Методика придумай рассказ немов р с

Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.

Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немов

Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

  1. Скорость придумывания рассказа;
  2. Необычность, оригинальность сюжета;
  3. Разнообразие образов, используемых в рассказе;
  4. Проработанность и детализация этих образов;
  5. Эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нём выражено тат или иной признак из перечисленных выше.

Оценка результатов

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами- если ребёнку удалось придумать рассказ в течении не более 30 секунд;

1 балл — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд  до 1 минуты;

0 баллов — если за 1 минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.

Необычность ,оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами – если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, оригинален;

1 балл – если ребёнок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

0 баллов – если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 балла — если в рассказе имеется 4 и более персонажей (вещей, события)

1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов — если в рассказе говориться только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производятся следующим образом:

 2 баллами —  если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя или более признаками;

1 балл — если, кроме названия, указываются еще один два признака;

0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 балл – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 -7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Методика «Нарисуй что – нибудь»

Т.Д.  Марцинковский.

Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов- ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Деталей образа, рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.

3-4 балла –ребёнок нарисовал что- то очень простое, не оригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Вывод об уровне развития

10 баллов- очень высокий;

8-9 баллов- высокий;

5-7 баллов- средний;

3-4 балла- низкий;

0-2 балла- очень низкий.

Методика «Придумай игру»

Диагностика
воображения у детей младшего школьного возраста.

Методика
«Придумай рассказ» Р.С. Немов

Ребёнку даётся
задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем
пересказать в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение
ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1.      Скорость
придумывания рассказа;

2.      Необычность,
оригинальность сюжета;

3.      Разнообразие
образов, используемых в рассказе;

4.      Проработанность
и детализация этих образов;

5.      Эмоциональность
образов.

По каждому из
названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от
того, насколько в нём выражено тат или иной признак из перечисленных выше.

Оценка результатов

Скорость
придумывания рассказов оценивается:

2 баллами- если
ребёнку удалось придумать рассказ в течении не более 30 секунд;

1 балл — если на
придумывание рассказа ушло от 30 секунд  до 1 минуты;

0 баллов — если за
1 минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.

Необычность
,оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами – если
сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, оригинален;

1 балл – если ребёнок
привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

0 баллов – если
ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.

Разнообразие
образов оценивается:

2 балла — если в
рассказе имеется 4 и более персонажей (вещей, события)

1 балл – если в
рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов — если в
рассказе говориться только об одном персонаже.

Оценка
проработанности и детализации образов в рассказе производятся следующим
образом:

 2
баллами —  если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя или более
признаками;

1 балл — если,
кроме названия, указываются еще один два признака;

0 баллов – если
персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность
образов в рассказе оценивается так:

2 баллами – если
сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 балл – если у
рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на
рассказ;

0 баллов – если
образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне
развития

10 баллов – очень
высокий;

8 – 9 баллов –
высокий;

4 -7 баллов –
средний;

2 – 3 балла –
низкий;

0 – 1 балл – очень
низкий.

Методика
«Нарисуй что – нибудь»

Т.Д.
 Марцинковский.

Ребенку дают лист
бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все,
что он захочет. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.

Качество рисунка
оценивается по следующим критериям:

10 баллов- ребёнок
за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о
незаурядной фантазии, богатом воображении. Деталей образа, рисунка тщательно
проработаны.

8-9 баллов –
ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное,
эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов –
ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент
творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное
впечатление.

3-4 балла –ребёнок
нарисовал что- то очень простое, не оригинальное, фантазия просматривается
слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла – за
отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь
отдельные штрихи и линии.

Вывод об уровне
развития

10 баллов- очень
высокий;

8-9 баллов-
высокий;

5-7 баллов-
средний;

3-4 балла- низкий;

0-2 балла- очень
низкий.

Методика
«Придумай игру»

«Придумай рассказ»

Ребенку
дается задание придумать рассказ о
ком-либо или о чем-либо, затратив на это
всего 1 мин, и затем пересказать его в
течение двух минут. Это может быть не
рассказ, а, например, какая-нибудь история
или сказка.

Воображение
ребенка в данной методике оценивается
по сле­дующим признакам:

Скорость
придумывания рассказа.

Необычность,
оригинальность сюжета рассказа.

Разнообразие
образов, используемых в рассказе.

Проработанность
и детализация образов, представленных
в рассказе.

Впечатлительность,
эмоциональность образов, имеющих­ся
в рассказе.

По
каждому из названных признаков рассказ
может полу­чить от 0 до 2 баллов в
зависимости от того, насколько в нем
выражен тот или иной признак из
перечисленных выше. Для вы­водов об
этом используются следующие критерии.

«Нарисуй
что-нибудь»

Ребенку
дается лист бумаги, набор фломастеров
и предлага­ется придумать и нарисовать
что-либо необычное. На выполне­ние
задания отводится 4 мин. Далее оценивается
качество ри­сунка по приведенным ниже
критериям, и на основе такой оцен­ки
делается вывод об особенностях воображения
ребенка.

«Придумай
игру»

Ребенок
получает задание за 5 мин придумать
какую-либо игру и подробно рассказать
о ней, отвечая на следующие вопросы
экс­периментатора;

Как
называется игра?

В
чем она состоит?

Сколько
человек необходимо для игры?

Какие
роли получают участники в игре?

Как
будет проходить игра?

Каковы
правила игры?

Чем
должна будет закончиться игра?

Как
будут оцениваться результаты игры и
успехи отдель­ных участников?

Оценка
результатов

В
ответах ребенка должна оцениваться не
речь, а содержание придуманной игры. В
этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо
помогать ему — постоянно задавать
наводящие вопросы, ко­торые, однако,
не должны подсказывать ответ.

Критерии
оценки содержания придуманной ребенком
игры в данной методике следующие:

Оригинальность
и новизна.

Продуманность
условий.

Наличие
в игре различных ролей для разных ее
участников.

Наличие
в игре определенных правил.

Методики
исследования наглядно-действенного
мышления у детей.

«Доски
Сегена»

Используются
доски с пазами различной геометрической
формы и соответствующими им вкладками
(имеются варианты этих досок различной
сложности). Элементарная доска из четырех
вкладок доступна для предъявления детям
с двухлетнего возраста. Наиболее
распространенный вариант доски Сегена
(из 10 вкладок) предъявляется детям старше
трех лет. Сложность заключается в том,
что некоторые пазы могут быть заполнены
лишь комбинацией нескольких вкладок.

Методика
проведения опыта: экспериментатор
показывает ребенку доску с уложенными
вкладками, затем высыпает их и жестами
предлагает вернуть их на место.

Трудности
при выполнении заданий указывают на
недостатки зрительного восприятия и
недостаточный уровень сформированности
наглядно-действенного мышления.

«Сюжетные вкладки»

Во
время эксперимента используется большая
доска, на которой изображены 10 различных
ситуаций с недостающими элементами на
месте вырезанных пазов, и вкладки с
рисунками, изображающие эти или намеренно
неподходящие элементы. Ребенок должен
выбрать из большого количества вкладок
соответствующую по смыслу.

При
оценке результатов этого задания
обращается внимание на то, как ребенок
осмысляет изображенные на доске ситуации,
насколько целенаправленно и устойчиво
его внимание. Значительный интерес
представляет наблюдение за способом
работы ребенка. Первый способ: ребенок,
взяв в руки любую вкладку, ищет ей место.
Такой способ нерационален и малопродуктивен.
Второй, более совершенный способ:
ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди
вкладок именно тот элемент, который
необходим.

Интеллектуально
полноценные дети (5 — 6 лет) способны
правильно понять ситуацию и подобрать
соответствующую вкладку. Следует
отметить, что они не всегда могут
самостоятельно использовать более
рациональный способ работы. Однако при
направляющем указании со стороны
экспериментатора усваивают этот способ.

Методика
дает возможность выявить также
целенаправленность деятельности при
большом объеме работы.

Соседние файлы в предмете Логопсихология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Метод рассказа в педагогике это
  • Методика понимания рассказов содержания смысла морали
  • Метод рассказа в педагогике плюсы и минусы
  • Метод обучения технике коллажа объяснение рассказ чтение беседа
  • Метод обучения рассказ примеры

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии