Это продолжение материала о неочевидных смыслах в сказке о Золушке. В первой части мы разбирались с архетипом героини и ее благородным происхождением.
Папирусы Древнего Египта сохранили запись о купающейся прелестнице, чья позолоченная сандалия случайно попала к фараону. Тот заочно влюбился в ее хозяйку, объявил масштабный розыск и, обнаружив девушку, женился на ней. Правда, по сюжету его невеста отличалась пониженной социальной ответственностью. Но браку это не помешало.
Позже у необыкновенной истории в самых разных концах мира нашлись сотни вариантов. Самые известные — в редакции братьев Гримм, Джамбаттисты Базиле и Шарля Перро. Последняя версия считается классической.
Без преувеличения это «женская Библия», на которой выросло не одно поколение девушек, и культовая история о надежде. Но большинство учится у Золушки совсем другому — и это неудивительно, ведь история кишит символами, которые не так легко разгадать.
Чердак и камин
Золушка жила «на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке» (Здесь приводим текст в пересказе Шарля Перро, переведенный Н. Касаткиной. — Прим. авт.). Дом символизирует сознание, а крыша — духовное начало. Тонкая подстилка и весь образ жизни героини указывают на аскезу, инструмент саморазвития и духовной практики.
«Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала ее Замарашкой».
Камин — это сердце дома. Дж. Купер в «Энциклопедии символов» называет очаг внутренним духовным центром.
Золушка топит печь и выносит золу, а зола — результат борьбы огня, преображение. Получается, что героиня постоянно преображается, взрослеет. Когда она получает начальный опыт, появляются и роскошное платье, и неповторимые туфельки, да и бал затевается так кстати. Пройдя определенный этап развития, девушка готова блистать на нем.
Мачеха (и Фея)
Внутри каждого из нас есть две «внутренние матери»: надежная и деструктивная.
Надежная огорчается, но делает выводы, утешает и ведет дальше. Это развивает уверенность, способность анализировать и предвидеть. На ошибках строится более конструктивная линия поведения.
Деструктивная «внутренняя мать» критикует, часто обращаясь к неудачному опыту прошлого. Это снижает самооценку и буквально выбивает почву из-под ног.
По мере того как героиня совершенствуется, мы наблюдаем, как «деструктивную» мачеху сменяет «надежная» крестная-фея.
Не зря последняя появляется, когда Золушка наполнена собственной внутренней силой и уже готова ехать на бал. На эту «надежную внутреннюю мать» героиня опирается и «разрешает» себе не только собраться на бал, а еще и блистать на нем.
Получается, что мачеха и фея — это два лица одной сущности.
Читайте также
Несонное царство: почему герои русских сказок так редко спят
Мыши
«Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела Золушке приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня».
Мыши выбраны на эти роли неспроста. Они символизируют неорганизованное начало: суетливое, быстрое. После касания волшебной палочки хаотичные эмоциональные силы становятся организованными — такими, которые помогут Золушке достичь цели.
Птицы
Те, кто читал сказку братьев Гримм, помнят, что в самые трудные моменты Золушку выручали птицы (приводим текст в пересказе братьев Гримм, переведенный Г. Петниковым. — Прим. авт.).
«Она стала просить мачеху, чтобы та отпустила ее.
— Эх ты, Золушка, — сказала ей мачеха, — вся ты в грязи да в пыли, куда уж тебе идти на пир? У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты еще танцевать захотела!
Но Золушка все ее просила. Тогда мачеха ей говорит:
— Вот просыпала я миску чечевицы в золу. Коль выберешь ее за два часа, тогда можешь идти вместе с сестрами.
Вышла Золушка черным ходом в сад и кликнула:
— Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, скорей ко мне летите, чечевицу выбрать помогите!
Получше — в горшочек,
похуже — в зобочек.И прилетели к кухонному окошку два белых голубка, а за ними и горлинки, и, наконец, прилетели-послетались все птички поднебесные и опустились на золу. Наклонили голубки свои головки и начали клевать: тук-тук-тук-тук, а за ними и остальные: тук-тук-тук-тук, и так повыбрали все зернышки в мисочку. И часу не прошло, а они уже кончили работу и все улетели назад».
Зола и чечевица, которые смешала мачеха, символизируют дисгармонию. Птицы помогают отделить полезное от вредного, светлое от грязи. В широком смысле — думать, анализировать, делать выводы и самосовершенствоваться.
Туфелька: стеклянная или меховая?
Известный специалист в области фольклора Поль Альфред Деларю скрупулезно изучал версии «Золушки» в мировом народном творчестве. Он заметил, что в них есть только одна неизменная деталь: туфельки столь миниатюрны, что на них невозможно не обратить внимания. Однако из какого они материала, не уточняется. В версиях, где обувь описана подробно, встречаются и золотые башмачки, и серебряные, но чаще всего — стеклянные.
В XIX веке Оноре де Бальзак предположил, что туфельки были из меха. Во французском языке слово «стекло» (verre) произносится так же, как название меха специальной выделки (vair).
Однако Перро вряд ли ошибся:
- В более древних сказках (шотландских, ирландских), где в языке нет омонимов и разночтение невозможно, Золушке дарят обувь именно из стекла.
- Это сегодня мы знаем Шарля Перро как знаменитого сказочника. А между тем он член Французской академии, поэт, архитектор и автор научных трудов. Еще он придворный, который знал толк в этикете, знакомствах и блистал в высшем свете. Обувь из стекла он вводит в сказку, чтобы создать запоминающуюся деталь и придать образу девушки легкость, утонченность.
Туфелька не одно столетие порождает серию домыслов и дискуссий. У Анатоля Франса в произведении «Книга моего друга» есть глава «Разговор о волшебных сказках», где происходит такой диалог:
Лаура: Ведь неправильно говорят, что у Золушки были хрустальные башмачки. Невозможно представить себе башмачки, сделанные из того же материала, что и графин. Башмачки, подбитые беличьим мехом, более приемлемы, но все же не очень остроумно в такой обуви вывозить девушку на бал.
В меховых башмачках ножки Золушки были бы похожи на мохнатые голубиные лапки. Надо быть без ума от танцев, чтобы плясать в меховых туфельках. Но все девушки таковы: будь у них свинцовые подметки, все равно они станут плясать.
Раймонд: Кузина, я же предупреждал: опасайтесь здравого смысла. Золушка была обута не в меховые, а в хрустальные башмачки, прозрачные, как стекло Сен-Гобена, как воды родника, как горный хрусталь. Вы же знаете, что у нее были волшебные туфельки, а этим сказано все«.
Шарль Перро, с одной стороны, подчеркивает волшебство происходящего. С другой стороны, Золушка не так проста. Она щеголяет в обуви, абсолютно не пригодной для танцев на балу, и улыбается, проявляя редкую выдержку.
У стеклянной туфельки есть еще одно преимущество по сравнению с меховой: в ней нельзя скрыть несоответствие размеру — ни поджать пальцы, ни растянуть колодку. Так что никто не мог выдать себя за Золушку, когда ее разыскивал принц.
Туфелька и секс
«Стекло является распространенным символом девственности. Оно хрупко, и его можно разбить лишь один раз», — пишет Поль Деларю.
Позже этот символ активно использовал в своих произведениях американский писатель-фантаст Джон Норман, автор цикла «Гор». Например, в «Изгое Гора» героиня видит сон, в котором над ней разбивается стеклянный потолок, и ее похищают. Другая девушка в книге «Вождь» готовится к свадьбе. Друг семьи произносит тост за невесту и разбивает бокал, намекая на то, что она потеряет целомудрие в ближайшую ночь.
Именно стеклянные туфельки подчеркивают, что у Золушки была девственна не только физически, но и духовно, то есть у нее была нравственная чистота. Можно предположить, что у ее сестер была только физиологическая.
Наконец, через стеклянную туфельку можно рассмотреть миниатюрную ступню — это так сексуально. Невинность и соблазн одновременно. Вот вам и Золушка-«простушка». Ай да Шарль Перро!
Почему Золушка теряет обувь?
Потеря туфельки — это символ разлуки с любимым или его поиски. Например, в старину обувь бросали за ворота дома, чтобы погадать на суженого.
В потере туфельки есть и работа подсознания. Золушка не хочет покидать дворец и своей «рассеянностью» намекает, что мечтает вернуться. Есть даже такая примета: «забыть» свою вещь в месте, куда хочешь вновь прийти.
А еще это похоже на продуманную стратегию — предоставить принцу возможность проявить инициативу. Очаровала и убежала, но при желании ее можно найти. Не зря же Золушка постоянно носит чудо-туфельку с собой. У братьев Гримм принц опережает девушку и приказывает облить лестницу смолой, а у Шарля Перро он смекалку не проявляет.
Что же символизирует туфелька?
В другой интерпретации обувь символически связана с пережитым опытом и душевной работой. Это нашло отражение и в пословицах разных народов. Индейцы пуэбло говорят: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах». Татарская пословица гласит: «Башмак старшей снохи младшей не подходит», английская — «Только владелец знает, где ботинок жмет».
Смену страшных башмаков на прелестные туфельки можно интерпретировать как результат пути, который прошла Золушка. Новая обувь символизирует полученный опыт: его невозможно отнять или присвоить — ведь изящные туфельки Золушки подходят только ей.
Необычный материал, каблук и миниатюрная ступня также подсказывают, что Золушка из благородной семьи. На балу это становится очевидным.
И наконец, изящная туфелька — это ключ, который помогает Золушке вернуть законную силу, принадлежащую ей и по праву рождения, и в результате внутренней работы. Туфелька — признание прав Золушки и повышение ее социального статуса.
Читайте первую часть
Сказка, которую не поняли: почему «Золушка» — история не о жертве, а о присвоении власти
Что стало со «злыми» сестрами
Авторы отдельно останавливаются на судьбе сестер Золушки. Братья Гримм незначительно изменили жестокую народную сказку:
Им буквально укорачивают ступни. Одной дальновидная маменька подсказывает отрезать ножом большой палец. Другой — пятку. Все равно будущей королеве предстоит перемещаться в карете. При таком раскладе можно пожертвовать «ненужными» частями ступни.
С одной стороны, укороченные столь кровавым способом ступни можно объяснить жестокостью Средневековья. С другой, герменевтика помогает вложить в это более широкий смысл, например желание сделать блестящую партию любой ценой. А ведь ноги — символ опоры, есть же расхожая фраза — «крепко стоять на ногах». Сейчас столько тренеров по «женскому счастью» советуют подстраиваться: отказаться от любимого хобби, работы и т. д. Если партия не состоялась или люди разошлись, женщина остается без опоры.
Но Золушке туфелька в самый раз — это уверенность в будущем, она в обуви своего размера.
Птицы выклевывают им глаза. В представлении людей, живших во времена братьев Гримм, слепые были беспомощными людьми. Таким образом, зло было обезоружено и не представляло угрозы.
«А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры, хотели к ней подольститься и разделить с ней ее счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них еще по глазу.
Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой».
Шарль Перро сделал историю доброй:
«Вот когда сестры увидели, кто была прекрасная принцесса, которая приезжала на бал! Они бросились перед Золушкой на колени и стали просить прощения за то, что так дурно обращались с ней.
Золушка подняла сестер, расцеловала и сказала, что прощает их и только просит, чтобы они всегда любили ее.
Потом Золушку в ее роскошном наряде повезли во дворец к принцу. Она показалась ему еще красивее, чем раньше. И несколько дней спустя он женился на ней.
Золушка была так же добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных вельмож».
Это близко современному психотерапевтическому подходу к деструктивным частям психики: не отрицать и бороться с ними, а ассимилировать в сознательном и находить им конструктивное применение.
Золушке повезло не случайно: принц, титул и соответствующие блага достались ей, потому что она усердно работала над собой и в нужный момент проявила решительность, смекалку и обаяние. С этого ракурса сюжет не кажется таким уж устаревшим. Напротив, сейчас об этом говорят как никогда много — в кабинетах психологов и на тренингах личностного роста.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, который помогает сориентироваться учащимся в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Поэтому каждый урок должен быть интересным, логичным и познавательным. Ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом. [1]
Задача современного учителя на уроках литературного чтения – сделать так, чтобы ребёнок почувствовал потребность в чтении, мог насладиться красотой слова, понять замысел автора. Реализовать эту задачу поможет проблемное обучение, оказавшее значительное влияние на современную практику образования и получившее распространение в современной школе.[5]
Технология проблемного обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Главная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. [2] На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Для того, чтобы применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения было наиболее эффективным, учителю необходимо создавать проблемные ситуации,то есть возникающие противоречия между старым и новым, между известным и неизвестным и поиск путей их разрешения. Проблемные ситуации могут быть сформированы на любом этапе урока.
В связи с современными требованиями рассмотрим изучение сказки Шарля Перро «Золушка» в 3 классе на основе проблемного обучения. Для начала проведём подробный анализ данной сказки.
По жанровому своеобразию «Золушка» относится к сказке, повествовательному, обычно народно-поэтическому произведению о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [3] Дети младшего школьного возраста любят сказки, потому что, читая их, ребята погружаются в мир чудес и фантастики, где их воображению нет границ. Также немаловажным для юных читателей является то, что в сказках добро всегда побеждает зло,а справедливость неизбежна — именно детским душам это очень близко и важно.
Главной героиней является Золушка – девушка трудолюбивая, добрая и бескорыстная. Она старается выполнить всё, что требует от неё злая Мачеха. В сюжете этой сказки воплощены мотивы и проблемы, которые объясняют причины большой популярности сюжета о Золушке в мировой культуре, так как эти проблемы были, есть и всегда будут актуальными как для отдельного человека, так и для всего человечества: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбию как высокой человеческой добродетели; вознаграждение Золушки за ее тяжелый труд и такие моральные качества как доброта и приветливость. [4]
Сказка наполнена различными средствами художественной выразительности, которые придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. В произведении можно встретить такие средства художественной выразительности как:
Антитеза, позволяющая ярче передать характеры, взаимоотношения персонажей, передать авторское отношение к героям. Например, в тексте приводится сопоставление описания Золушки и её мачехи. Автор показывает, что девочка в сказке «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать», а о мачехе говорит как о «сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал». Шарль Перропоказываетусловия жизни героев, подчёркивая, что главная героиня «спала на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке», а «у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых модою было увидеть себя с головы до ног.». На уроке учащимся можно предложить составить небольшой рассказ, в котором будет ярко прослеживаться противопоставление героев, ситуаций, действий и т.д.
Эпитеты, которыми насыщенно всё произведение. Они помогают оживить, сделать ярче произведение. Приведём примеры некоторых эпитетов: «бедная падчерица», «грязная и тяжелая работа», «волшебная палочка», «старое платье», «чудесный наряд», «серебряная и золотая парча», «драгоценные камни», «старенькое, поношенное платьице», «маленькая хрустальная туфелька» и т.д. На уроке проблемного обучения педагогом могут предлагаться проблемные задания, которые будут способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Примером могут служить проблемные задания, в которых необходимо подобрать синонимичный ряд эпитетов, смысл которых не должен исказиться, а также ряд антонимов, которые будут иметь противоположное значение.
Сравнения, придающие тексту особую выразительность, создающие яркий художественный образ. В сказке Золушка сравнивается с ланью: «она поднялась с места и убежала быстрее лани». Такое сравнение передаёт лёгкую, грациозную походку героини. Взяв за основу данное средство художественной выразительности, можно составить множество проблемных заданий на сравнение характеров героев, их поступков и т.д.
Кроме того в тексте есть немало историзмов и архаизмов, характерных для той эпохи: лакей, кучер, парча, и т.д. Они способствуют воссозданию колорита эпохи, в которую должны перенестись читатели. Необходимо перед прочтением произведения объяснить значение этих слов, так как учащиеся не смогут самостоятельно правильно понять их смысл.
Используя результаты анализа сказки, подберём к каждому этапу урока проблемные вопросы и задания, с помощью которых учащиеся глубже проникнут в суть произведения, поймут основную его мысль и научатся рассуждать.
Выделяются три этапа работы над произведением:
1) первичный синтез,
2) анализ,
3) вторичный синтез.
Для начала необходимо познакомить учащихся с самим автором произведения. Рассказать о его жизни, творчестве. Сначала можно показать портрет писателя, чтобы учащиеся имели представление о его образе. Далее следует рассказать его краткую биографию: даты жизни, место рождения и смерти, информацию об его семье, окружении, образовании, интересах, увлечениях, достижениях. А затем следует перейти к его творчеству. Можно поинтересоваться у детей, знают ли они его произведения, возможно, кто-то уже знаком с его творчеством. После обсуждения переходим к знакомству со сказкой «Золушка».
На этапе первичного синтеза проходит подготовка к восприятию текста. Следует начать беседу с рассуждения над названием сказки. Необходимо задавать проблемные и наводящие вопросы, например: «Почему так называется сказка?», «Кто прячется за этим названием?», «О чём будет говориться в сказке?» и т.д. Данный приём вызывает у читателей желание размышлять о том, как название может быть связано с темой и идеей, побуждает детей к прочтению произведений.
Также учащимся можно дать проблемное задание, смысл которого состоит в том, чтобы прочитать первые абзацы произведения и предположить, как будут развиваться действия в произведении. Например: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая».
Следующее проблемное задание направлено на то, чтобы учащиеся смогли определить по прочитанному фрагменту произведения, к какой части сюжета он может относиться. Например, данный фрагмент относится к развитию действия: «Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице».
Также перед прочтением произведения необходимо объяснить значение устаревших слов: историзмов и архаизмов, которые неизвестны читателям. Например: «Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном».Лакей – это слуга в господском доме, гостинице или в другом публичном заведении. [3] «Фея выбрала одну из них, самую крупную и усатую, дотронулась до нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с пышными усами». Кучер – это человек, который управляет упряжными лошадьми. [3] После проделанной работы над устаревшими словами следует приступать к прочтению самого произведения.
На этапе анализа происходит установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт, раскрытие композиции произведения, анализ изобразительных средств, раскрытие конкретного содержания и оценка мотивов поведения героев.
На этом этапе необходимо включать в беседу такие проблемные вопросы и задания, как: 1) Какие сказочные слова есть в тексте? 2) Как меняется настроение на протяжении всего чтения произведения? 3) Как вы думаете, почему Золушка выполняла все указания мачехи и сестёр? 4) Какими качествами наделяет автор Золушку, её мачеху и сводных сестёр? 5) Представьте, что Золушка, убегая из дворца, не обронила хрустальную туфельку. Как принц сможет отыскать Золушку?
На этапе вторичного синтеза происходит уточнение идеи произведения, обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, а также осмысление учащимся их читательской позиции. Подберём ряд проблемных вопросов и заданий, которые сформируют итоговое понимание сказки и смогут помочь сделать для учащихся правильные выводы: 1) Справедливый ли конец сказки? 2) Чему учит данное произведение? 3) Какие герои вызывают уважение? 4) На чьей стороне Шарль Перро? 6) Обладаете ли вы такими же качествами, как у Золушки? В чём они проявляются? 7) Золушка простила своих сестёр и предложила стать друзьями. Как бы вы поступили на её месте?
Использование методов проблемного обучения на уроке литературного чтения при изучении сказки Шарля Перро «Золушка» в 3 классе будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности. [1] Поэтому необходимо включать проблемное обучение в образовательный процесс.
Литература
1. Магурьян, Н. А. Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Н. А. Магурьян. – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vystuplieniie_iz_opyta_raboty_probliemnyie_situatsii_na_urokakh_litieraturnogho_
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО / Е. Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2011.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 с.
4. Пирматова, О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2013.
5. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148–157.
Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.
Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.
Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная «Золушка». Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.
Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.
Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.
Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие «сёстры» только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.
И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.
Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.
Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. «Какая она красивая», — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.
…Издал Король «указ» — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.
!!! Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.
…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.
Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.
На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.
— Чего Золушке не хватало в начале сказки?
— Отца.
— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?
— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.
— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?
— Не знаю.
— Пофантазируй.
— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.
— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?
— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.
— Что она хотела от мужа?
— От мужа хотела любви.
— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?
— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.
— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?
— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.
— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.
— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.
— В чём заключалась её помощь?
— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.
— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.
— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.
— Дай определение, кто такой «мужик». В сказке ты называешь отца — «мужик богатый».
— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.
— А мужчина — это кто такой?
— Это более благородное создание.
— А принц?
— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.
— Что общего между принцем и мужиком?
— Состояние.
— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?
— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.
— Почему Фея наградила Золушку?
— Золушка была добрая, отзывчивая.
— В чём проявлялась её доброта?
— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.
— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?
— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.
— Что Золушка могла сделать по-другому?
— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).
— Она могла жить отдельно, самостоятельно?
— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.
— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?
— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.
— Что ей помешало?
— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.
— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.
Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).
Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: «Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой». Происходит перемещение ролей героини внутри «драматического треугольника» из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.
— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?
— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?
— Вышла замуж за принца.
— Помнишь, я тебя спросила: «Чего Золушке не хватало в начале сказки?».
— Да. Я ответила: «Отца».
— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?
— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.
— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?
— Да, это так.
— Ранее ты называла принца «беспомощное существо». Зачем Золушке такой принц?
— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.
— В чём проявляется беспомощность принца?
— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.
— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?
— (с удивлением) Ничем.
— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?
— Быть нужной для мужчины, который рядом.
— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?
— 17.
— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?
— Ничего особенного, заканчивала школу.
В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: «умер отец». Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: «Чего Золушке не хватало в начале сказки?», она ответила: «Отца».
— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?
— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.
— Где его можно встретить?
— Среди тех, кто трудится.
— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?
— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.
Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:
- О. копирует мамину модель поведения,
- серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
- существует желание заменить отца мужем,
- пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
- отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
- нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
- привычка к уединению как способ решения проблем.
Сочинение — Анализ сказки Золушка. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Талантливый французский писатель Шарль Перро написал много сказок, одна из которых называется «Золушка». Сказку с трудом можно назвать авторской, это скорее авторское видение известной фольклорной истории, более известной как «бродячий сюжет». Несмотря на примитивный сюжет: милая, добрая и хозяйственная девушка, которая является «изгоем» в доме, сказку любят абсолютно все — и дети, и взрослые.
Высокая популярность этой истории объясняется тем, что проблемы, описанные в сказке, имеют место быть в любой исторической реалии: неуважение к труду, несправедливость к отдельным людям, ущемление прав и многое другое.
Золушка живет вместе с мачехой и двумя старшими сестрами, которые видят в сестре вовсе не родственницу, а прислугу. Золушка всячески старается угодить домочадцам, но у нее это вовсе не выходит. Чтобы она не сделала, все не так, как нужно. Когда мачеха и сестры отправляются на бал, то Золушка тоже хочет, но ее не пускают. И в этот самый момент появляется один из положительных героев сказки — фея-крестная.
Золушка идет на бал, там встречает принца и влюбляется в него, как и он в нее. Чем закончилась сказка всем известно. Принц сумел отыскать Золушку по одной лишь хрустальной туфельке, которую она обронила. Он не сдавался, не обращал внимания на других девушек, которые делали все возможное, чтобы туфелька пришлась им впору.
Сказка наполнена различными средствами художественной выразительности: антитеза (злые сестры и добрая Золушка; комнаты сестер Золушки большие, красочные и просторные, а комната Золушки — чердак и небольшой уголок около камина), повторы (в самом начале имеется сказочный повтор «жили-были», также повтор имеется в словах Феи, когда она посылает Золушку за предметами), сравнение (Золушка сравнивается с ланью). Кроме того в тексте есть немало историзмов и архаизмов, характерных для той эпохи: лакей, кучер, парча, гулун и т.д.
Сказка учит нас многому. Например тому, что за труд и старания всегда отплатят доброй монетой. Именно это и произошло с главной героиней. Золушка была трудолюбива, не таила злобу и обиду на своих сестер и мачеху, несмотря на все, что они делали. «Золушка» учит не только быть добрый и снисходительным, но и трудолюбивым. Ведь именно благодаря своему трудолюбию, девушка попала на бал, где встретила принца.
Анализ 2
Сказка Шарля Перро «Золушка» известна во всем мире.
Согласно сюжету, Золушка много хлопотала по дому в семье мачехи и отца. Однажды с помощью Феи-крестной ей удается попасть на бал, где она встречается с прекрасным принцем. Но в полночь волшебство должно было развеяться, поэтому девушка исчезла, обронив хрустальную туфельку, по которой в будущем принц и нашел ее.
Кратко сюжет «Золушки можно описать так»: девушка с самых низов поднялась на самый высокий уровень, при этом ничего не делая, ей просто повезло. В последующем этот сюжет стал основой многих других книг, опер, фильмов.
Это характеризует «Золушку» как буржуазную сказку, лишенную аристократического благородства. Да, Золушка добилась высот за свою доброту, красоту, честность, трудолюбие. Однако, в произведении нарушается таким образом само понятия слова «принцесса». Золушка не была принцессой по рождению, а стала ей по заслугам.
У Шарля Перро есть еще одно произведение с похожим сюжетом — «Ослиная шкура».
«Ослиная шкура» была написана раньше «Золушки». Это своего рода «Золушка» наоборот. У одного короля умерла жена. Перед смертью она попросила мужа женится на женщине, которая будет красивее ее. Увы, такой была только их дочь. Девушка испугалась, но не смогла отказать. Фея-крестная подсказала ей, как сбежать. Ослиная шкура устроилась на работу прислуги в один из домов. Она из принцессы стала слугой. Потом король все-таки женился, но найти дочь не смог. Потом принц увидел ее и попросил испечь пирог, в который она спрятала кольцо. Принц примерял его к каждой девушке, однако подошло оно только Ослиной шкуре. Они поженились.
Ослиная шкура также не лишена трудолюбия, доброты, честности. Ее поступки более изящны и продуманы, чем поведение Золушки. Первая специально помещает кольцо в пирог, а вторая роняет туфельку случайно. Золушка — простая и бесхитростная девушка. Она не способна продумать свои поступки, схитрить. Она поступает так, как думает, как считает нужным.
Имя Золушки стало нарицательным. Многие современные девушки ждут принца на белом коне и мечтают повторить судьбу Золушки. Они не учитывают одного важного, порой решающего фактора — везения. Золушке повезло, она ничего для этого не делала.
Да и сказки мало имеют общего с современной жизнью. Однако, сказки могут помочь взглянуть на свои поступки свежим взглядом и найти выход из самой сложной ситуации.
Все сочинения