Обновлено: 09.01.2023
Вчера во Дворце Независимости состоялось торжественное собрание, посвященное 550-летию Казахского ханства, в котором принял участие Глава государства Нурсултан Назарбаев. В ходе него Президент страны поздравил всех соотечественников с этой большой юбилейной датой.
В мероприятии приняли участие президенты Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев, спикер Великого национального собрания Турции Исмет Йылмаз, вице-премьер правительства Туркменистана Сапардурды Тойлыев, а также депутаты Парламента Республики Казахстан, представители творческой интеллигенции, спорта, деятели культуры и искусства.
Выступая перед участниками торжественного собрания, Глава государства отметил, что празднование 550-летия Казахского ханства – это дань славному прошлому нашего народа и напоминание об уроках истории для современных поколений. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что поколение независимого Казахстана подняло престиж страны до небывалых высот, исполнив многовековую мечту своих предков.
Также Президент Казахстана сообщил о том, что в древнем Таразе, насчитывающем более двух тысяч лет истории, через месяц будет торжественно открыт монумент, посвященный 550-летию Казахского ханства.
— Мы воздаем должное памяти и деяниям наших предков, помня о том, что история нашей священной земли насчитывает несколько тысячелетий. Она искусно вплетена своим уникальным орнаментом в соцветье минувших и нынешних цивилизаций Евразии, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства обратил внимание на важность осмысления пройденного и грядущего исторического пути с тем, чтобы расширилась узнаваемость и известность Казахстана в глобальном сообществе.
— В мире есть много примеров, когда тот или иной народ наряду с официальным названием своего государства использует особое неформальное понятие. Нашу священную землю издревле называли Великой Степью, а нас — детьми Великой Степи, — сказал Президент Казахстана.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что народное имя нашей Родины отражает ее прошлое, настоящее, и будущее.
В нем запечатлен наш казахстанский характер и его основные черты. Это открытость и широта наших душ, тепло наших сердец, гостеприимство и миролюбие, мудрость и рассудительность, трудолюбие и предприимчивость.
— Это вера в свои силы и возможности достичь невиданного до сих пор процветания любимой земли. Я убежден, что такой образ нашего нового Казахстана найдет место в разуме и душе каждого казахстанца, будет признан во всем мире, — сказал Глава государства.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Моя Родина – Казахстан!
Наше знамя – независимость,
Наша цель – мир и благоденствие.
В этом мире у нас есть лишь одна Родина.
Современный Казахстан – свободное и суверенное государство, которое строит новую жизнь и признано во всем мире. Но всегда ли так было?
«Край, сброшенный Историей со счета,
Где прозябал в забвении казах,
В короткий срок для славы и почета
Воскрес у всей планеты на глазах
Наши предки завещали нам вписывать в многовековую летопись славных дел казахского народа все новые и новые страницы.
Сегодня я только учусь в восьмом классе, но уже сейчас думаю о том, чтобы моя республика с каждым годом процветала и приумножала свои богатства. Что я должна и что я могу сделать для любимой страны и для казахстанского народа? Сегодня я должна хорошо учиться, любить своих близких, друзей, с уважением относиться к старшим, заботиться об окружающем меня мире – о моей Родине, который называется Казахстан!
Мой Казахстан велик и огромен! В Павлодаре, на моей малой Родине, морозные зимы и часто в такое время я мечтаю о теплом лете. Я закрываю глаза, мысли уносят меня далеко-далеко. Вот я бегу по узкой степной тропинке, усыпанной ковылем, чувствую запах свежей травы, слышу еле уловимый звук, напоминающий пение кобыза. Это Коркыт-ата снова прикоснулся к струнам кобыза, чтобы рассказать о красоте родной земли и вечности бытия, о величавой степи и огромном голубом небе. Степь в моем краю удивляет: то до самого горизонта расстилается безграничный простор, нелюдимый, какой-то неодушевленный, как затерянный мир, то вдруг гряды каких-то разрушенных стен заставляют вспомнить о минувших днях. Картина, что впереди меня, завораживает сердце. Кажется, стоит просто протянуть руку, и ты коснешься горизонта!
«О степь моя, земля без края!
Да есть ли где-нибудь другая,
Хоть в чем-то схожая с тобой,
Счастлива я, что родилась и живу на такой величественной, богатой и живописной земле, имя которой Казахстан. Гордость за нашего Президента — Лидера нации Н.А. Назарбаева, создавшего суверенное государство в мировом пространстве, за казахстанский народ, преодолевший все трудности на пути достижений, переполняет меня!
Современный Казахстан знает весь мир: политики, ученые, олимпийцы, культурные деятели и дети разных народов! Быть достойной – жить в такой стране, учиться, трудиться на благо Родины, быть вместе с ней и в радости, и в то время, когда придут трудности, приумножать наследие, оставленное предками.
Для меня дороги бескрайние степные просторы, чистые родники, белоснежные высокогорные вершины, сильные и мужественные предки и люди, живущие в моей стране. Я горжусь народными героями: Богенбай-батыром, Кабанбай-батыром, Райымбек-батыром, боровшихся за свободу и независимость казахского народа, историческими личностями Айтеке би, Толе би, Казыбек би, внесших большой вклад в укрепление единства казахского народа, учеными, писателями и общественными деятелями , среди которых Машхур Жусуп Копеев, Бухар Жырау, Каныш Сатпаев, Султанмахмут Торайгыров, Алькей Маргулан, родившиеся в Прииртышье.
Любуюсь лазурной далью родного Иртыша. Речные волны набегают одна за другой, кажется, они о чем-то шепчутся. Быть может, они рассказывают о краях, в которых побывали:
«О, мой Иртыш огромный,
Твой стан величественный, гордый,
Плеск волн о брег бездонный
Так сердце мне заворожил,
Я мечтаю быть богатой и щедрой, глубоко знать историю и культуру казахов, знать свои родовые корни, в будущем научить своих детей любить и беречь родную землю. Молодое поколение должно возвратиться к духовным истокам, изучать родной язык, историю и литературу, черпать крупицы истинного богатства из источников добра и красоты, каковыми являются казахский народный эпос, стихи, поэмы и песни. В этом залог спасения, сохранения и возрождения казахского народа. По словам поэта Мухтара Шаханова:
«Судьбу от болезни беспамятства ты защити,
ведь у человека на долгом и трудном пути,
помимо Матери – той, что его родила,
есть Четыре Матери – словно четыре крыла:
Родная земля –
наша суть и основа основ,
Слово родное,
пришедшее к нам от отцов,
Богатство души и обычаи –
благостный след,
горящий для нас через тьму поколений и лет,
Казахстан — земля родителей и прадедов наших. Разве есть что-то в мире лучше моей страны? Эти удивительные слова невозможно произносить без трепета в душе, они пробуждают силу духа, любовь к родному очагу и родной земле. Когда повторяешь их, обязательно вспоминаешь о той волшебной нити, которая связывает тебя с родной землей, с ее прошлым, настоящим и будущим. Когда звучат эти слова, я чувствую себя сильной, смелой и уверенной в процветании моей Родины – Казахстан!
Я горжусь, что живу в самой мирной стране и являюсь гражданином молодой и могучей державы! И пусть уверяют меня в том, что в мире есть уголки прекраснее моего Казахстана, что где-то люди живут лучше, все равно я люблю свою страну, где я родилась, где живут мои родители, мои друзья, мои учителя, мои сверстники. Я вдыхаю воздух Иртыша и великой Степи, пою песни родных краев и понимаю, что жизнь прекрасна!
«В родных местах вкуснее хлеб,
Сильнее светит солнце
И холодна прозрачная вода
В палящий зной на дне
Я горжусь казахстанским народом, который сохранил благородство и терпимость, уважает свою национальность, родной язык и родную культуру, свою религиозную веру.
Наш Президент — Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев создал Ассамблею народа Казахстана для того, чтобы все этносы процветали и уважали друг друга, жили в мире и согласии, начиная с маленьких детей до старшего поколения.
Я люблю свой народ и горжусь тем, что родилась казашкой. Казахская культура, традиции и обычаи, казахское мировоззрение, истоки которых находятся в тюркском мире, содержат много истин, знаний и правил, которые воспитывают достойных личностей и героев, дарят миру Кожа Ахмеда Яссави, Юсуфа Баласагуни, Абу Насыра аль-Фараби, Шокана, Абая, Шакарима и многих других.
Самое знаменитая традиция казахов – это традиция гостеприимства. Казахское гостеприимство и доброта помогли в суровые годы Великой Отечественной войны, в годы репрессий и депортаций многим людям других национальностей выжить, сохранить семьи и обрести кров.
В нашей стране под единым шаныраком живет большая и дружная семья: казахи и русские, татары и корейцы, евреи и украинцы, немцы и узбеки и многие другие этносы. Казахстан имеет уникальный опыт мирного и толерантного существования огромного разнообразия этносов и конфессий. Ведь даже флаг нашего государства символизирует единство, мир и благополучие, стремление к высоким полетам.
Двадцать с лишним лет живет Казахстан независимо, и это осуществившаяся многовековая мечта и надежда казахского народа. Суверенный Казахстан стал современным конкурентоспособным государством, успешно осуществившим масштабные политические, экономические и социальные реформы, избравшим собственный казахстанский путь развития под выдающимся лидерством основателя государства Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Я призываю моё поколение сделать все зависящее от нас, приложить максимум усилий, чтобы внести весомый вклад в дело развития и процветания благословенной и прекрасной земли.
Мои ровесники! Это от нас и от меня, от всех нас зависит судьба Отчизны! Прочь равнодушие! Все наши знания, стремления, все наши достижения тебе, родной Казахстан! Будущее за нами – молодыми!
У нас одно прошлое, одно настоящее, одно будущее, и значит одна душа.
Пою о тебе, мой Казахстан! Ты гордость моя! И горячо любимая моя страна! Пою о людях, живущих в мире и согласии, о просторах твоих и лесах, о морях и реках, о величественных горах, о земле твоей. Склоняю голову перед народом, который делает нашу Родину краше, богаче и могущественнее.
Подготовила: преподаватель СГД Маликова Салтанат Какимовна
Примеры прошлого — бесценное богатство настоящего. Тот, кто планирует свое будущее и ценит то, что имеет, никогда не собьется со своего пути. Поэтому только усвоившие уроки прошлого могут задать истории правильное направление.
Это название, по мнению главы государства, отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей родины, в нем закреплен наш казахстанский характер и его основные черты.
Никто так самозабвенно не воспевает Великую степь, как казахстанцы. Это светлая память о державе Дешт-и-Кипчак, которая является колыбелью, взлелеявшей независимый Казахстан. И вполне закономерно, что во время празднования во Дворце Независимости Елбасы с сыновьей благодарностью назвал Казахстан страной Великой степи (Ұлы дала елi). Это вызвало благодарный отклик в сердцах казахстанцев, вскормленных этой степью.
Единство – это то, что сохраняло нас в прошлом, хранит в настоящем и будет сохранять в будущем.
[1] Кумеков Б. Е. Государство Кимаков IX – XI вв. по арабским источникам. – Алма-Ата: Наука, 1972.
[2] Гончаров Е.Ю., Настич В.Н. Монеты сырдарьинских огузовIX в. // Тюркологический сборник 2011-2012.
Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. – Москва, 2013. – С. 80-91.
[3] Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века. – Алма-Ата: “Наука”, 1971.
[4] Көмеков Б. Қазақ мемлекеттігінің тарихы және Қазақ хандығы // //Қазақ болып қалыптасқан ғасырлар. – Тараз:
“DanAi”, 2015. –Б. 170-182
[5] Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь 2050: единая цель,
Тюркского эля к Казахскому ханству: международная научно-практического конференция, тезисы докладов.
Без прошлого ни у одного народа нет будущего. «Когда было сотворено сверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-Каган и Истеми-каган.
Все мы знаем, что без прошлого не бывает будущего. Этот вопрос становится особо актуальным, когда дело касается воспитания подрастающего поколения. Поэтому одной из главных задач любого вуза является воспитание патриотов своей Родины, ответственных граждан, небезразличных к судьбе своего народа, знающих и уважающих историю своего государства, своего народа. Казахская культура — наследница древнетюркской культуры. Возвращение из глубины веков символов древнетюркской государственности свидетельствует о справедливом стремлении нашего народа к свободе и независимости, заботливом отношении к истории, из которой вышли мы, наследники великих тюрков. Несомненно, что памятники-стелы, возвышающиеся в монгольской степи, могла оставить потомкам только высококультурная цивилизация.
Стратегический документ
По примеру Википедии
Наш университет имеет богатую историю. В этом году вузу исполнится 89 лет. И это тоже история, о которой нужно рассказывать, поэтому в нашем университете большое внимание уделяется традициям и преемственности поколений. Особенно хотелось бы выделить поставленную президентом задачу реализации такого проекта, как Архив-25. Это, безусловно, долгосрочная работа, её выполнение рассчитано на 7 лет. Предусмотрено сотрудничество Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья. Возможным итогом этой работы станет создание единой онлайн-библиотеки по примеру Википедии с временным отрезком от античных веков до настоящего времени.
Большое значение сегодня придаётся также работе музеев, их подключению к большим проектам. Касается это и школьных, и университетских музеев, где следует создавать историко-краеведческое движение и приобщать молодёжь к национальной истории, формировать чувство единства своих истоков, патриотизм.
В экспозиционных залах нашего университетского музея представлены материалы о великих учёных-энциклопедистах средневековья, чьи имена бережно хранятся в истории казахского народа. Это известные наши соотечественники, занимавшиеся многими науками, в том числе врачеванием, — великий кипчак аль-Фараби, легендарный народный целитель Отейбойдак Тлеукабылулы и другие.
В работе народного целителя дано 350 анатомических терминов, названо 1108 лекарственных средств, 1580 названий лекарств и 4600 рецептов. Известно, что европейские языки Отейбойдак Тлеукабылул не знал, поэтому все его познания были сформированы и изложены в книге на основе практики степных народов, и это является особой гордостью казахского народа.
Работаем в поиске
Исследование и публикация документов тех лет — действенная помощь в приобщении молодёжи к историческим истокам казахского народа, воспитании молодого поколения будущих врачей и формировании национальной идентичности.
Мы говорили о китайской, древнегреческой, египетской цивилизациях.
Настал час говорить во весь голос о древнетюркской цивилизации, принесшей миру немало ценностей. Вся история Великой степи показывает, что наш регион представляет собой единое целое, с уникальной многовековой культурой и мировоззрением. И мы, наследники великих цивилизаций, дети свободолюбивых номадов, должны высоко нести знамя гордости за весь тюркский мир. В истории человечества много было племён и народов, причём многочисленных. Но не каждый способен создать институт государства. Не каждый может создать, созидать, развивать государственность, идти в ногу со временем, модернизироваться, впитывать в себя всё новое и передовое, как тюрки.
Нас всех ведёт за собой железная воля главы государства, пронизанная глубокой любовью к народу и отчизне. Мы знаем свою историю, поэтому чувствуем гордость за прошлое тюркских народов.
Мы должны нести служение культуре и истории своей родины. Ибо они сохранили для нас душу народа…
Талгат НУРГОЖИН, ректор Казахского национального
медицинского университета им. Асфендиярова
Читайте также:
- Могут ли новые технологии сделать человека счастливым сочинение
- Урок моей мечты сочинение
- Иван да марья сочинение
- Акро сочинение что такое
- Сыплет черемуха снегом сочинение
Без прошлого ни у одного народа нет будущего. «Когда было сотворено сверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-Каган и Истеми-каган.
Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи знаменитая руническая надпись в честь Куль-Тегина, один из основных символов великого прошлого потомков свободолюбивых тюрков.
Все мы знаем, что без прошлого не бывает будущего. Этот вопрос становится особо актуальным, когда дело касается воспитания подрастающего поколения. Поэтому одной из главных задач любого вуза является воспитание патриотов своей Родины, ответственных граждан, небезразличных к судьбе своего народа, знающих и уважающих историю своего государства, своего народа. Казахская культура — наследница древнетюркской культуры. Возвращение из глубины веков символов древнетюркской государственности свидетельствует о справедливом стремлении нашего народа к свободе и независимости, заботливом отношении к истории, из которой вышли мы, наследники великих тюрков. Несомненно, что памятники-стелы, возвышающиеся в монгольской степи, могла оставить потомкам только высококультурная цивилизация.
Стратегический документ
Статья главы государства «Семь граней Великой степи» как раз раскрывает нам глаза на то, что наша история имеет глубокие корни. Считаю, что статью Нурсултана Абишевича Назарбаева в первую очередь нужно воспринимать как стратегический документ. Как известно, Казахстан по территории занимает 9-е место в мире, и вполне логично, что казахская культура оказала своё влияние на мировую историю. Сейчас наша задача — донести это народу, особенно молодёжи.
Сегодня весь мир признаёт, благодаря нашему лидеру, что край, называемый Казахстаном, является колыбелью не только восточной, но и мировой цивилизации. Древняя казахская земля взрастила великих учёных, мыслителей, политиков, писателей, медиков. Очень важно, чтобы будущие поколения казахстанцев знали историю родного края, знали, какие великие люди были в нашей истории. Согласитесь, все знают, кто такие Коперник, Ньютон или Менделеев. Хорошо если бы также весь мир хорошо знал, кто такой аль-Фараби, кем были Абай, Алтынсарин и так далее. Это наша гордость. Эти и многие другие исторические личности сыграли важную роль в истории не только нашей страны, но и человечества. Статья нашего президента весьма актуальна и интересна во всех аспектах. В ней невероятно глубокое осмысление истории казахского народа, причём не в отрыве, а в связи с мировой историей. Более того, глава государства очень чётко, доступно и умело в своей статье сумел связать прошлое нашего народа с его настоящим. Президент верно отметил, что «сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю. Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события. Чёрное — неразлучный спутник белого. Вместе они образуют неповторимую цветовую гамму жизни как отдельного человека, так и целых народов».
По примеру Википедии
Наш университет имеет богатую историю. В этом году вузу исполнится 89 лет. И это тоже история, о которой нужно рассказывать, поэтому в нашем университете большое внимание уделяется традициям и преемственности поколений. Особенно хотелось бы выделить поставленную президентом задачу реализации такого проекта, как Архив-25. Это, безусловно, долгосрочная работа, её выполнение рассчитано на 7 лет. Предусмотрено сотрудничество Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья. Возможным итогом этой работы станет создание единой онлайн-библиотеки по примеру Википедии с временным отрезком от античных веков до настоящего времени.
Большое значение сегодня придаётся также работе музеев, их подключению к большим проектам. Касается это и школьных, и университетских музеев, где следует создавать историко-краеведческое движение и приобщать молодёжь к национальной истории, формировать чувство единства своих истоков, патриотизм.
В связи с этим проекты «Семь граней Великой степи» ставят перед КазНМУ необходимость по-новому рассматривать вопросы развития и становления личности врача. Следует не только активно способствовать профессиональному, гражданскому и правовому образованию студентов, но и воспитывать гордость за историю своей страны и историю отечественной медицины, развивать чувство патриотизма.
В экспозиционных залах нашего университетского музея представлены материалы о великих учёных-энциклопедистах средневековья, чьи имена бережно хранятся в истории казахского народа. Это известные наши соотечественники, занимавшиеся многими науками, в том числе врачеванием, — великий кипчак аль-Фараби, легендарный народный целитель Отейбойдак Тлеукабылулы и другие.
Студенты знакомятся с великим наследием аль-Фараби, который оставил для потомков около 200 трактатов, часть из них посвящена естественно-научным проблемам, в том числе вопросам медицины: «Об органах животных», «Об органах человека», «О необходимости искусства химии», «О разуме и науке», «О смысле разума», «Книга о достижении счастья», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и др. Показательно, что аль-Фараби ещё в 9 веке много писал о необходимости социального благополучия народа, что сегодня, по определению ВОЗ, входит в понятие о полном здоровье человека. Книги средневекового учёного были переведены на многие языки мира.
К великим именам древних врачевателей историки по праву относят народного казахского целителя 15 века Отейбойдака Тлеукабылулы — автора книги «Исповедь целителя». Рукопись, выполненная на основе арабской графики, содержит 7 разделов: введение; о единстве с природой; основы медицины; диагностика; вопросы деонтологии; классификация болезней и лечение больных; уход за больными и виды массажа.
В работе народного целителя дано 350 анатомических терминов, названо 1108 лекарственных средств, 1580 названий лекарств и 4600 рецептов. Известно, что европейские языки Отейбойдак Тлеукабылул не знал, поэтому все его познания были сформированы и изложены в книге на основе практики степных народов, и это является особой гордостью казахского народа.
Работаем в поиске
Сегодня для реализации проекта «Семь граней Великой степи» мы активно работаем в плане поиска первичных архивных материалов, исследования и анализа найденных документов по истории республики и истории медицины Казахстана, популяризации архивных материалов по истории медицины, подготовки к публикации. По итогам уже проведённых работ можно отметить, что часть материалов по здравоохранению дореволюционного периода Казахстана и первых лет советской власти в архивных фондах неполные. Это связано с тем, что гражданская война и хаос тех лет привели к гибели отдельных фондов. Поэтому при исследовании проблем здравоохранения Казахстана, заболеваемости населения, обеспеченности лекарственной помощью и санитарных потерь в 20-х годах прошлого столетия нами особенно тщательно изучаются не только показатели здравоохранения, но и некоторые аспекты экономики того периода. Об этом времени президент Н. А. Назарбаев в своей работе «Семь граней Великой степи» пишет: «В нашей истории было немало драматических моментов и трагедий, смертоносных войн и конфликтов, социально-опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них».
Исследование и публикация документов тех лет — действенная помощь в приобщении молодёжи к историческим истокам казахского народа, воспитании молодого поколения будущих врачей и формировании национальной идентичности.
Мы говорили о китайской, древнегреческой, египетской цивилизациях.
Настал час говорить во весь голос о древнетюркской цивилизации, принесшей миру немало ценностей. Вся история Великой степи показывает, что наш регион представляет собой единое целое, с уникальной многовековой культурой и мировоззрением. И мы, наследники великих цивилизаций, дети свободолюбивых номадов, должны высоко нести знамя гордости за весь тюркский мир. В истории человечества много было племён и народов, причём многочисленных. Но не каждый способен создать институт государства. Не каждый может создать, созидать, развивать государственность, идти в ногу со временем, модернизироваться, впитывать в себя всё новое и передовое, как тюрки.
Нас всех ведёт за собой железная воля главы государства, пронизанная глубокой любовью к народу и отчизне. Мы знаем свою историю, поэтому чувствуем гордость за прошлое тюркских народов.
Мы должны нести служение культуре и истории своей родины. Ибо они сохранили для нас душу народа…
Талгат НУРГОЖИН, ректор Казахского национального
медицинского университета им. Асфендиярова
https://www.aif-kaz.kz/node/3218
Ключевые слова:
https://news kaznmu edu kz/наследники-великой-степи/, монолог казахи наследники великой степи, мы дети великой степи сочинение
«Нашу священную землю издревле называли Великой степью, а нас – детьми Великой степи. Ее с незапамятных времен воспевали акыны, преобразуя народную любовь к родным местам в чарующие мелодии домбры, кобыза и жетігена»,- сказал Президент РК Н. А. Назарбаев.
Для многих современных казахстанцев идея «Ұлы Дала Елі — Страна Великой Степи» только начинает раскрываться во всей своей глубине и объединяющей силе.
Специалисты ЧФ «ТРИНТА» с уважением, осторожностью и верой в мощный заряд идеи, в рамках проекта[1], поддержанного ГУ «Управление внутренней политики ВКО» проводят мозговые штурмы, встречи с разными категориями населения. Наша цель – не просто рассказать, а в творческой атмосфере дать возможность прочувствовать идею, примерить на себя, осознать свою роль.
На сегодняшний день народная любовь к красоте Великой Степи не угасла, она возродилась с новой силой.В нее невозможно не влюбиться, ведь она «похожа на океан, хотя и без воды»
Как ни странно, сегодня не так много материалов, позволяющих раскрыть тему для широкого круга. Раскрыть с чувством, так, чтобы удивило, привлекло, заставило задуматься.Да, много исторических данных, но порой очень противоречивых, много мнений, иногда абсолютно полярных. АВеликая степь, наша Ұлы Дала Елі – она была, есть и будет… Только нужно увидеть и услышать…
«Более всего в Степи впечатляют 4 вещи: пространство, время, безвременье и дороги»,
Степь — это в первую очередь необозримый простор. Здесь с высоты своего роста во все стороны видишь горизонт. Местами степь — это правильная геометрическая плоскость, на которой сколько хватает глаз, нет ВООБЩЕ НИЧЕГО.
Степное время — оно вязкое и тягучее.
В Степи всё кажется бесконечным, и кажется, что вот закроешь сейчас глаза, задумаешься на минутку, а открыв — обнаружишь, что на дворе уже давно как 3500-й год. Здесь ничто не имеет значения.
Степные люди никуда не спешат, и, наверное, ни о чём не волнуются.
А в общем-то в Степи очень много всего. Города старые и новые, озёра и одинокие горы, мавзолеи и крепости, рудники и военные полигоны.
Раз за разом мне видится здесь особая сущность, что-то вроде божества, которую я называю Дева Степь. Дева — потому что никто не смог ей овладеть, даже Чингисхан и Тамерлан, которые погибли, упав с коней.
У Степной Девы крутой нрав. И того, кто приходит в её дом, она или любит, или не любит. И если любит — тебе открыты все двери, а если не любит — берегись. Все время в пути по степи, не покидает чувство, что тебя ведут за руку…
Современный Казахстан располагается как раз в центральной части Великой степи. Фактически сегодня это самое крупное государство из числа созданных бывшими кочевниками. Поэтому не случайно выбрано, как сказал Глава государства: «…Именно такое народное имя нашей любимой Отчизны. Оно отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей Родины. В нем запечатлен наш казахстанский характер и его основные черты. Это открытость и широта наших душ, тепло наших сердец, гостеприимство и миролюбие, мудрость и рассудительность, трудолюбие и предприимчивость. Это вера в свои силы и возможности достичь невиданного до сих пор процветания любимой земли. Я убежден, что такой образ нашего нового Казахстана найдет место в разуме и душе каждого казахстанца, будет признан во всем мире»
Эссе.
Тема «Моя степь»
Казахские степи, бескрайнее море,
Аккордами ветра колышет полынь.
Задернуты дымкой усталые горы,
А воздух пропитан запахом дынь.
А. Кинд
Наша планета — это все, что нас окружает: степи, реки, озера, земля, которая кормит, по которой мы ходим, у которой берем, но отдавать забываем. Это наша природа, уникальная и своеобразная, неповторимая в каждом уголке земного шара . Степь — это обширная область местности, которая богата растительностью .Их территории протянулись на целые километры, красота их соизмерима с бесконечностью Вселенной. Там нет машин и транспорта, но зато воздух гораздо чище, плодородность почвы лучше. Я люблю наши степи потому, что люблю природу. « Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубого содержания»- (И. В. Гёте) . Созидая бесконечные дали степей, я прихожу в неописуемый восторг, мне хочется дышать этим воздухом степей, оберегать её и хранить, как самое драгоценное сокровище.
Для меня же дорога наша степь, где дует свежий и чистый ветерок, а над головой простилается бездонное небо. Весной на степных просторах появляется разнообразная травяная растительность, такие как, ковыль и полынь. Самое удивительное в степи — это птицы и животные. Вокруг расстилается ровный ковёр зелени, а вдалеке стоит одинокий курган. И даже злая верблюжья колючка окрашивается зеленью, и молодые шипы её нежны и мягки. Тут дуновение ветра отдаётся тихой песней в ушах. А когда идёт дождь, он будто весь из серебряного бисера: тогда далеко – далеко разносятся звуки, подобно весёлому смеху, надо только уметь видеть и слышать её скромную прелесть.
Для нас степь приобрела почти сакральное значение, стала символом стремления воли и внутренней свободы личности. Сегодня, мы не очень часто задумываемся над этим, сидя в душних и серых городах, прячась за мониторами в виртуальной реальности. Формально мы получили свободу, мы независимые и свободные. Но так ли это на самом деле? Мы просто сменили одну неволю на другую. Возможно, стоит снова выйти в широкую степь, вдохнуть полной грудью тонкий и сладкий запах степных цветов, прикоснуться к земле, закрыть глаза, ощутить голоса своих предков и послушать свое сердце, что бьется в такт со степью, с природой, со свободой.
Казахстан – потрясающая страна. Раздолье, чистый свежий воздух, разнообразие флоры и фауны делают пребывание там памятным. Одно дело, когда ты рассматриваешь иллюстрации в книге, и совсем другое – увидеть собственными глазами. Широкая привольная степь не забывается . Когда поднимишся на небольшой курган, вдохнеш всей грудью бодрящий, тюльпанный воздух, увидишь, как сверкает заходящее солнце, как спокойно и вольно пасутся отары овец, услышав пенье жаворонка в вышине, и ты ппонимаешь, что такую землю не полюбить невозможно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Презентация на тему: » Глава государства сказал: «Мы — дети Великой Степи. Великая степь, Голубое небо… Наши предки поклонялись Тенгри, и они не забыли концепцию света и синего.» — Транскрипт:
1
Глава государства сказал: «Мы — дети Великой Степи. Великая степь, Голубое небо… Наши предки поклонялись Тенгри, и они не забыли концепцию света и синего. Мы дети Великой Степи. И здесь мы должны представить Казахстан как новый Казахстан, связывая нашу историю и бренд »
2
«Великая степь»: историко- географическое описание определить историко-географическую область Великой Степи с использованием карты; разъяснение значения термина «Великая степь» на основе анализа источников исторических данных
3
Создать карту интеллекта для концепции «Великая степь» (Ұлы дала) Ұлы Дала
4
Магжан Жумабаев: «Когда много тюркских народов разбросаны, только казахи остались родной земле?» Используя карту, объясните слово Магжана Жумабаева
5
Выполните работу используя стратегию «Четыре предложения». 1.Мнение:________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ______________________________ 2.Доказательство:__________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ___________________________________ 3.Пример: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ___________________________ 4.Выводы:________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________
6
Напишите эссе на тему «Мы — дети Великой», используя источники и свои знания. (150 слов) критерий Эссе: 1. введение 2. Основная часть ( аргументы ) 3. Раздел заключения
7
Родная степь! Это самое дорогое моему сердцу место. Здесь я родилась, здесь живу. Это сказочный мир. Если внимательно присмотреться и прислушаться – перед нами раскроется жизнь, таинственная и необычная, замечательная и яркая. Только надо захотеть увидеть этот мир, заметить эту красоту.
Более трёх столетий назад, кочуя по дальним незнакомым землям, пришли калмыки в бескрайнюю приволжскую степь, где днём и ночью бегут зыбкие зелёные волны, где, не смолкая, ведут свои хороводы жаворонки и соловьи. Нелёгкой оказалась переправа через могучую Волгу. Тысячи лошадей плыли по широкой реке, и, держась за хвосты и гривы коней, перебирались на берег. Никто не сможет сосчитать, сколько людей, жаждущих ступить на счастливую землю, пошло ко дну.
«Быть тому берегу счастливым, если так пожелал сам народ», — гласит старая калмыцкая пословица. Видно, мудрый человек, глубоко веривший в это изречение, назвал когда – то землю, раскинувшуюся вдаль и вширь по волжскому берегу «Белым Берегом». У калмыков слово «белое» — символ благородства и чистоты. Человек с белой душой – замечательный и добрый человек. И, если вам посулят на прощание «белой дороги», можно смело идти вперёд, ничего не боясь. Когда же кто – то с тёплой улыбкой произнесёт «Цаган Сар», — вы тоже улыбнитесь в ответ. Цаган Сар – это «белый месяц». Месяц веселья и радости, время светлой любви и высоких надежд.
Я часто бываю в степи, особенно весной. Именно в этот период она необычайно красива. Она кажется живой, молодой – это великолепный тюльпанный океан, в котором ревут не волны, а краски. Выйдешь пораньше. Солнце только восходит. Где – то высоко поёт невидимый жаворонок, впереди промелькнёт суслик. Неожиданно утреннюю тишину нарушает громкое, торжественное и чуть печальное курлыканье. Журавлиная песня несётся над степью. Увидеть их – редкое и радостное событие для каждого человека.
Вокруг расстилается ровный ковёр зелени, а вдалеке стоит одинокий курган. И даже злая верблюжья колючка окрашивается зеленью, и молодые шипы её нежны и мягки. Тут дуновение ветра отдаётся тихой песней в ушах. А когда идёт дождь, он будто весь из серебряного бисера: тогда далеко – далеко разносятся звуки, подобно весёлому смеху.
В конце августа зелени в степи уже не увидишь. Сплошь тянется ковёр жёлтых трав. Когда видишь её впервые, калмыцкая ковыльная степь кажется нищей и тоскливой. Кажется, что один и тот же сточенный ветрами холм плывёт да плывёт перед ним, всё один и тот же завиток дороги разворачивается и разворачивается, уходит в поднебесье. Но осенью после дождей степь снова оживает. Посреди сухих стеблей осторожно начинают появляться зелёные побеги, и скот уже можно пасти круглые сутки. По – своему хороша осенняя степь! Есть у степи особо замечательное свойство. Это свойство живёт в ней постоянно – и в тёмные ненастные ночи и в летние светлые дни, и зимой и летом, и на рассвете и на закате – всегда и неизменно степь говорит человеку о свободе.
Я люблю свой край и свою дальнейшую жизнь представляю только здесь в степном краю. Мои родители всю свою жизнь провели в степи, ухаживая за овцами и коровами, поэтому на каникулах мы помогаем им. И нам нескучно здесь. Степь калмыцкая – это наш большой дом, и каждому из нас надо заботиться о нём, чтобы оставить это богатство своим детям и внукам.
Стоит подняться на небольшой курган, вдохнуть всей грудью бодрящий, тюльпанный воздух, увидеть, как сверкает заходящее солнце, как спокойно и вольно пасутся отары овец, услышать пенье жаворонка в вышине, чтобы вдруг понять, что такую землю не полюбить невозможно.
Для каждого бог начертал границы:
Там высится гора, а здесь река струится.
Но был всевышний к вам исполнен доброты:
Степь он бескрайнюю вам дал, где в изобилье
И трав и воздуха. Вы царство получили.
Достойное и вас и вашей красоты.
Эти прекрасные строки Александр Дюма – старший посвятил калмыцкой княжне Агриппине Тюмен во время путешествия по бескрайним просторам калмыцкой степи.
Доклад на тему: «Казахстан – Страна Великой степи»
Подготовила: преподаватель СГД Маликова Салтанат Какимовна
Примеры прошлого — бесценное богатство настоящего. Тот, кто планирует свое будущее и ценит то, что имеет, никогда не собьется со своего пути. Поэтому только усвоившие уроки прошлого могут задать истории правильное направление.
В своей речи на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства, Президент РК Н.А. Назарбаев, отметил: «Нашу священную землю издревле называли Великой степью, а наших предков – детьми Великой степи. Мы их продолжение! Наследники Великой степи! Это – наш выбор!» Эти слова, сказанные с высокой трибуны, заставили встрепенуться не только казахское общество, но и имеющие общие корни и историю родственные народы, а также ученных, занимающихся изучением тюркской истории.
Конечно, до сегодняшнего дня были известные исследователи, писавшие о Великой Степи. К примеру, французский ученый Ренэ Груссе в известном труде «Империя степей. Атилла, Чингиз- хан, Тамерлан», изданном в 1938 году, рассматривал историю саков и гуннов, кёк-тюрков и Золотой Орды, занимавших просторы от Маньчжурии до Будапешта. Так, Л.Н.Гумилев, оставивший после себя множество ценных трудов по истории тюрков, в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет о мощных империях, властвовавших над огромным регионом. В целом, как отмечает Лев Гумилев, доподлинно известно, что исторические пласты Евразийского пространства, культурный облик и традиции государственности были сформированы народами Великой Степи — гуннами, кёк-тюрками и Золотой Ордой. Поэтому понятие Великая Степь порой отождествляется с Евразийской Степью. И такое понимание небезосновательно. Например, с географической точки зрения, Великая Степь – это огромная территория от Байкала до Балкан, от Отюкена до Дуная. Юг Великой Степи граничит с Черным морем, запад — с Карпатскими горами. Рассматривая Великую Степь в цивилизационно-культурном аспекте, можно отметить, что земли, граничившие на востоке с Китаем, на юге с Ираном, на западе с Византией, являются всецело тюркским пространством. Если заглянуть вглубь истории, то необъятные просторы, над которыми властвовали саки, гунны, кёк-тюрки и Золотая Орда, расположены в самом центре Евразии. Общеизвестно, что с незапамятных времен родной землей, отчим домом гуннов была Великая Степь! Империя гуннов, вышедшая на историческую арену в конце первого тысячелетия до нашей эры и установившая свое господство в Центральной Азии, стала своеобразным мостом между Дальним Востоком, Китаем и Восточной Европой, северными народами и Индией, Ираном, внесла значительный вклад в развитие экономических и культурных связей между этими регионами. Именно в эпоху империи гуннов были заложены основы, в том числе Европейского государства гуннов, в котором предводительствовал легендарный Атилла и которое впоследствии раскинулось на территории от северного побережья Черного моря, Урало-Поволжского региона и Северного Кавказа до Европы. Общеизвестно, что Тюркский каганат, вышедший на историческую сцену в качестве самой мощной империи после Государства гуннов, оказывал огромное влияние на территории Великой Степи, простиравшейся от Хангая до Восточной Европы[1, 127-131]. Тюркский каганат, в короткие сроки покоривший необъятные просторы от Дальнего Востока до севера Черного моря, от юго-западной Сибири до Индии, стал связующим звеном экономического и культурного взаимодействия на евразийском пространстве. Образованные на территории современного Казахстана государства Кимаков, Карлуков и Огузов в своем устройстве стали продолжателями государственных традиций каганата Кёк-тюрков и заняли земли от Алтая до Атырау [2, 5758‚ 6163; 3, 80-91]. Таким образом, понятие Великая Степь можно назвать тюркским эквивалентом Евразии или ее казахским названием. Казахское ханство было первым в Центральной Азии ханством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками.
Кроме того, казахские ханы имели своды степных законов, наиболее известный из которых «Жеті жарғы», принятый при Тауке-хане, а также суды биев, трон и корону.
Казахский народ, испокон веков считавший главным богатством чистые помыслы и добродетельность, нашел свою «землю обетованную», и на просторах Сарыарки построил свое государство. В этой связи Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: — «Наша земля со многими тысячелетиями истории меняется на глазах. Небеса над нами — свидетели происходящих перемен в каждом ауле и городе современного Казахстана. Степное солнце освещает наши благие дела. Небо и солнце — в цветах нашего флага. В 21-м веке вновь преображается и расцветает необъятное пространство степной Евразии. Мы зажгли новый маяк нашей истории, поэтому сегодня и навсегда наш Казахстан — это Ұлы дала елі, это Страна Великой преображенной степи, колыбель и дом всего многоэтнического народа нашей родины. Именно таково народное имя нашей любимой Отчизны — Страна Великой степи».
Это название, по мнению главы государства, отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей родины, в нем закреплен наш казахстанский характер и его основные черты.
Никто так самозабвенно не воспевает Великую степь, как казахстанцы. Это светлая память о державе Дешт-и-Кипчак, которая является колыбелью, взлелеявшей независимый Казахстан. И вполне закономерно, что во время празднования во Дворце Независимости Елбасы с сыновьей благодарностью назвал Казахстан страной Великой степи (Ұлы дала елi). Это вызвало благодарный отклик в сердцах казахстанцев, вскормленных этой степью.
В своей книге «В потоке истории» глава государства пишет «Тот, кто хотя бы в общих чертах знает историю тюрков, неизбежно приходит к оптимистическим выводам о дальнейшей исторической судьбе этой культурно-исторической и языковой общности. Создав беспрецедентную державу 14 веков назад, пройдя через лишения колониального рабства, выдержав тяготы тоталитарного общества, в настоящее время тюркский мир стоит перед качественно новой исторической перспективой –наполнить реальным содержанием вековую мечту народов о независимости, создании самостоятельного государства». Те мероприятия которые начали проводится у нас с момента празднования 550-летия Казахского ханства несомненно, способствовали укреплению единства народа Казахстана, а также консолидации общества вокруг базовых ценностей, в основе которых – Независимость, Мир и Согласие. Наша Отчизна нуждается в уважительном отношении к истории, героическому прошлому, традициям, культуре и наследию страны со стороны каждого казахстанца. Это дает мощный импульс формированию общенационального чувства гордости и сопричастности к строительству нового государства, совместной ответственности за судьбу страны.
Единство – это то, что сохраняло нас в прошлом, хранит в настоящем и будет сохранять в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кумеков Б. Е. Государство Кимаков IX – XI вв. по арабским источникам. – Алма-Ата: Наука, 1972.
[2] Гончаров Е.Ю., Настич В.Н. Монеты сырдарьинских огузовIX в. // Тюркологический сборник 2011-2012.
Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. – Москва, 2013. – С. 80-91.
[3] Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века. – Алма-Ата: “Наука”, 1971.
[4] Көмеков Б. Қазақ мемлекеттігінің тарихы және Қазақ хандығы // //Қазақ болып қалыптасқан ғасырлар. – Тараз:
“DanAi”, 2015. –Б. 170-182
[5] Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь 2050: единая цель,
единые интересы, единое будущее». – Астана: Акорда, 2012 г.
[6] Жумабаева Ж.К. История казахской государственности в контексте национальной идеи «Мәңгілік ел» // От
Тюркского эля к Казахскому ханству: международная научно-практического конференция, тезисы докладов.
[7]веб-сайт www.bnews.kz;