Методы показа и рассказа в экскурсии

Показ и рассказ, их особенности

Важнейшими
элементами экскурсии являются показ
объектов и рассказ о них. Причем
главенствующее место занимает показ
зрительно воспринимаемых объектов.
Показ сочетается с рассказом, который
выступает в этом случае в роли пояснений
к зрительному ряду, наблюдаемому
экскурсантами.

Количественно
показ и рассказ в экскурсии непрестанно
изменяются. Зависит это в первую очередь
от числа объектов по теме (памятники
истории и культуры, здания, сооружения,
техника, достопримечательные места),
фактического материала, характеризующего
их, и событий, связанных с ними.

Правильно
подготовленная и проведенная экскурсия
позволяет экскурсанту увидеть нечто
большее, чем то, что перед ним находится
в данный момент в качестве объекта
наблюдения. Так происходит потому, что
памятники истории и культуры, памятные
места интересны не только сами по себе.
Показ объектов на любой экскурсии не
может быть охарактеризован однозначно.

Сам по себе объект,
который экскурсовод показывает группе,
не только, скажем, внешняя стена здания,
но и то, что находится за стеной —
реальные помещения, где происходили
определенные события, действовали живые
конкретные люди.

Ради этих событий,
людей, их деятельности, а не здания, как
такового, проводится данная экскурсия.
Этим событиям и посвящается рассказ
экскурсовода, что характерно для любых
экскурсий, кроме архитектурных, где и
показ и рассказ практически не выходят
за стены самих зданий, которые служат
объектом показа.

Каждая подтема
экскурсии может быть выражена в простейшей
формуле а + б, где а — объект, б — событие,
связанное с ним, например, определенный
период жизни и деятельности конкретного
исторического лица (революционера,
государственного или общественного
деятеля, писателя, ученого, композитора,
военачальника).

Составные части
названной формулы имеют несколько
вариантов. Назовем некоторые из них.

А

Б

Памятники истории
и культуры как произведение искусства

Событие или
историческое лицо, в честь которого
этот памятник воздвигнут

Здание, как
архитектурный объект

Жилой дом как
постройка, характерная для определенной
эпохи

События, которые
в этом здании происходили, характеристика
жизни и деятельности лиц, с ним связанных
(революционера, государственного
деятеля, писателя, художника, ученого
и др.)

Шоссе, канал,
мост как инженерное сооружение

Определенные
исторические события, во время которых
эти сооружения использовались и были
их свидетелями

Характеристика
той отрасли науки, с развитием которой
связанно данное сооружение

Лес, роща, река,
поле, пещеры, катакомбы, как природные
объекты

События, имевшие
здесь место (военные операции,
революционные маевки, исторические
встречи, жизнь древних людей и т. п.)

Экскурсионная
практика свидетельствует, что осмотр
объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр —
поверхностное, чаще всего бесплановое,
знакомство с памятными местами. Любой
человек может без посторонней помощи
осматривать внешний вид жилого дома,
памятник на городской площади, ознакомиться
с экспозицией музея или произведениями
живописи на выставке.

Показ
— глубокое ознакомление, целенаправленное
изучение объектов. Показ на экскурсии
— это наблюдение объекта под руководством
квалифицированного специалиста
(экскурсовода). При осмотре человек
воспринимает только внешний вид памятника
().
При показе же он не только видит памятник
(),
но
с помощью экскурсовода изучает его,
анализирует его отдельные части,
художественные достоинства. Чувственное
впечатление экскурсанта о памятнике
предстает как

комментарии
и пояснения экскурсовода, его методическое
руководство.

Показ в экскурсии
представляет сумму трех элементов:

  • наблюдения
    достопримечательностей;

  • ознакомления с
    экспонатами (зрительными материалами)
    «портфеля экскурсовода»;

  • использования
    той части методического приема зрительной
    реконструкции, которая воссоздает
    внешний облик утраченного объекта (его
    части) или внешнюю картину события,
    поведения лиц, введенных в рассказ
    экскурсовода.

Убедительным
примером является архитектурная
экскурсия, где объектами показа служат
здания, воздвигнутые в разное время, в
разные эпохи. В этой экскурсии ведется
не только
показ стен здания, его окон, дверей,
балконов, других частей и деталей. Здесь
объектом показа является и тс, что
скрыто
за стеной — комнаты, лестницы, коридоры,
их убранство, быт, жизнь, деятельность
людей, населявших наблюдаемый дом в
определенное время. В ходе показа
устанавливается зрительная связь между
показываемым местом и событием здесь
происходившим.

Показ и рассказ в
экскурсии имеют свои специфические
особенности, которые являются практической
основой для создания экскурсионной
методики.

Особенности
показа на экскурсии.

Показ
объектов — это процесс наблюдения
объектов в том виде, в каком они существуют,
в большинстве случаев в естественной
обстановке (условиях), когда они являются
доступными непосредственному восприятию
экскурсантами. Показ на экскурсии имеет
свои особенности, перечислим некоторые
из них:

1.
Активность показа

не пассивное любование красотами природы
или произведениями, созданными руками
человека, а целенаправленное наблюдение
или изучение объ­ектов — памятников
истории и культуры, зданий, инженерных
сооружений, достопримечательных мест
трудового процесса.

2.
Логическая последовательность показа.
В
экскурсии каждый последующий объект
является ступенькой в раскрытии
содержания темы. Это определяет, какое
место занимает он в ряду показываемых
объектов, в экскурсионном маршруте.
Логичность в показе объектов обеспечивается
продуманной и четко планируемой
последовательностью.

3.
Опережающая роль показа.
Показ
на экскурсии в подавляющем большинстве
случаев предшествует рассказу. Основой
экскурсии являются зрительные восприятия.
Они служат как бы побудительным толчком
к началу рассказа. Сначала в поле зрения
участников экскурсии появляется объект,
затем экскурсовод дает комментарии к
нему.

Правильно
организованный показ объектов схематически
выглядит так

экскурсанты
обьект

———————————-экскурсовод——————

Экскурсовод не
должен нарушать процесс прямого
взаимодействия экскурсантов и объекта.
Все что экскурсовод делает во время
экскурсии, начиная от выбора места,
которое он занимает (немного в стороне
от памятника) и кончая пояснениями,
выводами об увиденном, не должно быть
навязчивым, следует обязательно оставить
время и место для того, чтобы экскурсанты
домыслили начатое им и сами сделали
выводы на основе собственных зрительных
впечатлений. В течение всей экскурсии
специалист, раскрывающий тему, должен,
как принято говорить, быть «чуть в тени».

Наглядность
в экскурсии.

Наглядность
является одним из принципов обучения,
основанным на показе конкретных предметов
и явлений. Наглядность имеет особое
значение для экскурсии, которая построена
на живом восприятии действительности,
на непосредственном отражении предметов
и явлений в сознании людей. Принцип
наглядности лежит в основе познавательной
деятельности экскурсантов.

«Наибольшее
гносеологическое значение имеют
зрительные впечатления. Они формируются
из зрительных ощущений в процессе
взаимодействия человека с предметами
окружающей среды».

Все средства
наглядности в экскурсионной практике
принято делить на два основных вида:

Предметные,
подлинные средства (натурная наглядность)
— памятники истории и культуры, все
реальные объекты, которые являются
основой показа и служат предметом для
экскурсионного анализа.

Изобразительные
средства (изобразительная наглядность)
— весь дополнительный иллюстрационный
материал по данной теме, который включен
в «портфель экскурсовода».

Основное назначение
наглядности — активизация чувств и
представлений человека, участвующего
в экскурсии. Высокая степень наглядности
отличает экскурсию от других форм
идейно-воспитательной и культурно-массовой
работы.

Благодаря наглядности
в экскурсиях у людей возникают
представления, правильно отображающие
объективную действительность. В
дальнейшем на основе этих представлений
происходит формирование понятий.

Большое значение
наглядности в обучении придавал
швейцарский педагог Песталоцци. Он
говорил, что ребенка надо с ранних лет
знакомить с окружающими его предметами
и явлениями, постоянно развивая у него
наблюдательность, учить сравнивать
увиденные предметы по общим и отличительным
признакам.

Подбирая материал
для экскурсии, включая в ее маршрут те
или иные объекты, следует помнить, какое
значение имеет термин «наглядный».
«Такой, что можно непосредственно
созерцать и понимать, доступный и
убедительный для непосредственного
наблюдения, понимания… Основанный на
показывании (изучаемых предметов или
их моделей)»

Термин «наглядный»
означает также и «убедительный»,
совершенно очевидный из непосредственного
наблюдения».

Наглядность
предусматривает несколько видов
восприятия, каждый из них ориентируется
на один из органов чувств человека
(зрение, обоняние, осязание). В настоящее
время в большинстве экскурсий наглядность
рассчитана на зрительный вид восприятия.
Реже используются другие виды восприятия.
В отдельных экскурсиях, например,
применяется методический прием
исследования, когда по звуку падения
камешка проверяется глубина заброшенного
колодца или с помощью руки определяется
приблизительная температура воды в
источнике.

Наибольшая
наглядность достигнута в вечерних
экскурсиях, таких, как «Город зажигает
огни», «Вечером после работы», где
активно участвуют все органы чувств
экскурсантов. Здесь в сферу наглядности
«вовлечены» звуки — шум реки и фонтанов,
пение ночных птиц, шелест деревьев,
музыка, аромат цветов и трав, вечерняя
прохлада в городском саду, на бульварах,
в парке, а также свет, тени и другие
особенности зрительных впечатлений в
вечернее время — краски заката, уличные
фонари, прожекторы, отражение луны из
водной поверхности. Зрительный ряд в
подобных экскурсиях значительно ослаблен
за счет того, что не все объекты отчетливо
видны в вечерние часы. Однако здесь
вводятся иные ряды наглядности, и на
помощь зрению экскурсанта приходят
другие органы чувств.

Вспомогательные
наглядные пособия.
Важная
роль в экскурсии отводится изобразительным
средствам наглядности.

«Портфель
экскурсовода», вспомогательные наглядные
пособия, включенные в него, являются
активными участниками процесса показа.
Требования методики состоят в том, чтобы
разного рода пособия не перегружали
экскурсию, не заслоняли подлинных
объектов, а лишь дополняли и обогащали
показ. Выполнению этой задачи служат
карта местности, по которой следуют
экскурсанты, репродукции с картин,
рисунков и фотографий, где отображена
данная местность или наблюдаемый
памятник в прошлом.

Наглядность в
экскурсиях способствует развитию такого
качества, как наблюдательность, учит
умению анализировать предметы и процессы
окружающего нас мира.

Рассказ
на экскурсии.

В
своем отношении к рассказу в экскурсии,
оценке его роли и значения
ученые-экскурсионисты всегда были
единодушны, независимо от различия
своих точек зрения по другим вопросам
экскурсионной теории. Они исходили из
того, что рассказ является лишь дополнением
к анализу зрительного материала; рассказ
особенно необходим только в тех случаях,
когда зрительный материал по теме плохо
сохранился или был совсем утрачен;
рассказом нельзя злоупотреблять, делая
его очень пространным; даже при самой
сложной теме нельзя превращать экскурсию
в лекцию.

Экскурсия не только
органическое сочетание средств предметной
и изобразительной наглядности, но и
важного дополнения к этому уникальному
в своем роде сочетанию — слова.

Главное в процессе
воспитательного воздействия экскурсии
на человека — достичь органического
единства между тем, что получает человек
в результате наблюдений экскурсионного
объекта, и пояснениями экскурсовода.

Первичность,
преобладание показа в экскурсии
подчеркивались теоретиками экскурсионного
дела. Количественная
сторона
рассказа в какой-то мере продиктована
темой. Вместе с тем она находится в
зависимости от ряда других факторов и,
прежде всего, от степени подготовленности
экскурсионных групп.

Профессор Б. Е.
Райков по этому поводу пишет: «Группы
малоразвитые, новички в экскурсионной
работе иногда относятся к объяснениям,
как к чему-то совершенно лишнему и
ненужному, чего они вовсе и не ждали.
Для них экскурсия только зрелище, по
возможности занимательное зрелище, и
словесные комментарии их как-то тяготят.
С этим настроением необходимо считаться,
выдвигая на первый план конкретное
содержание экскурсии». И далее
«…Продолжительные теоретические
объяснения ни на какой экскурсии
нежелательны, так как засушивают ее и
превращают в простую лекцию. С аудиторией
же мало подготовленной, надо быть в этом
смысле осторожным; здесь показательная
сторона — все».

Преувеличение
роли рассказа, преобладание словесного
материала на экскурсии рассматривается
как недостаток. «Наиболее часто
встречающаяся ошибка руководителя
(экскурсовода — Б.
Е
.)
сводится к тому, что он не столько
показывает экскурсионный материал,
сколько рассказывает о нем, то есть
гасит самостоятельную работу экскурсантов,
превращая экскурсию в лекцию с
иллюстрациями». Все, что можно услышать
по данной теме, должно быть услышано
экскурсантами, а то, что можно увидеть,
должно быть ими увидено. Если нет
объектов, раскрывающих тему, не может
быть и самой экскурсии. Как правило,
все, о чем идет речь в экскурсии, должно
быть представлено в зрительном ряду.

Экскурсовод
показывает группе объекты и сопровождает
показ анализом, пояснениями, историческими
справками, комментариями. При этом
имеется в виду не методический прием
комментирования (репортажа), который
экскурсовод применяет при характеристике
объектов, изменяющихся на глазах
экскурсантов (строящееся здание, сборка
трактора или станка на конвейере).
Комментарий это также и справки
пояснительного характера, толкование
художественных особенностей, памятников,
событий, произведений, поступков
отдельных лиц, рассуждения или критические
замечания по поводу тех или иных действий.
Особое распространение такая форма
рассказа получила в архитектурных
экскурсиях, где даются справки о времени
постройки здания, об истории памятника,
о творческом пути его автора.

Роль объектов
состоит в том, чтобы помочь экскурсоводу
восстановить зримо для экскурсантов
прошлое, убедительно нарисовать жизненные
картины прошлого. В тех случаях, когда
это не представляется возможным сделать,
на помощь приходит рассказ. Как отмечает
профессор С. П. Сингалевич: «…если
экскурсионный материал недостаточен,
если в памятнике прошлого следы изучаемой
эпохи уже стерлись временем или
разрушились действиями позднейших
поколений, здесь необходимы будут устные
дополнения, документальные обоснования
фактов прошлого….

Особенности
рассказа.

Рассказ экскурсовода облегчает и
систематизирует наблюдения экскурсантов,
возбуждает их интерес к теме, направляет
их внимание на различные стороны и
свойства изучаемого объекта, активизирует
их мышление, помогая составить нужные
обобщающие выводы.

Рассказ на экскурсии
имеет несколько особенностей:

1.
Зависимость рассказа от скорости
передвижения экскурсионной группы.

Он подчинен ритму движения экскурсантов.
Поэтому текст, подготовленный для
экскурсии с детьми, не может быть без
изменения использован на экскурсии для
взрослых. Также рассказ для пешеходной
экскурсии не пригоден для ее автобусного
варианта.

2.
Подчиненность рассказа показу.

Рассказ, как правило, связан с экскурсионными
объектами, которые расположены на
маршруте.

Рассказ на экскурсии
в большинстве случаев подчинен задаче
тематического наблюдения. Рассказ
сопровождает показ определенных
объектов, дополняет и разъясняет не
только то, что видят перед собой
экскурсанты, он направлен на зрительное
воссоздание того, что должны по замыслу
экскурсии увидеть экскурсанты.

Практически
содержание рассказа определяется
объектом изучения (природа, производство,
музей, исторический памятник, места
знаменательных событий).

3.
Использование в рассказе зрительных
доказательств.
Экскурсовод
так строит показ, чтобы «заговорил» сам
объект и экскурсант увидел все, что ему
рассказывается, даже если что-то
отсутствует в зрительном ряду. Достигается
это путем умелого показа памятника, его
зрительной реконструкции с помощью
слова, демонстрацией наглядных материалов
из «портфеля экскурсовода».

Показ и рассказ
на экскурсии не являются чем-то
стандартным, одинаковым для всех тем и
видов экскурсий. Взаимоотношение показа
и рассказа — главных элементов экскурсии
— может изменяться. Показ объектов на
одной экскурсии отличается от показа
на другой экскурсии по той же теме и по
времени, затрачиваемому на него, и по
методике. Такие же изменения происходят
с рассказом. Основной причиной этих
различий является меняющееся содержание
экскурсий в зависимости от особенностей
аудитории, большая или меньшая
обеспеченность данной темы чувственно
воспринимаемыми объектами, сам характер
демонстрируемых объектов, степень их
сохранности, большая или меньшая
сложность для восприятия и понимания
экскурсионной группой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) представить данный объект в естественной обстановке; в) дать определенную оценку объекту; г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т.е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. (Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: «В этом цехе был построен первый в стране трактор».)

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Этот прием получил свое название от термина «абстрагирование», означающего мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета[56]. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение.

Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги «наблюдения» экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т.е. объединения различных сторон, деталей, свойств в единое целое.

Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Например, в экскурсии «Архитектурные памятники Вологды» он предлагает сравнить находящуюся перед экскурсантами колокольню Софийского собора с колокольней Ивана Великого в Москве; стены Кирилло-Белозерского монастыря со стенами Московского Кремля. Они толще стен Московского Кремля и созданы с учетом достижений фортификационной техники своего времени.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.

Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное – белое, холод – тепло, свет – темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т.п. Кроме этого, движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, можно повести движение экскурсионной группы вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах, напротив высотного здания МГУ им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться все явственней, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события. С этим приемом, в частности, связан показ Брестской крепости или Малахова кургана в Волгограде, памятных мест, где действовали партизанские отряды в Белоруссии. Такое передвижение (обход) позволяет ощутить расстояние, размеры древнего города, ратного поля.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Методические указания

Методические указания
Перед массажем волосистой части головы должен выполняться массаж шейно-воротниковой области.Все движения выполняются по направлению роста

Методические указания

Методические указания
Массаж лица требует специальных знаний и опыта.Перед массажем лица должен выполняться массаж шейно-воротниковой области.Перед массажем лица следует очистить кожу лица нейтральным косметическим средством.Массировать холодное лицо

Методические указания

Методические указания
Осторожно применять прерывистую вибрацию, т. к. это может вызвать повышение

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК

Создание дисков для показа на телеэкране и ПК
Безусловно, самый популярный и общедоступный носитель данных для вывода презентаций в формате, который может легко воспроизведен, — это диск для просмотра на телеэкране или компьютере. Большинство технологий сейчас

ВИДЫ ПОКАЗА

ВИДЫ ПОКАЗА
Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной.

В любой экскурсии сочетаются два элемента – показ и рассказ. Для каждого из них разработано немало методических приемов, которые позволяют сделать прогулку с тур гидом увлекательным и запоминающимся для туристов мероприятием. Рассмотрим основные способы.

Как показывать?

Методические приемы показа могут быть общими – применимыми для любой экскурсии. К ним относится предварительный осмотр – общее ознакомление с внешним видом объекта. Такое действие занимает пару минут, в течение которых турист получает первое впечатление. Этим способом не стоит пренебрегать, поскольку он обеспечивает переход от одного пункта маршрута к другому и позволяет подготовиться к восприятию нового материала.

Предварительный осмотр – подходящее время для фотографирования

Предварительный осмотр – подходящее время для фотографирования

Следующий метод – экскурсионный анализ: тур гид обращает внимание клиента на отдельные части сооружения, акцентируется на тех или иных деталях. Такой подход дает возможность более глубоко изучить свойства наблюдаемого.

К частным приемам относят следующие:

  • зрительная реконструкция – это мысленное восстановление первоначального вида объекта; применяется в туре по памятным местам, где происходили встречи исторических лиц, военные действия, грандиозные стройки и пр.;

Чтобы помочь туристам представить четкую картинку, тур гиды используют наглядные пособия: фотографии, рисунки, схемы. Из подобных материалов формируется так называемый «портфель экскурсовода» – комплект визуальных носителей информации.

  • локализация событий – это четкое указание на местности, где совершались те или иные действия; подходит для военно-исторической тематики, например, на поле под Аустерлицем, где проходила знаменитая битва с Наполеоном, тур гид указывает расположение войск разных стран; такой способ вызывает у экскурсантов чувство сопричастности;
  • зрительное сравнение – это сопоставление различных предметов и явлений: конструктивных особенностей зданий разных эпох, облика старой и новой частей города и пр.;
  • панорамный показ – это обзор объекта в целом с возвышенности, например, пражских улиц с высоты Староместской ратуши (Staroměstská radnice).

Приемы можно совмещать, например, панорамный обзор города и сравнение архитектурных стилей храмов

Приемы можно совмещать, например, панорамный обзор города и сравнение архитектурных стилей храмов

7 основных приемов рассказа

  1. Экскурсионная справка. Краткие данные об объекте: когда создан, предназначение, размеры и др. Чаще всего используется во время автомобильных туров, когда виды быстро сменяют друг друга за окном.
  2. Описание. Развернутый рассказ о характерных чертах, приметах, качествах достопримечательности.
  3. Объяснение. Раскрытие сущности события и причин, его вызвавших. Применяется в историко-краеведческих и природоведческих экскурсиях, а также при показе произведений искусства – для разъяснения замысла автора.
  4. Цитирование. Это дословный отрывок из какого-либо текста или слова исторической личности, в которых ярко и красочно описывается наблюдаемый объект (например, в Париже при прогулке по Нотр-Даму можно зачитывать выдержки из одноименного романа Виктора Гюго). Цитата позволяет создать у экскурсанта яркий образ исследуемой эпохи.
  5. Вопросы. Используются либо в риторической форме, что помогает привлечь внимание экскурсантов, либо в качестве побуждения к дискуссии.
  6. Репортаж. Рассказ о происходящем на глазах туристов. Применяется при наблюдении за состязаниями, выступлениями, производственными процессами. Стоит использовать, например, при посещении испанского фестиваля прыжков через младенцев (Fiesta del Colacho).

Прием репортажа требует особого умения от гида, ведь ситуация меняется очень быстро

Прием репортажа требует особого умения от тур гида, ведь ситуация меняется очень быстро

  1. Соучастие. Чтобы отдыхающие «примерили на себя» ту или иную эпоху, можно попросить их представить себя в соответствующих условиях: придворными на балу в Версале или монахами в бенедиктинском монастыре чешского города Кладруби. Такое перевоплощение запомнится надолго.

Применяйте разнообразные методические приемы показа и рассказа, чтобы добавить своим экскурсиям сочных красок, сделать далекие события близкими сегодняшнему человеку, заставить клиента переживать вместе с историческим персонажем. И новые обращения к вам обеспечены, ведь туристы любят такие эмоциональные мероприятия.

Прочитайте нашу предыдущую статью — Постановка речи: как тур гиду работать над голосом и дикцией

Смотрите нашу следующую статью — Футбольный туризм в Барселоне

Показ экскурсионных объектов

В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.

Методика показа объектов сложна и в зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, степени сохранности объектов осуществляется с помощью различных приемов.
В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления  экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.
Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

1.     Прием предварительного осмотра. Предварительный осмотр дает возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет памятник и дает экскурсантам время для самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления наиболее запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нем, почерпнутых из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно наблюдает в данный момент. Предварительный осмотр продолжается не более 1,5-2 минуты, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно используется при показе панорамы города архитектурного ансамбля, живописного ландшафта и т.д.

2.     Экскурсионный анализ. Это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.

3.     Прием зрительной реконструкции. При показе тех объектов или памятных мест, которые в данный момент предстают перед экскурсантами в измененном виде, необходимо мысленно восстановить их первоначальный облик. Часто на экскурсиях требуется воссоздать картины прошлого или будущего. Данный прием применяется при показе памятных мест, где происходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные выступления, исторические встречи и другие знаменательные события.

4.     Прием локализации событий. Если экскурсоводу необходимо привлечь внимание экскурсантов к какому-либо объекту ввиду его особой важности, используется методический прием локализации. Прием локализации – это способ показа исторического события, явления в точной локальной (местной) обстановке, в которой они протекали. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами «здесь», «в этом месте», «в этом направлении» и т.д. Прием локализации вызывает у экскурсантов чувство сопричастности рассматриваемым событиям, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и не случайно получил у туристско-экскурсионных работников название «власть места». Особенно часто прием локализации используется в экскурсиях на историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические темы.

5.     Прием зрительного сравнения. Экскурсоводу приходится сопоставлять признаки одного и того же объекта или группы объектов, а также сравнивать между собой различные явления, предметы, факты, т.е. прибегать к методическому приему зрительного сравнения. Сравнение проводится по сходству объектов или различию между ними. Разновидностью сравнений по различию является сравнение по контрасту, например облик старой части города контрастен с обликом новой.

6.     Показ наглядных пособий. При изготовлении наглядных пособий соблюдаются определенные требования: они должны быть четкими, ясными, аккуратно выполненными. Размеры картин, рисунков, схем, фотографий должны быть 18х24 см или 24х30 см для того, чтобы экскурсанты, не вставая со своих мест (если показ идет в автобусе), могли рассмотреть их без усилий.

7.     Показ объекта по ходу движения.

8.     Показ мемориальной доски. Если на историческом здании, сооружении, памятнике имеется мемориальная доска, ее не следует показывать сразу. Вначале дается анализ объекта, рассказ о событиях, которых здесь происходили, и затем указывается, что в память об этих событиях установлена мемориальная доска. Читать надпись на мемориальной доске, если она находится в пределах видимости экскурсантов, не рекомендуется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения
  • Методы воспитания рассказ достоинства и недостатки
  • Методика работы над сказкой в начальной школе
  • Методом исключения фанфик однажды в сказке
  • Методика работы над сказками о животных

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии