Методика воспроизведение рассказа используется для

Воспроизведение рассказа.

Методика применяется
для исследования понимания и запоминания
текстов, особенностей речи испытуемых.
Для проведения методики нужно иметь
заранее заготовленный текст. Для
исследования применяются специально
подобранные рассказы, чаще всего
поучительного характера, притчи.

Инструкция:
«Я расскажу вам короткий рассказ. Вы
должны пересказать его как можно ближе
к тексту».

Устный пересказ
испытуемого дословно записывается в
протокол. При этом обращают внимание
на характер изложения (словарный запас,
возможное наличие парафазий, темп речи,
особенности построения образа,
лаконичность или наоборот чрезмерная
обстоятельность).

Интерпретация:
Нормой считается, если испытуемый
пересказывается все основные смысловые
моменты рассказа. Грубые ошибки при
воспроизведении, заключающиеся в замене
одних действующих лиц другими, в слиянии
и смешении событий, в искажении
обстоятельств наблюдаются у больных,
страдающих органическими заболеваниями
головного мозга. Иногда при воспроизведении
рассказа испытуемые допускают ошибки,
подчеркнуто противоречащие заданному
тексту. Такого рода ошибки наблюдаются
при аггравации расстройств памяти.

Пиктограмма.

Этот
метод, предложенный А. Р. Лурия, представляет
собой вариант
опосредованного запоминания, однако
применяется он не
столько для исследования памяти, сколько
для анализа характера ассоциаций
больных.

Для
проведения опыта достаточно иметь
карандаш и бумагу. Нужно
заранее подготовить 14—16 слов и выражений
для запоминания.
Примерный набор слов, которым можно
пользоваться:

Веселый
праздник

Тяжелая
работа

Вкусный ужин

Развитие

Разлука

Богатство

Сомнение

Ядовитый
вопрос

Смелый
поступок

Глухая
старушка

Печаль

Болезнь

Дружба

Война

Надежда

Страх

Любовь

Зависть

Справедливость

Счастье

Отчаяние

Обман

Больному
говорят, что будет проверяться его
зрительная память, спрашивают о том,
замечал ли он, как ему легче запоминать
— «на слух или с помощью зрения». Затем
ему дают лист бумаги
и карандаш и говорят: «На
этой бумаге нельзя писать ни
слов,
ни букв. Я буду называть слова и целые
выражения, которые
вы
должны будете запомнить. Для того чтобы
легче было запомнить,
вы
должны к каждому слову нарисовать
что-либо такое, что бы
могло
помочь вам вспомнить заданное слово.
Качество рисунка
роли
не играет, можно нарисовать что угодно
и как угодно, лишь
бы
вам это смогло напомнить заданное слово
— как узелок на
память
завязывают. Вот, например, я вам задаю
первое выражение «веселый праздник».
Что можно нарисовать, чтобы потом
вспом
нить
«веселый праздник»?»

Желательно
без крайней необходимости ничего больше
больному не подсказывать. Если он упорно
жалуется на неумение рисовать, можно
посоветовать: «Рисуйте, что полегче».
Если
больной заявляет, что он не в силах
нарисовать праздник, можно
повторить ему, что он не должен рисовать
«веселый праздник»,
а лишь то, что может ему напомнить про
веселый праздник.
Если больной легко подбирает рисунки
и сам рассказывает
вслух экспериментатору, что он выбирает
и как он собирается
припоминать, экспериментатор молча
ведет протокол. Протокол
ведется по следующей схеме:

Заданные выражения

Рисунок
и объяснение больного

Воспроизведение

через
час

Если
же больной сам не объясняет, следует у
него каждый раз
спрашивать: «А как вам это поможет
припомнить заданное слово?»

Не
следует возражать или высказывать
неодобрение, какие бы необычные связи
больной ни устанавливал, но если рисунки
его слишком многопредметны, можно
попросить его рисовать немного
быстрее.

После
выполнения задания листок с рисунками
откладывают в сторону и лишь в конце
исследования (спустя
час) предлагают больному припомнить
по рисункам заданные
слова. Припоминание нужно предлагать
не по порядку.
Обязательно
следует спросить, как удалось больному
вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

В
норме через час испытуемый должен точно
воспроизвести 13-14 понятий.

  1. Исследование
    внимания.

Отсчитывание
по Крепеллину
.

Обнаруживаются
возможности осуществления счетных
операций, определяется состояние
внимания.

Опыт заключается
в отсчитывании от 100 или 200 одного и того
же числа (3, 7 или 13).

Инструкция:
«Вам нужно отнимать от 100 все время по
7, считать нужно про себя, вслух называть
только полученный при очередном
вычитании результат». В промежутках
между называнием больным чисел
исследующий равномерно ставит точки
(приблизительный хронометраж), можно
фиксировать длительность пауз
секундомером.

Протокол ведется
по схеме: (30-3)

30.27…..24……..21……….19………16……13…………………10………….6….3..0

Интерпретация:
При наличии повышенной истощаемости
длительность пауз в конце, несмотря на
то, что задание становится более легким,
увеличивается. Возможны два вида ошибок.

Первый — ошибки в
единицах, при переходе через десяток
— свидетельствуют о некоторой
интеллектуальной недостаточности.
Второй — ошибки в десятках — характерен,
главным образом, для больных с неустойчивым
вниманием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

2.3. Методика «Заучивание 10 слов»

Методика оценивает состояние памяти, утомляемости, активности внимания.

Протокол включает 9 коротких односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи (табл. 5). Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

б) «Сейчас я прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их, и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Таблица 5

Бланк к методике «Заучивание 10 слов»

Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

2.4. Методика «Воспроизведение рассказа»

Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12 – 13 смысловых единиц и 3–4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

Пример рассказа:

а) «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

б) «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Оценка в условных баллах проводится по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Оценка воспроизведения (перевод в баллы количества воспроизведенных единиц текста)

2.5. Методика «Простые аналогии»

Методика позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Инструкция: «Посмотрите тестовый материал. Здесь написано два слова: сверху – „лошадь“, снизу – „жеребенок“. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. Справа сверху расположено одно слово „корова“, а снизу – пять слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову „корова“, как „жеребенок“ к „лошади“, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово „теленок“. В каждом задании нужно вначале установить, как связаны между собой слова в левой части задания, а затем установить такую же логическую связь в правой части и найти единственное правильное слово».

Бланк к методике «Простые аналогии»

Интерпретация. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретных, логических, категориальных; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого, преобладании наглядных или логических форм.

2.6. Методика «Сложные аналогии»

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики.

Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары – 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице „шифр“.

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы „шифр“. И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице „шифр“ аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Бланк к методике «Сложные аналогии»

А. Овца – стадо

Б. Малина – ягода

В. Море – океан

Г. Свет – темнота

Д. Отравление – смерть

Е. Враг – неприятель

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада–мороз» и некоторые другие.

Ключ

Оценка

2.7. Методика «Выделение существенных признаков»

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк методики с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного перед скобками.

Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция для детей: «Даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках пять слов на выбор. Тебе надо из пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками „сад“, а в скобках слова: „растения, садовник, собака, забор, земля“. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – „земля“ и „растения“.

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Стимульный материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Ответы

2.8. Методика «Исключение лишнего»

Методика имеет два варианта. Первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале. Методика позволяет исследовать способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Инструкция и ход выполнения. Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Стимульный материал для словесного варианта

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

Оценка уровня развития операции обобщения проводится по табл. 6.

Таблица 6

Шкала для оценки уровня развития обобщения

Если испытуемый справляется с первыми тремя–четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой както участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

2.9. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

Методика выявляет способность понимать значение выражений, способность к рассуждению. Обследуемого просят объяснить отвлеченный, переносный смысл часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»). Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности процесса обобщения, что характерно для лиц с низким общим развитием. Можно предложить обследуемому выбрать фразы, соответствующие по смыслу пословице.

Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.

Таблица 7

Оценка результатов

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц

1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

2.10. Методика «Числовые ряды»

Цель данной методики – исследование логического аспекта математического мышления.

Испытуемому дают лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Инструкция (детский вариант): «Внимательно прочитай каждый ряд чисел, на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».

Примеры числовых рядов

Бланк к методике «Числовые ряды»

Ключ к обработке

Инструкция (взрослый вариант): «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».

Ключ к обработке

Интерпретация. Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может означать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно его логическое мышление в математике развито слабо.

Глава3
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

3.1. Шкала астенического состояния

Астеническое состояние или сниженная психическая активация – это такое состояние, которое характеризуется общей и, прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройством сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.

Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой, адаптирована Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММРI. Шкала состоит из 30 пунктов – утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

Шкала астенического состояния (ШАС)

Обработка данных. Суммируются баллы, при этом за знак (+), стоящий в графе «Нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «Пожалуй, так» – 2 балла, в графе «Верно» – 3 балла и в графе «Совершенно верно» – 4 балла. Весь диапазон шкалы включает от 30 до 120 баллов. Средняя величина индекса астении равна 37 ± 6 баллов.

30–50 баллов – «отсутствие астении»;

51–75 баллов – «слабая астения»;

76–100 баллов – «умеренная астения»;

101–120 баллов – «выраженная астения».

Астеническое состояние диагностируется чаще всего у пациентов после длительно протекающих хронических заболеваний. Пациентам с выраженной астенией необходимо в период реабилитации проводить индивидуальную и групповую психотерапию.

3.2. Шкала самооценки уровня тревожности

Методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Методика разработана Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирована в нашей стране Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать достаточно широкий круг событий как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, а иногда и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность может стать причиной невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

Шкала измерений тревожности как свойства личности включает 20 утверждений от первого лица, к которым обследуемый должен определить свое отношение, выбрав один из предлагаемых четырех вариантов. Методика выполняется на специальных бланках. Время работы 5 минут.

Опросник тревожности Спилбергера–Ханина

ФИО________________________________________________

Возраст___________________ Дата _______________________

Оценка реактивной тревожности (РТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Оценка личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = РТ1 –РТ2 + 50,

где РТ1 – сумма баллов (зачеркнутых цифр на бланке) по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

РТ2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ = ЛТ1 –ЛТ2 + 35,

где ЛТ1 – сумма баллов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

ЛТ2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

– менее 30 – низкая тревожность;

– 31 – 45 – умеренная тревожность;

– 46 и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги в экстремальных ситуациях.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Воспроизведение рассказа (детский вариант)

Шкалы: уровень развития памяти

Цель: исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Описание теста

Для теста необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям младше 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.

Тестовый материал

Рассказы для маленьких детей (заимствованы из исследований Л.С.Славиной)

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказ №3

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, а зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ №4

Жила-была девочка 3ина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику.

Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок, – отвечал отец, – вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

– Вы не видели моих птенцов?

– А какие они?

– Самые красивые!

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – и он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и смеется.

– Ну, что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Обработка результатов теста

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

Источники
  • Воспроизведение рассказа (детский вариант) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.97-100.

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую частьрассказа.

Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:

  1. Этот рассказ о добре или о зле?
  2. А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
  3. Почему лев отпустил мышку?
  4. Почему лев засмеялся?
  5. Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?

Материалы для диагностики развития вербально-логического мышления

Лев и мышь Л.Н. Толстой

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышкастала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышкауслыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшинкамушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Методика воспроизведение рассказа взрослый вариант
  • Методика работы с рассказом на уроках чтения вкр
  • Методы сочинения историй генш
  • Методика работы с рассказом на уроках литературного чтения диплом
  • Методы рассказывания сказки и сочинения сказки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии