Метафоры в сказке сивка бурка

Анализ волшебной сказки «Сивка Бурка»

Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
или
Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

1. Пространство и время сказки
Действие сказки описываются вероятнее всего в летнее время года. Это мы можем предположить из следующих отрывков: «Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая», «уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать».
Пространство действия представляет собой несколько локаций: первая локация — дом старика и его участок. В доме печь, на участке пшеница. Следующая локация представленная в сказке это лес, в который ходил Иванушка за грибами и там призывал Сивку Бурку. Третьим пространством была площадь перед дворцом царя, где сидела в тереме царевна, ожидая пока кто-то из приезжих осмелится доскочить до неё и снять с ее руки перстень.

2. Система героев:
Чтобы разобраться в системе героев сказки, определим действующие лица:
— старик
— старший сын
— средний сын
— Иванушка-дурачок
— Конь
— Царь
— Царевна
— (глашатаи)
— (хозяюшки)
При анализе героев, они были распределены по следующим видам:
Старик- Тот, кто поручает миссию герою
Иванушка — герой, который должен выполнить миссию
Сивка-Бурка — помощник
Царевна — вознаграждение
Сыновья, царская семья, а также глашатаи и хозяюшки являются второстепенными персонажами, не относящимися к видовому распределению героев.
3. Особенности сюжета (акции)

Из всего количества акций были выбраны те, которые соответствуют сюжетным действиям.
Сюжет начинается с 8 акции (беда): Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Далее присутствуют признаки 9 акции (посредничество): «Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.» «Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.» Иванушка помог двум сторонам, братьям и старику, соответсвенно был посредником.
Далее вступает противодействие: «Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит».
Получение: Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Перемещение: «Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом»
Борьба: «Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.» и т.д.
Победа: «На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна».
Возвращение: «Иванушка поцеловал царевну и ускакал..»
Беда 2: «Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч».
Отправка 2: «Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей».

4. Примеры фольклорного стиля

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо как лист перед травой!»

Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).

5. Мифологическая основа волшебной сказки.

Мифологическую основу русской народной сказки «Сивка-Бурка» стоит искать в одном из главных героев фольклорного произведения – коне Сивке-Бурке. Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…

По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род.

О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана.

Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.

Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» —

1. идти, ехать иноходью;

2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);

3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом.

Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

6. Связь с другими произведениями УНТ, литературой.

Ярким примером является сказка в стихах «Коне-Горбунок», написанная Петром Павловичем Ершовым в 1830-х годах. Как и в «Сивке-Бурке» главные персонажи в сказке — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок. 

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», в которой как и в «Сивке-Бурке» главная героиня Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой злые родственники, влазила в одно ухо своей верной коровушке и вылазила в другое.

Русская народная сказка «По щучьему велению», главный герой которой младший брат Емеля-дурачок имеет верного помощника – волшебную речную щуку.

Похожим сюжетом обладает и знаменитая сказка восточных славян «Иван Царевич и Серый Волк». Находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

7. Экранизация, использование мотивов в музыкальных произведениях, произведениях живописи.

Сказка нашла свое отражение:

  • Озвученный диафильм «Сивка-Бурка русская сказка» 1990 год с иллюстрациями художника Константина Безбородова
  • Детские иллюстрации к сказке художника Николая Кочергина (1950-1960 гг.)
  • Картина Виктора Васнецова «Сивка-Бурка» (1919-1926гг.)
  • Иллюстрация к сказке Бориса Диодорова (1996 г.)
  • песня Михаила Боярского «Сивка-Бурка» (1981г.), ставшая саундтреком к советскому фильму «Куда он денется».

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».

                                      План

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)

  1. Выводы- значение в работе с детьми

 «Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

 Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

 Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

 -Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 —Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка. 

Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лиса и тетерев».

Русская народная сказка(о животных)

Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.

Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.

Характеристика  главных героев:

Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.

Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и  «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».

Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю  она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче  указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить  надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».

Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.

Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая  ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)

Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что  не с добрыми помыслами подошла она  к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.

-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.

-Или ты меня боишься?-сказала лиса.

-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.

Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.

Художественные особенности сказки: 

В этой сказке нет традиционного начала .

В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.

Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».

Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лисичка-сестричка и волк.»

Русская народная сказка (о животных).

Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост  в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев:

Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.

 «- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки»,  « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Литературно-художественный анализ р.н.сказки

« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)

  1. « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
  2. В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
  3. Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
  4. Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»

Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)

Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)

5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).

6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.

2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.

4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.

5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.

6.www. Images.yandex.ru

7.www.google.com

8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Сивка-бурка

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку.  Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.

Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка

Анализ сказки Сивка-бурка

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Сережи из рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    Сережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад

  • Анализ романа Тургенева Отцы и дети

    Самой важной чертой таланта И.С. Тургенева – это глубокое чувство своего времени, которое являлось наилучшей проверкой для творца. Все вымышленные персонажи писателя до сих пор живут

  • Образ и характеристика Минского в повести Станционный смотритель сочинение

    Минский – ротмистр, который попадает на станцию, где смотрителем является Вырин. Первое знакомство с молодым человеком оставило очень неприятное впечатление

  • Характеристика и образ Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди

    Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

  • Образ города Калинов в пьесе Гроза Островский сочинение

    Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Баган

1. «Сивка- Бурка».

Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

Исполняет все приказы своего хозяина:

-Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай

Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка.

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

«Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.

Сказка заставляет думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность. Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость.

2. Анализ стихотворной сказки Пушкина А.С. “Сказка о золотом петушке”

Автор: Пушкин А.С.

Название: “Сказка о золотом петушке” Написана в стихотворной форме.

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: честность

Главные герои и их характеристика

Царь Додон. Старый и седой, нечестный, не умеет держать слово. Был одурманен молодой красавицей, забыл про честь и родительскую любовь.

Звездочет. Старый мудрец.

Золотой петушок. Волшебная птица, предсказывающая появление врага.

Шамаханская царица. Молодая красавица.

Сюжет — краткое содержание

Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.

Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.

Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.

Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.

Додон отказал Звездочету, который попросил у него Шамаханскую царицу, и убил старика.

Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.

Чему учит эта книга

Сказка учит быть честным, никогда не нарушать данного слова и не обманывать. Учит быть благодарным, учит твердости характера. Учит не терять голову и всегда следовать доводам рассудка.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Я была просто в восхищении от этой замечательной сказки! Все в ней мне понравилось, хотя в ней нет положительных героев. Но зато в ней сокрыт глубокий смысл и нравственный урок. Нельзя бросаться словами, не думая их выполнять.

Новые слова и выражения

Шелом – шлем.

Яства – деликатесы.

Темя – затылок.

Рать – войско.

Скопец – евнух.

Пословицы к произведению

Давши слово держи, а не давши — крепись.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Береги честь смолоду, а платье снову.

Седина в голову, бес в ребро.

3. Анализ стихотворной сказки Жуковского «Спящая царевна»

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

4. Анализ сказки Ершова «Конёк – Горбунок»

Автор: Ершов Петр Павлович

Название: “Конек-Горбунок”

Жанр: литературная сказка в стихах

Тема произведения: волшебная сказка о приключениях

Главные герои и их характеристика

Иван— Младший сын крестьянина. Считается дураком, но на самом деле очень умный, добрый и хитрый.

Конек-Горбунок -верный друг Ивана. Маленький конек- волшебное существо. Знает все и обо всем, заботиться об Иване и помогает ему во всех приключениях.

Царь-девица- молодая красавица, сестра Солнца и дочь Месяца. Ей 15 лет. Она умна и находчива.

Царь- Старый и жадный. Хочет загребать жар чужими руками. Любит власть и молодых красавиц. Труслив и глуп.

Крестьянин— отец Ивана. Просто работящий человек.

Данило и Гаврило— старшие братья Ивана. Трусливые, жадные, глупые.

Сюжет — краткое содержание

Иван ловит кобылицу и получает в дар Конька-Горбунка и двух роскошных коней.

Коней покупает царь и Иван поступает к нему на службу.

По –приказу царя Иван добывает Жар-птицу, потом крадет Царь-девицу и отправляется за перстнем.

Иван знакомится с рыбой-китом, навещает Месяц и узнает, как освободить рыбу-кита.

Рыба-кит добывает Ивану перстень и Иван купается в трех котлах.

Царь гибнет в котлах, а Иван и Царь-девица женятся.

Главная мысль

Любое дело, любой подвиг окажется по плечу, если есть у тебя верный друг.

Чему учит эта книга

Сказка “Конек-Горбунок” учит ценить дружбу и быть верным другом. Учит доброте и отзывчивости. Говорит о том, что нельзя зариться на чужое. Учит тому, что добро всегда побеждает зло. Учит не унывать и верить в лучшее.

Новые слова и выражения

  • Буерак — овраг, расщелина.
  • Доселе — до сих пор.
  • Живот — здесь жизнь
  • Намедни — недавно.
  • Сума — сумка, мешок
  • Опояски — красивый поясок.
  • Порука — обещание, ответственность.

Пословицы к произведению

Друга на деньги не купишь.

Верный друг лучше сотни слуг.

Друг познается в несчастье.

5. анализ стихотворения — сказки К.И. Чуковского «Айболит»

Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл»..) Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции.

Первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных. Создавая свой «детский комический эпос», автор опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» Чуковского первая главка создает сказочную атмосферу и описанием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одного рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечиться — волчица, медведица; Айболит — исцелит).

Вторая главка — описывает предзавязочные события, центральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачине («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»). Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопереживание трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.

Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и поэтому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо.

Три следующие главы (четвертая, пятая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как классифицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение попавших в беду, и сам он не минует ее. Трижды (излюбленное в народных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковского оказывается не Змей-Горыныч, не кощей, как в сказке “Марья Моревна”, а стихия и препятствия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя.

Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз.

Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меняется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпеливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.

Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, действенность.

Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязочным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и прославлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.

6. Анализ сказки «Аленький цветочек» Аксакова

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Название: «Аленький цветочек»

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: волшебство

Главные герои и их характеристика:

Младшая дочь купца — красивая, добрая, милая, справедливая, очень любит своего отца. Умеет держать свое слово. Обращает внимание на внутренние качества человека, на его поступки, а не на внешность.

Чудище- он же заколдованный королевич. Очень страшное, отталкивающее, но при этом доброе и чуткое. Влюбляется в младшую дочь и старается выполнить все ее желания. Умирает от любви.

Купец- человек деловой, честный, готовый сдержать свое слово в любом случае. Больше всего любит младшую дочь.

Старшая и средняя дочь купца -жадные и корыстные девицы, думают только о себе и своем счастье.

Сюжет — краткое содержание

Купец ищет подарки дочерям, и последним находит аленький цветочек для младшей дочери.

Чудовище требует в обмен самого купца или любую из его дочерей.

Младшая дочь отправляется к чудищу и живет в его замке.

Чудище отпускает младшую дочь проведать отца, и она опаздывает с возвращением.

Чудище умирает возле цветка, а младшая дочь говорит, что любит его.

Королевич расколдован и играется веселая свадьба.

Понравившийся эпизод

Мне больше всего понравилось, как чудище общалось с младшей дочерью огненными словесами, которые появлялись на мраморной стене. И, как припеваючи жила девушка в сказочном дворце, где исполнялись все ее желания.

Главная мысль

Не суди о человеке по его внешности, суди по его делам.

Чему учит эта книга

Сказка учит уметь держать свое слово, быть честным и никогда никого не обманывать. Учит отвечать за свои слова и поступки. Учит ценить доброе отношение, учит любить прекрасное. Учит тому, что духовные ценности вечны, а материальные проходящие. Учит добру и справедливости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень нравится эта сказка Аксакова. В ней много приключений, много волшебства, но и много романтики.

Новые слова и выражения

Словеса — речь, слова.

Сажень — старинная мера длины.

Ведать — знать, иметь представление о чем-либо.

Яства — еда, разные вкусные блюда.

Чертог — дворец, роскошный дом.

Опочивать — спать.

Пословицы к произведению

Не на внешность смотри, по делам суди.

Дело не в названии, а в содержании.

Доброе дело без награды не останется.

За добро добром и платят.

Хороший конец — делу венец.

7. Анализ сказки «История Буратино» А.Толстов

Жанр: сказочная повесть.

Тема произведения: дружба.

Главные герои и их характеристика:

Буратино. Мальчик из полена. Добрый, весёлый, неунывающий, находчивый, смелый.

Мальвина. Девочка с голубыми волосами. Добрая, аккуратная, воспитанная.

Пьеро. Поэт. Меланхоличный, плаксивый.

Карабас Барабас. Злой директор кукольного театра.

Дуремар. Продавец пиявок. Подхалим и негодяй.

Лиса Алиса. Обманщица.

Кот Базилио. Плут.

Папа Карло. Добрый, честный, бедный.

О чём произведение:

Деревянный мальчик Буратино продаёт азбуку и отправляется в страшное и опасное путешествие. Он находит верных друзей, потом золотой ключик и раскрывает его тайну.

Сюжет – краткое содержание:

Папа Карло делает из полена деревянного мальчика Буратино, одевает его, даёт ему азбуку и отправляет в школу.Буратино продаёт азбуку, чтобы попасть на представление кукольного театра, но его ловит Карабас Барабас.Буратино получает пять золотых и отправляется в страну дураков с лисой Алисой и котом Базилио.Сбежав от разбойников, Буратино знакомится с Мальвиной, а потом оказывается в пруду, где черепаха Тортила даёт ему золотой ключик.От Карабаса Барабаса Буратино узнаёт тайну ключика, но враги преследуют его, и друзья вступают в решительный бой.Буратино находит кукольный театр «Молния», а Карабас Барабас остаётся сидеть в луже.

Главная мысль:

Тот, кто смел и честен, кто имеет верных друзей, никогда не пропадёт.

Чему учит эта книга:

Сказка учит пользе учения. Учит верности, дружбе, смелости и честности. Учит бороться со злом и помогать бедным. Учит не верить первым встречным и не слушать глупых советов. Учит иметь свою голову на плечах.

Отзыв, моё отношение к прочитанному:

Мне очень понравилась эта сказка. Буратино поступил плохо, когда не пошёл в школу и продал азбуку, но благодаря своему доброму сердцу нашёл много друзей и достиг всего, о чём можно мечтать.

8. Анализ баллады Лермонтова «Русалка»

В литературном наследии Лермонтова достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.

В стихотворении «Русалка», написанном в 1836 году, Михаил Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу. И именно этим щемящим чувством наполнено все стихотворение, первая часть которого построена, как рассказ от третьего лица. Сперва Лермонтов задает нужный настрой, повествуя о том, как на поверхности реки появилась русалка, которая хочет «доплеснуть до луны серебристую пену волны». Подобный сюжет автор рисует умышленно, так как уже с первых строчек хочет раскрыть перед читателями всю тщетность замыслов царицы речных глубин, которая не понимает, что ее мечтам не суждено сбыться. Это касается не только попыток дотянуться до небесного светила, которое со дна водоема кажется таким близким и желанным, но и стремления обрести счастье с земным мужчиной, заманив его всеми правдами и неправдами в свое подводное царство.

Вторая часть стихотворения построена в виде песни русалки, которая жалуется на свою горькую судьбу и рассказывает о то, что красивый витязь – «жертва ревнивой волны» — не может вновь вернутся к жизни даже благодаря поцелуям главной герои и ее многочисленных подруг, которые безумно в него влюблены. Свой подводный мир русалка описывает с нежностью и волнением, рассказывая о том, на дне реки существуют «хрустальные города», которые населяют стаи золотых рыбок. И именно там покоится «витязь чужой стороны», который, несмотря на все попытки его оживить, остается «хладен и нем». При этом юная русалка сетует на то, что ей неведом секрет пробуждения таинственного витязя, который остается равнодушен к «страстным лобзаньям» прекрасных жительниц подводного мира. Он «не дышит, не шепчет во сне», что вызывает у русалки недоумение, смешанное с разочарованием и обидой.

Песня-жалоба владычицы речных глубин адресована далеким облакам, которые проплывают по небу, безучастно взирая на ту, которая хотела уподобиться людям и познать радость любви. Однако ее молитвы никогда не будут услышаны, потому что для того, чтобы обращаться к Богу, необходимо иметь душу. Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова. Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы. Впрочем, еще до того, как было написано это стихотворение, поэт сумел жестоко отомстить той, которая без малого 10 лет владела его сердцем. В очередной свой приезд в Москву он сделал все возможное, чтобы Екатерина Сушкова не только в него влюбилась, но и стала всерьез рассматривать кандидатуру поэта, являющегося богатым наследником, в качестве возможного супруга. Вот тогда-то Лермонтов публично разрушил ее надежды и заявил, что никогда не свяжет свою судьбу с женщиной, которая его недостойна.

9. Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шорох стаи журавлиной, —

И в шуме листьев замер он.

1. История создания

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Приблизительно оно было создано поэтом с 1925 по 1929 год.

Поводом послужила тоска по Родине, которую испытывал молодой Ф. И. Тютчев вдалеке от родного дома. Он, служивший в Коллегии иностранных дел, был отправлен послом в далекий Мюнхен.

2. Литературное направление

Ф. И. Тютчев создает стихотворение под влиянием реалистического литературного направления. Его пейзажная лирика получила особое название: натурфилософская поэзия.

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения «Вечер» — пейзажная лирика с элементами торжественной оды. Его содержание — описание родной природы.

5. Проблематика

Главная проблема произведения — взаимосвязь и взаимопроникновение природных явлений, составляющих единое целое в окружающем мире.

6. Тематика

Тема стихотворения — описание спокойной засыпающей природы, момента, когда вечер идет на смену дню.

7. Идея

Главная мысль не звучит в стихотворении открыто. Своими незабываемыми строками Тютчев пытался рассказать о влиянии природы на душевное состояние человека. Засыпающая природа оказывает умиротворяющее воздействие на человека.

8. Пафос

Строки стихотворения «Вечер» звучат торжественно и плавно, как некое неразгаданное великое таинство мира природы.

9. Система образов

В стихотворении отсутствуют обычные герои. Образы символичны и размыты.

Главным персонажем произведения можно считать наступающий вечер. Его образ складывается из маленьких деталей, эпизодических героев пейзажной зарисовки: «далекий колокольный звон», «журавлиная стая», «звучные листья», «вешнее море», долина, тень.

Соединяясь вместе, они создают единое целое — постепенное угасание дня.

10. Центральные персонажи

Центральный герой — вечер, который постепенно овладевает миром. Читателя окружают затихающий колокольный звон, незаметно ложащаяся по долине тень. Из незначительных эпизодов складывается образ главного действующего лица стихотворения: осеннего вечера.

11. Лирический герой

Мысли и чувства лирического героя созвучны ощущениям автора произведения. Тютчев устами лирического героя рассказывает об одном из таинств природы: сумерках, плавно переходящих в вечер.

Лирический герой и великий лирик в стихотворении «Вечер» сливаются в единое целое.

12. Сюжет

На первый взгляд стихотворение бессюжетно, но если вчитаться внимательнее, можно заметить едва уловимые изменения.

Вначале произведения мы видим предвестники наступающего вечера: звуки становятся тише, «колокольный звон» замирает «в звучных листьях», движении останавливаются, «как море не колыхнет день».

А затем внезапно вечер вступает в свои права: « и торопливей, молчаливей ложится по долине тень».

13. Композиция

В основе композиции небольшого произведения лежит анафора. В двух катренах, включающих в себя два предложения, трижды используется одинаковое начало: «Как…».

Обе строфы произведения, неразрывно связанные друг с другом, рисуют незабываемую картину тихого вечера. Пейзажная зарисовка статична и одновременно наполнена чуть уловимым движением.

14. Художественное своеобразие

Ф. И. Тютчеву удалось передать словами зыбкое состояние угасания дня, сумерек.

Мы не замечаем момента его начала, не улавливаем последнего аккорда. Точно так же стихотворение не имеет начала, первая строка, будто продолжение какой-то фразы, начинается с союза «как». Следующие строчки нанизывают сравнения одно на другое, доводят читателя до финала. И неожиданно сразу «торопливо» «молчаливо» обрушивается вечер.

15. Размер, рифма, строфика

Чудное произведение стоит всего из двух четверостиший, написанных четырехстопным ямбом.

Автор использует перекрестную рифмовку (АБАБ), в которой чередуются мужская и женская рифмы.

16. Средства художественной выразительности

В маленьком по размеру стихотворении поэт использует своеобразный синтез средств художественной выразительности. По воле автора один троп становится частью другого, создавая гармоничную картину происходящего.

Поэт олицетворяет явления природы с помощью метафоры: «море не колыхнет день» и эпитетов: «торопливо, молчаливо ложится тень».

В каждой строфе использует необычные сравнения: «колокольный звон, как шум от стаи журавлиной», вечер «как море вешнее в разливе».

Объединяясь вместе, средства художественной выразительности помогают понять читателю взаимосвязь явлений природы.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Вечер» заключается в том эстетическом удовольствии, которое получает читатель. Наблюдая волшебное перевоплощение природы, человек забывает о проблемах, успокаивается, и верит, что ночь обязательно сменит утро.

18. Актуальность

Взаимосвязь человека с миром природы — это тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.

Стихотворение Тютчева — гимн гармоничному устройству природы. И пока человек ощущает себя частью окружающего мира, в его жизни будет порядок, красота и гармония.

19. Мое отношение

Строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер» завораживают с первого прочтения. Еще не понимая глубины содержания, я была покорена красотой звучания строк, мелодичностью и спокойствием.

Перечитав стихотворение, я поняла, что речь идет об обычном наступлении вечера. Оказывается, любое явление природы может быть поэтичным и необыкновенным.

20. Чему учит

Стихотворение великого поэта учит нас быть внимательнее к миру природы. «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…», и тогда поймешь, что привычное и обычное может раскрыться с другой стороны и быть поэтичным и прекрасным.

10. Анализ сказки «Винни – Пух и все-все-все» А.А. Милн

Жанр: сказочная повесть

Тема: дети и животные

Главные герои и их характеристика:

Кристофер Робин. Маленький мальчик. Большой фантазер и выдумщик.

Винни Пух. Плюшевый медведь. Всегда голодный.

Пятачок. Поросенок. Маленький и беспокойный.

Кролик. Умный и хозяйственный.

Сова. Начитанная.

Ослик Иа. Меланхоличный, печальный.

Тигра. Веселый и беззаботный

Крошка Ру. Веселый, азартный.

Кенга. Добрая, умная.

О чем произведение:

В лесу живут различные звери, друзья Кристофера Робина, с которыми все время случаются разные забавные события. Но Кристофер Робин становится старше и вынужден покинуть своих друзей.

Сюжет — краткое содержание:

В волшебном лесу живут друзья Кристофера Робина — Винни Пух, Пятачок, Кролик, Сова и ослик Иа. Кристофер Робин очень любит своих друзей, и всегда спешит к ним на помощь.В лес приходят Кенга со своим сыном Ру, и Кролик пытается выгнать новых зверей, но потом привыкает к ним.В лес прибегает Тигра, который начинает на всех наскакивать, и остается жить у Кенги. После урагана Сова теряет свой дом, Пятачок отдает ей свой домик, а сам переезжает к Винни Пуху. Кристофер Робин собирается идти в школу, и прощается со своими друзьями, обещая навещать их.

Главная мысль:

У каждого ребенка должны быть любимые игрушки, с помощью которых ребенок познает окружающий мир и развивает свою фантазию.

Чему учит эта книга:

Сказка учит доброте, отзывчивости, взаимовыручке, дружбе. Что нужно помогать своим друзьям, уметь находить выход из сложных ситуаций, фантазировать и выдумывать.

Отзыв, мое отношение к прочитанному:

Сказка очень понравилась. Она добрая, легкая и учит очень многому. Винни пух – это очень добрый и милый медвежонок, который любил мед, сочинял песенки и очень любил своего друга Пятачка.

11. Анализ сказки Киплинг Р. «Слоненок»

Автор: Киплинг Р.

Название: “Слоненок”

Жанр: сказка

Тема произведения: животные

Главные герои и их характеристика

Слоненок. Очень любопытный и любознательный. Не очень умный, но упрямый и терпеливый.

Питон. Мудрая змея, добрая и отзывчивая.

Крокодил. Глупый, страшный, злой. Всегда голодный.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Когда у слонов не было хобота, их мог обидеть каждый. Слоненок пошел искать крокодила и обрел хобот, который очень ему пригодился.

Сюжет — краткое содержание

Слоненок очень любил задавать вопросы, за которые вся родня сильно не любила его.

Он решил узнать, что ест крокодил на завтрак, запасся провизией и отправился в путь.

У реки Лимпопо Слоненок встретил питона, который поколотил его за глупые вопросы.

Потом Слоненок встретил крокодила и стал спрашивать, что тот ест на завтрак.

Крокодил потянул Слоненка за нос и вытянул хобот, который сперва не понравился Слоненку.

Но потом он нашел, что от хобота много пользы, и отомстил всей родне.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Слоненок осознал преимущества нового носа. Он прихлопнул муху, потом нарвал травы, и наконец облил себя водой.

План произведения для пересказа

Любопытный слоненок

Что на обед у крокодила

Сборы в путь

На берегу Лимпопо

Питон

Беседа с крокодилом

Вытягивание носа

Недовольный слоненок

Три преимущества

Путь домой

Месть слоненка

Главная мысль

Прежде чем чем-либо интересоваться, подумай, насколько важно для тебя узнать ответ.

Чему учит эта книга

Сказка учит тому, что излишнее любопытство бывает вредным и даже опасным для здоровья. Учит думать головой и быть предусмотрительным. Учит не отворачиваться от чего-то нового, потому что у нового может быть много неизвестных преимуществ.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта забавная история про любопытного Слоненка, который хотя и был слишком любопытным, все равно вызывает симпатию. Он был первооткрывателем, тянулся к новому, но не всегда предугадывал последствия своих поступков.

Новые слова и выражения

Аршин — старинная мера длины.

Равноденствие — время, когда день равен ночи.

Фунт — старинная мера веса.

Пословицы к произведению

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Знание лишним не бывает.

Знание приобретешь, нигде не пропадешь.

Знание — дело наживное.

Опыт полезнее тысячи советов.

Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями».
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч) . Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве) .
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул) . В сказке утверждается добро и развенчивается зло. как то так  
 
Между завязкой и кульминацией развитие действия пропустили, и кстати кульминация в некоторых случаях может совпадать с развязкой, а эпилога может и не быть.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Метафоры в сказке золушка
  • Метафоры в русских народных сказках примеры
  • Метафоры в рассказе чистый понедельник
  • Метафоры в рассказе светлана
  • Метафоричность названий произведений бунина сочинение 11 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии