Методы рассказывания сказки и сочинения сказки

Сказкотерапевтические методы

 1.1. Основные методы сказкотерапии

 По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

 Рассказывание сказки.

      Рисование сказки.

      Сказкотерапевтическая диагностика.

      Сочинение сказки.

      Изготовление кукол.

      Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

1.1.1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается, отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.
 

1.1.2. Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

1.1.3. Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

С точки зрения З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

     звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

     дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

     необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

    все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол      

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1.  Проведение психодиагностики.

2.  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.  Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4.  Развитие коммуникативных навыков.

5.  Развитие самосознания.

6.  Развитие грубой и мелкой моторики.

7.  Разрешение внутренних конфликтов.

8.  Профилактика и коррекция страхов.

9.  Развитие речи.

10.  Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11.  Коррекция отношений в семье.

12.  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

    1.1.4. Метод использования карт «Мастер сказок»

В работе используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт «Мастера сказок» является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

       Дорога

     Государство

     Помощник

     Творец

     Сезонность

      Доброе сердце — холодное сердце

      Тело боли

      Авгиевы конюшни

     Распутье

    Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

1.1.5. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами).

Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.  Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

      Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

     Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

     Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

1.1.6. Метод «Песочная терапия»

Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать, как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. 

1.1.7. Метод «Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

1.  Острые или хронические психозы, или близкие к психозу состояния;

2.  Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3.  Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4.  Недостаточная мотивация.
 

В заключении можно сказать, что специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различных видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 10.01.2023 04:32

Гахова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

36 лет

рейтинг8 744
место2 709

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. это позволяет создать атмосферу чувственной близости, полноценно поддерживать весомый зрительный контакт.

Чтение также имеет огромное значение, т.к. может помочь ввести подростка в мир книг, что ему очень пригодится в дальнейшем.

К главным правилам изложения сказок можно отнести следующие:

  • Создание для подростка «зоны защищенности». В сюжете сказки всегда могут сочетаться, как настоящие, так и вымышленные действия, а персонажами всегда могут быть, как лица, взятые из жизни, персонажи любимых книжек, мультфильмов, так и выдуманные вами несуществующие животные, и прочие мифические объекты. Находясь в «зоне защищенности», подросток не ощущает себя виноватым, не испытывает смущения или страха. Он просто слушает новую сказку, при этом узнает что-то новое для себя, что-то сравнивает, ассоциирует. А из этого можно сделать вывод, что подросток имеет возможность поразмышлять над услышанным в психологически удобной обстановке.
  • Рассказывать сказку или притчу нужно ненамеренно, как будто случайно. В процессе консультации или занятия в виде отклонения от беседы или темы (в период как бы случайного перерыва). В данные моменты подросток в полной мере открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы желаете и хотите ему донести.
  • Сказку можно начать словами: «У моей хорошей знакомой, на подоконнике стоит в точности такой же цветок»., либо «Днем по телевизору я увидела программу…». Потом рассказываете ситуацию либо содержание программы, которую вы будто бы смотрели. Если же история рассказана доверительно, то подросток будет слушать внимательно, т.е., как нам и хотелось.
  • Никогда не обсуждайте сказку сразу после её завершения. Дайте подростку погрузиться в метафорическое общество и идентифицировать себя с персонажами и различными событиями выдуманного мира. Ну а на следующей консультации или на следующем занятии можно будет обсудить, нарисовать, или же продолжить сказку.
  • Нельзя перегружать подростка терапевтическими сказками, чтобы он не потерял чувствительности к ним.
  • Разные сказки подходят для решения разных проблем. Основной принцип метода сказкотерапии: одна сказка — одна проблема. Нельзя в одну сказку вкладывать все имеющие проблемы у подростка, иначе сказка не будет иметь никакого действия. Подросток должен сосредоточиться на одной ситуации, без помощи других найти из нее выход.

26.10.2020 01:48

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Практическая часть Особенности сказкотерапии с детьми:

По
мнению ряда авторов: Савченко С.Ф.,
Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др.
, в процессе сказкотерапевтической
работы психолог делает акцент на
приобретение ребенком необходимых
знаний, связанных с его проблемой
(например, с изменением в составе его
семьи). При этом важным моментом является
само общение между взрослым и ребенком. 
В связи с этим одним из главных условий
эффективной работы становится
эмоциональное отношение взрослого к
содержанию своего рассказа.

От
психолога требуется выполнение следующих
условий:


При чтении или рассказывании должны
передаваться подлинные эмоции и чувства;


Во время чтения или рассказывания
следует расположиться перед ребенком
так, чтобы он мог видеть лицо психолога
и наблюдать за жестами, мимикой, выражением
его глаз, обмениваться с ним взглядами;

 —
Нельзя допускать затянувшихся пауз.


Для индивидуальной или групповой работы
может быть предложена любая сказка, ее
необходимо прочитать вслух. Сказочная
ситуация, которая задается ребенку,
должна отвечать определенным требованиям:


Ситуация не должна иметь правильного
готового ответа (принцип «открытости»);


Ситуация должна содержать актуальную
для ребенка проблему, «зашифрованную»
в образном ряде сказки;


Ситуации и вопрос должны быть построены
и сформулированы так, чтобы побудить
ребенка самостоятельно строить и
прослеживать причинно-следственные
связи.

 Однако,
как пишет Чех Е.В. , сказки должны подходить
ребенку по возрасту.

В
два года ребенок может удерживать в
памяти простые действия сказочных
персонажей, появляется интерес к сказке.
Желательно, чтобы сказки были простые
и сюжетные. Например, сказки «Теремок»,
«Колобок»,
«Репка».

Способность
четко отделять сказочную действительность
от реальности возникает к 3,5-4 годам.

 

Основные методы сказкотерапии: По мнению Чех е.В. Можно выделить несколько методов сказкотерапии:

   —
Рассказывание сказки.

   —
Рисование сказки.

   —
Сказкотерапевтическая диагностика.

  
-Сочинение
сказки.

   —
Изготовление кукол.

   —
Постановка сказки.

Метод
«Рассказывание и сочинение сказки»

Любое
рассказывание сказки уже терапевтично
само по себе. Лучше сказку именно
рассказывать, а не читать, т.к. при этом
терапевт может наблюдать, что происходит
в процессе консультирования с клиентом
.

Терапевт
и ребенок могут сочинять сказку вместе,
одновременно драматизируя ее всю либо
отдельные элементы. Ребенок может
сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное
придумывание продолжения сказки и ее
рассказывание ребенком позволяет
выявить его спонтанные эмоциональные
проявления, которые обычно не отмечаются
в поведении ребенка, но в то же время
действуют в нем.

Согласно
Л. Дюсс , если ребенок прерывает рассказ
и предлагает неожиданное окончание,
отвечает торопливо, понизив голос, с
признаком волнения на лице (покраснение,
бледность, потливость, небольшие тики);
оказывается отвечать на вопросы, у него
появляется настойчивое желание опередить
события или начать сказку сначала –
все это следует рассматривать как
признаки патологической реакции на
тест и, соответственно  невротического
состояния.

 

Метод
«Рисование сказки»

Желательно
после этого сказку нарисовать, слепить
или представить в виде аппликации.
Рисуя или работая с
цветным картоном, пластилином,
клиент воплощает все, что его волнует,
чувства и мысли. Тем самым освобождаясь
от тревоги или другого чувства, которое
беспокоило.

Качество
изображения не имеет значения. При
сильных чувствах возможно появление в
рисунках ребенка или взрослого всяческих
чудищ, огня или темных красок. Новый
рисунок на тему той же сказки может быть
уже спокойнее, краски будут уже более
светлые.

Для
рисования лучше взять  карандаши
(желательно гуашь, если рисуете что-то
конкретное, акварель, если приходится
рисовать свои ощущения, эмоции).

Как
считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас
окружает, может быть описано языком
сказки.

Метод
«Изготовление кукол»

Стоит
остановиться на одном из основных
методов сказкотерапии: изготовление
кукол. В сказкотерапии важен сам процесс
изготовления куклы.

По
мнению Гребенщиковой Л.Г. , любое
изготовление куклы – это своего рода
медитация, т.к. в процессе шитья куклы
происходит изменение личности. При этом
у детей развивается мелкая моторика
рук, воображение, способность к
концентрации. В процессе изготовления
куклы происходит включение у клиентов
механизмов проекции, идентификации или
замещения, что и позволяет добиться
определенных результатов.

С
позиции психоаналитической теории,
куклы исполняют роль тех объектов, на
которые смещается инстинктивная энергия
человека.

По
мнению З.Фрейда , все поведение людей
направлено на уменьшение бессознательного
напряжения.

Изготовление
куклы приверженцы юнгианского подхода
связывают с реализацией самоисцеляющих
возможностей психики.

Изготовление
куклы, манипулирование ею приводит к
осознанию проблемы, размышлению над
ней и поиску решения.

Манипулирование
куклами позволяет снять нервное
напряжение.

Как
считают ряд психологов , при использовании
кукол или игрушек все манипуляции с
ними должны быть отработаны заранее:

 звуки
речи следует направлять непосредственно
ребенку;

 дикция
должна быть четкой с достаточной силой
голоса;

 необходимо
адаптировать голос и речь к внутренней
характеристике персонажа;

 все
движения психолога должны соответствовать
содержанию произносимых реплик, их
интонации.

Проблемы,
которые можно решить с помощью
использования кукол      

По
мнению Гребенщиковой с помощью
использования кукол можно решить
следующие задачи:     
                                                                                                                                                        
                                

1. 
Проведение психодиагностики.

2. 
Достижение эмоциональной устойчивости
и саморегуляции.

3. 
Приобретение важных социальных навыков,
опыта социального взаимодействия.

4. 
Развитие коммуникативных навыков.

5. 
Развитие самосознания.

6. 
Развитие грубой и мелкой моторики.

7. 
Разрешение внутренних конфликтов.

8. 
Профилактика и коррекция страхов.

9. 
Развитие речи.

10. 
Поиск внутренних механизмов сопротивления
болезни.

11. 
Коррекция отношений в семье.

12. 
Становление психосоциальной идентичности
мальчиков и девочек.

 

Метод
«Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование 
кукол в процессе консультирования
позволяет провести психодиагностику 
детей.

С
помощью определенных сказок и кукол
можно проводить диагностику тех или
иных проблем ребенка.

Для
первого знакомства В.С. Мухина рекомендует
традиционную «прекрасную» куклу (с
большими глазами, длинными ресницами,
густыми блестящими волосами).

Дж.
Джинотт рекомендует для диагностики
семейных отношений использование гибких
резиновых кукол, поскольку статичное
кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для
диагностики глубинных проблем у старших
детей и подростков рекомендуется
изготавливать куклу.  Для этого можно
использовать куклу из фольги, размером
30 на 30 см.

Диагностическая
беседа с ребенком может проводиться
как в присутствии, так и в отсутствии
родителя .

Диагностический
эффект в процессе рассказывания сказки
достигается за счет того, что:

Образный
мир сказок позволяет ребенку
идентифицировать себя с персонажем
сказки. Дети в большей степени склонны
идентифицировать себя с животными,
нежели с людьми. Это предположение
впервые стало возможным благодаря
истории маленького Ганса, описанной
З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего
мальчика»;

Ребенок
объединяет свои мысли и переживания с
мыслями и переживаниями персонажа
рассказываемой сказки и рассказывает
о них;

Предлагаемые
ребенком ответы на вопросы взрослого
позволяют сделать заключение об
актуальном эмоциональном состоянии
ребенка и его фантазиях по поводу
дальнейшего развития ситуации.

Метод
«Песочная терапия»

Сказкотерапия
являясь эклетическим направлением
практической психологии, дает специалисту
большую свободу для творчества, позволяет
гармонично интегрировать и применять
техники других направлений психологии:
психодрамы, гештальт-терапии,
арт-терапии. Одним из интереснейших
синтезов сказкотерапии является
сказочная песочная терапия. Метод
сказочной песочной терапии как один из
вариантов сказкотерапии позволяет
эффективно решать как психологического
развития личности, так и коррекции
отдельных поведенческих реакций, может
использован не только психологами, но
и педагогами и воспитателями в
образовательных целях. Песочная терапия
может быть использована в работе
дефектологов, социальных работников.
Сказочная песочная терапия является
универсальным способом психологической
работы с клиентами разных возрастных
групп.

Как
пишет  Сакович Н.А. , «в подносе с
влажным или сухим песком клиент
располагает миниатюрные объекты и
создает картины. Через контакт с песком
и миниатюрами он облекает в физическую
форму свои самые глубинные сознательные
и бессознательные мысли и чувства.
Песочная
терапия, опирающая на активное воображение
и творческую символическую игру, является
практическим, основанным на личном
опыте клиента методом, который может
выстроить мост между бессознательным
и сознательным, между рациональным и
эмоциональным, между духовным и
физическим, между невербальным и
вербальным».

Технологии
песочной терапии многофункциональны.
Они позволяют психологу одновременно
решать задачи диагностики, коррекции,
развития и терапии. Клиент
решает задачи самоосознавания,
самовыражения, самоактуализации, снятия
напряжения и др. 

Метод
«Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов разработал
методику «Кататимного подхода в сказку»,
сочетающую в себе элементы сказкотерапии
и символдрамы. Структура занятия состоит
из четырех фаз:

Фаза
предварительной беседы (15-20 минут). На
этом этапе ребенку предлагается
рассказать о своей любимой сказке.
Психолог расспрашивает ребенка, когда
он эту сказку впервые услышал. От кого
он ее услышал, как и где это происходило.
Какие моменты сказки  особенно
волновали. Как ребенок относился к
персонажам сказки.

Фаза
релаксации (1-5 минут). Ребенка просят
закрыть глаза и расслабиться. Для чего
проводится упражнение на релаксацию.

Фаза
представления образа (в среднем около
20 минут). Ребенку предлагается представить
себя в сказке, о которой он рассказывал
во время предварительной беседы.

Фаза
обсуждения (5-10 минут). Проводится
обсуждение сказки и дается домашнее
задание нарисовать представленное в
образе. Рисунок обсуждается на следующей
сессии.

Однако 
при использовании этой методики имеются
следующие противопоказания :

1.  Острые
или хронические психозы или близкие к
психозу состояния;

2. 
Церебрально-органические синдромы в
тяжелой форме;

3.  Недостаточное
интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4.  Недостаточная
мотивация.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Выполнили:

Захарова
Анфиса (30201)

Коновалова
Кристина (30201)

Парыгин
Денис (30202)

Белоусова
Даша (30201)

Каурмачева
Вероника (30202)

Проверила:

Каминская
Н.Д.

2012
год.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка, формирование у него жизненной компетентности.

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс художественного слова «НОВЫЙ ГОД ПОХОЖ НА СКАЗКУ»


Конкурсы

126 работ

Международный конкурс авторских изделий прикладного искусства «ВСЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА»

-192

Международный конкурс авторских изделий прикладного искусства «ВСЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА
»

30 Ноября – 30 Ноября

Международный поэтический конкурс «ПОЭЗИЯ – МУЗЫКА ДУШИ»


Конкурсы

30 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Разное по литературному чтению для дошкольников «Организация образовательной работы в ДОУ по приобщению детей к художественной литературе.»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для «Семейное чтение»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, сказкотерапии Тема: «Русская народная сказка «Маша и медведь»»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для «Баллада о матери казачке»
    Литературное чтение


  • Уроки по литературному чтению для «Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши.»
    Литературное чтение

Автор: Колмакова Марина Валерьевна

Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и  комплексов.Сказкотерапия  дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели,  и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется  вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказкотерапия в работе с детьми

Как действуют сказки?

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Сказкотерапия структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Особенности сказкотерапии при работе  с детьми

От  рассказчика требуется выполнение следующих условий:

  • при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
  • во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
  • нельзя допускать затянувшихся пауз.
  • ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. – Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
  • ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
  • ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные связи.
  • сказки обязательно  должны подходить ребенку по возрасту.
  • способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Основные методы сказкотерапии

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком

  • В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
  • Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
  • Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
  • Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
  • Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
  • После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
    • О чем сказка?
    • Что запомнилось больше всего?
    • Какие герои запомнились? Почему?
    • Что случилось с тем или иным персонажем?
    • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
    • Какие чувства, какое настроение после сказки?
    • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
    • Случались ли у тебя похожие ситуации?
    • Чему мы можем научиться у этой сказки?
    • Как можно применить полученные знания в жизни?

Примеры упражнений по сказкотерапии

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже обладает терапевтическим эффектом. Сказку лучше именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом можно наблюдать за ребенком в процессе сказкотерапии.

Можно сочинять сказку вместе с ребенком либо, ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки невротического состояния. Для коррекции выявленных негативных эмоциональных проявлений ребенку требуется индивидуальная работа с психологом.

Метод «Рисование сказки»

Ребенка просят нарисовать, слепить или представить сказку в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, карандашами, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое  его беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка  различных чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. В этом и заключается терапевтический эффект данного упражнения.

Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.

skazka 25

Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.

Методика сказкотерапии: функция сказок

skazka 29

Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект skazzzki.ru, например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее ТУТ.

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Типы сказок

Принято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

skazka 31

2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

skazka 32

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

  • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

skazka 44

  • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
  • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

skazka 33

  • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

skazka 34

  • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

skazka 35

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

skazka 36

5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды…  – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка – обязательно положительная.
  • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.

Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание и сочинение сказки

Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

skazka 40

Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.

2. Рисование сказки

skazka 41

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

skazka 42

При рисовании сказки рекомендуется использовать цветные карандаши. Если вы собрались рисовать с ребенком что-то конкретное – выбирайте гуашь, а для описания собственных эмоций и ощущений – акварель.

3. Изготовление кукол

skazka 43

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

  • Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
  • Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
  • Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
  • Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

  • провести психодиагностику,
  • достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
  • приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
  • развить самосознание,
  • развить коммуникативные навыки, речь,
  • развить мелкую и грубую моторику,
  • разрешить внутренний конфликт,
  • провести профилактику или коррекцию страхов,
  • найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
  • откорректировать семейные отношения,
  • способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

4. Мастер сказок

skazka 45

Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов, на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

  • Государство,
  • Дорога,
  • Творец,
  • Помощник,
  • Доброе сердце-холодное сердце,
  • Сезонность,
  • Тело боли,
  • Распутье,
  • Авгиевы конюшни,
  • Божественное вымя.

Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Сказкотерапевтическая диагностика

skazka 46

Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

Для первого знакомства рекомендуется использовать «прекрасную» куклу с огромными глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами.

Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

skazka 47

После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Песочная терапия

skazka 48

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

skazka 49

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Кататимный поход в сказку

skazka 50

Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов, который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

  • Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
  • Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
  • Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
  • Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

skazka 51

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания. Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.

Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!

Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

Одной из главных проблем детей с ОВЗ является
нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда
культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Дети с ОВЗ
испытывают затруднения в выразительной передаче содержания текста, часто делают
необоснованные остановки и паузы, демонстрируют крайне бедный словарный запас.
Их речь часто характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным»
интонационным рисунком. Особую трудность для детей с ОВЗ представляет собой
оформление контекстного высказывания.
Сказки создают благоприятный эмоциональный фон, создают естественные условия
для использования компонентов интонационной выразительности, обеспечивают
развитие  мимики и дикции, учат улавливать ритм речи, а также помогают
поддерживать интерес и работоспособность дошкольников.

                 Использование
сказки в развитии связной речи
дошкольников помогает активизации речевого
общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных
умений у детей.

Сказка помогает ребенку
самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных
процессов.  У детей повышается речевая активность в процессе приобретения
умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между
ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать
связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с
приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи
в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого
развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через
речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в
переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Актуальность  данной темы
заключается в том, что сказки естественная

составляющая
в повседневной жизни детей.

       Наблюдая за детьми в процессе игры, на
занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо
мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети
раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев
сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают
сказочные задачи,

проявляя индивидуальное творчество.

Целью является
применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников,
всестороннее развитие творческих способностей каждого
ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возможности и сглаженными
отрицательными переживаниями связанные с речевой неполноценностью

Язык сказки ритмичен, слова
зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить
свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у
ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской
деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов
работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

В
каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия
может быть использована по отношению как к любому нормально
развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии
также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения,
особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с
нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи,
аутистического спектра и др.

Основными задачами сказкотерапии
являются:

§ 
  Развивать
речь детей;

§ 
  Выявить
и поддержать творческие 

     способности;

§ 
   Снизить
уровень тревожности и 

    
агрессивности;

§ 
   Развивать
способности к естественной 

     коммуникации;

§ 
   Формироватьумение
преодолевать трудности и страхи;

§ 
   Формировать
навыки конструктивного 

     выражения
эмоций

Художественные сказки делятся на
народные и авторские

  
                Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и
эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга,
ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и
поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному
человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь — из любой трудной ситуации
всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. 

Дидактические сказки

                   Дидактические сказки используются для преподнесения
детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для
ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о
новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в
контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения
становится более эффективным.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у

ребёнка, а также определить его характер и отношение к
тому, что его

окружает.

Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам,
где главным героем

является зайка- трусишка, то можно предположить, что
он сам достаточно

застенчивый, с повышенным уровнем тревожности.
Диагностическая сказка

может способствовать выявлению состояния ребенка, о
которых он не хочет

или не может говорить вслух. 

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на

Поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль
поведения на более

продуктивный

и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть не
навязчиво в сказочно

волшебной форме предлагается ребенку положительный
пример поведения, и

нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя
так же, как и

сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться
примером

положительного героя в борьбе со своими страхами и
проблемами. 

Приемы работы со сказкой:

     Чтение сказки и её анализ

    Цель: Осознание, интерпретация того, что стоит за
каждой сказочной

ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением
героев. После

прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
О чём сказка? Что

запомнилось больше всего? Какие герои запомнились?
Почему? Что

случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства
возникали во время

чтения? В какие моменты было радостно? В какие
грустно? Было ли жалко

кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после
сказки? Случается ли

такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя
похожие ситуации? Чему

мы можем научиться у этой сказки?

Метод «Рассказывание и сочинение сказки» 

Любое
рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно
рассказывать, а не читать, т.к. при этом  можно наблюдать, что происходит в
процессе рассказывания с ребенком.

Психолог
(педагог) и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее
всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное
придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить
его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в
поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Рассказывание сказок:

      Рассказывание сказки от первого или третьего лица.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц,
участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке
рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

      Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей
по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.

      Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит
первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий
ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д.

Метод «Рисование сказки»

Желательно
после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя
или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его
волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого
чувства, которое беспокоило.

Качество
изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в
рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый
рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более
светлые.

Для
рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то
конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Рисование по мотивам сказок

        
рисунок
наиболее значимого для ребенка отрывка;

        
любимого
сказочного героя, — сказочной страны

—  рисуя или работая с различными
материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли,
освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило

Проигрывание эпизодов сказки,
драматизация.

       Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку
почувствовать

некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть
эмоции,

проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирает для себя

«исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль
сценариста самому ребенку,

тогда проблемные моменты точно будут проиграны. 

Метод «Изготовление кукол»

В
сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.
По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление
куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит
изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук,
воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы
происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или
замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Метод «Изготовление кукол»

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол
можно решить следующие
задачи:                                                              

1.  Проведение психодиагностики.

2.  Достижение эмоциональной устойчивости и
саморегуляции.

3.  Приобретение важных социальных навыков, опыта
социального взаимодействия.

4.  Развитие коммуникативных навыков.

5.  Развитие самосознания.

6.  Развитие грубой и мелкой моторики.

7.  Разрешение внутренних конфликтов.

8.  Профилактика и коррекция страхов.

9.  Развитие речи.

10.  Поиск внутренних механизмов сопротивления
болезни.

11.  Коррекция отношений в семье.

12.  Становление психосоциальной идентичности
мальчиков и девочек.

Структура сказкотерапевтического занятия.

     
Ритуал
«входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного
клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая
волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла».

     
Основная
часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные
приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки,
рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких
ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

     
Резюмирование.
Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель
подводит итоги занятия.

     
 Ритуал
«выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё
важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились». 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Методика работы над сочинением по картине доклад
  • Методы показа и рассказа в экскурсии
  • Методика работы над сочинением по картине в начальной школе
  • Методы и приемы работы со сказкой в детском саду
  • Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии