Урок внеклассного чтения.
Нравственный выбор в рассказе Н. C. Лескова « Человек на часах»
Предмет: литература (внеклассное чтение)
Класс: 6 «б» класс
Тип урока: получение новых знаний
Метапредметная связь: история
Форма урока: коллективная, индивидуальная, групповая
Технология урока: технология развития критического мышления.
Цели урока:
1.Дидактическая
— на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;
— формировать навык более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки;
— закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
— чувства ответственности и сострадания;
— уважения к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, и стремление жизнь посвятить добру;
— осознания ценности совместной деятельности;
— толерантности.
3. Развивающая
В ходе решения дидактических целей создать условия для развития:
— критического мышления;
— познавательной активности;
— наблюдательности;
— создания условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать).
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Методические приёмы: ролевые игры, обращение к личному опыту, пятиминутное эссе
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, текст рассказа.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная беседа. Подвожу детей к определению темы и целей урока.
Слово учителя: На предыдущих уроках мы познакомились с именем Николая Семёновича Лескова и его произведением «Левша».
К этому уроку вы прочитали рассказ «Человек на часах». Это ваше домашнее задание.
Но прежде чем говорить об этом произведении, я вам предлагаю поработать в парах. Давайте выясним, что же такое человек? Изобразим портрет этого слова. У вас на столах лежат листочки с этим словом, воспользуемся ими. Что вы подразумеваете под словом «человек». Я тоже напишу вместе с вами.
-Итак, что у вас получилось? Прочитаем.
— Я написала, что человек должен обладать разумом, волей, в своей жизни человеку приходится часто делать определённый выбор, у него есть чувства, эмоции.
— А теперь давайте сверим, что в словаре говорится о человеке?
У вас на столах лежат цветные словарики, воспользуемся ими. Что говорит нам словарь В. Даля. Совпали ли наши представления с мнением Даля?
— Да, совпали.
— Я хочу обратить ваше внимание на слова Лескова: « Чтоб в человеке человеческое торжествовало….»
— Как вы понимаете слова писателя?
В начальных классах вы изучали предмет « Светская этика».
— Как мы назовем наш урок?
— Запишите тему урока: Нравственный выбор в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах».
— Какие же цели урока мы поставим перед собой?
— Изучить, что такое нравственный выбор?
— Уметь работать с текстом, формулировать проблемы;
— Формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать
её;
— Уметь работать с текстом;
— Развивать и обогащать свою речь.
3. Работа по теме урока.
Исходя из поставленных целей урока, мы и будем строить наше
исследование .
— Где и когда разворачиваются события рассказа?
Лесков пишет: «Это придворный или исторический анекдот, вымысла в
наступающем рассказе нет нисколько». О чём нам говорит это высказывание?
Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах». Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.
— Что говорит автор об эпохе, на фоне которой разворачивается действие рассказа? Это была эпоха правления Николая I. При его правлении в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание.
Учитель: И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Лесков. А не пригласить ли нам участников этого события, чтобы от первых лиц узнать о злополучном происшествии?
Ролевая игра:
Выступление кадета: рассказ солдата Постникова о происшествии (от 1 лица)
— Я прерываю монолог часового Постникова и прошу ответить вас, ребята, а что же так терзало главного героя, перед каким выбором он оказался?
/Постников оказался в трудной ситуации, перед ним встал выбор; воинский долг или спасение человека./
— Так какой же выбор сделал для себя наш герой? Выслушаем его до конца.
Сделать вывод
/Читает дальше/
— Мы не должны забывать, ребята, что в этой истории есть ещё один участник — офицер инвалидной команды, выслушаем и его.
Выступление инвалидного офицера, выступление кадета (от первого лица)
— Кто из двух приглашённых сказал правду? Докажите зто текстом.
Учитель: Итак, ваши симпатии на стороне солдата Постникова. Однако Постников нарушил воинский устав. А что же такое воинский устав, Яковлев Роман провёл исследование по этой теме.
Выступление кадета по теме «Воинский Устав в 19 веке»:
Тезисы:
1.Устав- это……
2.Он возник еще в…..
3. Основными пунктами воинского устава являются…..
4.Наказание солдат, нарушивших устав.
Учитель: Изменилось ли ваше мнение о поступке Постникова после того, что вы узнали из нашего исследования? Проголосуйте карточками (красные- против поступка солдата, синие- за Постникова).
Давайте вспомним, в каком полку служил Постников.
Кадеты: в Измайловском полку.
Самигуллин Рустам провел небольшое исследование об Измайловском полку.
Выступление кадета:
Тезисы:
1.Измайловский полк был сформирован….
2. В военное время он прославился….
3.В мирное время ……
4. Основной обязанностью солдата…..
Учитель: Задумайтесь, Постников охранял самого императора! И оставил пост.
Обязан ли он понести наказание? Поднимите карточки: синие – нет, не должен, красные — да, должен понести наказание.
Учитель: В то время, как мы расследуем данное происшествие, у Зимнего дворца звучит марш Измайловского полка, и солдаты готовятся к параду. ( физкультминутка)
Учитель: Продолжим наше расследование.
Перед нами в рассказе проходит целая галерея офицеров. Назовите их фамилии. Как они отнеслись к происшествию? ( Проверка домашнего задания).
Заполнение концептуальной таблицы:
Исследовательская работа
(анализ текста в группах)
Группы |
Офицеры |
Качества личности |
|
Отношение к службе |
Отношение к происшествию |
||
Первая |
Николай Иванович Миллер |
Ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе. |
положительный человек и в службе, и в человеческих качествах |
Вторая |
Подполковник Свиньин |
Подполковник – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”. |
|
Третья |
Обер-полицмейстер Кокошкин |
Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”. “Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”. |
|
Вывод |
Всех чиновников волнует, как представить эту историю с наименьшими отрицательными последствиями для себя. |
Учитель: Из ваших ответов понятно. Что сочувственно к Постникову относится только Миллер, остальные заботятся о себе.
Постников наказан розгами — получил 200 ударов от своих же товарищей.
Таков печальный финал нашего рассказа.
Так можно ли нарушить устав? Стоит ли это делать? Кто считает, что Постникова надо оправдать, поднимите синие карточки. Кто против — красные.
— По вашим карточкам я вижу, что практически все вы на стороне поступка, совершённого Постниковым.
— Почему?
— Ребята, а вы бы какой выбор сделали? Как поступили бы вы?
— Наверное, теперь мы сможем ответить на вопрос, Почему Лесков изменил название рассказа, ведь первоначальное название «Спасение погибавшего». «Человек на часах». Какое слово в этом названии является главным?
А кого мы называем человеком?
— Постников, в первую очередь, — человек, и человек, поступающий нравственно, человек, который пошел на самопожертвование. Человек! Именно человек в центре внимания автора.
Вывод: Писатель и в этом произведении гордится своим народом и в то же время испытывает горькое чувство, вызванное униженностью и бесправием простых людей, чутких, честных, чувствительных.
Гл. 1. В чем же здесь анекдот?
Лесков пишет в 1 главе: «Развязка дела так оригинальна, что подобное едва ли возможно где–нибудь, кроме России.
ВЫВОД: анекдотичность и парадоксальность этого случая в том, что при явном для всех высоких чинов жульничестве офицер инвалидной команды получает награду «За спасение утопающих», а настоящий герой, который жертвуя жизнью, наказан.
Составление кластера на тему «человек».
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Человек
Беспокойный, милосердный, добрый, умный, рассудительный, чувствительный
Услышал, не выдержал, покинул, спас
Поступай так, как подсказывает тебе сердце или Ты рожден человеком, но Человеком надо стать.
Настоящий человек
Поставьте себе оценку за урок
Д З Как бы вы назвали рассказ Лескова?
Написать защитную речь в адрес рядового Постникова
Урок составлен с использованием сети интернет.
- Сочинения
- По литературе
- Лесков
- Анализ рассказа Человек на часах
Произведение является по жанровой направленности рассказом, написанном в стиле реализма, поскольку в его основе лежат реальные события, имевшие место в тот период времени и ставшие известными писателю.
Основной темой рассказа писатель представляет проблему нравственного выбора между человеческим долгом и воинской обязанностью в соответствии с уставом, поднимающего вопросы совести, чести, человечности, а также бездушного формализма.
Главным героем рассказа является Постников, представленный писателем в образе часового дворцового караула, осуществляющего службу на посту. Постников характеризуется в рассказе как человек, верный и воинскому долгу, и собственной совести, отличающийся христианской смиренностью, терпением и готовностью на самопожертвование.
Сюжетная линия произведения повествует о произошедшем во время несения Постниковым службы чрезвычайном событии, когда солдат слышит крик о помощи тонувшего в реке человека, и перед часовым встает сложный выбор: оказание помощи утопающему либо выполнение воинского долга. Солдат, понимая негативные последствия своего поступка в виде наказания, оставляет пост и оказывает помощь человеку, попавшему в беду.
Композиционная структура рассказа выстраивается по хронологической схеме и представляет собой описания ощущений главного героя, а затем изображаются последствия совершенного Постниковым поступка в виде действий военного руководства.
Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют иронические приемы, а также саркастическое изложение.
Второстепенными персонажами рассказа являются представители воинского начальства в образах капитана Миллера, гуманного, надежного офицера, подполковника Свиньина, бездушного карьериста, а также обер-полицеймейстера Кокошкина, демонстрирующие абсурдность принимаемых ими решений, целью которых сохранение собственного благополучия и погон. Результатом спасения утопающего для Постникова становится наказание в виде получения ударов розгами.
Авторский замысел рассказа заключается в раскрытии темы духовного безразличия, царящего в человеческом обществе в любой исторический период.
Анализ 2
Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.
Солдат Постников, стоящий на посту у Зимнего дворца, представляет собой образ живого начал, еще не раздавленного имперскими порядками и не адаптировавшегося к ним. Видя тонущего человека, он чувствует, что надо броситься и спасти его. Его гуманность не была раздавлена и подчинена тупым исполнительством и равнодушием, которое насаждалось тогда в государстве и, особенно, в армии достаточно жесткими методами. Солдат прекрасно понимал, что за оставление поста его ждет смертная казнь, но рискнул жизнью ради спасения абсолютно незнакомого ему человека.
Капитан Миллер и его вышестоящий командир подполковник Свиньин в душе были на стороне солдат. Однако не доложить наверх для них означало самим подвергнуться жестоким карам. Свиньин был человеком более искушенным и обратился к умному человеку, способному решить проблему полицмейстеру Кокошкину. Тот позволил офицеру, забравшему тонувшего человека, приписать спасение утопающего себе, что показало возможность легко миновать железные тиски порядка и дисциплины, установленные императором. Кокошин совершил, таким образом, несправедливость, но она оказалась гораздо меньшим злом. Этим Лесков показал пагубность и бесполезность попыток убить дисциплиной живое в человеке.
Солдат же не умел играть в эти игры и, происходя из дворовых, не имел навыка размышлять и сходу придумывать комбинации, пусть и для собственного спасения. В силу этого, он просто отдал спасенного им человека проезжавшему офицеру, не пытаясь даже договориться о том, чтобы тот как-то скрыл его участие в этом деле. Кроме того, он сам же доложил своему командиру Миллеру о происшествии. Несмотря на то, что, благодаря действиям полицмейстера, он был избавлен от смертной казни, солдат понес наказание в виде довольно жестокой порки шпицрутенами. Фактически, он был наказан за неумение играть по правилам (не официальным, а действительным) по которым жила система.
Лесков показывает не только жестокость и несправедливость порядков в николаевской России, но и их бесполезность и даже вред для самой системы. Железная дисциплина и жестокие наказания не смогли заставить людей тупо повиноваться, превратить их в марионеток. Николай I в результате лишь научил людей лучше обманывать и изворачиваться. Он создал государство, базировавшееся не на сильных, но покорных и исполнительных, а на хитрых. Вследствие этого, империя была обречена.
Анализ рассказа Человек на часах
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ
В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать
- Сочинение Всегда ли нужно избегать конфликтов (итоговое)
Все люди постоянно в своей жизни встречают конфликты. Многие люди стараются избегать открытого противоречия. Если у людей разное мнение по одному вопросу, то возникает почва для выяснения отношений
- Анализ романа Отверженные Гюго
Произведение по жанровой направленности является романом-эпопеей, основной тематикой которого является изображение идеи морального прогресса.
- Сочинение Портреты мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс
Рассказ Тургенева «Бежин луг» – это одна из составляющих сборника «Записки охотника». Впервые произведение было опубликовано в 1851 году. Очерк построен на принципах реализма
- Анализ рассказа Бунина Дурочка
Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке
Обновлено: 09.01.2023
Автор описывает солдата как очень нервного и чувствительного, и отмечает, что в прошлом он был дворовым крепостным. В то время была самая тихая и безмятежная пора. Ничего не нарушало тишины. И вдруг рядовой услышал бульканье воды и крик человека о помощи. Постников с ужасом стал оглядываться, но вокруг никого не было, кто бы смог помочь утопающему. А солдат стоял на посту, да еще и перед Зимним дворцом императора, и уход с караула для солдата закончилось бы судом и каторгой.
Автор показал борьбу человеческого сострадания и воинского долга. Постников стоял перед сложнейшим выбором. Он не мог слышать крики, он хотел бежать и спасти человека, но его удерживал его пост. После некоторых сомнений он решается, бросает свой пост и бежит к Неве спасать утопающего. Уже вытащив человека на берег, он увидел сани, в которых ехал инвалидный офицер. Он забирает спасенного человека в сани и едет с ним к приставу.
Кокошкин разобравшись, всю историю переделал на свой лад, и спасает всех участников происшествия. Наказан был только рядовой Постников за нарушение воинского порядка. Его хорошо отделали перед строем и унесли в лазарет. Наказали человека, солдата совершившего подвиг. Он рисковал сначала тем, что кинулся в реку, а потом еще тем, что его за это могли судить и сослать на каторгу. Армия создана для защиты и спасения своих граждан, что солдат и выполнил, но порядки иногда не давали права служащим оказывать пострадавшим помощь. Если бы Постников остался стоять на посту, как бы он смог себе такое простить. И как бы на это посмотрели те же его начальники, Миллер и Свиньин. Похвалили бы? Тогда кто они такие? Офицеры армии, не спасающие своих граждан, но четко исполняющие порядок. А в любом порядке могут быть исключения.
По рассказу видно, что автор на стороне Постникова, ему жаль солдата, героический поступок которого присвоил себе другой человек, к тому же служивший армейским офицером. Лесков отмечает, что солдат был даже рад, что его побили, так как он ожидал большего наказания за свой человеческий подвиг.
привлечь внимание обучающихся к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”,
формировать у школьников уровень мышления, необходимый для продуктивной жизни в обществе.
показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными качествами, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;
продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;
создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;
воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки , отзывчивость, стремление прийти на помощь, чувство любви к ближнему.
“…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны
всеми зависящими от нас средствами увеличивать
сумму добра в себе и кругом себя.”
1. Организация начала урока.
-Когда люди оказываются в экстремальной ситуации, ситуации выбора, проявляется их сущность, то есть, те качества, которые составляют основу его личности. Каждый из нас ежедневно сталкивается с проблемой выбора: совершить тот или иной поступок.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить дальше? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Представьте себе, что вот сейчас откроется дверь и сюда войдёт солдат Постников. Какой главный вопрос вы бы ему задали? (Почему он сделал такой выбор?)
-Но поскольку Постников – литературный персонаж, нам самим придётся ответить на этот вопрос. Как вы думаете, что мы для этого должны делать?( Хорошо ориентироваться в тексте рассказа, разбираться в мотивах поступков героев, выяснить позицию автора, сформировать собственное отношение к проблемам рассказа.) Слайд 4.
2.Работа над текстом рассказа. Слово учителя.
Беседа по вопросам.
-Когда и где происходит действие в рассказе? Экспозиция рассказа. (гл.2.)1839г.,зима,Нева,Зимний дворец, рота Измайловского полка, дворцовый караул.)
—Найдите в тексте строки , которые дают понять читателю характер дальнейших событий?(«…событие трогательное и ужасное по своему значению для главного героического лица.)
Вывод. Ещё не приступив к повествованию о том , что случилось , Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте.
-Какова сюжетная линия этого рассказа? (Солдат Постников услыхал, что в полынье тонет человек (завязка) ,полчаса мучается: спасать или не спасать( развитие действия), отлучился ненадолго с караульного поста, чтобы спасти утопающего (кульминация),после этого вернулся на свой пост, но был наказан за нарушение воинского Устава.(развязка).
-А теперь попробуйте сформулировать проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти утопающего и нарушить Устав караульной службы или остаться верным воинскому долгу, но тогда оказаться причастным к гибели человека?)
-Знал ли наш герой, что за самовольное оставление поста ему грозит наказание?(Да, знал.)
3.Создание проблемной ситуации: как спасти тонущего человека, не покидая поста?
Задание: записать возможные варианты ответа на вопрос.
(Подать установленный сигнал опасности, привлечь внимание прохожих криками о помощи , вызвать помощника караула и сообщить ему об опасности). Выбор оптимального варианта и его обоснование.
4.Постановка проблемного вопроса .Что же , по вашему мнению, заслужил Постников: поощрения или наказания?
Ответы ученики записывают в тетради, продолжая предложение:
Постников достоин…, потому что….
-Итак, часовой Постников спас человека. Можно ли утверждать, что он совершил героический поступок? ( Да. Спасая жизнь другому человеку, он не думал о собственном благополучии).
-Как вы оцениваете поведение Миллера, Свиньина, Кокошина?
Миллер (капитан) боится оказаться главным виновником, потому что он является начальником караульной службы и это его солдат нарушил Устав гарнизонной и караульной службы.
Свиньин (подполковник) заботится о своей репутации строгого и требовательного начальника и мечтает о том, чтобы его портрет висел в галерее исторических лиц России.
Кокошкин ( генерал, обер-полицмейстер Петербурга ) любит наблюдать, как в глазах подчинённых при виде его появляется страх, любит казаться благородным, и , по его мнению, умеет умно и тактично решать самые щекотливые вопросы. Он боится, что если не накажет солдата Постникова достаточно строго, Свиньин может обратиться к чиновнику выше рангом, и дело дойдёт до Николая1.
Вывод. В государстве, построенном на страхе и насилии, люди перестают различать добро и зло. Человек лишается возможности поступать , как велит ему совесть, и его благополучие становится главной целью в жизни.
-Кто же не сумел сухим выйти из воды? Развязка рассказа. (Постников: получил 200 розог )
Слово учителя. Каждый из персонажей рассказа считает свой поступок правильным. Все остались довольны, и, как говорит автор, Постников тоже доволен: Свиньин награждает солдата фунтом сахару и четвертью фунта чаю.
6.Работа с дополнительным материалом. Слово учителя.
1.Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. ( Академический Словарь русского языка.)
Вывод . Лесков называет праведниками людей, не всегда связанных с церковной жизнью, они живут обычной человеческой жизнью, но по каким-то особенным нравственным законам. Существует целый комплекс черт праведника. Вот некоторые из них
1) деятельное и самоотверженное добро – главная идея праведника, соотносимая с евангельской проповедью любви и добрых дел;
3) заботятся о спасении других и помощи другим и находят радость в утешении и помощи близким и дальним. Добры и скромны;
4) Ум в ладу с сердцем. Не требуют внимания к себе, не стремятся, чтобы их благородство было замечено, не ожидают наград за совершённое ими добро.
-Для чего нужен эпиграф? (В нём заключена главная мысль).А теперь вспомним эпиграф к нашему уроку.
…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя.
-Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? (Да, потому что он напоминает нам , чтобы мы оставались прежде всего людьми)
8.Рефлексия. А теперь попробуйте выразить ваши мысли и чувства, которые у вас появились в течение урока, при помощи синквейна.
Темы-подсказки: человек, праведник, герой, Постников.
У каждого человека есть право выбора. И совершает он этот выбор в зависимости от своих нравственных принципов. Наверное, не важно , кем вы станете, важно, чтобы вы всегда оставались людьми.
2)Нужны ли нам сегодня герои?
11.Комментирование оценок за урок.
Физкультминутка.
А сейчас сядьте поудобнее. Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе , как птицы. Вас пригревает ласковое солнце. Возьмитесь за руки, улыбнитесь, потянитесь к солнцу. Помните, что жизнь удивительна и прекрасна! Старайтесь в жизни быть добрыми и отзывчивыми людьми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
Смысл книги
Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.
Тема сострадания к ближнему
Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.
Тема произвола и несправедливости
Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.
Тема безразличия
Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.
Тема нравственности
Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.
Добро всегда побеждает зло. Несмотря на несправедливость, наказание и утрату доверия, Постников не разочаровался в своём поступке. Герой уверен, что поступил правильно. Он сотворил добро не ради благодарности, наград. Он просто не мог поступить иначе. Постников — сильный духом, надёжный, совестливый человек, который всегда протянет руку нуждающимся.
Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям Жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека.
Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей.
Такой же абсурд происходит и в рассказе Лескова. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, бросает свою караульную будку и спасает человека, тонущего в ледяной воде
Спеша на помощь, часовой знал, что за это нарушение его ждут трибунал, каторга, вплоть до расстрела. Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила.
Лесков иронично пишет, как воспринимает начальство солдата известие о спасении им человека: “Беда! Страшное несчастие постигло!”. После этого подполковник Свиньин и полицмейстер Кокошкин стараются скрыть то, что часовой ушел с поста.
Поэтому медаль о спасении дают вообще постороннему человеку, а Постникова сажают в карцер.
Идея рассказа Н. Лескова “Человек на
часах” – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и “показухе”. В этом произведении раскрыты тема совести, тема человечности, тема свободы выбора, тема бездушного формализма.
Подполковник Свиньин погряз в формальностях, как в грязи. Не зря он носит такую фамилию. Свиньина интересуют только собственная карьера и мнение о нем начальства, чтоб не сказали: “Свиньин слаб”.
В итоге солдат, совершивший подвиг, получает двести палок, и еще “доволен”, что наказание такое “мягкое”.
Начальство после наказания присылает Постникову в лазарет чай и сахар: “отдыхай, мол”. Хоть это хорошо. Но это и показывает лицемерие: военные делают не то, что думают про себя. “Картинка для виду” для них важнее настоящей жизни.
Читайте также:
- Сообщение о профессии человек природа
- Сообщение кочевники на территории донецкого края
- Сообщение соотношение мужчин и женщин в разных странах
- Каковы источники доходов современной молодежи сообщение
- Пришло сообщение доступ к сервису tv club предоставлен
Тема: “Христианская концепция
естественного человека в новелле Н.С. Лескова
“Человек на часах””, или “О тех…, которые любят
добро просто для самого добра и не ожидают
никаких наград за него…”. (Н.С. Лесков)
Цели урока.
- Познавательный аспект: научить каждого ученика
работать с авторским художественным текстом,
самостоятельно добывать из него нужную
информацию, выделять главные положения; научить
доказывать правильность и обоснованность своих
суждений, отвечать на прямые и косвенные вопросы
по изучаемому материалу. - Развивающий аспект: обогатить словарный запас
ученика, усилить экспрессивность и
выразительность речи. - Воспитывающий аспект: воспитать
дисциплинированность и собранность, открытость
и честность, требовательность к себе,
деликатность по отношению к окружающим, уважение
к личности и осознание факта неповторимости
каждого человека.
Тип урока, связь с предыдущими и последующими
уроками: Учитель, планируя урок, предполагает
не демонстрацию новых педагогических
технологий, а отработку текста понимания новеллы
(Приложение 1). Данный урок является
третьим уроком отработки УУД: урок мотивации для
получения информации и урок уяснения знаний. На
предыдущем – втором уроке проводится
предварительная подготовка: учащиеся заранее
работают в группах, обсуждают вопросы и
выполняют следующие задания:
- анализ художественных образов,
- составление проблемных вопросов,
- составление теста или кроссворда по содержанию
4 главы новеллы, - отработка выразительного чтения по ролям.
- Создать рисунок или эскиз понравившегося
сюжета рассказа.
Эпиграфы к уроку (написаны на доске):
- Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю
русского человека в самую его глубь и не ставлю
себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ
по разговорам с петербургскими извозчиками, а я
вырос в народе на гостомельском выгоне, с
казанком в руке, я спал с ним на росистой траве
ночью, под тёплым овчинным тулупом… так мне
непристойно ни поднимать народ на ходули, ни
класть его к себе под ноги. - Куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все
отвечали мне в том роде, что праведных людей не
видывали, потому что все люди грешные, а так,
кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это
записывать. Праведны они, – думаю себе, – или
неправедны – всё это надо собрать и потом
разобрать: что тут возвышается над чертою
простой нравственности, и потому свято Господу… - … доброта преобладала над умом и выходила не из
сознания превосходства добра над злом, а прямо
безотчётно истекала из… натуры.
Н.С. Лесков
Н.С. Лесков
Н.С. Лесков
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Учитель: Мы начинаем с вами наш урок. Обратите
внимание на тему и эпиграфы к сегодняшнему уроку (учитель
читает вслух).
?: Как вы понимаете слова Николая Семёновича
Лескова? О чём пойдет сегодня речь на уроке?
Какова цель нашего урока?
(Ученики формулируют цель урока)
3. Закрепление материала.
I этап
Учитель: После прочтения рассказа вам было
предложено нарисовать рисунок запомнившегося
эпизода. Из представленных рисунков видно, что
они отражают один и тот же эпизод: Постников
спасает утопающего, оставляя свой пост. Вот с
этой главы IV мы с вами и начнем наш разговор. 1-я
группа подготовила кроссворд, который позволит
нам вспомнить содержание IV главы.
(Ученики разгадывают кроссворд)
P.S. Можно предложить ответы на вопросы в виде
фронтального опроса:
- Вставьте пропущенное слово в название сборника
Н.С. Лескова “Три … и шерамур”. (Праведника) - Назовите главное слово в названии новеллы
“Человек на часах”. (Человек) - Главный герой рассказа “Человек на часах”. (Постников)
- Закончите фразу: “То оборвётся и замолкнет, то
опять раздастся его измождённый стон и призывной
…” . (Крик) - Что осталось “пустою” во время спасения
часовым тонущего? (Будка) - Закончите фразу: “Но Постников помнил и
службу и …”. (Присягу) - Закончите фразу: “Кто мог спасти и не спас,
подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил
свой …”. (Долг) - Так назывались розги, с помощью которых
наказывали солдат, нарушивших воинскую
дисциплиную. (Шпицрутены) - Закончите фразу: “ – Долг службы никогда не
должен быть нарушен. – Да, но это им было сделано
по состраданию, по …”. (Великодушию) - Закончите фразу: “Солдат говорил, что он стоял
на часах и, заслышав стоны человека, тонущего в
полынье, долго мучился, долго был в борьбе между
служебным долгом и состраданием, и наконец на
него напало …”. (Искушение)
?: Какие ключевые слова вы выделили бы в
ответах?
Ответ: Человек, праведник, искушение.
?: К кому относятся эти слова?
Ответ: К Постникову.
Задание: Докажите текстом рассказа, что
Постникову действительно плохо, он мучается (как
автор подчёркивает это).
Ответ: “Сердце у Постникова очень
непокорное: так и ноет, так и стучит, так и
замирает… Хоть вырви его да сам себе под ноги
брось, — так беспокойно с ним делается от этих
стонов и воплей…”.
?: Чего больше всего хотел Постников, когда
слышал крик тонущего?
Ответ: Постников хотел, чтобы кричащий
утонул.
?: Так кто же тонет эти злосчастные полчаса и
почему?
Ответ: Тонет сам Постников, потому что для
него эти полчаса мучительны. Он “тонет” и в
самый последний момент всё-таки “выплывает”
сам: бросает пост и … спасает тонущего.
?: Как вы считаете, прав ли Постников, который
не смог противиться голосу сердца и спас
тонущего? Почему?
Задание: На столах у вас лежат листочки с
таблицей (см. ниже). Заполните таблицу.
Лист-образец
Ф.И. ученика:_________________________
Вопрос: Прав ли Постников, который не смог
противиться голосу сердца и спас тонущего?
Почему?
ПРАВ | НЕТ |
Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может. |
Постников нарушает присягу, оставляя свой пост. |
II этап
Учитель: Случилось, солдат бросил пост, спас
тонущего. И складывается впечатление, что на
некоторое время о нём забывают. Начинается суета
вокруг поступка солдата Постникова.
?: Кто теперь в центре внимания?
- Капитан Николай Иванович
- Обер-полицмейстер Петербурга генерал Кокошкин
- Подполковник Свиньин
Задание: Дайте краткую характеристику
каждому чиновнику
1 группа:
Николай Иванович Миллер – ротный капитан,
мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой
человек не пригоден к военной службе.
2 группа:
Подполковник Свиньин – человек бессердечный,
службист, отличающийся строгостью, любящий
щеголять требовательностью дисциплины. “Он не
имел вкуса ко злу и никому не искал причинить
напрасное страдание; но если человек нарушал
какую бы то ни было обязанность службы, то
Свиньин был неумолим”.
3 группа:
Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге
говорили тогда много ужасающего и нелепого, но…
утверждали, что он обладает удивительным
многосторонним тактом и при содействии этого
такта не только “умеет из мухи сделать слона,
но так же легко умеет сделать из слона муху”.
“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и
внушал всем большой страх к себе…, не раз
случалось находить себе в его лице
могущественного и усердного защитника. Вообще,
он много мог и много умел сделать, если только
захочет…”.
?: Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они
озабочены?
Ответ Всех чиновников волнует, как
представить эту историю с наименьшими
отрицательными последствиями для себя.
?: И какой же выход был найден?
Ответ: Спасенного повёз в полицейскую часть
проезжавший мимо офицер, которому очень хотелось
получить медаль “За спасение погибавшего”.
Подвиг этого офицера и был представлен царю и
вознагражден.
Учитель: Вспомним, как это было.
2 группа читает диалог по ролям (выборочно главы
X – XII, заранее подготовленный дома).
?: Что значит “выйти сухим из воды”?
Ответ: Благополучно завершить что — то для
себя.
?: Так кто же в этом рассказе вышел “сухим из
воды”?
Ответ: Этот фразеологизм используется в
рассказе несколько раз и относится к лжегерою
офицеру в прямом смысле; а в переносном смысле –
к Миллеру, Свиньину и Кокошкину – благополучно
завершивших неприятную для себя историю, сумев
доказать свою непричастность и невиновность.
Вывод. Из воды выходят сухими:
- Офицер инвалидной команды, получивший награду
за подвиг, которого не совершал. - Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким
испугом. - Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к
влиятельному лицу, обратились, и он всех
“прикрыл”.
?: А как сложилась судьба Постникова?
Ответ: Арест, ожидание решения своей участи,
готовность пройти сквозь строй, вынести каторгу
и даже, может быть, расстрел.
?: Как наградили Постникова?
Ответ: Наказали шпицрутенами, после этого
Свиньин приказал дать от себя наказанному
Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю,
чтобы он мог “услаждаться, пока будет на
поправке”. В этих словах звучит горькая ирония
автора.
?: А как сам Постников отнёсся к такой награде?
Ответ: Постников доволен и благодарен, потому
что, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо
худшего. Двести розог, по тогдашнему времени,
очень мало.
?: Чем объясняется такое поведение
Постникова?
Ответ: Постников — праведник, он принимает
всё, как должное.
?: Следовательно, возникает вопрос об
авторской позиции – что имеет право на
существование: “долг и наказание” либо “долг и
награда”?
III этап
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся к XVII главе, где появляется новый образ
– образ Владыки.
Звучит аудиозапись.
3 группа подготовила вопросы по этой главе:
- Кто такой Владыка?
- Какова его позиция?
- Как к поступку Постникова относится сам
Владыка? - Почему даже Владыка выступает против поступка
Постникова?
Ответ: (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
Владыка – тот, кто владеет умами и сердцами
людей.
Ответ: Авторская задача – обратить внимание
на образ Постникова, выделить его среди
остальных.
Учитель: А теперь вернёмся к названию
рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой
рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его
затем на “Человек на часах”.
?: Почему Лесков изменил название? Какое слово
в этом названии является главным?
Ответ: Человек! Именно человек в центре
внимания автора.
?: А кого мы называем человеком?
Ответ: Постникова, а остальные – службисты.
4. Подведение итогов урока.
?: Какова же авторская позиция?
Ответ:
Вывод. Авторская позиция заключена в словах
XVIII главы и в теме сегодняшнего урока: “…Я думаю
о тех смертных, которые любят добро просто для
самого добра и не ожидают никаких наград за него,
где бы то ни было…”.
?: Что узнали нового за сегодняшний урок? К
каким выводам пришли?
5. Домашнее задание.
Задание: Напишите продолжение рассказа
“Постников остался у будки, и что же с ним
произошло дальше …”.
6. Выставление оценок.
Презентация на тему «Н.С, Лесков «Человек на часах»»
-
Скачать презентацию (3.05 Мб)
-
1613 загрузок -
4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Н.С, Лесков «Человек на часах» рассказывает о выдающемся писателе — Николае Семеновиче Лескове, сюжете рассказа, композиции «Человек на часах», главном герое, смысле названия рассказа, дает определение «щпицрутен», внутреннем конфликте – «искушение».
Краткое содержание
- Николай Семёнович Лесков
- Сюжет
- Император Николай I
- Что такое щпицрутены?
- Композиция рассказа «Человек на часах»
- Кто он — главный герой?
- Внутренний конфликт – «искушение»
- В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
- Подведем итоги
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
27
-
Автор
Тимофеевна С. Л.
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Содержание
-
Слайд 1
Н.С. Лесков«Человек на часах»
Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина.
-
Слайд 2
«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»
Н.С Лесков
-
Слайд 3
- Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».
- В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
- В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
- В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
-
Слайд 4
Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)
«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
-
Слайд 5
Сюжет
- Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
- Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле!
- После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
- Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
- Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
-
Слайд 6
- Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот»?
- Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?
-
Слайд 7
Император НИКОЛАЙ I
- При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
- Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
- Какое?
-
Слайд 8
Что такое щпицрутены?
- Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст»)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
- В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты — шпицрутены вымачивались в солёной воде.
-
Слайд 9
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста — восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.
-
Слайд 10
- В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
- Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
- В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Композиция рассказа “Человек на часах”
- Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
- Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
- Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
- Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
- Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
- Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.
-
Слайд 13
Кто он — главный герой?
- Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников»?
В словаре В.И. Даля “пост» имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
- Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
- Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4.
-
Слайд 14
- Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи»?
(приходил от криков, стонов “в оцепенение», “ В ужасе оглядывался», “…стал соображать, как спасти».)
-
Слайд 15
Внутренний конфликт – «искушение»
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…
- …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
- …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
- …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
- …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
-
Слайд 16
Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:
— спасти человека и нарушить воинскую присягу?- или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.
Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
-
Слайд 17
- За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?
- Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
-
Слайд 18
- Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
- Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили?
- Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
-
Слайд 19
И все довольны?
- Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
- Чем награждает Свиньин солдата?
- Как принимает эту награду солдат?
-
Слайд 20
Послесловие: мнение Владыки
…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…
Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.
… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…
-
Слайд 21
Из «Поучения Владимира Мономаха»
мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
-
Слайд 22
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?
Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее.
-
Слайд 23
Каково отношение автора к произошедшему?
- «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»»
-
Слайд 24
Подведём итоги
Продолжите предложения:
- Автор осуждает…
(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
- Автор доволен тем, что…
(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)
-
Слайд 25
Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.
-
Слайд 26
«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)
Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?
-
Слайд 27
Спасибо за работу
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте