Мухтар ауэзов сирота рассказ

 Рассказ «Сирота». Мухтар Ауэзов

Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.

Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ему подтянули другие. Заунывно-протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло-однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто-алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

В то же самое время с противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шел одинокий мальчик лет десяти-одиннадцати. На лице его застыла неутешная печаль, большое недетское горе. Все вокруг кажется ему холодным, чужим, жестоким. Задумчиво-грустные вершины холмов, окутанная сумраком долина, дикие ущелья, молчаливо хранящие тайны ночи, нагоняют страх, который сжимает сердце.

Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его — судьба.

Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители. Тяжелое то было горе, но тогда у него оставалась бабушка, было кому утешить. Да он и не понимал всей тяжести утраты, всего ужаса постигшей его беды, и если плакал, то больше потому, что плакали другие. Смерть бабушки он переживал куда тяжелее. Теперь он один, совсем один, некому приласкать, некому осушить слезы. В этот день мальчику показалось, что само небо всей тяжестью легло на его хрупкие плечи.

Близких родственников у Касыма не было. Бабушку хоронили миром. Не было траурной процессии, никто не оплакивал ее. Только Касым, безудержно плача, громко причитал:

— Бабуленька, родненькая! На кого ты меня покинула?.. Почему ты не взяла меня с собой?! Теперь я совсем сирота…

Слушая его рыдания, присутствующие тоже вытирали невольные слезы, они знали, какова тяжкая сиротская доля.

Да, смерть бабушки была для Касыма самой большой утратой. Он так привык к ней, к ее ласковому взгляду, к легкому прикосновению ее рук, к тому, что она всегда с ним. Он любил вечером приласкаться к ней, положить голову на колени и сидеть так долго-долго.

Старуха понимала, как невыносимо трудно будет Касыму одному, знала, что его ожидает, и, собрав все свои силы, старалась, чтобы ничто не омрачало сиротскую жизнь мальчика. С какой-то странной улыбкой смотрела она на Касыма, когда тот ласкался к ней, казалось, всю боль и жалость вкладывала она в эту улыбку.

Хотелось ли ей жить? Что и говорить, очень хотелось. Хоть бы дожить до совершеннолетия Касыма. «О господи!— молилась она.— Продли мои дни, пока окрепнут ноги моего жеребеночка. Не оставь его одного на произвол судьбы!» С этой молитвой на устах старуха и умерла.

Оплакав бабушку, Касым, глядя на взрослых, соблюдал траур. Тоска одиночества и бесприютность мучили его. Чуть вспомнит мать, отца, бабушку, и они встают перед глазами как живые. Часто Касым брал палку, уходил в степь и там звал родных. Но никто не приходил, даже не откликался, и мальчик снова горько плакал.

Часто, вконец уставший, измученный, он засыпал прямо в степи. И тогда к нему возвращалось счастье — приходили отец, мать, бабушка. Они ласкали его, обнимали, целовали. Бабушка, ероша его жесткие волосы, приговаривала: «Теперь мы больше не умрем. Твои слезы вернули нас к жизни. Ты уже не беззащитный, и больше плакать не надо».

Касым радовался во сне, припадал к материнской груди и по-детски жаловался: «Зачем ты обижала меня, зачем не откликалась и заставляла плакать? ».

Тут Касым просыпался. Он понимал, что это был сон, и. все же не хотел верить, что родители больше никогда не придут к нему. В душе мальчика теплилась надежда, что хоть кто-нибудь из них да вернется.

Шли дни. Для Касыма это были горькие, сиротские дни. Но как ни цепка детская память, а время делает свое. Забывались отец и мать, стала забываться и бабушка. Кочуя, род все дальше и дальше уходил от ее могилы, черневшей одиноким холмиком на склонах Улытау.

Шли месяцы. И время, прожитое с бабушкой, овеянное ее лаской, осталось в памяти Касыма как неясное воспоминание, как сладкий сон, который не повторится. Увлекательные, полные волшебства сказки бабушки, ее щемящие душу тихие и протяжные песни тоже ушли безвозвратно. Все погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту.

После смерти бабушки Касыма, будто бы из жалости, взял к себе их сосед Иса. Забрал он и скот, доставшийся мальчику в наследство,— десятка три баранов, несколько коров и лошадей.

Соседи говорили Исе: «Не зарься на сиротское добро. Раз берешь к себе Касыма, не обижай его, вырасти человеком!».

Детей у Исы и своих было много, а скота почти не было. Ни он, ни его сварливая жена Кадиша не вняли советам соседей. Они сразу же стали распоряжаться этим скотом, как своим собственным.

Будь все ладно в новом доме, может и не знал бы ничего об этом Касым. Да не очень рады были ему в семье Исы. Как-то поздней ночью, когда все дети улеглись и только Касым, видно, из-за непривычной обстановки, не мог уснуть и лежал, укрывшись с головой ветхим одеялом, он услышал разговор Исы и Кадиши. Они решали, как распорядиться наследством Касыма.

— Черноголового барана и серую кобылу зарежем на зиму, корову продадим и справим детишкам одежонку, — говорила Кадиша.— А то совсем обносились.

Касым заплакал, громко всхлипывая и шмыгая носом. Но на него никто не обратил внимания. Иса и Кадиша продолжали свой разговор.

С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о себе, о своем горе. Но поделиться ему было не с кем. Да и кто мог помочь? Сердобольные соседки да всевидящие старики сами замечали все. Иногда говорили Касыму:

— Смотри будь хозяином, а то не останется у тебя скота, все сожрет Иса!— Но потом, как бы опомнившись, добавляли:— Дитя еще! Ну что он может сделать?

Касыму нечего было возразить им. Сиротство, как тяжелый камень, давило его все больше и больше. Прошло немного времени, и Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и веселый, превратился в худенького, хмурого, убитого горем мальчика, Весь его вид говорил о заброшенности и несчастье.

Настали те дни, которых больше всего опасалась бабушка Касыма. Внук остался один, всем чужой. Ису интересовал только его скот, которым можно было воспользоваться. И он воспользовался.

— Пожалейте сироту! Грешно резать мой скот!— сквозь слезы закричал Касым, когда Иса собрался вести на убой серую кобылу. Мальчик обхватил ее за шею и заплакал. В ответ он получил от Исы и Кадиши несколько увесистых тумаков. Вдобавок его оставили без обеда.

Дети Исы были избалованные. При каждом удобном случае они всячески издевались над Касымом. Отец и мать не запрещали им этого. Наоборот, всю работу по дому они сразу же свалили на сироту. На целый день отправляли они Касыма в степь собирать кизяк. Мальчик так уставал, что, придя домой вечером, падал и засыпал как убитый. Оправдывая безделье своих детей, Иса еще выговаривал Касыму: «Ведь скот твой, вот и работай. У них ничего нет, могут порезвиться».

Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нем, что никто не принимает никакого участия в его судьбе, замкнулся. Он ни с кем не вступал в разговоры, избегал людей. Мальчик еще больше похудел, лицо его стало желтовато-серым.

Тихий и покорный, он все больше погружался в свое одиночество, в нем росли подозрительность, недоверие к людям. Эти чувства подтачивали его силы, ломали душу. Голод, нищета, изнурительная работа все больше озлобляли мальчика. Не было дня после смерти бабушки, когда бы жизнь подарила ему хоть маленькую радость. Касым и с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днем дряхлела.

Кадиша, любящая мать своих детей, была для Касыма воплощением зла. Ежедневные побои, постоянная ругань. «Ах ты, негодяй!.. Ах ты, бездомная собака!..»— иных слов сирота от нее и не слышал.

Сейчас, беспросветной темной ночью, Касым идет один по горной тропинке, далеко от дома. Иса и Кадиша еще утром избили его и прогнали из аула. Но перед закатом солнца Касым все-таки вернулся домой. Силы иссякли, хотелось забиться куда-нибудь в уголок и хоть полежать тихонько, смежив веки. Но перед юртой стоял разъяренный Иса. Не говоря ни слова, он стал снова избивать мальчика. И тогда терпенье Касыма иссякло.

— В чем я виноват?.. За что ты истязаешь меня?.. Что я должен тебе?.. Вся моя вина в том, что я сирота, что за меня некому заступиться!..— злобно выкрикнул он и, схватив увесистый булыжник, швырнул в Ису а сам что есть мочи кинулся бежать в степь.

Иса схватился за колено и грузно сел, посылая вслед Касыму грязные ругательства. Дети Исы выскочили из юрты и, прихватив камни, бросились вдогонку за Касымом, но он был уже далеко. Он бежал в горы.

Ясно, что в аул ему теперь возвращаться нельзя. Касым подумал, что давно не был на могилах родителей, и направился в сторону прошлогодней зимовки. Он вспомнил, как хотел в день поминок зарезать на кладбище, у родных могил барана, угостить бедняков, а муллу попросить почитать Коран, но Иса и Кадиша обругали его за это и не позволили резать скотину.

Сейчас Касыму некуда было идти, и он твердо решил одолеть перевал, добраться до прошлогодней зимовки, пойти на кладбище, припасть к надгробным камням и хоть нареветься вволю, выплакать свое горе.

Туда и шел он сейчас по горной тропинке, темной ночью, один.

Видя, что темнота сгущается, Касым ускорил шаг, затем побежал. Озираясь по сторонам, вздрагивая от страха, он бежал, надеясь хоть кого-нибудь встретить. По вокруг ни души. Глухая ночь.

В раннем детстве Касым наслушался от бабушки страшных рассказов о чертях и ведьмах, драконах и всякой нечистой силе, которая бродит по земле темными ночами. В рассказах вся эта нечисть не раз пугала путников, сбивала с пути и уводила то в пропасть, то в трясину. Касым вспомнил все это, и ему стало страшно. Он дрожал, как в лихорадке, сердце стучало часто и громко, ноги отяжелели и не слушались его.

Окутанные мраком каменные глыбы кажутся пристанищем злых духов. На мгновенье вспыхивает свет. По после него темнота кажется еще гуще, она, как ведьма, сразу же поглощает не только ночные сполохи, но и саму луну. Страх прячется и в таинственных ущельях, и между обнаженных скал; в густой листве деревьев тоже скрывается что-то ужасное и выжидает момента, чтобы броситься на тебя. Касыму казалось, что ночь пристально глядит на него тысячами черных страшных глаз из-под каждого камня, из-под каждого куста. А по горам бредет звездоглазая, каменнобровая, с лицом черным, как ночь, злая старуха, шепчет какие-то заклинания и громко чихает.

Нет, он ослышался. Вокруг тихо, только изредка птица захлопает крыльями или зашуршит в листве. Касым почувствовал себя еще более одиноким. Вдруг, словно зная о том, как боится Касым темноты, словно догадываясь, как мрак сжимает его сердце, в стороне что-то сверкнуло. Дорога проходила рядом с небольшим леском. Касым замер. И тут почти из-под ног что-то шарахнулось в сторону. Холод пополз по спине. Мальчик не мог сдвинуться с места.

Это была птица. Просто глупая птица. Но Касыму показалась она чем-то страшным, неземным. Ангел? А может быть, черт? Что за нечистая сила преграждает ему путь? А может, это человек?.. Касым тихонько кашлянул. Но ответа не последовало, и мальчик медленно двинулся вперед. Он сделал всего несколько шагов, как кто-то с гиком и хохотом бросился на него и с маху хлестнул по лицу. Касым закрыл глаза. Когда он осмелился открыть их, то увидел устремленный на него взгляд двух огненных глаз… Перед ним стоял долговязый и тощий человек. Из-под выпяченных губ видны длинные зубы. В руках длинный нож. «Это, наверно, и есть степной шайтан»,— подумал Касым. В это время чудовище крикнуло повелительно:

— Шагай за мной! Иди, несмотря на усталость и слабость. Оцарапаешь ноги, разобьешь в кровь пальцы об острые камни — все равно иди. Ну, марш за мной!-И чудовище зашагало вперед.

— Дяденька, я сирота…— отозвался Касым, но на него снова грозно блеснули огненные глаза. И Касым побежал, побежал сломя голову, не обращая внимания ни на что.

…Близилась полночь. Трое всадников ехали по взгорью, слегка поторапливая лошадей. Тропинка была узкая, и кони шли гуськом. Вдруг у небольшого леска, густым кустарником подступавшего прямо к дороге, головная лошадь остановилась, запрядала ушами, коротко заржала и стала пятиться. Остановились и другие.

Туча все же догнала путников. Рванул ветер, и хлестнул дождь. Сверкнула молния. И тут всадники увидели мальчика. Он стоял, прислонившись к дереву, и не двигался. Успокоив лошадей, всадники подъехали ближе. Окликнули, но мальчик не отозвался. Тогда они спешились и подошли к дереву. Один из них тронул мальчика за плечо, и тот навзничь свалился в траву. Он был мертв.

конечно же — Никогде

Шустерман Нил — Междуглушь

Это всего лишь отголосок Ветхого Завета — око за око… аз есмь…
Новый завет советует подставить щеку.
Парадигма…

Ильин Иван — Основное нравственное противоречие войны

Погружение в безумие…

Болл Дэвид — Свиток

нет, это не то! это такие женщины, которые вредят парам. а у дреаних греков, это такие духи, которые пары доводят до…

Шукшин Василий — Петя

Подскажите Крайтон Майкл написал только одну книгу Юрского периода или их несколько. Фильмов то вон полно а вторую…

Крайтон Майкл — Парк юрского периода


jerry

54 минуты назад

Пфф-фф-ффффф) Курьезно)) Бармен, десять лайков этому посетителю)

Беттельхeйм Бруно — Люди в концлагере

Тот факт, что Букреев спустился первым и лег отдыхать, был по-моему согласован с Фишером, потому что одному из…

Кракауэр Джон — В разреженном воздухе

Фильм «Цена риска „по этой книге. бегущий человек-другое.

Шекли Роберт — Премия за риск


Alex

2 часа назад

Чего(кого) только в придорожных кафе не встретишь, законы физики главное знать)! Занятная и немного грустная история….

Уолтон Гарри — Тест на интеллект

Как бывший банковский работник оценил масштаб трагедии, Кейн гениален

Кейн Джеймс — Растратчик

Сказка, конечно. Не для самых маленьких. Вера в чудеса исчезает не сразу, не одним днём! В эти святочные дни самое…

Прокофьева Софья — Тайна железного дерева

Какое красивое, самовозвышающее и эфемерное выражение, согласитесь))
Это я про «иммунитет от промывки…» Думаю, им…

Крейг Оулсен — Обаудиция

Пушка
Пушечная

Арсеньев Сергей — Студентка, комсомолка, спортсменка

Интересно, но, на мой взгляд, затянуто. Прослушал 61%, утомительно (не в обиду будь автору сказано). Сократить бы на…

Суржиков Роман — Стрела, монета, искра

59%: автору явно было нечего писать. «Приём» на этом месте уже затёрт до дырок им же самим. И с участием Хокинса… и с…

Май Карл — Золото Виннету

Долго ффтыкал над сим замечательным комментом. Но понял: далеко мне до Просветлённого Бодхидхармы! То ли сиё спойлер,…

Велтистов Евгений — Электроник — мальчик из чемодана

Ну так и сети это метафора. Не сеточки, как вы выразились, а прочные рыболовные сети, которые и акуле не по зубам. Я…

Дю Морье Дафна — Птицы

Шапокляк вспомнилась с её песенкой про добрые поступки и помощь людям. А рассказ отличный, прочтение вообще выше…

Голд Гораций — Чего стоят крылья

Угольный мрак разума! Больше мерзко, чем страшно, но послушалось с интересом. Прочитано на высшем уровне.

Лансдейл Джо — Угольная чернота

Согласен! Слушал только чтобы уши занять на работе.

Загорцев Андрей — Спецуха



Скачать материал

Урок русского языка и литературы 8 клМухтар     Ауэзов                  189...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 352 человека из 70 регионов

  • Сейчас обучается 66 человек из 38 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка и литературы 8 клМухтар     Ауэзов                  189...

    1 слайд

    Урок русского языка и литературы 8 кл
    Мухтар Ауэзов

    1897 — 1961
    «Сирота»

  • Цели урока:С8.1.3.1  –  понимать  содержание  прозаических,  драматических
 ...

    2 слайд

    Цели урока:
    С8.1.3.1 – понимать содержание прозаических, драматических

     поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта;
    Г8.2.5.1 – участвовать в диалоге по общественно значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

  • Мухтар Омарханович Ауэзов - вы­дающийся казахский писатель, ака­демик, первый...

    3 слайд

    Мухтар Омарханович Ауэзов — вы­дающийся казахский писатель, ака­демик, первый в Казахстане доктор филологических наук, профессор, заслу­женный деятель науки Казахской ССР. Он родился в Чингизской волости Семи­палатинского уезда в семье кочевника. Первым учителем М. Ауэзова был его дед Ауэз, познакомивший внука с тон­костями арабской грамоты. В 1906 г. дядя М. Ауэзова Касымбек увозит его в г. Семипалатинск, где обучает пле­мянника русской грамоте и позднее определяет в пятиклассное русское городское училище. По окончании училища М. Ауэзов поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию. Затем учится на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) универ­ситета, после в аспирантуре Среднеазиатского универси­тета.
    Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй великого казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем Абая.
    С творчеством М.О. Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык многие классические произведения мировой и русской драматургии. Значительным вкладом в литературо­ведение являются его исследования устно-поэтического твор­чества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершина его литературного наследия роман-эпопея «Путь Абая», который вошёл в «Библиотеку всемирной литературы».
    Рассказ «Сирота» написан в 1925 году. В нём повествует­ся о трагической жизни мальчика Касыма и душевной чёрст­вости окружающих его людей.

  •        Казахская пословицаВ сиротстве жить –       слезы лить.

    4 слайд

    Казахская пословица
    В сиротстве жить – слезы лить.

  • Прочитайте отрывок из рассказ «Сирота» М. О. Ауэзова (в сокращении стр. 60-61...

    5 слайд

    Прочитайте отрывок из рассказ «Сирота» М. О. Ауэзова (в сокращении стр. 60-61)- Кого называют сиротой? Объясните смысл этого слова.
    Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы лёгкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грузно легли тяжёлые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в тёмно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.
    Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но всё же иногда с опаской поглядывают на чёрную тучу, надвинув­шуюся на горы. Там идёт дождь.
    …В то же самое время с противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шёл одинокий мальчик лет дес яти-одиннадцати. На лице его застыла неутешная печаль, большое недетское горе. Всё вокруг кажется ему холодным, чужим, жестоким. Задумчиво-грустные вершины холмов, окутанная сумраком долина, дикие ущелья, молчаливо хра­нящие тайны ночи, нагоняют страх, который сжимает сердце.
    Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его — судьба.
    Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители. Тяжёлое то было горе, но тогда у него оставалась бабушка, было кому утешить. Да он и не понимал всей тяжести утраты, всего ужаса постигшей его беды, и если плакал, то больше потому, что плакали другие. Смерть бабушки он переживал куда тяжелее. Теперь он один.

  • Беседа по текстуКакие определения, вы можете подобрать к слову сирота? Кому и...

    6 слайд

    Беседа по тексту
    Какие определения, вы можете подобрать к слову сирота? Кому из героев рассказа подходит это слово?
    Как вы думаете, какая судьба у мальчика, что он. на ночь глядя, идёт в незнакомые места? Кто его гонит?
    Через какие испытания пришлось пройти герою?
    Когда Касым осиротел?
    Чью смерть он переживал сильнее? Почему?
    Найдите строки в рассказе, где говорится о бабушке Касыма. Дайте словесное описание бабушки.
    Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один?
    Каким глаголом можно передать их отношение?
    Был ли он счастлив после смерти родителей?
    А бывал ли он счастлив хоть иногда?
    Какой же стала его жизнь после смерти бабушки?
    Кто его взял к себе? Как жилось мальчику на новом месте?
    Как Иса решил распорядиться скотом Касыма?
    Что пытались сделать окружающие?
    Как бы вы охарактеризовали образы Исы и Кадиши?
    Как изменился герой? Почему он замкнулся? Озлобился?
    Помогли ли ему окружающие?
    Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
    Почему Касым ушел из аула?
    Кто виноват в смерти Касыма?

  • «Что же заставляет мальчишку, на ночь глядя, идти одного в незнакомые места?...

    7 слайд

    «Что же заставляет мальчишку, на ночь глядя, идти одного в незнакомые места?
    Кто гонит его? Заставляет его, гонит его – судьба.»

  •                «Фишбоун»

  • Практическая работа

    9 слайд

    Практическая работа

  • Анализируем художественно-изобразительные средства
Упр. 6. Дополните таблицу...

    10 слайд

    Анализируем художественно-изобразительные средства
    Упр. 6. Дополните таблицу примерами художественно изобразительных средств из текста рассказа «Сирота».

  • Главная мысль - ?
    Этот рассказ научил нас быть …                       Ре...

    11 слайд

    Главная мысль — ?
    Этот рассказ научил нас быть …
    Рефлексия
    Сегодня на уроке…

    Я узнал…
    Я хочу…
    Я рад…
    Я решил…

  • Учебное заданиеЭССЕ «Как можно было бы помочь Касыму?»

    12 слайд

    Учебное задание
    ЭССЕ «Как можно было бы помочь Касыму?»

  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Толстой

    13 слайд

    Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Толстой

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 056 707 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 17.10.2020
  • 1653
  • 46

Рейтинг:
1 из 5

  • 17.10.2020
  • 5236
  • 223
  • 17.10.2020
  • 258
  • 0

Рейтинг:
3 из 5

  • 17.10.2020
  • 2071
  • 215
  • 17.10.2020
  • 1758
  • 48
  • 17.10.2020
  • 736
  • 12
  • 17.10.2020
  • 674
  • 14
  • 17.10.2020
  • 2675
  • 130

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Открытый урок по литературе в 4 «А» классе.

Тема: М.О.Ауэзов «Сирота» (Слайд 1)

Цель урока. Познакомить учащихся с творчеством М. Ауэзова-выдающимся представителем казахской литературы, чьё творчество не было (Слайд2) ориентировано на детское восприятие, но чьё имя и произведения вошли в «золотой фонд» казахской литературы и являются гордостью казахского народа. Познакомить с рассказом «Сирота».

Осознание учащимися проблемы взаимоотношений взрослых и ребёнка, переживших смерть близких людей.

Задачи урока. 1. Выразить учащимися свою точку зрения, проанализировав произведение, определить основную мысль; помочь разобраться в идейном содержании рассказа; вызвать у детей сочувствие, сострадание к мальчику, попавшему в беду.

          1. Способствовать развитию устной, выразительной речи; мышления, воображения; творческих способностей.Расширение кругозора учащихся.

          2. Дать понятие необходимости и ценности толерантности в межличностных отношениях и в обществе в целом, стремиться строить своё отношение к другим людям на принципах толерантности.

          3. Воспитание навыков эмоционального восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания.Воспитание толерантности, милосердия, доброты.

Оборудование: презентация, автобиография М.О.Ауэзова, индивидуальные карточки с заданием, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Ход урока.

1.Побуждение. Эмоциональный настрой.

Учитель:

-Настроение-важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу, подарите добрые слова. Когда мы произносим добрые слова и совершаем добрые, хорошие поступки, наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Девизом нашего урока будут слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать». (Слайд 3)

-Ключевыми словами на уроке будут слова: чуткость, доброта, милосердие, терпимость, толерантность.

-Мы будем сегодня говорить о творчестве выдающегося писателя казахского народа Мухтаре Омархановиче Ауэзове. Его произведения составляют «золотой фонд» казахской литературы. Попробуем ещё раз разобраться, что же такое толерантность.

2.Графическая разминка. (Слайд 4)

Учитель: -Ребята, а где зарождается доброта? (В сердце). В начале урока мы проведём графическую разминку. Изобразите своё сердце, своё душевное состояние, подберите для своего сердца любой цвет. -Какое сердце у каждого из вас?(Уч-ся высказывают своё мнение).

-О сердце можно говорить, как о живом Существе, оно может плакать, смеяться, чувствовать.

Одно сердце большое красное- оно доброе, а другое всё искаверканое, серое, пустое, похожее на камень. — А кто или что живёт в сердце человека? (Живут три дочери: Вера, Надежда, Любовь).-А как воспитать своё сердце, чтобы в нём поселились: Доброта, Вера, Любовь и Надежда?

-Что вы делаете для того, чтобы ваше сердце стало добрее? Есть ли у вас недостатки злого сердца?

3.Автобиографическая справка.

Учитель: -Вы познакомились с каким произведением? («Сирота») -Кто автор этого рассказа? (М.Ауэзов) (Слайд 5)

-Что вы знаете об этом писателе? (Уч-ся сообщают автобиографические данные М.Ауэзова).

            -Режи Бержерон писал: «Счастливы те народы, которые могут быть воспеты с таким величием и любовью голосом, подобным голосу Ауэзова». (Слайд 6)

            — «Он -явление, он-великий символ нашей жизни, человек-легенда, мудрец нового времени, истинный поэт и человек…» — писал Ираклий Андроников о Мухтаре Ауэзове.

            -Мухтар Омарханович Ауэзов-великий казахский писатель, человек проживший нелёгкую жизнь, полную борьбы за правдивое слово о писателе Абае Кунанбаеве. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12)

            -Сама земля, где родились великие батыры казахского народа, воспитала в мальчике любовь к правде, искренности в выражении своих чувств и мысли. Когда Мухтару было 6 лет, он увидел Абая. Эта встреча навсегда оставила свой след в сердце писателя. Долгие годы он пишет роман «Путь Абая».

            В своих произведениях он прославлял щедрость, стойкость, терпимость своего народа. Передал всю мощь и красоту казахского языка. Он очень хорошо знал русский язык. Много читал, беседовал с людьми, собирал легенды и обычаи казахского народа. Поэтому его произведения интересны и поучительны. -С каким произведением мы знакомились на прошлых уроках?(«Возвращение») -О чём оно? Сейчас ребята прочитают отрывки из этого произведения, где описывается родная земля, природа, красота родного края. Учащиеся читают наизусть отрывки из произведения Ауэзова «Возвращение».

            Рассказ «Сирота», написанный в 1925 г., относится к ранней прозе Ауэзова.

            4. Работа над произведением.

            а) Понятие сиротства.

            -А что такое рассказ? (Рассказ-небольшое по объёму прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, где описывается одно событие с малым количеством героев.) Докажите, что данное произведение-рассказ?

            -Ребята, почему изучаемое произведение называется «Сирота» ? Что означает это слово? (Слайд 13)

            ( Сирота- ребёнок потерявший родителей…) Какие определения можно подобрать к этому слову? ( бедный, одинокий, ненужный, несчастный). Кому из героев подходят эти слова? (Касыму)

            -Как вы понимаете слово «одинокий» ? Кто может быть одиноким? (Одиноким может быть как человек, так и домашнее животное, отдалённость от других,незащищённость).

-Кто является главным героем произведения? Какие чувства вы испытали, какое настроение было у вас после того, как вы прочитали это произведение? У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству? Почему? Послушайте пословицу: « В сиротстве жить- слёзы лить». (Слайд 14)

-Как вы понимаете эту пословицу?

    -С чего начинается рассказ? Чем он заканчивается? Какую роль играют три всадника? (Слайд 15)

    (Рассказ начинается с того момента, когда Касым, покинув аул, идёт по направлению к кладбищу, и ему встречаются три всадника, которые стремясь сократить путь, сворачивают на узенькую тропинку. Именно они находят мёртвого мальчика в конце рассказа. Используемый автором приём композиционного кольца подчёркивает трагизм произошедшего: три всадника, видевшие пешего мальчика только вечером, когда солнце начинало закатываться и чувствовалось приближение дождя, уже в полночь где-то в предгорьях обнаруживают тело Касыма. При этом идёт сильный ливень и дует порывистый ветер).

    Словарная работа.

    -Во время чтения рассказа, у вас могли возникнуть трудности в определении значения некоторых слов: грузный, зариться, изнурительный, пристанище, прядать (ушами), сердобольный, сполох. -Сейчас определим толкование этих слов. (Слайд 16) б) Описание пейзажа.

    -Найдите в тексте описание природы. Соответствует ли оно настроению сироты? Сравните пейзажи в начале и в конце рассказа. В чём их разница? (Неизбежность разбушевавшейся стихии в конце рассказа (рванул ветер, хлестнул дождь, сверкнула молния), подчёркивают её «негодование» в связи с гибелью невинного существа).

    -Какие эпитеты (средства художественной выразительности речи) использовал автор в описании пейзажа в начале произведения? (хмурый вечер, сумрачная прохлада, тяжёлые тучи, темно-багровый цвет, грустные сиротливые холмы). (Слайд 17)

    -А если сравнить эпитеты описания пейзажа в конце текста? (каменые глыбы, ночные сплохи, злые духи, таинственные ущелья, обнажённые скалы, густая листва, чёрный страшный глаз).

    -Какие сравнения (образные выражения, делающие акцент на особых свойствах предмета, путём сравнения с другим предметом со схожими признаками) можно назвать? (темнота-как ведьма, ночь-злая старуха) (Слайд 18)

    Найдите олицетворение ( наделение неодушевлённых предметов свойствами,качествами,присущими одушевлённым предметам), (бродит ночь,

    страх прячется, ночь глядит).

    -Давайте попробуем представить, что чувствовал мальчик в ненастную погоду, одинокий, когда разыгралась непогода? Посмотрите на слайды. (Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24)

    -Что чувствовали бы вы в такой ситуации ?

    в) Анализ содержания рассказа.

    Ключевой вопрос: Через какие испытания пришлось пройти герою?

    -Какие эпитеты, характеризуют прежнюю жизнь мальчика?

    (Счастливая, беззаботная, весёлая, интересная, радостная)

    Почему вы считаете, что прежде жизнь Касыма была такая беззаботная?

    -Когда мальчик осиротел? Чью смерть он переживал сильнее? Почему?

    Словесное рисование образа бабушки. (Вывод: только после смерти любимой бабушки, мальчик стал круглым сиротой).

    -А какая стала жизнь мальчика после потери родных?

    (Тяжёлая, несчастная, одинокая,бесприютная, невыносимая). (Слайд 25)

    -Как жилось мальчику после смерти родных?

    -Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один? Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)

    -Был ли счастлив мальчик после смерти родных? А бывал ли он счастлив хоть иногда? (только во сне).

    -Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена-добрые же люди, которые помогли сироте? Так ли это?

    -Как Иса распорядился скотом Касыма?

    -Докажите лицемерное и жестокое поведение Исы и его семьи по отношению к сироте?

    -Давайте посмотрим на картины художников и фотографии, где запечлены картины природы во время ненастья. Всё говорит отом, как тяжела была жизнь мальчика, даже состояние погоды тому подтверждение. Каждый художник или фотограф стремится показать особенность природы перед дождём, во время непогоды. Какие краски используют художники?(тёмные…) (Слайд 26, 27, 28. 29, 30, 31)

    -Что пытались сделать окружающие? (Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться на сиротское добро, нельзя обижать мальчика.)

    Выборочное чтение. Проследить, как менялась жизнь Касыма?

    («Касым заплакал… на него никто не обратил внимание».

    «С того дня Касым всё больше и больше стал задумываться о своём горе».

    «Сиротство как тяжёлый камень, давило его всё больше и больше».)

    -Как менялся герой?

    -Почему Касым ушёл из аула?

    (Невыносима была жизнь Касыма в доме Исы-соседа, взявшего ребёнка в свою семью будто бы из жалости, а на самом деле-чтобы присвоить скот мальчика. Доведённый до отчаяния несправедливостью, голодом и тяжёлой физической работой Касым сбегает из аула и решает посетить могилы своих родных, чтобы там выплакать своё горе.)

г) Знакомство с заповедями мировых религий.

Учитель: — Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. (Слайд 32, 33)

-Существуют три мировые религии (Религия-благочестие, набожность,

вера людей в бога…).

Буддизм учит милосердию ко всему живому. Христианство призывает: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. Ислам-самая молодая из мировых религий. Она включает в себя основные положения Библии. Давайте познакомимся с некоторыми заповедями этих религий (заповедьрелигиозно-нравственное предписание, краткое назидание, правила) .

Работа с раздаточным материалом.

-На партах у вас лежат листочки, прочитайте. Найдите сходства, соедините линиями. Назовите сходные заповеди из всех мировых религий. (Слайд 34)

Заповеди

Буддизм Христианство Ислам

Не убивать, «Почитай отца своих и мать». «Поистине, Аллах любит

не красть, «Не убей, не кради, не желай ничего делающих добро».

никому не желать зла, у ближнего твоего». «Будьте справедливы».

не желать имущества другого, «Вдову и сироту не обижай». «Делай добро и близким,

никому не завидовать, «Уклоняйся от зла и делай и сиротам, и беднякам,

не оскорблять словами, добро; ищи мира и следуй за ним». и соседу, и другу, и путни-

отрицай всякое насилие, ку».

отрицай всякую ненависть. Требует человеческого

отношения с пленными.

-Все заповеди мировых религий призывают к одному и тому же: милосердию, доброте, справедливости, честности, взаимопомощи,уважению, состраданию, чуткости.

Мы должны проявлять уважение к религии другого человека, быть терпимыми, т.е. проявлять толерантность. (Слайд 35)

Толерантность-это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В нашем государстве более 100 национальностей, и все живут в мире и согласии. Наш президент Н.А.Назарбаев с гордостью говорит: «Я бы хотел особо отметить толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость. Это отмечают все иностранцы.

И я благодарен своим согражданам за это.»

-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, помогать друг другу, уважать, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникают ощущения, что к нам придираются и стремясь быть сильными мы становимся интолерантными, и остаёмся в одиночестве.

-Вернёмся к нашему произведению.

-Как вы думаете, что чувствовал Касым один, ночью, в поле, когда разразилась гроза? Страшно ли было мальчику? Какие ассоциации возникают у вас со словами страх, ужас? Какие видения возникли у мальчика? (Всё перемешалось в голове Касыма, и вымысел, и реальность. Вновь появляются три всадника. И это не случайно: ведь лошадь для казахов- самое благородное, выносливое и умное животное. Лошади очень заботливые, они не дают своих жеребят в обиду.)

Но в нашей жизни не всё имеет счастливый конец. Вот и всадники не успели помочь Касыму.

-Можно ли сказать, что Иса и Кадиша поступили согласно заповедям религии? Почему? Какую заповедь они нарушили? Кто виноват в смерти Касыма? ( Не только Иса и его семья оказались виноватыми в смерти Касыма, но и молчаливое попустительство аулчан, видевших, как разворовывается добро ребёнка и не осмелившихся поставить на место зарвавшегося соседа, жестокость сверстников-мальчишек, не признававших дружбы с сиротой, полнейшее одиночество и отсутствие любви.)

( Прямые виновники смерти мальчика-это Иса, Кадиша, нечистая сила. Косвенные виновники произошедшего-это те, кто видел всё, но ничего не сделал, чтобы спасти мальчика. Это -старики, соседи, аульные ребята.) Окружающие люди остались равнодушны к судьбе мальчика. А одному тяжёло выжить. (Слайд 36)

-Не зря у казахов есть пословица: «Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли».

    -Автор описал зависимость жизни Касыма от солнца- источника тепла и света: только после заката солнца и наступления темноты (своеобразная «смерть» дня) мальчик покидает этот мир.

    -Закономерной ли была смерть мальчика? В чём идея произведения?

    (Одинокий ребёнок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал уже при жизни. Всё погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту. Касым с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днём дряхлела.)

    -В этом году мы изучали произведение, где тоже была затронута тема сиротства? Вспомните этот рассказ. (В. Гюго «Козетта») -В рассказе М.Ауэзова сирота -Касым, в рассказе В.Гюго-Козетта.

    -В чём сходство и в чём различие этих героев? (У героев много общего, но есть и различия. О Касыме никто не хотел заботится и в конце рассказа он умирает.Козетта продолжает жить счастливо, потому- что нашелся человек, который подарил ей маленькое чудо, в виде куклы, и забрал с собой, чтобы она жила счастливо после смерти матери).

    -Тема сиротства волновала и волнует многих. Я предлагаю послушать поэтические произведения о тех, кто одинок, кто нуждается в помощи окружающих, кто брошен или потерян и что для человека представляет семья, как каждый нуждается в семье, заботе.

    Учащиеся читают стихи.

5. Домашнее задание. (Слайд 37)

1. Выразительное чтение и подробный пересказ произведения М.О.Ауэзова «Сирота».

            2. Составить эссе «Как можно было бы помочь Касыму?»

            3. Придумать свою концовку произведения.

            6. Рефлексия. (Слайд 38)

            -Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас в течении всего урока?

            Какие моменты урока произвели на вас впечатление? Что мы должны извлечь из урока?

            Каким должен быть человек?

            7. Дискуссия. Подумайте и ответьте на вопрос: -Как по — вашему, что такое детство? (высказывание учащихся). Детство-прекрасная беззаботная пора или время душевных травм?

            -Изменилось ли ваше сердце в течении урока? Почему? А какое сердце у Исы и Кадиши? Чего вы в своей жизни никогда не сделаете?

            8.Оценивание. Итог урока.

            -Я желаю вам, чтобы ваши сердца были добры, милосердны, чутки. Я желаю, чтобы ваши семьи были крепкими, дружными. Чтобы в ваших семьях царили любовь, уважение, доброта, чтобы не было потерь, грусти, страданий. Я желаю вам быть толерантными по отношению к окружающим людям.

            -А завершить урок мы хотели бы стихотворением Э.Асадова «Будьте добрее, люди!»

Полезное чтение. Рассказы о детях-сиротах

У М. Горького и М. Ауэзова есть рассказы с одинаковым названием – «Сирота». Это тяжелые истории о детях, которые остались без родственников. Судьбы их складываются трагически. Жизнь большинства беспризорников в России тоже была очень тяжелой. Об их жизни написаны произведения, которые не оставляют равнодушными читателей.

Полезное чтение. Рассказы о детях-сиротах

Рассказ М. Горького о мальчике Петруньке. У него умерла бабушка – единственный родной и любимый человек. В дождливый день бабушку похоронили. Петрунька долго стоял на могиле и плакал вместе с дождем. Он не понимал, что с ним будет, и как он будет жить без бабушки у чужих людей. Его определили на проживание к местному священнику. С кладбища его вел псаломщик и объяснял, что Петруньке надо смириться с горем. Ему придется привыкнуть к людям, с которыми он будет жить. Мальчик боялся задиристых детей священника и не хотел с ними дружить. На сердце было тяжело и тоскливо. Маленькому одинокому сердцу было тесно в груди. От безысходности некуда деться. Слово «сирота» легло тяжелым бременем на маленького беззащитного мальчика.

У мальчика Касыма умерла бабушка. Он остался сиротой. Его приютила семья Исы. Хозяин семьи был злым и корыстным человеком. Он присвоил все, что принадлежало мальчику: имущество и скот. К Касыму в семье относились плохо: ругали, били, издевались.

Мальчик с тоской вспоминал родителей и бабушку. Тяжелая работа и жестокое отношение людей сделали мальчика отстраненным и ожесточенным. Он душевно страдал от одиночества и равнодушия людей. Похудел и был похож на маленького старичка. Часто убегал в степь.

В жизни Касыма не было больше радости, ему не хотелось жить. Тоскливые думы отнимали силы и ломали душу. От безысходности он пошел на могилу к родителям, ночью, по степи. На утро его нашли проезжающие мимо всадники. Мальчик был мертв. Что с ним случилось — никто не знает. Автор пишет, что мальчику пригрезился шайтан – злой дух. Не было рядом добрых людей в трудную минуту, злые силы взяли верх.

Алексей Еремеев – это настоящее имя. Писателем он публиковался под псевдонимом «Ленька Пантелеев». Он не был сиротой. У него была хорошая полная семья, брат и сестра. Отец во время революции пропал без вести. Мама умерла позднее, но ей было тяжело одной с тремя детьми в голодные революционные времена. Алексей хотел помочь матери и искал работу. Но в те времена близко работы не было, да и не брали подростков работать за деньги. Приходилось скитаться и побираться. Его часто задерживали стражи порядка и доставляли в приюты. Он сбегал и опять бродяжничал. Так он и стал якобы «сиротой». Однажды попал в приют им. Достоевского, сокращенно ШКИД. В истории он так и остался для всех беспризорником. Всю оставшуюся жизнь он писал о революции, войне и детях и для детей. Его известная книга «Республика Шкид» почти автобиографическая. Так трагически повлияла на судьбы многих людей и детей Октябрьская революция.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мчс по английскому как пишется
  • Мухоморная сказка сценарий осеннего праздника
  • Мы живем в такое время когда между разными странами сочинение
  • Мчс на английском как пишется
  • Мухомор рассказ для детей 2 класса

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии