Методика сказки дюсса для дошкольников

Сказки доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей

01 октября 2022 г., 21:48

Проективная методика исследования личности ребенка

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

  • просьба прервать рассказ;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
  • торопливые и поспешные ответы;
  • изменение тона голоса;
  • признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
  • отказ отвечать на вопрос;
  • возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала,

— все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

Тесты

  • Сказка-тест «Птенец». Позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.
  • Сказка-тест «Ягненок». Сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.
  • Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей». Помогает выяснить, как ребенок видит свое положение в семье.
  • Сказка-тест «Страх». Выявить наличие страхов у своего ребенка.
  • Сказка-тест «Слоненок». Позволяет определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности.
  • Сказка-тест «Прогулка». Позволяет выявить, какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
  • Сказка-тест «Новость». Попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства.
  • Сказка-тест «Дурной сон». Можно получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д.
  • Проблемные особенности детей
  • Проективные тесты
  • Автор Луиза Дюсс

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Диагноз по рисунку"

06 июл. 2020 г.

В профессиональном экспертном исследовании проективные методики могут использоваться в качестве дополнения для того, чтобы ещё раз подтвердить уже полученные результаты посредством других методов.

Картинка к "Алиса ищет свой путь"

01 окт. 2022 г.

Вариант сказки-теста для работы с девочками подросткового возраста. Итак, я тебе расскажу сказку про девочку Алису… Она попала в Страну Чудес. И вот, у нее возникла так называемая ПРОБЛЕМА, а если быть точнее ЖИЗНЕННАЯ ТРУДНОСТЬ. Она заблудилась… Блуждая по Стране Чудес, она вдруг встретила там Чеширского кота. «Я заблудилась. Куда мне идти?» — спрашивает она у кота. А он ей улыбается и говорит: «Все зависит от того, куда ты хочешь попасть!»

Картинка к "Детская тревожность"

01 окт. 2022 г.

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Картинка к "Как помочь тревожному ребенку"

01 окт. 2022 г.

Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях…

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «СКАЗКА» ЛУИЗЫ ДЮСС

Позволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4 – 10 лет.

Тест ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребёнка при его идентификации с героем сказки. Может проводиться родителями, педагогами, психологами, ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы не комментируются. Если ребёнок проявляет безразличие, невнимательность, признак волнения (понизив или повысив голос, покраснев, побледнев, вспотев, выполняя невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопрос, настойчиво опережает события, — всё это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам.

Первая сказка «Птенец»

Цель – выявить степень зависимости ребёнка от родителей.

В гнёздышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнёздышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испуганно будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберёт его».

Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается лететь, но не сумеет»; «Умрёт во время падения»; «Умрёт от голода (или от дождя, холода и т.д.)»; «О нём все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

Вторая сказка «Годовщина свадьбы родителей»

Цель – понять, ревнует ли ребёнок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделённым вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления чувств друг к другу.

Допускается задавать дополнительные вопросы после сказки.

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребёнок встаёт и один идёт в сад. Что произошло? Почему он ушёл?

Типичные нормальные ответы: «Пошёл за цветами для мамы»; «Пошёл немного поиграть»; «Со взрослыми скучно, он решил развлекаться один»; «Ему надоело находиться на празднике»; «Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу и т.д.)»; «Бывает скучно» и т.д.

Типичные патологические ответы: «Ушёл, потому что разозлился»; «Загрустил»; «Никто на него не обращал внимания».

К такого рода ответам необходимо задать дополнительные уточняющие вопросы.

Третья сказка «Ягнёнок» (в 2 вариантах)

Цель: 1) контроль за тем, как ребёнок перенёс отрыв от груди матери;

2) второй вариант даёт возможность контролировать наличие чувства ревности к младшему брату, которого ещё кормят грудью.

Первый вариант.

Жила-была овца со своим ягнёнком. Ягнёнок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла его покормить. Что делать ягнёнку?

Типичные нормальные ответы: «Будет есть больше травки»; «Заплачет, а потом станет есть травку»; «Пойдёт к другой овце и попросит у неё молока».

Типичные патологические ответы: «Умрёт голода»; «Пойдёт к другой овце и больше не вернётся к своей маме»; «Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока»; «Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет ему где-нибудь молока и принесёт».

Вариант второй.

Рассказывается та же самая история до фразы о том, что ягнёнку очень нравится до фразы о том, что ягнёнку очень нравится молоко, хотя он уже давно ест травку. Далее следует такое продолжение. Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягнёнка, который пьёт только молоко, потому что ещё не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягнёнку, что ему придётся обойтись без молока, потому что у неё не хватает молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягнёнок?

Типичные нормальные ответы: те же ответы, что и в первом варианте, и возможны другие: «Постарается есть меньше молока и больше травки»; «Немного покапризничает, но любит маленького ягнёнка, поэтому будет есть только травку» и т.п.

Типичные патологические ответы: те же, что и в первом варианте, плюс другие: «Пойдёт есть травку, но будет очень злиться на маленького ягнёнка и маму»; «Прогонит маленького ягнёнка»; «Притворится послушным, а потом тайком унесёт маленького ягнёнка и снова сможет пить молоко»; «Найдёт другую маму для маленького ягнёнка»; «Будет бить маленького ягнёнка» и т.п.

Четвёртая сказка «Похороны»

Цель – выявить отношение ребёнка к смерти , к агрессивности, подавлению, разрушительности, взаимосвязанному чувству вины и самобичеванию.

«По улице идёт похоронная процессия, все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?

Типичные нормальные ответы: «Неизвестный человек»; «Дедушка (бабушка) какого-то ребёнка»; «Человек, который был очень болен»; «Очень важный человек»; «Старик (старушка)» и т.п.

Типично патологические ответы: «Мальчик (девочка)»; «Папа одного мальчика»; «Мама одного мальчика»; «Младший брат (старшая сестра) одного мальчика» и т.д.

Содержание сказки можно немного изменить для детей, которые вследствие малого возраста не совсем точно понимают идею смерти.

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тёти, дяди и все дети пошли на станцию и один из них сел в поезд и уехал далеко-далеко и, может быть никогда не вернётся. Кто это был?

Типичные нормальные ответы: «Кто-то из них»; «Дедушка (бабушка)»; «Не знаю кто» и т.д. Может быть даже назван человек, не являющийся членом семьи, что указывает на игнорирование основного сюжета рассказа, т.е. что на поезд сел кто-то из членов семьи.

Типичные патологические ответы: те же, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребёнком в качестве мишени своей агрессивности.

Пятая сказка «Страх»

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

Один мальчик говорит себе: «Как страшно!» чего он боится?

Типичные нормальные ответы: «Вёл себя плохо и теперь боится наказания»; «Пропускал в школе занятия, боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится какого-то животного»; «Ничего не боится, просто пошутила» и т.п.

Типичные патологические ответы: (на все эти ответы необходимо просить ребёнка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится оставаться один»; «Боится чёрта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придёт вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрёт мама (папа) и т.д.

Подобные патологические идеи выражаю скрытую агрессивность по отношению к родителям, а следовательно, вызывают у ребёнка чувство вины и самобичевание.

Шестая сказка «Слонёнок»

Цель – выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, наличия «комплекса кастрации».

У одного мальчика есть слонёнок, очень приятный, хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что что-то изменилось. Чего у него изменилось и почему?»

Типичные ответы: «Слонёнок перекрасился в другой цвет»; «Слонёнок не изменился, он только вырос»; «Слонёнок намочил в постель»; «Он ушёл, потому что ему надоело оставаться всё время в закрытой комнате»; «Он сломал игрушку мальчика, который побьёт его за это» и т.п.

Типичные патологические ответы: «У слонёнка нет больше хобота, потому что ему его отрезали»; «Слонёнок вёл себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слонёнок плачет, потому что ему плохо и никто ему не помогает»; «Слонёнок умер»; «Вместо слонёнка было другое животное» и т.д.

Седьмая сказка «Песочный домик»

Цель – контроль за тем, как правильно ребёнок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила его подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?

Типичные нормальные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит домик маме»; «Прежде чем подарить маме, покажет его папе ( или кому-то другому)»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Поиграет, а потом разрушит его»; «Будет жить в домике всю жизнь»; «Почему он должен домик отдавать маме?» и т.д.

Восьмая сказка «Прогулка»

Цель: — контроль за уровнем так называемых «эдиповых» отношений, т.е. выявление степени привязанности ребёнка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводить дифференцированно, в зависимости от пола ребёнка.

Один мальчик идёт с мамой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда возвращаются домой, то видят, что у папы ( мамы, если речь идёт о девочке с папой ) изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него (неё) появилось? Почему?

Типичные нормальные ответы: У него (неё) довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него (неё) усталое лицо, много работал (-а)»; «У него (неё) было сердитое лицо, потому что их долго не было и он (она) беспокоился (-лась)»; «Пока они отсутствовали, ему (ей) принесли плохую весть»; «Пока они отсутствовали, разбилось стекло (что-то другое)» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Он (она) болеет»; «Он (она) заболел (-а), пока они отсутствовали»; «У него (неё) озабоченное лицо, потому что он (она) увидел (-а), что мальчик (девочка) простудился (-лась) во время прогулки и поднялась температура»; «Он (она) раздражен (-а), потому что тоже хотел (-а)»; «Он (она) плакал (-а), потому что боялся (-лась), что они больше не вернутся, что они потерялись» и т.д.

Девятая сказка «Новость»

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, садика, со двора, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришёл. Я должна сообщить тебе одну новость».

Какую новость хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы: «К обеду придёт гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он сел заниматься или принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама хочет что-то запретить мальчику»; «Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать, что больше его не выпустит на улицу» и т.д.

Десятая сказка «Дурной сон»

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю?»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т. п.

Типичные патологические ответы: «Ему приснилось, что мама (или папа) умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т.д.

Необходимо проследить, указывает ли один из приведённых в примерах патологических ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными, прямо или косвенно, в предыдущих тестах.

Тест даёт возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.

Протокол

Диагностического обследования

эмоционально-личностных особенностей и проблем детей 4-10 лет

Ф.И.О. ребенка______________________________ Пол_________________

Дата рождения____________________Возраст____________Класс________

Дата обследования__________________

Дополнительные сведения__________________________________________

______________________________________________________________________

За основу исследования взята методика «Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс, которая дает возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.

Название и Цель сказки

Ответ ребенка. Определение нормальных и патологичных ответов.

1

«Птенец» Выявить степень зависимости ребенка от родителей.

2

«Годовщина свадьбы родителей» Понять, ревнует ли ребенок к союзу родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны родителей.

3

«Ягненок»

1. Контроль за тем, как ребенок перенес отрыв от груди.

2. Возможность контролировать наличие чувства ревности к младшим.

4

«Похороны» Выявить отношение ребенка к смерти, к агрессивности, подавлению, разрушительности, взаимосвязанному чувству вины и самобичеванию.

5

«Страх» Выявить наличие и содержание страхов.

6

«Слоненок» Выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, наличия «комплекса кастрации».

7

«Песочный домик» Контроль за тем, как ребенок привязан к своим вещам, которые воспринимает, как свою собственность.

8

«Прогулка» Выявить степень привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола.

9

«Новость» Выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

10

«Плохой сон» Контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту с предыдущими.

Заключение по диагностическому обследованию __________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации _________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Психолог Кавелина Л.В.

Протокол тестирования Тест «Страхи в домиках»

п/п

Фамилия,
имя ребенка

Страхи
«черного домика»

Страхи
«красного домика»

Всего
страхов

В

«черном
домике»

В

«красном
домике»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

3.Тест «Сказка» ( л. Дюсс)

Цель:
определить эмоциональные проявления,
сферу тревоги ребенка; исследовать
межличностные отношения между детьми
и родителями в семье.

Сказка
«Птенец».

Цель:
выявить степень зависимости ребенка
от одного или обоих родителей.

В
гнездышке на дереве спят птички: папа,
мама и маленький птенец. Вдруг налетел
сильный ветер, ветка ломается, гнездышко
падает вниз: все оказываются на земле.
Папа летит и садится на одну ветку, мама
– на другую.

Что
делать птенцу?

Нормальные
ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие
ответы («типичные патологические
ответы»)

  • Птенец
    тоже полетит и сядет на какую – нибудь
    ветку.

  • Полетит
    к маме, потому что испугался.

  • Полетит
    к папе, потому что он сильней.

  • Останется
    на земле, потому что не умеет летать,
    но будет звать

На
помощь, и папа (или мама)

прилетит
и заберет его.

  • Не
    умеет летать, потому останется на
    земле.

  • Попытается
    лететь, но не сумеет.

  • Умрет
    во время падения.

  • Умрет
    от голода, дождя, холода.

  • О
    нем все забудут, и кто – нибудь на
    него наступит.

Сказка
«Страх».

Цель:
определить наличие страха, тревоги.

Один
мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как
страшно!» Чего он боится?

Нормальные
ответы

Настораживающие
ответы

  • Вел
    себя плохо и теперь боится наказания.

  • Пропустил
    уроки в школе, поэтому боится, что
    мама будет ругать.

  • Боится
    темноты.

  • Боится
    какого – то животного.

  • Ничего
    не боится, просто пошутил. На все эти
    ответы нужно попросить ребенка дать
    более детальные объяснения и уточнения,
    используя наводящие вопросы.

  • Боится,
    что его украдут.

  • Чудовище
    хочет украсть его и съесть.

  • Боится
    остаться один.

  • Боится,
    что какой – нибудь зверь залезет в
    кровать.

  • Боится,
    что придет вор и ударит его ножом.

  • Боится,
    что умрет папа, мама.

Подобные
патологические идеи выражают скрытую
агрессивность по отношению к родителям,
следовательно, вызывают у ребенка
чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка
«Новость».

Цель:
выявление у ребенка чувства неоправданной
тревожности или страха, наличие
невысказанных желаний и ожиданий.

Один
мальчик возвращается с прогулки (из
школы, со двора, где он играл в футбол),
и мама ему говорит: «Наконец – то ты
пришел. Я должна сообщить тебе одну
новость». Какую новость хочет сообщить
ему мама?

Нормальные
ответы

Настораживающие
ответы

  • К
    обеду придет гость.

  • Придут
    гости.

  • Кто
    – то позвонил и сообщил приятную
    новость (приглашение в гости,
    выздоровление).

  • Мама
    хочет, чтобы мальчик сел заниматься.
    Мама узнала что – то важное.

  • Кто
    – то в семье умер.

  • Мама
    хочет отругать мальчика, который не
    должен был выходить на улицу в этот
    день.

  • Мама
    хочет что – то запретить мальчику.

  • Мама
    сердится, потому что мальчик опоздал,
    и хочет сказать ему, что больше не
    выпустит его на улицу.

Сказка
«Дурной сон».

Цель:
определение взаимосвязи ответов с
предыдущими ответами.

Однажды
утром один мальчик резко просыпается
и говорит: «Я видел очень плохой сон».
Какой сон увидел мальчик?

Нормальные
ответы

Настораживающие
ответы

  • Я
    не знаю.

  • Ничего
    на ум не приходит.

  • Ему
    приснился страшный фильм.

  • Ему
    приснилось плохое животное.

  • Ему
    приснилось, что он заблудился.

  • Ему
    приснилось, что мама, (папа), умерла
    (умер).

  • Ему
    приснилось, что он умер.

  • Ему
    приснилось, что пришли его забрать.

  • Ему
    приснилось, что его хотели бросить
    под машину.

Сказка-тест
«Новость»

Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

Цель:
попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного
беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о
существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

«Один мальчик (девочка —
в варианте для девочек) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные
варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее
близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в
футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему
говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно
хочет сообщить ему мама?»

 Типичные нормальные ответы:

— Сегодня к нам придут гости;

— Вечером мы пойдем к бабушке;

— Папа принес тебе щенка;

— По радио объявили, что будет гроза;

— Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш
класс едет на экскурсию;

— Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за
молоком и т.д.

 Ответы, на которые следует обратить
внимание:

— Кто-то умер;

— Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел
гулять без разрешения;

— Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа;

— Мама и папа уезжают;

— Они с папой идут в кино, а его оставляют дома;

— Папа пришел домой пьяный и ударил маму;

— Завтра его поведут к врачу;

— Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу
и т.д.

Сказка-тест
«Дурной сон»

 Автор
— детский психолог Луиза Дюсс

Цель:
данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно

стимулировать его к тому,
чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет
выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка.
Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет
получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой
целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с
помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

«Однажды одна девочка
внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во
сне девочка?»

 Типичные нормальные ответы:

— Не знаю, что ему приснилось;

— Сначала помнил, а потом забыл, что снилось;

— Один страшный фильм ужасов;

— Ему приснился страшный зверь;

— Ему приснилось, как он падал с высокой горы и т.д.

 Ответы, на которые следует обратить
внимание:

— Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи)
умерла;

— Ему приснилось, что он умер;

— Его забрали незнакомые люди;

— Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и
т.д.

Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем
детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы.
Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит,
вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Сказка-тест
«Птенец»

 Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

Цель: позволяет
выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих

вместе.

«В гнездышке на дереве
спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка
сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и
садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

 Типичные нормальные ответы:

— он тоже полетит и сядет на ветку;

— полетит к маме, потому что испугался;

— полетит к папе, потому что папа сильный;

— останется на земле,
потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Такие ответы
свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и
умеет принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже
в сложных ситуациях.

 Ответы, на которые
следует обратить внимание:

— останется на земле,
потому что не умеет летать;

— умрет во время падения;

— умрет от голода или
холода;

— о нем все забудут;

— на него кто-нибудь
наступит.

Ребенок характеризуется
зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто
занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения,
видит опору в окружающих его людях.

Комментарий психолога

В первые месяцы жизни
выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для
него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от
матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро
привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой
ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной,
он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того,
удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви,
доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в
признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности
и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор
формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается
моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают
активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в
этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку
почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать
нормой поведения для родителей.

Некоторые матери,
обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе
детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную
зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх
одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность
порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих
силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя
строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка,
требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем
непослушании.

Сказка-тест
«Ягненок»

 Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

·       
Первый
вариант сказки

Цель:
сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.

«Жила-была овечка со
своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала
ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока
и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»

 Типичные нормальные ответы:

— будет есть больше травки;

— заплачет, потом станет есть больше травки;

— пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

 Ответы, на которые следует обратить внимание.

— умрет от голода;

— уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

— не будет обращать внимания на маму, потому что она
оставила его без молока;

— будет так сильно плакать, что мама где-нибудь
достанет ему молока.

·       
Второй
вариант сказки

Цель: позволяет
выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще
кормят грудью.

 «Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже
большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое

он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем
маленького ягненка, который кушает

только молоко, потому что еще не умеет, есть травку.
Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без
молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он
должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?

 Типичные нормальные ответы:

Те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс:

— Постарается, есть меньше молока и больше травки;

— Сперва он покапризничает, но ему понравится
маленький ягненок, поэтому он будет, есть только травку и т.д.

 Ответы, на которые следует обратить
внимание:

Те же, что и в первом варианте плюс:

— Он будет, есть только травку, но будет злиться на
маленького ягненка и на маму;

— Постарается прогнать маленького ягненка;

— Притворится послушным, а потом тайком унесет
маленького ягненка, и снова сможет пить молоко;

— Найдет другую маму для маленького ягненка;

— Будет бить маленького ягненка и т.д.

Сказка-тест
«Годовщина свадьбы родителей»

 Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

Цель: выяснить, как
ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению,

его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не
испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

«Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа
очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех
друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в
сад. Что произошло, почему он ушел?»

 Типичные нормальные ответы:

— Пошел за цветами для мамы;

— Пошел немного поиграть;

— Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил
развлекаться один;

— Ему надоело находиться на празднике;

— Ему сделали замечание по поводу того, как он ест
(сидит, ведет себя и т.д.);

Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны
рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

 Ответы, на которые следует обратить
внимание:

— Ушел, потому что разозлился;

— Хотел остаться один;

— Ему стало грустно (одиноко);

— Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти.

 Комментарий психолога

При негативных ответах, следует задать дополнительные,
уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне
возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы,
но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние
на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается
на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и
внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь
семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в
любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу
ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их
глазах ничего не зависит.

Сказка-тест
«Страх»

 Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

 Цель: Выявить наличие страхов у своего
ребенка.

«Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!»
Чего он боится?»

 Типичные ответы:

— вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

— испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

— боится темноты;

— боится собаки;

— ничего не боится, просто пошутил и т.д.

 Ответы, на которые следует обратить
внимание:

— боится, что его украдут;

— боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

— боится, что его оставят одного;

— боится Бабу Ягу;

— боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

— боится, что придет вор и ударит его ножом;

— боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать
дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное
описание и объяснение его страхов.

Сказка-тест
«Слоненок»

 Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

Согласно детскому взгляду
на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим
различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая
осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В
результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает
скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

Цель:
определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием
сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу
кастрации.

«У одного мальчика был
слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и
увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

 Типичные нормальные ответы:

— Слоненок перекрасился в другой цвет;

— Слоненок вырос и стал большим;

— Слоненок написал в постель;

— Он ушел, потому что ему захотелось погулять;

— Он поранил ногу, и ему сделали гипс и т.д.

 Ответы, на которые следует обратить
внимание:

— У слоненка нет хобота, потому что его отрезали;

— Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился
хобот;

— Хобот ему мешает, и он не знает, что делать;

— Слоненок умер;

— Вместо слоненка оказалось другое животное и т.д.

Рекомендуется задать
уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории,
рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали,
кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.

 Комментарии психолога

Каждый ребенок в
определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период
его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием
демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его
страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на
взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так
или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребенок ведет себя так, будто не
существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в
то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть
его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в
себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие
служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха
кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа
пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить
ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с
незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один –
напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко
ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она
ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать:
если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребенку
возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена
полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его
исключительной зависимостью от родительской опеки.

Сказка-тест
«Прогулка»

 Автор — детский
психолог Луиза Дюсс

Цель: выявить проявленность Эдипова
комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и
враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей
точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика
к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в
точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом
пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель
противоположного пола.

Вариант для мальчика

«Один мальчик пошел
гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись
домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица
было у папы и почему?»

Вариант для девочки

«Одна девочка пошла
гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они
вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое
выражение лица было у мамы и почему?»

 Типичные нормальные ответы

— У него довольное лицо, потому что они вернулись
домой;

— У него усталое лицо, потому что он был на работе;

— У него было сердитое лицо, потому что они долго не
возвращались, и он стал беспокоиться за них;

— Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не
готов;

— Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог
ее починить.

 Ответы, на которые следует обратить внимание

— Ему плохо, потому что он заболел;

— Он заболел, потому что они ушли и оставили его
одного;

— Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они
закрыли его дома;

— Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но
мальчик и мама его с собой не взяли;

— Он плакал, потому что думал, что они больше не
вернуться и т.д.

Комментарии психолога

До трех лет любовь
мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его
любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает
к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно
жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его
мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно
владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить
соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже
испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает
смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и,
возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков
в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за
собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им,
потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и
больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая
проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает
тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого
феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают
духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к
противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с
отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Сказки
доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей.  Проективная методика
исследования личности ребенка

Этот тест был составлен
детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с
детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком
для выражения своих чувств.

 Правила проведения
теста

Вы рассказываете ребенку
сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя.
Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Советы по проведению
теста

Важно обратить внимание
на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает
ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями,
мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время
проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно
Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как просьба
прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных,
неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменение тона
голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность,
потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение
настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала, — все это
признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического
расстройства.

 Необходимо иметь в виду
следующее:

Детям свойственно,
слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои
чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не
носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание
слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на
это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда
признак неуверенности и страха.

 Тесты

Сказка-тест «Птенец».
Позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих
вместе.

Сказка-тест «Ягненок».
Сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.

Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей».
Помогает выяснить, как ребенок видит свое положение в семье.

Сказка-тест «Страх».
Выявить наличие страхов у своего ребенка.

Сказка-тест «Слоненок».
Позволяет определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием
сексуальности.

Сказка-тест «Прогулка».
Позволяет выявить, какой степени ребенок привязан к родителю противоположного
пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Сказка-тест «Новость».
Попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного
беспокойства.

Сказка-тест «Дурной сон».
Можно получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д.

Автор статьи

Жанна Хачатуровна Степанян

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Проектный тест «Сказка» (автор доктор Луиза Дюсс) – это тест, направленный на выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей, в возрасте от 4-х до 10-ти лет.

Характеристика и правила проведения теста

Проективный тест «Сказка» был разработан Луизой Дюсс – детским психологом и доктором наук. Данный тест рассчитан на проведение диагностической методики среди детей в возрасте от 4-х лет. Однако он может быть использован и с детьми младшего возраста, в том случае если они способны выразить свои чувства и мысли.

Замечание 1

Цель теста «Сказка» — выявление наличия в поведении детей спонтанных и эмоциональных реакций, посредством их идентификации с героями определенных сказок.

Тест может проводить психолог, учитель, воспитатель, родители. Полученные ответы на вопросы, которые исследователь задает в конце каждой сказки, тщательно фиксируют, а затем анализируют. В процессе ответа ребенка, исследователь ни в коем случае не должен его поправлять или комментировать ответ.

В том случае, если во время чтения сказки у ребенка проявляются такие реакции как невнимательность, волнение, безразличие или он прерывает процесс рассказывания, отказывается отвечать на вопросы, то всё это указывает на патологическую реакцию ребенка на тест, наличие возможных психологических расстройств, которые необходимо исследовать более тщательно с использованием других методик.

В процессе тестирования исследователь должен отбирать не только положительные, но и отрицательные результаты, сопоставлять их с данными, которые были получены в рамках проведения других диагностических методик (если таковые проводились).

Стимульный материал теста представлен десятью сказками, которые исследователь по очереди зачитывает детям, после каждой ребенку задают вопрос.

«Проектный тест «Сказка» Луизы Дюсс» 👇

Суть сказки заключается в том, что её герой (животное или ребенок), оказывается в конкретной ситуации, представляющей собой стадию развития бессознательного.

Замечание 2

Гипотеза всех сказок следующая: история, которую рассказывает исследователь, должна потрясти ребенка своей реалистичностью, вызвать у него ассоциативную цепочку, которая укажет на определенный комплекс.

В том случае, если ребенок входит в так называемую «статистическую норму», то он дает повторяющиеся и чаще всего банальные ответы.

По своей природе тест является динамическим, предусматривающим глобальную интерпретацию результатов, учитывающую все полученные ответы в комплексе.

Качество интерпретации теста зависит от того как именно исследователь осуществлял анализ. К интерпретации необходимо подходить вдумчиво, кропотливо анализируя каждый ответ. Также в процессе интерпретации необходимо опираться на психоаналитическую концепцию, обязывающую учитывать возраст ребенка.

Правила проведения теста

Инструкция проведения теста «Сказка» Л. Дюсс:

  1. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально.
  2. Исследователь рассказывает ребенку сказки, основной фигурой которых является герой.
  3. Характер героя должен быть таким, чтобы ребенок при прочтении сказки идентифицировал себя с ним. То есть герой должен быть интересным, ярким и динамичным.
  4. После прочтения сказки исследователь задает ребенку один вопрос.
    Ответ ребенка фиксируется.

Замечание 3

Таким образом, процесс проведения теста достаточно прост, так как все дети любят слушать сказки.

При чтении сказки исследователь должен внимательно следить за реакцией ребенка, а также обращать внимание на то, как он отвечает на заключительный вопрос. Следует фиксировать телесные реакции, поведение, мимику, жесты. Кроме того, педагог фиксирует, есть ли разница между поведением ребенка во время теста и его повседневным поведением. Согласно Л. Дюсс, особо необходимо обратить внимание на следующие нетипичные поведенческие реакции ребенка:

  • просьба прервать сказку;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение неожиданных или необычных концовок сказок:
  • поспешные и торопливые ответы на заключительные вопросы;
  • изменение тона, тембра и высоты голоса;
  • некоторые признаки волнения во внешнем виде и на лице (излишние бледность или покраснение, потливость, небольшие тики, переминание ногами или руками и т.д.);
  • отказ отвечать на заключительный вопрос;
  • устойчивое желание опередить события сказки, либо напротив постоянно стремиться начать ее сначала.

Все эти проявления в поведении Л. Дюсс считала признаками определенной патологической реакции на тест, которую необходимо рассматривать как сигналы некоего психологического расстройства и ни в коем случае не допускать их игнорирования.

Во время проведения тестирования исследователю также необходимо помнить, что всем детям свойственно после прочтения сказок и их пересказывания, придумывать истории, при этом искренне выражать и проявлять свои чувства, вне зависимости от того положительные они или негативные (агрессия). Важно только, чтобы процесс прослушивания и пересказа были добровольными и не носили навязчивого характера.

Замечание 4

В том случае, если ребенок не желает слушать сказки, избегает этого, сам процесс вызывает у него беспокойство и тревогу, то необходимо обратить на это внимание и принять соответствующие меры. Избегание сложных жизненных ситуаций – это признак страха и неуверенности.

Виды сказок

Сказки, используемые в проективном тесте Л. Дюсс:

  1. Сказка «Птенец»

    Цель: выявление степени зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

  2. Сказка «Ягненок»

    Цель: выявления уровня стресса, которые был перенесен ребенком при отнятии от грудного кормления.

  3. Сказка «Годовщина свадьбы папы и мамы»

    Цель: определение того, как видит ребенок собственное положение в семье.

  4. Сказка «Страх»

    Цель: выявление наличия у ребенка страхов.

  5. Сказка «Слоненок»

    Цель: определения возможных проблем, связанных с развитием сексуальности у ребенка.

  6. Сказка «Прогулка»

    Цель: выявляет уровень привязанности ребенка к родителю противоположного пола и уровень враждебности к родителю одного с ним пола.

  7. Сказка «Новость»

    Цель: выявление у ребенка наличия тревожных состояний, скрытого и невысказанного беспокойства.

  8. Сказка «Дурной сон»

    Цель: получение общей объективной картины детских проблем (переживаний, беспокойств и т.д.).

  9. Сказка «Похороны»

    Цель: выявление отношения ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью.

  10. Сказка «Страх»

    Цель: выявить характер, содержание и направленность детских страхов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Методика обучения детей с тнр написанию сочинения предполагает
  • Методика сказка в а кореневская
  • Методика написания сочинения огэ 9 класс
  • Методика родительское сочинение история жизни моего ребенка
  • Методика написания сочинения в начальной школе по картине

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии