Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, прогнозировать произведение по обложке, уметь находить нужное произведение в книге).
Планируемые результаты: предметные: составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу; метапредметные: определять главную мысль, последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; личностные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, волшебные сказки народов мира.
Ход урока
I. Организационный момент
(Урок лучше провести в читальном зале библиотеки.)
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно жужжащим способом.
Думаешь, что сказок в жизни не бывает…
Ты не верь тому, кто так тебе сказал.
Тот, кто вырос, напрочь забывает,
Как когда-то в детстве он мечтал.
— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с интонацией удивления; с интонацией сожаления; выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Какую сказку мы изучали на прошлом уроке?
— Какие иллюстрации вы принесли? Сделайте презентацию.
— Какие книги вы сегодня принесли на урок? Сделайте выставку.
— Что их объединяет? Чем они различаются? Какие сказки вы читали?
— Какие сказки захотелось прочитать? Почему?
— Попробуйте расставить книги по темам. Как это можно сделать?
(Ученики оформляют выставку.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 74 учебника тему сегодняшнего урока. («Мы идем в библиотеку».)
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Согласны ли вы с ребятами? Почему?
— Прочитайте, о чем нам говорит профессор Самоваров.
— Что вы узнали из этого текста?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с тематическим каталогом
— Подумайте, как можно в библиотеке найти книгу «Сказки народов Балтии». Она представлена на нашей выставке.
(Учитель выслушивает предположения учеников. Важно, чтобы они предложили разные способы решения проблемы. Книга «Сказки народов Балтии» относится к теме «Сказки». Можно найти на стеллажах библиотеки указатель «Сказки», а далее по алфавиту найти искомую книгу. Можно сначала обратиться к тематическому каталогу; узнать по каталожной карточке, где стоит эта книга, найти ее на стеллаже.)
— Какую еще книгу можно добавить на выставку?
— Можно ли предложить книги «Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина, «Молдавские народные сказки», «Басни» И.А. Крылова?
— Сказки каких народов представлены в каталоге? Знакомы ли вам они?
— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?
— Можно ли найти по каталогу книгу сказок северных народов?
2. Выбор книги на основе собственных читательских предпочтений
(Презентация понравившейся книги.)
— Покажите книгу, в которой есть понравившаяся сказка. Представьте ее согласно плану.
План представления книги
1. Название книги.
2. Автор.
3. Издательство.
4. Год издания.
5. Художник-иллюстратор.
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Читать сказки по собственному выбору.
Конспект урока литературному чтению
Тема: Мы идем в библиотеку
Цели деятельности учителя: создание условия для развития умений называть специфические особенности жанра литературной сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
— уметь соотносить автора и название произведения;
— уметь понимать смысл заглавия произведения;
— уметь выделять особенности жанра литературной сказки.
Личностные:
— осознавать ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды;
— оценивать конкретные поступки;
— высказывать свое отношение к герою произведения.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Учебник литературного чтения: УМК Перспектива 3 класс, 2 часть автор: Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская,
В.Г. Горецкий, презентация.
Этапы урока |
Время |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Метод: словесный |
1 мин |
Фронтальная форма работы Здравствуйте, ребята! Начнём мы наш урок с такой пословицы: Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. О чём это высказывание? |
— приветствуют учителя; — слушают пословицу; — высказывают своё мнение; |
Р: самоопределение; Л.: формирование мотивации к обучению; |
II. Актуализация знаний и мотивация Метод: словесный, практический Приём: беседа, подводящий диалог |
4 мин |
Речевая разминка Думаешь, что сказок в жизни не бывает… Ты не верь тому, кто так тебе сказал. Тот, кто вырос, напрочь забывает, Как когда-то в детстве он мечтал. — Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с интонацией удивления; с интонацией сожаления; выразительно). — Какую сказку мы изучали на прошлом уроке? Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы еще раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. Нас ждет необычный урок. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? |
-выполняют речевую разминку: |
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Метод: словесный, частично-поисковый, практический Приём: беседа |
2 мин |
Главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы. А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут… О чем – то скрипят половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уж навострили ушки…. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски…. Тихонько скрипит половица, По комнате ходят …. ( Сказки) А что за литературный жанр – сказки? А какие виды сказок вы знаете? Скажите, на какие две группы разделены сказки? Что такое литературные сказки? А сейчас мы отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой уголок этой страны мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка. |
— Волшебный барабан -Дж. Родари -Дж. Родари «Волшебный барабан» -Познакомиться с произведением Дж. Родари «Волшебный барабан» |
Р: целеполагание, как постановка учебной задачи. П: самостоятельное выделение и постановка цели |
IV. Включение в систему знаний Метод: словесный, Приём: беседа |
5 мин |
В разделе « Литературные сказки» мы познакомились с некоторыми произведениями и их авторами. Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию. имя, отчество. Родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасная библиотека. Сказки сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам ( Д.Н. Мамин – Сибиряк) Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. Автор ряда музыкальных сочинений. Он написал несколько учебников. ( В.Ф. Одоевский) Этот автор воспитывал дочь Аленушку. Он любил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось, особенно любил сочинять для нее сказки. ( Д.Н. Мамин – Сибиряк) К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг – как детских, та и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты. (В.М. Гаршин) Соотнесите при помощи стрелок название сказки и автора, написавшего эту сказку. Д.Н. Мамин – Сибиряк « Лягушка путешественница» В.М. Гаршин « Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые газа, короткий хвост. Назовите главных героев всех этих сказок Дайте этим героям характеристику. Кто из героев вам больше всего понравился? Докажите, что прочитанные вами произведения в данном разделе – сказки. Динамическая пауза. Кому из сказочных героев принадлежат эти строки? Я читаю, а вы внимательно слушаете и, прослушав, даете ответ. Я заехала к вам посмотреть, как вы живете… Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я..я…я Спасибо тебе, ты умная девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков….. К кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки? У страха глаза велики Ленивому и лениться лень Хвастовство само себя наказывает Литературная викторина. |
-проверяют свои знания — отвечают на вопросы -выполняют упражнения -отвечают на вопросы |
Л: анализ объектов П: осознание и построение речевого высказывания |
V. Рефлексия деятельности |
3 мин |
Сейчас я предлагаю вам дополнить предложение «Сегодня на уроке я усвоил (-а) …» |
— заполняют листок. |
Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»
Мы идём в библиотеку. Сборник сказок
Шипилова-Кубашева Евгения Александровна
учитель ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель урока: выявить особенности волшебной сказки
Задачи урока:
— познакомить с особенностями волшебной сказки;
— учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;
— учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;
— учить работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста)
Планируемый результат. Формирование УУД.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий.
Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.
Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.
Организация образовательного пространства.
Ресурсы и оборудование.
— Л.Ф.Климанова. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1
— Мультимедийный проектор.
— Выставка книг- сборников сказок.
Формы работы.
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ход урока.
1. Организационный этап
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
Осмысление темы раздела «Волшебные сказки». Работа в группах. Диалог: учитель – рассуждения детей — Прочитайте название раздела. — Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме? — Рассмотрите внимательно с.48-49 учебника. Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Обсудите план в группах.
|
2. Актуализация знаний.
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
активизировать желание изучения темы
|
Определение ключевых понятий. (Можно предложить учащимся разминку «Угадай сказки») А дорога далека, — Ах, ты, Петя, — простота, И корзина нелегка, Сплоховал немножко: Сесть бы на пенек, Не послушался кота, Съесть бы пирожок. Выглянул в окошко. («Маша и Медведь») («Кот, Петух и Лиса»)
|
3. Творческая минутка
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
пробудить воображение, стимулировать творческий интерес, адекватно использовать речевые средства |
Стимулирование творческих способностей. Слайды: изображения волшебных предметов. (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет) — Дети рассказывают, что это за предмет, в чем заключается их волшебная сила, из какой они сказки. — «Мой волшебный предмет» — дети придумывают и рассказывают про свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами. Варианты: Можно предложить детям создать музей волшебных предметов и провести по этому музею экскурсию |
4. Физкультминутка
Прогулка по сказочному лесу.
5. Основная часть. Работа над темой.
Цели | Учебно-познавательная деятельность |
формирование умения самостоятельно ориентироваться в учебной и художественной литературе.
|
А. Работа с выставкой книг в группах. Диалог: учитель — рассуждения детей — Дайте название выставке. — Прочитайте названия сказок в учебнике. Знакомы ли они вам? — Какие сказки представлены на выставке книг? Докажите, что книги выбраны правильно.
|
6. Заключение.
Цели | Рефлексивная деятельность. Самоанализ и самооценка ученика |
оценивание результатов деятельности, соотношение учебных действий с планом урока | Обсуждение выполнения плана, составленного в начале урока. — Какие изменения можно внести в этот план? — На какие вопросы вы могли бы ответить?
|
Домашнее задание
Цели: — формирование умения работать с книгой (классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста);
—формирование умений самостоятельно определять структуру сказки, характеризовать героев, определять главную мысль произведения;
— формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умений находить необходимую информацию в книге, тексте, презентации информации.
А. Работа с книгой.
Найдите в домашней библиотеке книгу сказок. Представьте эту книгу по плану:
1. Автор…
2. Это книга … (сборник или книга, в которой одно произведение)
3. В книге представлены сказки…
4. Совет друзьям…
Б. Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.
В ходе исследовательской работы учащимся предстоит решить, в чем проявляются особенности волшебной сказки у разных народов .
Цель: исследование волшебной сказки.
Задачи:
— прочитать волшебные сказки разных народов;
— самостоятельно определять структуру сказки;
— характеризовать героев сказок.
Этапы исследования:
— Найдите сказки разных народов, похожие по сюжету.
— Сравните прочитанные сказки. Данные занесите в таблицу:
Параметры сравнения | Сказка | Сказка |
Структура сказки | ||
Герои сказки | ||
Главная мысль | ||
Волшебные помощники | ||
Волшебные предметы |
Результатом исследования может быть письменная творческая работа. Ее можно представить на школьных чтениях, конференциях.
Обновлено: 09.01.2023
Цели: учить читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение; с помощью тематического каталога искать нужную книгу в библиотеке.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять лирические тексты, произведения живописи, размышлять над ними, определять настроение, главную мысль в тексте, средства художественной выразительности, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их; личностные: интерпретировать тексты в соответствии с заданием, на основе фактов составлять собственный текст по итогам исследования.
Оборудование: сборники стихотворений и рассказов о природе, карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске, жужжащим способом.
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
— С чем сравнивает поэт снег? (С пуховым платком.)
— Каким представляет автор снег? (Oн называет его новым, легким, потому что он первый.)
— Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос.
— А сейчас наоборот: начнем громко, затем понижая голос до шепота.
— Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.
— Откройте учебники на с. 150, рассмотрите страницу, определите тему и задачи урока.
— Какие сборники произведений о природе вы принесли на урок? Поставьте их на полочки, оформим выставку.
IV. Работа по теме урока
(Учитель предлагает рассмотреть получившуюся выставку.)
— Прочитайте в учебнике, какие сборники произведений названы. Все ли они присутствуют на нашей выставке?
— Можно ли на нашу выставку добавить другие сборники? Это будут произведения каких поэтов?
(Чтение произведений из сборников.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Найдите в стихотворении средства художественной выразительности. (Примерный ответ. Сравнения — словно карусель, как лиса хвостом; олицетворения — метель заметает, зима ловит, снежинки пляшут и звенят; эпитеты — снежная метель, нужный дом, кружевные сети, высокая горка, колкие снежинки, ребята — школьники, задорные песни.)
(Ученики работают в паре.)
— Представьте, что вы — художник и вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. В этом нам поможет Татьяна Коти.
(Учащиеся выполняют задания на с. 41 пошагово, как рекомендует Т. Коти.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Принести сборник стихотворений К. Бальмонта. Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.
Формировать умение читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение; формировать умение работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом; формировать умение анализировать произведение с помощью средств художественной выразительности.
Термины и понятия
Лирическое произведение, стихотворение, автор, иллюстрация, художник-иллюстратор, научно-познавательные тексты, художественные тексты, средства художественное выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.
- Определять главную мысль и тему стихотворения и обосновывать своё мнение.
- Определять признаки научного и художественного текста.
- Определять признаки средств художественной выразительности их особенности и обосновывать своё мнение.
- Выполнять учебное действие в соответствии с целью.
- Выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку.
- Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
- Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
- Формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;
- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
- Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- Осмыслять лирические тексты, произведения и живописи.
- Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их.
- Проводить исследование содержания стихотворения и записывать результаты исследования в таблицу.
- Отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного стихотворения.
Организация образовательного пространства
Изобразительное искусство – образы природы, пейзаж.
Русский язык – имя прилагательное.
Окружающий мир – природа и человек.
Информационный материал: Учебник, ч. 1, с. 143-149.
Демонстрационный материал: книги стихов русских поэтов по теме урока для выставки книг, рисунки обучающихся.
Фронтальная, индивидуальная, парная.
I этап. Организационный момент
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Создание психологического и эмоциональное комфорта в классе.
- Настроить обучающихся на занятие.
— Ребята, прошу проверить готовность к уроку. На парте должен лежать учебник, дневник, тетрадь и пенал.
— Вижу, что сегодня у вас замечательное настроение, прошу поделиться им с одноклассниками, мной и гостями. Улыбнитесь друг другу. Спасибо!
— Мы начинаем наш урок, присаживайтесь.
II этап. Речевая разминка
- Разминка речевого аппарата.
- Формирование умения анализировать произведение.
— Посмотрите на электронную доску, перед вами стихотворение Я́кова Ла́заревича Аки́ма. Я прочту его, а вы послушайте.
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
— С чем сравнивает поэт снег? (С пуховым платком.)
— Каким представляет автор снег? (Oн называет его новым, легким, потому что он первый.)
— Давайте прочитаем это стихотворение шёпотом.
Теперь давайте прочтём сначала шёпотом, потом усиливая голос к последним строкам и наоборот.
— Попрошу желающих прочитать стихотворение выразительно. Молодцы!
- Определять главную мысль стихотворения и обосновывать своё мнение.
- Определить особенности стихотворения, видение автора.
- Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
III этап. Открытие темы и постановка целей урока.
— Отлично. Можете ли назвать нашу цель урока? О чём мы сегодня будем говорит? Что вы узнаете? (Мы поговорим о поэтах, которые описывали природу, узнаем новые произведения о природе).
- Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- Проводить анализ объектов, выделять общие черты.
IV этап. Работа по теме урока.
- Актуализация знаний по разделу.
- Формирование умения анализировать произведение.
— Давайте откроем учебник на стр. 149 и убедимся, были ли вы правы или нет. Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? (Картины русской природы).
Предлагаю вам полистать учебник с самого начала раздела и вспомнить произведения, которые мы прошли. (Стр. 144 – 148).
Коротко формулируем тему каждого произведения из раздела.
- Работа с книгой, поиск информации в учебнике.
- Работать со стихотворением.
- Читать стихотворение, определять главную мысль.
- Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Физкультминутка для глаз
IV этап. Работа по теме урока.
- Проводить анализ книг по внешним признакам и содержанию.
- Формирование умений выразительного чтения и чтения наизусть.
— Можете закрыть и отложить учебники. Еще раз рассмотрите книги, представленные на выставке в нашей библиотеке. Что их объединяет? Чем они различаются? (Размер, объём, иллюстрации, авторы и др.)
— Какие из них научно-познавательные, а какие художественные? Как это можно доказать?
— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?
— Расскажите о своей книге. (Учащиеся представляют любимые книги.)
— А сейчас настало время послушать стихи, которые вы приготовили к уроку и рисунки. (Выступления детей.)
— Я тоже приготовила к уроку стихотворение. Оно мне очень понравилось. Послушайте его.
Распахну окно навстречу свету!
Тишь какая! Будто на века!
Нету, нету, понимаешь, нету
На земле красивей уголка,
Чем вот этот, сотни раз воспетый
Сотнями поэтов и певцов,
Где зимой — зима, а лето — летом,
А весна — так в щебете скворцов!
Если осень — ах, какая осень!
Тишь какая! Будто на века!
Все спалит и лишь не тронет сосен
Да седин у мамы на висках.
— Чем восхищается поэт? (Временами года.)
Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть свое любимое.
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- Внимательно слушать своих одноклассников.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Чтение стихотворения наизусть.
- Проявление интереса к поэтически произведениям о природе.
Физкультминутка для тела
IV этап. Работа по теме урока.
- Формирование умения анализировать стихотворение.
- Заполнение таблицы.
— Ребята, сейчас мы выполним анализ стихотворения. Для начала откроем тетради для творческих работ, запишем число, классная работа и тему урока.
— Сначала выразительно прочтём стихотворение. (Один ученик читает, другие следят).
Ах, какая снежная, белая метель,
Крутится, вертится, словно карусель.
Заметает улицу, как лиса хвостом,
Не найти прохожим даже нужный дом.
В кружевные сети ловит нас зима,
Заметает ветер целые дома.
Не боюсь метели, санки подхвачу
И с высокой горки с вихрем покачу.
Пусть снежинки колкие пляшут и звенят,
Снова жду на горке я школьников-ребят.
Вместе будем весело в саночках летать,
Под метель задорные песни распевать!
— Спасибо. Ребята, какое у вас было настроение, когда вы слушали? О чём стихотворение? Какие картины представили?
— Молодцы. Теперь заполним таблицу. Вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем. Что такое сравнение, олицетворение и эпитеты?
— Хорошо, посмотрите на доску. Верно ли вы ответили?
— Ребята, теперь вы работаете с таблицей, заполняете её. На эту работу у вас есть 5 минут. Позже мы проверим.
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог
Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, прогнозировать произведение по обложке, уметь находить нужное произведение в книге).
Планируемые результаты: предметные: составлять собственный текст по итогам исследования на основе фактов, находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу; метапредметные: определять главную мысль, последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; личностные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, волшебные сказки народов мира.
Ход урока
I. Организационный момент
(Урок лучше провести в читальном зале библиотеки.)
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно жужжащим способом.
Думаешь, что сказок в жизни не бывает.
Ты не верь тому, кто так тебе сказал.
Тот, кто вырос, напрочь забывает,
Как когда-то в детстве он мечтал.
— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с интонацией удивления; с интонацией сожаления; выразительно).
— Какую сказку мы изучали на прошлом уроке?
— Какие иллюстрации вы принесли? Сделайте презентацию.
— Какие книги вы сегодня принесли на урок? Сделайте выставку.
— Что их объединяет? Чем они различаются? Какие сказки вы читали?
— Какие сказки захотелось прочитать? Почему?
— Попробуйте расставить книги по темам. Как это можно сделать?
(Ученики оформляют выставку.)
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Согласны ли вы с ребятами? Почему?
— Прочитайте, о чем нам говорит профессор Самоваров.
— Что вы узнали из этого текста?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с тематическим каталогом
— Какую еще книгу можно добавить на выставку?
— Сказки каких народов представлены в каталоге? Знакомы ли вам они?
— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?
— Можно ли найти по каталогу книгу сказок северных народов?
2. Выбор книги на основе собственных читательских предпочтений
(Презентация понравившейся книги.)
— Покажите книгу, в которой есть понравившаяся сказка. Представьте ее согласно плану.
План представления книги
1. Название книги.
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Читать сказки по собственному выбору.
Мы идём в библиотеку. Сборник сказок
Цель урока: выявить особенности волшебной сказки
Задачи урока:
— познакомить с особенностями волшебной сказки;
— учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;
— учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;
— учить работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста)
Планируемый результат. Формирование УУД.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий.
Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.
Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.
Организация образовательного пространства.
Ресурсы и оборудование.
— Л.Ф.Климанова. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1
— Мультимедийный проектор.
— Выставка книг- сборников сказок.
Формы работы.
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
осмысление особенностей волшебной сказки
формирование умения давать характеристику герою волшебной сказки
формулирование собственного аргументированного мнения
Б. Выполнение задания в группах.
— Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
— Обоснуйте свой выбор.
— Какие сказки можно добавить в эти группы?
Диалог: учитель — рассуждения детей
— Кто герой волшебной сказки?
— В чем особенности волшебной сказки?
— Обсудите сюжетную линию сказки, попробуйте выявить и обсудить отличия сказки.
— Отражается ли в сказках мечта народа о счастье?
— Всегда ли в сказке добро побеждает зло? Главная мысль сказки.
Читайте также:
- Конспект урока по швейному делу в коррекционной школе 8 вида
- Конспект урока 2 класс значение суффиксов
- Конспект занятия мы пассажиры в средней группе
- Изучение ответственности за заражение вич инфекцией конспект обж
- Николай ii от отречения до гибели конспект урока 10 класс
Урок 7 «Мы идем в библиотеку»
Задачи урока:
продолжить знакомство с библиотекой как хранилищем книг, учить выбирать книги при помощи тематического каталога;
учить работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, подбирать названия выставкам;
познакомить с различными справочными книгами для детей, в том числе и с Большой детской энциклопедией;
познакомить с рекомендуемым списком книг.
Планируемые достижения учащихся:
умение группировать книги по разным основаниям;
формирование алгоритма работы с библиотечным каталогом;
формирование умения работать с книгой: находить необходимую информацию в книге;
формирование умения презентовать книгу;
формирование способов подбора книг для выставки.
Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс.
Книги-справочники, книги-энциклопедии (Новая детская энциклопедия, «Я познаю мир. Литература», Детская энциклопедия в 12 томах, справочная книга «Почемучка», А. А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель», Детская иллюстрированная энциклопедия и др.).
Тематический каталог.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Предварительная работа
Знакомство с темой урока.
Знакомство с выставкой книг, представленной на с. 15 учебника.
• Какие книги представлены на выставке? Расскажите о каждой книге по обложке. Как можно назвать эту выставку? Какие книги вы бы выделили? Почему?
• Можно ли данную выставку дополнить книгой В. Бианки «Лесная газета»? Рассмотрите эту книгу. Можно ли данную выставку дополнить книгой «Почемучка»? Рассмотрите эту книгу.
• Можно ли эти книги распределить на группы? Какие группы получатся?
Основная часть
Рассматривание тематического каталога в библиотеке. Знакомство со справочной и энциклопедической литературой для детей.
Выбор книги. Самостоятельная работа с книгой. Рассказ о выбранной книге.
Заключение
О чем может рассказать книга? Какие книги вас заинтересовали?
Если необходимо будет найти информацию о жизни людей в других странах, то в какой книге мы эту информацию найдем? Где следует искать информацию о животных? А о звездах и планетах?
Домашнее задание:
Найдите в домашней библиотеке книги-справочники. Определите, какие из них предназначены для детей, а какие — для взрослых. Принесите детские книги-справочники в класс. Расскажите о них.
Подготовьте выступление «Это интересно прочитать» по теме одной из статей энциклопедии или справочника.
МОУ СШ №43
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Программа «Перспектива»
Тема урока : «Мы идем в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.»
Разработал:
Учитель начальных классов
Юсупова Марина Бахтиёровна
Предмет: Литературное чтение
Тема:«Мы идем в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.»
Место и роль урока в изучаемой теме: Закрепление изученного материала
Цель урока: создать условия для закрепления у учащихся знаний о сказках зарубежных писателей.
Задачи:
Образовательные:способствовать расширению знаний о фактах из биографии и творчества писателей; проверить уровень начитанности;
Развивающие:способствовать развитию речи; выразительно читать отрывок; умение определять мораль;
Воспитательные:способствовать воспитанию коммуникативных качеств; прививать любовь к сказкам зарубежных писателей;
Дидактические средства:
Для учителя- плакат, карточки с текстом фактов из биографии, портреты писателей, учебник, карточки с фразами , с названиями сказок.
Для обучающегося— учебник, карточки.
Методы и приёмы: наглядный( портреты) , словесный( беседа), метод творческого чтения( выразительное чтение отрывка), практические (викторина), проблемно- поисковый, самостоятельные.
Форма урока: Путешествие в библиотеку с элементами проекта
Ход урока
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1. |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности. 1-2 мин. |
Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Бахтиёровна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Время сказки наступает, время сказки настает, все внимательно смотрите чудо вдруг произойдет, если сказку вы хотите к вам сейчас она придет |
Настраиваются на урок |
Фронтальная |
Регулятивные |
2. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: организация подготовки учащихся к систематизации знания. |
Фронтальная беседа Создание проблемной ситуации с помощью вопроса. |
— О чем мы будем говорить на уроке? |
-О сказках. |
Фронтальная |
Личностные |
3. |
3. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление места и причины затруднения. |
Определение цели посещения библиотеки Беседа |
-Ребят, когда мы идем в библиотеку, то знаем с какой целью. С какой? — А теперь выясним, зачем же мы с вами идем в библиотеку. Посмотрите на доску. Кто изображен на портретах? |
Взять книгу, прочитать интересную книгу, познакомиться с литературными героями, посмотреть выставку книг. Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро, Братья Гримм. |
Фронтальная |
Личностные |
4. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить новое знание и сформировать умение применять его при решении заданий. |
Факты из биографии и творчества писателей. Условия работы и результаты. Самостоятельная работа в группе: |
— Для того, чтобы говорить о сказках, нам нужно знать факты из биографии и творчества писателей.(Приложение 1 и 2) Итак, переходим к первому этапу нашей работы. 1. Работать вы будете в 6 группах ( 1-2 парты первая группа, следующие 3 парты третья группа, следующие 2 парты 3 группа и т.д) — Каждая группа получит два задания: 1 задание заполнить пропуски с недостающими фактами из биографии писателей. Для этого вам нужно в место пропусков записать нужное по вашему сведение. Разрешается пользоваться учебником. Затем выберете представителя от группы, который будет сообщать результат вашей работы. И второе задание подготовить выразительное чтение отрывка, которые я вам раздам. Но это остается тайной для всех , так как остальным группам придется угадать из какой сказки отрывок. Результатом нашей работы будет газета, которую мы будем выполнять в течении урока. Приступайте к работе. Когда закончите, покажите вашу готовность. |
Слушают учителя. Слушают указание учителя Приступают к работе Показывают готовность |
Групповая |
Познавательные |
5. |
5. Реализация построенного проекта. Цель:построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. |
Проверка задания( отчет каждой группы) Вопросы по фактам из биографии писателей Усвоение фактов из биографии писателей Вывод по фактам из биографии Проверка выразительного чтения отрывка Вывод по 1 этапу. |
Итак, все готовы. Проверяем 1 задание. Слушаем внимательно, чтобы ответить на вопросы после каждого писателя. Начнем с 1 группы. Чья это биография? Значит клеим под каким портретом? Пока …. клеит, выходит представитель второй группы. Чья биография у вас? Приклеиваем ниже. Следующая третья, 4, ( вопросы по Братьям Гримм) Как звали братьев Гримм? 5,6 группы (Вопросы) -А теперь проверяем второе задание: выразительное чтение отрывка. Вам нужно узнать из какой сказки этот отрывок. Приглашаем представителя 1 группы. Кто узнал сказку? Следующая группа 2,3,4,5,6. -Из какой сказки отрывок? -Мы прослушали все отрывки, которые прочитали нам ребята, теперь скажите, кто выполнил все требования выразительного чтения? (Интонация, знаки препинания, темп, кто не допустил ошибок?) |
Ученик от 1 группы рассказывает.( Франции, юристом, стихи и поэмы, русский язык и Жуковским, «Кот в сапогах», тиражами. Шарля Перро Шарль Перро Во Франции Юристом Псевдонимом сына. (Учеными, немецкую, немецкий язык, словарь, Детские и семейные сказки, Германии, записывали, России. Якоб и Вильгельм Гримм |
Фронтальная |
Коммуникативные |
6. |
6. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему |
Литературная викторина 1 задание «Бюро находок» Вывод по 1 заданию 2 задание «Герои сказок» Вывод по 2 заданию Задание 3 «Сказка ложь , а в ней намёк» Вывод по 3 заданию Задание 4 «Найди автора сказки» Вывод по викторине |
А сейчас мы проверим знания сказок зарубежных писателей. А проведем в форме викторины. Поможет нам сундучок с заданиями.(Картинка сундучка) В какой сказке мы встречали сундучок? Достаю первое задание и оно называется «Бюро находок». Я называю ряд предметов, а вы говорите из какой они сказки. — Туфля, тыква, карета — Жемчужины, алмазы, цветы, лягушки. — Тюфяк, перина, горошина. — Сапоги, королевская карета. — Шкура, осел, король. Следующее задание называется «Герои сказок». По описанию вам нужно догадаться о ком идет речь. Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней мальчик Кай, у него была подруга, кто в беде не бросил друга? — А из какой сказки этот персонаж? -Знайте этого плутишку никому не обхитрить: людоеда словно мышку, умудрился проглотить. -Всех жен его постигла злая участь- лишил он жизни их, какой злодей, кто ж он? Назовите имя скорей. 1)Прославление любви к труду. Зло наказывается, а добро, милосердие, трудолюбие- щедро награждается. 2) Главная мораль этой сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. 3) Мораль сказки такова, что любого человека можно отогреть и сердце откроется, даже если оно покрыто корочкой льда. 4) Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но не надо падать духом и опускать руки. 5) Доброта, скромность и отзывчивость, всепрощение, трудолюбие – это те черты, которыми должна обладать девочка, чтобы выйти замуж за принца. 6) Излишнее любопытство никогда не приводит к добру, а последствия могут быть непредсказуемы. ВЫ показали знания сказок и умение быстро определять их мораль. Следующее задание называется «Найди автора сказки» Вам нужно определить автора по названию сказки. И приклеить под нужным портретом. Называю сказки. Молодцы. Мы с вами проделали большую работу, не только повторили факты из биографии Шарля Перро, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и их сказки , но и сделали общий проект, который останется у вас в классе. |
Синяя Борода Герда Синяя Борода Подарки феи Бременские музыканты Снежная Королева Гадкий утенок Золушка Синяя Борода |
фронтальная |
Личностные |
7. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка деятельности.знаний и повторений. |
Подведение итогов. Выставление оценок, проведение рефлексии. |
А теперь оцените вашу работу на уроке, используя фразы: обогатил(а) жизненный опыт, открыл(а), вспомнил(а) узнал(а). Хорошо! Сегодня на уроке хорошо поработали … Открываем дневники и записываем домашнее заданиестр. 50-53 выразительно читать «Сказку о счастье» |
Отвечают, используя фразы. Слушают оценки Записывают домашнее задание |
Фронтальная |
Регулятивные |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/346453-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniju-na-t