Н г гарин михайловский сказка книжка счастья конспект урока 5 класс презентация

УРОК 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).

Цели: 1. углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского, на основе вдумчивого чтения, пересказа сказки, анализа прочитанного и дать характеристику герою сказки, подчеркнув силу характера главного героя.

2. формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.

3. на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение о жизни и творчестве писателя.

   Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

    В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

3.Знакомство с произведением. Чтение по цепочке.

4.Беседа по вопросам.

1.Кто является героем этого произведения? (Мальчик и фея)

2.Какой мальчик в произведении? (Больной, несчастный. Добрый, хотел всех сделать счастливыми, не боялся смерти.)

3.Какая в сказке Фея? (Добрая, мечтающая помочь людям.)

4.Какими свойствами обладает волшебная книжка? (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми)

5.Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. У него была тяжелая голова, поэтому он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку.)

6.Как изменился мальчик, когда обрёл книжку? ( «Веселее становилось у него на душе», «он закричал радостно», «не обиделся и понял…», «он терпел, потому что понимал теперь, что тётя любит его…», «он показал ей книжку и сказал счастливый…», «мальчик был очень счастлив»)

7.Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей)

   Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы.    Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…( святитель Нектарий Эгинский)

8.Как же дальше развиваются события в сказке?

(Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми)

9.Почему именно мальчику открывает свой секрет фея? (У него доброе сердце, он может понять это; «ты первый, который захотел взять ее обратно»)

10.Говорит ли фея мальчику о трудностях, испытаниях, связанных с исполнением желания сделать всех людей счастливыми? (Да. «А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?..Хочешь знать секрет?»)

11.Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути?

(Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы)

12.Как попасть в замок? (Туда ведут две дороги: «большая дорога, освещённая огнями, что ведёт прямо в гору» и « тёмная сторона, откуда слышны плач и стоны», «темно, грязно и страшно», там «те, которые ходят во тьме и грязи»)

13.Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)

14.Как характеризует героя сделанный им выбор? (Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный)

15.Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (Да)

16.Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей)

17.Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)

18.Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)

19.Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми. Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.)

20.Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может быть, его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми?

21.Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают) 

22.Скажите, в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь? (Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)

5. План пересказа сказки «Книжка счастья».

1.Старая книжка

2.Добрый купец

3.Уничтожение книжки

4.Мальчик и книжка

5.Появление феи

6.К волшебному замку

7.История царевны

8.Темная сторона

9.Злые дети

10.Смерть мальчика

11.Долгий путь наверх

6.Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ. (его всегда мучили всякие болезни)

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

7. Рефлексия учебной деятельности.

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (Нет)

Почему? (Это литературная сказка)

2.Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.)

3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям)

4. Как объяснить название сказки?

5.Какова же главная мысль сказки «Книжка счастья»? (Каждый человек на свете заслуживает право быть счастливым.)

6.Чему учит сказка «Книжка счастья»? (Сказка учит милосердию, состраданию, великодушию, добру. Учит забывать о себе ради других людей, учит самопожертвованию, а также никогда не терять надежду.)

Домашнее задание: написать отзыв о произведении.

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).

1.Знакомство с биографией писателя.

    Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец — боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

    В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», — сказал о нём Горький, — участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».

2. Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».

1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ.

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

Обновлено: 09.01.2023

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анна Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться).

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: ответы на вопросы.

-Скажите, произведения какого раздела вы сейчас читаете?

-А как вы думаете, как же рождается герой?

— Сегодня мы с вами познакомимся с героем рассказа и выясним, похож ли герой рассказа на сказочного героя.

-Ребята, откройте оглавление учебника и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 1)

-А какие цели мы можем поставить перед собой? (слайд 2)

Рассуждать, отвечать на вопросы.

П: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: определяют тему урока и ставят цели на урок.

Решение частных задач на основе анализа текста

Практический: ответы на вопросы.

Практический: слушание учителя.

Наглядный: рассматривание портрета.

Практический: лексическое толкование слов.

Практический: выразительное чтение текста вслух.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

-Ребята, внимательно посмотрите на экран. (слайд 3)

— Вам знаком этот человек?

-Это, ребята, Николай Гарин-Михайловский — великий русский писатель. Сегодня мы познакомимся с его биографией. Слушайте внимательно и все запоминайте.

— Настоящая его фамилия была Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Под открытым небом зимою в лесу Гарин-Михайловский выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.

-А сейчас предлагаю вам потренироваться правильно читать трудные слова, которые встречаются в рассказе:

1.Прочтите слово про себя.

2. Определите лексическое значение слова.

3.Теперь давайте прочтем его хором.

4.Прочитаем слово с выделением ударения.

5. А теперь произнесем это слово. (слайд 4)

( терраса — открытая площадка, примыкающая к дому, для отдыха; ирод — злодей; сердечная — искренняя, добрая)

-Теперь давайте встанем, потянемся и

сейчас я проверю, насколько внимательны вы были, когда я рассказывала о Николае Гарине-Михайловском. Я буду говорить вам различные утверждения о писателе. Если я говорю верное утверждение, вы садитесь, а если неверное, то стоите.

-Молодцы, ребята, внимательно слушали.

-Откройте учебник на странице 114. Перед чтением задание: разделить отрывок, который мы будем читать, на 3 части. Потом мы проверим ваши предположения.

-Я начинаю читать, а вы следите и помогаете мне. (чтение рассказа)

— Ребята, о чем же говорится в 1 части? Где она заканчивается? Почему?

-А где заканчивается и начинается 2 часть? О чем говорится в ней?

-А 3 часть? Что главного вы заметили здесь?

-Ребята, как можно озаглавить 1 часть? (слайд 5)

-А 2 часть? (слайд 5)

-А как можно озаглавить последнюю часть? (слайд 5)

-Ребята, запишите этот план на листочках. Он поможет вам при подготовке к пересказу.

-Продолжаем нашу работу. Внимательно посмотрите на строки, выделенные цветом, и скажите, как они характеризуют отношение Темы к Жучке? Посмотрите на слайд и скажите, подходят ли эти прилагательные для характеристики героя? Докажите примерами из текста. (слайд 6)

-Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова.

— А хотели бы вы иметь такого друга, как Тема? Почему?

-Можно ли назвать Тему храбрым? Почему?

-Ребята, вспомните, что такое натюрморт? (слайд 7) Пейзаж? (слайд 8) Найдите в тексте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом. А теперь найдите пейзажное описание. Что в них общего? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика? Докажи.

-А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На экране вы видите пословицы. Вам необходимо подобрать подходящую пословицу к отрывку, который мы прочли. (слайд 9)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : продолжить учить обучающихся ориентироваться в тексте большого объёма.

находить нужные моменты из текста, зачитывать их;

учить пользоваться кратким пересказом;

Совершенствовать навыки активного слушания, обогащать словарь и развивать связную речь.

Воспитывать любовь к животным.

Проверка домашнего задания

Проведем разминку для речевого аппарата.

Дети пришли в школу. (прочитать предложение с ударением на первое слово)

Дети пришли в школу. (прочитать предложение с ударением на второе слово)

Дети пришли в школу. (прочитать предложение с ударением на третье слово)

Николай Гарин — Михайловский родился в 1852 году в дворянской семье. Он с детства тянулся к детям бедняков, ремесленников и рыбаков. Учился в гимназии, стремился стать настоящим человеком, приносить добро людям и обществу.

У Гарина-Михайловского было 11 своих детей и трое приемных. Детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно. Он очень хотел, чтобы дети были счастливы, строил школы для крестьянских детей, устраивал праздники для детей и народа. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.

Ребята, как вы думаете какого писателя мы сегодня будем читать произведение. ( Николая Гарина — Михайловского)

Словарная работа

Ирод – иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей.

Каретник — сарай

Жердь — длинная тонкая палка

А сейчас мы прослушаем аудиозапись произведения Николая Гарина — Михайловского «Тёма и Жучка)

Вопросы после прослушивания

Назовите главных героев произведения. (Тёма и Жучка)?.

Что случилось с Жучкой?

Самостоятельное чтение 1 части произведения.

Физминутка для глаз

Выборочное чтение

Найдите и прочитайте, как Тёма готовился к спасению Жучки?(один ребенок читает)

Чтение по цепочке этого же отрывка.

Что чувствовал Тёма , когда подбежал к колодцу?(выборочное чтение 1 человек), Задать вопрос Что чувствовал Тёма , когда подбежал к колодцу?

Как Тема спасал Жучку? (Выборочное чтение)

Почему неудачно прошла первая попытка спасения Жучки?

Пересказ произведения по иллюстрациям.

hello_html_m27cafd00.jpg
hello_html_m4dab92fd.jpg

hello_html_5cd0a1c.jpg
hello_html_m5dbfa519.jpg

hello_html_2bf5af86.jpg
hello_html_d45325b.jpg

Краткий пересказ по плану.

2. Приготовление к спасению.

3. Неудачное спасение.

С каким писателем мы сегодня с вами познакомились?

Хотели бы вы иметь такого друга как Тема? (Почему ?)

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 163-165, читать, пересказ.

Если вам понравился урок, если история Темы и Жучки затронула ваше сердце, то ПОДНИТИТЕ СЕРДЕЧКИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ У ВАС НА ПАРТЕ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок нравственности 19.11.2020

Урок родной литературы в 6 классе

Урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты:

раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста;

углубление знаний о литературной сказке;

развитие навыков выразительного чтения.

формирование нравственных ориентаций , распознавание истинных и ложных ценностей;

создание на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Метапредметные:

Познавательные :

обогащение словаря учащихся ;

развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование:

— Здравствуйте. Приготовьтесь к уроку родной литературы.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

— Вы прочитали произведение Н.Г.Гарина-Михайловского? Нарисовали иллюстрации к нему. Знакомо ли вам имя писателя? Читали ли вы другие произведения этого автора? (Отвечают)

— Об этом человеке нам расскажет София, а мы послушаем. ( слайд 1 – портрет Н.Г.Гарина- Михайловского-11 с)

— Что привлекло ваше внимание, когда вы знакомились с биографией писателя?

ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД. Писатель, инженер, путешественник. Какими качествами характера должен обладать человек, который занимался этими видами деятельности?

(Быть любознательным, общительным, целеустремлённым)

— Как характеризует Гарина-Михайловского эта информация

(Был человеком неравнодушным, милосердным, помогал людям)

-Обратимся к литературному произведению. Кому оно адресовано?

(Произведение написано для племянницы Ниночки). Оно адресовано детям.

— К какому литературному жанру относится произведение? (Сказка)

— Вспомните, что такое сказка. Какие признаки этого жанра вы можете назвать? (Сказочные герои-фея, царевна, злой волшебник, волшебный предмет- книжка, которая не исчезает и не горит в огне, мальчик не умирает ,а засыпает)

— Какому закону подчиняется действие в сказке. В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано.Герой вознагражден за труд, смелость, верность…)

— А следует ли Н.Г.Гарин- Михайловский закону сказки, мы узнаем в конце нашего занятия.

3. Постановка учебной задачи, составление плана работы

— Сформулируйте вопросы, на которые нам нужно будет ответить на уроке.

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки?

2. Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей?

3. Почему адресовал сказку детям?

4. Как объяснить название сказки?

4. Аналитическая беседа по предложенному материалу. Поиск ответа на проблемный вопрос.

— Какими свойствами обладает волшебная книжка?Найдите в тексте. (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми- об этом записано в 1 абзаце) слайд

-А вы узнали, какая это книга? Может быть, вы читали её или слышали о ней? (ответы детей)

— Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. Он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку.

— Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей)

— Вот что о счастье говорит РПЦ

Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы . Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…( святитель Нектарий Эгинский )

-Как же дальше развиваются события в сказке?

(Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми)

-Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути?

(Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы)

-Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)

— Как характеризует героя сделанный им выбор? ( Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный) Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (ДА) Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей)

— Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)

— Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога мальчика и злых детей ( слайд ).

-Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)

Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми.

-Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.)

— Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может,быть,его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми?

— Прочитаем конец сказки. (Читает учитель)

— Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают) — Скажите, в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь?

(Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)

5. Рефлексия учебной деятельности.Ответ на проблемный вопрос.

-Теперь ответим на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока. (Слайд)

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (НЕТ)Почему? (Это литературная сказка)

2. Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.)

3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям)

4. Как объяснить название сказки?

— Вы догадались, что же это за книга? Какая книга учит, как достичь счастья не только для себя, но для всех людей?(Ответы детей)

— Достигли мы поставленной цели, ответили на вопросы, поставленные в начале урока? (Да)

— Посмотрите на иллюстрации. Что вы изобразили и почему? Прокомментируйте свои рисунки. Удалось ли ребятам выразить идею произведения? Заинтересовать читателя?

(Безусловно) Все иллюстраторы достойны высшего балла за урок.

Все ли иллюстрации соответствуют содержанию сказки? (Нет)

— Домашнее задание. Вспомните, что такое метафора. Найдите подсказку в словаре литературоведческих терминов в учебнике.

Какие метафоры можно найти в этой сказке? Можно ли считать метафорическими образами две дороги к волшебному замку, книжку счастья? Докажите свою точку зрения.

-Завершим урок, подумайте, как можно закончить фразу, используя информацию, полученную в ходе урока.(Слайд)

— Мне было (грустно, радостно, легко, тяжело)…

— Меня заинтересовало….я хочу .

В этом уроке дети узнают, про историю создания псевдонима, новогодние праздники, которые устраивал писатель. Увидят дорогу на Южном берегу Крыма, которую построил Гарин-Михайловский.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Гарин-Михайловский Н.Г.»

Когда-то в одной старинной дворянской семье Херсонской губернии родился мальчик, будущий русский писатель Николай Георгиевич Михайловский.

У писателя был очень интересный псевдоним, т.е. ещё одно имя. Однажды сидел он у себя в кабинете со своим другом и долго думал, какой же придумать себе псевдоним. Вдруг в кабинет вошёл его маленький сын – Гари. Он подошёл к отцу, сел на колени, обнял его и сказал.

‒ Гарин папа, Гарин.

‒ Никто твоего папу не заберёт, ‒ сказала мама и увела сына.

Гарин…Гарин…подумал писатель про себя.

‒ А может взять такой псевдоним, ‒ спросил Николай Георгиевич у друга.

И с этого момента он стал Николай Георгиевич Гарин–Михайловский.

А пока рос Коля обычным мальчиком. Семья его была богатая. Даже сам царь, Николай I крестил маленького Колю.

Детство Коли прошло в красивом курортном городе – Одессе.

Сначала учился мальчик дома, потом в гимназии. А когда вырос, стал работать инженером-строителем. Он строил железные дороги и мосты. Вот например, на Южном берегу Крыма есть дорога, которую построил Гарин-Михайловский. И сейчас многие туристы, которые хотят отдохнуть в Крыму едут по этой дороге. А на выступе горы установлена мемориальная плита, Гарину-Михайловскому.

Ещё любил Николай путешествовать. Объехал он почти всю Россию и даже совершил кругосветное путешествие.

Несмотря на то, что Гарин-Михайловский был из богатой, дворянской семьи, он всегда хорошо относился к бедным людям, крестьянам. Даже устраивал им праздники. Вот однажды под открытым небом, зимой в лесу, выбрал он высокую ёлку и приказал, не срубая её, украсить. Потом позвал из деревни крестьян и всю новогоднюю ночь праздновал вместе с ними.

Автобиографическая повесть ― это описание человеком событий или историй из собственной жизни. Вот и Гарин-Михайловский написал повесть, которая состоит из нескольких книг о своей собственной жизни.

А начинается все с детства. Главным героем является мальчик Тёма. Были у Темы мама и папа. Восьмилетний Тёма растёт подвижным и шустрым ребёнком. Он был хорошим мальчиком. Но, как и все дети, иногда что-то ломал и делал без спросу. Однажды Тема нечаянно ломает любимый отцовский цветок и боится признаться в этом. Затем, без разрешения отца, он катается на лошади. Потом, опять нечаянно, разбивает посуду, и, крадёт сахар. Отец жестоко наказал Тёму, даже побил. И на всю на всю жизнь Тёма запомнил отцовские наказания.

Тёма был добрым и смелым мальчиком. Вот кто-то бросил в колодец его любимую собачку Жучку. И Тёма спускается в колодец и, рискуя своей жизнью, спасает собаку.

Но вот пришло время учиться. И теперь тема – гимназист. Начинается новая жизнь и новые друзья.

‒ Я не пойду туда, где калитка в лес. Я не пойду в лес, где речка, где с няней мы кормим рыбку.

А вот сказка про курочку, которую звали Куда. Курочка Куда была нарядная на своём птичьем дворе. На головке у неё был хохолок, а на ножках точно кружевные шортики.

И ещё много интересного написал Гарин – Михайловский для детей и взрослых.

Читайте также:

      

  • Растения огорода овощи конспект 1 класс
  •   

  • Обучение звуковой культуре речи в разных возрастных группах конспект
  •   

  • Мой родной край кубановедение конспект урока 1 класс презентация
  •   

  • Предлог конспект урока 1 класс
  •   

  • Конспект лекций mba start

0

Тест по сказке Гарина-Михайловского «Книжка счастья»

Тест по произведению Н.Г. ГаринаМихайловского «Книжка счастья»

К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

А) повесть Б) рассказ В) сказка

2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?

А) небольшая, волшебная, грязная;

Б) маленькая, волшебная, рваная;

В) грязная, потёртая, маленькая.

3. Что таилось в книжке?

А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь

4. Как люди поступали с книжкой?

А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;

Б) прятали за семью замками; Г) топтали.

5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?

А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;

Б) забрала грязную книжку;

В) улетела с мальчиком в волшебную страну.

7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?

А) освещённой огнями;

Б) тёмной и грязной;

В) через дремучий лес.

8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?

А) разбудить заколдованную царевну;

Б) пройти через темный туннель;

В) подружиться с детьми.

9. Что сделала фея, после того как дети затоптали его в грязь?

А)

Б)

В)

10. Что вынесено в заголовок?

А) тема

Б) основная мысль

11. Восстанови порядок событий.

___Дорога в замок.

___Книжка счастья в руках людей.

___Встреча мальчика и феи.

___Мальчик и дети.

___Мальчик и книга.

___Секрет феи.

___Сон мальчика.

12. Какова основная мысль сказки?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано 29.06.20 в 07:34

Цели урока:


  1. Формировать читательскую самостоятельность,
    культурного читателя.
  2. Формировать представление о структуре
    сказки-притчи.
  3. Формировать умение открывать мир литературы,
    учить приемам художественного произведения.
  4. Формировать навык синтагматического чтения.
  5. Воспитывать культурного читателя, нравственные
    качества личности.
  6. Развивать творческую личность.

Оборудование: мультимедийная
техника – проектор, ноутбук; презентация к уроку
(смена слайд ов по щелчку), проектная доска,
учебник по чтению.

Ход урока

1. Организация детей на работу:

Учитель: Улыбнёмся друг другу, дети.
Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на
парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо
повторяют за учителем:

– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю!


2. Речевая разминка:

слайд  2.

3. Тема урока:

слайд  3.

Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
Мир не без добрых людей.

Учитель: Прочитайте пословицы,
выберите лишнюю.

Учащиеся: (Много у лихого силы, да
воли ему нет).

Учитель: Почему эта пословица
лишняя?

Учащиеся: Все пословицы, кроме этой о
труде, а эта половица о силе воли, о терпении.

Учитель: О каком человеческом
недостатке говорится в этой пословице? Кто
сможет сформулировать тему урока? (Ученики
пытаются сформулировать).

Учитель: Прочтите тему урока на
слайд е. слайд  4.

4. Автобиографические сведения об
авторе. слайд  5.

Учитель: Николай Григорьевич
Гарин-Михайловский родился в 1852 году и умер в 1906
году. Родился в богатой семье. Когда вырос,
получил профессию инженера путей сообщения и
строил железные дороги в России. Много
путешествовал, умел наблюдать. Свои наблюдения
описывал в дневниках, а иногда, проявляя
писательское воображение, писал рассказы,
притчи, так как хотел донести до людей, какими
должны быть люди. Сегодня мы познакомимся с одним
из его произведений “Знаем!”.

5. Работа над произведением:

Учитель: Прочитайте текст в
учебнике. Подумайте, зачем автор написал эту
притчу?

Учащиеся читают.

Учитель: Кто герой притчи?

Учащиеся: Муж и жена.

Учитель: Что значит хороший человек?

В.И. Даль в Словаре живого
великорусского языка трактует так:

“Хороший (человек) – добрый или
путный, ладный, способный, добротный, дорогомй,
ценимый по внутренним качествам, полезным
свойствам, достоинству”. слайд  6.

6. Динамическая пауза. слайд  7.

Учитель: Какой недостаток у наших
героев из притчи?

Учащиеся: Герои не умеют
дослушивать.

Учитель: Какая история приключилась
с героями из-за недостатка? Прочтите отрывок из
текста.

Учитель: Может ли эта история
приключиться с кем-нибудь в жизни?

Учащиеся: Нет, так как люди не могут
превращаться в животных.

Учитель: Чему учит притча?

Учащиеся: Дослушивать, а иначе может
случиться беда.

Учитель: В чем героям повезло?

Учащиеся: Герои не разбились и не
умерли, а превратились в рыбу и птицу, автор
пощадил героев и наказал их не очень сильно.

Учитель: В сказках и притчах очень
часто происходят превращения. слайд  8.

На слайд е картинки сказочных героев,
которые превращаются в сказках. Выберите
картинки с героями, в каких сказках превращаются
для добрых дел.

Учащиеся: “Царевна лягушка”,
“Золушка”, “Сказка о Царе Салтане и о сыне его
славном Гвидоне”.

Учитель: Назовите героя, который
превращается в сказках для злых дел.

Учащиеся: Баба Яга.

Учитель: Какие злые дела делала Баба
Яга, в каких сказках?

7. Итог урока:

Учитель:

Вспомните пословицу, которая была нами
выделена.

Ученики: “Много у лихого силы, да
воли ему нет”. слайд  9.

Учащиеся: Чему учит эта пословица?
Чему учит притча “Знаем!”.

8. Домашнее задание: слайд  10.

Учитель: Разделите текст на
синтагмы. Прочитайте сказку-притчу родителям.
Оцените вместе с родителями свое чтение.

Источники информации:

  1. ru.wikipedia. org/ wiki/ Гарин-Михайловский,
    Николай Георгиевич?.

  2. Матвеева Е.И. Методика обучения литературному
    чтению в начальной школе. 2 класс (Система Д.Б.
    Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. –
    2-е издание – М.: Вита-Пресс, 002. – 144с.

Презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Н в овчинников н бичурин тата а пушкин сочинения
  • Н в гоголь мертвые души аргументы для сочинения
  • Н булгаков анна не грусти читать рассказ
  • Н байков собрание сочинений том i великий ван
  • Н а полевой борис годунов сочинение александра пушкина

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии