На берегу лесной речки на пне сидела белка рассказ бианки

Ловкий зверёк.

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её.

Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке.

По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег!

(По В. Бианки.)

Русский язык, 3 класс, урок развития речи

Тема урока: изложение текста-повествования.

Цель урока:  создание условий для формирования умения воспроизводить стилистически и грамматически верно текст-повествование.

Планируемые результаты:

Познавательные

— осмысливание текста, поиск и выделение необходимой информации;

— структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

постановка и формулирование проблемы;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

— получат возможность научиться  слушать и слышать.

Регулятивные

— научится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

— оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные результаты:

— обучающиеся научатся или получат возможность научиться;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

— находить опасные места в словах, записывать их в соответствии с правилами;

— передать текст орфографически и стилистически верно по памяти;

— определять тип текста.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, нетбуки.

Этапы

урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Результаты реализации ООП

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

— Проверка готовности к уроку.

Добрый день, ребята.

На слайде эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

— Что необходимо для успешной работы на уроке?

Сядьте те, кто верит в свой успех.

— Какое ключевое слово в этом высказывании?

Сядьте те, кто считает, что Я верю в ваш успех.

— Что необходимо для успешной работы на уроке?

Проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и правила работы с нетбуками. Повторение правил ТБ.

— Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

«С малой удачи начинается успех!»

Самоопределение,мотивация учения,

смыслообразование. Умение слушать друг друга.

Личностные

Коммуникативные

Слайд презентации

2. Подготовка уч-ся к изучению новой темы: активизация деятельности.

На доске слайд со словами: повествование, рассуждение, описание.

— Подумайте, о чем будем говорить на уроке? Определите тему урока по данным ключевым словам.

-На слайде слова:

белка, на берегу, вдруг выскочила, белочка прыгнула.

— К какому виду будет относиться текст, если встречаются эти слова?

— Сегодня мы поговорим о тексте.

— Повествование, т.к. в тексте -повествовании встречаются вопросы : Кто? Что? Где? Когда?

Что сделал?

— формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение информации;

— анализ с целью выделения признаков

Общеучебные

Регулятивные

Слайд презентации

3. Введение в тему.

Уточним тему урока:

— На каких уроках русского языка мы учимся писать текст?

— Значит какая тема сегодняшнего урока?

— На уроках развития речи.

— Написание изложения.

-Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

4. Подготовка к изложению.

— Сегодня мы будем писать  изложение по тексту, который называется ”Ловкий зверёк”

— Что вы можете представить себе, услышав такой заголовок?

— Какой зверёк может быть ловким?

— О ком вы сами могли сочинить текст с таким  названием?

— Как вы можете проверить верность своего предположения?

— Лиса, рысь, белка.

— О кошке, собаке.

— Познакомиться с текстом.

— Составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства, выслушивать мнение собеседника.

5. Первичное целостное чтение текста с остановками.

— Сейчас мы познакомимся с текстом изложения. Мы сравним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка. Текст  будем читать отрывками, а вы будете предполагать, что могло произойти дальше.

(Хорошо читающие ученики читают текст на слайдах)

На берегу лесной речки на пне сидела белка.

— Что могла делать белка на пне?

Вдруг из леса выскочила …

— Кто мог выскочить из леса?

… большая собака.

— Что может произойти дальше?

Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке.

— Как вы понимаете выражение “помчалась скачками”?

— Как вы думаете, почему белочка направилась к реке?

— По реке плыли бревна.

— Предположите, как белочка могла спастись от собаки?

— Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег!

— Почему белочка прыгала с бревна на бревно?

— Чтобы текст был завершенным, чего не хватает?

— Как решить эту проблему?

— Обсудите в паре заключительную часть: Автор  текста писатель В.Бианки.

— Можешь начать свой ответ так:

Я думаю, что …

Мне понравилось, как …

— Давайте выслушаем ваши варианты. Чей вариант наиболее удачный?

— Оцените себя “Я готов к написанию изложения”.

— Объясни, почему нет?

 — Как решить эту проблему?

 Да, один из  наших вариантов — это белка.

— Просто сидела.

— Нашла гриб

— Грызла орехи.

— Волк, собака.

— Белка прыгнула на дерево.

— Очень быстро прыгала.


— Наверное, это единственное направление, куда могла убежать белочка от собаки.

— Она прыгнула на бревно.

— Чтобы перебраться на другой берег.


— Последней части.

— Придумаем последнюю часть.

 ( Работа в парах)

— Нам нужно узнать кто автор текста.

Да / Нет

— Нужно разделить текст на части.

— К первой части поставим вопрос КТО?

— Ко второй —  ЧТО ПРОИЗОШЛО?

— К третьей — ЧТО СДЕЛАЛА?

— Найти орфограммы.

Умение слушать и слышать.

    Прогнозирование.

Интерес к новому.

Умение слушать и слышать.

Учет разных мнений и умение выразить свое.

Умение убеждать и уступать.

  Поиск способа получения информации.

   Сотрудничество в парах.

Осознание своих знаний и незнаний.

   Планирование.

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Презентация, на слайдах которых постепенно открывается  текст.

6.Оформление работы.

Запись числа, вида работы и название текста.

Слайд презентации.

Первое апреля.

Изложение.

Ловкий зверёк.

7.Орфографическая подготовка.

Предлагается разноуровневая работа.

1 группа-на отдельной карточке записаны слова с пропущенными буквами. Ученик вписывает буквы. По сигналу учителя, он меняется работой с товарищем по парте. Проверяет её, затем снова передаёт ему.

2 группа- самостоятельно ищет орфограммы в словах.

-Ребята, в написании какого слова, вы не пришли к общему мнению? Объясните свой выбор (Отнеситесь к тому, что сказал…).

Работа в парах. Проверяют орфограммы.

Самооценка — на полях ставят себе значки

?-я сомневаюсь, что задание выполнил правильно

!-я уверен, что задание выполнил правильно.

Я с тобой согласен (не согласен), потому что… (устное-словесное высказывание).

Работа в парах.


Позиция выбора.

Развитие внимания.

Способность к мобилизации.

Коррекция и оценка выполненного задания

Умение слушать и слышать.

Умение доказывать.

Осознание своих знаний и не знаний.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Регулятивные

Слова на карточках

с пропущенными буквами.

При неуверенности,

учитель помогает.

8.Вторичное целостное чтение текста,  подготовка к пересказу, пересказ.

Для правильного оформления текста нужно не только знать правила, но и уметь точно передавать содержание.

Для этого давайте еще раз поработаем с текстом.

Познакомимся с опорными словами, прочитаем текст ещё раз, чтобы   подготовиться к пересказу.

Кто готов пересказать 1 часть? 2? 3? Внимательно слушаем и кто-то дальше будет продолжать.

Самостоятельная работа.

Пересказ.

О готовности сигнализируют на нетбуках.

Умение слушать и слышать.

Оценка готовности к работе.

Самоконтроль

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Файл с текстом передается на нетбук.

Слайд с опорными словами.

9.Написание изложение и контроль за результатом обучения.

Приступить пора, друзья.

Время вам терять нельзя.

Оказание помощи ученикам учителем.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Взаимопроверка.

Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

самооценка и взаимооценка;

корректировать свои и другого ученика действия.

Регулятивные

Познаватель-

ные

Коммуникативные

Личностные

Если ученик быстро написал и выполнил проверку, оценил, то можно дать ему дополнительное задание:

— Поразмышляй,

какой это текст: научный или художественный.

А свои догадки ты проверишь при выполнении домашнего задания.

10.Рефлексия. Домашнее задание.

— Вы сегодня молодцы. Прекрасно поработали.

Какая была задача на урок?

На оценочных листах отметьте, кто справился.

— За что вы себя сегодня можете похвалить?

На нетбуках рисуют значок, соответствующий их самооценке.

Оценка своей деятельности. У ребенка развита рефлексия.

Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Личностные

Регулятивные

Разноуровневые задания (ученики выполняют по выбору)

1группа.

Списать текст с пропущенными буквами. Сравни этот текст с тем, что ты писал в классе. Какой текст-описание будет научным ,а какой художественным?

Почему?

2 группа.

Найди или сочини загадку про белку. Обозначь окончание у имён существительных.

3 группа. 

Спиши стихотворение.

Вставь пропущенные буквы.

3группа.

Запасливая белка.

Рыжая бел_чка с рыж_м хв_стом

Маленький ры_ик нашла под кустом.

Маленький рыж_ к она зас_лила.

В банку б_льшую его пол_жила.

Белке теперь не страшны х_л_да:

Есть у нее на всю зиму еда.

А.Ганиев

1 группа

Белка

                Наши предки называли зв_рька бела. Уважали белку, ц_нили. Зв_рушка малая столетиями к_рмила, поила, согр_вала. А на севере Ро__ии белка была первейшим объектом пушного промысла и т_рговли. Вся Европа издавна одевалась и украшалась ру__кими беличьими м_хами. Уд_вительный зв_рёк Белка. Д_тёныши рождаются у наших белок с конца января до марта. Б_льчата появляются на свет через сорок дней. В гн_зде их бывает до десяти штук.

По Н. Сладкову

Оценочный лист.

Имя и фамилия

1.           

На уроке я работал          

активно

пассивно

2.           

Своей работой на уроке я            

доволен

не доволен

3.           

Урок для меня показался             

полезным

бесполезным

4.           

За урок я                

не устал

устал

5.           

Мое настроение               

стало лучше

стало хуже

6.           

Продолжите фразу «Мне запомнилось на уроке…

____________________________________________

___________________________________________»


13

ЗАПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ , ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ .

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙ СКОБКИ . УКАЖИ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , УПОТРЕБЛЁННЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ . Вдруг ( из ) леса выскочила б..льшая с..бака . Ло..кая белоч..ка прыгнула ( на ) ближнее бр..вно . ( На ) б..регу л..сной р..ки на пне с..дела белка . ( По ) р..ке плыли брёвна . ( В ) ла..ках она д..ржала еловую ш..шку и грызла её . Белка бросила ш..шку и помч..лась скач..ками ( к ) р..ке . ( С ) бр..вна ( на ) бр..вно , ( с ) бр..вна ( на ) бр..вно — и на тот берег ! ПОМОГИТЕ КТО ЗНАЕТ … СРОЧНО НУЖНО …!!!

1 ответ:



0



0

На берегу (мужской род) лесной реки (женский род) на пне (мужской род) сидела белка (женский род). В лапках она держала еловую шишку (женский род) и грызла её. Вдруг из леса (мужской род) выскочила большая собака (женский род). Белка (женский род) бросила шишку (женский род) и помчалась скачками к реке (женский род). По реке (женский род) плыли брёвна. Ловкая белочка (женский род) прыгнула на ближнее бревно (средний род). С бревна (средний род) на бревно (средний род), с бревна (средний род) на бревно (средний род) — и на тот берег (мужской род)!

Читайте также

Наш врач пришел быстро
На завтрак я ему булучку с кофе
Их поведение мне не нравилось
Положи на место эту вещь
Стая лебедей заканчивало путешествие

1) о
2) о
3) по
4) его
5) о
6) о
7) е
8) ет
9) ничего не вставляй
10) гнетущей

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Какую букву и или о?

Современный суд  вряд ли  можно назвать гуманным. Всегда идёт хладнокровный приговор, судьям лишь бы
исполнить свой долг и сделать работу. Бывает, что приговор не справедлив, то
есть незаслуженное или легкое наказание.    Очень трудно бывает доказать свою невиновность. Человек находится в заключении, абсолютно невиновный, бывает годами доказывается его невиновность.Но ущерб в этих случаях не возмещается<span> . Законы не работают в большинстве случаев.  Особенность русского законодательства   в отношении законов:»Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»Правосудие трещит по все швам .Фактически законы- это насмешка над гражданами. Если за убийство дают 2 года   , то о какой  справедливости может идти речь? О какой
гуманности и честности может идти речь?!  И
все как всегда кругом покупается. Разве люди научатся нести ответственность за
свои действия. если заранее знают, что если  я заплачу тому-то и тому-то и буду дома
сидеть  и жить дальше припеваючи  и таким образом смогу избежать наказания.</span>  Коррупция расцвела таким пышным цветом, что  органам правосудия  очень удобно при такой ситуации.Согласно данным социологов, представители
судейского корпуса менее всего придают значение такому качеству своей
профессии, как гуманность. Ее ценят лишь некоторый процент судей, которые являлись в прошлом
аппаратными работниками. Среди судей, вышедших из юридической и адвокатской
среды  еще меньше. Хуже всего дела обстоят с судьями —
выходцами из органов прокуратуры — там практически отсутствует процент таких судей ,которые высоко оценивают
необходимость быть гуманным при исполнении своих профессиональных обязанностей.<span>

Если оценивать гуманность судей исходя из времени,
когда они стали работниками Фемиды, то наименее человеколюбивыми оказались
судьи «старого призыва», надевшие мантии еще до распада СССР. Те, кто стал членом судейского корпуса в «лихие 90-е», оказались
самыми гуманными . Судьи  периода .в котором мы проживаем также не
очень отличаются гуманностью , так  как считают невыгодным для себя справедливый труд на своем поприще .

<span>То, что  современное правосудие  требует  чрезвычайного пересмотра своей деятельности и реформ,но пока никто не собирается этого делать —
печальный факт, отражающий настроения общества в целом.</span></span>

weseso443

weseso443

Вопрос по русскому языку:

ЗАПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ , ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ . ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙ СКОБКИ . УКАЖИ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , УПОТРЕБЛЁННЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ . Вдруг ( из ) леса выскочила б..льшая с..бака . Ло..кая белоч..ка прыгнула ( на ) ближнее бр..вно . ( На ) б..регу л..сной р..ки на пне с..дела белка . ( По ) р..ке плыли брёвна . ( В ) ла..ках она д..ржала еловую ш..шку и грызла её . Белка бросила ш..шку и помч..лась скач..ками ( к ) р..ке . ( С ) бр..вна ( на ) бр..вно , ( с ) бр..вна ( на ) бр..вно — и на тот берег ! ПОМОГИТЕ КТО ЗНАЕТ … СРОЧНО НУЖНО …!!!

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

aldso

aldso

На берегу (мужской род) лесной реки (женский род) на пне (мужской род) сидела белка (женский род). В лапках она держала еловую шишку (женский род) и грызла её. Вдруг из леса (мужской род) выскочила большая собака (женский род). Белка (женский род) бросила шишку (женский род) и помчалась скачками к реке (женский род). По реке (женский род) плыли брёвна. Ловкая белочка (женский род) прыгнула на ближнее бревно (средний род). С бревна (средний род) на бревно (средний род), с бревна (средний род) на бревно (средний род) — и на тот берег (мужской род)!

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

работа с деформированным текстом. Виды
заданий работы с деформированным текстом:

1. Деление текста на предложения:

  • 3-4
    предложения – 2 класс;
  • 5-8
    предложений – 3 класс;
  • 9-12
    предложений – 4 класс.

Спиши текст, раздели его на предложения.

Муравей и зерно

Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно
было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей
вместе они утащили зерно в муравейник.

2. Составление предложений из слов.

Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст
озаглавить:

Русский, хорош, зимой, лес.
Деревьями, под, сугробы, глубокие.
Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.
Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

3. Работа над деформированным текстом:

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.

1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.
2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.
3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.
4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.

Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы
получился связный текст.
1) Весна улыбнулась.
2) Весна голос подает.
3) Настоящей весной запахло.

Приход весны.

Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по
дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.
Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут
настоящей весной.
Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась
весна.

Работа с деформированным текстом является очень продуктивным
видом деятельности и используется во всех классах начальной школы. Организовать
эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий
возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на
полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на
кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов
предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные
тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: озаглавить
его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить
падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать
родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.

Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе было
предложено такое задание: «В конверте находятся кусочки-слова разного цвета. На
жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго
предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения,
на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых
получится текст. Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение.»

Наступает чудесная пора. Солнце заливает землю яркими лучами.
Лесная опушка утопает в розовой пене. Гудят мохнатые шмели. В полдень прибегают
на опушку разные зверьки.

Такую работу можно проводить в любом классе. Для учеников 1, 2
классов предлагаются тексты меньшего объёма. Например, во 2 классе при изучении
темы «Род имён существительных» можно использовать следующий текст:

Белка живёт в лесу. У зверька пушистый хвост. Она сидит в дупле.

Собрав сначала предложения, а затем текст, ученики получают
задание: «Найдите в тексте имена существительные, определите их род.»

Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по
степени сложности: жёлтым цветом – низкий уровень сложности (текст из трёх
предложений), синим – средний уровень (четыре предложения), красным цветом –
высокий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты.

Можно предложить детям такие разноуровневые задания с
деформированным текстом
:

«Сильные» дети – красные карточки:
собрать фразеологизмы.

На, медведь, ухо, наступил.
Шкуру, делить, медведя, неубитого.

«Средние» дети – зеленые карточки: собрать
пословицы.

Медведь, да, грозился, в, свалился, яму.
Спросонья, кажется, и, медведем, блоха.

«Слабые» дети – синие карточки: собрать
отрывки из детских стихов.

Пол, на, уронили, мишку, По, косолапый, мишка, лесу, идет,
Мишке, лапу, оторвали. Собирает, песенки, поет, шишки.

Эффективна работа с деформированным текстом, которая
позволяет предупредить речевые ошибки.

ЗИМА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи
сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по
лсеу.

Такая работа развивает орфографическую зоркость, творческую
активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к
уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются коммуникативные
действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками.

Далее представлены упражнения для работы с текстом в 3 классе.
Виды упражнений:

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
2. Деление сплошного текста на абзацы.
3. Составление связного текста из данных абзацев.
4. Составление связного текста из данных предложений.
5. Составление связного текста из деформированных предложений.
6. Составление связного текста из неполных предложений.
7. Составление связного текста по вопросам.
8. Составление рассказа по данному началу.
9. Письменные ответы на вопросы.

1. Деление
сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого
предложения нужный знак.

№ 1

Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни
слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый
юг гуси.
И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые
морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)
(По И.Соколову-Микитову)

№ 2

Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник
останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу
«Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля
виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром
лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)

№ 3

Осенью

Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась
осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял
тяжёлые тучи.
Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое
солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их
тоскливое курлыканье. (48)

2. Деление
сплошного текста на абзацы

Поделить текст на абзацы.

№ 1

Орленок

Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок.
Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени
орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес
любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул
крыльями и поднялся высоко в небо. (53)
(По Я.Костырю)

№ 2

Ловкий зверёк

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала
еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила
шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая белочка
прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот
берег! (56)
(По В.Бианки)

№ 3

Редкая гостья

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень
обрадовались ей. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку
сухой рябины. Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы
другую гроздь, прыгнул на сук ели и исчез в густых ветвях. С тех пор белка
каждый день стала навещать птичью столовую. (56)
(По Г.Скребицкому)

3.
Составление связного текста из данных абзацев

Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Доброта

Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк
приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась
жива.
Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были
грустные.
Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую
олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу. (54)

№ 2

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель
почтового ящика. Понравилось.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик
ветками шиповника.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти. Травинок.
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на
крыльцо.
(По И.Недоле)

№ 3

Радость в луковице

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым
годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиациант.
Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана
радость.
Гиациант украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.
Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я
поставила горшок в ванной. Накрыла горшочек бумажным колпачком. Ему нужна была
прохлада. (65)
(По Н.Павловой)

4.
Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Осенью

Весь день стоит ненастная погода.
Наступила поздняя осень.
Он ломает сучья и срывает листья с деревьев.
Яростный ветер гонит над землей клочья туч.
Грустный стоит лес.
С утра густой туман окутал окрестность. (32)

№ 2

Зайцы

Его следы прямые.
Заяц ходит по полям и лесам без страха. Но утром он начинает метаться и путать
следы. Они удивляются хитрости зайца.
Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам.
Он всего боится.
А заяц не думал хитрить. (40)
(По Л.Толстому)

№ 3

Зима

И пруд уже замерз.
С каждым днем все холоднее.
Запасите осенью побольше ягод рябины.
Облетели с деревьев листья.
На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.
Хохлатые птицы клюют их.
Лужи на улицах покрыты тонким ледком.
Зимой кладите ягоды в птичью корзину. (41)
(По Г.Скребицкому)

5.
Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных
предложений.

№ 1

в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное
изредка, от, деревья, мороз, потрескивают
солнце, лес, утреннее, осветило, спящий
в, послышалось, воздух, щебетание, птиц (21)

Подберите к тексту название.

№ 2

свете, жила, на, коза
хозяйка, нее, у, злая, была
клок, давала, день, в, сена, только
козы, трудная, у, жизнь, была
она, козе, листики, давала, вкусные (25)

Подберите к тексту название.

№ 3

Бурундуки

живут, в, бурундуки, лесу
они, деревьев, почки, разных, едят
любит, бурундук, и, ягоды, плоды, шиповника
зверек, гнездо, этот, разорить, может
крепко, в, спят, норе, зимой, бурундуки (26)

6.
Составление связного текста из неполных предложений

Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы
получился связный рассказ. Подберите к тексту название.

№ 1

Ели надели белые _________ ,
Спрятали в ________ колкие ________ .
Скачет под елками белый зайчишка,
Белый зайчишка в _________ пальтишке.
Ни рукавиц у косого, ни _________ ,
Греют его только быстрые __________ .
(И.Пивоварова)

Слова для справок: ша…ки, варе…ки, ла…ки, ле…кое,
ша…ка, ла…ки.

№ 2

Маша ________ на берегу реки в мячик. Вдруг мячик _______ и
_______ в воду. Маша ________ по берегу, а мячик _________ по воде. __________
он, __________ да и _________ к рыбакам в сеть.
Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, плыл, попал.

№ 3

Скоро зима

Ночью ударил сильный _________ . Он сковал лужи на _____ и
______ . ______ ветер гулял по лесу. Холодно стало _____ . _______ спрятались в
гнёздышки. Там птичкам тепло. ______ стали готовить ________ для птиц.
Слова для справок: мороз, дорожка, тропинка, холодный, птицы, они, ребята,
кормушки.

7.
Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)

№ 1

Моя мама

1. Как зовут твою маму? Какая она?
2. Где мама работает? (Что выпускает, делает?)
3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время?
4. Как ты помогаешь маме?

№ 2

Мой друг

1. Как зовут твоего друга?
2. Давно ли ты с ним дружишь?
3. Что нравиться тебе в твоем друге?
4. В чем бы ты хотел походить на него?

№ 3

Прогулка в лес

1. Куда пошли ребята с корзинами?
2. Что они делали в лесу?
3. Где ребята отдыхали?
4. Когда и с чем они вернулись домой?

8.
Составление рассказа по данному началу

Допишите рассказ несколькими предложениями.

№ 1

Спас друга

Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша
побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул…

№ 2

В лесу

Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел
стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы…

№ 3

После грозы

Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с
корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни…

9.
Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на вопросы.

№ 1

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы
научили собаку Альму водить к реке утят. Вот Альма важно идет к реке. Утята
спешат за ней. Птенчики ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и
зорко охраняет утят. (42)

Вопросы:
1. Что случилось с уткой?
2. Кто заменил утятам маму?
3. Куда повела Альма утят?
4. Как охраняла собака утят?

№ 2

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на
праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от
летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51)
(По И.Соколову-Микитову)

Вопросы:
1. Что увидел писатель на лугу?
2. Почему луг был похож на хоровод?
3. Как писатель описывает колокольчики?
4. Как колокольчики приветствуют гостя?

№ 3

Случай в лесу

Мы нашли в лесу крохотного птенца. Посадили его в большую
коробку и затянули коробку марлей. Коробку поставили под куст и ушли.
Вдруг налетела стая щеглов. С яростным писком бросились они освобождать
пленника. Марля сразу была проклевана. Птенец помогал. Он пробивал марлю, как
скорлупку яйца.
Скоро птенец выбрался наружу и поковылял в кусты. (52)

Вопросы:
1. Куда положили найденного птенца ребята?
2. Как стая щеглов освобождала птенца?
3. Как птенец помогал стае?

По детской литературе часто используют тестовые задания. Тест не
может быть единственной формой промежуточного контроля, так как посредством
теста невозможно адекватно оценить уровень знаний по дисциплине (не исключено,
что правильные ответы были даны «наугад»). Цель тестовых заданий – определить
тех, кто не обладает даже минимальными знаниями по предмету.

Задания в тесте направлены, в основном, на проверку знания
обучающимися произведений детской литературы, их авторов, времени написания
текстов.

Тест

1. Отметьте определение, соответствующее понятию «детская
литература» в литературоведении:
А) исключительно литература, созданная детьми,
Б) литература о детях,
В) литература, имеющая своим адресатом ребёнка, соответствующая его возрастным
особенностям.

2. В материнскую лирику входят (выберите правильные варианты):
А) пестушки,
Б) колыбельные,
В) потешки,
Г) сказки,
Д) былины.

3. В дискуссии 1920-х годов о пользе или вреде волшебных сказок
право детей на чтение сказок отстаивали (выберите правильные ответы):
А) М. Горький,
Б) С. Маршак,
В) Н. Крупская,
Г) А. Луночарский.

4. Автор книги «От двух до пяти» —
А) Д. Хармс,
Б) К. Чуковский,
В) А. Барто,
Г) С. Михалков.

5. «Царевна-лягушка» — это:
А) волшебная сказка,
Б) социально-бытовая сказка,
В) сказка о животных.

6. Укажите фамилию автора сказки «Доктор Айболит»:
А) Маршак,
Б) Чуковский,
В) Михалков,
Г) Остер.

7. Серия сказок А. Волкова о волшебнике Изумрудного города
представляет собой:
А) точный перевод произведений Ф. Баума,
Б) адаптированный художественный перевод произведений Ф. Баума,
В) заимствование сюжета и авторское переосмысление произведений Ф. Баума.

8. «Чёрная курица, или Подземные жители» (выберите верные
варианты):
А) прозаическая литературная сказка,
Б) стихотворная литературная сказка,
В) создана А. Погорельским,
Г) создана А.С. Пушкиным,
Д) написана в 1829 году,
Е) написана в 1864 году,
Ж) написана в 1929 году.

9. Определите автора следующего отрывка:

Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.

10. Определите автора следующего отрывка:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой
деятельности. Она носит характер систематического последовательного
развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и
становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в
целом.

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде
трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной
методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых
высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых
фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое
смысловое и структурное целое.

Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую
единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные
слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и
грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и
«каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из
разновидностей связной речи».

Связная речь — сложное явление, подход к которому возможен с
разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в
первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить
«содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и
систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях. Понятие
«связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам
речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Выполняя упражнения на понимания текста, учащиеся не должны видеть одновременно текст и задание. Каждый ученик получает текст и внимательно изучает его определенное время; потом закрывает текст и выполняет задание. Выбор упражнения зависит от подготовленности класса. Нужно сделать важную оговорку: это упражнения не на логику, а на понимание текста. Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения, которые противоречат тексту, но и те, которые в тексте не содержатся. Например:

Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, — сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы). (М.Гаспаров)

Задание. Запишите номера правильных утверждений.

  • Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
  • Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки .
  • Фреска — это роспись по сырой штукатурке.
  • Греки редко писали масляными красками на холсте.
  • Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
  • Наше слово “мел” произошло от названия острова Мелос.
  • На деревянных досках писали темперой.
  • Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
  • Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
  • Картину проще сохранить, чем статую.

Следующий вид  упражнений это работа с деформированным текстом. Виды заданий работы с деформированным текстом:

1. Деление текста на предложения:

  • 3-4 предложения – 2 класс;
  • 5-8 предложений – 3 класс;
  • 9-12 предложений – 4 класс.

Спиши текст, раздели его на предложения.

Муравей и зерно

Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.

2. Составление предложений из слов.

Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить:

Русский, хорош, зимой, лес.
Деревьями, под, сугробы, глубокие.
Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.
Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

3. Работа над деформированным текстом:

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.

1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.
2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.
3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.
4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.

Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст.
1) Весна улыбнулась.
2) Весна голос подает.
3) Настоящей весной запахло.

Приход весны.

Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.
Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.
Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.

Работа с деформированным текстом является очень продуктивным видом деятельности и используется во всех классах начальной школы. Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.

Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе было предложено такое задание: «В конверте находятся кусочки-слова разного цвета. На жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения, на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых получится текст. Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение.»

Наступает чудесная пора. Солнце заливает землю яркими лучами. Лесная опушка утопает в розовой пене. Гудят мохнатые шмели. В полдень прибегают на опушку разные зверьки.

Такую работу можно проводить в любом классе. Для учеников 1, 2 классов предлагаются тексты меньшего объёма. Например, во 2 классе при изучении темы «Род имён существительных» можно использовать следующий текст:

Белка живёт в лесу. У зверька пушистый хвост. Она сидит в дупле.

Собрав сначала предложения, а затем текст, ученики получают задание: «Найдите в тексте имена существительные, определите их род.»

Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по степени сложности: жёлтым цветом – низкий уровень сложности (текст из трёх предложений), синим – средний уровень (четыре предложения), красным цветом – высокий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты.

Можно предложить детям такие разноуровневые задания с деформированным текстом:

«Сильные» дети – красные карточки: собрать фразеологизмы.

На, медведь, ухо, наступил.
Шкуру, делить, медведя, неубитого.

«Средние» дети – зеленые карточки: собрать пословицы.

Медведь, да, грозился, в, свалился, яму.
Спросонья, кажется, и, медведем, блоха.

«Слабые» дети – синие карточки: собрать отрывки из детских стихов.

Пол, на, уронили, мишку, По, косолапый, мишка, лесу, идет,
Мишке, лапу, оторвали. Собирает, песенки, поет, шишки.

Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.

ЗИМА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Такая работа развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Далее представлены упражнения для работы с текстом в 3 классе. Виды упражнений:

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
2. Деление сплошного текста на абзацы.
3. Составление связного текста из данных абзацев.
4. Составление связного текста из данных предложений.
5. Составление связного текста из деформированных предложений.
6. Составление связного текста из неполных предложений.
7. Составление связного текста по вопросам.
8. Составление рассказа по данному началу.
9. Письменные ответы на вопросы.

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

№ 1

Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.
И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)
(По И.Соколову-Микитову)

№ 2

Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)

№ 3

Осенью

Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжёлые тучи.
Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)

2. Деление сплошного текста на абзацы

Поделить текст на абзацы.

№ 1

Орленок

Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо. (53)
(По Я.Костырю)

№ 2

Ловкий зверёк

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег! (56)
(По В.Бианки)

№ 3

Редкая гостья

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались ей. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку сухой рябины. Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы другую гроздь, прыгнул на сук ели и исчез в густых ветвях. С тех пор белка каждый день стала навещать птичью столовую. (56)
(По Г.Скребицкому)

3. Составление связного текста из данных абзацев

Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Доброта

Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.
Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.
Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу. (54)

№ 2

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти. Травинок.
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.
(По И.Недоле)

№ 3

Радость в луковице

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиациант.
Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.
Гиациант украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.
Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла горшочек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада. (65)
(По Н.Павловой)

4. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Осенью

Весь день стоит ненастная погода.
Наступила поздняя осень.
Он ломает сучья и срывает листья с деревьев.
Яростный ветер гонит над землей клочья туч.
Грустный стоит лес.
С утра густой туман окутал окрестность. (32)

№ 2

Зайцы

Его следы прямые.
Заяц ходит по полям и лесам без страха. Но утром он начинает метаться и путать следы. Они удивляются хитрости зайца.
Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам.
Он всего боится.
А заяц не думал хитрить. (40)
(По Л.Толстому)

№ 3

Зима

И пруд уже замерз.
С каждым днем все холоднее.
Запасите осенью побольше ягод рябины.
Облетели с деревьев листья.
На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.
Хохлатые птицы клюют их.
Лужи на улицах покрыты тонким ледком.
Зимой кладите ягоды в птичью корзину. (41)
(По Г.Скребицкому)

5. Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

№ 1

в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное
изредка, от, деревья, мороз, потрескивают
солнце, лес, утреннее, осветило, спящий
в, послышалось, воздух, щебетание, птиц (21)

Подберите к тексту название.

№ 2

свете, жила, на, коза
хозяйка, нее, у, злая, была
клок, давала, день, в, сена, только
козы, трудная, у, жизнь, была
она, козе, листики, давала, вкусны (25)

Подберите к тексту название.

№ 3

Бурундуки

живут, в, бурундуки, лесу
они, деревьев, почки, разных, едят
любит, бурундук, и, ягоды, плоды, шиповника
зверек, гнездо, этот, разорить, может
крепко, в, спят, норе, зимой, бурундуки (26)

6. Составление связного текста из неполных предложений

Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.

№ 1

Ели надели белые _________ ,
Спрятали в ________ колкие ________ .
Скачет под елками белый зайчишка,
Белый зайчишка в _________ пальтишке.
Ни рукавиц у косого, ни _________ ,
Греют его только быстрые __________ .
(И.Пивоварова)

Слова для справок: ша…ки, варе…ки, ла…ки, ле…кое, ша…ка, ла…ки.

№ 2

Маша ________ на берегу реки в мячик. Вдруг мячик _______ и _______ в воду. Маша ________ по берегу, а мячик _________ по воде. __________ он, __________ да и _________ к рыбакам в сеть.
Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, плыл, попал.

№ 3

Скоро зима

Ночью ударил сильный _________ . Он сковал лужи на _____ и ______ . ______ ветер гулял по лесу. Холодно стало _____ . _______ спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. ______ стали готовить ________ для птиц.
Слова для справок: мороз, дорожка, тропинка, холодный, птицы, они, ребята, кормушки.

7. Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)

№ 1

Моя мама

1. Как зовут твою маму? Какая она?
2. Где мама работает? (Что выпускает, делает?)
3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время?
4. Как ты помогаешь маме?

№ 2

Мой друг

1. Как зовут твоего друга?
2. Давно ли ты с ним дружишь?
3. Что нравиться тебе в твоем друге?
4. В чем бы ты хотел походить на него?

№ 3

Прогулка в лес

1. Куда пошли ребята с корзинами?
2. Что они делали в лесу?
3. Где ребята отдыхали?
4. Когда и с чем они вернулись домой?

8. Составление рассказа по данному началу

Допишите рассказ несколькими предложениями.

№ 1

Спас друга

Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул…

№ 2

В лесу

Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы…

№ 3

После грозы

Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни…

9. Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на вопросы.

№ 1

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку Альму водить к реке утят. Вот Альма важно идет к реке. Утята спешат за ней. Птенчики ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят. (42)

Вопросы:
1. Что случилось с уткой?
2. Кто заменил утятам маму?
3. Куда повела Альма утят?
4. Как охраняла собака утят?

№ 2

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51)
(По И.Соколову-Микитову)

Вопросы:
1. Что увидел писатель на лугу?
2. Почему луг был похож на хоровод?
3. Как писатель описывает колокольчики?
4. Как колокольчики приветствуют гостя?

№ 3

Случай в лесу

Мы нашли в лесу крохотного птенца. Посадили его в большую коробку и затянули коробку марлей. Коробку поставили под куст и ушли.
Вдруг налетела стая щеглов. С яростным писком бросились они освобождать пленника. Марля сразу была проклевана. Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупку яйца.
Скоро птенец выбрался наружу и поковылял в кусты. (52)

Вопросы:
1. Куда положили найденного птенца ребята?
2. Как стая щеглов освобождала птенца?
3. Как птенец помогал стае?

По детской литературе часто используют тестовые задания. ест не может быть единственной формой промежуточного контроля, так как посредством теста невозможно адекватно оценить уровень знаний по дисциплине (не исключено, что правильные ответы были даны «наугад»). Цель тестовых заданий – определить тех, кто не обладает даже минимальными знаниями по предмету.

Задания в тесте направлены, в основном, на проверку знания обучающимися произведений детской литературы, их авторов, времени написания текстов.

Тест

1. Отметьте определение, соответствующее понятию «детская литература» в литературоведении:
А) исключительно литература, созданная детьми,
Б) литература о детях,
В) литература, имеющая своим адресатом ребёнка, соответствующая его возрастным особенностям.

2. В материнскую лирику входят (выберите правильные варианты):
А) пестушки,
Б) колыбельные,
В) потешки,
Г) сказки,
Д) былины.

3. В дискуссии 1920-х годов о пользе или вреде волшебных сказок право детей на чтение сказок отстаивали (выберите правильные ответы):
А) М. Горький,
Б) С. Маршак,
В) Н. Крупская,
Г) А. Луночарский.

4. Автор книги «От двух до пяти» —
А) Д. Хармс,
Б) К. Чуковский,
В) А. Барто,
Г) С. Михалков.

5. «Царевна-лягушка» — это:
А) волшебная сказка,
Б) социально-бытовая сказка,
В) сказка о животных.

6. Укажите фамилию автора сказки «Доктор Айболит»:
А) Маршак,
Б) Чуковский,
В) Михалков,
Г) Остер.

7. Серия сказок А. Волкова о волшебнике Изумрудного города представляет собой:
А) точный перевод произведений Ф. Баума,
Б) адаптированный художественный перевод произведений Ф. Баума,
В) заимствование сюжета и авторское переосмысление произведений Ф. Баума.

8. «Чёрная курица, или Подземные жители» (выберите верные варианты):
А) прозаическая литературная сказка,
Б) стихотворная литературная сказка,
В) создана А. Погорельским,
Г) создана А.С. Пушкиным,
Д) написана в 1829 году,
Е) написана в 1864 году,
Ж) написана в 1929 году.

9. Определите автора следующего отрывка:

Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.

10. Определите автора следующего отрывка:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

А) С.Я. Маршак,
Б) А.Л. Барто,
В) С. Михалков,
Г) Д. Хармс,
Д) К.И. Чуковский.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

Связная речь — сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • На берегу какой реки жил герой рассказа
  • На бегу как пишется слитно или раздельно
  • На бегу как пишется наречие
  • На армянском нет как пишется
  • На арабском языке али как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии