СКАЗКОТЕРАПИЯ
Подготовила: воспитатель Комсомольского ДОУ «Сказка» Спасенко А.А.
Уважаемы коллеги, разрешите представить Вам презентацию темы по самообразованию «С КАЗКОТЕРАПИЯ в работе с детьми дошкольного возраста».
Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.
Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки
Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.
Арт терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).
В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий:
изотерапия (рисуночная терапия),
фототерапия (творческие занятия фотографией),
песочная терапия ,
куклотерапия ,
игротерапия,
Музыкотерапия
Танцевальная терапия,
Цветотерапия.
Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
Актуальность использования
Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
- обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
- присутствует образность и
метафоричность языка;
- психологическая защищённость
(хороший конец);
- имеется наличие тайны и волшебства
Задачи сказкотерапии
- Развитие слухового и
зрительного внимания
- Развитие наблюдательности
и зрительной памяти
- Развитие аналитических способностей
(умения сравнивать, обобщать, находить
причинно-следственные связи)
- Развитие фантазии и творческого воображения
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие умения быстро переключаться
с активной деятельности на пассивную
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими,
совершенствование коммуникативных навыков
Требования в работе со сказкой:
- Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
- Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
- Дозированность – сказкотерапия побуждает к
размышлению. Это длительный
процесс. Поэтому нельзя
«перегружать» детей
психотерапевтическими
сказками, чтобы они не утратили
к ним чувствительность.
Виды сказок в ДОУ:
- Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
- Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
- Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
- Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
- Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
- Театр авторской игрушки
- Пальчиковый театр
- Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
- Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
- Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
- Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
- Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
- Красочные картины
по сюжету сказки
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.
4.В конце занятия –ритуал
«выхода из сказки».
1 этап работы :
Ритуал вхождения в сказку
- Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
- Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
- Игра «Волшебный клубочек»,
- Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
- Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
- В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
- Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
2 этап работы:
Чтение сказки
Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
Вопросы по анализу сказки:
Почему боялся мышонок?
Помог ли ему справиться со страхом зайчик?
Почему не помог?
Как справились со страхом звери?
Чему удивился Крыс?
3 этап работы:
Обсуждение сказки
Вместе с детьми обсуждаем — кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
4-ий этап работы:
Ритуал выхода из сказки
1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.
Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и
проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
ВЫВОД:
«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»
- Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
- способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
- В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
- Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
- Работа со сказкой направлена непосредственно
на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
- Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
«Сказка — ложь,
да в ней намек – Добрым молодцам урок,
Красным девицам венец!
Вот и сказки конец!»
А кто слушал молодец!..
Агаркова Марина
Владимировна
воспитатель МБДОУ
Детский сад
№ 14 р.п.
Александро-Невский
педагогический стаж: 7 лет
Тема: «Сказка, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».
“ Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью,
которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами…”
В.А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
С раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности.
Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
ЦЕЛЬ
Создание условий для развития речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сказки.
1.Познакомить детей с русскими народными сказками.
2.Поддерживать интерес детей, используя различные приемы приобщения к русской народной сказке: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра и т.д.
3.Расширять представления детей об окружающем мире, развивать навыки рассматривания сюжетной картины, умение отвечать на несложные вопросы по сюжету.
5.Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, воображение.
6.Формировать основы связной речи, обогащать словарь.
7.Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
Пальчиковая игра «Колобок»
Чтение сказки «Три медведя»
Чтение книги
«Маша и медведь.»
Просмотр мультфильма
«Репка»
Театрализация сказки
«Колобок»
Рассказывание сказки
«Теремок»
Пальчиковая игра по
Сказке «Репка»
Театрализация сказки
«Курочка Ряба»
Подвижная игра
«Маленькая и большая елочки»
Дидактическая игра
«Спрячь мышку»
Конструирование
«Теремок»
Дидактическая игра
«Большой – маленький»
Знакомство с кроликом
Зима в лесу
Знакомство с обитателями леса
Экскурсия на огород
Лепка «Пирожки для Маши»
Лепка «Орешки для белочки»
Лепка «Золотое яичко»
Лепка «Колобок»
Аппликация «Теремок»
Рисование
«Зернышки для мышки»
Рисование «Колобок»
Подвижная игра
«Лохматый пес»
Подвижная игра
«У медведя во бору»
Игровое упражнение
«Мы веселые лягушки»
Подвижная игра
«Лягушки»
Пальчиковая игра
«Заюшкина избушка»
Дидактическая игра
«Расставь по порядку»
Дидактическая игра
«Отгадай сказку»
Дидактическая игра
«Из какой сказки герой»
Мини- музей
«В гостях у сказки»
Буклет для родителей
«Что почитать ребенку 2-3 лет»
Мастер-класс
«Сказка из стаканчиков»
Выводы и результативность
При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
В дальнейшей работе, систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы, что будет способствовать развитию речи детей.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
Нам нельзя без света,
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят Вам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Желаю Вам удачи!
Обновлено: 09.01.2023
Презентация на тему: » ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Выполнила Фаррахова Э.Р.» — Транскрипт:
1 ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Выполнила Фаррахова Э.Р.
2 Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее. Д. Родари
3 КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ 1. Зачин. (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…). 2. Основная часть. 3. Концовка. (Стали они жить – поживать и добра наживать или Устроили они пир на весь мир…).
4 КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя: художественные (народные и авторские) сказки; психотерапевтические сказки; дидактические сказки; медитативные сказки.
5 В фольклористике наиболее популярна классификация сказок,созданная В.Я.Проппом. Он выделил следующие типы сказок: сказки о животных; сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты); кумулятивные сказки.
7 2. Подготовка к первичному восприятию Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель — создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
8 В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши» Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель — использовать полученные знания в различных видах деятельности.
9 3. Проверка первичного восприятия сказки 4. Анализ содержания сказки 1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). 2. Анализ героев и образов. 3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. 4. Способы совладания с затруднениями. 5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
10 МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Моделирование сказок Выразительные движения Проблемные ситуации Творческие задания Сказки, но по-новому Сказки о бытовых предметах Узнай сказку по песенке героев Продолжи сказку От точек — к сказке Нарисуй сказку Игровые задания
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
СКАЗКА –популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный.
Она не поется, как песня, а рассказывается.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми).
1) Востребованность книг в школьной библиотеке;
2) Результаты развития смысловой памяти у детей;
3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации.
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_so_skazkoy_ili_drugim_zhanrom_v_do.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика работы со сказкой или другим жанром в ДО Автор: Засядько В. К. ГБОУ Школа № 1056
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души , сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. А. Сухомлинский
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее. Д . Родари
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ Зачин . ( В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…). 2. Основная часть 3 . Концовка. ( Стали они жить – поживать и добра наживать или Устроили они пир на весь мир…).
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя: художественные (народные и авторские) сказки; психотерапевтические сказки; дидактические сказки; медитативные сказки.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Померанцева Э.В. ВОЛШЕБНЫЕ АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
В фольклористике наиболее популярна классификация сказок , созданная В.Я.Проппом . Он выделил следующие типы сказок: кумулятивные сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты); небылицы; докучные. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ , ПРЕДМЕТАХ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 2. Подготовка к первичному восприятию Во-первых , перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель — создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых , эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши» Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами . Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых , дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель — использовать полученные знания в различных видах деятельности.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 3. Проверка первичного восприятия сказки 4 . Анализ содержания сказки Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Анализ героев и образов. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Способы совладания с затруднениями. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Моделирование сказок Выразительные движения Проблемные ситуации Творческие задания Сказки , но по-новому Сказки о бытовых предметах Узнай сказку по песенке героев Продолжи сказку От точек — к сказке Нарисуй сказку Игровые задания
ФУНКЦИИ СКАЗОК РАЗВИВАЮЩАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
этапы Пропедевтический Обобщающий Анализ МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ: Первичный синтез Вторичный синтез
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП БЕСЕДА ОБ АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ) ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПО СКАЗКЕ ПРОСЛУШИВА- НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ Цель
ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ ПРОСМОТР ВИДЕО ИЛИ ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ СКАЗКИ ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ СОЗДАТЬ В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ Цель
АНАЛИЗ ТЕКСТА СКАЗКИ Выяснение сюжета сказки, описание персонажей, анализ поступков героев и их мотивов . ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Анализ образной лексики, гиперболизации. ЦЕЛЬ
ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ). . ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО: ЦЕПОЧКЕ , РОЛЯМ , ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.; . Цель ПРИЁМЫ РАБОТЫ
ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕСЕДА; РИСОВАНИЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА; ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА СКАЗКИ (РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППАХ). ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП ЦЕЛЬ ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Работа со сказками носит обучающий , воспитывающий , развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с агрессивными детьми). Результативность: 1) Востребованность книг в школьной библиотеке ; 2) Результаты развития смысловой памяти у детей; 3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен .
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения
Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут.
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вым.
Статья «Методика работы над сказками в начальной школе»
В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс.
Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе.
2. Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера,
обычно со счастливым концом. Как
правило, сказки рассчитаны на детей.
Признаки сказки:
-Сказка чаще написана в прозе, но может быть и
стихотворной;
-Она рассказывает о волшебных событиях;
-Дает обобщающую картину реального мира;
-В ней добро побеждает зло;
-Герой проходит ряд испытаний, из которых после
пережитых трудностей выходит победителем;
-Сказка выражает мечты народа о лучше жизни;
-Сказка любит яркие художественные приемы;
-В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя,
дающего оценку событиям и героям;
-Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой.
3. Принципы построения программы:
— Художественно-эстетический принцип ;
— Литературоведческий принцип;
— Коммуникативно-речевой принцип.
4. Цель: Формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и
творческих способностей детей, обогащение словарного запаса
школьников.
Задачи:
1)формирование навыка правильного и выразительного чтения;
2) развитие умений различать жанровые особенности сказки (зачин,
концовка, троекратные повторы),
3)владение некоторыми литературоведческими понятиями: эпитеты,
метафоры, умение находить их в тесте, а так же определять вид
сказки: народная или авторская, бытовая волшебная или о
животных;
4)обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания
произведений разного уровня сложности;
5)создавать условия для формирования потребности в
самостоятельном чтении.
5. Актуальность данной темы
1)
2)
3)
отсутствие интереса к чтению у детей;
однообразие уроков чтения в начальной школе
и недостаточное внимание родителей к своим
детям;
в соответствии с Федеральными
государственными стандартами начального
образования важнейшей задачей современной
школы является формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
6. Алгоритм работы над сказкой.
1. Подготовительная работа.
2. Первичное восприятие текста.
3. Анализ сказки (вопросы по содержанию теста).
4. Вторичное восприятие текста.
5. Характеристика главных героев, главная мысль сказки,
работа над средствами выразительности сказки и ее
жанровыми особенностями (диалог с текстом).
6. Работа над выразительным чтением.
7. Творческая работа.
8. Итог работы (чему научила сказка?)
7. Методы и приемы работы со сказками.
8. Педагогические технологии.
1)Проблемно-диалоговые технологии.
2)Технология критического мышления.
3)ИКТ – информационные
коммуникативные технологии.
10. Формы работы:
11. Лексическая работа:
—
толкование устаревших слов,
объяснение смысла фразеологических
оборотов,
работа над смыслом пословиц и
поговорок,
богатство и образность языка сказок,
нахождение эпитетов, метафор.
12. Виды творческих заданий.
Рассказать знакомую сказку по кругу.
Разыграть сказку.
Рассказать о пользе репы и о том, какие
блюда из нее можно приготовить.
Придумывание своей сказки «Морковка» (по
аналогии).
Оформление книги «Полезные сказки»
(обложка, иллюстрации).
Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи»
(ткань, бумага).
Постановка придуманных сказок.
13. Вывод:
Работа со сказками носит обучающий,
воспитывающий, развивающий и даже
лечебный характер (использование
сказкотерапии при коррекционной
работе с агрессивными детьми).
14. Результативность:
1) Востребованность книг в школьной
библиотеке;
2) Результаты развития смысловой памяти
у детей;
3) Отзывы родителей, результаты
наблюдений библиотекаря и контроля
администрации.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методика работы со сказкой или другим жанром в ДО
Автор: Засядько В. К.
ГБОУ Школа № 1056
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
А. Сухомлинский
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.
Д. Родари
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Зачин.
(В некотором царстве,
в некотором государстве жили-были…).
2. Основная часть
3. Концовка.
(Стали они жить – поживать и добра наживать или
Устроили они пир на весь мир…).
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:
художественные (народные и авторские) сказки;
психотерапевтические сказки;
дидактические сказки;
медитативные сказки.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
Померанцева Э.В.
ВОЛШЕБНЫЕ
АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ
БЫТОВЫЕ
О ЖИВОТНЫХ
В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я.Проппом.
Он выделил следующие типы сказок:
кумулятивные сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах
сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);
небылицы;
докучные.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ,
РАСТЕНИЯХ, ПРЕДМЕТАХ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
2. Подготовка к первичному восприятию
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель — создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши» Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель — использовать полученные знания в различных видах деятельности.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
3. Проверка первичного восприятия сказки
4. Анализ содержания сказки
Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.).
Анализ героев и образов.
Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои.
Способы совладания с затруднениями.
Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Моделирование сказок
Выразительные движения
Проблемные ситуации
Творческие задания
Сказки, но по-новому
Сказки о бытовых предметах
Узнай сказку по песенке героев
Продолжи сказку
От точек — к сказке
Нарисуй сказку
Игровые задания
этапы
Пропедевтический
Обобщающий
Анализ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ:
Первичный синтез
Вторичный синтез
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП
БЕСЕДА ОБ
АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ)
ПОКАЗ
ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ПО СКАЗКЕ
ПРОСЛУШИВА-
НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ
ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ
Цель
ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ
ПРОСМОТР
ВИДЕО ИЛИ
ПРОСЛУШИВАНИЕ
АУДИОЗАПИСИ
СКАЗКИ
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
СОЗДАТЬ В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ
Цель
АНАЛИЗ
ТЕКСТА СКАЗКИ
Выяснение сюжета сказки, описание персонажей, анализ поступков героев и их мотивов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Анализ образной лексики, гиперболизации.
ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ).
.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО:
ЦЕПОЧКЕ,
РОЛЯМ,
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.;
.
Цель
ПРИЁМЫ РАБОТЫ
ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
БЕСЕДА;
РИСОВАНИЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА;
ИНСЦЕНИРОВКА
ЭПИЗОДА СКАЗКИ
(РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППАХ).
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
ЦЕЛЬ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий,
развивающий и даже лечебный характер
(использование сказкотерапии при коррекционной работе
с агрессивными детьми).
Результативность:
1) Востребованность книг в школьной библиотеке;
2) Результаты развития смысловой памяти у детей;
3) Отзывы родителей, результаты наблюдений библиотекаря и контроля администрации.
Краткое описание документа:
Актуальность использования метода сказкотерапии в ДОУ заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
1.Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
2.Присутствует образность и метафоричность языка;
3. Психологическая защищённость (хороший конец);
4. Имеется наличие тайны и волшебства
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.
Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки
Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.
Арт терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).
В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий:
изотерапия (рисуночная терапия),
фототерапия (творческие занятия фотографией),
песочная терапия ,
куклотерапия ,
игротерапия,
Музыкотерапия
Танцевальная терапия,
Цветотерапия.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
Актуальность использования
Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
- обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
- присутствует образность и
Задачи сказкотерапии
и зрительной памяти
(умения сравнивать, обобщать, находить
- Развитие фантазии и творческого воображения
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие умения быстро переключаться
с активной деятельности на пассивную
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими,
совершенствование коммуникативных навыков
Требования в работе со сказкой:
- Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
- Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
- Дозированность – сказкотерапия побуждает к
размышлению. Это длительный
процесс. Поэтому нельзя
сказками, чтобы они не утратили
к ним чувствительность.
Виды сказок в ДОУ:
- Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
- Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
- Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
- Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
- Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
по сюжету сказки
Этапы работы со сказкой:
4.В конце занятия –ритуал
1 этап работы :
Ритуал вхождения в сказку
2 этап работы:
Чтение сказки
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
Вопросы по анализу сказки:
Почему боялся мышонок?
Почему не помог?
Как справились со страхом звери?
Чему удивился Крыс?
3 этап работы:
4-ий этап работы:
Ритуал выхода из сказки
1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.
Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и
Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
ВЫВОД:
- Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
- способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
- В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
- Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
- Работа со сказкой направлена непосредственно
на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
Читайте также:
- Сценарий праздника красная горка для детей школьного возраста
- Для развития психических функций в младшем школьном возрасте характерно тест
- Дидактическая игра чья вещь рассматривание сюжетных картин занятие во второй младшей группе доу
- Сенсорный уголок в детском саду старшая группа
- Нетрадиционные мероприятия в школе
1.
Ознакомление детей
дошкольного возраста
с художественной
литературой
Трукшанина
Ольга Анатольевна
Группа ДО-32
2.
«Книга — это волшебница.
Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода,
она — рупор человеческой мысли.
Мир без книги — мир дикарей. »
Н. И. Морозов.
3.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой,
по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего
большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать
способность к целостному восприятию произведений разных жанров,
обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную
отзывчивость на него;
2.Формировать первоначальные представления об особенностях
художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их
специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах
образности в языке;
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность
понимать и чувствовать настроение произведения,
4.Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и
поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
4.
Художественная литература
воспитывает воображение
обогащает эмоции
образец прекрасного
литературного языка
рассказ
стихи
народная сказка
лаконичность и точность
слова
музыкальность, напевность,
ритмичность речи
меткость и выразительность языка,
богатство родной речи юмором, живыми и
образными выражениями, сравнениями
5. Формы работы с книгой в детском саду
Традиционно в методике развития речи принято
выделять две формы работы с книгой в детском
саду
чтение и рассказывание
художественной литературы
и заучивание стихотворений
на занятиях
использование литературных
произведений и
произведений устного
народного творчества вне
занятий, в разных видах
деятельности
6. Основные методы ознакомления детей с художественной литературой
Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя,
воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование).
Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и
возраста слушателей.
7. Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
Чтение или рассказывание одного произведения.
Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.
На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
Объединение произведений, принадлежащих к разным видам
искусства: чтение литературного произведения и рассматривание
репродукций с картины известного художника; чтение (лучше
поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
чтение и рассказывание с игрушками; настольный театр; кукольный и
теневой театр, фланелеграф; диафильмы, диапозитивы, кинофильмы,
телепередача.
Чтение как часть занятия по развитию речи: оно может быть
логически связано с содержанием занятия; чтение может быть
самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или
рассказа как закрепление материала).
8. Структура занятия по ознакомлению детей с художественной литературой
Вступительная часть
( подготовка детей к восприятию произведения )
показ обложки, картинки;
напоминание аналогичного сюжета;
короткая вступительная беседа;
использование малых жанров фольклора;
припоминание знакомых произведений данного автора;
показ предметной наглядности;
элементы инсценирования, создание игровых ситуаций;
постановка проблемного вопроса;
объяснение непонятных слов.
9. Основная часть
• чтение художественного произведения;
• беседа с детьми по содержанию, которая направлена на:
— понимание основного смысла произведения;
— воспроизведение содержания произведения;
• Вопросы:
— связаны с образом героя;
— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять
его настроение и эмоциональное состояние;
— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет
героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям
явлениями действительности;
— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в
произведении, сделать их участниками событий;
— побуждают вспомнить, кто написал произведение;
— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.
10. Заключительная часть — возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее
понравившихся детям эпизодов).
11. В младшем дошкольном возрасте
• У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации,
умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца,
понимать содержание и эмоционально откликаться на него.
• У малышей формируют навык совместного слушания, умение
отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими
навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
• Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров.
• Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако
речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая
дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить
детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и
словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова
вошли в активный словарь.
12. В среднем дошкольном возрасте
• Углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию
литературного произведения, стремления эмоционально откликаться
на описанные события.
• На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко
различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме
произведения, а также к некоторым особенностям литературного
языка (сравнения, эпитеты).
• Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа
о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли
сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она
начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение
размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно
оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает
возможность поддерживать интерес к художественному слову,
образным выражениям, грамматическим конструкциям.
13. В старшем дошкольном возрасте
• Возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.
• Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству
детей с жанрами художественной литературы. При этом используются
словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
-беседы после ознакомления с произведением, помогающие
определить жанр, основное содержание, средства художественной
выразительности;
-зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей
(выборочное чтение);
-беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;
-знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о
творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
-просмотр
диафильмов,
кинофильмов,
мультимедийных
презентаций по литературным произведениям (возможен только после
знакомства с текстом книги);
-прослушивание записей исполнения литературных произведений
мастерами художественного слова
14. Особенности восприятия детьми поэтических произведений
Задачи:
1. Воспитывать интерес к поэзии, развивать способность к целостному
восприятию поэтических произведений, обеспечить усвоение
содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
2. Формировать первоначальные представления об особенностях
поэтического произведения, об её специфических особенностях; о
композиции; о простейших элементах образности в языке.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность
понимать и чувствовать настроение поэтического произведения.
4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и
поэтичность произведений; развивать поэтический слух.
15. Три стадии восприятия поэтического произведения:
16. Требования к подбору поэтических произведений
В младшем дошкольном возрасте:
• простота и четкость ритма;
• краткость самого стишка и отдельных строк;
• простота и ясность знакомых детям образов;
• отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко
выраженной действенности.
Так как мышление ребенка в 3-4 года отличается образностью, то им
легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие
произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание.
Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А.
Барто «Игрушки», Е. Благинина «Огонек“, Д. Хармс «Кораблик», стихи
С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки,
животные, дети. По объему — это четверостишия, они понятны по
содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно
выраженной рифмой.
17.
В среднем дошкольном возрасте
Происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении
текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта
ребенка:
1.Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом
правильно оценивают поступки персонажей.
2.Появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление
неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
3.Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание
литературного произведения, но и некоторые особенности
литературного языка (образные слова и выражения, некоторые
эпитеты и сравнения).
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по
содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е.
Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак
«Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться
художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты .
18.
В старшем дошкольном возрасте:
1.Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и
выразительно читать наизусть стихи.
2.Дети начинают проявлять инициативу и самостоятельность.
3.Для детей 5-6 лет усложняется содержание и увеличивается объём
стихотворения.
4.Повышаются требования к манере исполнения. Детей учат
декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения,
интонации, соответствующие характеру произведения, настроению
героев.
Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и
художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед
дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е.
Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).
19. Виды поэтических произведений
Поэзия может быть повествовательной,
лирической или драматической.
В
повествовательном
стихотворении
рассказывается
какая-то история.
Лирическое
стихотворение
передает мысли и
чувства поэта.
В драматической
поэме есть
действующие
лица, и она похожа
на театральную
пьесу.
20. Методика заучивания поэтических произведений в детском саду
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как :
1.Искажается или пропадает смысл стихотворения.
2.Появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение.
3.Пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.
4.Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к
монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов.
5.Вызывает у детей быстрое утомление от шума.
«Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют
стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого
бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
21. Методы заучивания поэтических произведений:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций.
Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям,
так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А
картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с
чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей
является зрительная память.
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и
на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке
каждую строчку-картинку вертикальной линией. Затем, по-вашему
«картинному
плану»
ребенок
несколько
раз
воспроизводит
стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно,
использовать и готовые картинки. Это так называемая мнемотехника использование мнемотаблиц.
22.
Двигательный
Ребенку предлагается взять большую толстую нитку и «смотать из
стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы
«наматываем» построчно на «катушку» в нашей голове. Намотали? А
теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем
наугад». Здесь основной принцип заключается в том, что ребенкукинестетику (то есть такой, которой нужно не только посмотреть, но и
потрогать) мы даем необходимую для запоминания опору подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого
метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики.
Строка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или
нанизывать пирамидку, бусы.
23.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в
детских садах. Психологи отмечают, что для заучивания
стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это
не на одном и том же занятии, а на нескольких и в разной форме
(заученный стих можно читать по частям, в лицах, включать в игру
«Угадай, кто читает? »). В дальнейшем его повторяют на других
занятиях, на праздниках, в быту, в игре. В результате стихотворение
сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им,
используется в устной речи.
В данном методе вы опираетесь не на строку, как в двух
предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных
рифмой. Идет слуховая опора на рифму. Этот метод является
оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.
Таким детям два вышеописанных способа заучивания не только не
помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так,
разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение
полностью.
24.
Логический
Не у многих дошкольников ведущая — логическая память, но есть и
такие. Для них предлагается следующий метод. Вы читаете первые
строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете
ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он
запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете
строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было
дальше. Вы вынуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во
второй раз после вашего считывания, пусть ребенок вспомнит, как
точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
25. Основные позиции при проведении поэтического занятия:
• Подготовка детей к восприятию поэтического произведения
(создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);
• Выразительное и чувственное прочтение стихотворения
воспитателем.
• Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы,
раскрывающие общую картину произведения, отношения ребенка к
произведению, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять
поэтическую форму и средства выражения.
• Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
• Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те,
кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не
все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям,
подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе
речи.
• Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по
тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к
произведению, прослушивание музыки.
26.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
1. Игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается
с куклой и мячиком).
2.Досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов,
написанных в диалогической форме.
3.Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от
лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо
рифмующееся четверостишие. Коллективное чтение заставляет
прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны
в этом месте.
4.Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность
использовать игрушку.
5.Воспроизведение игровых стихов методом игры.
27. На формирование выразительности направлены и такие приемы:
• Образец выразительного чтения.
• Пример выразительного чтения ребенка.
• Оценка чтения.
• Подсказ нужной интонации.
• Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее
пережитые чувства.
• Объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения.
• Характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные
интонации.
28.
Методика ознакомления детей с
книжной иллюстрацией
«… наши стихотворения должны быть графичны,
то есть в каждой строфе, а порою и в каждом
двустишии должен быть материал для художника,
ибо мышлению младших детей свойственна
абсолютная образность… Стихи, печатаемые без
рисунков, теряют чуть не половину своей
эффективности».
К. Чуковский
29. Задачи: 1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а также образам, раскрываемым в их произведениях.
Стимулировать
желание внимательно рассматривать произведения живописи и графики,
эмоционально
откликаться
на
настроение
художественноизобразительного образа и учиться чувствовать
красоту.
2. Формировать у детей представление о способе отражения
окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому
миру,
внутренних
переживаний,
чувств.
3. Познакомить детей с выразительными средствами живописи и
графики, благодаря которым становится возможным создание
художественно-изобразительного
образа
на
плоскости.
4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты,
которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических
оценках
и
при
анализе
произведений.
30. Младший возраст
Задача взрослого – вызвать
интерес к книге, к содержащимся
в ней рисункам, желание их
рассматривать, эмоционально
откликаться на них, обращать
внимание на некоторые средства
выразительности: форму, цвет,
позу. Для детей данного возраста
очень важно узнавать в рисунке
знакомые предметы. Поэтому
слово воспитателя направляется
на то, чтобы помочь ребенку
уловить сходство со знакомыми
предметами, называть их,
определять отличительные
признаки (цвет, величину, форму).
31. Средний возраст
Задача воспитателя –
обращать внимание на
средства выразительности в
иллюстрациях, с помощью
которых художник создает
образ, передает свое
отношение к нему, отражает
характер героя. Особое
внимание уделяется цвету,
так как цвет не только
украшение книги, но и
средство передачи
настроения героев, их
состояния, передачи
суточных и сезонных
изменений в природе.
32. Старший возраст
Задачи работы в данной
возрастной группе –
обращать внимание на
жанровый характер
иллюстрации (сказочное
или реалистическое,
героическое или
сатирическое), на
пространственные свойства;
показать роль и
выразительность точки,
линии, штриха, контура,
пятна; обращать внимание
на индивидуальную манеру
изображения того или иного
художника, особенности их
почерка.
33. Формы работы вне занятий
В работе с детьми по данному разделу программы вне
занятий проявляются два направления
Педагог целенаправленно
организует дошкольников для
восприятия произведений
Самостоятельное
использование произведений
детьми по их собственной
инициативе при косвенном
участии взрослого.
34.
Активная деятельность
педагога вне занятий
Чтение и рассказывание
детям произведений
художественной
литературы
( произведения о
природе, лирические
стихи, потешки,
прибаутки, пословицы,
загадки и т.д.)
Организация зрелищ и
развлечений
( инсценировки,
литературные
утренники, показ
диафильмов и т.д.)
35. Чтение и рассказывание художественных произведений
Чтение
вне
занятий
дает
возможность повторной встречи с
книгой. Только систематическим
повторением
художественных
произведений можно воспитать
интерес и любовь к стихам,
рассказам, сказкам. Повторение
предупреждает забывание.
Планируя чтение художественной
литературы, следует учитывать
повторность
или
первичность
подачи
материала.
Повторное
чтение обычно дается помимо
занятия. Но иногда первичное
знакомство
с
произведением
происходит не на занятии.
36. Рассказывание стихов, потешек , прибауток
Воспитатель использует потешки,
песенки, небольшие стихи в связи с
жизненными обстоятельствами
(стихотворение Е. Благининой
«Научу обуваться и братца»,
«Водичка-водичка,
умой
мое
личико» и др.). Хорошо, если
народные песенки, прибаутки,
шутки звучат постоянно, учат
ребенка уму-разуму, забавляют,
создают настроение. Воспитателю
надо
знать
много
коротких
стихотворений,
пословиц,
перевертышей, чтобы в любое
подходящее
время
он
мог
обратиться с ними к детям.
37. Загадки
Загадка — краткое образное
описание
предмета
или
явления
в
несколько
отвлеченном
или
иносказательном виде. Это
представляет для ребенка
определенные трудности, в
связи с чем загадки вводят
обычно в старших группах.
Задача воспитателя состоит
не в том, чтобы дети
запомнили как можно больше
загадок
или
научились
быстро их отгадывать, а в
том,
чтобы,
отгадывая,
ребенок
учился
активно
мыслить,
сопоставлять,
сравнивать.
38. Пословицы и поговорки
В педагогической литературе
достаточно подробно освещен
вопрос об использовании
пословиц и поговорок в
воспитании детей старшего
дошкольного
возраста.
Прежде всего надо сказать об
умелом отборе пословиц и
поговорок: с учетом их
доступности
детям
по
содержанию
и
языку.
Пословицу
не
следует
заучивать с детьми нужно
неоднократно употреблять ее
к месту. Не стоит объяснять ее
переносный смысл. Иногда
целесообразно подчеркнуть её
образность, меткость.
39. Считалки
Чтобы выбрать ведущего для
подвижной игры, разрешить
какой-либо
спор
детей,
воспитатель может прибегнуть к
считалке. Дети должны знать
несколько
народных
или
авторских считалок. Игровой
зачин служит самоорганизации
детей, помогает становлению
поэтического слуха, является
прекрасной традицией. Нужно
стремиться к тому, чтобы дети
усвоили и полюбили именно
песенно-ритмическую сторону
народных игр, использовали по
своему
желанию
игровые
зачины.
40. Зрелища и развлечения
Другая группа методов и
средств использования
литературы вне занятий —
развлечения, праздники, где
художественные
произведения преподносятся
как в неадаптированном
виде, так и в виде обработок,
инсценировок.
На праздниках бытового
характера (день рождения,
вечер развлечений) дети
могут выступать с
пересказом прозаических
произведений, в том числе и
с пересказом по частям.
41. Инсценировки
Дети
6-летнего
возраста
могут
устраивать своими силами концерты
для малышей. Им желательно поручать
роль организаторов и ведущих. Дети
сами
составляют
программу,
распределяют
роли,
проводят
репетиции, готовят помещение. Такой
концерт продолжается 10-15 мин.
Программа его может быть самой
разнообразной:
чтение
известных
младшим детям потешек, стихов,
пересказ знакомой «гостям» сказки,
чтение новых для малышей стихов или
потешек, настольный театр сказок,
игра-драматизация или кукольный
театр.
42. Показ диафильмов
Важна предварительная подготовка
детей
к
просмотру:
чтение
экранизированной сказки или другого
произведения, близкого к ней по теме,
рассматривание картин, близких по
содержанию фильму, беседа с детьми.
Эту работу проводят за несколько
дней до показа. Перед демонстрацией
диафильма желательно вступительное
слово воспитателя. Рекомендуются
различные приемы показа: речевое
сопровождение сеанса, повторный
показ в сочетании с детским
рассказом. В работе с детьми седьмого
года жизни используют такой прием,
как
придумывание
маленьких
рассказов к отдельным кадрам фильма
при вторичном его просмотре.
43. Самостоятельная деятельность детей
В самостоятельной художественноречевой
деятельности
ребенка
отражаются
разнообразные
впечатления от прочитанных книг,
просмотренных
кинофильмов
и
спектаклей, а также художественные
умения, приобретенные на занятиях.
Одно из условий развертывания такой
самостоятельной
деятельности
—
оснащение
группы
нужным
оборудованием и пособиями, наличие
мест для хранения и пользования ими.
В
каждой
возрастной
группе
организуются зона для литературнохудожественной деятельности и зона
для театрализованных игр.
44. Книжный уголок
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и
любви к художественной литературе играет уголок книги. Книга в
жизни
ребенка
выполняет
познавательную,
воспитательную,
развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного,
нравственного, эстетического воспитания. Во всех возрастных группах
дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги –
специально выделенное и оформленное место, где ребенок может
самостоятельно или со взрослым выбрать книгу. Встреча со знакомым
произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение
ребенка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при
слушании образы, еще раз сопережить с героями события и
приключения. В уголок книги ребенок приходит за общением с
произведением искусства, решается комплекс образовательных задач
средствами художественной литературы.
45. Требования к оформлению уголка книги
• расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку
шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с
книгой;
• обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и
искусственное для вечернего времени;
• целесообразность и удобство, располагающие ребенка к
неторопливому, сосредоточенному общению с книгой;
• эстетичность и функциональность предназначения;
• учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по
интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками,
взрослыми.
46. Образовательные задачи
47. Развивающие задачи
48. Воспитательные задачи
49. Отбор литературных произведений
Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является
учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников:
доступность;
художественность;
разнообразие;
постепенность усложнения;
учет национальных и культурных особенностей произведений;
учет читательских предпочтений дошкольников;
сюжетная занимательность;
простота и ясность композиции;
близость содержания опыту ребенка.
50. Младшая группа
Воспитатель формирует у детей
первый опыт самостоятельного
общения с книгой: знакомит с
уголком книги, его устройством
и
назначением,
приучает
рассматривать
книги
и
картинки только там.
Сообщает правила, которые
нужно соблюдать, заходя в
уголок книги (брать книги
чистыми
руками,
перелистывать осторожно, не
рвать, не мять, не использовать
для игр; после того как
посмотрел, всегда класть книгу
на место и др.).
51. Младшая группа
Уголок книги организуется не
сразу, так как у детей нет
навыка пользования книгой и
часто они используют ее как
игрушку. В книжном уголке
должны быть 3 — 4 книги,
подходящие для детей, но
обязательно
несколько
экземпляров одного названия,
отдельные
картинки,
тематический альбом. Книги
должны быть с небольшим
количеством
текста,
с
крупными
красочными
иллюстрациями — книгикартинки: сказки «Колобок»,
«Репка»; «Игрушки» А. Барто
и др.
52. Средняя группа
Воспитатель продолжает учить
детей рассматривать книги,
иллюстрации, обращая их
внимание на сюжет,
последовательность событий.
Проводятся беседы о книгах,
выясняется, знают ли дети их
содержание, понимают ли
смысл иллюстраций; ведутся
разговоры о литературных
произведениях, которые детям
читают дома. У детей
формируют устойчивые
навыки бережного обращения с
книгой. С этой целью детей
привлекают к отбору книг,
нуждающихся в ремонте, к
наведению порядка.
53. Средняя группа
Уголок книги организуется с
самого начала года с участием
детей. На полочке-витрине 4—5
книг, остальные хранятся в
шкафу. Помимо книг и альбомов
постепенно вносят реквизит
теневого театра, диафильмы,
материал для ремонта (бумага,
ткань, ножницы, клей и др.).
Требования к книгам остаются те
же. Книги-картинки
используются реже. Оставляют
любимые детьми книги из
младшей группы, добавляют
новые сказки, поэтические
произведения, книги о природе,
веселые книги.
54. Старшая группа
Для витрины книги выбираются с
учетом интересов детей, их знаний
о творчестве того или иного
писателя, юбилейных дат, времен
года, задач воспитания. Для смены
материала определенных сроков
нет, она зависит в первую очередь
от заинтересованности детей и
определяется воспитателем.
Кроме чтения и рассказывания
воспитателя, применительно к
детям старшего возраста
используются такие формы
работы, как беседы о книгах,
организация книжных выставок,
беседы о писателях и художниках,
литературные утренники.
55. Старшая группа
Содержание книжного уголка
становится более разносторонним
за счет жанрового и тематического
многообразия. Количество книг на
витрине увеличивают до 8—10, но
в распоряжении детей книг должно
быть
больше.
Перечень
художественной
литературы
расширяют за счет разных авторов,
разной тематики и разных жанров,
а также за счет детских журналов.
В
перечень
входят русские
народные сказки и сказки народов
мира,
литературные
сказки
русских и зарубежных авторов,
произведения русских классиков и
современных писателей.
56. Тематическая выставка
Цель таких выставок : углубить
литературные
интересы
детей,
сделать для дошкольников особо
значимой, актуальной ту или иную
литературную или общественную
важную тему. Это может быть
выставка сказок А. С. Пушкина
(с
иллюстрациями
разных
художников), книг Л. Н. Толстого,
С. Маршака и др.
57.
Правила, которые важно соблюдать при организации
тематической выставки.
1.Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для
детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или
художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и
т.п.)
2.Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения
художественного быть непродолжительной по времени. Как ни важна
ее тема, как ни оформления, внешнего состояния
3.Выставка должна привлекательно ее оформление, она не должна
длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес
дошкольников будет неизбежно снижаться
58. Руководство
Воспитатель помогает создать в
группе спокойную, удобную
обстановку для самостоятельного
сосредоточенного общения детей
с литературными произведениями
Необходимо привлекать детей к
совместному рассматриванию и
обсуждению книг. Побуждая
вместе
рассмотреть
книгу,
поговорить о ней, воспитатель
тем самым формирует умение
воспринимать ее в единстве
словесного и изобразительного
искусства.
Обращает
их
внимание на то, как изображены
главные герои и т.п.
59. Не само по себе чтение влияет, а переживание ребёнка в процессе чтения влияет на его развитие.
Л. Выготский
60.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Презентация: «Путешествие в страну русских сказок»
Презентации
Закрепить русские народные сказки
Вам также может понравиться:
Олимпиады
32 работы
Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «БЕЗОПАСНАЯ ЗИМА
»
05 Декабря – 05 Марта
-192
Викторины
94 работы
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях
Также вас может заинтересовать
-
Воспитание детей по работе с родителями для дошкольников «Консультация для родителей «Как правильно учить с детьми стихотворение»»
Работа с родителями -
Воспитание детей по работе с родителями для дошкольников «КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»»
Работа с родителями -
Разное по работе с родителями для дошкольников «Проект «Посуда и кухонная утварь, используемая для приготовления традиционной пищи народа Коми»»
Работа с родителями -
Планирование по работе с родителями для дошкольников «Родительское собрание в средней группе «Безопасность детей на дорогах»»
Работа с родителями -
Воспитание детей по работе с родителями для дошкольников «Методические рекомендации для воспитателей ДОО»
Работа с родителями
Развитие речи детей через знакомство со сказкой
Выполнила: Косогорова Е.А. воспитатель
детский сад № 35
г. Павлодар
Цель :
Создание оптимальных условий для развития речи дошкольников через знакомство со сказкой
Задачи:
- Показать основные приемы развития образной речи в работе с дошкольниками на основе знакомства со сказкой;
- Уточнить и расширить представления детей о художественном слове через знакомство со сказкой;
- Развитие речи дошкольников через использование инновационных форм в процессе знакомства со сказкой.
Основные принципы работы со сказкой
- Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
- Множественность. Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений, смыслов.
- Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок
Универсальная схема работы над сказкой
Название сказки.
- 1. Нравственный урок.
- 2. Воспитание добрых чувств.
- 3. Речевая зарядка.
- 4. Развитие мышления и воображения.
- 5. Сказка и математика.
- 6. Сказка и экология.
- 7. Сказка развивает руки.
Практические методы обучения
Виды |
Приёмы |
Игровой метод – использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами; |
– вопросы – указания – объяснения – показ — воображаемая игровая ситуация |
Моделирование – создание моделей, их использование. Графический способ предоставления информации |
|
Постановка проблемного вопроса– самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи. |
Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказка от смешного стишка.
- Сказка от считалки.
- Сказка от загадки.
- Сказки от странных историй.
- Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
- Сказки от фантастических явлений.
- Сказки о бытовых предметах.
- Сказки от «живых» капель и клякс.
- Сказки о чудищах.
- Сказки по смешанным образам.
- Сказка продолжается.
Случайные сказки.
Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора.
Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Сказка, но по-новому.
- Эксперименты в сказках.
- Цветные сказки.
- Сказки о фантастических странах.
- Сказки от шуточных вопросов.
- Сказки о любимых игрушках.
- Сказки от превращений.
- Сказки с новым концом.
- Сказка с середины.
- Частица «не» и новая сказка.
- Из сказки убежали все глаголы (существительные).
- Сказки к волшебным рисункам.
- По следам к сказке.
Решение противоречий в сказке.
Моделирование сказок.
Алгоритм размышления над сказкой
Акцент |
Направление размышления |
Основная тема |
Важно понять основные идеи сказки, то есть что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. |
Линия героев сказки. Мотивы поступков. |
Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей |
Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. |
Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям. |
Актуализированные чувства |
Важно осознать какую эмоциональную реакцию вызывает определенная ситуация и почему. |
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
Обыгрываем сказки
Мы играем в театр
Спасибо за внимание!