Методы
обучения —
теоретически обоснованные и проверенные
на практике способы и приемы работы
учителя (преподавателя, тренера),
применение которых обеспечивает
оптимально быстрое и качественное
решение задач.
При обучении плаванию применяются три
основных группы методов: словесные,
наглядные, практические.
К
словесным
методам
относятся рассказ, объяснение, пояснение,
беседа, разбор, анализ, указания, команды,
распоряжения.
Используя
объяснение, рассказ, давая указания,
оценку действий и др., тренер помогает
ученикам создать представление об
изучаемом движении, понять его форму,
содержание, осмыслить, устранить ошибки.
Краткая, образная и понятная речь
педагога определяет успех применения
этих методов.
Рассказ применяется
при организации урока, игры, объяснении
ее правил.
Описание
создает предварительное представление
об изучаемом движении. Описываются его
основные, ключевые элементы, но без
объяснения, почему оно выполняется так
или иначе.
Объяснение
должно быть
кратким, образным и легким для понимания,
содержать элементарные теоретические
сведения и конкретные практические
указания по выполнению элементов и
движений в целом, т. е. дает ответ, почему
именно надо делать то или иное, так или
по-другому.
Пояснение позволяет
уточнять непонятные моменты.
Беседа
с обоюдными вопросами и ответами повышает
самостоятельность и активность
занимающихся, а педагог имеет обратную
связь с учащимися, что дополнительно
помогает ему узнать своих учеников.
Разбор какого-либо
упражнения или задания в целом, игры
проводится во время подведения итогов
занятия.
Анализ
и обсуждение ошибок направлены на
коррекцию действий занимающихся. При
этом необходимо уделить внимание каждому
ученику индивидуально в виде поощрения
или замечания.
Указания
даются для предупреждения и устранения
ошибок до и после выполнения упражнений.
Указания заостряют внимание обучаемых
на выполении правильных исходных
положений, основных ключевых моментов
выполняемого движения, разъяснении
условий для его правильного воспроизведения,
подсказке о всевозможных ощущениях,
которые возникают при этом. Например,
при освоении правильно выполненного
гребка рукой: «Почувствуй, как ты
отталкиваешься от воды при каждом
гребке».
При
работе с детьми указания часто даются
в форме образных выражений и различных
сравнений, что облегчает понимание
сущности задания. Например, при обучении
выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий
чай».
Помимо
решения учебных задач педагог устанавливает
взаимоотношения с занимающимися,
воздействуя на их чувства. Эмоциональная
окраска речи усиливает значение слов,
помогает решению учебных и воспитательных
задач, стимулирует активность, уверенность,
интерес.
Учитывая специфику
плавания, все необходимые объяснения,
обсуждения и другие объемные словесные
методы и приемы инструктор проводит на
суше — до или после занятий в воде.
Когда
группа находится в воде, инструктор
отдает только лаконичные команды,
распоряжения, чтобы дети не замерзли.
Например, он говорит: «Сейчас выполним
скольжение на груди. Руки вытянуть
вперед. Принять исходное положение.
Сделать вдох — «толчок» (последняя
команда дается голосом или свистком).
После выполнения упражнения, когда
ребята встали на дно и повернулись лицом
к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо.
Тело нужно держать напряженным, больше
тянуться вперед. А теперь посмотрим,
кто дольше проскользит. Принять исходное
положение. Сделать вдох и…»
Таким
образом, с помощью команд инструктор
как бы управляет группой и ходом обучения.
Все
задания на уроке выполняются под команду,
она подается коротко, в приказном тоне.
Команды определяют начало и окончание
движения, исходные положения при
выполнении заданий, место и направление
для проведения учебных заданий, темп и
продолжительность их выполнения.
Команды
делятся на предварительные (например,
«Опустить лицо в воду!») и исполнительные
(например, «Толчок!»). С детьми младшего
школьного возраста команды используются
с большими ограничениями.
Подсчет
в плавании применяется только в начальный
период обучения — для созданий
необходимого темпа и ритма выполнения
движений. Подсчет осуществляется
голосом, хлопками, односложными
указаниями: «раз–два–три, раз–два–три»
и т. д.; при изучении движений ногами
кролем: коротким «вдох» и длинным
«вы-ы-дох» — при освоении выдоха в воду.
Кроме команд, необходимо давать
методические указания, предупреждающие
возможные ошибки и оценивающие результаты
выполнения упражнений. В них чаще всего
уточняются отдельные моменты и условия
правильного выполнения упражнения. Так
при выполнении скольжения на спине
инструктор может указать, что упражнение
получится только в том случае, если
занимающиеся примут положение лежа, а
не сидя.
Как известно, учебные варианты упражнений
для изучения техники плавания значительно
отличаются от техники плавания в
совершенном, мастерском исполнении.
Поэтому, чтобы добиться необходимых
движений при начальном обучении плаванию,
инструктору приходится давать порой
неточные с точки зрения высокого
технического мастерства объяснения.
Результат этих неверных на первый взгляд
пояснений — наименьшее число ошибок и
быстрое освоение учебного варианта
техники плавания. Например, объясняя
движения ногами и руками кролем,
инструктор говорит: «Ноги и руки должны
быть прямые и напряженные, как палки».
Конечно, ноги и руки невозможно, да и не
нужно держать таким образом: во время
плавания они, встречая сопротивление
воды, будут сгибаться настолько, насколько
нужно для правильного гребка. Подобная
ориентировка позволяет избежать типичной
ошибки для всех начинающих — излишнего
сгибания ног и рук.
К
наглядным
методам
относятся показ упражнений и техники
плавания, учебных, наглядных пособий,
фото и видеоматериалов, кинофильмов, а
также применение жестикуляции.
Показ
включает демонстрацию специальных
учебных пособий, видеоматериалов,
кинограмм, кинофильмов:
— непосредственное
наблюдение за техникой плавания хороших
спортсменов, а также знакомство с
имитационными движениями, позволяющими
пловцу лучше понять изучаемый или
совершенствуемый технический элемент;
— разучивание и
совершенствование по частям движений
рук, ног, одной руки, согласование
движения рук и др.,
— разучивание и
совершенствование движений в целом;
— устранение
ошибок в технике прямым или косвенным
путем.
Наряду
с образным объяснением наглядное
восприятие помогает понять сущность
движения, что способствует быстрому и
прочному его освоению. Особенно велика
роль наглядного восприятия при обучении
детей. Сильно выраженная склонность к
подражанию, особенно у младших школьников,
делает наглядность наиболее эффективной
формой обучения движениям в целостном
виде, так и с разделением движения на
части (замедленным его выполнением,
остановками в главных фазах). Гребок
рукой в кроле, к примеру, изучается с
остановкой руки в трех основных фазах
гребка. Во время остановок рекомендуется
2–3 раза напрягать мышцы руки по 3–5 с.
Однако выполнением отдельных частей
(фаз) плавательного цикла увлекаться
не нужно. Как только занимающиеся
получили представление о способе
плавания в целом, они должны как можно
больше плавать. Учебные варианты техники
на суше демонстрирует инструктор, в
воде — занимающиеся, у которых лучше
получается данное упражнение. Показ
может осуществляется не только до начала
занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность
показа определяется положением
инструктора по отношению к группе:
1) инструктор должен
видеть каждого занимающегося, чтобы
исправить его ошибки;
2) занимающиеся
должны видеть показ упражнения в
плоскости, отражающей его форму, характер
и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только
при изучении простых общеразвивающих
упражнений. Негативный показ («как не
надо делать») возможен только при том
условии, если у занимающихся не создается
впечатления, что их передразнивают.
Условия повышенного шума, характерные
для бассейна, затрудняют восприятие
команд и распоряжений тренера
(инструктора). Поэтому в плавании
применяется система условных сигналов
и жестов, при помощи которых облегчается
связь тренера (инструктора) с группой
и каждым учащимся в отдельности и
управлением учебно-тренировочным
процессом. Жестикуляция заменяет команды
и распоряжения, помогает уточнить
технику выполнения движений, предупреждать
и исправлять возникающие ошибки,
подсказывать темп и ритм выполнения
движений, задавать скорость проплываемых
отрезков, останавливать учащихся и др.
К
практическим
методам
относятся: метод практических упражнений,
соревновательный метод, игровой метод.
Метод практических
упражнений может быть:
— преимущественно
направленным на освоение спортивной
техники;
-
преимущественно
направленным на развитие физических
качеств.
Обе
группы практических упражнений тесно
взаимосвязаны и дополняют друг друга
на всех этапах. Первая группа больше
применяется на начальных этапах, вторая
— на последующих.
Обучение технике движений может вестись
двумя методами: методом целостно-конструктивного
упражнения (целостного) и методом
расчлененно-конструктивного упражнения
(по частям).
При обучении плаванию все упражнения
сначала разучиваются по частям, а затем
воспроизводятся в целостном виде. Таким
образом, изучение техники плавания идет
по целостно-раздельному пути, который
предусматривает многократное выполнение
отдельных элементов техники, направленное
на овладение способом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение
техник плавания, позволяет избежать
излишних ошибок, что сокращает сроки
обучения и повышает его качество.
Разучивание в целом применяется на
завершающем этапе освоения техники
плавания. Совершенствование техники
плавания проводится путем целостного
выполнения плавательных движений.
Методы развития физических качеств,
называемые еще методами тренировки,
подразделяются на:
-
равномерный
(равномерное преодоление расстояния
с заданной интенсивностью); -
переменный
(равномерное преодоление с различными
ускорениями по ходу дистанции); -
повторный
(повторное преодоление заданных отрезков
с заданной интенсивностью); -
интервальный
(повторное преодоление отрезков с
заданной интенсивностью, но строго
регламентированным, как правило,
незначительным интервалом отдыха).
Каждый метод может использоваться при
плавании как в полной координации, так
и по частям (элементам), а также с
чередованием полной координации и
отдельных элементов.
Соревновательный и игровой методы
широко применяются в начальном обучении
плаванию. Оба метода привносят на занятия
оживление, радость, эмоции. Прежде чем
упражнение будет включено в игру или
соревнование, его обязательно следует
выполнить всей группой. Элемент
соревнования мобилизует силы и
возможности, способствует проявлению
воли, настойчивости, инициативы, повышает
динамизм занятий.
Помимо
всех вышеперечисленных методов в
практике плавания применяется и метод
непосредственной помощи, который
используется в том случае, если после
объяснения и показа задания новичок
все же не может его выполнить. Инструктор
берет руки (ноги) занимающегося в свои
руки и помогает ему несколько раз
правильно воспроизвести движение.
Методика обучения плаванию зависит от
возраста и индивидуальных особенностей
обучаемых, поставленных задач, условий
обучения и др. В общих же чертах (за
исключением возраста примерно до 5 лет)
методика обучения плаванию принципиально
не отличается. Наиболее благоприятный
возраст для овладения навыком плавания
— это 6–8–10 лет. В дальнейшем также не
должно возникать проблем, однако следует
учитывать, что быстрое и качественное
освоение новых двигательных умений и
навыков идет в определенные возрастные
периоды. Поэтому желательно не откладывать
начало обучения плаванию на более
поздние сроки. Однако и взрослый человек,
особенно под руководством инструктора
или тренера, беспрепятственно может
научиться плавать, пусть и с некоторыми
сложностями, связанными с уже совершенно
другой реакцией его организма на
процесс обучения и овладение новым
двигательным действием, нежели в периоды
интенсивного развития организма.
Естественно,
что набор средств и методов и их сочетание
в том или ином случае будут различаться.
Однако методика обучения плаванию имеет
общую схему, где идет последовательное
изучение отдельных элементов изучаемого
способа и их согласование, и
последовательность этапов. Методика,
основанная на обучении спортивным
способам плавания, является достаточно
эффективной и пригодной для массового
обучения навыку плавания.
Общая
схема в
обучении спортивным способам плавания
выглядит следующим образом:
-
обучение дыханию;
-
обучение работе
ног; -
обучение согласованию
дыхания с работой ног; -
обучение работе
рук; -
общее согласование
работы ног, рук и дыхания.
Основной смысл схемы — последовательное
изучение элементов.
Основное правило
— без достаточно прочного освоения и
закрепления одного элемента или
согласования элементов не стоит
переходить к следующему.
Следует также отметить, что приведенная
общая схема не является основанием для
того, чтобы, например, во время изучения
техники работы ног, полностью игнорировать
работу рук. Речь идет о преимущественной
направленности изучения одних элементов
перед другими.
Данная
схема вполне логична и давно уже
апробирована при обучении спортивным
способам плавания. Она же должна стать
основой и для обучения в прикладных и
других целях.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Тестовые вопросы к разделу 2. Культурология..docx, prakticheskaya rabota_matematika (3).docx, физ с мет 2.docx, Практическое занятие 1.docx, Практическое занятие 3..doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Тестовые вопросы к разделу 4.docx, Психология 1-15 вопросов..docx, разработка интерактивных приложений для web-сайта вопросы.odt, ИГПЗС вопросы к экзамену (2).docx, лекция 1 ответы на вопросы.docx, Тестовые вопросы к разделу 6_ просмотр попытки.pdf, Актуальные вопросы регулирования трудовых отношений.pdf, Экономика и организация энергетического производства (1).ти 42 в, Статистика.ои(dor) 40 вопросов.docx, Лаб 2 вопрос 4.docx
Вопрос 1 Быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость – это:
a. физические способности
b.
c. физические кондиции
d. физические действия
Ответ: физические качества
Вопрос 2 Видами двигательных действий (включая и их совокупность), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, называют:
a. физическую реабилитацию
b. физическую подготовку
c.
d. физические качества
Ответ: физические упражнения
Вопрос 3 Гибкость – это:
a. способность выполнять упражнения с высокой скоростью
b. способность управлять своим телом
c.
d. способность управлять своими движениями во времени и пространстве
Ответ: способность выполнять движения с большой амплитудой
Вопрос 4 Гигиенические принципы закаливания:
a. непрерывность
b. дозированность
c.
d. активность
Ответ: постепенность
Вопрос 5 Для повышения физической работоспособности человека лучше всего использовать…
a. прыжки в длину с места, метание на дальность, гимнастические упражнения на снарядах
b. бег на средние и длинные дистанции, плавание, ходьбу на лыжах
c. бег на короткие дистанции, поднятие тяжестей
d. упражнения на внимание
Ответ: бег на средние и длинные дистанции, плавание, ходьбу на лыжах
Вопрос 6 Для создания оптимальных условий проведения занятий по физической культуре, а также для повышения устойчивости организма к охлаждению, перегреванию, солнечной радиации используются:
Выберите один ответ:
a. врачебный контроль и самоконтроль
b. оздоровительные силы природы
c. нетрадиционные физические упражнения
d. специальные физические упражнения
Ответ: оздоровительные силы природы
Вопрос 7 Задачи общей физической подготовки:
a. гармоничное развитие мускулатуры
b. совершенствование общей выносливости
c. двигательная активность
d. овладение умением расслабляться
Ответ: гармоничное развитие мускулатуры
Вопрос 8 Закономерность построения системы занятий физическими упражнениями и сохранение преемственности эффективности занятий обеспечивает принцип:
a. возрастной адекватности педагогических воздействий
b. адаптации физических нагрузок
c. наглядности
d. непрерывности
Ответ: непрерывности
Вопрос 9 К словесным методам относятся:
a. метод объяснения, показа, рассказа, общения, переговоров
b. метод объяснения, показа, рассказа, беседы, словесной оценки
c. метод рассказа, показа, демонстрации, объяснения, распоряжения, указания
d. метод рассказа, объяснения, беседы, команды, распоряжения, указания, словесной оценки
Ответ: метод рассказа, объяснения, беседы, команды, распоряжения, указания, словесной оценки
Вопрос 10 К физическим качествам относятся:
a. координация, выносливость, ловкость, смелость, быстрота
b. сила, быстрота, прыгучесть, ловкость, гибкость
c. быстрота, усидчивость, доброта, сила
d. сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость
Ответ: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость
Вопрос 11 На структурном содержании учебно-воспитательного процесса, в повторяющихся сериях занятий и их чередованиях в виде замкнутого круговорота, основан принцип:
a. цикличности
b. прогрессирования тренирующих воздействий
c. непрерывности
d. систематичности
Ответ: цикличности
Вопрос 12 Обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с онтогенезом принцип:
a. цикличности
b. возрастной адекватности педагогического воздействия
c. доступности и индивидуализации
d. непрерывности
Ответ: возрастной адекватности педагогического воздействия
Вопрос 13 Оказывает содействие адекватному разучиванию двигательных действий, выполнению заданий и ускорению формирования двигательных умений и навыков, направленному влиянию на функции сенсорных систем задействованных в физическом упражнении, принцип:
a. научности
b. наглядности
c. цикличности
d. непрерывности
Ответ: наглядности
Вопрос 14 Основной задачей общепедагогических методов физического воспитания является:
a. профессионально-прикладная физическая подготовка
b. формирование личностных качеств
c. совершенствование физических качеств.
d. формирование физкультурных знаний
Ответ: формирование личностных качеств
Вопрос 15 Основным средством физического воспитания являются:
a. тренажеры, спортивные снаряды, спортивный инвентарь
b. гигиенические факторы
c. физические упражнения
d. естественные оздоровительные силы природы
Ответ: . физические упражнения
Вопрос 16 Отражает необходимость учета возрастных, половых и других индивидуальных характеристик и особенностей студентов на основе интегральной оценки основных параметров организма принцип:
a. систематичности
b. сознательности и активности
c. доступности и индивидуализации
dнаглядности
Ответ: . доступности и индивидуализации
Вопрос 17 По какому показателю нельзя определить интенсивность выполнения физических упражнений?
a. по изменению артериального давления
b. по изменению настроения человека
c. по изменению частоты сердечных сокращений
d. по изменению частоты дыхания
Ответ: по изменению настроения человека
Вопрос 18 Повышение требований и усложнение заданий занимающимся за счет увеличения объема, интенсивности нагрузок и роста показателей функциональных систем организма обеспечивает принцип:
a. возрастной адекватности педагогических воздействий
b. доступности и индивидуализации
c. прогрессирования тренирующих воздействий
d. непрерывности
Ответ: прогрессирования тренирующих воздействий
Вопрос 19 Повышению образовательного аспекта обучения, воспитанию целеустремленности, инициативности, самостоятельности и творческому поиску способствует соблюдение принципа:
a. наглядности
b. систематичности
c. доступности и индивидуализации
d. сознательности и активности
Ответ: сознательности и активности
Вопрос 20 Под правильной осанкой понимается…
a. конфигурация тела человека
b. привычное положение тела человека
c. силуэт человека
d. привычное положение тела человека, при котором создаются наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности и высокой работоспособности его организма
Ответ: привычное положение тела человека
Вопрос 21 Прыжки в длину с места способствуют развитию:
a. скоростно-силовых качеств
b. силовых качеств
c. выносливости
d. абсолютной силы
Ответ: скоростно-силовых качеств
Вопрос 22 Сбалансированности физической нагрузки, которая не вызывает признаков переутомления и способствует поддержанию гомеостаза при изменяющихся условиях существования, способствует соблюдение принципа:
a. адаптации физических нагрузок
b. доступности и индивидуализации
c. сознательности и активности
d. прогрессирования тренирующих воздействий
Ответ: адаптации физических нагрузок
Вопрос 23 Силовыми качествами называется…
a. способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных напряжений
b. способность человека выполнять движения с большой амплитудой
c. способность человека циклично выполнять двигательные задания
d. способность человека выполнять двигательные задания в максимально короткое для данных условий время
Ответ: способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных напряжений
Вопрос 24 Совокупностью специфических способов и приемов педагогической работы позволяющих организовать деятельность занимающихся, направленную на освоение ими двигательных умений и навыков, развитие физических и личностных качеств, называют:
a. принципы физического воспитания
b. системы физических упражнений
c. методы физического воспитания
d. средства физического воспитания
Ответ: методы физического воспитания
Вопрос 25 Способствует закономерной взаимосвязи различных узловых механизмов формирования физической культуры студента принцип:
a. наглядности
b. цикличности
c. адаптации физических нагрузок
d. систематичности
Ответ: систематичности
Вопрос 26 Стационарное состояние функциональной системы, стабилизировавшейся в результате многократных повторений двигательного действия – это
a. совершенствование общей выносливости
b. двигательная активность
c. двигательный навык
d. динамический стереотип
Ответ: динамический стереотип
Вопрос 27 Степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действие отличается высокой надежностью – это
a. умение высшего порядка
b. двигательный навык
c. динамический стереотип
d. физические способности
Ответ: двигательный навык
Вопрос 28 Степень овладения техникой действия, которая характеризуется повышенной концентрацией внимания на отдельных частях этого действия и нестабильными способами решения двигательной задачи:
a. двигательный стереотип
b. двигательное умение
c. двигательные действия
d. двигательный навык
Ответ: двигательное умение
Вопрос 29 Структура учебно-тренировочного занятия включает:
a. предварительная, подготовительная часть занятия, основная, заключительная
b. вступительная часть, заключительная, основная
c. предварительная, основная, заключительная
d. вводная часть, заключительная часть, основная часть занятия
Ответ: вводная часть, заключительная часть, основная часть занятия
Вопрос 30 Чем характеризуется физическая подготовленность человека?
Выберите один ответ:
a. определенным уровнем развития физических качеств, степенью сформированности двигательных действий
b. развитием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других функциональных систем человека
c. устойчивостью организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды
d. высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности
Ответ: определенным уровнем развития физических качеств, степенью сформированности двигательных действий
25. Характеристика словесных методов
обучения
Данные методы занимают ведущее место в системе методов
обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию,
поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.
Словесные методы подразделяются на следующие виды:
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
1. Метод рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической
точки зрения рассказ должен:
– обеспечивать идейно-нравственную направленность
преподавания;
– содержать только достоверные и научно
проверенные факты;
– включать достаточное количество ярких и
убедительных примеров, фактов;
– иметь четкую логику изложения;
– быть эмоциональным;
– быть доступным;
– отражать элементы личной оценки и отношения учителя
к излагаемым фактам, событиям.
2. Под объяснением следует
понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств
изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение – это монологическая форма
изложения.
Использование данного метода требует:
– точного и четкого формулирования задачи, сути
проблемы, вопроса;
– последовательного раскрытия
причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
– использования сравнения, сопоставления,
аналогии;
– привлечения ярких примеров;
– безукоризненной логики изложения.
3. Беседа – диалогический метод
обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы
вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение
ими уже изученного.
Виды бесед: вводные или вступительные, организующие
беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний
(эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному
ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная
беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Успех проведения бесед во многом зависит от
правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими,
содержательными.
4. Главное назначение учебной дискуссии в
процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение
учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной
проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой
и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная
подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по
меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.
5. Лекция – монологический способ
изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить
законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его
логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Школьная лекция может применяться также при повторении
пройденного материала (обзорная лекция).
6. Работа с учебником, книгой –
важнейший метод обучения.
Приемы самостоятельной работы с печатным источником:
конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование;
рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных
характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.
Популярные методики:
- Рассказ и объяснение;
- Беседа и дискуссия;
- Лекция;
- Работа с книгой.
Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.
Рассказ и объяснение
Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.
В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.
Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:
- Активизация внимания;
- Ассоциативное и закономерное соединение;
- Сравнение;
- Выделение главного;
- Резюмирование.
Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.
Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.
Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.
Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.
Беседа и дискуссия
Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.
Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.
Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:
- Вводные или организующие;
- Эвристические;
- Систематизирующие или закрепляющие;
- Контрольно-коррекционные.
Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.
Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.
Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.
Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.
Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.
Выделяют 4 правила проведения дискуссии:
- Ограниченное время на выступление;
- Дисциплина и взаимоуважение;
- Сдержанность;
- Принятие чужого мнения.
Лекции
Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.
На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.
Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:
- Создать детальный проект лекции;
- Ознакомить слушателей с темой, целями и задачи;
- Последовательно изложить информацию;
- Сделать краткие выводы после каждого пункта;
- Связывать части монолога;
- Эмоционально излагать проблемы;
- Приводить примеры, сравнения, факты;
- Работать с аудиторией;
- Регулировать темп изложения.
Работа с книгой
Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.
Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.
На практике используются две методики работы с учебниками:
- На уроке;
- Дома.
В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.