Мы идем в библиотеку литературные сказки 3 класс умк перспектива

Конспект урока литературному чтению

Тема: Мы идем в библиотеку

Цели деятельности учителя:  создание условия для развития умений называть специфические особенности жанра литературной сказки.

Планируемые результаты:
Предметные:

— уметь соотносить автора и название произведения;
— уметь понимать смысл заглавия произведения;
— уметь выделять особенности жанра литературной сказки.

Личностные:

— осознавать ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды;

— оценивать конкретные поступки;

— высказывать свое отношение к герою произведения.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник литературного чтения: УМК Перспектива 3 класс, 2 часть автор: Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская,
В.Г. Горецкий, презентация.

Этапы урока
Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

1 мин

Фронтальная форма работы

Здравствуйте, ребята!

Начнём мы наш урок с такой пословицы:

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.

 О чём это высказывание?
Присаживайтесь!

— приветствуют учителя;

— слушают пословицу;

— высказывают своё мнение;

Р: самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог

 4 мин

Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно жужжащим способом.

Думаешь, что сказок в жизни не бывает…

Ты не верь тому, кто так тебе сказал.

Тот, кто вырос, напрочь забывает,

Как когда-то в детстве он мечтал.

— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с интонацией удивления; с интонацией сожаления; выразительно).

— Какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы еще раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. Нас ждет необычный урок.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

-выполняют речевую разминку:

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

Приём: беседа

2 мин

Главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы.

А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся  в страну, где живут…

О чем – то скрипят половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уж навострили ушки….

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски….

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят …. ( Сказки)

А что за литературный жанр – сказки?

А какие виды сказок вы знаете?

Скажите, на какие две группы разделены сказки?

Что такое литературные сказки?

А сейчас мы отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой уголок этой страны мы отправимся?

Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

— Волшебный барабан

-Дж. Родари

-Дж. Родари «Волшебный барабан»

-Познакомиться с произведением Дж. Родари «Волшебный барабан»

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Включение в систему знаний

Метод: словесный, Приём: беседа

5 мин

В разделе « Литературные сказки» мы познакомились с некоторыми произведениями  и их авторами.

Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию. имя, отчество.

Родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасная библиотека.

Сказки сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам ( Д.Н. Мамин – Сибиряк)

Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. Автор ряда музыкальных сочинений. Он написал несколько учебников. ( В.Ф. Одоевский)

Этот автор воспитывал дочь Аленушку. Он любил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось, особенно любил сочинять для нее сказки. ( Д.Н. Мамин – Сибиряк)

К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг – как детских, та и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты. (В.М. Гаршин)

Соотнесите при помощи стрелок название сказки и автора, написавшего эту сказку.

Д.Н. Мамин – Сибиряк                       « Лягушка путешественница»

В.М. Гаршин                                         « Мороз Иванович»

В.Ф. Одоевский      Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые газа, короткий хвост.

Назовите главных героев всех этих сказок            

Дайте этим героям характеристику.

Кто из героев вам больше всего понравился?

Докажите, что прочитанные вами произведения в данном разделе – сказки.

Динамическая пауза.

Кому из сказочных героев  принадлежат эти строки? Я читаю, а вы внимательно слушаете и, прослушав, даете ответ.

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете… Я пробуду  у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я..я…я

Спасибо тебе, ты умная девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…..

К кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки?

У страха глаза велики

Ленивому и лениться лень

Хвастовство само себя наказывает

Литературная викторина.

-проверяют свои знания

— отвечают на вопросы

-выполняют упражнения

-отвечают на вопросы

Л: анализ объектов

П: осознание и построение речевого высказывания

V. Рефлексия деятельности
Метод:
 словесный
Приём: беседа

 3 мин

Сейчас я предлагаю вам дополнить предложение «Сегодня на уроке я усвоил (-а) …»

— заполняют листок.

Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, прогнозировать произведение по обложке, уметь находить нужное произведение в книге).

Планируемые результаты: предметные: составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу; метапредметные: определять главную мысль, последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; личностные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, волшебные сказки народов мира.

Ход урока

I. Организационный момент

(Урок лучше провести в читальном зале библиотеки.)

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно жужжащим способом.

Думаешь, что сказок в жизни не бывает…

Ты не верь тому, кто так тебе сказал.

Тот, кто вырос, напрочь забывает,

Как когда-то в детстве он мечтал.

— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с интонацией удивления; с интонацией сожаления; выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

— Какие иллюстрации вы принесли? Сделайте презентацию.

— Какие книги вы сегодня принесли на урок? Сделайте выставку.

— Что их объединяет? Чем они различаются? Какие сказки вы читали?

— Какие сказки захотелось прочитать? Почему?

— Попробуйте расставить книги по темам. Как это можно сделать?

(Ученики оформляют выставку.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 74 учебника тему сегодняшнего урока. («Мы идем в библиотеку».)

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Согласны ли вы с ребятами? Почему?

— Прочитайте, о чем нам говорит профессор Самоваров.

— Что вы узнали из этого текста?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство с тематическим каталогом

— Подумайте, как можно в библиотеке найти книгу «Сказки народов Балтии». Она представлена на нашей выставке.

(Учитель выслушивает предположения учеников. Важно, чтобы они предложили разные способы решения проблемы. Книга «Сказки народов Балтии» относится к теме «Сказки». Можно найти на стеллажах библиотеки указатель «Сказки», а далее по алфавиту найти искомую книгу. Можно сначала обратиться к тематическому каталогу; узнать по каталожной карточке, где стоит эта книга, найти ее на стеллаже.)

— Какую еще книгу можно добавить на выставку?

— Можно ли предложить книги «Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина, «Молдавские народные сказки», «Басни» И.А. Крылова?

— Сказки каких народов представлены в каталоге? Знакомы ли вам они?

— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?

— Можно ли найти по каталогу книгу сказок северных народов?

2. Выбор книги на основе собственных читательских предпочтений

(Презентация понравившейся книги.)

— Покажите книгу, в которой есть понравившаяся сказка. Представьте ее согласно плану.

План представления книги

1. Название книги.

2. Автор.

3. Издательство.

4. Год издания.

5. Художник-иллюстратор.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Читать сказки по собственному выбору.

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»

Мы идём в библиотеку. Сборник сказок

Шипилова-Кубашева Евгения Александровна
учитель 
ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга

 
Цель урока: выявить особенности волшебной сказки
Задачи урока:
— познакомить с особенностями волшебной сказки;
— учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;
— учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;
— учить работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста)

 
Планируемый результат. Формирование УУД.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий.
Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.
Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.

 
Организация образовательного пространства.
Ресурсы и оборудование.
— Л.Ф.Климанова. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1
— Мультимедийный проектор.
— Выставка книг- сборников сказок.
Формы работы.
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

 
Ход урока.
1. Организационный этап

Цели Учебно-познавательная деятельность
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 
составление плана совместных действий

Осмысление темы раздела «Волшебные сказки». Работа в группах.
Диалог: учитель – рассуждения детей
— Прочитайте название раздела.
— Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?
— Рассмотрите внимательно с.48-49 учебника. Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Обсудите план в группах.

 
 
 
 
 
После обсуждения выставляется план урока:
— Знакомство с темой урока.
— Определение ключевых понятий урока.
— Классификация сказок. Особенности сказок.
— Выявление особенностей волшебной сказки.


 

 
2. Актуализация знаний.

Цели Учебно-познавательная деятельность
активизировать желание изучения темы

 
стимулировать эмоционально-ценностное отношение к изучению сказок


 

 Определение ключевых понятий.
(Можно предложить учащимся разминку «Угадай сказки»)
А дорога далека,                         — Ах, ты, Петя, — простота,
И корзина нелегка,                      Сплоховал немножко:
Сесть бы на пенек,                       Не послушался кота,
Съесть бы пирожок.                     Выглянул в окошко.
(«Маша и Медведь»)                    («Кот, Петух и Лиса»)

 
Красна девица грустна:                 Нет ни речки, ни пруда,
Ей не нравится весна,                   Где воды напиться?
Ей на солнце тяжко,                     Очень вкусная вода
Слезы льет бедняжка.                   В ямке из копытца!
(«Снегурочка»)                             («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Диалог: учитель — рассуждения детей
— Какие сказки называются народными?
— Что такое присказка?
— Какие сказочные предметы вы знаете?
Викторина «Угадай, из какой сказки предмет»
1. Мёд («Винни-Пух и все-все». А.Милн)
2. Горошина («Принцесса на горошине». Г-Х. Андерсен)
3. Волшебное зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин)
4. Красная Шапочка («Красная шапочка»Ш.Перро)
5. Сапоги-скороходы («Маленький Мук» В.Гауф) и др

 

 
3. Творческая минутка

Цели Учебно-познавательная деятельность
пробудить воображение, стимулировать творческий интерес,
адекватно использовать речевые средства
 Стимулирование творческих способностей.
Слайды: изображения волшебных предметов. (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет)
— Дети рассказывают, что это за предмет, в чем заключается их волшебная сила, из какой они сказки.
— «Мой волшебный предмет» — дети придумывают и рассказывают про свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.
Варианты:  Можно предложить детям создать музей волшебных предметов и провести по этому музею экскурсию

 
4. Физкультминутка
Прогулка по сказочному лесу.
5. Основная часть. Работа над темой.

Цели Учебно-познавательная деятельность
формирование умения самостоятельно ориентироваться в учебной и художественной литературе.

 
осмысление особенностей волшебной сказки

 
формирование умения давать характеристику герою волшебной сказки

 
формулирование собственного аргументированного мнения

 
выявление причинно-следственных связей сюжетной линии сказки

 А.  Работа с выставкой книг в группах.
Диалог: учитель — рассуждения детей
— Дайте название выставке.
— Прочитайте названия сказок в учебнике. Знакомы ли они вам?
— Какие сказки представлены на выставке книг? Докажите, что книги выбраны правильно.

 
Б. Выполнение задания в группах.
— Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
— Обоснуйте свой выбор.
—  Какие сказки можно добавить в эти группы?

 
В. Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.
Работа над русской народной сказкой «Снегурочка» в группах.

 
Диалог: учитель — рассуждения детей
— Кто герой волшебной сказки?
— В чем особенности волшебной сказки?
— Обсудите сюжетную линию сказки, попробуйте выявить и обсудить отличия сказки.
— Отражается ли в сказках мечта народа о  счастье?
—  Всегда ли в сказке добро побеждает зло? Главная мысль сказки.

 
Чтение диалога Ани и Вани на с. 49.   Работа в парах.
Выводы. Особенности волшебной сказки:
Есть герой.
Есть животные-помощники.
Есть отрицательные герои.
Испытания в волшебном мире героев сказки.
Волшебные превращения.
Волшебные предметы.

 
6. Заключение.

Цели Рефлексивная деятельность. Самоанализ и самооценка ученика
оценивание результатов деятельности,  соотношение учебных действий с планом урока   Обсуждение выполнения плана, составленного в начале урока.
— Какие изменения можно внести в этот план?
— На какие вопросы вы могли бы ответить?

 
По итогам урока учащиеся с помощью смайликов выражают свое эмоциональное состояние, выбирая соответствующую формулировку

 

 
 
 
 
 
Домашнее задание
 Цели: — формирование умения работать с книгой (классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста);
формирование умений самостоятельно определять структуру сказки, характеризовать героев, определять главную мысль произведения;
— формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умений находить необходимую информацию в книге, тексте, презентации информации.
А. Работа с книгой.
Найдите в домашней библиотеке книгу сказок. Представьте эту книгу по плану:
1. Автор…
2. Это книга … (сборник или книга, в которой одно произведение)
3. В книге представлены сказки…
4. Совет друзьям…
Б.  Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.
В ходе исследовательской работы учащимся предстоит решить, в чем проявляются особенности волшебной сказки у разных народов .
Цель: исследование волшебной сказки.
Задачи:
— прочитать волшебные сказки разных народов;
— самостоятельно определять структуру сказки;
— характеризовать героев сказок.
Этапы исследования:
— Найдите сказки разных народов, похожие по сюжету.
— Сравните прочитанные сказки. Данные занесите в таблицу:

Параметры сравнения Сказка Сказка
Структура сказки    
Герои сказки    
Главная мысль    
Волшебные помощники    
Волшебные предметы    

Результатом исследования может быть письменная творческая работа. Ее можно представить на школьных чтениях, конференциях.
 

 

МОУ СШ №43

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Программа «Перспектива»

Тема урока : «Мы идем в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.»

Разработал:

Учитель начальных классов

Юсупова Марина Бахтиёровна

Предмет: Литературное чтение

Тема:«Мы идем в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.»

Место и роль урока в изучаемой теме: Закрепление изученного материала

Цель урока: создать условия для закрепления у учащихся знаний о сказках зарубежных писателей.

Задачи:

Образовательные:способствовать расширению знаний о фактах из биографии и творчества писателей; проверить уровень начитанности;

Развивающие:способствовать развитию речи; выразительно читать отрывок; умение определять мораль;

Воспитательные:способствовать воспитанию коммуникативных качеств; прививать любовь к сказкам зарубежных писателей;

Дидактические средства:

Для учителя- плакат, карточки с текстом фактов из биографии, портреты писателей, учебник, карточки с фразами , с названиями сказок.

Для обучающегося— учебник, карточки.

Методы и приёмы: наглядный( портреты) , словесный( беседа), метод творческого чтения( выразительное чтение отрывка), практические (викторина), проблемно- поисковый, самостоятельные.

Форма урока: Путешествие в библиотеку с элементами проекта

Ход урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности.

1-2 мин.

Приветствие детей.

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Бахтиёровна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Время сказки наступает, время сказки настает, все внимательно смотрите чудо вдруг произойдет, если сказку вы хотите к вам сейчас она придет

Настраиваются на урок

Фронтальная

Регулятивные

2.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: организация подготовки учащихся к систематизации знания.

Фронтальная беседа

Создание проблемной ситуации с помощью вопроса.

— О чем мы будем говорить на уроке?
-А чтобы узнать о каких сказках, мы отправимся в путешествие в библиотеку. Итак в путь!

-О сказках.

Фронтальная

Личностные
Коммуникативные

3.

3. Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление места и причины затруднения.

Определение цели посещения библиотеки

Беседа

-Ребят, когда мы идем в библиотеку, то знаем с какой целью. С какой?

— А теперь выясним, зачем же мы с вами идем в библиотеку. Посмотрите на доску. Кто изображен на портретах?
— А что объединяет этих писателей?
— А какой жанр их произведений?
— Так с какой же целью мы пойдем в библиотеку? Используйте слова помощники.(Повторить, углубить, вспомнить)

Взять книгу, прочитать интересную книгу, познакомиться с литературными героями, посмотреть выставку книг.

Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро, Братья Гримм.
Зарубежные писатели.
Писали сказки.
Повторить…
Углубить…
Вспомнить…

Фронтальная

Личностные
Коммуникативные
Познавательные

4.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить новое знание и сформировать умение применять его при решении заданий.

Факты из биографии и творчества писателей.

Условия работы и результаты.

Самостоятельная работа в группе:
1. Заполнение карточек с пропусками фактов из биографии писателей.
2. Подготовить выразительное чтение отрывка.

— Для того, чтобы говорить о сказках, нам нужно знать факты из биографии и творчества писателей.(Приложение 1 и 2)

Итак, переходим к первому этапу нашей работы.

1. Работать вы будете в 6 группах ( 1-2 парты первая группа, следующие 3 парты третья группа, следующие 2 парты 3 группа и т.д)

— Каждая группа получит два задания: 1 задание заполнить пропуски с недостающими фактами из биографии писателей. Для этого вам нужно в место пропусков записать нужное по вашему сведение. Разрешается пользоваться учебником. Затем выберете представителя от группы, который будет сообщать результат вашей работы. И второе задание подготовить выразительное чтение отрывка, которые я вам раздам. Но это остается тайной для всех , так как остальным группам придется угадать из какой сказки отрывок.

Результатом нашей работы будет газета, которую мы будем выполнять в течении урока.

Приступайте к работе.

Когда закончите, покажите вашу готовность.

Слушают учителя.

Слушают указание учителя

Приступают к работе

Показывают готовность

Групповая

Познавательные
Личностные

5.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Проверка задания( отчет каждой группы)

Вопросы по фактам из биографии писателей

Усвоение фактов из биографии писателей

Вывод по фактам из биографии

Проверка выразительного чтения отрывка

Вывод по 1 этапу.

Итак, все готовы. Проверяем 1 задание. Слушаем внимательно, чтобы ответить на вопросы после каждого писателя. Начнем с 1 группы.

Чья это биография?

Значит клеим под каким портретом?

Пока …. клеит, выходит представитель второй группы.

Чья биография у вас? Приклеиваем ниже.
Вопросы по Шарлю Перро.
Где же родился Шарль Перро?
Кем по профессии был Шарль Перро?
Чьим псевдонимом подписывал свои произведения?

Следующая третья, 4, ( вопросы по Братьям Гримм)

Как звали братьев Гримм?
Кем были Братья Гримм?
Каким сборником прославились писатели на весь мир?

5,6 группы (Вопросы)
Где родился Андерсен?
В какой семье?
Что Андерсен делал в свободное время?
Хорошо, мы с вами повторили интересные факты из биографии писателей.

-А теперь проверяем второе задание: выразительное чтение отрывка. Вам нужно узнать из какой сказки этот отрывок.

Приглашаем представителя 1 группы.

Кто узнал сказку?

Следующая группа 2,3,4,5,6.

-Из какой сказки отрывок?

-Мы прослушали все отрывки, которые прочитали нам ребята, теперь скажите, кто выполнил все требования выразительного чтения? (Интонация, знаки препинания, темп, кто не допустил ошибок?)

Ученик от 1 группы рассказывает.( Франции, юристом, стихи и поэмы, русский язык и Жуковским, «Кот в сапогах», тиражами.

Шарля Перро
Под первым.

Шарль Перро

Во Франции

Юристом

Псевдонимом сына.

(Учеными, немецкую, немецкий язык, словарь, Детские и семейные сказки, Германии, записывали, России.

Якоб и Вильгельм Гримм
Ученые- филологи
«Детские и семейные сказки»
(В Дании, сапожника
Вырезать из бумаги, рассказывать чудесный истории.
(Дании, сапожника, знаменитым, трудился, затейливые картинки, чудеснейшие истории, неба, звёздочки, перепутать, птиц, любви .
Отвечают

Фронтальная

Коммуникативные
Познавательные
Личностные

6.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему

Литературная викторина

1 задание «Бюро находок»

Вывод по 1 заданию

2 задание «Герои сказок»

Вывод по 2 заданию

Задание 3 «Сказка ложь , а в ней намёк»

Вывод по 3 заданию

Задание 4 «Найди автора сказки»

Вывод по викторине

А сейчас мы проверим знания сказок зарубежных писателей. А проведем в форме викторины. Поможет нам сундучок с заданиями.(Картинка сундучка) В какой сказке мы встречали сундучок?
Верно!

Достаю первое задание и оно называется «Бюро находок». Я называю ряд предметов, а вы говорите из какой они сказки.

— Туфля, тыква, карета

— Жемчужины, алмазы, цветы, лягушки.

— Тюфяк, перина, горошина.

— Сапоги, королевская карета.

— Шкура, осел, король.
Хорошо!

Следующее задание называется «Герои сказок». По описанию вам нужно догадаться о ком идет речь.

Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней мальчик Кай, у него была подруга, кто в беде не бросил друга?

— А из какой сказки этот персонаж?

-Знайте этого плутишку никому не обхитрить: людоеда словно мышку, умудрился проглотить.

-Всех жен его постигла злая участь- лишил он жизни их, какой злодей, кто ж он? Назовите имя скорей.
Мы с вами повторили героев из разных сказок. А следующее задание называется «Сказка ложь, а в ней намек». Я читаю морали, а вы отвечаете к какой сказке она относится.

1)Прославление любви к труду. Зло наказывается, а добро, милосердие, трудолюбие- щедро награждается.

2) Главная мораль этой сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным.

3) Мораль сказки такова, что любого человека можно отогреть и сердце откроется, даже если оно покрыто корочкой льда.

4) Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но не надо падать духом и опускать руки.

5) Доброта, скромность и отзывчивость, всепрощение, трудолюбие – это те черты, которыми должна обладать девочка, чтобы выйти замуж за принца.

6) Излишнее

любопытство никогда не приводит к добру, а последствия могут быть непредсказуемы.

ВЫ показали знания сказок и умение быстро определять их мораль.

Следующее задание называется «Найди автора сказки» Вам нужно определить автора по названию сказки. И приклеить под нужным портретом.

Называю сказки.

Молодцы. Мы с вами проделали большую работу, не только повторили факты из биографии Шарля Перро, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и их сказки , но и сделали общий проект, который останется у вас в классе.

Синяя Борода
Подарки Феи
Храбрый портной
Бременские музыканты
Гадкий утёнок
принцесса на горошине
Отвечают
Огниво
Золушка
Подарки Феи
Принцесса на горошине
Кот в сапогах
Ослиная шкура

Герда
Снежная Королева
Кот в сапогах

Синяя Борода

Подарки феи

Бременские музыканты

Снежная Королева

Гадкий утенок

Золушка

Синяя Борода

фронтальная

Личностные
Коммуникативные
Познавательные

7.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка деятельности.знаний и повторений.

Подведение итогов.

Выставление оценок, проведение рефлексии.

А теперь оцените вашу работу на уроке, используя фразы:

обогатил(а) жизненный опыт,

открыл(а),

вспомнил(а)

узнал(а).

Хорошо! Сегодня на уроке хорошо поработали …
Выставление оценок.

Открываем дневники и записываем домашнее заданиестр. 50-53 выразительно читать «Сказку о счастье»
Урок окончен.

Отвечают, используя фразы.

Слушают оценки

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Регулятивные
Личностные

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/346453-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniju-na-t

Обновлено: 09.01.2023

Цели: учить читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение; с помощью тематического каталога искать нужную книгу в библиотеке.

Планируемые результаты: предметные: осмыслять лирические тексты, произведения живописи, размышлять над ними, определять настроение, главную мысль в тексте, средства художественной выразительности, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их; личностные: интерпретировать тексты в соответствии с заданием, на основе фактов составлять собственный текст по итогам исследования.

Оборудование: сборники стихотворений и рассказов о природе, карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске, жужжащим способом.

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

— С чем сравнивает поэт снег? (С пуховым платком.)

— Каким представляет автор снег? (Oн называет его новым, легким, потому что он первый.)

— Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос.

— А сейчас наоборот: начнем громко, затем понижая голос до шепота.

— Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.

— Откройте учебники на с. 150, рассмотрите страницу, определите тему и задачи урока.

— Какие сборники произведений о природе вы принесли на урок? Поставьте их на полочки, оформим выставку.

IV. Работа по теме урока

(Учитель предлагает рассмотреть получившуюся выставку.)

— Прочитайте в учебнике, какие сборники произведений названы. Все ли они присутствуют на нашей выставке?

— Можно ли на нашу выставку добавить другие сборники? Это будут произведения каких поэтов?

(Чтение произведений из сборников.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Найдите в стихотворении средства художественной выразительности. (Примерный ответ. Сравнения — словно карусель, как лиса хвостом; олицетворения — метель заметает, зима ловит, снежинки пляшут и звенят; эпитеты — снежная метель, нужный дом, кружевные сети, высокая горка, колкие снежинки, ребята — школьники, задорные песни.)

(Ученики работают в паре.)

— Представьте, что вы — художник и вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. В этом нам поможет Татьяна Коти.

(Учащиеся выполняют задания на с. 41 пошагово, как рекомендует Т. Коти.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему учились на уроке?

Домашнее задание

Принести сборник стихотворений К. Бальмонта. Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Формировать умение читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение; формировать умение работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом; формировать умение анализировать произведение с помощью средств художественной выразительности.

Термины и понятия

Лирическое произведение, стихотворение, автор, иллюстрация, художник-иллюстратор, научно-познавательные тексты, художественные тексты, средства художественное выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

  • Определять главную мысль и тему стихотворения и обосновывать своё мнение.
  • Определять признаки научного и художественного текста.
  • Определять признаки средств художественной выразительности их особенности и обосновывать своё мнение.
  • Выполнять учебное действие в соответствии с целью.
  • Выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку.
  • Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
  • Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
  • Формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
  • Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Осмыслять лирические тексты, произведения и живописи.
  • Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их.
  • Проводить исследование содержания стихотворения и записывать результаты исследования в таблицу.
  • Отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного стихотворения.

Организация образовательного пространства

Изобразительное искусство – образы природы, пейзаж.

Русский язык – имя прилагательное.

Окружающий мир – природа и человек.

Информационный материал: Учебник, ч. 1, с. 143-149.

Демонстрационный материал: книги стихов русских поэтов по теме урока для выставки книг, рисунки обучающихся.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

I этап. Организационный момент

  • Проверка готовности обучающихся к уроку.
  • Создание психологического и эмоциональное комфорта в классе.
  • Настроить обучающихся на занятие.

— Ребята, прошу проверить готовность к уроку. На парте должен лежать учебник, дневник, тетрадь и пенал.

— Вижу, что сегодня у вас замечательное настроение, прошу поделиться им с одноклассниками, мной и гостями. Улыбнитесь друг другу. Спасибо!

— Мы начинаем наш урок, присаживайтесь.

II этап. Речевая разминка

  • Разминка речевого аппарата.
  • Формирование умения анализировать произведение.

— Посмотрите на электронную доску, перед вами стихотворение Я́кова Ла́заревича Аки́ма. Я прочту его, а вы послушайте.

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

— С чем сравнивает поэт снег? (С пуховым платком.)

— Каким представляет автор снег? (Oн называет его новым, легким, потому что он первый.)

— Давайте прочитаем это стихотворение шёпотом.

Теперь давайте прочтём сначала шёпотом, потом усиливая голос к последним строкам и наоборот.

— Попрошу желающих прочитать стихотворение выразительно. Молодцы!

  • Определять главную мысль стихотворения и обосновывать своё мнение.
  • Определить особенности стихотворения, видение автора.
  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

III этап. Открытие темы и постановка целей урока.

— Отлично. Можете ли назвать нашу цель урока? О чём мы сегодня будем говорит? Что вы узнаете? (Мы поговорим о поэтах, которые описывали природу, узнаем новые произведения о природе).

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Проводить анализ объектов, выделять общие черты.

IV этап. Работа по теме урока.

  • Актуализация знаний по разделу.
  • Формирование умения анализировать произведение.

— Давайте откроем учебник на стр. 149 и убедимся, были ли вы правы или нет. Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? (Картины русской природы).

Предлагаю вам полистать учебник с самого начала раздела и вспомнить произведения, которые мы прошли. (Стр. 144 – 148).

Коротко формулируем тему каждого произведения из раздела.

  • Работа с книгой, поиск информации в учебнике.
  • Работать со стихотворением.
  • Читать стихотворение, определять главную мысль.
  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Физкультминутка для глаз

IV этап. Работа по теме урока.

  • Проводить анализ книг по внешним признакам и содержанию.
  • Формирование умений выразительного чтения и чтения наизусть.

— Можете закрыть и отложить учебники. Еще раз рассмотрите книги, представленные на выставке в нашей библиотеке. Что их объединяет? Чем они различаются? (Размер, объём, иллюстрации, авторы и др.)

— Какие из них научно-познавательные, а какие художественные? Как это можно доказать?

— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?

— Расскажите о своей книге. (Учащиеся представляют любимые книги.)

— А сейчас настало время послушать стихи, которые вы приготовили к уроку и рисунки. (Выступления детей.)

— Я тоже приготовила к уроку стихотворение. Оно мне очень понравилось. Послушайте его.

Распахну окно навстречу свету!

Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету

На земле красивей уголка,

Чем вот этот, сотни раз воспетый

Сотнями поэтов и певцов,

Где зимой — зима, а лето — летом,

А весна — так в щебете скворцов!

Если осень — ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Все спалит и лишь не тронет сосен

Да седин у мамы на висках.

— Чем восхищается поэт? (Временами года.)

Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть свое любимое.

  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Внимательно слушать своих одноклассников.
  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Чтение стихотворения наизусть.
  • Проявление интереса к поэтически произведениям о природе.

Физкультминутка для тела

IV этап. Работа по теме урока.

  • Формирование умения анализировать стихотворение.
  • Заполнение таблицы.

— Ребята, сейчас мы выполним анализ стихотворения. Для начала откроем тетради для творческих работ, запишем число, классная работа и тему урока.

— Сначала выразительно прочтём стихотворение. (Один ученик читает, другие следят).

Ах, какая снежная, белая метель,

Крутится, вертится, словно карусель.

Заметает улицу, как лиса хвостом,

Не найти прохожим даже нужный дом.

В кружевные сети ловит нас зима,

Заметает ветер целые дома.

Не боюсь метели, санки подхвачу

И с высокой горки с вихрем покачу.

Пусть снежинки колкие пляшут и звенят,

Снова жду на горке я школьников-ребят.

Вместе будем весело в саночках летать,

Под метель задорные песни распевать!

— Спасибо. Ребята, какое у вас было настроение, когда вы слушали? О чём стихотворение? Какие картины представили?

— Молодцы. Теперь заполним таблицу. Вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем. Что такое сравнение, олицетворение и эпитеты?

— Хорошо, посмотрите на доску. Верно ли вы ответили?

— Ребята, теперь вы работаете с таблицей, заполняете её. На эту работу у вас есть 5 минут. Позже мы проверим.

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог

Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, прогнозировать произведение по обложке, уметь находить нужное произведение в книге).

Планируемые результаты: предметные: составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу; метапредметные: определять главную мысль, последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; личностные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, волшебные сказки народов мира.

Ход урока

I. Организационный момент

(Урок лучше провести в читальном зале библиотеки.)

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно жужжащим способом.

Думаешь, что сказок в жизни не бывает.

Ты не верь тому, кто так тебе сказал.

Тот, кто вырос, напрочь забывает,

Как когда-то в детстве он мечтал.

— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с интонацией удивления; с интонацией сожаления; выразительно).

— Какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

— Какие иллюстрации вы принесли? Сделайте презентацию.

— Какие книги вы сегодня принесли на урок? Сделайте выставку.

— Что их объединяет? Чем они различаются? Какие сказки вы читали?

— Какие сказки захотелось прочитать? Почему?

— Попробуйте расставить книги по темам. Как это можно сделать?

(Ученики оформляют выставку.)

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Согласны ли вы с ребятами? Почему?

— Прочитайте, о чем нам говорит профессор Самоваров.

— Что вы узнали из этого текста?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство с тематическим каталогом

— Какую еще книгу можно добавить на выставку?

— Сказки каких народов представлены в каталоге? Знакомы ли вам они?

— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?

— Можно ли найти по каталогу книгу сказок северных народов?

2. Выбор книги на основе собственных читательских предпочтений

(Презентация понравившейся книги.)

— Покажите книгу, в которой есть понравившаяся сказка. Представьте ее согласно плану.

План представления книги

1. Название книги.

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Читать сказки по собственному выбору.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Мы идём в библиотеку. Сборник сказок

Цель урока: выявить особенности волшебной сказки
Задачи урока:
— познакомить с особенностями волшебной сказки;
— учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;
— учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;
— учить работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста)

Планируемый результат. Формирование УУД.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий.
Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.
Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.

Организация образовательного пространства.
Ресурсы и оборудование.
— Л.Ф.Климанова. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1
— Мультимедийный проектор.
— Выставка книг- сборников сказок.
Формы работы.
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

осмысление особенностей волшебной сказки

формирование умения давать характеристику герою волшебной сказки

формулирование собственного аргументированного мнения

Б. Выполнение задания в группах.
— Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
— Обоснуйте свой выбор.
— Какие сказки можно добавить в эти группы?

Диалог: учитель — рассуждения детей
— Кто герой волшебной сказки?
— В чем особенности волшебной сказки?
— Обсудите сюжетную линию сказки, попробуйте выявить и обсудить отличия сказки.
— Отражается ли в сказках мечта народа о счастье?
— Всегда ли в сказке добро побеждает зло? Главная мысль сказки.

Читайте также:

      

  • Конспект урока по швейному делу в коррекционной школе 8 вида
  •   

  • Конспект урока 2 класс значение суффиксов
  •   

  • Конспект занятия мы пассажиры в средней группе
  •   

  • Изучение ответственности за заражение вич инфекцией конспект обж
  •   

  • Николай ii от отречения до гибели конспект урока 10 класс

Презентация к уроку по литературному чтению в  3 классе УМК «Перспектива» по тема: «Литературная сказка»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Литературное чтение. 3 класс. УМК «Перспектива» Тема: «Литературная сказка»»

Чтобы сказки не обидеть- Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее. Прочитайте стихотворение медленно, с ускорением, грустно, весело, выразительно.  О чем это стихотворение? Почему в стихотворение предлагается чаще читать сказки?

Чтобы сказки не обидеть-

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

Прочитайте стихотворение медленно, с ускорением, грустно, весело, выразительно.

О чем это стихотворение?

Почему в стихотворение предлагается чаще читать сказки?

1.У сказочных героев есть двойные имена Установи соответствия Мороз Бессмертный Кощей –… Иванович Василиса –…. Алёнушка Сестрица –… Премудрая Мальчик –… Хоттабыч Иван –… царевич Змей –… с-пальчик Старик –… Горыныч Доктор –… Айболит  2.Отгадайте загадки

1.У сказочных героев есть двойные имена Установи соответствия

Мороз Бессмертный

Кощей –… Иванович

Василиса –…. Алёнушка

Сестрица –… Премудрая

Мальчик –… Хоттабыч

Иван –… царевич

Змей –… с-пальчик

Старик –… Горыныч

Доктор –… Айболит

2.Отгадайте загадки

Распределите сказки на две группы и объясните свой выбор

Распределите сказки на две группы и объясните свой выбор

Сказки литературные народные ПЕРЕСКАЗ-ЭТО ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ИЛИ УСЛЫШАННОГО ТЕКСТА. ПОЛНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ПОЗВОЛЯЕТ ВОСПРОИЗВЕСТИ ВЕСЬ ТЕКСТ. КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ: ДЕЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ЧАСТИ И ОТБОР В КАЖДОЙ ЧАСТИ САМОГО ГЛАВНОГО; АНАЛИЗ ЧАСТЕЙ ПЕРЕСКАЗА. Предисловие -это вступительное слово автора к своему произведению, в котором дается указание на основной замысел произведения.

Сказки

литературные народные

ПЕРЕСКАЗ-ЭТО ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ИЛИ УСЛЫШАННОГО ТЕКСТА. ПОЛНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ПОЗВОЛЯЕТ ВОСПРОИЗВЕСТИ ВЕСЬ ТЕКСТ. КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ: ДЕЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ЧАСТИ И ОТБОР В КАЖДОЙ ЧАСТИ САМОГО ГЛАВНОГО; АНАЛИЗ ЧАСТЕЙ ПЕРЕСКАЗА.

Предисловие -это вступительное слово автора к своему произведению, в котором дается указание на основной замысел произведения.

На данной странице представлен учебник — литературное чтение 3 класс (1 часть), авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. А также перечень тем, рассматриваемых в рамках курса литературное чтение в 3 классе, определения, ссылки на тексты произведений.


Литературное чтение 3 класс

Литературное чтение 3 класс (часть 1). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Тема: Книги — мои друзья

  • Б. Горбачевский. Перевопечатник Иван Фёдоров
    Для лучшего изучения темы, советуем прочитать книгу Евгения 
Осетрова "Сказ о друкаре Иване и его книгах". В ней повествуется 
о Кирилле и Мефодии, и о первых рукописных книгах, и о Несторе-летописце.

Книги любили и ценили во все времена. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей», — писал великий князь Древней Руси Ярослав Мудрый.

В рукописных книгах Древней Руси были наставления детям. Вот слова князя Владимира Мономаха.

Лжи остерегайтесь, от того душа погибает и
тело.
***
Гордости не имейте в сердце и уме.
***
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
***
Не пропустите человек, не приветив его, и 
доброе слово ему молвите.
***
Что имеете хорошего, того не забывайте, а чего
не имеете, тому учитесь.
***
Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.

Мы идём в музей книги

Тема: Жизнь дана на добрые дела

Рассказы М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского очень веселые. В них писатели рассказывают о своём детстве.

Михаил Зощенко откровенно признавался, что у него, когда он был маленьким, не всё ладилось дома и в школе. В одном из своих рассказов он написал: «Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». Писатель, создавая своё произведение, всегда надеется, что он может помочь кому-то стать лучше, умнее и добрее.

                Пословицы о доброте
Умные учатся на ошибках других, а глупые - на 
своих собственных. 
                              (Старинная пословица)
***
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
                              (Английская пословица)
***
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
                                  (Русская пословица)
***
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
                                (Башкирская пословица)
***
Слушайся добрый людей - на путь наведут.
                                   (Русская пословица)

Владимир Иванов Даль собирал не только сказки, но и пословицы русского народа. Один из разделов его сборника «Пословицы и поговорки русского народа» так и называется: «О добрых делах и добродетелях».

Приведем несколько пословиц о том, почему о человеке судят не по его словам, а по делам.

  • Доброе дело крепко.
  • Доброму Бог помогает.
  • Доброму добрая память.
  • Делать добро поспешай.
  • Не устоять худу против добра.
  • На свете не без добрых людей.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Н. Носов. Огурцы
  • М. Зощенко. Не надо врать
  • Л. Каминский. Сочинение
  • М. Зощенко. Через тридцать лет
Мы идём в библиотеку - Советуем прочитать
- В. Драгунский, Л. Каминский, В. Медведев, 
- Ю. Коваль. Смешные рассказы о школе.
- В. Драгунский. Денискины расссказы.
- В. Драгункий. Девчонками и мальчишками.
- М. Зощенко. Весёлые истории. 
- М. Зощенко. Рассказы для детей.
- Н. Носов. Нейзнайка на Луне.
- Н. Носов. Незнайка в Солнечном городе.

Самостоятельное чтение

  • Н.Носов Трудная задача

Семейное чтение

  • Что побеждает? Притча
  • Что важнее? Притча

Наш театр

  • В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…»

Тема: Волшебная сказка

Народные сказки можно разделить на:

  • сказки о животных,
  • бытовые сказки,
  • волшебные сказки.

Волшебная сказка отличается от других видов сказок невероятными, волшебными событиями и чудесными, удивительными превращениями! В волшебных сказках всегда есть необычные герои, волшебные предметы и чудесные помощники. Построение волшебной сказки и её язык тоже являются отличительными особенностями.

Признаки волшебной сказки

  • Присказка,
  • троекратные повторы,
  • чудесные превращения,
  • невероятные, фантастические события
  • сказочные помощники.
  • Иван-царевич и серый волк. Русская сказка

Учимся рассказывать по картине на примере картины В. Васнецова
1. Почему картина так называется? Обоснуй свой ответ.
2. Как иначе можно назвать картину В.Васнецова? Предложите свои варианты названия.
3. Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?
4. Подберите слова (глаголы), которые  передают движение героев: мчатся, летят, несутся, скачет.
5. Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде.
6. Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете.

  • Летучий корабль. Русская сказка.
Мы идём в библиотеку - Советуем прочитать - Сборники сказок
- Волшебные сказки народов мира.
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Волшебный мир Восточных сказок.
- Волшебный сундучок. Сказки народов Европы.
- Сказки народов Индии.
- Сказки народов Африки, Австралии и Океании.
- Давным-давно... Сказки народов России.

Самостоятельное чтение

  • Морозко. Русская сказка.

Семейное чтение

  • Белая уточка. Русская сказка.

Наш театр

  • По щучьему велению. Русская сказка

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Примеры присказок

  • На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт, песню заводит, вниз идёт, сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
  • Жили-были старик со старухой.
  • З тридевять земель, в тридесятом государстве.

Тема: Люби всё живое

Читая произведения, мы отмечаем для себя то, что нас радует или огорчает, заставляет плакать или смеяться. Так интересно наблюдать за изменениями природы, за жизнью животных, рыб, птиц. Но этому надо учиться. Нужно с любовью и заботой относиться ко всему живому, быть терпеливым и внимательным. Ведь все эти изменения столь незаметны на первый взгляд. А еще очень важно уметь рассказывать об этом, делиться своими мыслями и чувствами.

    • К. Паустовский Барсучий нос
    • Барсук. (текст из энциклопедии)
    • В.Берестов. Кошкин щенок.
    • Б.Заходер. Вредный кот.
    • В.Бианки. Приключения Муравьишки.
    • О.Полонский Муравьиное царство.
    • Тим Собакин «Песни бегемотов».
Мы идём в библиотеку - Советуем прочитать - 
Сборники произведений о природе
- В. Бианки. Повести и рассказы о природе.
- В. Бианки. Лесная газета.
- В. Чаплина. Питомцы зоопарка.
- Е. Чарушин. Большие и маленькие.
- М. Пришвин. Сказки о животных.
- Н. Сладков. Лесной календарь.
- К. Паустовский, Г. Скреицкий, К. Ушинский,
- В. Бианки. Рассказы о природе.
- Л. Толстой. Рассказы о природе для детей.
- Г. Снегирёв. Рассказы.

Самостоятельное чтение

  • Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

Семейное чтение

  • Н.Носов. Карасик

Наш театр

  • М. Горький. Воробьишко

Маленькие и большие секреты страны Литературии

План отзыва на произведение
1. Название произведения.
2. Автор.
3. Главный герои (их описание, характер, поступки, речь)
4. Тема и основная мысль произведения.
5. Ваше впечатление от прочитанного произведения.

Как составить план?
1. Найдите в тексте опорные слова.
2. Разделите текст на части.
3. Определите тему и основную мысль каждой части.
4. Озаглавьте каждую часть.
5. Запишите названия частей.
6. Восстановите события рассказа по порядку.

Тема: Картины русской природы

Стихи с описаниями природы нужны, чтобы научиться быть более внимательным и наблюдательным. В стихотворениях используются очень красивые слова. Читаешь — и мир вокруг становится волшебным.

Читая стихи о природе, мы радуемся и переживаем вместе с поэтами. В одних стихотворениях строки звучат плавно, напевно, как красивая музыка. В других ритм резкий, напряженный.

Часто стихи и музыка соединяются. Получается песня. Художники, так же как писатели и поэты, любуются природой. Они создают пейзажи.

Шишкин - Зима в лесу

И. Шишкин. Зима в лесу
  • Н.Некрасов. Славная осень (из стихотворения «Железная дорога»)
  • М. Пришвин. Осинкам холодно
  • Ф. Тютчев. Листья
  • А.Фет. Осень
  • И.Бунин Первый снег
Мы идём в библиотеку - Советуем прочитать

"Времена года". Стихотворения русских поэтов о природе. 
"Четыре времени года". Приметы, загадки, пословицы, 
стихотворения.
Стихи об осени (серия "Поэтический класс").
Стихи о зиме (серия "Поэтический класс").

Самостоятельное чтение

  • К.Бальмонт. Снежинка

Самостоятельное чтение

  • К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… (из рассказа «Подарок»)

В саду уже поселилась осень… Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека…

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели; посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.

И. Остроухов - Парк

И. Остроухов — Парк
А. Саврасов - Зима
А. Саврасов — Зима

Словарь

    • Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник.
    • Инозе́мный — то же, что иностранный.
    • Сати́рик — автор или исполнитель сатирических (обличающих, высмеивающих отрицательные явления) произведений.
    • Нажда́к — минерал, употребляемый для чистки металлических изделий.
    • Глаз не смыка́ть — бодрствовать, не закрывать глаза, не спать.
    • Служи́ть ве́рой-пра́вдой — служить преданно, честно.
    • Пуска́ть нехоро́шую славу — распространить слух, сплетню.
    • Поза́риться — смотреть на кого-нибудь или что-нибудь с завистью.
    • Пу́ще — больше, сильнее.
    • Пе́ший — идущий пешком.
    • Све́дущий — хорошо осведомленный о чем-нибудь.
    • Не пропуска́ть ми́мо уше́й — не оставить без внимания.
    • Куль — большой мешок.
    • Зазо́рно — постыдно, достойно осуждения.
    • На себя пенять — винить только себя.
    • Верши́ть — совершать, выполнять.
    • Мачеха — неродная мать.
    • Падчерица — неродная дочь одного из супругов.
    • Да́веча — недавно.
    • Чёлн — выдолбленная из дерева лодка.
    • Верзи́ла — так говорят о ком-то высоком и нескладном.
    • Душа в пятки ушла — испугаться.
    • Полынья — незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
    • Спеси́вый — надменный, высокомерный.
    • Черезчур — слишком.
    • Чваниться — быть тщеславным, гордым, важным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мы и наши маленькие волшебники конкурс семейного рассказа
  • Мы вместо рассказа содержания повести представим
  • Мы знали рассказы наизусть но слушали их по прежнему охотно
  • Мы вам расскажем сказку а может и не сказку песня
  • Мучаетесь как правильно пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии