Обновлено: 09.01.2023
человека неизгладимый след. Для нас с вами такой оказалась страница, связанная с А.С. Пушкиным.
строки: «Вдруг луна вышла из-за облаков и озарила зрелище ужасное. К нам навстречу плыла виселица, утверждённая на плоту,- три тела висели на перекладине. По моему приказанию гребцы зацепили плот багром, и лодка моя толкнулась о плавучую виселицу. Я выпрыгнул и очутился между ужасными столбами.
Откуда же он, русский поэт узнал тогда о чувашах?
Оказывается Александр Сергеевич был дружен с учёным- востоковедом, нашим земляком Никитой Яковлевичем Бичуриным, известного как монах Иакинф. После возвращения из ссылки на
Валаам Иакинф в Петербурге оказался в самом центре. Он общался с В.А. Жуковским, В.Ф. Одоевским, И.А. Крыловым,
Самая яркая страница биографии Бичурина – знакомство с А.С. Пушкиным. Профессиональные и личные контакты учёного и поэта – двух выдающихся представителей русской культуры 1-ой
дует сильный ветер, на реке вздыбились волны. В полкартины облака, взвихренные, бегущие неизвестно куда. И на этом фоне,
в этой смутной стихии становится понятным, о чём так оживлённо беседуют поэт и учёный. В руках у Пушкина одна из книг Бичурина.
Над всем возвышается гранитная глыба со сфинксом, символом вечности и нерушимости. Выделяя тёмной краской фигуры поэта и учёного, художник придаёт им динамичность, устремлённость к мировому свету, раскрывает внутренний мир поэта. Его друг Никита Яковлевич Бичурин, чуваш из села Акулево близ Мариинского Посада, для самодержавия злейший враг, ссылаемый то на остров Валаам, то в Тобольск. Бичурин – это крупнейший учёный —
Вот эти два гения, гордость и слава России, в своём величии предстают на картине Н.В. Овчинникова.
Ведущий 3.
Бичурин пробудил у Пушкина интерес к Китаю и соблазнил его поездкой туда. А когда Пушкин получил отказ от императора, он отправился собирать материалы о Пугачёве и побывал на родине Бичурина.
Известно, что Александру Сергеевичу были знакомы образцы
чувашского фольклора, представленные ему собирателями А.А. Фукс и Д.П. Ознобышевым, и им самим записанные и собранные
исторические предания и воспоминания чуваш о Пугачёве и пугачёвцах. Для этого А.С. Пушкин отправляется в специальную
поездку через Нижний Новгород в Оренбург. Путь его проходил через чувашский край.
Пушкин, как чиновник 10 класса, титулярный советник имел право получать по открытому листу (путевому листу) трёх лошадей, тройку. По Чувашии путь А.С. Пушкина лежал через Старые Сундыри – Чебоксары – деревню Пихчурино (Ердово) —
Исмели (теперь Октябрьское) – село Карачаево – Тюрлима — Свияжск.
Первую остановку в чувашском крае поэт сделал в деревне
Старые Сундыри. Краснодеревщики здесь были отменные. Да и
кузнецы и каретники были на славу. Не надеясь на неспешного своего слугу Гаврилу, Александр Сергеевич зашёл в каретный двор, поинтересовался насчёт колёс: «Как долго? За час? За ночь?
За ночь можно заново обмотать. До Казани ещё ехать и ехать.
Мирону, последнему из ямщиков х1х века деревни Старый Сундырь.
4 сентября около полудня А.С. Пушкин прибыл в город Чебоксары. Здесь он остановился на постоялом дворе, который
находился в центре города на бывшей Успенской улице (сейчас
улица Розы Люксенбург), сменил лошадей, успел сходить в баню,
затем осмотрел величественный кафедральный Введенский собор,
затем в чебоксарском архиве изучил документы пугачёвского времени, успел побеседовать и со стариками – бывшими пугачёвцами, живо помнящими ещё своего предводителя и его время. Рассказы, предания, песни, услышанные и записанные
Пушкиным в Чебоксарах и чувашских сёлах, освещали события восстания и фигуру Пугачёва с позиции народа.
Пробыв в Чебоксарах 4 часа, поэт едет дальше. После отъезда из Чебоксар он пишет в своей записной книжке: «Пугачёв ехал мимо копны сена – собачка залаяла и бросилась к копне – он велел
разбросать копну сена. Нашли двух барышень, которых, подумав, велел повесить. (Слышал от смотрителя за Чебоксарами.)
А.С. Пушкин ехал по Екатерининской берёзовой каторжной дороге и делает следующую остановку в Исмели. Сохранились и документы о пребывании поэта в Исмели.
В пометках Александра Сергеевича есть запись, что известия о калмыках он брал у отца Иакинфа. Поэт во многих произведениях и письмах упоминает о чувашах. Например, строки из статьи
«Должно ли сперва поговорить о себе, если захочешь поговорить о других. Нужна ли маска Лужнического пустынника для безымянного критика истории Карамзина? Должно ли укрываться
Может быть, эти же думы мучили и известного чувашского художника Н.К. Сверчкова. Иначе не писал бы он великолепную
Тарантас поэта остановился у дома крестьянина. Хозяин радушно
встречает гостей, торопливо раскрывает ворота. На переднем плане, у колодца, молодая красавица – чувашка, она только что положила на плечо коромысло с тяжёлыми вёдрами.
Эти же думы, наверное, не давали покоя литературоведу
Е.В. Владимирову, иначе не писал бы он о пребывании А.С. Пушкина в Чувашии.
Пушкина в Исмели.
Ведущий 3. Народный поэт Чувашии Педер Хузангай пишет:
«Пушкин. Он заворожил меня давно и пожизненно. В нём – в поэте, в человеке, в его многогранной личности – я всегда находил и нахожу ответы на самые волнующие вопросы: о свободе и необходимости, о долге и праве, о ремесле и вдохновении, о жизни и смерти. Я с юности чувствовал привязанность к творчеству поэта.
П. Хузангай
Как часто в дни, когда я дома
С самим собой наедине, —
Не с книжной полки пыльным томом,-
Живым приходит он ко мне!
Горят каштановые пряди
И синеватые белки.
Порыв и мудрость в каждом взгляде,
Движенья быстры и легки.
И эти пальцы. я впервые
Как будто ощущаю их:
Они горячие, сухие —
Рождается в горенье стих!
С годами мне слышнее этот
Могучий голос всех страстей,
И слово вещее поэта
Как яркий луч в судьбе моей.
В Отчизне ко всему причастен,
Храня её красу и честь,
Я думаю: какое счастье,
Что у России Пушкин есть.
Ведущий 4.
мотивам одноимённого стихотворения Пушнина, говорит:
. Мечтою тёплою блистая,
Мне светит лампа над столом.
Я тихо Пушкина читаю,
И весь горю его огнём.
Обращение к творчеству А.С. Пушкина не прекращается. Мотивы
пушкинских произведений, его яркая личность находят отражение в творчестве таких чувашских поэтов,как Яков Ухсай, А. Эсхель,
И Васянка, С. Шавли и других.
Ведущий 1.
Многие произведения А.С. Пушкина переведены на чувашский язык. Сбылось пророческое предсказание самого поэта:
«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой.
сердец. Народ Чувашии очень любит А.С. Пушкина и глубоко чтит его память. Пушкин.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
А.С. Пушкин – Чăваш çěр-шывěнче
1.Пушкин çул çÿревěсем
А.С. Пушкиншăн çул çÿрев ěмěр тăршшěпех паллă вырăн йышăннă. Унăн таçти çěрсене кайса темěн курма та тÿр килнě. Çул çинче тăтăш çÿрени ăна пурнăçа туллин курма, хăйěн ěçěсене малалла аталантарма питě пулăшса пынă. Вăл Кавказра, Крымра, Украинăпа Молдавинче тата ытти чылай вырăнсенче пулса курнă.
1830 çулта Пушкин Раççейре пулса иртнě событисемпе интересленет. Вăл 1773-1775 çулсенчи Раççей империйěнчи граждан вăрçи çинчен ытларах пěлес тесе тăрăшать, роман çырма хатěрленет. Çав тěллевпе Мускава, Чулхулана, Хусана, Чěмпěре, Оренбурга çитет, Пугачев пăлхавěпе çыхăннă вырăнсене курса çÿрет, вăл вăхăта ас тăвакан çынсемпе тěл пулса калаçать, халăх хушшинче çÿрекен халапсене, йăла-йěркесене çыра-çыра илет, архив докуменчěсене тěпчет.
2. Аслă поэтăмăр- Шупашкарта тата Сěнтěрвăрри районěнче
1833 çулхи августăн 17-мěшěнче поэт Петербургран Оренбурга кайма тухать, Пугачев пулнă вырăнсемпе паллашать. Çав çула вăл Мускав – Чулхула (Нижний Новгород) — Шупашкар — Хусан – Чěмпěр (Симбирск — Ульяновск) урлă тухать.*
*А. Тархов. Путеводитель. Пушкинские места. – Москва: профиздат, 1988.- С. 302.
А. Пушкин Мускавран Чулхулана çитет, унта икě кун тăрать те малалла каять. Сентябрěн 4-5 –мěш числисенче Чăваш çěрě витěр тухать: Васильсурск –Шупашкар – Исмели ялě (с.Октябрьское Мариинско- Посадского района)
Шупашкарта пулнă май 4 урама çитсе курать: ( кăна эпě уйрăм кěнекесенчен мар, интернетра материал шыранă май тěпчевçăсен ěçěсенче тупрăм).
— Соборная (ныне К.Иванова)
— Староблаговещенская (ул. Ленинградская)
— Верхнебасурманская (ул. Урицкого)
— нижнебасурманская (ныне это дно залива).
Шупашкартан кайсан А.Пушкин хăйěн тетрачě çине çапла çырса хурать: «Пугачев ехал мимо копны сена – собачка бросилась на него – он велел разбросать копну сена — нашли двух барышень, которых, подумав, велел повесить (слышал от смотрителя станции за Чебоксарами)*
Çак йěркесем А.Пушкин чăнласах та Шупашкар çěрě çинче пулнине çирěплетет те ěнтě.
*Ю.Л. Славянский. Поездка А.С. Пушкина в Поволжье и на Урал. Казань: Татарское книжное изд-во, 1980.- С. 27.
Поэтăмăр Сěнтěрвăрри районěнчи (Марийский Посад) Октябрьски ялěнче (Исмели) пěр çуртра чарăнать. Ăна кайран почта зданийě туса хураççě.
Сентябрěн 5-мěшěнче, каçхине, А. Пушкин Хусана тухса каять. Поэтăн Оренбурга чăвашпа тутар çěрěсем урлă каяс маршручě ахалех пулман пулě тесе шутлатăп. Çак халăхсем патша вăхăтěнче шар курнине питě лайăх ăнланнă вăл, хресченсем вăрçăсăр тăма пултарайманнине те сиснě. Çавăнпа та чăвашсем каласа панине, илтнине тěплěн çырса пыма тăрăшнă.
П.Г. Григорьев тěпчевçě А. Пушкин каялла кайнă чухне, Болдинона çитес умěн, Пăрачкав ялне (с. Порецкое) И.П. Метляев поэт юлташě патне кěрсе тухнă тесе çирěплетет. Метляев, Петербургра пурăннăскер, çуллахи вăхăтра Пăрачкаври çуртне килсе пурăннă. А. Пушкинпа вăл 1832- 1834 çулсенче паллашнă.* Ытти тěпчевçěсем те кайран çакăнпа килěшеççě темелле, анчах та Пушкин ку тăрăхра пулни çинчен калакан документсем тупăнман.
*Е. В. Владимиров. Русские писатели в Чувашии. Чебоксары, 1959. с.с. 47-50
3. Поэт Чăваш çěр-шывěнче пулни çинчен калакан документсем
А. С. Пушкин чăвашсене ырăпа асăнса хаклани тěрлě документсенчен аван курăнать.
Чăвашсем çинчен А. Пушкина Сěнтěрвăрринче (Мариинско-Посадский район) çуралса ÿснě Н. Бичурин та чылай каласа панă. Вěсем питě çывăх туссем пулнă.
2) П. А. Вяземский патне янă çыру
Иккěмěш хут А. Пушкин пирěн халăх ятне 1824 çулхи июнěн 27-мěшěнче П.А. Вяземский патне янă çырура асăннă. Çакна эпě унăн çырăвěсене вуланă май шыраса тупрăм.
Пушкин — Вяземскому П. А., 7 июня 1824
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979.
Т. 10. Письма. — 1979.
76. П. А. ВЯЗЕМСКОМУ.
7 июня 1824 г. Из Одессы в Москву.
Жена твоя приехала сегодня, привезла мне твои письма и мадригал Василия Львовича, в котором он мне говорит: ты будешь жить с княгинею прелестной: не верь ему, душа моя, и не ревнуй. Письма твои обрадовали меня по многим отношениям: кажется, ты успокоился после своей эпиграммы. Давно бы так! Критики у нас, чувашей, не существует , палки как-то неприличны; о поединке и смех и грех было и думать: то ли дело цып-цып или цыц-цыц. Пришли мне эпиграмму Грибоедова.
* Г. Юмарт. А. Пушкин чăвашла янăрать. Руссика издательство, Шупашкар, 2004. С.5.
Прощай, милый; пишу тебе в пол-пьяна и в постеле — отвечай.
Ман шутпа, кунта чăвашсене мěскěнлетсе, шеллесе калани çук, мěншěн тесен А. Пушкин пирěн халăх çинчен пěрре мар ырăпа асăннă.
* А. С. Пушкин. Поэзия. Проза. Поэмы. Сказки.//История Пугачева. Издательство Фолио, Москва Харьков,2000. 148 с.
Автор, ман шутпа, пăлхава вырăссемпе чăвашсем ытларах хутшăннине палăртасшăн пулнă. Тарăннăн шухăшласа пăхсан тěнчипе паллă Гений чăвашсем çинчен çакăн пек пысăк кěнекере асăнни чăннипех те тěлěнтерет.
* Пушкин А. С. Капитанская дочка // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. стр. 349- 350.
4. Пушкин чăвашран тухнă мухтавлă çынпа, Н. Бичуринпа, çывăх пулни
Поэтпа Н.Я. Бичурин 1827 çулта июнь уйăхěнче Петербургра паллашнă теççě, пěр-пěринпе ытларах тěп хулари литература салонěнěсенче тěл пулнă. Вěсене Вольтер* пултарулăхě питě илěртнě. Ун çинчен ытларах пěлес, унран тěслěх илес тесе икě тус пěр шухăшлă пулса ěçленě.
Пушкинпа юнашар Нева хěрринче пирěн ентеш Бичурин утса пырать. Мěн çинчен калаçаççě-ши вěсем? Тен, Китай çинчен? Пушкин унти çěрсене кайса курас ěмěчě питě пысăк пулнă, анчах Пěрремěш Николай патша ирěк паманнине кура çак тěллев пурнăçланайман.
Н. Я. Бичурин- переводчик, Раççейри наука академийěнче корреспондент членě пулса ěçленěскер, Китай çěрěче çÿренěскер, наука ěçěсен авторě пулса тăнă. Вăлах вырăсла-китайла словарь хатěрлесе кăларнă.
* Вольтер (1694–1778) — француз философě, романист, историк, драматург тата поэт , французсен чи аслă писателěсенчен пěри.
5. Пушкин чăваш çěрěнче пулнине çирěплетекен картинăсем
Чăваш ÿнерçисем Пушкин чăвашлăхпа çыхăннине хăйсен картинисем çинче уçăмлăн кăтартса панă. Унăн ěçě-хěлěпе писательсем çеç мар, художниксем те интересленнě: Никита Сверчков («Приезд Пушкина в чувашскую деревню»); Николай Овчинников («У родника», «А.С. Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин в Петербурге», «А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в кабинете»); Виктор Панин («Зимняя дорога», «У Лукоморья», «Пушкин в Чебоксарах») и Герасим Харлампьев («Приезд Пушкина в чувашскую деревню»). Вěсенчен хăшě — пěрне пăхса тухар.
Поэт карэто çинчен анса чăваш хěрне курнипе тěлěнет. Пике уяв тумне тăхăннă, пуçěнче тухья. Çынсем Пушкин çак çěр çине килнинчен питě тěлěннě , вěсем хăвăртрах ун патнелле васкаççě. Карето çинчи ямшăк та, Пушкинăн куçаруçи те чăваш ялне тата çыннисене курнипе савăнаççě. Пирěн халăх ырăлăхне туять вырăс поэчě. Тен, çавăнпах-тăр чăвашсен пурнăç йěркине пěлесшěн тăрăшать. Ку ěç шăп та Сěнтěрвăрринчи Ěсмěл (хальхи Октябрьски) ялěнче пулса иртнě. Унтах Пушкин чăвашсен пěр туйěнче те пулса курнă теççě.
Чěмпěрти чăваш шкулěнче вěренекенсем те вырăс поэтне ÿкерме юратнă. Шкулти вěренÿ класěнче те вěренекенсем хăйсем аллипе тунă Пушкин портречě çакăнса тăнă. Константин Иванов та хăйěн альбомěнче ытти вырăс классикěсемпе пěрле Пушкинăн сăнне ÿкернě.
Асăннă ěçсем чăваш халăхě Александр Сергеевича чунтан сума сунине хăйне май чěррěн кăтартса параççě. Чаплă вырăс Генийне тишкересси, сăнласси кунпа çеç вěçленмест пулě тесе шутлатăп.
Усă курнă литература
1.А. Тархов. Путеводитель. Пушкинские места. – Москва: профиздат, 1988
2.Ю.Л. Славянский. Поездка А.С. Пушкина в Поволжье и на Урал. Казань: Татарское книжное изд-во, 1980
3. Е. В. Владимиров. Русские писатели в Чувашии. Чебоксары, 1959
4. Г. Юмарт. А. Пушкин чăвашла Янăрать. Руссика издательство, Шупашкар, 2004
5. А. С. Пушкин. Поэзия. Проза. Поэмы. Сказки.//История Пугачева. Издательство Фолио, Москва Харьков,2000.
6. А. С. Пушкин. Каптианская дочка. Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1978
Н.Я.Бичурин – один из первых просвещенных чувашей, удививший научный мир не только России, он признан мировым сообществом как выдающийся востоковед. Судьба навеки связала Бичурина церковью, но как ни крепки были монастырские устои, они не смогли ограничить монашеской кельей его дух и волю, не ослабили устремления на тернистый путь ученого.
Конкурс на выбывание команды:
— Назовите населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью Бичурина (Акулево, Бичурино, Свияжск, Казань, Иркутск, Китай, Санкт-Петербург, остров Ваалам).
Каждая команда называет одно слово по очереди. Первым выбывает та команда, которая не сможет назвать слово.
1-я выбывшая команда -1 балл, 2-я выбывшая команда — 2балла, выигравшая команда- 3балла.
Вопросы капитанам команд:
— В каком году родился Бичурин? (1777)
— Сколько было ему лет, когда он стал архимандритом? (25 лет)
— На каком языке написаны слова на обелиске Бичурина? (китайский)
— В какую тюрьму его заключили после возвращения из Китая в Россию? (о. Ваалам)
— Где родился Бичурин? (село Акулево)
— Сколько лет прожил Бичурин в Китае?(14)
— Откуда произошла фамилия Бичурин? (от названия села Бичурино)
— Где провел Бичурин последние дни? (в Санкт-Петербурге, Александро-невской лавре)
— Как вы думаете, почему Николай I не разрешил Пушкину поехать в Китай вместе с Бичуриным? (он боялся, что Пушкин может встретиться с революционерами)
— Каковы мнения историков о пострижении его в монахи. (неразделенная любовь, пошел по стопам отца, в знак благодарности своему учителю Подобедову.
— Кем был отец Бичурина? (священником)
— Сколько раз Бичурин был удостоен Демидовской премии Академии наук?(4 раза)
— Кому посвятил свои стихи Бичурин? (Амвросию Подобедову)
— С каким именем Бичурин вошел в историю? (Иакинф)
Поедем я готов; куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать, надменно убегая:
К подножию ль Стены далекого Китая…..
Когда это было написано? (слова Пушкина, когда Бичурин предложил ему совместную поездку в Китай)
— Что подарил революционер Бестужев Бичурину? (четки из собственных кандалов)
Команды задают друг другу вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
(Высокий балл-5 б.)
Автор изобразил в ней памятный 1828 год, когда два великих бунтаря-мыслителя сошлись наиболее близко. Художник изобразил их крупно, почти в рост, идущими по гранитной набережной Невы.
С моря дует сильный ветер, готовый перейти в ураган. На этом фоне, в этой смутной стихии становится понятным, о чем так оживленно беседуют поэт и ученый.
Тепло-яркие всплески на воротнике и рукавах Пушкин любовно держит одну из книг Н. Бичурина – как луч надежды.
Друг Пушкина, Н.Я.Бичурин устремился на восток. Через него заинтересовался чувашским народом, с которым он близко познакомился в 1833 году, когда путешествовал по местам пугачевского бунта и остановился в д,Новое Тогаево.
Вот эти два гения гордость и слава России, в своем величии предстают на картине Овчинникова.
Нет будущего у народа, который забывает свое прошлое.
Повсюду на планете повышается интерес людей к истокам культуры и истории, к философии своих предков, к духовным ценностям и произведениям искусства. Встретиться с национальным достоянием и с прошлым родного края можно, например, в музее. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, имеет большую историческую и культурную ценность, поэтому перед экскурсией в музей всегда ощущаешь волнение от предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.
Оказывается, Пушкин дружил с известным ученым Чувашии — Н.Я.Бичуриным. И действительно, в 1833 году Александр Сергеевич Пушкин заезжал в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о Пугачевском восстании.
На переднем плане картины художник изобразил как раз тот момент, когда А.С.Пушкин, подгоняя лошадей, лихо подкатил к заезжему двору в чувашской деревне на бричке, соскочил с неё и вдруг увидел у колодца девушку с деревянными ведрами и коромыслом. Девушка была в скромной повседневной одежде, но мастер кисти сумел уловить в образе героини её духовную силу и сдержанность, присущие народному характеру чуваш. Она спокойно смотрит на незнакомого барина. Рядом с девушкой — другая женщина. Она настороженно глядит на незнакомца: что он привез в деревенскую тишь, не нарушит ли покой мирных жителей? Тут же снимают напряжение другие герои картины, изображенные на втором плане: мужчина, приподнявший шапку, приветствуя чужака, и старик, который гостеприимно открывает ворота нежданному гостю.
Путешествие в музей. Доклад о посещении музея искусств им А.С. .
. ходить в музеи и советую, это делать всем. Посещение музея играет большую роль в . что-то. Появление музеев на данный момент связано с тем же. Музеи возникли в те . на природу в повседневной жизни и на жизнь с картинах отображается насколько глубоки в своём мировоззрении художники, им удаётся видеть многое в . интересно! Я с […]. Сочинение Как я однажды участвовал в снежной битве Зима-замечательное .
Фоном для своего произведения живописи Н.Сверчков выбирает золотую осень — любимое время года А.С.Пушкина. Теплые солнечные оттенки освещают поэта, тухью на голове девушки, крестьянский дом. Могучие деревья, символизирующие силу и мощь трудолюбивого народа, как приветливые хозяева, склонили свои ветви над входом в избу.
Вся композиция картины позволяет воочию увидеть деревенскую жизнь, которая предстала перед нами не просто в фактах, а в наглядных и зримых образах.
Примеры похожих учебных работ
«Изучение традиций чувашского народа на х и внеклассных занятиях чувашского .
. многонациональной литературы. Произведения Я.Ухсая, бесспорно, являют собой энциклопедию жизни чувашского народа. Можно взять любое произведение Ухсая – и почти в каждом из них найдутся поверья, обычаи, обряды чувашей. Вот .
Творческий путь чувашского писателя Константина Иванова
. глубоко народное произведение, написанное в лучших традициях чувашского народного творчества. «Поэма обладает замечательными художественными . сыграла большую роль в формировании мировоззрения писателя. В становлении личности К. Иванова значительную .
2. Рассказ о художнике Н.К.Сверчкове.
Рисунок 1. Сверчков Никита Кузьмич
Каждый из нас, думаю, почувствовал теплоту, свет, исходящие с полотен. Такое ощущение возникает потому, что художник не понаслышке знал быт деревни. Ведь и сам он родом из села: художник родился в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской Республики и с детства познал все тяготы деревенской жизни. Он внимательно вглядывался в необычайно интересную, ни на что не похожую повседневную будничную жизнь чувашского народа и в картинах старался передать ее зрителю.
3. Работа с картинами
Рисунок 2. Приезд Пушкина в чувашскую деревню
Маршрут поэта был таков: Москва – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Эсмель (Октябрьское) – Свияжск – Казань.
- В какие моменты запечатлели художники поэта?
- Представьте себя на месте А.С.Пушкина. Расскажите, что вы видите, что слышите, что чувствуете?
- Каким, по вашему мнению, запомнился чувашский край в памяти А.С.Пушкина?
- Через какие детали художники выражают внутреннее состояние поэта?
- В каком году была создана картина Сверчкова? (1850).
- К какому из жанров изобразительного искусства вы бы отнесли ее? (историческая картина).
- Где происходит действие на картине? (в чувашской деревне Эсмель, ныне Октябрьское).
- Что мы видим на картине? Что, по вашему мнению, заставило поэта остановиться именно здесь? (живописность края, приветливость людей, жажда, желание поближе познакомиться с жизнью и бытом чувашей, красота девушки).
5. Как построена картина? Обратимся к композиции произведения.
— Что находится в центре внимания художника?
— Какие образы и предметы расположены на переднем плане?
— Какие на заднем?
— Кто главный герой картины?
Центральные образы – образ поэта и чувашской девушки.
- родителей девушки;
- хозяина, радушно открывающего ворота;
- образы спешащих к диковинной повозке местных жителей (двух мужчин и женщины с ребенком), а также образы сопровождавших в путешествии Пушкина ямщика Гаврилы и переводчика.
Работа с образами картины.
— О чем нам рассказывают жесты и мимика поэта? Куда обращены взгляд А.С.Пушкина?
— Чем выделяется фигура Пушкина на фоне чувашского пейзажа и чувашской деревни?
— Сравните одежду светского человека I половины 19 века с одеждой чувашина и чувашки.
Читайте также:
- Материальная культура и повседневность в 19 веке сочинение
- Мой наказ депутату сочинение
- Что такое этнографический музей сочинение
- Сочинение на тему инфинитив
- Мои пожелания героям алые паруса сочинение
А. С. Пушкин и Н. Я. Бичурин
- | Печать |
Большая дружба связывала А.С. Пушкина с Н.Я. Бичуриным. Переводчик Министерства иностранных дел Никита Яковлевич Бичурин был членом — корреспондентом Академии наук России, известным китаеведом, автором многих научных трудов. С Пушкиным они познакомились 6 июня 1827 года в Петербурге, в литературном салоне писателя и историка Карамзина, в день рождения Пушкина. Дружба эта длилась до самой смерти поэта. В его личной библиотеке были две книги Бичурина. Одна из них, «Описание Тибета», с дарственной надписью: «Милостивому государю моему А.С. Пушкину от переводчика в знак истинного уважения. Апрель,26,1828 год. Переводчик Иакинф». Почему Иакинф? Фамилия Бичурина, данная ему по названию родного села, вскоре была утрачена при обстоятельствах, окутанных романтической дымкой. Семинарист- выпускник (Бичурин учился в Казанской духовной семинарии) и его двоюродный брат Александр будто бы полюбили девушку Татьяну Саблукову, предоставив ей выбор и дав взаимный обет — отвергнутый уйдет в монастырь. Счастливец женился, а Никита Бичурин принял схиму под именем отца Иакинфа».
А. С. Пушкин использовал труды ученого монаха в ходе работы над произведением исторической тематики. Бичурин, влюбленный в Китай, готовился к поездке в эту страну и пригласил поэта. Тогда-то появились такие пушкинские строки:
Поедем, я готов: куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать, надменно убегая
К подножию ль стены далекого Китая,
В кипящий ли Париж, туда ли, наконец,
Где Тасса не поет ночной гребец…
Но царь отказал Пушкину в поездке в Китай. Как вы думаете, почему? Это был 1830 год. Это путешествие — повод для встречи с ссыльными друзьями — декабристами, поэтому опасался государь отпускать поэта. Доказательством этому служит рассказ Бичурина о том, что по пути в Кяхту он навестил декабриста Бестужева в Петровском заводе и получил от него драгоценный подарок — четки и железный крестик, сделанный из кандалов ссыльных.
Об этом рассказывает и репродукция картины Николая Васильевича Овчинникова «А.С.Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин в Петербурге». Вот описание портрета Бичурина, сделанное в прошлом веке: «Был он высокого роста, держался совершенно прямо. Открытый большой лоб…губы довольно толсты, глаза большие, темные, блестящие и живые. Движения быстрые, нетерпеливые. Характер вспыльчивый, раздражительный, иногда – резкий. Сердце доброе, великодушное. Прямой и простодушный. Он никогда не фальшивил и потому терпеть не мог лукавых и заискивающих». Художник сумел верно передать на холсте суть этого замечательного сына России, выходца Чувашской Республики! О чем говорят собеседники? Возможно, о предстоящей экспедиции на Восток, в Китай, куда Пушкин мечтал попасть, но царь не разрешил ему. Бурная Нева гонит пенистые волны. На полотне нас настораживает фигура сфинкса. Сфинкс – это загадочный человек (иносказательно). В этом значении, вероятно, изображен Н.Я.Бичурин.
На картине Овчинникова «А.С.Пушкин и Н.Я.Бичурин в кабинете» Пушкин изображен в домашней обстановке. На нем халат, белая рубашка с воротником. Бичурин в домашнем одеянии. Сразу видно, что Пушкин и Бичурин – близкие друзья.
О дружбе Н. Бичурина и А. Пушкина написали М. Юхма (рассказ «В ночь полнолуния») и В. Романов (пьеса «Никита Бичурин»). Заслуженный художник Чувашии Элли Михайлович Юрьев является автором графического портрета Бичурина.
- Александров, Н. Д. Бичурин Н. Я. (в монашестве Иакинф) (1777-1853) — русский китаевед // Александров, Н. Д. Силуэты пушкинской эпохи / Н. Д. Александров. — М., 1999. — 320 с.
- Андреев, А. В. Межличностное и межнациональное воспитание студентов на примере дружбы А. С. Пушкина и Н. Я. Бичурина / Альберт Викентьевич Андреев, Валерий
- Викентьевич Андреев, Е. В. Васильев // Ученые записки : научный журнал / Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Филиал в г. Чебоксары. — Чебоксары, 2009. – Вып. 1(7). – С. 167-171. — Библиогр. в конце ст.
- Аристов, В. В. Друг Пушкина — Иакинф Бичурин / В. В. Аристов // Вечерняя Казань. — 1981. — 7 апреля.
- Белкин, Д. И. А. С. Пушкин и китаевед отец Иакинф / Д. И. Белкин // Народы Азии и Африки. – 1974. – № 6. – С. 126-134.
- Вольнодумец в рясе (Никита Бичурин) // Романов, В. Драмы / В. Романов. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1987. – С. 10-73.
- Григорьев, П. А. С. Пушкин и синолог Н. Бичурин / П. Григорьев // Красная Чувашия. — 1949. — 5 июня.
- Денисов, П. В. Здесь сходились веселый Пушкин и отец Иакинф : [к 220-летию великого ученого Иакинфа Бичурина] / П. В. Денисов ; вступ. ст. В. Железнова // Советская Чувашия. – 1997. – 12 июля. – С. 5.
- Денисов, П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине / П. В. Денисов. — Изд. 2-е, доп. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2007. — 334 с., [16] л. цв. фот., фот. : ил, карты, портр.
- Друг Пушкина и свободы // Юхма, М. Книга о Чувашии / М. Юхма ; пер. с чуваш. А. Волкова ; худож. В. Андреенков. — Москва : Детская литература, 1970. – С. 20-22.
- Кривцов, В. Бичуринпа Пушкин [Электронный ресурс] : [Бичуринпа Пушкин туслǎхě çинчен калать] / В. Кривцов ; Ип. Иванов куçарнǎ // Ялав. — 1978. — № 6. — С. 6-7.
- Кривцов, В. Н. Как я работал над романом «Отец Иакинф». Бичурин и Пушкин / В. Н. Кривцов ; предисл. С. Лурье ; публ. Н. Кривцовой // Нева. – 2004. – № 8. – С. 233-244.
- Кривцов, В. Пушкинпа Иакинф : [Бичуринпа Пушкин туслǎхě çинчен калать] / В. Кривцов ; А. Аслут куçарнǎ // Коммунизм ялавě. – 1977. – 2-9 кǎрлач.
- Кузьмина, Л. И. Мимолетные встречи: Пушкин и ученый-синолог / Л. И. Кузьмина // Петербургские встречи Пушкина : [сборник]. – Л., 1987. – С. 405-408.
- Никифоров, Г. Вǎл Н. Бичуринпа туслǎ пулнǎ : [А. С. Пушкинпа Н. Я. Бичурин туслǎхě çинчен] / Г. Никифоров ; ил. Н. В. Овчинниковǎн // Тантǎш. — 1999. — 18 пуш (№ 12). — С. 9.
- Пикуль, В. Пушкин юлташě çинчен / Валентин Пикуль ; А. Кириллов [тата ыт.] куçарнǎ // Тǎван Атǎл. – 1999. – № 3/4. – С. 9-13.
- Удалова, И. Н. Бичурин тата унӑн литературӑри тусӗ : [А. С. Пушкин поэтпа тӗл пулнӑ самантсем ҫинчен] / И. Удалова // Тӑван ен. — 2004. — 5 ҫӗртме.
- Черейский, Л. А. Пушкин и его окружение : [словарь-справочник] / Л. А. Черейский ; АН СССР, отд-ние лит. и яз. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л. : Наука, 1988. — 544 с. — [О Н. Я. Бичурине на с. 39-40].
В Отчизне ко всему причастен,
Храня её красу и честь.
Я думаю: какое счастье,
Что у России Пушкин есть.
П. Хузангай.
Оформление.
Карта Чувашской Республики, на которой отмечены флажками
места пребывания А.С. Пушкина в 1833г.
Картины:
Н.В. Овчинников «А. Пушкин и Н. Бичурин»,
Н.К. Сверчков «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню»,
В.А. Панин «А.С. Пушкин в Чебоксарах»,
В.А. Панин «А.С. Пушкин в Исмели».
Презентация «Пушкин и Чувашия»
Ведущий 1.
Бывает так, что какая-то страница истории народа оставит в жизни
человека неизгладимый след. Для нас с вами такой оказалась страница, связанная с А.С. Пушкиным.
Читая «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, мы встречаем такие
строки: «Вдруг луна вышла из-за облаков и озарила зрелище ужасное. К нам навстречу плыла виселица, утверждённая на плоту,- три тела висели на перекладине… По моему приказанию гребцы зацепили плот багром, и лодка моя толкнулась о плавучую виселицу. Я выпрыгнул и очутился между ужасными столбами.
Полная луна озарила обезображенные лица несчастных. Один из них был старый чуваш.»
Откуда же он, русский поэт узнал тогда о чувашах?
Оказывается Александр Сергеевич был дружен с учёным- востоковедом, нашим земляком Никитой Яковлевичем Бичуриным, известного как монах Иакинф. После возвращения из ссылки на
Валаам Иакинф в Петербурге оказался в самом центре. Он общался с В.А. Жуковским, В.Ф. Одоевским, И.А. Крыловым,
В.А. Плетнёвым.
Самая яркая страница биографии Бичурина – знакомство с А.С. Пушкиным. Профессиональные и личные контакты учёного и поэта – двух выдающихся представителей русской культуры 1-ой
половины 19 века — были в центре внимания. Их знакомство произошло в день рождения поэта – 6июня 1827г.- в литературном салоне Николая Карамзина, известного русского писателя и историка.
Н.Я. Бичурин с искренней симпатией относился к А.С. пушкину и в знак почитания его гения дарил ему свои книги. Именно трудами Бичурина пользовался Пушкин в «Истории Пугачёва».
Ведущий 2.
Перед нами картина Н.В. Овчинникова «А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в Петербурге.» Автор изобразил в ней памятный 1828г, когда два великих бунтаря — мыслителя сошлись наиболее близко. Пушкин и Бичурин идут по набережной реки Невы. С моря
дует сильный ветер, на реке вздыбились волны. В полкартины облака, взвихренные, бегущие неизвестно куда. И на этом фоне,
в этой смутной стихии становится понятным, о чём так оживлённо беседуют поэт и учёный. В руках у Пушкина одна из книг Бичурина.
Над всем возвышается гранитная глыба со сфинксом, символом вечности и нерушимости. Выделяя тёмной краской фигуры поэта и учёного, художник придаёт им динамичность, устремлённость к мировому свету, раскрывает внутренний мир поэта. Его друг Никита Яковлевич Бичурин, чуваш из села Акулево близ Мариинского Посада, для самодержавия злейший враг, ссылаемый то на остров Валаам, то в Тобольск. Бичурин – это крупнейший учёный —
востоковед, один сделавший «столько, сколько может сделать целое научное общество,» четырежды удостоенный высшей премии Российской Академии наук, членом-корреспондентом которой он был, действительный член Азиатского общества в Париже, высоко ценимый А.С. Пушкиным. Через него заинтересовался чувашским народом, с которым он ближе знакомится в 1833 году, когда путешествовал по местам пугачёвского бунта.
Вот эти два гения, гордость и слава России, в своём величии предстают на картине Н.В. Овчинникова.
Ведущий 3.
Бичурин пробудил у Пушкина интерес к Китаю и соблазнил его поездкой туда. А когда Пушкин получил отказ от императора, он отправился собирать материалы о Пугачёве и побывал на родине Бичурина.
Известно, что Александру Сергеевичу были знакомы образцы
чувашского фольклора, представленные ему собирателями А.А. Фукс и Д.П. Ознобышевым, и им самим записанные и собранные
исторические предания и воспоминания чуваш о Пугачёве и пугачёвцах. Для этого А.С. Пушкин отправляется в специальную
поездку через Нижний Новгород в Оренбург. Путь его проходил через чувашский край.
Пушкин, как чиновник 10 класса, титулярный советник имел право получать по открытому листу (путевому листу) трёх лошадей, тройку. По Чувашии путь А.С. Пушкина лежал через Старые Сундыри – Чебоксары – деревню Пихчурино (Ердово) —
Исмели (теперь Октябрьское) – село Карачаево – Тюрлима — Свияжск.
Первую остановку в чувашском крае поэт сделал в деревне
Старые Сундыри. Краснодеревщики здесь были отменные. Да и
кузнецы и каретники были на славу. Не надеясь на неспешного своего слугу Гаврилу, Александр Сергеевич зашёл в каретный двор, поинтересовался насчёт колёс: «Как долго? За час? За ночь?
За ночь можно заново обмотать. До Казани ещё ехать и ехать.
Давайте подтяните основательно.» Таким запомнился Пушкин деду
Мирону, последнему из ямщиков х1х века деревни Старый Сундырь.
Ведущий 4.
4 сентября около полудня А.С. Пушкин прибыл в город Чебоксары. Здесь он остановился на постоялом дворе, который
находился в центре города на бывшей Успенской улице (сейчас
улица Розы Люксенбург), сменил лошадей, успел сходить в баню,
затем осмотрел величественный кафедральный Введенский собор,
затем в чебоксарском архиве изучил документы пугачёвского времени, успел побеседовать и со стариками – бывшими пугачёвцами, живо помнящими ещё своего предводителя и его время. Рассказы, предания, песни, услышанные и записанные
Пушкиным в Чебоксарах и чувашских сёлах, освещали события восстания и фигуру Пугачёва с позиции народа.
Пробыв в Чебоксарах 4 часа, поэт едет дальше. После отъезда из Чебоксар он пишет в своей записной книжке: «Пугачёв ехал мимо копны сена – собачка залаяла и бросилась к копне – он велел
разбросать копну сена. Нашли двух барышень, которых, подумав, велел повесить. (Слышал от смотрителя за Чебоксарами.)
В «Истории Пугачёва», а также в «Капитанской дочке» Пушкин отмечает широкое участие чувашского народа в крестьянской войне под руководством Пугачёва. Так в «Истории Пугачёва» поэт пишет, что «мордва, чуваши, черемисы перестали повиноваться русскому начальству.
Ведущий1.
А.С. Пушкин ехал по Екатерининской берёзовой каторжной дороге и делает следующую остановку в Исмели. Сохранились и документы о пребывании поэта в Исмели.
В пометках Александра Сергеевича есть запись, что известия о калмыках он брал у отца Иакинфа. Поэт во многих произведениях и письмах упоминает о чувашах. Например, строки из статьи
А.С. Пушкина «Мои замечания о русском театре». Он пишет:
«Должно ли сперва поговорить о себе, если захочешь поговорить о других. Нужна ли маска Лужнического пустынника для безымянного критика истории Карамзина? Должно ли укрываться
в чухонскую деревню, дабы сравнить немку Леонору с шотландкой Людмилой и чувашской Ольгою?» Кто же эта чувашка Ольга, оставшаяся в памяти великого поэта? В какой миг своей яркой и короткой жизни он встретился с нею?
Ведущий 2.
Может быть, эти же думы мучили и известного чувашского художника Н.К. Сверчкова. Иначе не писал бы он великолепную
свою картину «А.С.Пушкин в чувашской деревне.»
Тарантас поэта остановился у дома крестьянина. Хозяин радушно
встречает гостей, торопливо раскрывает ворота. На переднем плане, у колодца, молодая красавица – чувашка, она только что положила на плечо коромысло с тяжёлыми вёдрами.
А.С. Пушкин сошёл с тарантаса и идёт к ней, и, кажется,, что вот- вот он заговорит: «Красавица, замучила жажда в дороге, разрешите мне напиться из твоего ведра…»
Эти же думы, наверное, не давали покоя литературоведу
Е.В. Владимирову, иначе не писал бы он о пребывании А.С. Пушкина в Чувашии.
Эти же думы вдохновили писателя Михаила Юхму написать рассказ «В ночь полнолуния». В нём повествуется о приезде
Пушкина в Исмели.
Ведущий 3. Народный поэт Чувашии Педер Хузангай пишет:
«Пушкин… Он заворожил меня давно и пожизненно. В нём – в поэте, в человеке, в его многогранной личности – я всегда находил и нахожу ответы на самые волнующие вопросы: о свободе и необходимости, о долге и праве, о ремесле и вдохновении, о жизни и смерти. Я с юности чувствовал привязанность к творчеству поэта.
«Россию Пушкин мне открыл» — сказал однажды Хузангай.
Чтец. Пушкин
П. Хузангай
Как часто в дни, когда я дома
С самим собой наедине, —
Не с книжной полки пыльным томом,-
Живым приходит он ко мне!
Горят каштановые пряди
И синеватые белки.
Порыв и мудрость в каждом взгляде,
Движенья быстры и легки.
И эти пальцы… я впервые
Как будто ощущаю их:
Они горячие, сухие —
Рождается в горенье стих!
С годами мне слышнее этот
Могучий голос всех страстей,
И слово вещее поэта
Как яркий луч в судьбе моей.
В Отчизне ко всему причастен,
Храня её красу и честь,
Я думаю: какое счастье,
Что у России Пушкин есть.
Ведущий 4.
А.С. Пушкин вдохновлял и вдохновляет многих поэтов Чувашии. Так чувашский поэт И. Ивник, много и плодотворно работавший над переводом произведений А.С. пушкина на чувашский язык, в стихотворении « Зимний вечер», написанном по
мотивам одноимённого стихотворения Пушнина, говорит:
…Мечтою тёплою блистая,
Мне светит лампа над столом.
Я тихо Пушкина читаю,
И весь горю его огнём.
Обращение к творчеству А.С. Пушкина не прекращается. Мотивы
пушкинских произведений, его яркая личность находят отражение в творчестве таких чувашских поэтов,как Яков Ухсай, А. Эсхель,
И Васянка, С. Шавли и других.
Ведущий 1.
Многие произведения А.С. Пушкина переведены на чувашский язык. Сбылось пророческое предсказание самого поэта:
«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой.
И назовёт меня всяк сущий в ней язык.»
Творчество А.С. Пушкина для нас является вечно живым родником мудрости, символом красоты мира и доброты людских
сердец. Народ Чувашии очень любит А.С. Пушкина и глубоко чтит его память. Пушкин.
Сегодня день у нас особый:
Мы говорим сейчас о том,
Кто написал, что «кот учёный
Всё ходит по цепи кругом».
Сегодня день его рожденья,
Ему в июне 210 лет!
Мы помним все его творенья,
Которых в мире лучше нет.
Мы любим сказки про Салтана,
Златую рыбку и попа,
Поэму помним про Руслана,
Где с ним сражалась Голова.
Знаком Онегин нам Евгений,
Что на брегах Невы рождён.
Его придумал добрый гений.
И он никем не превзойдён.
Поэта мы все очень любим.
О нём сегодня речь ведём.
Его стихи мы не забудем,
Что льются ласковым дождём.
Страницы милых, чудных книжек
Мы все их бережно храним.
От всех девчонок и мальчишек
Ему спасибо говорим.
В.А. Федосеев ( г. Чебоксары.)
Литература:
Владимиров Е.В. Обретение традиций.- Чебоксары, 1982г.
Славянский Ю.Л. Поездка А.С. Пушкина в Поволжье и на Урал.-
Казань,1980г.
Ж. «Народная школа» №2 1999г, с. 2-21
Составила библиотекарь школы № 24 г. Чебоксары
Морелёва В.А.
C уважением, Морелева В.А.
Тел.: 89196715482
e-mail: gluntsov@mail.ru
В преддверии праздника русского языка и дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, в рамках мероприятий, посвященных 240-летию со дня рождения Н.Я. Бичурина, дети отряда «Адреналин» пришкольного лагеря «Делоград» МБОУ «Кугесьский лицей» побывали в музее «Бичурин и современность». На лекции в зале «Научный подвиг Н.Я. Бичурина» они узнали о том, что единственным другом из чуваш, был наш земляк – Никита Бичурин.
В литературных салонах директора Публичной библиотеки А. Оленина и в доме князя Владимира Одоевского часто бывал барон П.Л. Шиллинг, который и познакомил Бичурина с ценителями искусства, музыки и т.д. Среди посетителей широко известные имена: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, В.Г. Белинский, П.А. Вяземский, В.А. Соллогуб, Баратынский, Кольцов, Достоевский, Ап. Григорьев, Тютчев, Фет, Гончаров, Григорович, Иван Тургенев, Мятлев, Л. Толстой.
С Пушкиным Н.Я. Бичурин познакомились в 1827 году в Петербурге, и дружба эта длилась до самой смерти поэта. Н. Бичурин, делился с Пушкиным планами предстоящей экспедиции по собиранию данных о торговле у северных и западных границ Китая в 1830 году. Востоковед очаровал поэта рассказами о загадочном Китае. Страстному желанию Пушкина попасть в Поднебесную не суждено было осуществиться при жизни поэта. И все же он пришел в Китай – творчеством своим, стихами, которые, как оказалось, неподвластны ни времени, ни границам, ни каким бы то ни было козням и запретам. В декабре 1829 года в журнале «Московский вестник» публикуется стих:
Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать, надменной убегая:
К подножию ль стены далекого Китая…
Отец Иакинф сотрудничал и с «Литературной газетой» Пушкина и Дельвига, в первом же номере, вышедшей в январе 1830 года была напечатана лестная и весьма доброжелательная рецензия на одну из этих книг «Сань Цзы Цзин, или Троесловие», есть предположение, что автором ее стал великий поэт. Как было сказано в аннотации, «Книгу сию о. Иакинф перевёл и издал с тою целью, чтобы она могла служить для русских руководством к чтению переводов с китайского языка; ибо в ней изложены все философические умствования китайцев, с изъяснением понятий и выражений, незнакомым европейцам и могущих затруднить их при чтении других китайских книг». «Прочел с превеликим интересом. И совершенно с вами согласен: это прелюбопытная маленькая энциклопедия. Три слова в стихе – и бездна мысли…Нет, эта тоненькая книжка может дать для понимания любезного вам Китая больше, нежели толстые тома» — отзыв А.С. Пушкина на «Троесловие».
В «Литературной газете» опубликовано всего 6 писем ученого из Иркутска и Кяхты. Затем в альманахе Пушкина «Северные цветы на 1932 год» свет увидел очерк о Байкале, рукопись которой была послана редактору и теперь она хранится в архиве Института литературы Академии наук СССР в фонде А.С. Пушкина.
Пушкин задумал книгу о Пугачеве и ему понадобились материалы о калмыках, которые принимали участие в восстании Пугачева, и, узнав об этом, Иакинф предоставил в распоряжение поэта рукопись своей еще не опубликованной книги “Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с ХV столетия до настоящего времени”. Книга вышла в свет в 1834 году, а работа Пушкина над историей Пугачева была завершена в 1833 году.
Приводя в «Истории Пугачёва» отрывок из рукописи ученого Пушкин писал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков мы обязаны отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком».
Чтобы написать этот труд поэту пришлось поездить по местам повстанцев: 17 августа 1833 года Пушкин выехал из Петербурга в Оренбург и посетил по пути и землю чувашского ученого, друга монаха Иакинфа. Александр Сергеевич остановился на ночь с 3 по 4 сентября 1833 года в Чебоксарах и в д. Малый Сундырь (ныне Чебоксарского района).
В библиотеке поэта сохранились книги с дарственными надписями Бичурина, в частности «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (СПб, 1828), «Сань-Цзы-Цзин, или Троесловие с литографированным китайским текстом» (СПб, 1829).
Ребята также познакомились с работами художников посвятивших дружбе Пушкина и Бичурина: у Н.В. Овчинникова 3 полотна: «У родника», «А.С. Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин», «А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в кабинете», работает в этом же направлении и В.А. Панин «Пушкин в Чебоксарах», В.А. Северянин. Дети разгадывали строки из Пушкинских сказок и узнали в каких музеях отображается творческий путь поэта.