Методика работы с рассказом.
Указания для отбора рассказов
-
При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность. Малышам нелегко сидеть неподвижно долгое время.
-
Рассказ должен быть подобран к теме урока.
-
Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую — то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.
-
Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.
Приемы работы над рассказом
-
Истории, сказки и притчи лучше пересказывать, а не читать по книге. При этом учителю легче держать контакт с детьми, наблюдать за их реакцией.
-
Сказка будет гораздо интересней, если рассказчик сумеет передать в интонации голоса, жестах и мимике характер и переживания героев.
-
Дети лучше поймут суть истории, если учитель сам будет владеть ею в совершенстве. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают. Ваше отношение к рассказу непременно будет замечено детьми.
-
Рассказ будет еще интересней с помощью наглядных пособий, действующих на воображение слушателей.
-
При выборе рассказа желательно учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы какая — то история не обострила их переживания.
Рекомендации:
1. Перед чтением рассказа необходимо использовать
исторические, мифологические, географические справки, сведения для лучшего понимания рассказа.
-
Начало и конец рассказа произносить выразительно, чтобы привлечь внимание.
-
Удерживать внимание и интерес во время пересказа с помощью вопросов по содержанию текста
-
Ставить вопросы, которые раскрывают человеческую ценность, показанную в рассказе.
«Вы когда — нибудь произносили ложь? Кто — нибудь обманывал вас? Верили вы этому человеку впоследствии?
Рассказ и минутка молчания
Иногда необходимо, чтобы за рассказом последовала минутка тишины.
Например, если мы прочитали рассказ, требующий размышления, ответа на вопрос или герой одинок и ему требуется внимание, то тогда ребенку предлагается мысленно пожелать чего — нибудь, чтобы помочь герою рассказа или представить себя на месте героя рассказа и найти решение проблемы и т. д.
Рассказ и групповое пение
Если песня является частью рассказа, то перед пересказом разучить песню и по ходу пересказа вместе с героями рассказа исполнять песню.
Рассказ и групповая деятельность
-
Групповое обсуждение проводится с целью:
— создать эмоциональную атмосферу для обсуждения этических вопросов;
— поощрять детей находить собственные ответы;
— способствовать некоторому когнитивному диссонансу (конструктивный конфликт в обсуждении);
— обеспечить размышления на более высоком уровне морального развития;
— создать возможность для нерешительных детей, чтобы они могли высказаться;
способствовать терпимости и доброте;
— использовать заботу и суждение при высказывании собственного мнения.
Групповое обсуждение может включать следующие задачи и вопросы:
-
Проверка усвоения содержания: попросить детей пересказать факты, подробности и последовательность событий.
-
Заинтересованность: спросить детей, что они чувствуют и чувствовали в определенный момент рассказа.
-
*Вопросы — определения: объяснить значение утверждения.
-
Вопросы о смене роли: посмотреть на ту или иную ситуацию с точки зрения другого героя.
-
*Вопросы между детьми: составить короткие и толстые вопросы, и задать их другому ребенку.
-
Проверка восприятия: сказать своими словами, что сказал….
-
Вопросы об общих последствиях: какова была бы наша жизнь, если бы все так поступали? И т. д.
-
Вопросы выяснения причин: «Почему? В чем была причина?»
Рисование на тему рассказа.
-
Нарисовать героя произведения.
-
Раскрасить копию иллюстрации из рассказа.
-
Нарисовать сценку из рассказа.
-
*Нарисовать картинку, которая для них представляет любовь, мир, дружбу и другие ценности.
Рассказ и ролевая игра 1.Определить несколько частей для драматизации и предложить группам подготовить и исполнить эти части.
* 2.Поделить слушателей на группы, предложить каждой группе прочитать отрывок из рассказа и нарисовать одну из сцен на плакате. Развесить плакаты и пересказать содержание рассказа.
* 3.Составить сценарий по рассказу и проиграть по ролям.
* 4.Раздать ситуации и предложить сочинить собственные роли.
5.Подобрать или сочинить ситуации, в которых использовались человеческие качества.
* 6.Подготовить ролевые игры по проблемным темам.
Ролевая игра может быть представлена в разных формах:
-
1.Телеинтервью.
-
Пародия.
-
Песня с движениями.
-
Пантомима.
-
*Радиоигра.
-
Спектакль с участием героев в масках.
-
*Драма с исполнением танцев.
-
*Пресс- конференция.
-
* Психологическая драма.
-
*Символическая презентация.
После исполнения обязательно попросить детей выйти из роли, а для этого ребята образуют группы по два — три человека и говорят, что они лишь исполняли определенные роли. Далее педагог проводит обсуждение, где участники говорят об увиденном, о героях и их отношении к тому или иному событию, ситуации, поступку. Оценивание: «Были ли в вашей жизни такие поступки? Какие конкретно шаги вы предприняли? Как бы вы начали ваш план, где, когда? Что вы сделаете, чтобы преодолеть эти препятствия?».
Методические приемы работы над текстом:
— создайте рассказ с ребусом, используя картинки и символы;
— запишите рассказ на кассету и дополните ее звуковыми эффектами;
— сделайте марионетки, используйте их во время рассказа;
*- написать сценарий фильма по рассказу;
*- создать газету и детям предлагать писать статьи;
— сделать телевизор, используя картонный ящик, изображать разлитчные сцены из рассказов;
— нарисовать карту, и вместе с детьми следовать за героями рассказа во время их путешествия;
— рассказать только часть рассказа, а детям предложить написать конец рассказа;
*- напечатать рассказ, разделить его на части, некоторые части предложить учащимся для пересказа и включать детей в пересказ;
— расположить картинки по порядку и предложить детям составить рассказ;
— использовать диапроектор для показа картинок во время рассказа.
Пояснение: звездочкой (*) обозначены задания для более старших детей (начальные классы)
Изучение рассказа в начальной школе
Никишина Ксения Дмитриевна
Введение
Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа призвана сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детскими книгами (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
В планируемых результатах освоения программы по предмету «Литературное чтение» сказано, что выпускник начальной школы научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; характеризовать героев; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр.
В этой связи юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина и других писателей уже несколько десятилетий имеют огромный спрос у маленьких читателей. В них авторы всегда затрагивают какую-либо проблему, высмеивают тот или иной порок, заставляют задуматься и присмотреться к окружающим и к самому себе. Юмор помогает читателю с улыбкой посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм и нелепость ситуаций, помогает преодолеть негативные черты, обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию жизнелюбивой личности.
Рассказ – один из молодых малых эпических жанров – небольшое эпическое произведение, в центре которого, как правило, какой-то эпизод из жизни героя. Большое количество русских писателей создавали и создают для детей рассказы, которые составляют прочную основу литературного развития младших школьников.
Работу над рассказом в начальных классах необходимо строить исходя из специфики жанра. При анализе рассказа особое внимание должно уделяться персонажам произведения и их взаимоотношениям. Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли, чувства, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивая героя не только по поступкам, но и по мотивам, их возвышавшим.
В работе над рассказами в начальной школе необходимо выстроить специальную методическую модель, которая может включать в себя: определение конкретного содержания рассказа; выделение рассказчика и его роль в произведении; определение главного героя рассказа, характеристика его действий, поступков и их причина; определение основных чувств и эмоциональных состояний героя; описание героя произведения с основой на собственное мнение и воображение; выяснение отношения автора к главному герою; определение основной мысли рассказа и его композиционное построение.
Цель данной работы – обосновать методику изучения жанра рассказа в начальной школе с учетом художественных особенностей юмористических произведений на примере рассказов Н.Носова и Драгунского.
1. Изучить и обобщить круг научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности восприятия и анализа художественного произведения младшими школьниками и основные направления работы по изучению юмористических рассказов.
3. Проанализировать программы по литературному чтению с целью выявления методических установок на изучение рассказа в целом и юморитических рассказов в начальной школе.
Объект исследования – методика изучения рассказа в начальной школе.
Предмет – методические приемы изучения юмористических рассказов в начальной школе.
Изучение рассказа в начальной школе
Основные этапы работы над текстом:
Рассказы для дeтeй младшeго школьного возраста остросюжeтныe, динамичныe, насыщeнныe нeожиданными комичeскими ситуациями. Вмeстe с этим, рассказы насыщeны лиризмом и юмором; повeствованиe, как правило, вeдeтся от пeрвого лица.
Работа над рассказом включает в себя несколько этапов.
А) Подготовительная работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Здесь может быть уместно вступительное слово учителя, когда педагог очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника.
Можно провести беседу с разной целевой установкой: выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания или воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации.
Б) Чтение всего произведения в целом.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа «про себя» или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность.
Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать «про себя» с выполнением простого задания.
В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.
Цель этого этапа: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы:
— Какое место вам запомнилось в рассказе?
— Кто из героев понравился и почему?
— Чем вам понравился рассказ?
— Какое настроение вызывает рассказ?
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.
Д) Обобщающая беседа.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Е) Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.
Анализ художественных образов представляет собой работу над словом, а также над образами во взаимодействии. Данный вид анализа позволяет выявить чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, ситуациями, в которых оказываются персонажи. Так, герой может нравится, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие. Отношение к персонажам может меняться на протяжении чтения всего рассказа: то привлекать к себе, то отталкивать. Читатель оценивает героев в зависимости от того, как эмоционально он воспринимаем текст. Некоторых он прощает, оправдывает даже их отрицательные поступки, других не прощает. «Работу с рассказом на уроке нужно построить так, чтобы учащиеся смогли увидеть за конкретными образами их обобщенное значение — их смысл». В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа героя, и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Данный вид анализа имеет определенную последовательность: вначале проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер всегда проявляется в действии. Кроме этого, героя характеризуют его речь, ремарки автора (пояснения особенностей поведения героев, внешнего вида), затем рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом и юмористическом произведении. При этом важно, чтобы дети поняли мотивацию причины поведения персонажей, это могут быть личные качества характера, или же сложившиеся обстоятельства. Понимание идеи помогает осознанию позиции автора, это то, что именно хотел сказать автор своим произведением; выявляется личное отношение читателя к описанному в произведении. Авторское отношение к героям и их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: как в описании внешности героя отразилось отношение к нему автора, что изобразил автор в этой сцене, для чего. Данный вид анализа учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, мысли и чувства персонажей, черты их характера.
План рассказа о герое можно предложить детям в следующем виде:
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Можно задать на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя — носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.
Методика обучения пересказу литературного произведения в начальной школе
Методика обучения пересказу литературного произведения в начальной школе.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития школьников.
Пересказ — это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с
использованием готовых, данных автором речевых форм.
Деятельность пересказа — это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные
взаимосвязанные между собой явления:
во—первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного
содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;
во—вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым
оформлением мысли;
в—третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально—
нравственных установок текста.
В связи со сказанным пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно
используется на уроках, являясь основным видом монологической речи.
Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое
собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как
логического, так и образного мышления.
По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется
тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется.
Основная цель работы над пересказом – приучить детей правильно, без искажения передавать чужую
мысль.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
— подробный;
— близкий к тексту;
— выборочный;
— краткий;
— творческий.
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике
рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на
фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным
описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и
оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в
произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду
произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и
т.п.
Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при
его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной
речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.
Творческий пересказ в школе применяется редко. М.И, Оморокова считает, что цель творческого
пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь
им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены
автором в его образе.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания, с какими— либо изменениями.
М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений:
— добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
— придумать, как могли разворачиваться события дальше;
— изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица;
повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного
героя или другого персонажа);
— изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на
то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени
глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному
событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев,
сопереживать им.
Приемы, помогающие учить детей пересказу текста.
Предлагая детям пересказать какой—либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности.
Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и
сестрам; понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу; поделиться впечатлением о
прочитанном произведении с мамой и бабушкой.
1.Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному
пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной
беседе.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением
наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз,
варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации.
Обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею
произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Ошибки: не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать
текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания.
Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно
кратковременна.
2.Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью
обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка
(договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных
предложений).
Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
Когда произведение делится на логические части и достаточно длинно применяется пересказ по
частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и
иногда подчеркивая это обстоятельство.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования
выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
Как прием после словесных пересказов может быть использована игра— драматизация или
инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. Возможны приемы передачи текста от
первого лица или лица разных его героев. Можно предложить пересказать по аналогии с прочитанным
текстом, включив другого героя.
Исследования психолога З. М. Истоминой показали, что осмысление материала, установление
мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.
Для того, чтобы пересказ получился полным и последовательным , нужно составить план пересказа.
М.Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана,
нужно специально учить, поэтапно:
1) подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
2) определить, на сколько частей можно разделить текст;
3) сказать, о чем будет говориться в каждой части;
4) предложить озаглавить каждую часть;
5) обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать наиболее удачный.
При этом, по мнению М.Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий.
Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки
в форме предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения.
Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.
Подготовительная работа перед пересказом текста.
1) Предупреждение о предстоящем пересказе, его виде (подробно, близко к тексту, сжато, выборочно).
2) Беседа – анализ содержания (выделение главного, выразительных средств, оборотов речи, которые
необходимо будет использовать при пересказе).
3) Отработка выразительного чтения (с целью переноса выразительности на пересказ).
4) Логическое и композиционное расчленение текста (деление на части, их озаглавливание, составление
плана).
5) Предварительный пересказ (пересказ фрагмента текста), т.е. «черновой рассказ», разбор обсуждение
недостатков.
6) Связь с жизнью (обращение к аналогичным случаям в жизни, связь прочитанного с опытом самих
учащихся).
7) Использование системы заместителей, которые помогут сориентироваться в тексте, понять его
особенности, сюжет, композицию. Это блок – схема, модель – описание. (Герой, опорные слова,
которые его характеризуют, изображены взаимосвязанными геометрическими фигурами)
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения.
Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
Итак, урок обучения пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное
художественное восприятие.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Цели ее: уточнение содержания (главным образом
идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные
определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над
прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных
композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста
по ходу его сюжета.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка:
«Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3—7 человек).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бунеев Р. Н. Что значит – учить читать / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бугнеева // Начальная школа – 2011– № 3.
– С.3-9.
2. Вахрушева Т. В. 100 изложений по русскому языку. Для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В.
Попова. – Москва : Аквариум ЛТД, 2004. — 233 с.
3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – Москва.: Просвещение, 1985. –166 с.
4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – Москва – Просвещение, 1984. —184с.
5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – Москва., 1998. –
21 с.
6. Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку: Уроки развития речи: Подготовка к
изложению и сочинению: 1-5-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – Москва.: АСТ: Астрель, 2009. –
387 с.
7. Филиппова Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация
методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 8. – С.7.
8. Шевченко Н.Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского
языка, риторики. // Начальная школа. — №4, 1998. – С.32-36.
9. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей
учащихся. // Начальная школа плюс До и После. – 2002. — № 8. – С.66.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Рекомендации по работе с рассказом
Составил:
Дреев Дмитрий
Г. Шахты
2016
Содержание.
Аннотация.
Введение.
Понятие о рассказе. Функционально-смысловые типы речи.
Методика чтения произведений различных жанров.
Этапы работы над художественным произведением.
Предварительная беседа.
Чтение текста учителем.
Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Повторное чтение текста учащимися.
Пересказ прочитанного.
Заключительная беседа.
Воспитывающие УУД
Детские писатели, которые изучаются в начальной школе.
Список литературы.
Краткая аннотация исследовательской работы
Название работы: Методика по работе чтения произведений над рассказом
Цели исследования: Рассмотреть основные направления работы с рассказами разных типов, различной композиционной сложности; этапы работы над художественным произведением
Введение.
Выбранная мноц тема, а именно «Методика работы над рассказом актуальна и по сей день. Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. В программе представлена общая ориентировка по работе с рассказом.
Рассказ- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.
Функционально-смысловые типы речи.
— описание;
— повествование;
— рассуждение.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п. ; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) , развитие события, конец события (развязка) . Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
Цели урока:
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования творческого пересказа.
Задачи урока:
1.Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
2.Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения;
3.Воспитание у младших школьников любви к своему родному краю, уважения к труду людей, ответственности за свои поступки.
Методика чтения рассказа
Чтение художественных произведений.
Художественные произведения действуют на воображение читателя,
на его чувства и поэтому являются самым мощным средством воспитания. Чтобы учащиеся поняли и эмоционально пережили содержание художественного произведения, первое его восприятие должно быть целостным. Активному восприятию способствует предварительная беседа, создающая у детей определённое настроение, направленность мысли и чувства. Анализ художественного произведения ведётся от целого к частному и заканчивается в заключительной беседе обобщением полученных знаний. Организовывать уроки чтения художественных произведений надо так, чтобы на них было достигнуто, наибольшее воспитательное воздействие на учащихся и в то же время развивались их навыки чтения.
Этапы работы над художественным произведением.
1. Предварительная беседа.
Цель предварительной беседы — подготовить учащихся к восприятию художественного произведения.
Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста. В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую картинку, фрагменты из диафильмов и кинофильмов, прослушать запись на магнитофоне.
В подготовительную работу входит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.
2. Чтение текста учителем.
Цель данного этапа — обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.
Художественное произведение первым читает учитель. При этом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.
После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.
3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Цель этого этапа — усвоение содержания читаемого и его анализ.
Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.
4. Повторное чтение текста учащимися.
Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.
Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.
5. Пересказ прочитанного.
Цель пересказа — выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.
При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала. В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:
— словесное рисование;
— подробный и краткий пересказ;
— выборочный пересказ;
— пересказ от другого лица;
— рассказ по аналогии.
6. Заключительная беседа.
Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей.
В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.
Необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Формы работы должны меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объёма и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приёмов, над стихотворением и басней — других. Сказка, как разновидность устного народного творчества, должна читаться по — особому.
Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
Вывод: Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.
На уроках литературного чтения формируем следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».
2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».
4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока.
В начальной школе изучаются рассказы таких писателей как:
Е. ПЕРМЯК В. ОСЕЕВА
Н.НОСОВ Л. ВОРОНКОВА
Ю. КОВАЛЬ Н. ПАВЛОВА
М. ПРИШВИН К. УШИНСКИЙ
Г. СКРЕБИЦКИЙ В. БИАНКИ
В.ДРАГУНСКИЙ М.ГОРЬКИЙ
К.ПАУСТОВСКИЙ В.Н.НОВИКОВ
Н.СЛАДКОВ Б.ЖИТКОВ
Э.УСПЕНСКИЙ
Список используемой литературы
Интернет-источники.
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1948https://otvet.mail.ru/question/14369200http://zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2
Рассказ
– небольшое прозаическое произведение,
законченное в смысловом отношении и
имеющее повествовательный характер.
Рассказ является ярким примером
художественного произведения, поэтому
при чтении рассказов применяются все
основные виды и приемы работы, рассмотренные
в теме «Процесс работы над литературным
произведением».
Остановимся
на некоторых вопросах организации
урока, который представляет следующую
структуру:
Речевые
упражнения.
Целью
речевых упражнений является развитие
и совершенствование техники чтения:
беглости, сознательности, правильности,
выразительности. Учитель в зависимости
от целей и задач урока подбирает
упражнения на отработку определенных
качеств.
Проверка
домашнего задания.
Проверка
домашнего задания осуществляется с
целью актуализации ранее прочитанного
материала, она проводится не более 7
минут. В качестве приемов проверки могут
быть использованы: тестирование,
пересказы, выборочное чтение, беседа,
составление диафильма и т.д.
Изучение
нового материала:
А)
Подготовительная работа к восприятию
произведения.
Цель
подготовительной работы – создать
представления о событиях, героях, вызвать
заинтересованность. В качестве
подготовительной работы могут
использоваться: беседа, рассказ, свободные
высказывания учащихся, слушание музыки,
экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов,
рассматривание книг писателя и т.п.
Б)
Чтение всего произведения в целом.
Первичное
восприятие рассказа может осуществляться
путем чтения детьми текста рассказа
про себя или путем прослушивания чтения
учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные,
насыщенные драматическими событиями,
во всех классах воспринимаются лучше
в выразительном чтении учителя.
Рассказы
о природе, о труде дети могут уже со 2
класса читать про себя с выполнением
простого задания.
В)
Краткая беседа по проверке первичного
восприятия произведения.
Цель:
выяснить, какое впечатление произвел
рассказ на учащихся. Уместно после
прочтения задать примерно такие вопросы:
Какое место вам запомнилось в рассказе?,
Кто из героев понравился и почему?, Чем
вам понравился рассказ?, Какое настроение
вызывает рассказ? И т.п.
Г)
Анализ произведения.
В
процессе анализа выясняется конкретное
содержание рассказа, композиция, мотивы
поведения действующих лиц, их характерные
черты, идейная направленность.
Анализ
рассказа обычно начинается с разбора
сюжета: развитие действия, поступки
героев. Поведение и характер героев
рассматриваются в связи с
социально-психологической обстановкой,
с историческими условиями. Следует
обращать внимание на язык героев как
средство характеристики, на описание
природы.
Обобщающая
беседа.
В
заключительной беседе выявляется план
рассказа, главная его мысль, выясняется
собственное отношение детей к содержанию
рассказа.
Пересказ
и другие творческие работы в связи с
чтением.
Цель
данного этапа урока заключается в том,
чтобы научить осмысленно передавать
свои впечатления от прочитанного через
пересказ, а он может быть разным:
подробным, сжатым, творческим; возможно
составление диафильма, словесное
рисование представленных картин,
сочинение продолжения рассказа,
соотнесение прочитанного с собственным
опытом и т.д.
Планируя
уроки чтения рассказов, учитель исходит
из содержания произведения, определяющего
как этическую направленность урока,
так и конкретные формы занятий,
сопровождающих чтение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Одним из средств развития речи младших школьников является пересказ. «Пересказ – это воспроизведение прочитанного текста, но для того, чтобы грамотно пересказать текст, обучающийся должен обладать навыком осознанного чтения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования различных текстов». Данные умения и навыки активно формируется на уроках литературного чтения при обучении пересказу.
Между тем, анализ результатов международных олимпиад по литературному чтению в начальной школе показал, что наибольшее количество ошибок связано с несформированностью умения осознанного чтения, выделением главной и второстепенной информации в тексте, а также умением формулировать речевые высказывания. Таким образом, проблема обучения пересказу на уроках литературного чтения является актуальной, поскольку является одним из средств развития коммуникативных навыков младших школьников, обогащения их словарного запаса.
Первое, с чего следует начинать обучение пересказу, – это отбор текста для пересказа. Некоторые исследователи считают, что «содержанием для пересказа может быть только определенный литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые младшие школьники способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
1. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
2. Быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
3. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Школьники легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом.
4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
5. Доступны по объему, однако в методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются школьником более уверенно, последовательно.
6. Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть» [4].
Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он впечатление на учащегося, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты текста, спрашивать: «Как бы ты сам рассказал об этом?»
Стоит заметить, что главное в обучении пересказу – систематический подход. Если не будет системы, то дети не научатся пересказывать. Основная работа по обучению пересказу приходится на первый и второй классы, поэтому ни в коем случае нельзя без подготовки детей на уроке давать пересказ на домашнее задание, этот вид деятельности необходимо практиковать от урока к уроку на уроках русского языка и литературного чтения. В 3 — 4 классах – работа над устным пересказом составляет треть от всего обучения пересказу.
Рассмотрим подробнее приемы работы над каждым видом пересказа.
1. Подробный пересказ.
Как мы уже говорили, «подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранив композицию, синтаксис, лексику». Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся.
При традиционном опыте обучения репродуктивному пересказу обычно используются следующие приемы:
– составление картинного плана прочитанного произведения (схема);
– ответы на вопросы учителя;
– выделение ключевых слов, основных предложений в тексте;
– словарная работа (объяснение непонятных слов);
– составление плана пересказа;
– репетиция выступления;
Интересен опыт обучения подробному пересказу педагога О.В. Довединой [1]. Она предлагает использовать на уроке технологию работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор. Суть данного метода заключается в том, что текст предварительно не разбивается на части, т.е. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. Главные мысли должны иметь единую смысловую связь, так называемый «ручеек». Выделенные главные мысли представляют собой не просто короткий «рассказ про основное», но могут являться планом текста. После того, как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план. Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух.
2. Выборочный пересказ
Методика обучения выборочному пересказу имеет свои существенные особенности. Так при обучении данному виду пересказа используются следующие приемы:
– выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа);
– пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
– пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме;
3. Краткий (сжатый) пересказ
Существует несколько способов сжатия исходного текста, которые активно применяются в школьной практике. Это, во-первых, сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании и, во-вторых, составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2 — 3 предложениями.
Одна из уникальных методик обучения краткому пересказу, успешно используемая в начальных классах, – самарский вариант технологии [3]. В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу была положена закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений.
Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1 — 2 минуты каждое:
– чтение отрывка текста длительностью 1–2 минуты;
– осознание и осмысление прочитанного (ответы на 2–3 вопроса учителя;
– запись на доске 5–7 ключевых слов;
– образцовый пересказ и прослушивание его классом;
– жужжащий пересказ в парах;
– пересказ текста слабым учеником;
Весь цикл упражнений требует 10–12 минут и проводится ежедневно
4. Творческий пересказ.
Существует два направления в работе по обучению младших школьников творческому (продуктивному) пересказу:
– работа, направленная на формирова¬ние умений строить модель изложения;
– работа, направленная на формирование умений наполнять модель содержанием;
В период обучения грамоте в центре внимания находится работа над сюжетными картинками, выбор которых в качестве опорного языкового мате¬риала обусловлен тем, что они имеют примерно то же структурное оформление, что и текст произведения. С другой стороны, сюжетная картинка как предметно–наглядная данность позволяет видеть и понимать структурные компоненты текста и устанавливать семантические связи между предметами (как опорными словами). Поэтому сюжетная картинка выступает как своеобразная модель текста. И наконец, при анализе ее содержания школьники наблюдают и учатся наполнять модель содержанием. Затем сюжетная картинка сменяется «подвижной» картинкой с небольшим текстом, и тогда основной дидактической задачей становится уже обучение младшего школьника построению схем с опорными словами, помогающими воспроизведению. На следующей ступени материалом для работы являются рассказы и сказки. На данной ступени обучения творческому пересказу младший школьник учится понимать и выделять смысловые части произведения, на их основе строить опорные схемы, а уже после, опираясь на них, пересказывать исходный текст.
Существуют следующие приемы обучения творческому пересказу:
Словесное рисование. Например, после прочтения учитель спрашивает детей: «как вы представляете себе обстановку в момент действия? Расскажите, как будто вы это видите».
Воображаемая экранизация: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их».
Инсценирование – это передача событий повествования в драматической форме, для этого рекомендуется брать тексты с множеством диалогов, например, И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Переходом от обычного чтения к инсценировке служит чтение по ролям. При пересказе дети предают только диалоги, а ведущий в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Стоит заметить, что в первом классе основное место должен занимать подробный пересказ. Во втором классе в большей мере вводятся различные виды упражнений на краткое и выборочное воспроизведение текста. В третьем и четвертом классах ведется работа над всеми видами пересказа, но больше внимания уделяется характеристике действующих лиц, тексты, же усложняются [4].
Таким образом, в обучении младших школьников пересказу используется целый ряд приемов и методов, как традиционных, используемых в основном при составлении репродуктивного пересказа, так и нетрадиционных, применяемых в работе над продуктивным пересказом.
Список литературы:
1. Доведина О.В. Мастер-класс «Технология работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор» /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –– URL:
http://festival.1september.ru/articles/567611
/ 2. Лобанова Т.М. Виды пересказов – URL:
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/04/04/vidy-pereskaza
3. Мартынова Т.М. Задание – пожужжать: самарский метод обучения пересказу – URL:
http://www.ug.ru/archive/25466
. 4. Никифорова Т.Ю. Психологические особенности развития речи младших школьников – URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/02/28/psikhologicheskie-osobennosti-razvitiya-rechi-mladshikh