Н к сверчков чувашский художник пушкин чаваш яленче сочинение

Обновлено: 09.01.2023

3) Карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта,

5) Произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине.

Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:

Подготовка учащихся к восприятию картины.

1. Вступительное слово учителя.

Кто из нас не любит путешествовать?

2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.

Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич

Композиция романа “евгений онегин” пушкина, фабула и особенности произведения

. к деревенской природе. Здесь искали: особенности героев пушкина в евгении онегине Сюжет и композиция романа Пушкина “Евгений Онегин” Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, .

Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.

3. Работа с картинами

Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню

Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.

До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях).

Вопросы для беседы по картинам:

  1. В какие моменты запечатлели художники поэта?
  2. Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
  3. Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
  4. Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?

Вопросы:

    В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).

5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.

  • Что находится в центре внимания художника?
  • Какие образы и предметы расположены на переднем плане?
  • Какие на заднем?
  • Кто главный герой картины?

Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.

Не менее важны и образы чувашей –

  • родителей девушки;
  • хозяина, радушно открывающего ворота;
  • образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.

Работа с образами картины.

  • О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?
  • Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?

— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.

Сравнительная таблица

Основания для сравнения

А.С.Пушкин

чуваши

  • Что вы видите в руках Пушкина?
  • Что могло заинтересовать поэта?
  • Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину?
  • Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне?
  • Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина?
  • Как встретили они поэта?
  • Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина?
  • Знали ли чуваши о том, кто перед ними?
  • Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)?
  • Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков?
  • Как художник относится к изображенным им людям?
  • Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль?

Средствами выражения авторского замысла являются

  • композиция;
  • пейзаж (золотой, осенний пейзаж).
  • Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину?
  • Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа?
  • Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые)
  • Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа)
  • Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину?

— Какими звуками насыщена картина?

В процессе беседы составляется сложный план описания картины:

  1. Н.К.Сверчков – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.
  2. Исторический факт, послуживший источником рождения картины.
  3. Композиция.
  4. Образы чувашей.
  5. Пейзаж.
  6. Авторский замысел.
  7. Вывод.

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине.

Примеры похожих учебных работ

По литературе по творчеству А.С. Пушкина ««…Читая его (А.С.Пушкина) творения, .

Описание (с использованием произведений русских поэтов и художников)

. проверкой работы по группам) 3.Проверка работы по группам. Использование художественных средств выразительности. 3.Результат работы. Работа над планом сочинения. 4 . Работа с репродукциями картин русских художников. Рассматривание репродукции картин .

Работа художника-постановщика в 7 вопросах

История развития чувашской литературы в период до 1917 года

2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.

Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич

Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.

3. Работа с картинами

Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню

Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.

  1. В какие моменты запечатлели художники поэта?
  2. Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
  3. Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
  4. Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?
  1. В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
  2. К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).
  3. Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).
  4. Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).

5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.

— Что находится в центре внимания художника?

— Какие образы и предметы расположены на переднем плане?

— Какие на заднем?

— Кто главный герой картины?

Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.

  • родителей девушки;
  • хозяина, радушно открывающего ворота;
  • образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.

Работа с образами картины.

— О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?

— Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?

— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.

Нет будущего у народа, который забывает свое прошлое.

Повсюду на планете повышается интерес людей к истокам культуры и истории, к философии своих предков, к духовным ценностям и произведениям искусства. Встретиться с национальным достоянием и с прошлым родного края можно, например, в музее. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, имеет большую историческую и культурную ценность, поэтому перед экскурсией в музей всегда ощущаешь волнение от предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.

Оказывается, Пушкин дружил с известным ученым Чувашии — Н.Я.Бичуриным. И действительно, в 1833 году Александр Сергеевич Пушкин заезжал в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о Пугачевском восстании.

На переднем плане картины художник изобразил как раз тот момент, когда А.С.Пушкин, подгоняя лошадей, лихо подкатил к заезжему двору в чувашской деревне на бричке, соскочил с неё и вдруг увидел у колодца девушку с деревянными ведрами и коромыслом. Девушка была в скромной повседневной одежде, но мастер кисти сумел уловить в образе героини её духовную силу и сдержанность, присущие народному характеру чуваш. Она спокойно смотрит на незнакомого барина. Рядом с девушкой — другая женщина. Она настороженно глядит на незнакомца: что он привез в деревенскую тишь, не нарушит ли покой мирных жителей? Тут же снимают напряжение другие герои картины, изображенные на втором плане: мужчина, приподнявший шапку, приветствуя чужака, и старик, который гостеприимно открывает ворота нежданному гостю.

Путешествие в музей. Доклад о посещении музея искусств им А.С. .

. ходить в музеи и советую, это делать всем. Посещение музея играет большую роль в . что-то. Появление музеев на данный момент связано с тем же. Музеи возникли в те . на природу в повседневной жизни и на жизнь с картинах отображается насколько глубоки в своём мировоззрении художники, им удаётся видеть многое в . интересно! Я с […]. Сочинение Как я однажды участвовал в снежной битве Зима-замечательное .

Фоном для своего произведения живописи Н.Сверчков выбирает золотую осень — любимое время года А.С.Пушкина. Теплые солнечные оттенки освещают поэта, тухью на голове девушки, крестьянский дом. Могучие деревья, символизирующие силу и мощь трудолюбивого народа, как приветливые хозяева, склонили свои ветви над входом в избу.

Вся композиция картины позволяет воочию увидеть деревенскую жизнь, которая предстала перед нами не просто в фактах, а в наглядных и зримых образах.

Примеры похожих учебных работ

«Изучение традиций чувашского народа на х и внеклассных занятиях чувашского .

. многонациональной литературы. Произведения Я.Ухсая, бесспорно, являют собой энциклопедию жизни чувашского народа. Можно взять любое произведение Ухсая – и почти в каждом из них найдутся поверья, обычаи, обряды чувашей. Вот .

Творческий путь чувашского писателя Константина Иванова

. глубоко народное произведение, написанное в лучших традициях чувашского народного творчества. «Поэма обладает замечательными художественными . сыграла большую роль в формировании мировоззрения писателя. В становлении личности К. Иванова значительную .

65 лет назад, 17 авгус­та 1833 года, Пушкин вы­ехал из Петербурга в Оренбург для встречи с очевидцами событий кре­стьянской войны 1773-75 годов, в самое дальнее и длительное путешествие в своей жизни Поездка продлилась до 1 октября того же года.

Пушкину хотелось по­нять, как отложились в со­знании очевидцев и учас­тников события тех лет, услышать и записать ле­генды, предания и песни, в которых народная па­мять сохранила и эти со­бытия, и образ крестьянс­кого вождя Путь поэта пролегал через Тверь — Москву — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Сим­бирск — Оренбург Предсто­яло преодолеть огромные расстояния, проехать на почтовых лошадях всю ев­ропейскую Россию К моменту этой поездки Пушкин уже был женат на Наталье Гончаровой — свадьба состоялась 18 февраля 1831 года. Его многочисленные письма Наталье Николаевне с по­чтовых станций, располо­женных на пути следова­ния, дают представление о дорожных приключениях.

За два дня до прибы­тия в Чебоксары поэт пи­шет жене. «Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя и начал опять кочевую жизнь Тебя теребят за долги. Что если у тебя опять на­рывы, что если Машка больна? Пугачев не стоит этого. Того гляди я на него плюну — и явлюсь к тебе». Тем не менее поэт про­должает путешествие «Каретник насилу выдал коляску”; “Я писал тебе сегодня, выпрыгнув из ко­ляски и одурев с дороги», “Я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни попало» — та­кими записями заполнены его письма с дороги ‘ За день до приезда в Чебоксары поэт обедал у губернатора Нижнего Новгорода М П Бутурли­на. Сохранилось описа­ние портрета поэта, ко­торое оставила в своих воспоминаниях одна из участниц обеда Л и Ни­кольская “… по виду ему было более 30 лет Он носил баки. Немного смуглое лицо было ори­гинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, полные губы, неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного умное, доброе энергичное он хорошо говорит ох, сколько было ума и жизни в его неис­кусственной речи! Ах, какой он веселый, любезный — пре­лесть! Этот дурняшка мог нравиться. «

Чувашский живописец Никита Сверчков запечатлел в картине «Приезд А.С Пуш­кина в чувашскую деревню”. сюжет, рас­сказывающий о том, как в одной из дере­вень поэт, неравнодушный к женской кра­соте. встретил у колодца девушку-чувашку и был очарован ее статью, ее прелест­ными чертами Он выпрыгнул из коляски, чтобы увидеть юную чувашку в серебря­ном уборе, красочно вышитом одеянии.
В Пензе большим успехом пользуется известный чуть ли не всему миру Музей одной картины. Наверное, и одна эта кар­тина Никиты Сверчкова — изумительная по своей выразительности — достойна внимания тысяч жителей республики и ее гостей в эти предъюбилейные месяцы.

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему my parents profession
  •   

  • Сочинение на тему несчастная любовь тухтара и селиме
  •   

  • Напишите от лица очевидца сочинение о пензе второй половины 17 века
  •   

  • Сочинение что мне нравится и не нравится
  •   

  • Сочинение триумфальная арка в улан удэ

Сочинение по картине Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню»

Апр — 3 — 2012

Автор конспекта:
Автор(ы): — Воронова Вера Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики», учитель чувашского языка и литературы, КРК

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Цель урока: — 1) подготовить учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края; 2) познакомить восьмиклассников с историей появления картины; проследить за местом А.С.Пушкина в творчестве художников Чувашии; 3) привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Разработка урока по чувашской литературе на тему «Сочинение по картине Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню».

Файлы: Сочинение по картине.doc
Размер файла: 82944 байт.

Сочинение по картине Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в

чувашскую деревню»

Тип урока: урок развития речи

Цели урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения по картине с привлечением местного материала и активизацией знаний учащихся по истории, литературе и культуре родного края;

2) познакомить восьмиклассников с историей появления картины; проследить за местом А.С.Пушкина в творчестве художников Чувашии;

3) привить учащимся любовь к своему народу и родному краю, формировать чувство уважения и гордости за причастность к великому наследию чувашского народа.

Развиваемые навыки:

  1. формирование коммуникативных умений (умение раскрыть тему, основную мысль, отобрать необходимый в работе материал);

  2. активизация лексики по темам «Чувашская национальная одежда», «Одежда светского человека I половины 19 века», «Быт деревни», «Пейзаж»;

  3. введение в активный словарь учащихся искусствоведческих терминов:

блик – световое пятно на темном фоне;

гармоничные краски – согласованное сочетание красок;

замысел – заложенный в картине смысл;

колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета;

композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур;

натура – то, что служит предметом изображения художника;

образ – художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного явления;

облик – внешний вид;

оттенок – разновидность одного и того же цвета;

пейзаж – изображение природы;

план – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе (передний план, задний план);

теплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным, желтым и напоминают тепло, огонь;

  1. развитие умения редактировать тексты.

Оборудование:

  1. репродукция картин на тему «Образ А.С.Пушкина в чувашском изобразительном искусстве»:

— Н.К.Сверчков «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню»,

— Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,

— Н.В.Овчинников «У родника»,

— В.А.Панин «А.Пушкин в Чебоксарах»,

2) портрет Н.К.Сверчкова и репродукции наиболее известных его картин: «Хоровод»,

«Кража невест», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в деревне»,

  1. карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта,

  2. произведения А.С.Пушкина, переведенные на чувашский язык: «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»,

  3. произведения чувашских писателей о А.С.Пушкине.

Учащимся могут быть предложены индивидуальные задания:

— сообщение о биографии Н.К.Сверчкова;

— подготовка рефератов на тему «Пушкин в Чувашии», «Чуваши в произведениях А.С.Пушкина»;

— оформление стенда;

— создание презентаций.

Ход урока:

  1. Подготовка учащихся к восприятию картины.

  1. Вступительное слово учителя.

Кто из нас не любит путешествовать?

Свежие, яркие впечатления, встречи с интересными людьми дают импульс к новым свершениям, рождают в душе чувство обновления. Ни с чем не сравнимое ощущение открытия для себя нового, ранее неведомого мира возникло однажды и в душе А.С.Пушкина. Что это за мир? Какое открытие делал для себя поэт? Попытаемся ответить на эти вопросы в ходе сегодняшнего урока. Подсказать ответ на них поможет нам картина известного чувашского художника Н.К.Сверчкова «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню».

  1. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.

Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич

Никита Кузьмич Сверчков – народный художник Чувашской Республики. За большие заслуги в развитии изобразительного искусства он был награжден орденами «Знак Почета» и Красной Звезды, его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Художник писал: «Я горжусь тем, что я — чувашский художник, живописец – историк родного края. Я люблю прошлое моего народа, его древность во мне – как живая действительность, отрадная сердцу. Мне хотелось, чтобы благодаря моему творчеству богатейшая культура, выработанная моими предками в веках, стала достоянием всего мира». И действительно, в работах Н.К.Сверчкова мы видим огромную любовь к чувашской земле и его народу. Вглядимся в созданные художником произведения: «Хоровод», «Кража невесты», «Чувашская свадьба», «Первый трактор в чувашской деревне».

Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.

  1. Работа с картинами.

Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню

Картина Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню» вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине.

Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.

До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Эсмель, а также документы о пребывании Пушкина в Эсмеле: многочисленные записи поэта о чувашах (это и письма, и заметки, упоминания чуваш и чувашских топонимов в произведениях). В статье «Мое замечание о русском театре» есть строки о чувашке Ольге, оставшейся в памяти поэта. Именно они подтолкнули художников на создание картин, рассказывающих о путешествии А.С.Пушкина по чувашскому краю:

Г.Д.Харлампьев «Пушкин в Чебоксарах»,

Н.В.Овчинников «У родника»,

В.А.Панин «Пушкин в Чебоксарах».

Вопросы для беседы по картинам:

    1. В какие моменты запечатлели художники поэта?

    2. Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?

    3. Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?

    4. Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?

  1. Рассматривание картины Н. Сверчкова «Приезд Пушкина в чувашскую деревню».

Вопросы:

  1. В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).

  2. К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).

  3. Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).

  4. Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).

  1. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.

— Что находится в центре внимания художника?

— Какие образы и предметы расположены на переднем плане?

— Какие на заднем?

— Кто главный герой картины?

Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.

Не менее важны и образы чувашей –

  1. родителей девушки;

  2. хозяина, радушно открывающего ворота;

  3. образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.

  1. Работа с образами картины.

Пушкин.

— О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?

— Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?

— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.

Сравнительная таблица

Основания для сравнения

А.С.Пушкин

чуваши

Головной убор

Костюм

Украшения

Цветовая символика

Детали

— Что вы видите в руках Пушкина?

— Что могло заинтересовать поэта?

— Как детали быта чувашей были, по вашему мнению, наиболее интересны Пушкину?

— Что узнал А.С.Пушкин, остановившись в чувашской деревне?

Чуваши

— Чем заняты были жители деревни к моменту приезда А.С.Пушкина?

— Как встретили они поэта?

— Что могло удивить их в облике и манерах А.С.Пушкина?

— Знали ли чуваши о том, кто перед ними?

— Какую роль в картине играют образы чувашей, изображенных на горизонте (образы ямщика и переводчика)?

Авторский замысел

— Что хотел выразить своей картиной художник Н.К.Сверчков?

— Как художник относится к изображенным им людям?

— Какими приемами воспользовался художник для того, чтобы донести до зрителя свою мысль?

Средствами выражения авторского замысла являются

— композиция;

— пейзаж (золотой, осенний пейзаж). Осень — любимое время А.Пушкина;

— выбор цветовой палитры (теплые, солнечные оттенки – желтый, белый, красный, голубой, зеленый, коричневый).

— Какое чувство рождается у зрителя, рассматривающего картину?

— Удалось ли художнику выразить душу чувашского народа?

— Какими изобразил художник деревья? (Крепкие, могучие, ветвистые)

— Что они символизируют? (Силу, мощь чувашского народа)

— Почувствовали ли вы теплоту золотой осени при взгляде на картину?

— Какими звуками насыщена картина?

В процессе беседы составляется сложный план описания картины:

  1. Н.К.Сверчков – основоположник профессионального изобразительного искусства Чувашии.

  2. Исторический факт, послуживший источником рождения картины.

  3. Композиция.

  4. Образы чувашей.

  5. Пейзаж.

  6. Авторский замысел.

  7. Вывод.

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Приезд А.С.Пушкина в чувашскую деревню», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (8 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Сверчков Никита Кузьмич

  • | Печать |

 Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово — Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.
В 1921 — 1933 годах Н. К. Сверчков работал секретарем волисполкома художником, секретарем районной газеты на Алтае, затем — завучем и директором Омского художественно — промышленного техникума, одновременно занимался творческой деятельностью.

С 1934 года вся творческая и педагогическая деятельность Н. К. Сверчкова проходит в Чувашии. С его именем связано становление и развитие изобразительного искусства Чувашской Республики. Здесь он создал свои основные произведения, отображающие историческое прошлое чувашского народа, подвиги героев гражданской и Великой Отечественной войн, героику освобожденного народа. Среди них такие картины, как «Поклонение киремети», «Насильственное крещение чуваш», «Пушкин в чувашской деревне», «Горький на Волге», «Переправа Пугачева через Волгу», «Объявление Чувашской автономии», «Комиссар Крепков», «Первый трактор в Чувашии», «Форсировании Днепра», «Птичница» и многие другие.

Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР.

Н. К. Сверчков вел большую общественную работу. Он неоднократно избирался членом правления Союза художников Чувашии. Много сил отдал Никита Кузьмич делу воспитания и обучения молодых художников, являясь педагогом и директором Чебоксарского художественного училища.

За большие заслуги в развитии чувашского советского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения Н.К.Сверчков 3 февраля 1971 г. занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизм Чувашской АССР.

Несмотря на преклонный возраст Н.К.Сверчков до конца своих дней продолжал работать над созданием новых произведений, отдавал свою энергию и богатый опыт благородному делу коммунистического воспитания трудящихся.

Многолетний творческий и педагогический труд талантливого художника оценен по достоинству. Он награжден орденами Красной Звезды, «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.

Н.К.Сверчков умер 18 июля 1985 года.

Пушкин в картинах Н.К. Сверчкова
«Приезд  Пушкина в чувашскую деревню» (1952).

Картина вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине. Задумав книгу о пугачёвском бунте, А.С.Пушкин в 1833 году отправился по местам народного восстания в Поволжье и Оренбуржье. По пути из Нижнего Новгорода на Казань он проехал Чебоксары, вечер застал его у выселки   Новое Тогаево (Исмели) близ Мариинского Посада. На картине изображено, как поэт встретил чувашку и был поражен ее красотой. Все вокруг обеспокоены его приездом: и женщина, застывшая с ведром, и мужчина, приподнявший шапку для приветствия.

«Сюжет моей картины таков, — рассказывал художник. – Пушкин приехал в чувашскую деревню, где ему предстоит переночевать. Завязкой мне послужило: «Я помню чудное мгновенье», сказанное по другому случаю, но лучше всего выражающее его восторженное восприятие красоты». Подгоняя лошадей, поэт лихо подкатил к заезжему двору на бричке, соскочил с неё и вдруг увидел у колодца девушку с деревянными вёдрами и коромыслом, пришедшую за водою. Вёдра полные – к счастью. Взгляды их встретились – чудное мгновенье! Девушка в обычном, повседневном наряде, скромна, сдержанна. За скромностью, однако, художник уловил не только телесную красоту, внешнюю привлекательность, но и большую духовную силу, смелость, высокое чувство собственного достоинства. В картине – предзакатное время, когда небо хмурится и издали доносится грозовой гул. В деревенскую тишь и покои приехал неизвестный барин. От  таких чуваши привыкли терпеть лишь беду, горе и разорение. Что будет на этот раз? Эта настороженность откровенно читается в образе старика, когда-то наверняка «разбойника», открывающего нежданному гостю ворота. Обеспокоена и женщина, застывшая с ведром на крючке. Мужчина, стоящий за нею, приподнял шапку, приветствуя иноземца. Его крепкая фигура символизирует одного из этих бунтарей, ради встречи с которыми А.С. Пушкин предпринял это небезопасное путешествие. Однако приветливый вид А.С. Пушкина, его зачарованность девушкой, молнией поразившей сердце заезжего барина, и то, что ямщик «из чуваш» весело наблюдает за происходящей сценой, разрядили невольное напряжение. Солнце, как бы поразившись силе красоты, выглянуло на минутку из-за облаков, тепло осветило поэта и дом, где его по-доброму примут хозяева. Ветки деревьев как-то неуклюже и ласково опускаются вниз, приглашая под свою сень пришельцев, чувствуя в них друзей, а не врагов. В этой обстановке лицо и тухъя девушки, увиденные художником в слегка «дымчатую» тень, смотрятся не броско, но блеск серебра и пылающий огонь на щеках выдают ту силу, которая помогла древнему народу пронести через 2000 лет всю ломку в его образе  жизни, гордое имя.

up

Поиск по сайту

Сочинение по картине Н. Сверчкова «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Питеркина Зоя Анатольевна

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 10.94 Kb
Количество скачиваний: 150

Скачать

Просмотров: 304

Похожие материалы

  • Неделя русского языка и литературы «Великое русское слово»
  • Отчет по олимпиадам по русскому языку и литературе
  • Структура задания на предметные результаты по русскому языку в 5 классе на тему: Буква З и С на конце приставок
  • Структура задания на метапредметные результаты по русскому языку в 5 классе на тему: «Антонимы»
  • Аукцион знаний по творчеству Ф. М. Достоевского
  • Сочинение в эпистолярном жанре
  • Формирование читательских интересов у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в 5-6 классах коррекционной школы 8 вида
  • Сценарии мероприятий к Неделе русского языка и литературы
  • Карточки к уроку литературы «Человек труда в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок»
  • Карточки к уроку литературы «Человек труда в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок»

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

Революция 1917 года отразилась на мировоззрении, на творчестве литературных деятелей того времени. Кто-то с энтузиазмом принимал новый строй, кто-то всем сердцем отвергал изменения, а кто-то, очаровавшись вначале, разочаровывался в революции впоследствии. У Сергея Есенина было своё виденье. «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» — говорил он. Постепенно поэт стал видеть и обратную сторону революции. Она создала раскол в стране, внесла разлад в ряды русского народа. Эмоциональным откликом на события того времени стало произведение «Разбуди меня…». Анализ по плану от Многомудрого Литрекона поможет лучше его понять.

История создания

Произведение «Разбуди меня…» написано поэтом в 1917 году. По словам самого Есенина, стихотворение «Разбуди меня» являлось первым его откликом на Февральскую революцию.

23 февраля 1917 года санитар Есенин должен был выехать из Царского Села в Могилев, чтобы попасть в распоряжение командира 2-го батальона свободного пехотного полка, но Сергей Александрович так и не отбыл в место назначения. В этот день в Петрограде началась забастовка рабочих… Она продолжалась несколько дней, она росла! Началась революция! 17 марта Сергея Есенина отослали в распоряжение Воинской комиссии, но у поэта не было никакого желания служить Временному правительству.

«В революцию покинул самовольно армию Керенского…» (С. А. Есенин)

С этих пор Есенин не задерживался долго на одном месте, переезжал из города в город, деревню. Поэт боялся принудительного возвращения на военную службу, боялся террора со стороны новых властей. 

В эти годы в произведениях Сергея Александровича ещё сильнее просматривается любовь к Родине, к России, которая нуждалась в этом как никогда. 

Есенин себя считал дезертиром, так как хотел скрыться от Февральской революции. В произведениях более поздних лет просматриваются оттенки грусти и тоски, но это не значит, что поэт отчаялся! Есенин очень старался принять, понять новый строй, но он скучал по Патриархальной России…

Стихотворение «Разбуди меня» является одним из «революционных» произведений Сергея Александровича. Разбираемое стихотворение впервые было напечатано в составе цикла «Вечер с метёлкой».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Разбуди меня» — послание. Послание, как жанр, – это обращение лирического героя к какому-либо лицу, реальному или вымышленному. Это обращение подразумевает ответ в виде понимания адресата, в виде какой-либо реакции. Но бывают и адресаты «некоммуникабельные», как в данном случае.

Да, Сергей Есенин пишет:

«Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!»

К матери ли обращается поэт? Сергея Александровича воспитывали дедушка с бабушкой, поэтому отношения с мамой у него не были настолько близки, чтобы беседовать с ней об откровенном. Но тема матери в творчестве Сергея Есенина тесно связана с темой Родины. «О моя терпеливая мать!» — это обращение к Матушке–земле, которой предстоят тяжелые времена.

Для послания характерна резкая смена картин, микро-тем, смешение стилей, ведь послание подобно дружеской беседе, где нет определенных рамок, правил. В стихотворении «Разбуди меня» прослеживается данная тенденция. Лирический герой сначала говорит о месте встречи с «дорогим гостем», затем говорит о пуще, об увиденных следах колес, потом возвращается к своей горнице, описывает хозяйство, кров, петухов. 

Данный жанр подразумевает близость адресанта и адресата, доверие, так как в послании отображено личное отношение к чему-либо, оценка чего-то, мнение о чем-то, что, порой не нуждается в суждении. «Разбуди меня завтра рано» — это отклик поэта на события Февральской революции, описание его надежд, связанных с ней.

Сергей Александрович является поэтом-модернистом. В 1919 году он примкнет к такому течению, как имажинизм. Данное течение возникнет сразу после революционных переворотов. Основной чертой данного течения является главенство образа, образ превыше всего, превыше идеи, слово – это метафора. У Сергея Есенина будут свои правила и устои, свой взгляд на имажинизм, более глубокий. 

Хоть разбираемое стихотворение и написано в 1917 году, но в нём явно присутствуют черты имажинизма. Главенство образов, метафоры… Но тема не соответствует данному направлению, имажинисты не писали произведения на политические, социальные темы. В любом случае имажинизм, как отдельное течение, ещё не появился, поэтому данное стихотворение можно считать предпосылкой данного направления.

Размер произведения «Разбуди меня» — трехстопный анапест, хотя встречаются строки, где ударение падает на 2-й слог (например, «Разбуди меня завтра рано…», «Дорогого гостя встречать…»). Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Разбуди меня» состоит из 5-ти четверостиший. Сюжетных частей тоже 5, они соответствуют строфам. Композиция закольцована.

  1. В 1-й части лирический герой обращается с просьбой к матери, объясняя ей данную просьбу. 
  2. Во 2-й части повествуется об увиденном. Это увиденное и повлияло на решение лирического героя, именно поэтому он решительно хочет подняться рано, дабы быть уверенным в том, что ожидаемый гость, чьи следы он увидел, придет точно.
  3. В 3-й части повествуется о самом госте, точнее о том, каким лирический герой представляет гостя. 
  4. 4-я часть закольцовывает сюжет. Поэт возвращает читателя из грёз героя к реальности. Но вновь лирический герой погружается в приятные мысли: «Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт…».
  5. В 5-й части герой уже полностью погружен в мечты, он находится в полусне, в приятных мыслях о будущем.

Образы и символы

«Мои стихи – моя биография.» (С.А. Есенин)

Лирическим героем стихотворения «Разбуди меня» является сам поэт. В произведении автор пишет о своём ощущении революции, о своём отношении к ней, о своих мыслях по поводу неё. 

Произведение построено на метафорах, на образах. Главными образами стихотворения являются Матушка-земля и революция.

«О моя терпеливая мать!» — так поэт обращается к Родине. Мать – это самый родной человек для каждого из нас. Но так вышло, что Есенин близко с ней не общался, она уехала на заработки в Рязань, а сына оставила своим родителям. Бабушка и дедушка воспитали внука, они внесли значительный вклад на становление Сергея Есенина как поэта. 

Но в произведениях Сергея Александровича можно встретить образ матери. Особенно часто он встречается в поздних стихах автора. Мать для поэта – это Родина, родная земля. Он относится к ней также трепетно и нежно, как дитя к матери. Мать – это жизнь, это та, кто подарила жизнь. У поэта она «терпеливая». Данный эпитет очень точно описывает отношение матери к своим детям. Она их любит, заботится о них, учит, терпит все их шалости. Так и наша Родина поступает! К ней поэт относится очень трепетно, с большим уважением, благодарностью, сыновьей любовью.

Далее в произведении появляется второй главный образ – гость.

Гость – представитель чего-то иного, чужого. Гостя, обычно, приглашают, но существуют ситуации, когда они приходят сами по себе. Как в случае «есенинского героя». 

«Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.»

Гостя не приглашали, но его ждут, называют его дорогим, то есть отношение к нему положительное. Не случайно поэт упоминает дорогу  – символ жизненного пути. То есть ожидаемый гость может поменять судьбу тех, кто ожидает его, повлиять на их участь.

«Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.»

Далее Сергей Есенин продолжает писать про изменения в жизни.

Колесо является символом перерождения и обновления, изменчивости материального мира. В стихотворении лирический герой видит след широких колес, то есть изменения грядут большие. 

Дальше автор пишет о ветре — символе дыхания, духа. Он под «облачной кущей», а облака, хоть они в стихотворении и являются метафорой, символизируют неясность, изменчивость. Что это может значить? Возможно то, что лирический герой мужественно смотрит в будущее, не боится изменений, не боится неопределенности сложившейся ситуации. 

«На рассвете он завтра промчится…»

Рассвет – символ надежды. То есть от спешащего гостя ожидают многого, надеются, что он исправит все не удовлетворяющие устои.

«…взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом…»

Кобылица — символ самообладания, а хвост символизирует активность, то есть то, что надвигается, очень резкое, сильное, активное и «красное». Символика красного цвета достаточно разнообразна, но в данном случае красный – это власть, сила. 

Далее поэт вновь обращается к первому образу, но не называет имени. Он просит «засветить свет» утром в своей комнате, используя устаревшее слово «горница», что придаёт стихотворению «родное», уютное звучание. 

«…Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…»

Есенин пишет, обещает, что как только он станет «знаменитым русским поэтом», расскажет миру о Родине, о революции, о её влиянии на страну.

«И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»
Данные строки метафоричны. 

Молоко – эликсир жизни, символ плодородия. Корова – это мать и кормилица, рыжая корова представляет собой жертву за общину, то есть за народ. Что это может значить? Возможно, то, что произведения, написанные поэтом на данную тему в дальнейшем будут восприниматься как частица, оставшаяся от нынешних времён, будут являться единственно верным отражением революционного периода.

Тема, проблемы, настроение

Темой стихотворения «Разбуди меня» является революция. Она далеко не основная в творчестве Сергея Есенина, но раскрыта достаточно широко, поэт  откровенно делится в таких произведениях своим виденьем, своим мнением. Поэтому «революционные» стихотворения Есенина так разнохарактерны. Сначала поэт радуется и гордится своим званием («Мать моя родина, я — большевик.»), но потом радость сменяется разочарованием, пониманием всеобщей ошибки («Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет…»). 

Стихотворение «Разбуди меня» является одним из первых на данную тему, поэтому оно достаточно воодушевляющее, полное надежд. Его настроение не восторженное и страстное, какое обычно встречается у поэтов-революционеров, но оно спокойно-радостное,  мудрое.

Проблематикой произведения «Разбуди меня» можно считать метания и сомнения очень многих, чья жизнь сплелась с революцией. Чего ожидать от нового строя? Осуществятся ли надежды? Сможет ли революция решить насущные проблемы? Как повлияет она на Россию, на общественность?… Вопросов бесчисленное множество! И все они уместились в анализируемом стихотворении, все они волнуют лирического героя, беспокоят его разум.

Основная идея

Данное произведение является отражением чувств поэта, отражением гаммы эмоций, возникших по вине приближающихся изменений. Главная мысль стихотворения «Разбуди меня» заключается в приветствии перемен, в надежде на то, что гость изменит удручающее положение деревни к лучшему.

Трепет, тепло томящихся надежд, радостное предвкушение, другие вдохновляющие эмоции одолевали многих в то время. Сергей Есенин не был исключением. 

«Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»

Смысл стихотворения «Разбуди меня» — это мысль о том, что революция – это шанс для  очень многих, то есть она могла открыть дверь там, где её не было. С этой вдохновляющей мыслью очень многие открывали сердца революции.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Разбуди меня» перечислены в списке и являются заключительной частью анализа по плану:

  1. Эпитеты: «терпеливая мать», «дорожный курган», «дорогой гость», «широкие колеса», «золотая дуга», «игриво взмахнет», «красный хвост», «знаменитый русский поэт», «рыжие коровы».
  2. Сравнение: «шапка-месяц».
  3. Метафоры: «облачная куща», «на песни мои прольется».
  4. Устаревшее: «горница», «кров».
  5. Строфическая анафора: «Разбуди меня завтра рано…» (повторение одной и той же строки в 1-м и  4-м четверостишии) 
  6. В произведении встречается неправильный порядок слов в предложении, то есть инверсия (например, «на рассвете он завтра промчится…»).
  7. Риторическое восклицание: «О моя терпеливая мать!».

Автор: Кристина Асаулова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Н к сверчков а с пушкин чаваш яленче сочинение на чувашском языке
  • Н думави яшь ана сочинение
  • Н дубов рассказ мальчик у моря
  • Н дубина рассказ наоборот
  • Н д телешов сказка белая цапля нравственные проблемы в произведении

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии