Главные герои нашей сказки на ночь – матрешки. Они красивые, статные и… хитрые. Там, где веселье, матрешки первые, а где надо потрудиться… то какие по счёту?
Слушать сказку (3мин40сек)
Сказка на ночь про матрешек
Автор: Ирис Ревю
Жили-были матрешки. Всего их было семь. Звали их так: Тая, Оля, Зоя, Лия, Эля, Юля и Сонечка. Матрешки были яркими и веселыми. Когда у них всё было хорошо, то они становились рядышком друг с другом и начинали хвастаться.
— А у меня розовые щечки, — говорила Сонечка.
— А у меня платочек в цветочек, — хвалилась Юля.
— А у меня сарафан в горошек, — радовалась Эля.
— А у меня…
Каждая матрешка хвасталась чем-то своим. И только самая большая матрешка, Тая, почему-то молчала…
Вечером матрешки ловко прятались. Раз, два, три, четыре, пять, шесть – их уже нет. А стоит одна только – Таечка. А где же остальные? А они хитро уместились друг в дружке.
И вот однажды в гости к матрешкам пришла кукла Неваляшка. Она была в ярко-красном платьице и светлой косынке на голове. Чувствовала себя Неваляшка очень уверенно. Она не боялась сквозняков, а если падала, то сразу вставала. Ни шишек, ни синяков у неё никогда не было. Матрешки были ее подружками.
Собрались веселые куклы пить чай. Поставили самовар. Достали восемь чашек и восемь блюдец. Приготовили восемь ложек. Раздобыли восемь кусочков сахара. И начали пить чай. Но сначала матрешки спели веселую песню:
Мы – чудесные матрешки,
Любим сладкие лепёшки,
С маком, творогом, корицей —
Отчего ж не угоститься?
Самовар кипел, бурлил, бурчал и подпевал:
Чай, чай, чай, чай –
Пей досыта, не скучай!
Ах, как было весело! Не успели подружки оглянуться, как наступил вечер. Надо было помыть посуду. И вот тут-то Неваляшка заметила, что подружки её куда-то таинственным образом исчезли.
А куда они исчезли? Матрешки – на то они и матрешки! Прыг! Первая – во вторую, вторая в третью, третья в четвертую… Кому же охота посуду мыть?
Теперь наступило время петь Неваляшке:
Мы отлично посидели,
И лепешки с чаем ели,
Вот пора посуду мыть,
Эй! Подружки!..
Как тут быть?
Было семь их – глянь, одна,
Только Тая лишь видна!
Ау, где вы, подружки?
Наверно спят, девчушки…
Пришлось Неваляшке с Таечкой мыть посуду вдвоём.
Дружок! Когда ты вырастешь, помогай маме мыть посуду. Не прячься!
А пока спокойной ночи!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
______________________________________________________________________________
Познавательно — творческий проект
«МАТРЕШКИ-КРОШКИ»
Тема проекта:
«В гостях у матрешки»
(для детей 2-3лет)
группа «Колокольчики»
2020 – 2021 учебный год
Воспитатель:
Масолова Е.В.
Попова И.Н.
г.о. Клин,
Московская область
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Актуальность…………………………………………………………… 3
Цель и задачи…………………………………………………………… 4
Аннотация проекта…………………………………………………… …5
Этапы реализации………………………………………………………..5
План мероприятий……………………………………………………….7
Ресурсное обеспечение проекта……………………………………….. 8
Риски и пути преодоления рисков…………………………………….. 9
Выводы …………………………………………………………………. 9
Литература ………………………………………………………………10
Приложения……………………………………………………………. 11
Введение
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Актуальность проблемы
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать представления о русской народной игрушке.
2. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
3. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
4. Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Для педагогов:
1. Решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях.
2. Повышать уровень педагогической компетентности.
3.Создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности.
4. Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями.
Для родителей:
1. Вовлечь в совместную с детьми деятельность.
2. Создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами.
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
2. Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
3. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Продукт проектной деятельности:
Выставка поделок «Матрешки — крошки»
Консультация для родителей
«Матрёшка — детская развивающая игрушка»
Фотоотчет
Аннотация проекта
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек системы активно их рекламируют.
Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Игрушки, а также связанные с ними игры, являются частью образовательной сферы. О таких забавах, как Матрешки, народная мудрость говорить, как о «небалушках».
Это просто развлечение, а целый мир для маленького ребенка.
Предмет проекта: Матрешка.
Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.
Участники: дети группы «Колокольчики», воспитатели, родители.
Продукт деятельности: детские работы, выставка поделок «Матрешки-крошки» выполненные родителями
Сроки реализации: с 02.11.2020 по 30.11.2020г.
1. Подготовительный этап (02.12.2020г. – 05.11.2020г.)
Подбор и изучение методической литературы;
Разработать цикл бесед в соответствии с темой проекта.
Подобрать иллюстрированный и видео материал.
Подобрать художественную литературу для чтения.
Подготовить консультацию для родителей.
Подобрать оснащение для познавательно деятельности.
Разработка СД по теме;
Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей
2. Практический этап(05.11.2020г. – 26.11.2020г.)
Провести СД, беседу.
Организовать познавательно — исследовательскую деятельность по изучению темы. Решение проблемной ситуации.
Чтение художественной литературы, дидактические игры
Выполнение творческих заданий.
Просмотр видео уроков «На бабушкином дворе»
3. Заключительный этап: (27.11.2020г. – 30.11.2020г.)
Оформить выставку » Матрешки-крошки»
Фотоотчет
План мероприятий
Образовательная область |
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
Срок исполнения |
Отметка о выполнении |
Познавательное развитие |
Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная |
СД ПиД «В гости к нам пришла матрешка» Рассматривание игрушки матрёшки, иллюстраций с изображением матрешек. |
02.11.20 |
|
Д/И «Разложи матрешек», «Собери матрешку» |
03.11.20 |
|||
Социально- коммуникативное развитие |
Коммуникативная, игровая |
Рассматривание наглядно – дидактического материала. Д/И «Найди парные матрешки» |
06.11.20 |
|
Пазлы «Сложи матрешку» Д/И «Расставь матрешку» |
||||
Конструирование «Домик для матрешки», «Комната для матрешки» |
09.11.20 |
|||
Речевое развитие |
Коммуникативная |
Чтение художественной литературы: Картотека стихотворений про Матрёшку (для детей 2-3 лет) В. Приходько «Матрешка на окошке» Н.Стецюк «Сказка о матрешках», Сказка «Жили-были матрешки», «Как матрешки спасли принцессу», С.Я.Маршак «Восемь кукол деревянных» |
10.11.20 11.11.20 13.11.20 26.11.20 20.11.20 |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная, музыкальная |
Рисование «Украсим матрешкам сарафаны» |
18.11.20 |
|
Лепка «Угощаем матрешек» Музыкальная игра «Матрешки» (Слова и музыка Л. Олифирова) Просмотр мультфильма «Матрешки» |
11.11.20 24.11.20 25.11.20 |
|||
Физическое развитие |
Двигательная, игровая |
Пальчиковая игра «Матрешки» |
02.11.20 (с оследующим повторением) |
|
П/И«Бегите к матрешке» |
05.11.20 |
|||
«Шли матрешки по дорожке» |
11.11.20 |
|||
«Играем в мячик с матрешкой» |
13.11.20 |
Работа с родителями:
Выставка поделок «Матрешки — крошки»
Консультация для родителей «Матрёшка — детская развивающая игрушка»
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются воспитатели, дети и родители воспитанников.
Учебно-методические ресурсы:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
Материально-технические ресурсы:
Компьютер, принтер, сканер, проектор, экран, фотоаппарат
• Канцелярские принадлежности, иллюстрации, картинки
• Художественная литература
• Специальная методическая литература
• Папки с файлами для альбомов
• Демонстрационно-наглядный материал
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
-Слабая заинтересованность детей русской народной деревянной игрушкой матрешкой.
Пути преодоления рисков:
-заинтересовать детей через разные виды деятельности;
— проведение индивидуальных бесед, применяя различные средства, методы и приемы.
Выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объем информации, который может быть ими воспринят, что положительно повлияло на различные виды деятельности: игровую, познавательную, художественную, речевую и т.д.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
Знакомясь с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.
Возросла речевая активность детей.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог-дети-родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Список литературы:
1.Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
2.Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3.Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
4.Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. — № 10
5.Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
6.Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
7.Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
Приложение
автор: Трусова Анастасия Сергеевна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №14 “Березка”
Проект “Любимая игрушка – Матершка”
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим.
Хоть новому принадлежим»
Проблема: Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка – самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы были не просто игрушками. Через них передавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта. Вызвать познавательный интерес через национальную игрушку – русскую матрешку.
Актуальность: «Одной из актуальных проблем. Требующих современного решения, является развитие творческих способностей». (Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском развитии»). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала и определить его в соответствии с их возрастными возможностями. Во-вторых, необходимо ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, создание различных конструкций и т.д. такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.
Предполагаемый результат: повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрешки, нравственного и личностного отношения к действительности. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Материально-технические ресурсы:
- Подбор литературы.
- Подбор произведения русского народного творчества.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Выставка рисунков, книг.
- Подвижные игры.
- Использование интерактивных технологий (музыкальный центр, фотоаппарат, ноутбук, проектор)
- Подбор материала в мини-музей.
Развивающая среда:
- Оформление в группе мини-музея «Матрешка сюрприз».
- Изготовление «Книжек – малышек для детей» родителями.
- Организация выставки детских работ.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Срок реализации проекта: 11.02.19 – 15.02.19
Участники проекта: дети второй младшей группы №1 «Капельки», воспитатель группы, родители.
Цель проекта: знакомство детей с народной игрушкой (матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с русской игрушкой – Матрешкой;
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
- Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- Воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
- Приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу;
- Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней. Ярко выраженных свойствах и качествах.
- Дать возможность ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка;
- Создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Реализация проекта:
1 этап – Подготовительный
- Определение цели и задач проектной деятельности.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор музыкальных произведений для прослушивания;
- Составление картотек потешек, поговорок, загадок, стихов;
- Подбор дидактических игр, иллюстраций;
- Изготовление наглядных пособий;
2 этап – Практическая деятельность (реализация проекта)
- Рассматривание иллюстраций-Матрешки;
- Чтение потешек о Матрешке;
- Заучивание стихотворения о Матрешке;
- Загадывание и отгадывание загадок о Матрешке;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, ООД по данной теме;
- Консультация для родителей: «Матрешка», «Игры с матрешками»;
- Анкетирование: «Игрушка в жизни ребенка», «Блиц-опрос от Матрешки»
- Беседа «Как появилась Матрешка»;
- Просмотр видео-презентации «Русская матрёшка»;
- Конструирование «Построение домиков для Матрешек»;
- Рисование узоров для фартуков Матрешек;
- Лепка «Сарафан для Матрешки»;
- Организация мини-музея «Матрешка сюрприз»
3 этап – Итоговый
- Мини-музей «Матрешка сюрприз»;
- Развлечение с родителями «Русские посиделки»
Этапы работы (схема)
Подготовительный этап
Содержание работы | Ответственные | Формы работы |
Определение цели и задач проектной деятельности.
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. Пополнить развивающую среду |
Воспитатель группы |
Основной этап
Образовательные области | Содержание работы | Ответственные | Формы работы |
«Социально-Коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам пришли гости», «Матрешки ходят в гости».
Конструирование «Построение домиков для Матрешек»; |
Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
«Познавательное развитие» | Беседа: «Как появилась Матрешка»
Дидактические игры: «Больше – меньше», «Собери матрешку», «Путешествие матрешек». Рассматривание иллюстраций: Матрешки. |
Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
«Речевое развитие» | Словесные игры:
«Русские матрешки», «Хитрые матрешки», «Если весело живется». Чтение художественной литературы: Матрешка Владимир Моисеев, В.Приходько «Матрешка», сказки «Как матрешки спасли принцессу», «Жили – были матрешки», Н.Стецюк «Сказка о матрешках», С.Вохринцева «Матрешки». Разучивание физкультурной минутки «Мы- матрешки». Разучивание пальчиковых игр: «Мои игрушки», «Юла». |
Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Совместная деятельность
Совместная деятельность |
«Художественно-Эстетическое развитие» | Рисование: узоры для фартуков Матрешек, «Раскрась матрешку», «Неваляшки гуляют».
Лепка «Сарафан для Матрешки». Прослушивание музыкальных произведений: «Матрешка» Т.Варовина; «Русская матрешка» З.Левина; «Во саду ли, в огороде» Русская народная мелодия; «Пляска с платочком» Е.Тиличеева. |
Воспитатель группы | Совместная деятельность |
«Физическое развитие» | Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Догони матрешку», «Прячем матрешку», «Шли матрешки по дорожке». | Воспитатель группы | Совместная деятельность |
Заключительный этап
Содержание работы | Ответственные | Форма работы |
Мини-музей «Матрешка сюрприз»
Развлечение с родителями «Русские посиделки» |
Воспитатель группы, родители
Воспитатель группы, родители |
Работа с родителями
Работа с родителями |
Работа с родителями
Содержание работы | Ответственные | Форма работы |
Консультация для родителей: «Матрешка», «Игры с матрешками»;
Анкетирование: «Игрушка в жизни ребенка», «Блиц-опрос от Матрешки» |
Воспитатель группы
Воспитатель группы, родители |
Работа с родителями |
Итог проекта:
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Вместе с воспитателем украшали фартук для Матрёшки, а также изготовили матрешек для счета.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно – творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
Список литературы:
- Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
- Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
- Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
- Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
- Интернет-ресурсы
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим.
Хоть новому принадлежим»
Проблема: Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка – самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы были не просто игрушками. Через них передавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта. Вызвать познавательный интерес через национальную игрушку – русскую матрешку.
Актуальность: «Одной из актуальных проблем. Требующих современного решения, является развитие творческих способностей». (Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском развитии»). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала и определить его в соответствии с их возрастными возможностями. Во-вторых, необходимо ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, создание различных конструкций и т.д. такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.
Предполагаемый результат: повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрешки, нравственного и личностного отношения к действительности. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Материально-технические ресурсы:
- Подбор литературы.
- Подбор произведения русского народного творчества.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Выставка рисунков, книг.
- Подвижные игры.
- Использование интерактивных технологий (музыкальный центр, фотоаппарат, ноутбук, проектор)
- Подбор материала в мини-музей.
Развивающая среда:
- Оформление в группе мини-музея «Матрешка сюрприз».
- Изготовление «Книжек – малышек для детей» родителями.
- Организация выставки детских работ.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Срок реализации проекта: 11.02.19 – 15.02.19
Участники проекта: дети второй младшей группы №1 «Капельки», воспитатель группы, родители.
Цель проекта: знакомство детей с народной игрушкой (матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с русской игрушкой – Матрешкой;
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
- Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- Воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
- Приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу;
- Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней. Ярко выраженных свойствах и качествах.
- Дать возможность ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка;
- Создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Реализация проекта:
1 этап – Подготовительный
- Определение цели и задач проектной деятельности.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор музыкальных произведений для прослушивания;
- Составление картотек потешек, поговорок, загадок, стихов;
- Подбор дидактических игр, иллюстраций;
- Изготовление наглядных пособий;
2 этап – Практическая деятельность (реализация проекта)
- Рассматривание иллюстраций-Матрешки;
- Чтение потешек о Матрешке;
- Заучивание стихотворения о Матрешке;
- Загадывание и отгадывание загадок о Матрешке;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, ООД по данной теме;
- Консультация для родителей: «Матрешка», «Игры с матрешками»;
- Анкетирование: «Игрушка в жизни ребенка», «Блиц-опрос от Матрешки»
- Беседа «Как появилась Матрешка»;
- Просмотр видео-презентации «Русская матрёшка»;
- Конструирование «Построение домиков для Матрешек»;
- Рисование узоров для фартуков Матрешек;
- Лепка «Сарафан для Матрешки»;
- Организация мини-музея «Матрешка сюрприз»
3 этап – Итоговый
- Мини-музей «Матрешка сюрприз»;
- Развлечение с родителями «Русские посиделки»
Этапы работы (схема)
Подготовительный этап
Содержание работы | Ответственные | Формы работы |
Определение цели и задач проектной деятельности.
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. Пополнить развивающую среду |
Воспитатель группы |
Основной этап
Образовательные области | Содержание работы | Ответственные | Формы работы |
«Социально-Коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам пришли гости», «Матрешки ходят в гости».
Конструирование «Построение домиков для Матрешек»; |
Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
«Познавательное развитие» | Беседа: «Как появилась Матрешка»
Дидактические игры: «Больше – меньше», «Собери матрешку», «Путешествие матрешек». Рассматривание иллюстраций: Матрешки. |
Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность |
«Речевое развитие» | Словесные игры:
«Русские матрешки», «Хитрые матрешки», «Если весело живется». Чтение художественной литературы: Матрешка Владимир Моисеев, В.Приходько «Матрешка», сказки «Как матрешки спасли принцессу», «Жили – были матрешки», Н.Стецюк «Сказка о матрешках», С.Вохринцева «Матрешки». Разучивание физкультурной минутки «Мы- матрешки». Разучивание пальчиковых игр: «Мои игрушки», «Юла». |
Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Совместная деятельность
Совместная деятельность |
«Художественно-Эстетическое развитие» | Рисование: узоры для фартуков Матрешек, «Раскрась матрешку», «Неваляшки гуляют».
Лепка «Сарафан для Матрешки». Прослушивание музыкальных произведений: «Матрешка» Т.Варовина; «Русская матрешка» З.Левина; «Во саду ли, в огороде» Русская народная мелодия; «Пляска с платочком» Е.Тиличеева. |
Воспитатель группы | Совместная деятельность |
«Физическое развитие» | Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Догони матрешку», «Прячем матрешку», «Шли матрешки по дорожке». | Воспитатель группы | Совместная деятельность |
Заключительный этап
Содержание работы | Ответственные | Форма работы |
Мини-музей «Матрешка сюрприз»
Развлечение с родителями «Русские посиделки» |
Воспитатель группы, родители
Воспитатель группы, родители |
Работа с родителями
Работа с родителями |
Работа с родителями
Содержание работы | Ответственные | Форма работы |
Консультация для родителей: «Матрешка», «Игры с матрешками»;
Анкетирование: «Игрушка в жизни ребенка», «Блиц-опрос от Матрешки» |
Воспитатель группы
Воспитатель группы, родители |
Работа с родителями |
Итог проекта:
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Вместе с воспитателем украшали фартук для Матрёшки, а также изготовили матрешек для счета.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно – творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
Список литературы:
- Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
- Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
- Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
- Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
- Интернет-ресурсы