Обновлено: 09.01.2023
Экология — это наука, направленная на охрану и восстановление окружающей среды. Но могут ли ее задачи ограничиваться сохранением только лишь природы? Помимо среды биологической существует культурная среда, которая также нуждается в бережном отношении и защите со стороны человека.
Именно проблему сохранения культурного наследия человечества поднимает в своей статье Д.С. Лихачев.
И эта проблема сейчас, в условиях все нарастающего духовного кризиса, когда нормой становится пренебрежительное, равнодушное отношение ко всему живому и неживому, чрезвычайно актуальна. Памятники культуры при этом находятся под большей угрозой, чем природа, ведь между экологией биологической и экологией культурной есть большое, принципиальное различие. Природа восстановима: водоемы можно очистить, леса и поголовья животных — вырастить. А памятники уничтожаются навечно, потому что они связаны с определенной исторической эпохой и созданы руками определенных мастеров.
Публицист убежден, что сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы, и эта уверенность небезосновательна. Природа обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа, а культура позволяет ему интеллектуально и духовно развиваться, становиться нравственной, творческой личностью. Нарушение экологии культуры разрушающе воздействует на личность человека. Цель автора — призвать читателей к сохранению культурного наследия.
Я полностью разделяю мнение Д.С. Лихачева по поставленной проблеме. Наше культурно-историческое наследие — это духовный, нравственный и социальный капитал невозместимой ценности. Именно оно во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции.
Чтобы убедиться в злободневности проблемы сохранения культурных памятников, достаточно просто включить телевизор. Прямо сейчас происходит разминирование древнего сирийского города Пальмиры, на месте которого сейчас развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником всемирного наследия. ИГ захватило город в мае 2015 года. Его боевики взорвали древний храм Бэла, храм Баал- Шамина, уничтожили знаменитую статую льва аль-Лат и многие другие архитектурные сооружения. Теперь, чтобы сохранить для последующих поколений памятники, еще не подвергшиеся полному разрушению, своими жизнями рискуют сирийские и российские военные.
Бережному отношению к памятникам культуры учит нас литература. Яркий пример — новелла Р. Бредбери «Улыбка». По сюжету, осенью 2061 года уцелевшие после атомных бомбардировок жители большого города отмечают праздник довольно странным образом: ломают и крушат все, что чудом сохранилось после катастрофы. Жертвой толпы едва не стал холст, на котором изображена Джоконда. Картину, рискуя своей жизнью, уносит и прячет мальчик Том. Он хочет сохранить холст, чтобы впоследствии вернуть его людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
Статья Д.С. Лихачева заставила меня всерьез задуматься о том, как важно сохранять памятники культурно-исторического наследия. Культурная среда — необходимое условие для духовной, нравственной жизни человека, для его привязанности к родным местам, для его интеллектуального развития.
Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем.
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?
Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
План занятия: 1.Критерии оценки сочинения. 2.Составление плана сочинения. 3. Задание 1 (деление готового сочинения на абзацы). 4. Задание 2 (составление связного текста из фрагментов). 5. Домашнее задание.
Критерии оценки сочинения СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет- 1. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста –0. К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет – 2. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, НО допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста -1. Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, ИЛИ допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, ИЛИ прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, ИЛИ в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, ИЛИ в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста — 0 .
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО — допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО -допущено более 1 логической ошибки И/ИЛИ — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста — 0.
К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО — прослеживается однообразие грамматического строя речи, ИЛИ — работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО — есть нарушения точности выражения мысли – 1. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи — 0. ГРАМОТНОСТЬ К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)- 2. допущена 1 ошибка- 1. допущено более 1 ошибки — 0. К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)- 2. допущены 1-2 ошибки – 1. допущено более 2 ошибок – 0.
К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет- 2. допущены 1-2 ошибки- 1. допущено более 2 ошибок – 0. К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки — 2. допущены 2-3 ошибки — 1. допущено более 3 ошибок – 0. К 11Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют- 1. допущены этические ошибки (1 и более) – 0. К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют- 1. допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале- 0
Ответ: Вступление: предложение(-я) № ___________ Проблема: предложение(-я) № ___________ Комментарий: предложение(-я) № ___________ Позиция автора: предложение(-я) № ___________ Своя позиция: предложение(-я) № ___________ Аргумент 1: предложение(-я) № ___________ Аргумент 2: предложение(-я) № ___________ Заключение: предложение(-я) № ___________
Проверка: Вступление: предложение(-я) № 1-2 Проблема: предложение(-я) № 3 Комментарий: предложение(-я) № 4-5 Позиция автора: предложение(-я) № 6-8 Своя позиция: предложение(-я) № 9-10 Аргумент 1: предложение(-я) № 11-12 Аргумент 2: предложение(-я) № 13-16 Заключение: предложение(-я) № 17-18
Ответ: Вступление, формулировка проблемы ________________ Комментарий ________________ Позиция автора ________________ Собственная позиция ________________ Аргумент 1 ________________ Аргумент 2 ________________ Заключение ________________
Проверка: Вступление, формулировка проблемы Г Комментарий Ж Позиция автора Е Собственная позиция А Аргумент 1 Д Аргумент 2 Б Заключение В
В определенный момент жизни у каждого человека возникает ряд вопросов, касающихся его предназначения, смысла его бытия и сущности всего, что он делал, делает и будет делать. Десятки философских течений, сотни теорий, несчетное количество публикаций и статей, споров и размышлений – и все для того, чтобы каждый смог ответить для себя на один лишь вопрос. В чем смысл жизни? Над этой проблемой предлагает нам в своем тексте порассуждать Д.С. Лихачев.
Основная мысль текста заключается в том, что каждый человек, движимый одной единственной целью, должен на протяжении всей жизни сохранять и совершенствовать тот творческий посыл, с которым создала его природа, делать счастливым себя и окружающих, не размениваться на мелкие и гнусные поступки и с достоинством совершать что-то исключительное и масштабное, что-то, что может и должно остаться новой страницей в мировой истории, или хотя бы одной в ней строкой.
Читайте также:
- Описание бабушкиной комнаты м осоргин сочинение
- Что служит маяком для души в процессе ее жизненного пути сочинение
- Топографическое сочинение 5 класс география
- Сочинение егэ по русскому 2020 цыбулько 1 вариант
- Сочинение на тему палех осенью
Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит, постепенно обогащаться духовно.
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?
Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек — не оседлый и способен убивать оседлость в других.
Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
Автор: Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Память культуры
Мы
заботимся о своём здоровье и здоровье
других, следим за правильным питанием,
за тем, чтобы воздух и вода оставались
чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение
среды делает человека больным, угрожает
его жизни, грозит гибелью всему
человечеству.
Наука,
которая занимается охраной и восстановлением
окружающей природы, называется
экологией. И экология начинает уже
сейчас преподаваться в университетах.
Но
экология не должна замыкаться только
задачами сохранения окружающей нас
биологической среды. Человек живёт не
только в природной среде, но и среде,
созданной культурой его предков и им
самим. Сохранение культурной среды —
задача не менее важная, чем сохранение
окружающей природы. Если природа
необходима человеку для его биологической
жизни, то культурная среда не менее
необходима для его духовной,
нравственной жизни, для его «духовной
оседлости», для его привязанности к
родным местам, следованию заветам
предков, для его нравственной самодисциплины
и социальности.
Совсем
иначе с памятниками культуры. Их утраты
не восстановимы, ибо памятники
культуры всегда индивидуальны, всегда
связаны с определённой эпохой в прошлом,
с определёнными мастерами. Каждый
памятник разрушается навечно, искажается
навечно, ранится навечно. И он совершенно
беззащитен, он не восстановит самого
себя.
Ответственны
за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в
наших силах не быть равнодушными к
нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем
владении.
(По
Д. Лихачёву )
Сочинение
(1
)Экология —
это
наука, изучающая взаимодействие общества
и природы с целью сохранения окружающей
природной среды. (2)Однако есть и другая
среда, которая также нуждается в защите,
бережном отношении человека, —
это
культура, то есть всё, что создано
творческой деятельностью людей. (З)Именно
проблеме экологии культуры, то есть
проблеме сохранения культурного наследия
человечества, посвящен текст Д.С.Лихачёва.
(4)Автор напоминает нам о том, что утраты
памятников культуры невосполнимы.
(5)Если природа до определённых
пределов обладает способностью к
самовосстановлению, то объекты
культуры исчезают навсегда. (б)Лихачёва
тревожит угрожающее истощение
«запаса» памятников культуры, поскольку
с каждой такой потерей человечество
лишается части своего прошлого. (7)Всё
это приводит автора к мысли о необходимости
создания новой серьёзной научной
дисциплины, изучающей вопросы сохранения
культуры. (8)Таким образом, Лихачёв хочет
напомнить каждому из нас о том, что
сохранение культурного наследия —
одна
из важнейших задач, стоящих перед
человечеством. (9)Трудно не согласиться
с автором. (10)Стихийные бедствия,
социальные катаклизмы и просто неразумная
деятельность человека постоянно угрожают
памятникам культуры. (11 )Достаточно
вспомнить историю дворцово-парковых
ансамблей в Петергофе и Павловске,
практически уничтоженных оккупантами
во время Великой Отечественной войны.
(12)Если бы не кропотливый труд реставраторов,
мы бы никогда не увидели эти чудеса
усадебно-парковой архитектуры, хранящие
память о целой эпохе жизни России.
(13)Подтверждением моей позиции может
служить публицистика автора текста
—
Д.С.
Лихачёва. (14)Например, в своём путевом
очерке он описывает впечатления от
поездки на теплоходе по Волге. (15)Сердце
автора сжимается при виде разрушенных
церквей и старых усадеб, которые
«плачут глазницами своих пустых окон».
(16) А ведь памятники старины воспитывают
людей, помогают понять особое место
России в истории. (1 7)Итак, разрушение
памятников культуры постоянно обедняет
нашу жизнь: в каждом городе или селе
есть свои памятные места, с утратой
которых из «малой истории» нашей страны
вычёркивается очередная страница.
(18)Чем заполнить эти пустые места в
исторической памяти?
Ответ:
Вступление:
предложения №№№
Комментарий
: предложения №№№
Позиция
автора: предложения №№№
Своя
позиция: предложения №№№
Аргумент1:
предложения №№№
Аргумент2:
предложения №№№
Заключение:
предложения №№№
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подготовка к ЕГЭ
(сочинение – рассуждение)
Тема урока
Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту
«ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ»
Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Цели:
- Подготовиться к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку
2. закрепить навыки анализа текста (стиль, тип речи, тема, проблема, выявление авторской позиции, использование средств выразительности);
Воспитывающая цель:
— способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи урока: — организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем; — развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий; — развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками биологии, истории, искусства.
Текст Д.Лихачева
- ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
- 1.Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. 2.Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. 3.Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. 4.Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. 5.Целительная сила окружающей природы хорошо известна.
- 6.Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.
- 7.Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической
- 8 .Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. 9.Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. 10.Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. 11.Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставле, а ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению
- 12.Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
- 13. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. 14.Его воспитывает история, прошлое.15. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота.16. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.
- 17.Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое.18 .Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. 19.Прошлое и будущее становятся своими для человека. 20.Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. 21.Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
- 22.Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека.
- 23.Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
- 24.Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. 25.Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй.26 .Да и нет между ними пропасти.
- 27.Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. 28.Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно.29. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе.
- 30.Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. 31.Это различие не только велико – оно принципиально существенно.
- 32.До известных пределов утраты в природе восстановимы. 33.Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. 34.Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений.
- 35.Совсем иначе с памятниками культуры. 36.Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. 37.Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.38. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
- 39 .«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью.
- 40.Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. 41.Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
КУЛЬТУРА
- Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
- Уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности.
- Характеристика определенных исторических эпох.
- Степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.
- Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного (спец.)
Экология биологическая экология культурная
Биология
- Слово «экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом, и «логос» — наука.
- Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.
- Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.
Раздел экологической эстетики
- ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (гр. oikos — дом, родина, и logos — понятие, учение) — перенесение понятия «экология» на отношение к культуре и, в целом, к социальной памяти, связанной с прошлым. Словосочетание «экология культуры» введено академиком Д.С. Лихачёвым, подчеркнувшим необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды. Экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни человека, для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, как следование заветам предков.
- ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ— перенесение понятия «экология» на отношение к культуре и, в целом, к социальной памяти. Экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни человека, для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, как следование заветам предков. прошлым.
Задачи, стоящие перед человечеством
- Сохранение окружающей нас биологической среды
- Сохранение культурной среды
Почему эти задачи необходимо выполнить?
- Природа необходима человеку для биологической жизни.
- Культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни.
Что такое духовность, нравственность?
Философия. Понятия «духовность» и «нравственность»
- «В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность — это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
- В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».
Различие между экологией природы и экологией культуры
Экология биологическая и экология культурная, нравственная
Тема Клише
1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
3. Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
4. …- вот тема, к которой обращается автор текста.
5. Эта статья о …
6. Автор обращается к актуальной теме – теме…
7. Этот текст о…
8. Идея текста выражается в его названии…
Художественные средства
- Гигантские усилия /пр.3/, целительная сила /пр.4/
- «становища перелетных птиц», «духовная оседлость», «остатки культурного прошлого», «обогащаться духовно», «подъемом культуры», «впитывать впечатления», «человек с открытой душой»
- 12,19 предложения
- Пр. 3, 17
- Задача не менее важная /пр.9/, не подлежит ни малейшему сомнению /пр.11/, даже и важнее /пр.20/
- Эпитет
2.Метафора
3.Градация
4.Ряды однородных членов предложения
5.Оценочная лексика
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ДУХОВНАЯ ОСЕДЛОСТЬ»?
Д.С. Лихачев выделил три о сновные составляющие, которые определяют нравственную оседлость. Это личность, народ и государство. В более широком смысле, нравственная оседлось — это любовь к родине, ко всему что кроется за этим словом для каждого конкретного человека. Нравственная оседлость включает в себя осмысление прошлого, историческую память, знание своих корней, родословной и своё место в этом ряду.