работу. Падчерица безропотно подчинялась, но угодить мачехе ей так и не удалось. Чтобы извести неродную дочь, старуха приказала старику отвезти ее зимой в лес и оставить замерзать. Старик не посмел ослушаться жену. Падчерицу в лесу заметил Морозко, который стал испытывать ее холодом. Но она терпеливо вынесла это испытание, за что Морозко согрел ее дорогими шубами, одел в серебро с золотом, еще и короб подарков оставил.

Когда поехал старик за телом дочери, то нашел ее веселой и румяной. Мачеха позавидовала такому повороту событий, и приказала отвезти в лес свою дочь. Но та испытания не прошла – рассердила Морозко, и тот заморозил ее до смерти.

2. «Волшебная дудочка». Сказка Волшебная дудочка — грустная история со счастливым концом. Осталась бедная девушка сиротой. Она терпела унижения мачехи и сестры, чтобы не расстраивать своего отца. Позарившись на богатое приданое сиротки, завистницы задумали девушку со свету сжить, чтобы ее красивые наряды и драгоценности достались сводной сестре. Пошли сестры в лес за ягодами. Бабина дочка столкнула сиротку в топь бездонную и радостная пришла домой. А отцу сказала, что они в лесу разошлись. Отец и соседи долго искали девочку, да так и не нашли. А на топком месте выросла травяная дудочка. Она и рассказала случайному страннику о том, какая беда приключилась с сиротинушкой. Вечером странник попал в дом старика. Отец узнал всю правду. Дочку из беды вызволил, а бабу-лиходейку и ее дочь выгнал.

3. «Волшебное кольцо». Главный герой добрый Мартынка спасает от смерти Кота Ваську и собаку Журку. Но из-за того, что он отдал все деньги своей старушки-матери за спасённых им животных, его выгнали на вольные хлеба из дому. Мартынка, отработав три года наёмником, получает в оплату мешок с песком, который ему пригодился, чтоб спасти в лесу красавицу от пламени. За спасение царевны, Мартын получает от ее отца волшебное колечко. Получив кольцо, Мартынка возвращается домой и берёт в жёны принцессу, дочь короля, подловив короля на слове. Мартынка строил чудесные дворцы и разбивал волшебные сады с помощью колечка, но, однажды его постигла беда.

Но принцесса, обиженная тем, что её отдали за простого мужика, обманом отнимает у Мартынки кольцо и сбегает за тридевять земель, разрушив его дворец. Король сажает Мартынку в темницу за то, что обольстил его волшебством и сгубил прекрасную королевну. Приказал не давать ему ни есть, ни пить. Но друзья Мартынки, Жучка и Васька добывают колечко и приносят его своему хозяину. Мартынка, возвратив свой дворец, приводит принцессу на суд королю, и её сажают в темницу.

4. «Иван Царевич и Серый волк». Младший из трех сыновей Иван-царевич отправился на поиски Жар птицы, ворующей яблоки из отцовского сада. В пути Иван-царевич встречает Серого Волка, который сначала съел коня Ивана, но потом, чтобы искупить вину начинает служить и помогать Иван Царевичу добыть Жар птицу, Златогривого коня и Елену Прекрасную. Братья завидуют Иван-царевичу и убивают его спящего, но Серый Волк снова приходит на помощь и оживляет его с помощью живой и мертвой воды, взяв у ворона в заложники его вороненка.

5. «Финист — ясный сокол». Однажды подарил крестьянин Марьюшке перо финиста и стал к ей прилетать по ночам добрый молодец. Сестры из зависти изрезали финиста, и тот улетел, а Марьюшка отправилась в дальний путь, чтобы вернуть любимого. Встретились ей три Бабы-Яги, и каждая подарила Марьюшке драгоценные волшебные вещи. Помог Марьюшке и Серый волк, и нашла она царицу, которая опоила Финиста и сделала его своим женихом. Марьюшка нанялась к ней работать, а царица в обмен на ночь с Финистом выменяла у Марьюшки волшебные подарки. Слезы Марьюшки разбудили Финиста, и они вернулись домой.

Задание 230

1) Прочитайте текст и определите его главную мысль. Объясните, почему автор называет пословицы крылатой мудростью.


Ответ:

Главная мысль текста: в пословицах содержится мудрость народа и его многовековой опыт. Автор называет пословицы «крылатой мудростью», потому что русский язык меткий и многогранный, а пословицы действительно, как будто перелетает из столетия в столетие, и по сей день используются в нашей речи.

Задание 231

1) Прочитайте загадки. Какие метафоры в них использованы?


Ответ:

Метафоры:

1. Шёл долговяз — в сыру землю увяз.

2. Дедушка без топора мост мостит.

3. Разноцветное коромысло над рекой повисло.

4. Крылья распластала — солнышко застлала.

 

Продолжение на следующей странице 174

МОРОЗКО РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

МОРОЗКО

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Известная нам с детства сказка “ Морозко ” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица), которому приходит на выручку чудесный помощник ( Морозко ) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Известная нам с детства сказка “ Морозко ” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица), которому приходит на выручку чудесный помощник ( Морозко ) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном  зимнем лесу.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном  зимнем лесу.

И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее  характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. 

И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее  характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. 

За это  Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награда – характерный прием народных сказок.

За это  Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награда – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее  родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. 

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее  родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. 

Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает  девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко  наказывает эту героиню: она погибает от холода.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает  девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко  наказывает эту героиню: она погибает от холода.

«Морозко» «Мороз Иванович» 1. Падчерица и родная дочь. 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери  (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.   2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее. 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама. 3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу. 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность. 4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо. 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность. 5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость. 6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:  она умирает. 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Падчерица и родная дочь.

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери  (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.

  2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее.

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама.

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу.

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность.

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо.

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность.

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость.

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

Общее между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?  

Общее между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?  

  • Волшебный персонаж –  Морозко и Мороз Иванович;
  • Героини –  резко противопоставляются по характеру;
  • Финал –  одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается .

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  • Сюжетом   (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  • Местом действия  (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  • Характерами героинь . Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  • Волшебным персонажем ; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  • Концовкой , гуманной и нравоучительной.

Таким трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе.  А наказание, которое понесла девушка, воспринимается  юным читателем как торжество справедливости.

Таким трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе.  А наказание, которое понесла девушка, воспринимается  юным читателем как торжество справедливости.

Любопытно, что сегодня русская сказка “Морозко” вызывает довольно много дискуссий о своем  толковании.  Сказку  упрекают в кровожадности, в утверждении сомнительных идеалов (кротость вместо напористости, акцент на ценности материальных благ). Высказываются предложения оградить современного ребенка от излишней жестокости путем отказа от чтения народных сказок.

Любопытно, что сегодня русская сказка “Морозко” вызывает довольно много дискуссий о своем  толковании.  Сказку  упрекают в кровожадности, в утверждении сомнительных идеалов (кротость вместо напористости, акцент на ценности материальных благ). Высказываются предложения оградить современного ребенка от излишней жестокости путем отказа от чтения народных сказок.

Анализ
русской народной сказки Морозко

Известная
нам с детства сказка “Морозко
– русская народная волшебная сказка.
Ее причисляют к новогодним, рождественским
или просто зимним сказкам. Сюжет сказки
“Морозко” – вариация на тему о невинно
гонимом положительном герое (падчерица),
которому приходит на выручку чудесный
помощник (Морозко)
и вознаграждает героя за кротость,
смирение, доброту и трудолюбие.

Русская
сказка “Морозко” входит в состав
школьной программы по литературе
благодаря своей явной воспитательной,
нравоучительной направленности. Основные
герои сказки “Морозко” однозначно
делятся читателями-детьми на положительных
и отрицательных. Главная
идея сказки

– воздаяние по делам, торжество
справедливости  (смирение и незлобивость
вознаградятся, а гордыня и злоба будут
наказаны) – легко прочитывается
учениками.

Персонажи
сказки “Морозко

Главная
героиня сказки – падчерица, девушка
трудолюбивая, услужливая и кроткая –
“социально ущемленный персонаж” в
доме мачехи: “Все знают, как за мачехой
жить: перевернешься — бита и недовернешься
— бита…” Падчерица всю домашнюю работу
делала, но так и не смогла угодить злобной
жестокой мачехе.

По
канону волшебных сказок героиня покидает
дом, прежде чем найти свое счастье.
Причина – выгоняет герой-вредитель
(мачеха): “Вот мачеха и придумала
падчерицу со свету сжить. — Вези, вези
ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь,
чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в
лес, на трескучий мороз”.

Характер
падчерицы настолько кроткий, что она
не спорит и не сопротивляется, когда
родной отец оставляет ее в студеном 
зимнем лесу. И так же кротко она ведет
себя, когда заглавный герой сказки –
Морозко – испытывает ее  характер,
все усиливая и усиливая мороз. Ответы
девушки приветливы, несмотря на жгучий
мороз.  За это  Морозко жалеет
девушку и щедро одаривает. Богатства в
награду – характерный прием народных
сказок.

Мачеха,
властная, завистливая и жадная, увидев
падчерицу невредимой да с богатыми
подарками, велит старику везти ее 
родную дочь (антигероиня) на тоже место
в лес. Основная причина такой зависти
понятна из слов собачки: “Старикову
дочь в злате, в серебре везут, а старухину
замуж не берут”. Именно за приданым
старуха и отправляет родную любимую
дочь на мороз.

Ситуация
в лесу повторяется: появляется Морозко
и подвергает  девушку троекратному
испытанию холодом. Та, однако, не наделена
ни добротой, ни кротостью и преисполнена
гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны,
и Морозко жестоко  наказывает эту
героиню: она погибает от холода.

Таким
трагическим финалом народная сказка
“Морозко” показывает читателю насколько
жестоко народ осуждает зависть, жадность,
злобу и угнетение слабого и беззащитного,
какой была падчерица. Поведение
отрицательных героев сказки, мачехи и
ее родной дочери, вызывает отторжение
злобы и несправедливости в детской
душе.  А наказание, которое понесла
девушка, воспринимается  юным читателем
как торжество справедливости.

Любопытно,
что сегодня русская сказка “Морозко”
вызывает довольно много дискуссий о
своем  толковании.  Сказку 
упрекают в кровожадности, в утверждении
сомнительных идеалов (кротость вместо
напористости, акцент на ценности
материальных благ). Высказываются
предложения оградить современного
ребенка от излишней жестокости путем
отказа от чтения народных сказок.

Однако
не стоит забывать об исторических корнях
народной сказки – повествование здесь
обусловлено реалиями времени, когда
создавалась сказка. Некоторая жесткость,
и, даже жестокость, может быть оправдана
также целью, преследуемой создателями
сказки: наставление, назидание
подрастающего поколения. И чем конкретнее
выражено наставление в данном случае,
тем сильнее воспитательное воздействие.

Сказки
хранят многовековую мудрость народа,
и задача современных родителей и учителей
—  не оборвать связь поколений, помочь
ребенку в правильном прочтении и
восприятии вековой народной мудрости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    11.03.2015162 б12~$лентин Федорович Гутенев.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Метафоры в сказке золушка
  • Метафоры в русских народных сказках примеры
  • Метафоры в рассказе чистый понедельник
  • Метафоры в рассказе светлана
  • Метафоричность названий произведений бунина сочинение 11 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии