Жили по соседству воробей и мышь: воробей под стрехой, а мышь в норке в подполе. Кормились тем, что от хозяев перепадало. Летом еще так-сяк, можно на поле или в огороде что-нибудь перехватить. А зимой хоть плачь: воробью хозяин силок ставит, а на мышь — мышеловку.
Надоело им так жить, и задумали они ляду копать, хлеб сеять.
Вскопали ладную делянку.
— Ну, что посеем? — спрашивает воробей.
— Да то, что люди сеют, — отвечает мышь. Собрали семян и посеяли пшеницу.
— Что будет твое, — спрашивает мышь воробья, — корешки иль вершки?
— Сам не знаю.
— Бери корешки, — советует мышь.
— Ладно, пускай будут корешки.
Настало лето. Поспела пшеница. Мышь сжала колосья, а воробью оставила солому.
Отнесла мышь колосья в свою нору, смолотила, смолола, напекла пирогов да и ест себе зимою. Хорошо живет, нужды не знает.
А воробей попробовал солому — невкусная!
Пришлось ему на мусорной яме, голодному, зимовать.
Наступила весна. Мышь вылезла из норы, увидела воробья и спрашивает:
— Ну, как, соседушко, зимовалось?
— Плохо, — говорит воробей, — еле выжил: невкусная наша пшеница уродилась.
— Так давай этим летом будем морковь сеять, она сладкая. Все зайцы любят ее.
— Давай, коль не врешь! — подскочил воробей от радости.
Вскопали они новую лядину, посеяли морковь.
— Что ж твое будет, — спрашивает мышь у воробья, — корешки иль вершки?
— Вершки, — говорит воробей. — Боюсь брать корешки: я уже раз на пшенице обжегся.
— Ладно, бери вершки.
Выросла морковь. Взял воробей вершки, а мышь — корешки. Отнесла она свои корешки в нору и ест себе помаленьку.
А воробей попробовал вершки, а они-то не лучше пшеничных корешков…
Нахохлился воробей, чуть не плачет. Летит ворона. Увидела воробья.
— Ты чего, воробей, нахохлился? — спрашивает.
Рассказал ей воробей, как они с мышью пшеницу и морковь сеяли.
Выслушала его ворона и расхохоталась во все горло:
— Глупый ты, воробей! Мышь тебя обманула… В пшенице самое вкусное это вершки, а в моркови — корешки.
Рассердился воробей, прискакал к мыши.
— Ах ты, негодница, ах ты, обманщица! Я с тобой биться буду.
— Ну, что ж, — говорит мышь, — давай биться!
Пригласил воробей к себе в помощники дроздов и скворцов, а мышь — крыс да кротов.
Начали они биться. Долго бились, да никто никого не одолел.
Пришлось воробью отступить с войском своим к мусорной яме.
Увидела это ворона:
— Ха-ха, воробей, и слабых же ты помощников выбрал! Позвал бы ты морского сокола, тот враз бы всех мышей, и крыс, и кротов проглотил.
Полетел воробей на море, кликнул морского сокола.
Прилетел сокол и все мышиное войско проглотил. Одна только мышь, та, что воробья обманула, осталась: спряталась в нору.
Наступил вечер. Полетел сокол ночевать на ржанище. Сел на камне и крепко уснул. А воробей пощебетал на радостях и под стреху забрался.
Тем временем хитрая мышь побежала в поле к пастухам, схватила головешку и подпалила ржанище, где спал сокол. Взвился огонь, зашумел — разгорелся и опалил соколу крылья.
Проснулся сокол, а у него крыльев-то и нету… Погоревал он и двинулся пешком к морю. Заметил его по дороге охотник, хотел застрелить, а сокол и говорит ему:
— Не стреляй меня, добрый человече. Возьми лучше с собой: когда отрастут у меня крылья, я тебя за это отблагодарю.
Взял охотник сокола. Целый год кормил его и за ним ухаживал.
Отросли у сокола крылья, вот и говорит он охотнику:
— А теперь возьми меня на охоту. Я буду тебе зайцев и птиц ловить.
С той поры и служит сокол помощником у охотника.
Иллюстрации: Н.Хромова.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай
да на ус мотай. -
2 слайд
Русские народные сказки
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется…
Сидит в корзине
девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье это сказки…
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый,
несмышленый
И румяный… -
3 слайд
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
-
4 слайд
Сказки народов мира
-
5 слайд
Республика Удмуртия
-
6 слайд
«Мышь и воробей»
(удмуртская сказка) -
7 слайд
Композиция сказки:
Начало:
«Жили-были мышь до воробей…»Завязка:
Главное событие (развитие действия):
Развязка:
«Однажды мышь с воробьём нашла на дороге три ржаных зёрнышка…»
«…собрали они весь урожай и стали делить его…»Конец:
«… воробей склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь.»
«Воробей же остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал…» -
8 слайд
Тема:
Цель:
О жадности
Уметь трудиться и помогать друг другу
Всё делать по справедливости
Не ссориться по пустякам, уметь приходить к общему согласию -
9 слайд
О труде
Труд человека кормит, а лень портит
Без труда и отдых не сладок
Без труда нет плода
Играй, играй, да дело знай
Какие труды такие и плодыО дружбе
Старый друг лучше новых двух
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Для друга ничего не жаль
Без друга в жизни тугоПословицы и поговорки
-
10 слайд
1. Мышь и воробей нашли три ржаных зёрнышка.
2. Засеяли поле.
3. Снятие урожая.
4. Деление зерна.
5. Спор.
6. Воробей склюнул последнее зёрнышко и улетел.
7. Мышка ждала воробья, чтобы помириться.
8. Воробей остался ни с чем.
Конспект занятия по рисованию «Воробей и мышка»
Вид: рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»
Тема «Воробей и мышка»
Цель: учить детей рисовать мышь гуашью
Программное содержание:
1. Образовательная: учить детей рисовать изображать животных (мышь) на основе овалов и кругов разной вылечены (туловище и уши).
2. Формирующая: формировать умение у детей рисовать образы предметов по мотивам сказок.
3. Развивающая: развивать способности к формообразованию.
4. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.
Предварительная работа. чтение народной сказки «Мышь и воробей»; беседа по содержанию сказки; рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Оборудование. Листы бумаги белого цвета, краски гуашевые, кисти, салфетки бумажные, клеенки, образец рисунка. Один вариант композиции «Мышь и воробей» для показа детям
Ход занятия
Организационный момент
1. Часть (время).
Воспитатель: Ребята я хочу Вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. (Загадывает детям загадки про воробья и мышку).
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощение,
Просо, зёрнышки, печенье (воробей).
Маленькая, серенькая,
Под полом таится,
кошки боится (мышка).
Воспитанники: отгадывают.
Заиграла мелодия (плачь и писк).
Воспитатель: Ребята, вы слышите кто- то плачет?
Воспитанники: да.
Воспитатель: Давайте найдем кто же это.
Дети начинают искать по группе. На столе лежит платок, там спрятана мышка. Воспитатель обращает внимание на мышку.
Воспитатель: Ребята, это же это?
Воспитанники: это мышка.
Воспитатель: Действительно, это мышка из нашей сказки.
В какой сказке мы встречались с этими героями?
Воспитанники: В сказке «Воробей и мышка».
Воспитатель: Что они делали в сказке?
Воспитанники: зернышки делили.
Воспитатель: Чем сказка кончилась? Верные друзья рассорились и воробей улетел. Ребята, мышка говорит она осталась одна, ей грустно одной. Давайте, чтобы мышка наша не грустила, мы нарисуем ей друзей — других мышек.
Дети соглашаются.
Воспитатель: посмотрите, ребята наша мышка повеселела. Она сказала мне на ушко, что хочет с вами потанцевать.
Физкультминутка:
Вышли кошки как-то раз
(ходьба на месте)
Поглядеть который час.
(повороты влево-вправо,
пальцы трубочкой перед глазами.)
Раз ,два, три, четыре
(хлопки над головой в ладоши)
Мышки дернули за гири
(руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон,
(хлопки перед собой)
Убежали мышки вон.
(бег на месте или к своему месту)
2. Часть
Воспитатель приглашает сесть всех на места, показывает образец нарисованной мышки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята как изобразила мышку я.
Давайте внимательно рассмотрим нашу мышку.
Каким цветом нарисована мышь : какой формы у нее туловище, сколько у неё ушей, лап, какой длинный хвост?
Воспитатель предлагает ещё раз посмотреть на образец рисунка.
Воспитатель: ребята, давайте возьмем в правую руку кисточку, и попробуем нарисовать мышку в воздухе.
Теперь попробуем нарисовать все это на листочке. Туловище у нас из большего овала, голову мы с вами нарисуем круглую, потом два круглых ушка. Далее приступим к мордочке с усиками, глазками, и длинный хвостик. Далее четыре лапки, вот и получилась мышка.
3. Итог (время).
Воспитатель: Какие вы все молодцы, у вас получились очень красивые мышки. Мышка говорит вам большое спасибо, до новых встреч.
Время чтения: 8 мин.
Жила мышь в степи, а близко был лес. Звали мышь Мышка-Тишка. Вот Мышка-Тишка жила год, другой и третий. И днем и ночью все три года Мышка-Тишка бегала по полю, а никак не могла запастись хлебом на зиму. Три года засуха была. Посеют казаки хлеб, а он не родится.
Летом, когда хлебу созревать пора, Мышка-Тишка с утра до вечера трудится — колоски собирает, а зима приходит — есть нечего.
Три зимы Мышка-Тишка голодала. Прошла третья зима, она думать стала: «Надо весной хлеб посеять!» Надумала и ждет, когда снег совсем сойдет и земля подсохнет.
Сошел снег, тут-то Мышка-Тишка призадумалась:
«Вспашу я землю, а сеять нечем. Пока зерно доставать буду, время сеять пройдет. Где зерно взять?»
Думала она так, да и вспомнила: «Погутарю я с воробьем. Может, вдвоем и посеем. Живет он один, хлеб ему тоже нужен…»
По соседству воробей жил. Гнездо у него было в дупле сосны. Сосна на отшибе леса стояла. Он тоже три года мучился. Придет весна — живет воробей: мошек, жучков, червячков много. До самой осени сыт, а зима наступает — есть нечего, урожая нема! Зимой-то он в станицу часто летал. Да в станице своих воробьев много, им тоже нечего есть. Прилетит он, а станичные воробьи прогоняют его, а раз даже побили.
Прошла третья зима. Воробей думает себе: «Живет тут рядом полевая мышка, погутарю я с ней, может, пшеничку вдвоем-то посеем… Полечу-ка я до ней».
Надумал воробей и полетел в степь. Летит он невысоко и видит: мышка на бугорочке сидит. Вышла она из хатки своей и смотрит кругом. Завидела воробья, встала на задние ноги, а передние к небу подняла и кричит: «Суседушка, сядь ко мне рядом да погутарим с тобой». Сел воробей на бугорок к мышке, поздоровался: «Здравствуй, Мышка-Тишка» — «Здравствуй, воробей». Воробей ее спрашивает:
«Как живешь, суседушка? — «Плохо, сусед, живу. Урожаю нема, доходов никаких, жить нечем, детишки малые. Уж я не знаю, куда голову приклонить. Детки исть просют, а хлеба нема, взять негде, от станицы далеко живу, а казаки в поле сусеки не строят. Тебе-то хорошо, взял да и полетел в станицу, поклевал да и домой».
Воробей послухал мышку, покачал головой и гутарит ей: «Ой, Мышка-Тишка, кабы хорошо было… В станице воробьев тьма-тьмущая, им самим нечего исть. Прилетел я зимой, они прогнали меня да еще и побили. Не придумаю, суседушка, как жить буду». Мышка ему говорит: «Давай, воробей, хлеб сеять». — «Давай», — согласился воробей. «Я пахать землю стану, а ты сеять будешь».
Договорились они. Мышка-Тишка сказала ему: «Завтра казаки будут сеять, и мы начнем. Я буду землю пахать, а ты — к казакам за зерном. Украдешь зерно, прилетишь, посеешь — и обратно за зерном».
Наутро рано поднялись воробей с мышкой. Мышка-Тишка пашет, а воробей знай летает до казаков да на свое поле зерно носит. Неделю они так-то сеяли с мышкой. Посеяли они двенадцать гектаров и мечтают: уродится хлеб, и будут они зимовать с блинами, пирогами, в гости будут ходить друг до дружки.
Посеяли и караулить свое поле стали. Мышка ночью караулила. Ходит по земле и все доглядывает. Воробей днем летает над полем. Всех жучков, мошек, червячков поклевал.
Пшеничка взошла, потом колос завязался, цвесть начала, налилась, созрела. Время убирать хлеб. Ну, покосили хлеб, помолотили, провеяли и ссыпали в одну большую кучу все зерно. Вот Мышка-Тишка гутарит: «Давай, воробей, делить хлеб». — «Давай. А как мы делить будем?» — спросил воробей мышку. — «Да так вот и делить будем: у меня четыре ноги, воробей, а у тебя две. Мне четыре меры а тебе две. Вот и поделим по-божески». Воробей не согласился: «Нет, Мышка-Тишка, это не по-божески. По-божески, когда мы поровну разделим». — «Поровну делить нельзя», — гутарит мышка.
Воробей стал убеждением действовать на мышку: «Ты работала, и я работал, с поля вместе уходили — значит, и делить поровну». Мышка-Тишка подумала и сказала: «Нет, так делить нельзя. Надо поделить, как я гутарю. У меня четыре ноги работали, а у тебя только две. Мне четыре меры, тебе — две».
Воробей разобиделся и кричать стал: «Ноги-то у меня две, а крылья? Они тоже работали. Два крыла, две ноги — будет четыре! Поровну дели, по-божески!» Мышка ему отвечает: «Да ведь, воробушек, крылья при работе не нужны. Они ничего не делают. А вот ноги — это другое дело. Не будь у меня четырех ног, я не вспахала бы землю. Лошади тоже о четырех ногах. Вот так и будем делить, как я гутарю».
Долго они спорили, а потом поругались. Мышка назвала воробья вором. Воробей мышь обругал. Подрались они. Три дня дрались, так и не поделили свой хлеб.
На четвертый день Мышка-Тишка пришла со своими детьми и стала носить зерно в свою хату. Воробей тоже стал носить зерно к себе в дупло. Мышка полные сусеки насыпала хлебом, а воробью мало досталось. Рассердился он и полетел до орла заявлять на мышь. Прилетел он до орла и гутарит: «Сеяли мы с мышкой хлеб. Убрали с поля пшеницу, помолотили, а мышка стала делить не по-божески, себе — четыре меры, мне — две, а потом меня обозвала вором и все зерно себе в сусеки ссыпала».
Орел принял заявление.
Мышка побегла до медведя с жалобой на воробья. Прибегла и гутарит: «Накажи воробья, медведь-батюшка! Хлеб мы с воробьем сеяли. Я пахала, он сеял. Вырос хлеб — стали делить. Я ему две меры дала, а себе — четыре: у меня четыре ноги работали, а у него две. Не хотел он так поделить. Дрался со мною».
Медведь принял жалобу.
Прилетел орел до медведя. Гутарили они, гутарили. Орел свои права, а медведь свои права защищает. Поругались они и войну друг дружке объявили.
Прошло так сколько-то времени. Собрали войска орел и медведь и стали драться. Резко они дрались. День дерутся, другой, третий. Звери побеждать стали войска орла. Неделю дрались: всех птиц поубивали. Осталось несколько в живых. Живыми остались орел и воробей. Не утерпели они войны и улетели. Орел до себя улетел, а воробей до себя.
Медведь видит, что орел с воробьем улетели, собрал зверей и гутарит: «Вот, звери, правда победила! Теперича мышка должна пир созвать на весь мир».
Мышка на радостях стала звать к себе на пир.
Прибегла домой Мышка-Тишка, стала пшеничку молоть. Мелет, а сама думает: «Напеку пирогов, блинов, катламок, угощу медведя-батюшку да зверей».
Думает она, а тут гром ударил. Тучи всю степь накрыли. Пошел дождь. Три дня дождик лил. Затопил степь, и хатку Мышки-Тишки залило. Мышка-то и потопла.
А воробей поправился. Стал он жить-поживать и добра наживать.
Я к нему в гости ходила. Напек он блинов, катламок, меня угощал.