Слайд 1
Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО Выполнила: Шабанова Елена Владимировна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 7 «Светлячок» имени П. С. Гапоненко
Слайд 2
Актуальность темы П роцесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д . дети не могут соединить несколько предложений (составить описательный рассказ из нескольких предложений) Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» — детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания . Целью такой работы будет выступать повышение уровня развития монологической , описательной речи детей посредством метода составление описательного рассказа … С праведливо полагать, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.
Слайд 3
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка . Согласно определению А. М. Бородич — » Связная речь — это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей». Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи коммуникативная формы диалог монолог
Слайд 4
Виды монологической речи пересказ рассказ описательный повествовательный творческий Формы рассказывания… описательная сюжетная сравнительный объяснительный
Слайд 5
что можно описывать… предмет игрушку одежду профессию в ремя года животных растения Описание — это тип речи, в котором словами изображается (описывается), рисуется какой — то объект. Цель описания — перечислить характерные особенности , свойства, качества объекта.
Слайд 6
Виды рассказывания по картине Описание предметных картин Описание сюжетной картины Рассказ по последовательной сюжетной серии картин Описание пейзажной картины и натюрморта Творческий рассказ
Слайд 7
Этапы обучения. 1 этап — (младший возраст) — ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать предметы, картины и отвечать на вопросы по их содержанию. 2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и описывать предметы, картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу. 3 этап — (старший возраст) — дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают предметы, картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины; рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет. Программным содержанием (то есть целью) по составлению описательного рассказа будет следующие: учить ребенка описывать предмет, изображение на картине и т. д.; активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами; закреплять грамматический строй речи
Слайд 8
В процессе обучения описательным рассказам дети овладевают умениями правильно подбирать слова , характеризующие особенности изображения; с помощью взрослого находить выразительные средства , устанавливать взаимосвязи цвета и оттенков , определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности , в том числе и языковые ( метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения); в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство , речь — планирование . пытаются самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни. в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания.
Слайд 9
Структура занятия : Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить (мотивация) детей к восприятию . 2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы . 3. Часть – итог занятия , где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка . Рефлексия.
Слайд 10
Мотивация речевой деятельности – мотивационные установки игровая к оммуникативная (социальные мотивы) м ладший и средний дошкольный возраст с тарший дошкольный возраст
Слайд 11
Методические приемы обучения : рассматривание (тактильное обследование) б еседа по содержанию картины ( проблемные вопросы ) план рассказа (коллективное обсуждение плана будущего рассказа ) образец рассказа воспитателя составление рассказа по частям к оллективное составление рассказа (…подгруппами) совместное рассказывание с равнительный рассказ р ассказ сильного ребенка рассказывание по материализованным схемам , моделям (пиктограммы — условное обозначение );
Слайд 12
алгоритм — cтрогая последовательность этапов действий, занятия. ассоциативные цепочки (или метод «чепухи»). мнемотехника опорные сигналы — кодировка текста с помощью ключевых слов, букв-сигналов, предметных образов, чертежей. Основана на зрительной памяти . вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения ); указания (например, «говори выразительно «) подсказ нужных слов исправление ошибок оценка детских монологов обсуждение последовательности повествования творческие задания.
Слайд 13
Этапы обучения… Младший возраст.
Слайд 18
Подбор игрушек, предлагаемых для описания дошкольникам, имеет некоторые особенности : игрушки могут быть одинаковыми по названию , но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения . Критерии отбора игрушек н е должны быть мелкими; д олжны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать; б лизки к естественному виду; д олжны быть безопасны. Составление описательного рассказа об игрушке
Слайд 19
Этапы… Младший дошкольный возраст по фразовое параллельное описание сопряженное описание коллективное описание Средний дошкольный возраст п араллельное описание п офразовое параллельное описание о писание по схеме о писание по плану Старший дошкольный возраст о бучение художественному описанию о писание пейзажной картины о писание по плану п рием сравнения
Слайд 20
Младший возраст (3-4 года ) При описании игрушки используется следующий алгоритм : внесение игрушки в группу до начала занятия . р ассматривание и исследование игрушки; тактильное восприятие ; б еседа с детьми; с овместный рассказ . При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы : р ассматривание ; с равнение; б еседа с детьми; с овместное рассказывание ; в опросы педагога; о бразец рассказа; и гра с этим предметом; х удожественное слово;
Слайд 21
Средний возраст ( 4-5 лет ) Методика обучению рассказу – описанию детей 1. Рассматривание игрушки ; 2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею. 3. Образец рассказа воспитателя; 4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя; Во второй половине года вводится план рассказа – описания , составленный воспитателем. Теперь методика обучения выглядит так : 1. Рассматривание игрушки ; 2. Вопросы воспитателя; 3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке ; 4. Образец рассказа воспитателя по плану; 5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя; Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты, предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры : 1. Сначала игрушка называется , 2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки. 3. Также перечисляются действия , характерные для игрушки или при обращении с ней.
Слайд 22
В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов Методика обучению рассказу – описанию детей старшего возраста : л ексико- грамматические упражнения по теме занятия; р ассматривание объекта описания ; в опросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие ; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему ; с оставление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа ; схемы описания . р ассказ сильного ребенка ; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;) р ассказы 4 – 5 детей об объекте ; сравнительные описания , когда одновременно описываются и сравниваются два объекта обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а» , «и» ( т акие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.) п ри составлении загадок образец почти не применяется. В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности , образе жизни, повадках ) .
Слайд 23
В подготовительной группе дети сами составляют рассказ по плану. Особенностью работы в этой группе является то, что дети учатся анализировать рассказы друзей. Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют. Таким образом, используя различные методы обучения, дошкольники учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы .
Слайд 24
Приемы эстетического аспекта (рассматривания пейзажных картин ) использование поэтических произведений р ассматривание в сопровождении музыки использование вопросов одновременное рассматривание двух картин сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. прием возможных следствий специфические вопросы игровые приемы рассказ-образец воспитателя р ассказ ребенка Составление описаний по картине — метод обучения детей описательной речи на основе восприятия. Описать картину значит перечислить ее признаки.
Слайд 25
П риемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам : узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что ?»); соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам…»; «Какие слова подходят к этой картинке ?»); оценка ребенком цвета нарисованных предметов , выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка ?») сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению
Слайд 26
Игровые приемы: и спользование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек , загадок и пр . « Угадайка » д идактические игры («Волшебный мешочек», «Потерялся ребенок») сюжетно-ролевые игры «Магазин », «Ателье » организация различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов ( сюжетно-дидактические игры «Фотовыставка», «Музей посуды» и др. ) игры-путешествия д раматизация и гра «С подзорной трубой» и гра «Кто в кружочке живет?» разговор « от обратного » с овместное рассказывание «Я начну, а ты закончи..» м етод ассоциативных цепочек (метод «Чепухи»)
Слайд 27
Речь детей будет развиваться и совершенствоваться быстрее и лучше, если родители будут активно интересоваться жизнью ребенка, слушать советы воспитателей и консультироваться со специалистами в оказании посильной помощи ребенку если он в ней нуждается.
Слайд 28
Благодарю за внимание!
Обучение рассказыванию
из опыта
Студентка 3/2 группы
Муталапова Анжела
Содержание
Обучение составлению рассказов в разных возрастных группах..
Виды рассказов.
Приемы обучения.
Тематика рассказов.
Детей также учат составлять повествовательные рассказы из опыта. Обучение повествовательному монологу опирается на желание детей рассказывать. Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем говорит. Намечая тему рассказов из опыта воспитатель должен быть уверен, что у всех детей имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний.
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный в его памяти. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения.
Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами.
Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.
В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя.
В старшей группе – самостоятельно рассказывать, что они видели и что с ними происходило.
Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в детском саду и дома, какие события произошли в их жизни.
Можно рекомендовать следующие темы для детей средней группы:
— праздник о новогодней елке;
о родном доме;
для детей старшей и подготовительной групп:
— моя любимая игрушка;
— что видели во время экскурсии;
— как отдыхали летом.
Рассказы из опыта можно разделить на следующие виды:
рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети;
составление письма;
рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи как ты провел выходной день», «Расскажи о своем доме»).
В средней группе лучше использовать коллективный рассказ: педагог начинает рассказ, а дети дополняют его запомнившимися деталями.
В старших группах используются все виды рассказов. В обучении детей повествовательным рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец.
Требования, предъявляемые к образцу рассказа:
в основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-то конкретный срок представляющий для детей интерес и близкий их жизненному опыту;
четкая последовательность изложения;
язык рассказа следует по-возможности приблизить к разговорной речи, он должен быть понятным и кратким, обладать известной живостью и образностью;
вспомогательные вопросы;
план оказывает существенное влияние на последовательность и подробность изложения событий. Воспитатель намечает пути детского рассказа, он указывает ребенку о чем он будет рассказывать раньше, о чем позже.
Коллективное рассказывание по намеченному плану. Дети составляют рассказ по частям в соответствии с вопросами плана. Коллективное рассказывание объединяет дошкольников, повышает их внимание и сосредоточенность, обогащает новыми ценными формами речевой деятельности. Составление коллективного письма заболевшему товарищу, переписка с детьми из другого города.
Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е.Н. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой.
Младший дошкольный возраст. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках, животных; с кем ребенок живет дома.
Необходимо учить детей слушать других и дополнительными вопросами уточнять детские высказывания. По достижении четырех лет ребенок уже может повторить обобщающий рассказ воспитателя.
Средний дошкольный возраст. Обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщениями педагога и детей.
Старший дошкольный возраст. Свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования. Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, формирования умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. Используется образец рассказа, план.
Дети седьмого года жизни. Составляют рассказы из опыта на морально-этические темы («Рассказ о моем друге», «Как мы заботимся о малышах», «За что я люблю свою маму»).
Составление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е.И. Тихеевой считавшей, что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Письменная речь – высшая форма связной речи.
Вопросы для повторения:
Дайте обоснование места и роли обучения связной речи в общей системе работы по развитию речи.
Проследите усложнение содержания работы по развитию монологической речи в возрастных группах.
Охарактеризуйте приемы обучения связной речи и их использование в зависимости от возраста и уровня речевых умений детей.
Литература
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина // М., 1997. – 396 с.
Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М., 2007. – 251 с.
Сохина, Ф.А. развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохиной. – М., 1984. – 163 с.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М., 1982.
Презентация «Методика обучения Описательным рассказам»
Подписи к слайдам:
Тема:
«Методика обучения Описательным рассказам».
Обучение дошкольников составлению описательного рассказа
- Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.
- Умение точно , лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания .
- Один из приёмов , который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.
- Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.
Особенности составления описательного рассказа
- Описательный рассказ не имеет сюжета ;
- В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;
- Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;
- Описательный рассказ труднее для составления.
Структура описательного рассказа:
- Название предмета или явления ;
- Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) ;
- Внешний вид (форма, цвет, размер, материал) ;
- Назначение ( где используется, как с ним взаимодействовать) ;
- Какую пользу приносит ;
- Отношение к предмету или явлению .
При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обратить внимание на :
- Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;
- Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
- Связность текста (правильность согласование слов в предложении);
- Образность ( использование лексической выразительности).
Этапы работы по формированию у детей умения составления описательного рассказа с использованием опорных схем
- Первый этап работы — необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.
- На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.
- Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :
- Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа( сказки, басни, стихи, рассказы).
- Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).
- Грамматические упражнения( словообразование, составление предложений).
- Фонетический контроль.
- Совершенствование диалогической речи.
- Обучение составлению плана, его запоминание.
- Объединение предложений в связное, последовательное , законченное высказывание.
- Использование зрительных опор – схем.
Особенности построения описательных рассказов в разных возрастных группах
- В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту , отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.
- В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.
- В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.
- В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.
Лексическая тема : Овощи
План рассказа :
- Название.
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Размер.
- Где растёт?
- Какой на вкус и на ощупь?
- Способ употребления
Образец описательного рассказа по лексической теме : «Овощи». Овощ – помидор
План рассказа |
Рассказ по схеме |
Название овоща |
Это помидор. |
Цвет . |
Помидор красного цвета. |
Форма (круглая, овальная, треугольная). |
Помидор круглой формы. |
Размер. |
Этот помидор большой |
Где растёт ? |
Помидор растёт на грядке , в огороде. |
Каким является на ощупь и на вкус? |
На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный. |
Способ употребления. |
На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный. |
План рассказа:
- Кто это?
- Части тела.
- Окраска .
- Где живёт?
- Чем питается?
- Польза.
Слайд 1Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.
Этапы
работы.
Слайд 2Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Слайд 3В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина
не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Слайд 4Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном
процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).
Слайд 5
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим
положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного
Слайд 6Общие требования к организации работы с картиной:
1.Работы по обучению детей
рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Слайд 7Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное
описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Слайд 84. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец
к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу»..
6. Рассказывание по сюжетной картине с элементами творчества
Слайд 9 Составление
рассказов по картине
Обучение детей рассказыванию по картине является одним
из направлений работы по формированию связной речи.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. Восприятию картин ребёнка надо учить постепенно, исходя из возрастных возможностей подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
Слайд 10Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:
I этап.
В младшей
группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.
Слайд 11Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется
для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
Слайд 12II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять
описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).
Слайд 13Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах,
свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Слайд 14. III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии
и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов. В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. —.
Слайд 15«Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните
свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».
Слайд 16Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид
рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине
Слайд 17
Требования к рассказу.
1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений,
к концу года 10-13 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
(Пример: «Решили дети катать шары….», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! ….», «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.
Слайд 18Структура занятий с учетом возрастных особенностей
В младшей группе
1.Рассматривание картины с помощью
вопросов воспитателя;
2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
В средней группе
1 Рассматривание картины.
2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.
3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).
Слайд 19
В старшей и подготовительной группе
1. Рассматривание картин осуществляется по частям.
2. Используются
творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают, можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.
.
Слайд 20Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах
1 младшая
I.
Вступительная часть
II. Основная часть:
1 этап Первичное созерцание картины.
2этап Предваряющий рассказ педагога.
3 этап Рассматривание картины (беседа по содержанию картины). Главный методический прием – вопросы.
4 этап Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать прием совместного рассказывания.
III. Заключительная часть.
2 младшая
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Первичное созерцание картины.
2 этап. Беседа по картине.
Главный методический приём – вопросы.
3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.
Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть (в игровой форме).
Слайд 21 Средняя группа
Первое занятие по картине.
Рассматривание
картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.
Второе занятие по картине.
I. Вступительная часть.
Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.
II. Основная часть.
1 этап. Образец рассказа по картине.
2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).
III. Заключительная часть.
Старшая подготовительная группы.
Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины.
2 этап. Беседа.
а) Работа начинается с сообщения названия картины
б) Работа над содержанием картины
3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).
В начале года можно помочь детям:
— дать образец;
— дать план;
— уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.
4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).
III. Заключительная часть.
Слайд 22Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и
анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Слайд 23Итак, картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе
дошкольного детства ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
1
Методика обучения рассказыванию. Методика обучения пересказу. Преподаватель Якунина Л.Л. Ст. Вешенская 2011 год
2
2 Цели урока: формирование компетенции обучения: подбор списка художественной литературы для пересказа детьми подготовительной группы; совершенствование компетенции коммуникации: формулирование аргументов методов обучения рассказыванию; развитие компетенции управления: описание хода выполнения работы по организации пересказа в подготовительной группе детского сада.
3
3 Литература: А. М. Бородич «Методика развития речи детей» О. С. Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста», А. М. Бородич «Методика развития речи детей» Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. И. Николаичева «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
4
4 План занятия Задачи обучения рассказыванию. Приемы обучения рассказыванию. Произведения для пересказа. Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу.
5
5 1. Задачи обучения рассказыванию. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательна. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
6
6 В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом рассказом (в элементарной форме).
7
7 Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.
8
8
9
9 Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с данной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
10
10 По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Описание должно быть лаконичным.
11
11 «Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк, кряк, кряк»
12
12 Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким- нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило.
13
13 В 3-4 года ребенка учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы взрослого человека, иллюстрации. На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В подготовительный период к школе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.
14
14
15
15 Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.
16
16 2. Приемы обучения рассказыванию. В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог, а не ответ одним словом, жестом, фразой. Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
17
17
18
18 Частичный образец применяется в процессе закрепления умения рассказывать, если ребенку трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования. Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.
19
19
20
20 План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. Например: На каком этаже комната? Какая она? Что находится в комнате? Кто поддерживает в комнате чистоту? Как ты помогаешь в уборке?
21
21 Коллективное составление рассказа – преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Составление рассказа по частям – благодаря этому приему содержание рассказа становится полнее и глубже, кроме того, много детей можно вовлечь в данный процесс.
22
22
23
23 В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого взрослым (по предложенному плану, а затем и без него).
24
24 Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы ребенок подражал тому, что его похвалили. Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны и вследствие их комплексного применения ребенок постепенно и с успехом обучится рассказыванию.
25
25
26
26 3. Произведения для пересказа. Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенка важные черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти (сказки, рассказы Л.Н. Толстого, затем К.Д. Ушинского, Г. Скребицкого, Н. Сладкова).
27
27
28
28 4. Структура занятия по пересказу. Занятие по обучению пересказу имеет следующую типовую структуру: Вводная часть. Подготовка детей к восприятию произведения, его идеи. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. Подготовительная беседа. Цель ее – уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. Повторное чтение. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). Пересказ.
29
29 5. Приемы обучения пересказу. Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз. В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное?), а также объяснения и указания.
30
30
31
31 Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы. На начальных ступенях обучения рекомендуется совместный пересказ ребенка и взрослого (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
32
32 Если в произведении есть диалог, то можно провести пересказ по ролям. использованием игрушек.Как прием может быть использована игра- драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек.
33
33 Вопросы для обсуждения: Что такое пересказ? Какими бывают рассказы? Каковы отличия описательного рассказа и сюжетного? Назовите приемы обучения рассказыванию. Чем нужно руководствоваться при подборе художественного произведения для пересказа дошкольником? Расскажите о структуре занятия по обучению пересказу. Назовите приемы обучения пересказу.
34
34 Домашнее задание знать материал лекции знать ответы на вопросы составить список художественной литературы для пересказа детьми подготовительной группы
35
35 Спасибо за внимание!
Слайд 1
Описание слайда:
Методика обучения
рассказыванию по игрушкам
детей дошкольного возраста
Слайд 2
Описание слайда:
Виды игрушек для описания
дидактические игрушки
сюжетные (образные) игрушки
Слайд 3
Описание слайда:
готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием
готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием
наборы, составленные воспитателем или детьми
Слайд 4
Описание слайда:
Виды рассказов по игрушкам
1. Описательные рассказы:
— рассказ по одной игрушке (предмету);
— рассказ по набору игрушек (предметов);
2. Сюжетные рассказы (повествования):
— рассказ по набору игрушек (предметов);
— рассказ по отдельной игрушке (предмету).
Слайд 5
Описание слайда:
Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах
Слайд 6
Описание слайда:
Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам
Основные приёмы:
Совместное рассказывание
Образец рассказа
Частичный образец
План рассказа
Слайд 7
Описание слайда:
Задание
Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушке
Составьте образец и план описательного рассказа по набору игрушек
Составьте образец и предполагаемые темы (5-6 тем) сюжетного рассказа по одной или набору игрушек
Слайд 8
Описание слайда:
Коллективное составление рассказа
Коллективное составление рассказа
Составление рассказа по частям
Оценка детских монологов
Моделирование
Слайд 9
Слайд 10
Описание слайда:
Описание игрушек
Цвет
Форма
Величина
Материал
Части игрушек
Действия с игрушкой
Слайд 11
Описание слайда:
Описание предметов одежды
1. Цвет
2. Материал
3. Части одежды
4. Сезонное
обозначение
5. Для кого
предназначена
6. Действия с одеждой
Слайд 12
Описание слайда:
Описание предметов посуды
1.Цвет
2.Форма
3. Величина
4. Материал
5. Части посуды
6. Действия с посудой
Слайд 13
Описание слайда:
Описание овощей и фруктов
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Вкус
5. Место произрастания
6. Как употребляется в пищу
Слайд 14
Описание слайда:
Описание времен года
1. Солнце, небо
2. Земля, деревья
3. Люди
4. Звери
5. Птицы
6. Занятия детей
Слайд 15
Описание слайда:
Дополнительные приёмы
Вспомогательные вопросы
Указания
Исправление ошибок
Подсказ нужных слов
Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Использование наглядности
Использование художественного слова
Игровые приёмы
Слайд 16
Описание слайда:
Структура построения занятия
I. Вступительная часть
II.Основная часть
1. Краткое рассматривание игрушки (предмета).
2. Постановка цели на составление рассказа, сказки. Работа над выразительностью детского рассказа.
3. Образец рассказа.
4. План составления рассказа или предполагаемые сюжеты (5-6 тем) для составления рассказа (сказки), и их закрепление в устной речи детей.
5. Самостоятельные рассказы детей (5-6 рассказов). Оценка детских рассказов. Физкультминутка
III. Заключительная часть
1
Первый слайд презентации
Методика обучения
рассказыванию по игрушкам
детей дошкольного возраста
Изображение слайда
2
Слайд 2: Виды игрушек для описания
дидактические игрушки
сюжетные (образные) игрушки
Изображение слайда
готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием
наборы, составленные воспитателем или детьми
Изображение слайда
4
Слайд 4: Виды рассказов по игрушкам
1. Описательные рассказы:
— рассказ по одной игрушке (предмету);
— рассказ по набору игрушек (предметов);
2. Сюжетные рассказы (повествования):
— рассказ по набору игрушек (предметов);
— рассказ по отдельной игрушке (предмету).
Изображение слайда
5
Слайд 5: Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах
Изображение слайда
6
Слайд 6: Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам
Основные приёмы:
Совместное рассказывание
Образец рассказа
Частичный образец
План рассказа
Изображение слайда
Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушке
Составьте образец и план описательного рассказа по набору игрушек
Составьте образец и предполагаемые темы (5-6 тем) сюжетного рассказа по одной или набору игрушек
Изображение слайда
Коллективное составление рассказа
Составление рассказа по частям
Оценка детских монологов
Моделирование
Изображение слайда
Изображение слайда
10
Слайд 10: Описание игрушек
Цвет
Форма
Величина
Материал
Части игрушек
Действия с игрушкой
1
2
3
4
5
6
Изображение слайда
11
Слайд 11: Описание предметов одежды
1. Цвет
2. Материал
3. Части одежды
4. Сезонное
обозначение
5. Для кого
предназначена
6. Действия с одеждой
1
2
3
4
5
6
Изображение слайда
12
Слайд 12: Описание предметов посуды
1.Цвет
2.Форма
3. Величина
4. Материал
5. Части посуды
6. Действия с посудой
1
2
3
4
5
6
Изображение слайда
13
Слайд 13: Описание овощей и фруктов
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Вкус
5. Место произрастания
6. Как употребляется в пищу
1
2
3
4
5
6
Изображение слайда
14
Слайд 14: Описание времен года
1. Солнце, небо
2. Земля, деревья
3. Люди
4. Звери
5. Птицы
6. Занятия детей
1
2
3
4
5
6
Изображение слайда
15
Слайд 15: Дополнительные приёмы
Вспомогательные вопросы
Указания
Исправление ошибок
Подсказ нужных слов
Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Использование наглядности
Использование художественного слова
Игровые приёмы
Изображение слайда
16
Последний слайд презентации: Методика обучения
рассказыванию по игрушкам
детей дошкольного возраста: Структура построения занятия
I. Вступительная часть
II.Основная часть
1. Краткое рассматривание игрушки (предмета).
2. Постановка цели на составление рассказа, сказки. Работа над выразительностью детского рассказа.
3. Образец рассказа.
4. План составления рассказа или предполагаемые сюжеты (5-6 тем) для составления рассказа (сказки), и их закрепление в устной речи детей.
5. Самостоятельные рассказы детей (5-6 рассказов). Оценка детских рассказов. Физкультминутка
III. Заключительная часть
Изображение слайда
Обучение пересказу
Пересказ – это связное, выразительное, осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
Пересказ — сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.
Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный). Из этого расчета можно составить перспективный перечень текстов для пересказа, предусматривая их усложнение, разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном, повторность. Произведения по пересказу должны отвечать необходимым критериям, закрепляющих представления детей о современной действительности (об армии, спорте, труде и др.).
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА
Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение. Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.
Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Существуют определенные требования к тексту для пересказов.
Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности; должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
Тексты подбирают, доступные по размеру маленьким детям, по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Произведения подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти.
Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм.
Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
- 1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
- 2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.
- 3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
- 4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
- 5. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.
- Подробный пересказ.
- Подробный пересказ.
- Пересказ по частям или одной части .
- Пересказ по частям или одной части .
- Пересказ с изменением лица .
- Пересказ с изменением лица .
- Пересказ по аналогии.
- Пересказ по аналогии.
- Пересказ – инсценирование.
- Пересказ – инсценирование.
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
1. Осмысленность (полное понимание текста)
2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения)
3. Последовательность и связность пересказа
4. Использование словаря и оборотов авторского текста
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа
Подготовительная работа:
Подготовка воспитателя
Подготовка детей
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста )
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения .
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
Алгоритм ПЕРЕСКАЗА
1 . Вводная часть . Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.
2.. Беседа по содержанию произведения , направленная на анализ и запоминание текста
3. Сообщение названия, автора, жанра . Первичное чтение произведения без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения ). Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ , суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
- Вводная часть
- Вводная часть
- Беседа по содержанию произведения
- Беседа по содержанию произведения
- Сообщение названия, автора, жанра
- Сообщение названия, автора, жанра
- Подготовительная беседа (разбор произведения).
- Подготовительная беседа (разбор произведения).
- Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ
- Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ
- Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста
- Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста
- Пересказ (3—7 человек).
- Пересказ (3—7 человек).
Алгоритм ПЕРЕСКАЗА
Методы: словесные, наглядные, практические
Приемы обучения пересказу
Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания.
Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.
Возможны обращения к личному опыту детей , показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна!!!
В старших группах возможны приемы построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.
Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
Одним из приёмов обучения пересказыванию является — составление плана пересказа . Пошаговый план может быть словесным (используется для старших дошкольников) и иллюстративный. Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события.
Пересказ и составление плана
(по прочитанному)
1. Прочитай произведение.
2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях .
3. Раздели произведение на части.
4. Озаглавь каждую часть .
5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.
6. Перескажи произведение по плану .
Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой.
Средняя группа Пересказ коротких сказок и рассказов(русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.) Приемы : вопросы, пояснения, показ иллюстраций, упражнения на развитие выразительности речи, прием «отраженной речи», подсказ, поощрение, совет
Подготовительная группа (Русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи» Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода». Приемы : выборочный пересказ, пересказ от лица героев, придумывание продолжения, сочинение рассказов и сказок.
Старшая группа (Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц») Приемы: беседа, вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений), план пересказа (составленный в-лем или совместно с детьми), пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка
Спасибо за внимание.