Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали
Описание: Тест
на вербально-логическое мышление.
Инструкция:
«Внимательно послушай
рассказ и перескажи его. Скажи, в чем
здесь дело, чему учит этот рассказ, в
чем смысл рассказа?» Повторить задание,
обращая внимание ребенка на каждую
фразу, смысловую часть рассказа.
Возможные вопросы к
рассказу «Лев и мышь»:
1. Этот рассказ о добре
или о зле?
2. А кто кому сделал добро? А
какое добро? Почему?
3. Почему лев
отпустил мышку?
4. Почему лев засмеялся?
5.
Чему учит этот рассказ? Есть рассказы,
которые учат не врать, не воровать, а
этот чему учит?
Материалы для диагностики
развития вербально-логического мышления:
«Лев и мышь» Л.Н.
Толстой
Лев спал. Мышь пробежала
по его телу. Он проснулся и поймал ее.
Мышка стала просить, чтобы он отпустил
ее, и пообещала сделать ему тоже добро.
Лев громко засмеялся и отпустил ее.
Потом
охотники поймали льва и привязали
веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный
рев, прибежала, перегрызла веревку и
спасла льва.
«Умная ворона»
Хотела ворона пить. На
дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине
вода была только на дне. Вороне нельзя
было достать воду. Она стала кидать в
кувшин камушки и столько побросала, что
вода стала выше и можно было пить.
«Муравей и голубка»
Муравей захотел напиться
и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула
его, и он начал тонуть.
Пролетевшая
мимо голубка заметила это и бросила ему
в ручей ветку. Муравей взобрался на эту
ветку и спасся.
На следующий день
муравей увидел, что охотник хочет пойти
поймать голубку в сеть. Он подполз к
нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул
от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула
и улетела.
«Галка и голуби»
Галка услыхала о том, что
голубей хорошо кормят, выбелилась в
белый цвет и влетела в голубятню. Голуби
ее приняли как за свою, накормили, но
галка не удержалась и закаркала
по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали.
Она вернулась было к галкам, но те ее
тоже не приняли.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Психологический практикум ↓
Вербально-логическое мышление.
Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.
Psylist / top adaptive
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.
Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:
- Этот рассказ о добре или о зле?
- А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
- Почему лев отпустил мышку?
- Почему лев засмеялся?
- Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?
Материалы для диагностики развития вербально-логического мышления
Лев и мышь
Л.Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Умная ворона
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Галка и голуби
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Промоутер (коммивояжер)
- Методика «Стиль управления»
- Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
- Описание метода контент-анализ
- Методика «Выбор»
- Анализ игровой деятельности
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- Методика «Вырежи фигуры»
- Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки
- Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
/*
*/
Вербально-логическое мышление. Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.
Вербально-логическое мышление. Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали.
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.
Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:
- Этот рассказ о добре или о зле?
- А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
- Почему лев отпустил мышку?
- Почему лев засмеялся?
- Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?
Материалы для диагностики развития вербально-логического мышления
Лев и мышь Л.Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Умная ворона
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Галка и голуби
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
=======================
Понимание рассказов.
Цель: Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Материал: Для проведения опытов экспериментатор должен заготовить значительное количество (10-15) текстов, напечатанных на машинке и наклеенных на картон е написанных очень крупным шрифтом на плакатиках. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст, представляющие возможность последующего обсуждения. Несколько примеров таких рассказов приведены далее.
Инструкция:
Порядок проведения пробы может быть различен. Текст может быть прочитан исследуемому экспериментатором либо исследуемый сам может читать текст. Можно попросить исследуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему записать свой пересказ. От способа предложения меняется психологическая трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспериментатора облегчает исследуемому понимание смысла рассказа, но для восприятия «на слух» необходимо большее напряжение, большая устойчивость внимания. При самостоятельном же чтении текста больному легче компенсировать недостатки внимания; он может повторно перечесть несколько строк, вернуться к отрывку, прочитанному в первый раз недостаточно внимательно. И напротив, осмысление текста при самостоятельном чтении несколько труднее. Небезразличен для больного и способ воспроизведения; рассказать текст, конечно, гораздо легче, чем изложить его письменно. Устный рассказ экспериментатор записывает дословно с помощью магнитофона или рукописно. Воз можно множество вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение, т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа. Наибольший интерес представляет методика обучающего эксперимента, применяемая в тех случаях, когда больной никак не может усвоить содержание короткого рассказа. Тогда экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми воздержными способами довести его содержание до сознания больного. Анализ средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет судить о причинах и степени нарушения познавательных процессов.
Обработка результатов: Некоторые больные (чаще всего больные шизофренией) при воспроизведении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни. В таких случаях судить о возможности понимания и запоминания текста трудно. Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Б. П. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.
Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних действующих лиц рассказа другими, в слиянии и смешении событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоятельств — при сравнительно метком по мании подтекста — наблюдаются у больных, страдающих сосудистыми и иными органическими заболеваниями мозга. Таков, например, пересказ больной с опухолью головного мозга: «Галка решила познакомиться поближе с жизнью голубей: она выкрасилась в белый цвет и прилетела в голубятню. Ее встретил голубь и спросил, что она хочет. Она ответила, что она хочет кушать; голубь накормил ее, и она захотела улететь домой. В это время подполз муравей и укусил галку за ногу».
Некоторые больные заявляют, что забыли рассказ и ничего не могут воспроизвести, хотя при наводящих вопросах и небольшой помощи обнаруживается, что они поняли и запомнили все существенное. Большую помощь этим больным может оказать повторное чтение текста.
Иногда при воспроизведении текста больные допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совершенно невероятные, но близкие к тексту. Например, вместо «муравей укусил охотника» — «охотник укусил муравья». Такого рода ошибки допускают иногда больные, аггравирующие расстройства памяти, или исследуемые, симулирующие психическую болезнь во время судебно-психиатрической экспертизы.
Значительный интерес представляют выявляемые с помощью этой про методики особенности устной и письменной речи больных. Иногда (даже у высококультурных, образованных людей) выявляется своеобразный аграмматизм — искаженные, неуместные сочетания слов, напоминающие разорванность речи шизофреников. Такие особенности речи при изучении их методом пересказов поддаются анализу; выявляется, что они обусловлены множеством парафазий, персевераций типа застреваний, повышенной потребностью в выражении мысли, при инертности нервных процессов, препятствующей свободному подбору слов. Чаще всего такие особенности речи выявляются при сосудистых заболеваниях мозга. При письменном изложении у тех же сосудистых больных можно заметить персеверации, пропуски букв.
Больные шизофренией (которые в состоянии ремиссии не обнаруживают явных расстройств мышления в устной речи), начав письменный пересказ, иногда обнаруживают расстройства мышления.
Рассказы.
ЛОГИКА
Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.
Отец спросил сына: “Расскажи, чему ты обучался в городе?” Сын ответил, что он изучал логику. Отец не знал, что такое “логика”, и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.
Сын ответил: “Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два яйца да три яйца составляют вместе пять яиц”.
“Ну, сынок, — отвечал отец, — вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике”.
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
ПЛОХОЙ СТОРОЖ
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
ВЕЧНЫЙ КОРОЛЬ
Один надменный король сказал другому королю:
-
Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют “Ваше величество”. Какой же ты король?
-
Увы! — ответил тот. — Между тем я самый известный король из всех королей. Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях, но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте только два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которому не страшны революции, потому что они приносят мне новую популярность и признание в народе…
Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, ничего не преуменьшая, не сказав ни одного слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой и в окружении свиты на шахматной доске.
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
УМНАЯ ГАЛКА
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
-
Вы не видели моих птенцов?
-
А какие они?
-
Самые красивые!
ГАЛКА И ГОЛУБЬ
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по — галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ
-
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
-
Жили-были детки. Подарила им мама большую лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
3. Жила-была девочка. Звали девочку Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. “Ту-ту-ту, машина, катай моего мишку”. Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
метки: Слово, Последовательность, Картинка, Предмет, Ребенок, Рассказ, Например, Называть
Исключение лишнего
Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)
Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.
I . Предметный вариант Описание теста
Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция к тесту
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых.
II. Словесный вариант Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
- Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
- Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
- Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
- Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
- Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
- Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
- Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
- Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
- Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
- Дом, мечта, машина, корова, дерево.
- Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
- Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
- Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
9 стр., 4220 слов
Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта
… менее независимо от достигнутой им степени интеллектуального развития» [4]. Вербальные тесты требуют от испытуемого определенных знаний и культурного развития, получаемых в процессе образования. Они требуют … В 30~х годах тест под названием «Кубики Коса» привлек к себе внимание советских психотехников, перед которыми стояла задача разработать такие интеллектуальные тесты, которые бы «давали …
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
I |
II |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 |
— |
объединяемых в одну группу предметов (слов); |
— |
5 |
«лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 |
— |
для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; |
— |
4 |
для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 |
— |
объединяемых в одну группу предметов (слов); |
— |
2,5 |
«лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 |
— |
предметов (слов) объединенных в одну группу; |
— |
1 |
«лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: |
||
0 |
— |
предметов (слов) объединенных в одну группу; |
— |
0 |
«лишнего» предмета (слова) |
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
Источники
- Исключение лишнего/ Альманах психологических тестов.М., 1995, С.143-152.
Методика «Сравнения понятий»
Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза
Назначение теста
Методика применяется при исследовании операций сравнения,анализаисинтезав мышлении детей и подростков.
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Тестовый материал.
- Утро – вечер.
- Яблоко – вишня.
- Корова – лошадь.
- Лев – собака.
- Летчик – танкист.
- Ворона – воробей.
- Лыжи- коньки.
- Молоко – вода.
- Трамвай – автобус.
- Золото – серебро.
- Река – озеро.
- Сани – телега.
- Велосипед – мотоцикл.
- Воробей – курица.
- Собака – кошка.
- Дуб – береза.
- Ворона – рыба.
- Сказка – песня.
- Лев – тигр.
- Картина – портрет.
- Поезд – самолет.
- Лошадь – всадник.
- Обман – ошибка.
- Кошка – яблоко.
- Ботинок – карандаш.
- Голод – жажда.
Оценка результатов теста
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщенийи склонности кконкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.
При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.
Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенноеинаглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления ксловесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.
У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.
Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Источники
- Методика “Сравнение понятий”/ Альманах психологических тестов – М., 1995.С.134-135
Выделение существенных признаков
Шкалы: уровень развития мышление (способность к выделению существенных признаков)
Назначение теста
Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иногостиля мышления:конкретногоилиабстрактного.
Тест пригоден для обследования детей и взрослых.
Описание теста
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных по нятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.
Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.
Инструкция к тесту
Для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».
Для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».
Примечания:
- Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
- Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.
Тестовые материалы.
- Сад(растения, садовник, собака, забор, земля)
- Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода)
- Город(автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
- Сарай(сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
- Куб(углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
- Деление(класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
- Кольцо(диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
- Чтение(глаза, книга, текст, очки, слово)
- Газета(правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
- Игра(карты, игроки, фишки, наказания, правила)
- Война(самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
- Книга(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
- Пение(звон, искусство, голос, аплодисменты, ме лодия)
- Землетрясение(пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
- Библиотека(столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
Ключ к тесту.
- Растения, земля
- Берег, вода
- Здания, улица
- Крыша, стены
- Углы, сторона
- Делимое, делитель
- Диаметр, округлость
- Глаза, текст
- Бумага, редактор
- Игроки, правила
- Сражение, солдаты
- Бумага, текст
- Голос, мелодия
- Колебания почвы, шум
- Книги, читатели
- Почва, дерево
- Состязания, победа
- Врач, больные
- Чувства, человек
- Родина, человек
Интерпретация результатов теста
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.
Оценка результатов осуществляется по таблице:
Оценка в баллах |
Количество правильных ответов |
9 |
20 |
8 |
— |
7 |
19 |
6 |
18 |
5 |
16-17 |
4 |
14-15 |
3 |
12-13 |
2 |
10-11 |
1 |
9 |
Субтест 12.Векслера Лабиринты Детский вариант
Общие правила:
- Задание считается не выполненным, если:
А) количество ошибок превышает допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения), или
Б) превышен лимит времени (независимо от количества ошибок.
- Ошибками считаются:
А) каждый отрыв карандаша, за исключением случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например, пересечение линии);
Б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом карандаша с другой стороны линии имеется промежуток. Исключением является обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист бумаги);
В) каждый заход в «тупик» лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии (см. приложение 6) в одном направлении.
- При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание («не отрывай карандаш»)
- При пересечении линии замечание делается только один раз.
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении:
Начинать с демонстрации по образцу.
Инструкция: «Вот видишь – мальчик (девочка).
Он вот в таком домике. Черные линии – это стенки. А вот здесь (показать на первый выход) стенки нет, здесь можно пройти. И здесь (показать на выход из лабиринта) тоже стенки нет, здесь выход на улицу. Вот смотри, как мальчик (девочка) пойдет на улицу». Нарисовать путь от центра до выхода, не отрывая карандаш и не пересекая линий. «Вот так и ты будешь делать. Только, когда будешь рисовать – не пересекай линий, т.е. нельзя делать вот так (покажите пересечение).
Старайся не заходить в тупик, а побыстрее рисуй путь на улицу. Если зайдешь в тупик, то быстро рисуй путь назад, вот так (показать заход в тупик, выход из него и весь путь до конца. Карандаш не отрывать).
Только здесь есть одно правило: как только поставишь карандаш на бумагу – то до самого выхода отрывать его нельзя, т.е. нельзя делать так (показать отрыв).
Понял? Ну, давай попробуем. Ставь карандаш сюда (указать на центр лабиринта «А»), рисуй быстрее». Включить секундомер. При неудаче – продемонстрировать выход из лабиринта «А» и предложить лабиринт «Б».
Прекратить при двух неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственной отсталости:
Начинать с лабиринта «С».
Дать словесную инструкцию. При правильном выполнении (не более одной ошибки и в пределах лимита времени) дать аванс за лабиринты «А» и «B» (2 балла).
При неудаче (2 и более ошибок, выход за пределы лимита времени), возвратиться к лабиринтам «А» и «B».
Прекратить при двух неудачах подряд.
Оценка зависит от количества ошибок и от выполнения в пределах лимита времени.
Оценки и временные лимиты
Задание |
Время |
Баллы |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
||
A B C 1 2 3 4 5 |
30” 30” 30” 30” 45” 60” 120” 120” |
Больше 2 Больше 2 Больше 2 Больше 3 Больше 3 Больше 5 Больше 6 Больше 8 |
2 2 2 3 3 5-2 6-2 8-2 |
0 0 0 1 1 1 1 1 |
0 0 0 0 0 |
Примечание:в клетках таблицы указано полное количество ошибок, допущенных испытуемым при выполнении соответствующего задания.
Последовательность событий
Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта: а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения; б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.
Процедура проведения методики: Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности событий картинок; 2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
Выводы об уровне развития. Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; — по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; — составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; — каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; — на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979).
Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест).
Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Материал и оборудование: сюжетные картинки (от 3 до б), на которых изображены этапы какого-либо события. Популярным экспериментальным материалом для этой методики являются сюжетные рисунки Х.Бидструпа (например, рис. 20).
Процедура исследования Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Тест «Последовательность событий» (вариант 8-го задания теста WISC Д. Векслера) |
Для детей от 5 лет
(Проверка способностей логического анализа причинно-следственных отношений.)
Ребенку предлагают серию картинок на какие-либо сюжеты (рис. 47а и б).
Картинки к каждому сюжету (числом от 4 до 6 для каждого задания) по очереди раскладывают перед испытуемым на столе в случайном порядке. Детям необходимо определить, в какой последовательности должны следовать картинки одна за другой, чтобы получился рассказ, и разложить их правильно: 1 -я картинка показывает, с чего все начиналось; 2-я и 3-я — как события продолжались; последняя — чем события закончились. Фиксируется время выполнения (45 сек. для 4-х картинок; для 6 карточек — 75 сек.).
Оценивается логичность версии, скорость выполнения задания и правильность.
Рис. 47а, ответ: 2, 3, 1, 4. Рис. 47 б, ответ: 3, 1,4, 5, 2. Дети 6—7 лет способны понимать последовательность событий в простых сюжетах, типа представленных в этом задании. Возрастные нормативы разработаны для оригинальных заданий этого теста.
МЕТОДИКА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ»
ОПИСАНИЕМетодика предложена А.Н. Бернштейном (см. С.Я. Рубинштейн, 1970, 1986), но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. В качестве экспериментального материала используются сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.Ребенок должен выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, легкой является следующая последовательность событий: семья обедает, потом моется посуда, в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей и их отношения. Например, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее разрушил; завершается серия картинкой, в которой первый мальчик плачет.
После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.
ИНСТРУКЦИЯ.«Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело окончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда вторую, третью…, а сюда последнюю». ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине. Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте. При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее. Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.
Высокийуровень понятийного мышления– ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.Средний– ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.Низкий– если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; — по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; — составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; — каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; — на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
ИНСТРУКЦИЯ:«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
ФОРМА ПРОТОКОЛА
Наименование серии и замечание экспериментатора |
Раскладка |
Объяснения испытуемого |
1 |
||
… |
Тест «Классификация предметных картинок»
Цель: определение способности к обобщениям.
Необходимо заранее подготовить карточки с изображением знакомых дошкольникам предметов: морковь, тетрадь, яблоко, лошадь, платяной шкаф, заяц, девочка, огурец, корова, шапка-ушанка, стол, груша, доктор, ручка, карандаш, пальто, коза, платье, портфель, шляпа, кресло, лиса, мальчик, собака, медведь, белка, шарф, диван, кот, капуста, помидор, апельсин, трамвай, автобус, самосвал, елка.
Карточки раскладывают на столе, ребенку предлагают их рассмотреть, а потом разложить на группы – подходящие к подходящему – и назвать группы одним словом. После того, как карточки будут сгруппированы, обязательно надо попросить ребенка объяснить, почему он объединил карточки в эту группу, чем они похожи. Это позволит выявить принцип классификации, использованный ребенком, и, соответственно, уровень обобщений.
7-летние дети, посещавшие детский сад, обычно раскладывают карточки на 8 групп (овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, люди, мебель, одежда, школьные предметы) и одну карточку (елка).
Можно также выделить 3 группы: растения, животные, предметы или 2 — живое и неживое.
Качественный анализ ответов ребенка в ходе обследования позволяет выявить свойственный ему уровень обобщения:
— отсутствие обобщений – ребенок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить их в группу, назвать обобщающим словом.
— уровень простого синтеза – правильно объединяет предметы, но назвать образованную группу правильно не может: либо перечисляет предметы, либо пересчитывает, называет их количество.
— уровень наглядного обобщения – правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого:
а) подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно делать (это растет, а это бегает, из этого едят и т.п.);
б) заменяет название группы названием одного их предметов;
в) называет материал, из которого сделаны предметы (эти железные, а лошадь не из железа).
— уровень предварительного словесного обобщения – правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но при этом путает понятия или дает неточное название (вместо «птицы» — «животные»).
— уровень полного словесного обобщения – правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.
Нормально развивающиеся дети 6-7-летнего возраста могут правильно объединить в группы и назвать обобщающим словом привычные для них предметы (мебель, одежда, цветы, животные, фрукты, овощи), т.е. дают ответы на уровне словесного обобщения; малознакомые и непривычные предметы (транспорт) объединяют главным образом на уровне наглядного обобщения. Наглядный способ обобщения у детей, поступающих в школу преобладает.
Преобладание ответов на уровне простого синтеза (правильно объединяет предметы, но не может назвать их одним словом и объяснить принцип объединения или перечисляет их) и отсутствие обобщений является показателями неготовности к систематическому школьному обучению.
Методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали
Описание: Тест на вербально-логическое мышление.
Инструкция:
«Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.
Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:
1. Этот рассказ о добре или о зле? 2. А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему? 3. Почему лев отпустил мышку? 4. Почему лев засмеялся? 5. Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?
Материалы для диагностики развития вербально-логического мышления:
«Лев и мышь» Л.Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
«Умная ворона»
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.
«Муравей и голубка»
Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
«Галка и голуби»
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
Публикация статьи
на тему: «Исследование мышления у младших школьников с задержкой психического
развития»
Автор:
учитель-логопед Пискленова Ирина Борисовна
Исследование
мышления.
1.
Исследование наглядно-образного мышления.
1.
Задание на понимание сюжетных картинок.
Материал:
серия сюжетных картинок «Трусиха».
Инструкция:
«Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что произошло потом, чем все
закончилось. Разложи картинки по порядку.
Оценка
результатов: 3 балла– понимает содержание и смысл
сюжетных картинок; 2 балла – справляется с заданием, с помощью наводящих
вопросов; 1 балл – затрудняется в понимании содержания и смысла сюжетных
картинок, выделении существенных признаков, требуется помощь логопеда; 0 баллов
– непонимание смысла и содержания, морали, неумение выделить существенные
признаки даже при помощи логопеда.
2.Исследование
вербально — логического мышления.
1.
Задание на понимание рассказов: содержания, смысла морали.
Материал:
рассказ: «Галка и голуби».
Инструкция:
«Внимательно послушай рассказ и скажи, в чем смысл, чему учит этот рассказ».
Галка
и голуби.
Галка
услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в
голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по
— галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те
ее также не признали и выгнали.
Оценка
результатов:
3
балла – понимает смысл и мораль рассказа; 2 балла – справляется с заданием с
помощью наводящих вопросов; 1 балл – Затрудняется в понимании смысла рассказа,
логопед читает еще раз рассказ по частям, обращая внимание ребенка на каждую
фразу, смысловую часть; 0 баллов непонимание смысла рассказа даже при помощи
логопеда.
2.
Задание на умение классифицировать предметные картинки.
Материал:
предметные картинки.
Инструкция:
«Разложи картинки на группы, назови эти группы».
Оценка
результатов:
3
балла – быстрое и безошибочное выполнение задания; 2 балла – допускаются
ошибки, но самостоятельно исправляются; 1 балл – наличие ошибок, исправление
которых требует помощи логопеда; 0 баллов – не справился с заданием даже с
помощью логопеда.