Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи».
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»
в подготовительной группе.
Подготовила воспитатель Сарсания А.Э.
Цель:
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».
Задачи:
— продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;
— формировать навык создания синквейна (не рифмованное стихотворение из 5 строк);
— активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи;
— развивать слуховое и зрительное восприятие;
— воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая деятельность, безопасность.
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».
Оборудование и материал: картинки с изображением различных игрушек, игрушки (машина, мяч), алгоритм-схема описания игрушки, мягкая игрушка зайчик.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Вос-ль:
Утром, когда я шла на работу, нашла этого зайчика. (Воспитатель показывает игрушечного зайчика.) Наверное, какая-то девочка поиграла и забыла зайку на скамеечке. Что же делать? Как нам узнать, чей же этот зайчик? (Нужно найти хозяйку.)Как найти хозяйку? (Объявление дадим.) Чтобы поместить объявление в интернете, нам нужно сначала сфотографировать его. Сейчас сфотографируем его и поместим объявление. Напишем что? (Пропал зайчик и номер телефона.) Все, отправили объявление в службу пропавших игрушек, будем ждать хозяйку.
2. Игра: «Внимательные ушки».
Вос-ль: — Зайка пока побудет с нами в группе. А чтобы ему не было грустно, мы поиграем в игру. Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.
(Машинка, кукла, кубик, юла, береза, матрешка, погремушка, воробей, лошадка, барабан, неваляшка, телевизор, самолетик, кораблик, мяч.)
3.Составление сложных предложений об игрушках.
У каждой игрушки своя история. Так как игрушки сами не могут говорить, о них расскажем мы. Подойдите к игрушкам и возьмите любую, которая вам понравится. Теперь удобно присядьте на коврик. Какие игрушки хорошие! Каждая игрушка хочет быть любимой. Знаете, где делают игрушки? (На фабрик). Из каких материалов делают игрушки? (Из резины, металла, пластмассы, меха,ткани,дерева).Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки?
4. Игра называется «Расскажи какие?»
Вос-ль: — Мишка какой? (Мягкий, плюшевый, коричневый, легкий.)
— Мяч какой?…(пирамидка, кубик, машинка)
Вос-ль: — Как мы назовем одним словом? (игрушки).
5. Игра с мячом «С какой игрушкой я люблю играть?»
Вос-ль: —Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас мы узнаем, кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он любит играть. Например: «Я люблю играть с куклой» (Дети ловят мяч и составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений.)
Вос-ль: — В нашей группе много разных игрушек: юла, барабан, куклы, самолетик. Посмотрим, как наши ребята умеют превращаться в самолетики.
6. Физминутка «Самолет».
(Показать игрушку – самолет.)
Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и
покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и
рычат.)
Завели мотор – р-р-р,
Зарычал мотор – р-р-р,
Заворчал мотор – р-р-р,
Заурчал мотор – р-р-р,
Загудел самолет – у-у-у, (Разводят прямые руки в стороны и
тянут звук –у-)
И отправился в полет –у- у –у. (Бегут друг за другом по кругу)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)
Вот и кончился полет.
7. Составление рассказа описания по схеме.
Вос-ль:- (На телефон приходит сообщение.) Ребята, пришло сообщение от службы пропавших игрушек. Оказывается, когда мы давали объявление, забыли описать зайчика. Без описания они не могут найти хозяйку. Сейчас мы опишем зайчика и отправим сообщение. Вы уже хорошо знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Служба пропавших игрушек прислала нам схему, которая показывает, на что мы должны обратить внимание при описании зайчика. Поэтому составлять рассказ о зайчике мы будем с опорой на схематично нарисованный рисуночный план.
«План описания по схеме игрушки»
Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку:
— Что это?
— Цвет
— Величина
— Материал, из которого сделана игрушка
— Форма
— Какая на ощупь?
— Какие детали есть у нее?
— Как с ней играют?
Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на схематичный рисуночный план.
(Дети составляют рассказ о зайчике.)
8. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.
Вос-ль:- Все, отправили описание зайчика в службу пропавших игрушек. Ребята, может вы тоже хотите рассказать о своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки. Начать рассказ можно так: «Я хочу рассказать о своей любимой игрушке. Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют, возят, катают.)
(Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений воспитатель помогает.)
9. Сочинение синквейна.
Вос-ль: — Дети мы с вами отгадывали загадки об игрушках, играли в разные игры, составляли описательный рассказ об игрушках. А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение. Стихотворения бывают рифмованные и не рифмованные. Вот такое нерифмованное стихотворение мы сейчас составим об игрушке.
Вос-ль: — Но вначале отгадайте загадку:
— Его пинают, а он не плачет,
Его бросают — назад скачет. (Мяч)
Вос-ль: — Картинка мяча.
(Составление синквейна) по игрушке-мячику:
Вос-ль: — Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;
Вос-ль: — На первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (Мяч.)
Вос-ль: — На следующей строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой мячик? (Резиновый, разноцветный.)
Вос-ль: — Далее строка состоит из трех треугольников красного цвета. Подбираем слова-действия. Что мяч делает? (Лежит, катится, прыгает.)
Вос-ль: — Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: девочка, мяч, играет.(Девочка играет с мячом.)
Вос-ль: — И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться так же треугольником оранжевого цвета. Назовите, к какой группе предметов это слово относится?(Слово-ассоциация: игрушка.)
Вос-ль: — А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:
— мяч;
— круглый резиновый;
— лежит, катится, прыгает;
— Девочка играет с мячом;
— игрушка.
10. Рефлексия.
(Раздается телефонный звонок. В группу приходит девочка с мамой за зайчиком, забирают зайчика.) Ребята, какие вы молодцы, помогли девочке найти ее игрушку.
Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей)
Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Да, игрушки у нас могут быть сделаны из разного материала, отличаться по цвету и размеру. Игрушки уже полюбили вас, полюбите и вы их. Никогда не обижайте и нигде не забывайте!
Последующая работа: отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Лото», «Домино», «Из чего сделаны?», чтение художественной литературы: В. Катаева «Цветик-семицветик». ИЗО-деятельность на тему «Моя любимая игрушка»: рисование карандашами или продуктивная деятельность из пластилина.
Литература.
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
Конспект организованной образовательной деятельности по
образовательной области «Развитие речи».
Составление рассказа—описания «Моя любимая игрушка»
в подготовительной группе.
Цель: составление рассказа—описания «Моя любимая игрушка».
Задачи:
— продолжать обучать составлять рассказ—описание об игрушке с опорой на
схему;
—активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать
грамматический строй речи;
— развивать слуховое и зрительное восприятие;
— воспитывать бережное отношение к игрушкам.
—воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников
Интеграция образовательных областей: социально—коммуникативное
развитие; речевое развитие; физическое развитие; познавательное развитие.
Методические приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадок,
физкультурная минутка, игровой момент, образец рассказа воспитателя,
рассказ детей.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, беседа о любимых
игрушках, разучивание игры «Самолет», дидактические игры:
«Внимательные ушки», «Что из чего?», раскрашивание картинок—разукрашек
с изображением игрушек.
Оборудование и материал: мешок, игрушки из разного материала,
мячик, алгоритм—схема описания игрушки
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание
проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры,
создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей,
создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора
элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация
выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской
деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей,
обсуждение.
Ожидаемый результат
1. Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части.
2. Как можно играть той или иной игрушкой.
3.Из какого материала сделана игрушка.
Ход организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг. Давайте
возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в
гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
А теперь давайте присядем на стульчики.
Но сначала по традиции мы проведем артикуляционно—пальчиковую
гимнастику:
Упражнения для щек: Толстяк, худышка, полощем рот.
Упражнение для губ: дудочка, заборчик, дудочка играет, дудочка вращается.
Упражнение для языка: качели, трубочка — курай, часы, поехали на лошадке.
Теперь проговорим скороговорку (Шла Саша по шоссе и сосала сушку) и
чистоговорку (Ежу на ужин жук нужен.)
Сегодня Утром, когда я пришла на работу, возле наших дверей нашла вот
этот мешок, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?
— Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы? (Разгадывание загадок)
«Пьет бензин, как молоко,
может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
«Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
и устрой ему берлогу». (Медвежонок).
«Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
день, и два, и даже пять». (Кукла).
«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
«Эти чудо – кирпичи
я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
все с начала начинаю». (Кубики).
(После каждой отгаданной загадки из мешка достаётся соответствующая
игрушка)
Воспитатель: «Ребята, вы такие молодцы, такие умные, отгадали все загадки.
— Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке? (Игрушки)
Дети: «Игрушки».
Мы сегодня с вами будем рассказывать об игрушках.
Основная часть
2. Игра «Внимательные ушки».
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я
буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только
тогда, когда услышите название игрушек.
Машинка, кукла, кубики, берёза (это не игрушка, а дерево),
юла, матрёшка, воробей (Педагог: «Почему же вы не хлопаете?»),
Дети: «Потому, что это не игрушка, а птица)»,
мячик, телевизор (электроприбор), кораблик, самолётик, огурец (овощ).
Молодцы ребята, и здесь вы справились с заданием.
3.Составление предложений об игрушках.
Воспитатель: — Вы очень любите играть с игрушками. А вы знаете, где и как
делают игрушки? (ответы детей). Их делают люди на игрушечной фабрике.
На этой фабрике есть разные цеха, в которых из различных материалов
изготавливают игрушки. Из каких материалов делают игрушки? (Из резины,
металла, пластмассы, меха, ткани, дерева). Сейчас определим, из каких
материалов сделаны ваши игрушки?
Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке,
потрогайте. Определите, из какого материала сделана это игрушка. Давайте
по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.
Игра «Из чего сделано»
Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она — … (деревянная). Твердая,
гладкая, легкая.
Это мяч сделан из резины — … (резиновый). Эластичная, упругая,
растягивается.
Ведро сделано из пластмассы — … (пластмассовое). Хрупкая, легкая,
твердая.
Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая, тяжелая, твердая,
прочная.
Это мягкая игрушка сшита из меха (меховая). (мягкая, легкая, пушистая).
Дудочка сделана из пластмассы, поэтому она … какая (пластмассовая).
Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
Домик из картона какой? (картонный)
Робот из железа какой? (железный)
Лошадка из дерева какая? (деревянная)
Мишка из плюша какой? (плюшевый)
Собачка из меха какая? (меховая)
Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
Лягушка из резины какая? (резиновая)
Солдатик из олова какой? (оловянный)
Курочка из глины какая? (глиняная)
Бычок из соломы какой? (соломенный)
Игра « Расскажи, какая игрушка?»
Мишка какой? ( мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
Мячик какой ( круглый, мягкий, маленький, красный)
Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)
Кукла какая? ( красивая, интересная, добрая, модная)
Конструктор какой? ( красный, твердый, мелкий, большой, интересный)
Посудка какая? (красивая, легкая, удобная, прочная, пластмассовая)
4. Игра с мячом «С какой игрушкой я люблю играть?»
Воспитатель: — Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас мы узнаем,
кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по
очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он
любит играть. Например: «Я люблю играть с куклой» (Дети ловят мяч и
составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений.)
5. Физминутка «Самолет».
Воспитатель: Какие же вы молодцы ребята. Вы наверное устали? Сейчас мы
с вами выйдем на ковёр, встанем в круг и поиграем в игру «Самолет».
Посмотрим, как наши ребята умеют превращаться в самолетики.
(Показать игрушку – самолет.)
Самолет—самолет (Разводят прямые руки в стороны и
покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и
рычат.)
Завели мотор – р—р—р,
Зарычал мотор – р—р—р,
Заворчал мотор – р—р—р,
Заурчал мотор – р—р—р,
Загудел самолет – у—у—у, (Разводят прямые руки в стороны и
тянут звук –у-)
И отправился в полет – у— у –у. (Бегут друг за другом по кругу)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)
Вот и кончился полет.
6. Составление рассказа описания по схеме.
Воспитатель: «А сейчас самолётики полетели на свои посадочные места». У
меня тоже в детстве была любимая игрушка и сейчас я про неё расскажу. А
вы слушайте внимательно. Я буду строить свой рассказ по представленному
плану.
Составление рассказа
А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка –
кукла. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне
сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастливая и
довольная. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были
коричневые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я
никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске,
укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень
любила и берегла.
Вам понравился мой рассказ?
«План описания по схеме игрушки»
Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку:
— Что это?
— Цвет
— Величина
— Материал, из которого сделана игрушка
— Форма
— Какая на ощупь?
— Какие детали есть у нее?
— Как с ней играют?
Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на
схематичный рисуночный план.
7. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.
Воспитатель: Ребята, может, вы тоже хотите, рассказать о
своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки.
Кто сможет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы, не видя её, мы
могли хорошо себе представить какая это игрушка.
Начать рассказ можно так: «Я хочу рассказать о своей любимой игрушке.
Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса.
Она сделана из пластмассы. Машинкой играют, возят, катают».
(Желающие составляют рассказы—описания. В случае затруднений
воспитатель помогает.)
Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной
формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмассы, она
пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно
катать, играть в игру «Шофера» и «Такси». А если она сломается, ее можно
ремонтировать. (1 ребенок)
Моя любимая игрушка это кукла. Куклу зовут Маша. Она очень
красивая. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из
пластмассы, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки,
туловище, ножки. Моя ненейка свазала для куклы одежду. Ее можно
укладывать спать, покатать в коляске. Я очень люблю свою куклу.(2 ребенок)
Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, деревянные
квадратной и прямоугольной формы. У кубиков нет частей он целое. Из
кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3
ребенок)
Моя любимая игрушка конструктор лего. Его части состоит из
прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали.
Конструктор сделан из пластмассы. Из лего можно построить разные
сооружения дом, замок, робота. Мне очень нравится играть с конструктором
лего. (4 ребенок)
Моя любимая игрушка зайчик. Она белого цвета. Туловище у нее
овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не
маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище
ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру «Лесные звери». (5 ребенок)
Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы.
Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (6 ребенок)
Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие.
Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки
треугольной формы. Он маленький, сшит из меха. У него есть головка,
туловище, ножки, хвостик. Он такой мягкий, пушистый. Я очень люблю
своего котенка. (7 ребенок)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы так здорово и интересно
рассказывали о своих игрушках.
8. Рефлексия.
Воспитатель: Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали,
порвали, испортили. Какое правило нужно помнить? Как надо обращаться с
игрушками?
Дети: Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы
они радовали нас долговое время.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках.
Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей) А
понравилось ли составлять рассказы о своих любимых игрушках?
Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Наше занятие закончено.
Спасибо всем.
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию (рассказ из личного опыта) «Моя любимая игрушка» (с помощью плана) воспитателя старшей группы Мелкозёровой Снежаны Владимировны
Цель: учить составлять связный и последовательный рассказ о любимой игрушке в соответствии с планом.
Речевые задачи:
Учить детей выстраивать композицию рассказа, выделяя наиболее важные факты из личного опыта.
Закреплять умение рассказывать последовательно и выразительно.
Систематизировать знания о словообразовании
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к игрушке.
Воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
познавательное развитие.
Технологии: игровая, мнемотехника.
Методические приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультурная минутка, игровой момент, образец рассказа воспитателя, рассказ детей.
Словарная работа:
Активизация словаря определений материалов из которого состоит игрушка: резиновая, пластмассовая, меховая, деревянная, металлическая.
Материальное обеспечение: Говорящая игрушка Чебурашка, любимые игрушки детей, принесённые из дома, машинка, медвежонок, кукла, кубики, конструктор, мячик.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, составление рассказов о любимых игрушках в детском саду, разучивание игры «Подарки», дидактические игры: «Внимательные ушки», «Что из чего?»
Организационный момент:
В гости к детям приходит Чебурашка и приносит с собой красивый мешочек, который наполнен игрушками (Машинка металлическая, медвежонок плюшевый, кукла резиновая, мяч, кубики деревянные, конструктор пластмассовый, матрёшка деревянная).
Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они кто к ним пришёл?
Чебурашка вступает в разговор и говорит: «Скажите, если вы не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?
Дети: «Ты – Чебурашка».
Чебурашка рассказывает о себе: «Всем привет! Я — Чебурашка. Я был когда-то странной, игрушкой безымянной, к которой в магазине, никто не подходил. Теперь я Чебурашка и каждая дворняжка при встрече, сразу, лапу подаёт. Обращается к ребятам: «Ребята, а вы хотите узнать, что же я вам принёс в красивом мешочке? Но для этого вы должны отгадать загадки.
Пьёт бензин, как молоко,
Способна бегать далеко.
По дороге шуршат шины.
Вы догадались? Это ……(Машина).
Мохнатый зверь, он-сшит из плюша
У зверя — лапы, у зверя — уши.
Любит мёд тот зверь покушать (Медвежонок).
Круглый, звонкий и прыгучий
Стукнешь об стенку, а я отскочу.
Бросишь на землю, а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу (Мяч).
Чудо, чудо кирпичи.
Я их в подарок получил.
Что построю я из них – могу сломать.
Можно снова строить начинать (Кубики).
Рядом разные девицы,
Но похожи как сестрицы.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (Матрёшка).
По мере отгадывания загадок воспитатель выкладывает на стол из мешочка отгаданные игрушки.
Чебурашка: «Ребята, вы такие молодцы, такие умные, отгадали все загадки.
Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать все предметы, которые лежат у меня на столе?
Дети: «Игрушки».
Чебурашка: «Ну вот если бы меня взяли в детский сад работать игрушкой, то это было бы просто здорово».
Воспитатель предлагает Чебурашке остаться жить в детском саду.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду называть разные предметы. А вы ребята, если слышите название игрушки — хлопаете в ладоши, а если название любого другого предмета, то молчите.
Машинка, кукла, кубики, берёза (это не игрушка, а дерево),юла, матрёшка, воробей (Педагог: «Почему же вы не хлопаете?», Дети: «Потому, что это не игрушка, а птица), мячик, телевизор (электроприбор), кораблик, самолётик, огурец (овощ). Молодцы ребята, и здесь вы справились с заданием.
Чебурашка тоже хочет с вами поиграть и предлагает игру «Что из чего?».
Чебурашка: «У каждого из вас ребята есть любимая игрушка, но все они разные, и сделаны из разных материалов. Давайте мы попробуем определить, из какого материала сделана каждая игрушка, которую я вам принёс».
Каждый ребёнок выбирает игрушку из предложенных, и пытается определить из какого материала она сделана
Из чего сделана эта машинка? Эта машинка сделана из металла, значит она металлическая. (Учить ребёнка давать полный ответ). Эти кубики сделаны из дерева, значит они деревянные. Эта кукла сделана из резины, значит она резиновая. Этот Чебурашка сделан из меха, значит он меховой.
Воспитатель: «Какие же вы молодцы ребята. Вы наверное устали? Сейчас мы с вами выйдем на ковёр, встанем в круг и поиграем в игру «Подарки».
Игра «Подарки». Дети берутся за руки и идут по кругу повторяя слова «Принесли мы вам подарки, что захочешь, то возьмёшь. Вот вам кукла, с лентой яркой, конь, волчок и самолёт». Один из детей выбирает какую-нибудь из названных игрушек и все выполняют действия соответствующие заявленной игрушке, передвигаясь по образованному кругу. Кукла (имитируем движение «пружинка»), конь (подскоки), волчок (покружились в одну сторону далее пружинка, в другую сторону и вновь пружинка), самолёт (руки в стороны).
Воспитатель: «А сейчас самолётики полетели на свои посадочные места». Все вы сегодня, ребята, принесли свои любимые игрушки и наверняка хотите про них рассказать своим друзьям. У меня тоже в детстве была любимая игрушка и сейчас я про неё расскажу. А вы слушайте внимательно. Я буду строить свой рассказ по представленному плану.
Моей любимой игрушкой в детстве был плюшевый медвежонок. Мне его подарили родители на день рождения. До сих пор помню, как я была рада получить такой подарок. Я любила с ним играть, рассказывать ему сказки, укладывать спать, лечить, играть в прятки. Когда медвежонок просыпался, я учила его умываться. Я всегда аккуратно с ним обращалась, чтобы он не запачкался и не порвался. Играть с ним всегда было очень весело и интересно. Вам понравился мой рассказ?
А теперь вы расскажите мне про свои любимые игрушки. Дети по желанию выходят со своей игрушкой и составляют рассказ с опорой на план. Педагог после рассказа каждого ребёнка спрашивает у детей, понравился ли им рассказ и чем, хвалит инициативу ребёнка.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А понравилось ли составлять рассказы о своих любимых игрушках?
Прощаются с Чебурашкой.
План составления связного рассказа из личного опыта «моя любимая игрушка».
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»
Дата: 20.06.2019г.
Цель:
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».
Задачи:
— продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;
— формировать навык создания синквейна (не рифмованное стихотворение из 5 строк);
— активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи;
— развивать слуховое и зрительное восприятие;
— воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая деятельность, безопасность.
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».
Оборудование и материал: картинки с изображением различных игрушек, игрушки (машина, мяч, алгоритм-схема описания игрушки, мягкая игрушка зайчик.
Содержание образовательной деятельности:
-
Вводная часть
Вос-ль:
Утром, когда я шла на работу, нашла этого зайчика. (Воспитатель показывает игрушечного зайчика.) Наверное, какая-то девочка поиграла и забыла зайку на скамеечке. Что же делать? Как нам узнать, чей же этот зайчик? (Нужно найти хозяйку.)Как найти хозяйку? (Объявление дадим.) Чтобы поместить объявление в интернете, нам нужно сначала сфотографировать его. Сейчас сфотографируем его и поместим объявление. Напишем что? (Пропал зайчик и номер телефона.) Все, отправили объявление в службу пропавших игрушек, будем ждать хозяйку.
2. Игра: «Внимательные ушки».
Вос-ль: — Зайка пока побудет с нами в группе. А чтобы ему не было грустно, мы поиграем в игру. Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.
(Машинка, кукла, кубик, юла, береза, матрешка, погремушка, воробей, лошадка, барабан, неваляшка, телевизор, самолетик, кораблик, мяч.)
3. Составление сложных предложений об игрушках.
У каждой игрушки своя история. Так как игрушки сами не могут говорить, о них расскажем мы. Подойдите к игрушкам и возьмите любую, которая вам понравится. Теперь удобно присядьте на коврик. Какие игрушки хорошие! Каждая игрушка хочет быть любимой. Знаете, где делают игрушки? (На фабрик). Из каких материалов делают игрушки? (Из резины, металла, пластмассы, меха,ткани,дерева).Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки?
4. Игра называется «Расскажи какие?»
Вос-ль: — Мишка какой? (Мягкий, плюшевый, коричневый, легкий.)
— Мяч какой?. (пирамидка, кубик, машинка)
Вос-ль: — Как мы назовем одним словом? (игрушки).
5. Игра с мячом «С какой игрушкой я люблю играть?»
Вос-ль: -Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас мы узнаем, кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он любит играть. Например: «Я люблю играть с куклой» (Дети ловят мяч и составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений.)
Вос-ль: — В нашей группе много разных игрушек: юла, барабан, куклы, самолетик. Посмотрим, как наши ребята умеют превращаться в самолетики.
6. Физминутка «Самолет».
(Показать игрушку – самолет.)
Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и
покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и
рычат.)
Завели мотор – р-р-р,
Зарычал мотор – р-р-р,
Заворчал мотор – р-р-р,
Заурчал мотор – р-р-р,
Загудел самолет – у-у-у, (Разводят прямые руки в стороны и
тянут звук –у-)
И отправился в полет –у- у –у. (Бегут друг за другом по кругу)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)
Вот и кончился полет.
7. Составление рассказа описания по схеме.
Вос-ль:- (На телефон приходит сообщение.) Ребята, пришло сообщение от службы пропавших игрушек. Оказывается, когда мы давали объявление, забыли описать зайчика. Без описания они не могут найти хозяйку. Сейчас мы опишем зайчика и отправим сообщение. Вы уже хорошо знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Служба пропавших игрушек прислала нам схему, которая показывает, на что мы должны обратить внимание при описании зайчика. Поэтому составлять рассказ о зайчике мы будем с опорой на схематично нарисованный рисуночный план.
«План описания по схеме игрушки»
Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку:
— Что это?
— Цвет
— Величина
— Материал, из которого сделана игрушка
— Форма
— Какая на ощупь?
— Какие детали есть у нее?
— Как с ней играют?
Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на схематичный рисуночный план.
(Дети составляют рассказ о зайчике.)
8. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.
Вос-ль:- Все, отправили описание зайчика в службу пропавших игрушек. Ребята, может вы тоже хотите рассказать о своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки. Начать рассказ можно так: «Я хочу рассказать о своей любимой игрушке. Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют, возят, катают.)
(Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений воспитатель помогает.)
9. Сочинение синквейна.
Вос-ль: — Дети мы с вами отгадывали загадки об игрушках, играли в разные игры, составляли описательный рассказ об игрушках. А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение. Стихотворения бывают рифмованные и не рифмованные. Вот такое нерифмованное стихотворение мы сейчас составим об игрушке.
Вос-ль: — Но вначале отгадайте загадку:
— Его пинают, а он не плачет,
Его бросают — назад скачет. (Мяч)
Вос-ль: — Картинка мяча.
(Составление синквейна) по игрушке-мячику:
Вос-ль: — Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;
Вос-ль: — На первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (Мяч.)
Вос-ль: — На следующей строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой мячик? (Резиновый, разноцветный.)
Вос-ль: — Далее строка состоит из трех треугольников красного цвета. Подбираем слова-действия. Что мяч делает? (Лежит, катится, прыгает.)
Вос-ль: — Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: девочка, мяч, играет. (Девочка играет с мячом.)
Вос-ль: — И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться так же треугольником оранжевого цвета. Назовите, к какой группе предметов это слово относится (Слово-ассоциация: игрушка.)
Вос-ль: — А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:
— мяч;
— круглый резиновый;
— лежит, катится, прыгает;
— Девочка играет с мячом;
— игрушка.
10. Рефлексия.
(Раздается телефонный звонок. В группу приходит девочка с мамой за зайчиком, забирают зайчика.) Ребята, какие вы молодцы, помогли девочке найти ее игрушку.
Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей)
Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Да, игрушки у нас могут быть сделаны из разного материала, отличаться по цвету и размеру. Игрушки уже полюбили вас, полюбите и вы их. Никогда не обижайте и нигде не забывайте!
Последующая работа: отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Лото», «Домино», «Из чего сделаны?», чтение художественной литературы: В. Катаева «Цветик-семицветик». ИЗО-деятельность на тему «Моя любимая игрушка»: рисование карандашами или продуктивная деятельность из пластилина.
Автор: Ниязбаева Венера Бикбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Ноябрьск
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи
Тема: «Составление рассказа о любимой игрушке»
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию
речи «Составление рассказа о любимой игрушке»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка»
Ниязбаева В.Б.
Цель:
-связная речь: учить описывать и сравнивать кукол : правильно называть
наиболее характерные признаки , строить законченные предложения ;
-словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные, учить
пользоваться словами с противоположным значением, разбор нового слова
«заводная», закрепить представления о понятии «игрушки»
— звуковая культура речи: развивать выразительность речи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно
отгадать.
Загадка о кукле.
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку —
Она закроет глазки,
Поиграем — будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром — дочка, днем — подружка?
Дети отгадывают. Появляется кукла.
Кукла: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Наша кукла очень красивая. С ней можно будет поиграть, если
сначала рассказать о ней: какая кукла, во что одета, как с ней можно играть.
Давайте рассмотрим нашу куклу. Что на ней надето?
Дети: Платье, носки, туфли.
Воспитатель: Какое платье?
Дети: Синее, красивое, нарядное…
Воспитатель: Что есть на платье?
Дети: Карманы, воротник, пуговицы…
Воспитатель: Какие у куклы волосы? глаза?
Ответы детей…
2
Воспитатель: Ребята, кукла пришла к нам в гости не одна, а принесла с собой
мешок. Хотите узнать, что там лежит?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы?
Дети: Да!
«
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши»
(Плюшевый мишка)
«Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает,
И усталости не знает»
(Мяч)
«Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть…»
(Кубики)
«Пьет бензин, как молоко,
может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?»
(Машина).
(После
каждой
отгаданной
загадки
из
мешка
достаётся
соответствующая игрушка)
Воспитатель: Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке?
Дети: Игрушки
Кукла: Молодцы ребята! Отгадали загадки про мои любимые игрушки, а
вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут
описывать свои любимые игрушки по схеме (вопросы по схеме).
Воспитатель: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые,
синие)
3
Воспитатель:
По
форме игрушки
бывают? (Круглые,
квадратные,
треугольные)
Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие)
Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показать на
схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые). Из
железа? (Железные).Из дерева? (Деревянные). Из меха? (Меховые). А еще
такие игрушки называют плюшевые.
Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Дети: плюшевые…
Воспитатель: Ребята, прежде, чем вы начнете рассказывать, давайте
немного поиграем и куклу пригласим с нами поиграть.
Физкультминутка «Игрушки»
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться,
поднявшись на носочки)
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (руки на поясе,
подняться на носочки)
Воспитатель: А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка –
кукла Катя. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу
очень понравилась. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были желтые,
платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я
очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду.
Свою куклу я очень любила и берегла.
Воспитатель: А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как
вы с ними играете. Рассказы детей.
(Игрушки детей под стульчиками)
Воспитатель: Ребята, а давайте еще поиграем с куклой, хотите?
Дети: Да!
Игра «Расскажи, какие»
Воспитатель: Ребята, сколько у нашей куклы игрушек. А главное, они все
разные.
Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)
Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)
Кубик какой? (красный, твердый)
Дидактическая игра «Один — много»
Кукла называет один предмет, а дети хором говорят: «А у нас много…»
Мяч — мячей, шар — шаров, кубик – кубиков….
Воспитатель: Ребята, к игрушкам нужно относится очень бережно, чтобы они
не ломались и долгое время радовали нас. Давайте, Кукле Тане расскажем,
стихотворение про игрушки.
Стихотворение Н. Найдёновой «Наши игрушки«.
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, —
Все у нас общее в детском саду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, Кукла Таня говорит, вам спасибо. Мы с вами
сегодня не просто поиграли, но и вспомнили, как можно описывать игрушки,
поиграли в интересные игры.