Метла тыква бал часы туфелька вспомни сказку

4 класс

Олимпиадные задания по литературе.

  1. Прочитай произведения устного народного творчества и укажи их жанры.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто её возьмёт – тот вон пойдёт.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает…

Баю, баю, баюшок,

Кладу Ваню на пушок,

На пуховую кровать,

Чтобы Ване крепко спать.

Жил-был старик, и было у него три сына. Два сына умные, а третий – Иван-дурак,

ничего не делал, только на печи в углу сидел…

Маленький, да удаленький!

Раз случилася беда: загорелась вдруг вода.

Как её не заливали, а огня всё не уняли.

  1. Что означают слова – архаизмы? Подберите к ним по одному синониму.

Резной ларец, тувалет хрустальный, палаты белокаменные, указующий перст,

золотой венец, несметная рать.

  1. О ком из замечательных русских писателей идёт речь?

«Родился будущий писатель 29 января 1860 года – ровно 150 лет назад – в семье хозяина молочной лавки. Он рано начал увлекаться театром и литературой. Выучившись на врача, он не бросил писать рассказы, повести и пьесы для театра. В истории мировой культуры он навсегда остался мастером короткого рассказа. Его пьесы и в наше время не сходят со сцены театров многих стран, а книги издаются почти на всех языках мира. У писателя нет специальных «детских» произведений, но кто из ребят не знаком с Каштанкой, Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова, пишущего письмо на деревню дедушке?»

  1. Соедини линией фамилию автора и героя его произведения:

Редьярд Киплинг                                                                                           старик Хоттабыч

Юрий Карлович Олеша                                                                                          Петя Зубов

Сельма Лагерлёф                                                                                                        Незнайка

Павел Петрович Бажов                                                                         Пеппи Длинныйчулок

Алан Милн                                                                                                                      Маугли

Николай Николаевич Носов                                                                     канатоходец Тибул

Льюис Кэрролл                                                                                                                  Нильс

Евгений Львович Шварц                                                                                                  Алиса

Лазарь Иосифович Лагин                                                                     Хозяйка Медной горы

Астрид Линдгрен                                                                                                      Чиполлино

Виктор Юзефович Драгунский                                                                               Винни-Пух                                                                                                                          

Джанни Родари                                                                                             Дениска Кораблёв

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.

6.      Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи

         автора  этих басен.  

«Ворона и Лисица»                              бездарность

«Мартышка и Очки»                            тщеславие

«Стрекоза и Муравей»                        самомнение  

«Квартет»                                                невежество

«Кукушка и Петух»                               лень

«Зеркало и обезьяна»                         лицемерие

7.       У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую                                                                   пословицу.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

8.        Тебе дали задание – подготовить сообщение о природе России.  К книгам каких авторов ты обратишься?

9.        Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):

                                                       Кто играет?

И солнце играет

Лучами  на речке,

И кошка играет

Клубком на __________,

И Женя играет

Есть кукла у Жени,

И мама играет

В театре на __________,

И папа играет

На медной трубе,

И дедушка с внуком

Играет в ___________.               А.Шибаев

10.     Вспомни жанровые особенности сказки. Перескажи стихотворение С.Михалкова «Щенок» в жанре сказки.

Я сегодня сбилась с ног – у меня пропал щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала,
За уроки не садилась, и обедать не могла.                                 В это утро очень рано соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить, прыгать, лаять, всех будить.       Он увидел одеяло — покрываться нечем стало.                      Он в кладовку заглянул — с мёдом жбан перевернул.          Он порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой, еле вылез и пропал…    Может быть, его украли, на верёвке увели,
Новым именем назвали, дом стеречь заставили?        Может, он в лесу дремучем под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом, мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать. Мать сказала: — Подождём.    Два часа я горевала, книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала, всё сидела и ждала.                            Вдруг какой-то страшный зверь открывает лапой дверь,
Прыгает через порог… Кто же это? Мой щенок!                     Что случилось, если сразу не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза, перекошена щека,
И, впиваясь, как игла, на хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой. Весь укутанный, в постели мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу — я сама его лечу.

Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению

4 класс

Максимальное количество баллов за работу 77 .

Время выполнения работы … . ?

Задание 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

Ответы: скороговорка, считалка, загадка, потешка-пестушка, небылица, сказка, поговорка, колыбельная песенка.

Задание 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Резной ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало, палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать – огромное войско.

Задание 3.

Данное задание оценивается в 6 баллов.

Ответ: Антон Павлович Чехов.

Задание 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 12.

Ответы:

Редьярд Киплинг – Маугли, Юрий Карлович Олеша – канатоходец Тибул,

Сельма Лагерлёф – Нильс, Павел Петрович Бажов – Хозяйка Медной горы,

Алан Милн – Винни-Пух, Николай Николаевич Носов – Незнайка,

Льюис Кэрролл – Алиса, Евгений Львович Шварц – Петя Зубов,        

Лазарь Иосифович Лагин – старик Хоттабыч, Астрид Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок,

 Виктор Юзефович Драгунский – Дениска Кораблёв, Джанни Родари – Чиполлино.

Задание 5.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков) 

Задание 6.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

Ответы:   «Ворона и Лисица» — тщеславие, «Мартышка и Очки» — невежество,

«Стрекоза и Муравей» — лень,  «Квартет» — бездарность,

«Кукушка и Петух» — лицемерие, «Зеркало и обезьяна» — самомнение.

Задание 7.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 8.

Ответы: «Язык до Киева доведёт», «Тише едешь – дольше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «На безрыбье и рак – рыба».

Задание 8.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 10.

Возможные ответы: М.М. Пришвин, Г.М. Скребицкий, В.В. Бианки, И.И. Акимушкин, А.И. Куприн, К.Г. Паустовский, Н.И. Сладков, И.С. Соколов-Микитов, Е.И. Чарушин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и т.п.

Задание 9.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответ: И солнце играет

Лучами  на речке,

И кошка играет

Клубком на крылечке,

И Женя играет

Есть кукла у Жени,

И мама играет

В театре на сцене,

И папа играет

На медной трубе,

И дедушка с внуком

Играет в избе.

Задание 10.

Максимальное количество баллов – 10. Оценивается использование жанровых особенностей сказки, выразительность, оригинальность.

Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса(районный
тур)

 2016-2017 учебный год

учени___ 4 класса ____
ФИ________________________________

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — ______________________

2. Во что бы ты ни стало —
______________________

3. За тридевять земель —
______________________

4. Ломать голову — ______________________

5. Повесить нос- ______________________

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его:

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в
Карачарове?_____________________

2. Как звали коня Добрыни
Никитича?_________________________

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька?_______________

4. Какая дорога вела к Изумрудному
городу?____________________

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил
детей?_____________________________

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1. С.Т. Аксаков « Аленький цветочек».                         былина

2. Житие Серафима Саровского.                                     басня

3. Болезнь и исцеление Ильи.                                      
 житие

4. И.А.Крылов « Кукушка и Петух».                                сказка

5. Л.Н.Толстой « Акула».                                              рассказ

Задание 5.Что означают слова – архаизмы? Подберите
к ним по одному синониму.

Резной
ларец —                                                            

тувалет
хрустальный —

палаты
белокаменные —  

указующий
перст —

золотой
венец —

несметная
рать —

Задание 6. Вспомни сказку по ключевым словам.
Напиши название сказки и её автора.

Метла,
тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало,
терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено,
очаг, ключ, борода, театр.

Розы,
сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница,
перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль,
цветок, перстень, ставни, заря.

Задание
7. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний.

Рядом объясни
почему?

сеинен –
________________________________________________________________

вючтет –
________________________________________________________________ ошела –
_________________________________________________________________  шпирнив –
______________________________________________________________ дорира –
________________________________________________________________

Задание
8. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, ______________________________________________

   
б)   Скоро  сказка сказывается, ______________________________________________      

   
в)   Это всё присказка,
_____________________________________________________

Задание
9. Восстанови порядок действий при составлении плана текста (пронумеруй).

Выделить главную мысль в каждой
смысловой части текста.

Записать выделенные предложения в виде
пунктов плана.

Внимательно прочитать текст.

Найти в тексте или составить самим предложения,
наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части.

Разделить текст на достаточно большие
законченные смысловые части.

Повторно прочитать текст и решить, точно
ли составленный план отражает основное содержание текста.

Задание10
Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры 
какого литературного приема остались ?

     а) глядел из
печки огонек —

     б) лес точно
терем расписной  —   

     в) буре плач
его подобен —       

     г) белоснежная
лебедушка —

     д) уж небо
осенью дышало —

     е) седые моря
—    

Задание 11. Вспомни и запиши, что
делают люди этих профессий:

1.Архитектор_________________________________________________________

2.Журналист_________________________________________________________

3.Фармацевт_________________________________________________________

Ответы к олимпиаде по литературному
чтению  4 кл.

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — близко, рядом. ( 1 балл)

2. Во что бы ты ни стало — обязательно, любой ценой. ( 1
балл)

3. За тридевять земель — далеко. ( 1 балл)

4. Ломать голову — думать. ( 1 балл)

5. Повесить нос- огорчиться, грустить. ( 1 балл)

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его.

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. ( 2 балла)

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах. ( 3 балла)

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в Карачарове? Илья Муромец

2. Как звали коня Добрыни Никитича? Белеюшка

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька? На верблюде

4. Какая дорога вела к Изумрудному городу? желтая

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил детей? Л.Толстой (по 1 баллу)

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1.С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»                             сказка

2.Житие Серафима Саровского.                                       житие

3.Болезнь и исцеление Ильи                                            былина

4.И.А.Крылов « Кукушка и Петух»                                   басня

5.Л.Н.Толстой « Акула»                                                     рассказ

(по 1 баллу за правильный ответ)

Задание
5.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное
количество баллов – 6.

Ответы: Резной
ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало,
палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой
венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать –
огромное войско.

Задание
6.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла,
тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем,
яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкин)

Полено, очаг,
ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд,
коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо,
конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок,
перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков) 

Задание 7.
Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – »лишний», так как зарубежный
писатель. ( по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение
лишней фамилии с пояснением )

Задание 8. Закончи
крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

   
б)   Скоро  сказка сказывается, да не скоро дело делается.      

   
в)   Это всё присказка, сказка будет впереди.

     (По одному баллу за правильный ответ)

Задание 9.   Считается
верным ответ: 3,5,1,4,2,6

     (По одному баллу за правильный
ответ)    Максимально 6 баллов.

Задание 10.   Сравнения
– б, в.   Эпитеты – г,е.       Олицетворения – а, д.

           ( по 1 баллу — за каждое
верно найденное сравнение или эпитет +  2 балла за верное определение приёма
олицетворения )

Задание 11. Вспомни и запиши, что делают люди этих
профессий:
           

1.Архитектор – главный специалист по строительству.

2.Журналист-человек,
занимающийся на профессиональной основе поиском и обработкой актуальной
информации для дальнейшей ее публикации в СМИ.

(люди, которые печатают
свой материал в газетах и журналах…)

3.Фармацевт
специалист по изготовлению и выдачи лекарств.
(по 1 баллу за
правильный ответ)

Олимпиадная работа по литературному чтению 4 класс

ФИ________________________________________Школа_______________________________

1. Какой писатель…

А)…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?________________________

Б)…в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре?____________________________________________

В)…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?___________________

Г)…писал сказки для своей больной дочери?_____________________________________

К) Русский писатель, придумавший себе анаграммный псевдоним Нави Волырк

_____________________________________________________________________________________

2. Вставь пропущенное слово и закончи название литературного произведения:

«Красная ______________________________________________________________»

«Серая ______________________________________________________________»

«Чёрная ______________________________________________________________»

«Аленький ______________________________________________________________»

«Белый ______________________________________________________________»

3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Название:

Автор:

б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Название:

Автор:

в) Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Название:

Автор:

г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Название:

Автор:

д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Название:

Автор:

4.Угадай героев былин. Запиши.

а) Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.

___________________________________________________________________________________

Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.

___________________________________________________________________________________

5. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.

Бабушка надвое сказала ___________________________________________________________________________________

Остаться у разбитого корыта________________________________________________________

Чует кошка, чьё мясо съела ________________________________________________________

Сколько верёвочке ни виться, а конец будет __________________________________________

6. Определи жанр произведения.

1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». _______________________________

2. «На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

_______________________________________

3. «Через дорогу от моего дома — школа. Я её каждый день вижу, и, кажется, с каждым учеником знаком»._____________________ __________________________________

. 4. «Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она:

— Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

_________________________________________________________________________

5. «И тогда к костру вышел Апрель:

-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _____________________________

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».

____________________________________________________________________________

7. Расшифруйте пословицы.

  1. идно аз хевс и вес за огодно. ____________________________________________________________________________

  2. мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________

  3. яакадж укриац сойв анесст хлатив. ____________________________________________________________________________

  4. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ____________________________________________________________________________

  5. молб тынес не проишбшёь. ____________________________________________________________________________

8 . Соедините авторов и героев литературных произведений.

Дениска И.А. Крылов

Каштанка А.П.Чехов

Моська Л.Н. Толстой

Баба Бабариха А.С. Пушкин

Тортила В. Драгунский

Тараканище К.И. Чуковский

9 . Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.

  1. Выпишите фамилии поэтов.

  2. Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.

  3. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________

10 . Соедини линиями в правильном порядке.

1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

абзац

2 ) Минимальная смысловая часть текста

подзаголовок

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

сноска

4) Слово или выражение, уточняющее название текста.

аннотация

11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши.

а) глядел из печки огонек _________________________

б) лес точно терем расписной _____________________

в) буре плач его подобен _________________________

г) белоснежная лебедушка _________________________

д) уж небо осенью дышало ________________________

е) седые моря ____________________________________

12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:

Дождь лил * * как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло * * как сивый мерин.

Я знал городские переулки * * как рыба в воде.

Гости свалились * * как из ведра.

Он врёт * * как по маслу.

У себя во дворе Мишка был * * как свои пять пальцев.

13. Прочитайте внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно перепутаны строчки. Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих местах. Попробуйте поставить на место остальные строчки.

Ветер, ветер, ветер 1. Ветер, ветер, ветер

В почерневший сад 2._________________________

Тучи, тучи, тучи 3._________________________

Грустные сидят 4._________________________

Льется дождь колючий 5._________________________

Мокрый листопад 6._________________________

Взрослые и дети 7._________________________

По небу летят. 8.По небу летят.

ОТВЕТЫ (максимальное количество баллов 47 )

1. Какой писатель… ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М. Пришвин

2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре? С.Я. Маршак

3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?__Л.Н. Толстой

4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. Мамин-Сибиряк__

5….Иван Крылов

2. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

«Красная Шапочка»

«Серая Шейка»

«Черная курица или подземные жители»

«Аленький цветочек»

«Белый Бим, чёрное ухо»

3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Название: Золушка

Автор: Шарль Перро

б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Название: Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях.

Автор: А.С. Пушкин

в) Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Название: Золотой ключик, или приключения Буратино.

Автор: Л.Н.Толстой

г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

Название: Снежная королева

Автор: Г.-Х. Андерсен

д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.

Название: Конёк — Горбунок

Автор: П.Ершов

4. Угадай героев былин ( по 1 баллу за каждый правильный ответ):

А) Илья Муромец

Б) Садко

  1. Раскрой смысл каждого высказывания (по 1 баллу за каждый правильный ответ):

А) Бабушка надвое сказала – неизвестность; сбудется ли то, что предполагается.

Б) Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, остаться без всего, потерять всё ценное.

В) Чует кошка, чьё мясо съела – человек провинился, но не желает признавать свою вину, опасаясь, что будет наказан.

Г) Сколько верёвочке не виться, а конец будет – всё заканчивается, нет ничего вечного.

6. Определи жанр произведения. (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». ____сказка_______________

2. «На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

___стихотв______

3. «Через дорогу от моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым учеником знаком».___рассказ

. 4. «Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она:

— Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

басня

5. «И тогда к костру вышел Апрель:

-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _пьеса_

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».__былина

7. Расшифруйте пословицы ( по 1 баллу за каждый правильный ответ )

1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.

2.мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание

3.яакадж укриац сойв анесст хлатив.—— Каждая курица свой насест хвалит.

4. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. —Гость на порог – счастье в дом

5. молб тынес не проишбшёь. —-Лбом стены не прошибёшь_

8.Соедините авторов и героев литературных произведений. (3 балла)

Дениска И.А. Крылов

Каштанка А.П.Чехов

Моська Л.Н. Толстой

Баба Бабариха А.С. Пушкин

Тортила В. Драгунский

Тараканище К.И. Чуковский

9. Прочитай зашифованные фамилии…..( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2) Гаршин, Толстой.

3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.

10.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

абзац

2 ) Минимальная смысловая часть текста

подзаголовок

3 ) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

сноска

4 ) Слово или выражение, уточняющее название текста.

аннотация

11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши (по 0, 5 балла).

а) глядел из печки огонек ________Олицетворение

б) лес точно терем расписной _____Сравненияе ___

в) буре плач его подобен __________Сравнение______

г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___

д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение

е) седые моря ____________________Эпитет_____

12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками (по 0, 5 балла)

Дождь лил как снег на голову.

С коро дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал городские переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он врёт как по маслу.

У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

13. Стихотворение В.Левина ( 2 балла)

Ветер, ветер, ветер

Мокрый листопад

Взрослые и дети

Грустные сидят.

Льется дождь колючий

В почерневший сад

Тучи, тучи, тучи

По небу летят.

(Вадим Левин «Листопад»)

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов 2017-2018 уч. г.

Составитель: Старцева О.Н.

Ф.И. участника: ______________________________________Класс: _________________________________

«Любите книгу — источник знаний!» (М. Горький)

  1. Когда отмечается Международный день детской книги? Выбери правильный ответ.

А) 7 января Б) 12 декабря В) 1 июля Г) 6 июня Д) 2 апреля

  1. Блиц – турнир. Ответьте на вопросы.

Единица расплаты попа с Балдой. _________________________________________________________

Русская народная сказка о коллективном труде._____________________________________________

Волшебный «компас» из русских народных сказок.__________________________________________

Бутылочный волшебник._________________________________________________________________

Как звали царя в сказке А.С. Пушкина «Сказке о золотом петушке».____________________________

Главный сказочный ветеринар.____________________________________________________________

Прозвище дяди Стёпы.___________________________________________________________________

Кличка коровы, которую купил кот Матроскин.______________________________________________

Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце».__________________________________

Родной дом Братца Кролика.______________________________________________________________

Рикки – Тики – Тави – кто это?____________________________________________________________

Огненно-рыжий кот-беспризорник.________________________________________________________

Друг Вити Малеева._____________________________________________________________________

Где работал крокодил Гена?______________________________________________________________

Веселый человечек – луковка?_____________________________________________________________

Вещь, которой боялся Страшила?__________________________________________________________

  1. СЛО-ГО-ВИ-ЦА. Собери и напиши сло-го-ви-цу. Что это? ( напишите на месте черточек)

Перед вами слоговица,

В ней _____________ таится.

Отправляйся в путь-дорогу,

Делай шаг от слога к слогу.

Всю ______________ прочти,

Не запутайся в пути.

Ответ: _______________________________________________________________________________________

  1. Соедините части произведений устного народного творчества, определите и запишите жанр.

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька__________________________________________________

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба________________________________________________

Полено, очаг, ключ, борода, театр__________________________________________________

Розы, сани, лёд, коньки, слеза______________________________________________________

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл______________________________________________

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря______________________________________________

  1. Рассмотрите портреты авторов и напиши их фамилию, имя и отчество.

  1. Отгадайте отгадку. Запишите отгадку в выделенные клеточки. Это поможет тебе понять, о чем кроссворд.

Загадка: Каждый сколько нужно берет, а все остается. Вместо черты подставляй отгадку.

По горизонтали:

5. Прочная покрышка__________из картона.

7. Краткая характеристика____________.

По вертикали:

  1. Заключительная статья в ___________.

  2. Вступительная статья в ____________.

  3. Главный лист, на котором помещены все сведения о _____________.

  4. Список произведений, включенных в ______________ с указанием страницы.

  1. Двойной лист бумаги, соединяющий листы ___________с покрышкой.

  1. Ребусы. Разгадайте названия русских народных сказок.

______________________ __________________________ __________________ ___________________

  1. Определите жанр литературных произведений по их началу. Запишите жанр.

  1. Жили старик со старухой, а с ними внучка Дуня жила ____________________

  2. Чижа захлопнула злодейка-западня __________________

  3. Случилось это так. Вечером прибежал Мишка ___________________

  4. Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка ___________________

  5. Раным – рано выехал Илья из Мурома ______________________

  1. К каждой юмористической картинке подберите подходящий по смыслу фразеологический оборот, объясните его значение. Напиши фразеологический оборот и его значение.

    1

    3

    5

    4

    2

1.____________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________________________________5. ____________________________________________________________________________________________________

  1. Чье объявление? Прочитай объявления, напишите кто автор этих объявлений.

А) Нашедшего съёженную лягушечью кожу, прошу вернуть в целости и сохранности____________________

Б) Срочно продаю записи соловьиной трели и новые беруши_________________________________________

В) Рьяный защитник Мухи-цокотухи дает уроки пения и фехтования­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Г) Вьючные животные с безупречной репутацией обучают игре на гитаре всех, кроме слабонервных разбойников_________________________________________________________________________________

12. Дополни названия произведений. Напиши автора этих произведений.

«____________________нос» Автор:__________________________________________

«___________________хлеб» Автор:__________________________________________

«_______________________команда» Автор:__________________________________________

«_______________________колодец» Автор:__________________________________________

«_______________________Тёмы» Автор:__________________________________________

  1. В каждой строчке найдите изобразительный прием. Подчеркните и соедините с названием.

1.Наступила весна – заглянула весна

1. Метафора

2.Царица цветов – царица у окна

2. Эпитет

3. Бабочки летят флагом – украшают флагом

3. Олицетворение

4. Солнечные лучи – ласковые лучи

4. Сравнение

Если есть труд — значит, будет и успех! Спасибо за работу!

Ответы

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов 2017-2018 уч. г.

Составитель: Старцева О.Н.

Ф.И. участника: ______________________________________Класс: _________________________________

«Любите книгу — источник знаний!» (М. Горький)

  1. Когда отмечается Международный день детской книги? Выбери правильный ответ. (2 б.)

А) 7 января Б) 12 декабря В) 1 июля Г) 6 июня Д) 2 апреля

  1. Блиц – турнир. Ответьте на вопросы. За каждый ответ – 1 б. (16 б.)

Единица расплаты попа с Балдой. (Щелчок)

Русская народная сказка о коллективном труде. (Репка)

Волшебный «компас» из русских народных сказок. (Клубок)

Бутылочный волшебник. (Джинн)

Как звали царя в сказке А.С. Пушкина «Сказке о золотом петушке». (Дадон)

Главный сказочный ветеринар. (Айболит)

Прозвище дяди Стёпы. (Каланча)

Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка)

Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце». (Кокованя)

Родной дом Братца Кролика. (Терновый куст)

Рикки – Тики – Тави – кто это? (Мангуст)

Огненно-рыжий кот-беспризорник. (Ворюга)

Друг Вити Малеева. (Костя Шишкин)

Где работал крокодил Гена? (в зоопарке)

Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)

Вещь, которой боялся Страшила? (Спичка)

  1. СЛО-ГО-ВИ-ЦА. Собери и напиши сло-го-ви-цу. Что это? (напишите на месте черточек)

Перед вами слоговица,

В ней пословица таится.

Отправляйся в путь-дорогу,

Делай шаг от слога к слогу.

Всю пословицу прочти,

Не запутайся в пути.

Ответ: Книга поможет в труде, выручит в беде. Пословица (поговорка) 2+1 = 3 б.

  1. Соедините части произведений устного народного творчества, определите и запишите жанр. (За каждое соединение 2 б., итого 10 б.)

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора. (за название 1 б.+ за автора 2 б.=3б.) Итого: 18 б.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька («Золушка» Шарль Перро) —

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин

Полено, очаг, ключ, борода, театр («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

  1. Рассмотрите портреты авторов и напиши их фамилию, имя и отчество. (по 2 б.=12б.)

А.Л. Барто С.В. Михалков Л.Н. Толстой И.А. Крылов А.С. Пушкин К.И. Чуковский

  1. Отгадайте отгадку. Запишите отгадку в выделенные клеточки. Это поможет тебе понять, о чем кроссворд. (1 б. за загадку+по 2 б. каждое слово=15 б.)

Загадка: Каждый сколько нужно берет, а все остается. (Книга) Вместо черты подставляй отгадку.

По горизонтали:

5. Прочная покрышка книги из картона. (переплёт)

7. Краткая характеристика книги. (аннотация)

По вертикали:

  1. Заключительная статья в книге. (послесловие)

  2. Вступительная статья в книге. (предисловие)

  3. Главный лист, на котором помещены все сведения о книге. (титульный)

  4. Список произведений, включенных в книгу с указанием страницы. (содержание)

6.Двойной лист бумаги, соединяющий листы книги с покрышкой. (форзац)

  1. Ребусы. Разгадайте названия русских народных сказок. (по 1 б. = 4б.)

Ответы: Заяц-хвастун Два мороза Морозко Теремок

  1. Определите жанр литературных произведений по их началу. Запишите жанр. (по 1 б.=5 б.)

  1. Жили старик со старухой, а с ними внучка Дуня жила (Сказка)

  2. Чижа захлопнула злодейка-западня (Басня)

  3. Случилось это так. Вечером прибежал Мишка (Рассказ)

  4. Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка (Стихотворение)

  5. Раным – рано выехал Илья из Мурома (Былина)

  1. К каждой юмористической картинке подберите подходящий по смыслу фразеологический оборот, объясните его значение. Напиши фразеологический оборот и его значение. (по 2б.=10 б.)

    1

    3

    5

    4

    2

1. Как курица лапой (писать) — неряшливо, неразборчиво.

2. Семи пядей во лбу – очень умный, способный.

3. Кот наплакал – очень мало.

4. Куры не клюют – очень много.

5. Гора с плеч свалилась – ушли тревоги и сомнения после избавления от забот, обязанностей.

  1. Чье объявление? Прочитай объявления, напишите кто автор этих объявлений. (по 2б.=8 б.)

А) Нашедшего съёженную лягушечью кожу, прошу вернуть в целости и сохранности (Василиса Прекрасная)

Б) Срочно продаю записи соловьиной трели и новые беруши (Соловей- Разбойник)

В) Рьяный защитник Мухи-цокотухи дает уроки пения и фехтования (Комарик)

Г) Вьючные животные с безупречной репутацией обучают игре на гитаре всех, кроме слабонервных разбойников (Бременские музыканты)

12. Дополни названия произведений. Напиши автора этих произведений.

«Барсучий нос» (1б.) — Автор: Паустовский К.Г. (2 б.) = 3 б.

«Лисичкин хлеб» — Автор: Пришвин М.М.

«Тимур и его команда» — Автор: Гайдар А.П.

« Синюшкин колодец» — Автор: Бажов П.П.

« Детство Тёмы» — Автор: Гарин-Михайловский Н.Г. Итого:15 б.

  1. В каждой строчке найдите изобразительный прием. Подчеркните и соедините с названием. (по 2 б.=8 б.)

1.Наступила весна – заглянула весна 1. Метафора

2.Царица цветов – царица у окна 2. Эпитет

3. Бабочки летят флагом – украшают флагом 3. Олицетворение

4. Солнечные лучи – ласковые лучи 4. Сравнение

Всего: 126 баллов

18.11.2020

Олимпиадные задания по литературному чтению

Баженова  Ирина Александровна

учитель начальных классов

Содержание олимпиадных работ для учащихся параллели 4-х классов по предмету литературное чтение соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Олимпиадные задания предполагают выбор ответа или ответ на конкретный вопрос.
В рамках школьной олимпиады наряду с предметными результатами обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
также предлагаются и ключи для заданий.

Оценить★★★★

188

Содержимое разработки

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 4 КЛАССА

Ф.И _____________________________________________________________________

Задание 1. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини название предмета и название сказки.

Зонтик

«Дикие лебеди»

Санки

«Дюймовочка»

Скорлупка грецкого ореха

«Стойкий оловянный солдатик»

Крапива

«Оле-Лукойе»

Бумажный кораблик

«Снежная королева»

Задание 2. Вспомни басни И.А.Крылова и вставь пропущенное слово в название басни.

«Лебедь, Щука и ….»__________________________________________

« Стрекоза и …»______________________________________________

« Слон и …» ________________________________________________

Задание 3.Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено, очаг, ключ, борода, театр.

Розы, сани, лёд, коньки, слеза.

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________

4.________________________________________________________

Задание 4. Собери пословицы.

Терпенье и труд, семь раз отмерь, без труда, тише едешь, один раз отрежь, всё перетрут, не вытащишь и рыбку из пруда, дальше будешь

1.______________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.______________________________________________________________

________________________________________________________________

3._______________________________________________________________

________________________________________________________________

4.______________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 5. Какое произведение не является басней? Подчеркни.

а) Квартет.
б) Свинья под дубом.
в) Лиса, заяц и петух.
г) Слон и Моська.

Задание 6.Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

а) Поди туда – не знаю куда, ___________________________________ б) Скоро сказка сказывается, ___________________________________

Задание 7. На ком или на чём совершили путешествия:

а) Винни-Пух за медом? __________________________________________________

б) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________

в) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________

Задание 8. Кто это?

Славный защитник Руси-матушки ,33 года недвижно сидевший на печи в избе. ___________________________________________________________

Задание 9. Вставь пропущенные слова в строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):

Кто играет?

И солнце играет

Лучами на речке,

И кошка играет

Клубком на _________________________,

И Женя играет

Есть кукла у Жени,

И мама играет

В театре на _________________________,

И папа играет

На медной трубе,

И дедушка с внуком

Играет в ____________________________.

Задание 10. Какое предложение является скороговоркой?

а) Свой огонёк ясней горит.

б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

в) Мама мыла милу мылом, Мила мыло не любила.

Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса (ключи)

Максимальное количество баллов – 34 балла

Задание 1. Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет. Соедини название предмета и название сказки.

Зонтик — «Оле-Лукойе»

Санки — «Снежная королева»

Скорлупка грецкого ореха- «Дюймовочка»

Крапива – «Дикие лебеди»

Бумажный кораблик – «Стойкий оловянный солдатик»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5 баллов

————————————————————————————————

Задание 2. Вспомни басни И.А.Крылова и вставь пропущенное слово в название басни.

Рак , Муравей, Моська

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 3 балла

—————————————————————————————————————-

Задание 3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов – 8 баллов.

—————————————————————————————————————

Задание 4. Собери пословицы.

1.Терпенье и труд всё перетрут 2.Семь раз отмерь-один раз отрежь

3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 4.Тише едешь-дальше будешь

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 4 балла

Задание 5. Какое произведение не является басней? Подчеркни.
в) Лиса, заяц и петух.

За верный ответ 1 балл

—————————————————————————————————————

Задание 6.Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

а) Поди туда – не знаю куда, принеси то-не знаю что.

б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 2 балла.

—————————————————————————————————————

Задание 7. На ком или на чём совершили путешествия:

а) Винни-Пух за медом? На воздушном шарике

б) Дюймовочка из норы крота в теплые края?На ласточке

в) Лягушка-квакушка на юг? На утках

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 балла.

—————————————————————————————————

Задание 8. Кто это?

Илья Муромец

За верный ответ 1 балл

————————————————————————————————-

Задание 9. Вставь пропущенные строчки, соблюдая нормы стихосложения (рифму, ритм):

На крылечке,на сцене, в избе

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов – 6 баллов.

—————————————————————————————

Задание 10. Какое предложение является скороговоркой?

в) Мама мыла милу мылом, Мила мыло не любила.

За верный ответ 1 балл

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/429252-olimpiadnye-zadanija-po-literaturnomu-chtenij

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШИПИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ОЛИМПИАДНОЕ ЗАДАНИЕ

4 КЛАСС

Выполнил:

Низовцева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

п. Шипицино

2015 год

Задание № 1
По началу произведения определи его жанр:

  1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… ____________________________________________________

  2. Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке… ___________________________________________________________ 

  3. Мартышка к старости слаба глазами стала.

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки…

____________________________________ 

  1. В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии… ____________________________________________________________ 

  2. В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек… __________________________________________ 

  3. Из далеча-далеча, чиста поля

Выезжал старый казак да Илья Муромец…

_____________________________________

  1. Старый друг лучше новых двух. ___________________________

  2. По полю рыщет, телят, овец ищет. _________________________

  3. Маша мешает кашу, а Миша мешает Маше.__________________

Задание №2

Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов. ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

  1. Выпиши фамилии поэтов.____________________________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите фамилии писателей, представленных в этом ряду, в творчестве которых есть сказки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Трифон, и сразу вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян . Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них: мать, сын, коза, телята,уха?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4

На ком или на чем совершили путешествия:

  1. В Зеленый город Незнайка и его друзья_________________________

  2. За медом Винни-Пух _________________________________________

  3. Из норы крота в теплые края Дюймовочка_______________________

  4. На крышу Малыш ___________________________________________

  5. На юг лягушка-квакушка _____________________________________

  6. В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________

Задание №5

Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

  1. Метла, тыква, бал, часы, туфелька._____________________________

  2. Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.___________________________

  3. Полено, очаг, ключ, борода, театр______________________________

  4. Розы, сани, лёд, коньки, слеза._________________________________

  5. Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл._________________________

  6. Корабль, цветок, перстень, ставни, заря._________________________

Задание №6

Соотнеси басни с качествами характера, высмеиваемые в них. Укажи автора  этих басен.  

«Ворона и Лисица»                           бездарность

«Мартышка и Очки»                         тщеславие

«Стрекоза и Муравей»                      самомнение  

«Квартет»                                           невежество

«Кукушка и Петух»                           лень

«Зеркало и обезьяна»                        лицемерие

(Ф.И.О.автора) ________________________________

Задание №7

Почини « сломанные»  пословицы:                                                    

У семи нянек – кулаками не машут.

Чем хвалишься, от того и наберешься.

Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.

После драки дитя без глазу.

С кем поведешься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего

  1. ___________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________

  4. __________________________________________________________

  5. ___________________________________________________________

  6. ___________________________________________________________

Задание №8

Из жизни писателей. Определи, о творчестве каких писателей идёт речь в высказываниях.

  1. Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее. А его стихи знают все от мала до велика. _______________________________________________

  1. Он писал повести, комедии, трагедии, но известность ему принесли короткие нравоучительные стихи – басни. Он написал их около200. В Санкт-Петербурге, в летнем саду, ему поставлен памятник: пожилой человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери – герои его басен.___________________________________________

  1. «Он – знаток Севера, этнограф и художник, но большее признание снискал как автор сказок. По ним ставятся спектакли, снимаются мультипликационные фильмы. В его сказках много «северных» слов. Главный герой сказок – Сеня Малина»._______________________________

  1. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.

Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? ______________________

  1. Он великий русский поэт. Его именем названы города, площади, улицы, ему воздвигнуты памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению стой памятью, какую он оставил о себе своими произведениями. Знамениты и его сказки. В них – Царевна-лягушка и дядька Черномор, королевич Елисей и кот учёный, золотой петушок и Балда лукавый.________________________

Задание №9

Работа над текстом. Прочитай произведения и ответь на вопросы.

Дмитрий   Ушаков

Поведет через лесок дорожка,

Оборвется  на краю  болота…

Золотая ягода  морошка,

Как тебя попробовать охота.

Мох пружинит под ногами хлюпко,

И  вода  макушки  кочек  лижет.

На  березках  карликовых юбки

Шаловливо  ветерок  колышет.

Вдалеке  серебряной  монетой

Озеро блестит среди осоки.

Отпевая  северное  лето,

Журавли  проносятся  высоко.

Ох, вкусна ты, ягода морошка,

Да  обратно  надо  возвращаться…

Ягоды  в  берестяном  лукошке,

Словно крошки солнца, золотятся.

Феликс  Лев

Бабушка и  Сережа ходили  в лес за морошкой.

Морошка — это такая желтая ягода, похожая на малину. Только она у самой земли растет, и надо искать в траве. Бабушка собирала морошку в большую стеклянную банку, а Сережа клал прямо в рот. Попадались ягоды сочные, сладкие, а попадались и кислые. Бабушка сказала, что это такие ягоды, которые в тени береглись под листочком — вот и не поспели. А те, что зрели на солнышке, на припеке, были душистые, вкусные.

В лесу летали комары, гудели, злились. Приходилось все время их отгонять. Бабушка велела Сереже надеть кепку, чтобы голову не накусали. Один комар сел на ягоду, на морошку. Сережа комара прогнал, а ягоду съел.  Самая сладкая ягода!

  1. Найди и выпиши слова, при помощи которых авторы рассказали о  морошке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Одинаково ли рассказано о морошке в этих произведениях?

В чем ты видишь сходство?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши из стихотворения:  

сравнения_______________________________________________________________________________________________________________________

метафоры ______________________________________________________

________________________________________________________________

 эпитеты________________________________________________________________________________________________________________________

олицетворение _________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете выражение «отпевая  северное  лето, журавли  проносятся  высоко»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подбери  заглавие к каждому произведению.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы на задания олимпиады

Литературное чтение 4 класс.

Максимальное количество баллов — 77

1.

1. стихотворение 
2. рассказ 
3. басня
4. летопись

5.сказка
6.былина

7. пословица

8. загадка

9. скороговорка

по 1 баллу за каждый верно определённый жанр

9 баллов

2.

1. Некрасов, Пушкин, Блок, Фет

2. Гаршин, Пушкин, Толстой

3. Пришвин, писал рассказы о природе.

4 балла

3 балла

2 балла

9 баллов

3.

Кузькина мать.

Сидорова коза.

Макаровы телята. (Куда Макар телят не гонял.). Демьянова  уха.

Лишнее слово – сын

5 баллов

4.

1. на воздушном шаре

  1. на воздушном шарике

  2. на ласточке

  3. на Карлсоне

  4. на утках

  5. на ковре-самолёте

6 баллов

5.

1. Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

2. Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

3.Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино»

А.Н. Толстой)

4.Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

5.Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

6.Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)      

по 0,5 балла за правильный ответ

6 баллов

6.

«Ворона и Лисица» — тщеславие,

«Мартышка и Очки» — невежество,

«Стрекоза и Муравей» — лень,  

«Квартет» — бездарность,

«Кукушка и Петух» — лицемерие,

«Зеркало и обезьяна» — самомнение.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

6 баллов

7. 7

У семи нянек дитя без глазу.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

После драки кулаками не машут.

Не суйся в волки, если хвост – тёлкин.

Чем хвалишься, на том и провалишься.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

6 баллов

8.

Маршак С.Я,

Крылов И.А,

Писахов С.Г,

Мамин-СибирякД.Н,

Пушкин А.С.

по 2 балла за правильный ответ

10 баллов

9. 9

1) — Золотая ягода,  ох, вкусна, словно крошки солнца золотятся  

  — это такая желтая ягода, похожая на малину; сочные, сладкие, кислые, душистые, вкусные 

2)– сходство – вкусная ягода, нравится, её пробуют с удовольствием

  3) сравнения: а)словно крошки солнца; б) озеро — серебряной монетой

      метафоры: поведет дорожка; мох пружинит хлюпко; вода лижет; шаловливо  ветерок  колышет; журавли проносятся, отпевая лето; ягоды золотятся

      эпитеты: золотая ягода; северное лето

      олицетворение – вода лижет макушки кочек; на  березках  карликовых юбки 

4 )– лето умирает, с ним прощаются или что-то аналогичное

5) – Морошка (За морошкой). Самая сладкая ягода         

1 балл

1 балл

1 балл

2 балла

7 баллов

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

20 баллов

1. Верны ли следующие суждения? А. Вмешательство государства в экономические процессы определяется стремлением ограничить действие закона спроса и предложения, ограничить производителя в его свободе. Б. Вмешательство государства в экономические процессы определяется стремлением компенсировать для общества случаи несостоятельности рынка. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об) А. увеличении производительности труда Б. возникновении дефицита государственного бюджета В. росте числа частных предприятий Г. снижении потребительских расходов 3. Верны ли следующие суждения? А. Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений. Б. Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к косвенным налогам. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию. Акцизы, таможенные пошлины, на прибыль, на добавленную стоимость. 5. Государство в условиях противодействия пандемии коронавирусной инфекции организует строительство временных госпиталей для размещения больных, увеличивает количество коечного фонда, оснащенного аппаратами для искусственной вентиляции легких. Какую экономическую функцию, выполняемую государством, иллюстрирует приведенный пример? А. противодействие монополиям Б. правовое регулирование предпринимательской деятельности В. производство общественных благ Г. обеспечение системы социального партнерства на рынке труда 6. Расходная часть государственного бюджета в 2010 году составила 3267000 млн долларов, а доходная — 2712000 млн долларов. Бюджет государства в 2010 году А. дефицитный Б. профицитный В. сбалансированный Г. нет верного ответа 7. Выберите ВСЕ верные выражения. А. Объект налогообложения — тот, кто платит налог Б. Налог — это обязательный платёж, взимаемый только с организаций В. Объект налогообложения — то, что облагается налогом Г. Государственный бюджет — это финансовый план государства Д. Государство не может зарабатывать на выпуске ценных бумаг Е. Свободная конкуренция может породить отрицательные экономические явления 8. В стране P был проведён опрос среди населения. Людям предстояло ответить на вопрос: «На что, по вашему мнению, государство должно увеличить расходы?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Отметьте ВСЕ верные суждения. А. Менее половины опрошенных назвали другие варианты Б. Самый популярный ответ — социальные выплаты и пособия В. Государство должно увеличить расходы на производство общественных благ — таково мнение большинства опрошенных Г. Более четверти всех опрошенных считают, что государство должно увеличить траты на социальные выплаты и пособия Д. Две десятых всех опрошенных считают, что государство должно увеличить расходы на поддержку отстающих отраслей

Олимпиада по литературному
чтению

4 класс

2022 /2023 учебныйгод.

Фамилия, имя участника_________________________________________

Желаем успехов!

1.Какая из сказок является авторской? (обведи
правильный ответ):

а) «Лиса и волк»                                            б) «
Мороз Иванович»

в) «Волк и семеро козлят»                            г)
«Сивка-бурка»


2.  Каким героям принадлежат предметы? Соедините стрелкой.

Емеля

огниво

Страшила

вёдра

Солдат

каша

Мишка

ум

3. Напишите, кто из литературных героев:

Родился в цветке __________________________________;

Из трёх котлов вышел статным молодцем _________________________;

Превратился в красивого лебедя _______________________________;

Увидел дверь за старым холстом _______________________________.

4.Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.

1.    
Выпишите фамилии поэтов.

2.    
Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.

3.    
Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

1.    
___________________________________________________________________

2.    
___________________________________________________________________

3.    
___________________________________________________________________

5. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишние слова:

а) Две большие капли брызнули в стекло,

От лип душистых мёдом тянет,

И что-то к летнему саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

б) В горнице моей светло.

Это от яркой ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесёт чистой воды.

6. Закончите крылатые выражения, взятые из сказок:

а) Поди туда, не знаю куда… ___________________________________

б) Скоро сказка сказывается… ___________________________________

в) Это все присказка…__________________________________________


7
. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а
затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались
? Напиши.

     а) глядел из печки огонек-

     б) лес точно терем расписной — 

     в) буре плач его подобен  —    
 

     г) белоснежная лебедушка —

     д) уж небо осенью дышало —

     е) седые моря –

сравнения:_________________

эпитеты:___________________

____________________________

8. По началу произведения определите его жанр ( по 1 баллу за
каждый правильный ответ).

а)Из далеча – далеча, чиста поля

Выезжал старый казак да Илья Муромец

Илья Муромец, да сын Иванович____________________________

б) В одном доме жили две девочки – Рукодельница, да Ленивица, а
при них нянюшка._______________________________________________

в) Доброе слово лечит, злое калечит.__________________________

9. Узнайте произведение по отрывку. Напишите его название, автора:

а) Мартышка, в зеркале, увидя образ свой,

Тихонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа?»

__________________________________________________________________

б) «Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белея?»

Что же зеркальце в ответ?

__________________________________________________________________

 

10.Составить кластер «Жанры фольклора»

Жанры фольклора

Фольклор- устное народное творчество.

11. Установите соответствие. Соедините линиями фамилию автора
с его произведением.

1. С. А. Есенин                                             «Белолобый»

2. А. П. Гайдар                                            «Тимур
и его команда»

3. А. П. Чехов                                                «Мой
щенок»

4. Л. Н. Толстой                                            «Поет
зима, аукает»

5. С. В. Михалков                                           «Прыжок»

12. Вспомните сказку по ключевым словам. Напишите название сказки
и её автора.

Метла, тыква, бал, часы,
туфелька_________________________________________________________

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба____________________________________________________________

Полено, очаг, ключ, борода,
театр_____________________________________________________________

Розы, сани, лёд, коньки,
слеза_____________________________________________________________

Спасибо за работу!

Ответы на задания олимпиады по
литературному чтению.

1. Какая из сказок является авторской? (Максимально 1 балл)

1) б

2. Каким героям принадлежат предметы?
Соедините стрелкой.

(за каждый правильный ответ в задании по 0,5 балла.) (Максимально
2 балла)

Емеля 

вёдра

Страшила

ум

Солдат

огниво

Мишка

каша

3 . Напишите, кто из
литературных героев:

(за каждый правильный ответ в задании по 0,5 балла.) (Максимально
2 балла)

……….        Дюймовочка;

……………  Иван;

……………   гадкий утёнок;

……………   Буратино.

4. Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.

( по 1б за каждого) ( Максимально 7 баллов)

1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2) Гаршин, Толстой.

3) Пришвин, так как писал рассказы о природе

5. Восстановите ритм стихов, зачеркнув лишние слова: (
Максимально 4 балла)

а) большие, летнему (2 б.)

б) яркой, чистой (2 б.)

6. Закончите крылатые выражения, взятые из сказок: (
Максимально 6 баллов)

а) Поди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что. (2 балла)

б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (2 балла)

в) Это все присказка, а сказка будет впереди (2 балла)

7 .Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем
– эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ?
Напиши.
  ( по 0,5 балла за каждый правильный ответ). ( Максимально 3
балла)

     а) глядел из печки огонек
________                Олицетворение

     б) лес точно терем расписной
 _____               Сравненияе     

     в) буре плач его подобен
 __________             Сравнение    

     г) белоснежная лебедушка
________               Эпитет

     д) уж небо осенью дышало
________               Олицетворение

     е) седые моря
____________________              Эпитет

сравнения:__б, в

эпитеты:__г, е___            

 Олицетворение____а, д___

8. По началу произведения определите его жанр. ( по 1 баллу
за каждый ответ). ( Максимально 3 балла)

а). ………..былина;

б)…………….сказка;

в)……………пословица;

9. Узнайте произведение по отрывку. Напишите его название, автора:

( Максимально 4 балла)

а) «Мартышка и очки» И.А. Крылов 2 б.

б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин 2 б.

10.Составить кластер «Жанры
фольклора»
( по 0,5 балла за каждый правильный ответ). ( Максимально 5
баллов)

Жанры фольклора

Фольклор- устное народное творчество.

Пословицы

Песни

Потешки

Былины

Считалки

Поговорки

Скороговорки

Частушки

Сказки

Загадки

11. Установите соответствие. Соедините линиями фамилию автора
с его произведением.
(по 1 баллу за правильный ответ) (
Максимально 5 баллов)

1 . С. А. Есенин  —  «Поет зима, аукает»  

2 . А. П. Гайдар —    «Тимур и его команда»

3 . А. П. Чехов     — «Белолобый»   

4 . Л. Н. Толстой  —    «Прыжок»    

5. С. В. Михалков   — «Мой щенок»

12. Вспомните сказку по ключевым словам. Напишите название сказки
и её автора.
(по 2 балла за правильный ответ) ( Максимально 8 баллов)

1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях» А.С. Пушкин)

3)Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или
приключения Буратино» А.Н. Толстой)

4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х.
Андерсен)

Максимальное количество баллов-50б.- ( 25б-50%)

Призёром олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее
количество баллов и выполнивший не менее 50 % заданий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Метко брошенный камень как пишется
  • Метиска или митиска как правильно пишется
  • Метеостанция рассказ лия наташа
  • Метеосводка как пишется слитно или через дефис
  • Метеосводка как пишется слитно или раздельно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии