Аргументы: Человек и общество в пьесе «На дне»
Человек – неизменная часть общества, его главный элемент. В сложном механизме жизни ему всегда приходится подчинять личные мотивы и интересы общественным рамкам, которые оберегают его, и, одновременно, становятся причиной духовной несвободы. Ограничения и стандарты, выдвигаемые окружением, подчас не могут обуздать силу человеческого характера, его стремление к познанию мира и самовыражению. Поэтому конфликты между личностью и коллективом нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Одно из таких произведений – драма М. Горького «На дне». Действие происходит в ночлежке для нищих, где собрались люди самого разного толка, однако все они отвергнуты социумом. У каждого из них – собственная жизненная трагедия, в основе которой лежат простые человеческие слабости.
- Однажды отвергнутый обществом, оказавшийся на «социальном дне» человек уже не в силах подняться, справиться с превратностями судьбы. Так считает один из обитателей ночлежки – Бубнов. Жизнь для него потеряла свою значимость: владевший когда-то красильной мастерской, герой в одночасье теряет всё. Сброшенный «на дно», потерявший веру в людей и правду, переживший предательство жены, теперь он убежден в том, что в мире все подчинено жестоким и непреложным законам, которым бессмысленно сопротивляться. Мысль выбраться из ночлежки, изменить привычный ход вещей и начать новую жизнь кажется Бубнову абсурдной. « Все люди на земле — лишние…» — отмечает герой. Покинутый окружением, он озлоблен на социум и не способен на веру и прощение.
- «Человек всё может – лишь бы захотел», — уверен другой герой пьесы, новый постоялец ночлежки, странник Лука, вступающий в условный конфликт с идейными утверждениями Бубнова. Лука – загадочный старец, почти блаженный, неизвестно откуда взявшийся и куда направляющийся. О его судьбе не знает никто, однако, по словам проповедника, на его долю выпало много горя и трудностей. Однако праведник уверен, что с внешней уродливостью, жестокостью жизни и общества можно справиться, достаточно верить в человека, вселять в него надежду, пусть порой и обманчивую. «Не всегда правдой душу вылечишь» — убежден старец, утешающий героев ночлежки. Отвергнутый обществом, как и прочие действующие лица пьесы, Лука продолжает верить в обитателей «дна», в высокое предназначение каждого из них.
- Несмотря на кажущуюся обреченность жизни, некоторые из героев не теряют веры в светлое будущее, мечтают подняться со дна социального на лучшую жизненную ступень. Васька Пепел – бунтующий образ в пьесе. Его отец был вором, и сам он привык к подобному ремеслу с детства. В отличие от других действующих лиц, Пепел отвергнут обществом изначально, как потерянный человек, судьба которого предопределена и заранее известна. Он стремится изменить самого себя, тем самым доказав коллективу, что его доля может быть лучшей, а сам он может стать честным и порядочным гражданином. Он любит Наташу, мечтает увести ее из ночлежки, где она вынуждена терпеть побои сестры, и переехать в Сибирь, где никто не узнает о его прошлом, а, значит, не станет судить за былые ошибки.
- «Человек – это звучит гордо!» — утверждает свою горькую правду еще один постоялец ночлежки, бывший телеграфист Сатин. Он убежден в том, что человеческая жизнь дорого стоит, поэтому каждый нуждается в сочувствии. Сатин, как и Лука, сострадателен к ближним, готов помочь нуждающимся. Однако пребывание на социальном «дне» делает его безразличным к жизни в целом. Он не видит смысла в действии, поэтому осознанно губит себя. Когда-то отправленный в тюрьму за убийство, а теперь обитающий в ночлежке, он не хочет измениться, поскольку считает существование «на дне» естественным ходом существования. Он отвергает общество, в котором больше не видит правды. Правда, по его мнению, – в самом человеке, однако, и до этого Сатину нет никакого дела. Сломленный обстоятельствами, он отказывается бороться, оставаясь безразличным к своей дальнейшей судьбе.
- Обреченные на гибель герои пьесы неизбежно идут ко дну. Их связывает общность судеб и положение, в котором они находятся, трагичность окружающего мира, отвергнувшего каждого из постояльцев ночлежки по разным причинам. Актер, в прошлом успешно выступающий на сцене, теперь беспробудно пьет. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на подмостки, постоянно цитирует знаменитые литературные отрывки. Однако осознание собственной слабости, забвение общества, невозможность выбраться из нищеты толкают героя на самоубийство. «Истину в вине» ищут и другие персонажи драмы: Андрей Митрич Клещ, слесарь, оказался на дне из-за болезни жены. С ее смертью он ждет облегчения от груза ответственности, однако теряет работу, ещё больше озлобившись на людей и потеряв последнюю цель существования, бездельничает вместе с Сатиным. Герои не в состоянии найти правильный путь, изгнанные из коллектива на социальное «дно», они гибнут там, лишенные надежды на будущее.
Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- аргумент из литературы
- итоговое сочинение
- Максим Горький
- На дне
- человек и общество
Читайте также:
На чтение 13 мин Просмотров 8.4к.
Обновлено 16 июля, 2020
Сегодня объектом нашего исследования для пополнения банка аргументов для итогового сочинения по теме «Надежда и отчаяние в пьесе М.Горького «На дне» станет одно из драматических произведений известного советского писателя и драматурга М.Горького. Произведение было написано в 1902 году, в декабре того же года состоялась премьера пьесы на сцене Художественного театра. В пьесе смело и страстно звучит протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир – мир босяков, «бывших людей», опустившихся на самое дно жизни. Среди них были пьяницы, бездельники, но сохранившие часто в душе своей чувства настоящей привязанности к людям, возмущение против всего несправедливого, любовь к свободе. У каждого из героев свои надежды, но и многих из них грызет глухое отчаяние.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Синонимы к слову надежда
- Синонимы к слову отчаяние
- Эпитеты к слову надежда
- Эпитеты к слову отчаяние
- Аргументы из художественной литературы
- Анна.
- Клещ.
- Актер
- Настя
- Васька Пепел.
- Бедняк из легенды Луки.
- Аргументы из жизни
- Аргументы из народной мудрости
- Афоризмы
Проблема
Что такое надежда? Что такое отчаяние? Всегда ли надежда спасает человека? Чем может навредить отчаяние?
Отношение автора к проблеме
Надежда – это вера человека в то, что все его мечты и ожидания обязательно осуществятся. Отчаяние противоположно надежде. Оно означает состояние крайней безнадежности, невозможности достижения желаемого, удовлетворения какой-либо потребности. Надежда почти всегда спасительна. Она дает силы идти дальше, двигаться к цели. Отчаяние почти всегда губительно. Оно лишает человека сил и желания добиваться поставленных целей.
Аргументы
- Надежда – чувство ожидания лучшего.
- Отчаяние – это состояние уныния, безнадежности, депрессии.
- Надежда помогает человеку преодолевать трудности.
- Отчаяние убивает всякую надежду на лучшее.
- Отчаяние рождается тогда, когда умирает надежда.
Синонимы к слову надежда
Предвкушение, ожидание, упование, чаяние, вера, предположение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия, химера, атиква, надежа, свет в конце тоннеля, якорь спасения, перспективы, виды, благонадеяние.
Синонимы к слову отчаяние
Разочарование, безысходность, тоска, безнадёжность, горе, уныние, горечь, неистовство, непоправимость, апатия, бессилие, неверие, досада, истерика, меланхолия, безнадёга, бешенство, оцепенение, отупение, исступление.
Эпитеты к слову надежда
Безотчетная, безрассудная, безумная, бесплодная, бледная, блестящая, большая, буйная (устар.), великая, верная, ветреная, вольнолюбивая (устар.), волнующая, воскресшая, восторженная, высокая, глупая, глухая, горячая, далекая, дерзкая, дерзостная, добрая, дразнящая, единственная, жаркая, живая, жизненная, заманчивая, запоздалая, земная, золотая, зыбкая, иллюзорная, конечная (устар.), крохотная (разг.), крошечная, крылатая (устар. поэт.), лестная (устар.), ложная, лукавая, лучезарная (устар.), манящая, мучительная, наивная, напрасная, неверная, нелепая, немеркнущая, неопределенная, несбыточная, неясная, обманутая, обманчивая, обольстительная, опрометчивая, ослепительная, отрадная, отчаянная, пламенная, пленительная, последняя, приятная, простодушная, пустая, пылкая, радостная, радужная, разрушенная, робкая, розовая, романическая (устар.), романтическая, светлая, святая, сияющая, слабая, сладкая, сладостная, слепая, смелая, смутная, сокровенная, страстная, тайная, твердая, темная, тихая, томительная, трепетная, туманная, тщетная, угасшая, чарующая, честолюбивая, шаткая, эфемерная, яркая, ясная. Беззакатная, добротная, едкая, сангвиническая, щемящая.
Эпитеты к слову отчаяние
Безвыходное, бездонное, безмерное, безмолвное, безнадежное, безотрадное, безумное, безысходное, беспредельное, беспросветное, бурное, глухое, дикое (разг.), едкое, злобное, злое, исступленное, малодушное, медленное, мрачное, напряженное, настоящее, невыносимое, невыразимое, негодующее, немое, непримиримое, нескрываемое, неудержимое, покойное, покорное, полное, пугающее, слепое, смертельное, совершенное, спокойное, страстное, страшное, суровое, тайное, тихое, тоскливое, тупое, угрюмое, ужасное, унылое, холодное, шумное, яростное. Безвозвратное, веселое, горячее, похоронное, праздное, пронзительное, радостное, разгульное, спокойно-злобное, удалое, хлопотливое.
Аргументы из художественной литературы
Как уже сказано выше, аргументы по теме «Надежда и отчаяние» мы собрали из пьесы «На дне» М.Горького. Каждый из героев этого произведения испытывает и надежду, и отчаяние.
Анна.
Анна – одна из отчаявшихся героинь произведения. В пьесе она молодая тридцатилетняя женщина, но читатель не может отогнать от себя мысль о том, что Анна – уже глубокая старушка. Тяжелая жизнь, непростой характер мужа, слесаря Клеща, болезнь высосали из нее все ее силы, жизненные соки, превратили ее в старуху. Женщина при смерти. Страдая от тяжелой болезни, она терпеливо сносит жестокость, равнодушие мужа, не перестает заботиться о нем. Даже ту скудную пищу, которую оставляет Квашня для нее, она отдает мужу. Она уже устала от такой жизни, глубоко отчаялась, единственный выход – смерть. Перед смертью ее утешает Лука, странник, который появился в ночлежке. Он внушает ей мысль, что Бог справедлив и милостив, и за земные страдания, тяжелую жизнь отправит ее в рай, где она будет спокойна и счастлива. «Ты – верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…», — говорит Лука героине. После этих слов Анна принимает свою смерть спокойно, без ропота. Отчаяние, которое не давало ей покоя, сменяется на зыбкую надежду обрести счастье в потустороннем мире. Так хоть и слабая надежда, но помогает справиться с горьким отчаянием.
Клещ.
Клещ Андрей Дмитриевич – слесарь, муж Анны. Ему сорок лет. Он трудолюбивый человек, работает с малых лет, ненавидит бездельников, шулеров, воров за то, что они зарабатывают деньги нечестным путем. В течение полугода он с женой вынужден жить в ночлежке Костылева. Обитатели ночлежки его не любят за особую злобу, жестокость, излишнюю гордость, называют его «злыднем», «злым духом», «злым». В душе Клеща теплится надежда, что он обязательно выберется из мрачного подвала, не перестает работать, чтобы вырваться из ночлежки. «Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…», — горячо убеждает он ночлежников и снова не выпускает инструмент из рук. Он считал, что со «дна» можно подняться, много и упорно работая. Но тот маленький огонек надежды, который был в его душе, гаснет вместе со смертью Анны. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену. Умирая, надежда опустошает душу человека. Так случилось и с героем. Сначала на него нападает тупое равнодушие, а потом оно сменяется глубоким отчаянием. У Клеща не остается ни сил, ни средств, ни желания бороться с обстоятельствами. Смирившись, он пьет вместе с Сатиным. Образ Клеща – яркая иллюстрация мысли о том, что, когда надежда умирает, она оставляет после себя пустоту.
Актер
История Актера – еще одного из героев пьесы «На дне» — наглядный пример того, к чему приводит отчаяние. Когда-то у него была слава, он был известным актером театра, выходил на сцену, декламировал стихи, был любим публикой. Но из-за пристрастия к алкоголю опустился, забыл стихи, которые когда-то читал со сцены, потерял работу и однажды оказался в мрачной ночлежке. С появлением Луки у Актера появляется надежда на излечение от пагубной привычки. Старик рассказал, что есть бесплатные лечебницы для зависимых: «Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!». Зерно надежды, которое заронил странник в душу Актера, начинает расти и дает даже свои первые плоды. Герой вспомнил свой псевдоним, свое любимое стихотворение, перестал пить, он полон желания найти город с бесплатной лечебницей. Но старик исчез, так и не назвав город, где, якобы, находилась больница. Ночлежники смеются над Актером, открывают ему горькую правду. Та робкая надежда, которая затеплилась в сердце героя, была убита, и горькое отчаяние вновь обрушивается на него. Не в силах вынести этого Актер повесился. Эта история подтверждает мысль о том, что отчаяние способно привести даже к смерти.
Настя
Настя – еще одна героиня пьесы. О ее прошлом мы знаем немного. Родители ее были люди бедные, необразованные, оставить наследство или дать образование дочери не смогли. Оказавшись в крайней нищете, девушка вынуждена зарабатывать на жизнь непристойной работой: она продает себя. Несмотря на это Настя не утратила доброту в сердце, она мягкая, мечтательная, романтичная девушка, любит читать дешевые книги о любви, плачет от жалости к героям. Очень часто она пересказывает сюжеты прочитанных книг, выдавая желаемое за действительное. Она говорит ночлежникам, что обязательно уйдет из ночлежки, будет странствовать, дойдет до самого края света. Но тех денег, которые она зарабатывает страшной, унизительной ценой, едва хватает на мелкие расходы, на крайние нужды. Ее судьба, путь предрешены: впереди ее ждет горькое одиночество, болезни, смерть. Но все же в ее душе живет надежда на то, что она встретит человека, который ее полюбит и вырвет из мрачного сырого подвала ночлежки. А пока такой человек не нашелся, девушка читает книги и представляет себя героиней романов. Именно в этом она находит спасение от отчаяния, именно это дает ей надежду на счастливое будущее.
Васька Пепел.
Васька Пепел – герой пьесы, один из ночлежников. Ему двадцать восемь лет. Он вор, его отец тоже был вором. Два раза Васька был в тюрьме за воровство, но продолжает заниматься этим делом, а краденное продает Костылеву, хозяину ночлежки, за что и пользуется небольшими привилегиями. Он не любит грубость и жестокость, поэтому всегда делает замечания Клещу. Васька не верит в совесть, говорит, что совесть нужна только тем, кто имеет власть. Но в его душе тоже живет робкая надежда. Он желает завязать с воровством, уехать туда, где его никто не знает, и начать новую жизнь. Он предлагает Наташе выйти за него замуж, зовет ее с собой. Его поддерживает Лука, рассказывает о «золотой стороне» Сибири. Странник видит, что Васька Пепел – добрый, крепкий парень, и советует Наташе выйти за него замуж. Но надеждам героя не суждено сбыться. Во время скандала был убит Костылев, а Ваську обвиняют в его убийстве. Так герой попадает в Сибирь, но начать новую, светлую, честную жизнь не получается.
Бедняк из легенды Луки.
Легенда о бедняке, рассказанная странником Лукой, еще раз подталкивает читателей к мысли, что отчаяние способно убивать. Этот бедняк жил в Сибири. Жизнь у него была очень тяжелая, настолько тяжелая, что «хоть ложись и помирай», но он верил, что есть на свете праведная земля, где живут сытые счастливые люди, что жизнь там прекрасна и справедлива. И он готов был терпеть все лишения, тяготы, трудности своей судьбы, потому что надеялся, что однажды попадет на ту праведную прекрасную землю. Однажды случай свел его с ученым, который по картам доказал бедному крестьянину, что никакой праведной земли нет, это просто миф. Это открытие лишило бедного старика надежды, жизнь потеряла всякий смысл для него, и бедняк удавился. Отчаяние, которое испытывает бедняк, невыносимо, оно не дает ему ни единого шанса жить дальше.
Аргументы из жизни
- Автору произведения, как и всякому любому человеку, не раз приходилось испытывать надежду и предаваться отчаянию. Жизнь его нельзя назвать простой и легкой. Он жил у дедушки с бабушкой. Бабушка была доброй, ласковой, очень любила внука. Дед же был человеком злым, вредным, в какой-то мере жестоким. Жили они бедно: бабушка вынуждена была плести кружева на продажу, мальчик собирал старье и сдавал за копейки старьевщику. Тогда еще, в детстве, у будущего писателя зародилась надежда вырваться из нищеты. Единственный путь, который, по его мнению, мог вывести в люди, — знания. Но учиться ему не пришлось. Он много читал, находил моменты для чтения, когда работал подмастерьем, читал и во время работы на пароходе. Этой надежде не суждено было воплотиться в жизнь: поступить в Казанский университет он не смог, не было возможности. Нужно было работать, чтобы прокормить себя. Это было одно из самых главных разочарований в его жизни. Еще один момент отчаяния пришлось пережить писателю, когда он принес В.Г.Короленко на суд свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко честно признался, что мало понимает в поэзии, предложил Горькому писать в прозе, так как, по его мнению, талант у него есть. Отчаявшись, Горький сжигает рукопись поэмы и решает никогда не браться за это дело. Надежду на счастливую писательскую судьбу возвращает революционер Калюжный, с которым судьба познакомила писателя. Он убедил М.Горького писать так, как он рассказывает. Благодаря Калюжному свет увидели первые произведения М.Горького: «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Челкаш» и другие. Так надежда, однажды окрылив писателя, дает ему силы и возможности заниматься любимым делом.
Аргументы из народной мудрости
- Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда», — говорится в русской пословице. Наши предки отмечали, что счастье недолговечно: оно, как свежий ветер, пахнет и улетит вдаль. Надежда же постоянна, она не покидает человека ни в минуты радости, ни в моменты глубокой грусти и тоски.
- Русская пословица гласит: «Без надежды — что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь». Действительно, надежда, как одежда, она способна согреть душу человека даже в самый пасмурный день, успокоить мысли. Без нее не прожить ни в горе, ни в счастье.
- «Надежда окрыляет, обман убивает», — говорили в старину. Надежда дает силы идти вперед, добиваться намеченного, желаемого, а обман, даже самый безобидный, способен отнять у человека надежду, лишить его сил и желания что-либо делать. Он способен даже убить человека.
- «Жить без надежды — радости не знать», — замечал узбекский народ. Жизнь без надежды похожа на тяжкий, страшный сон. Она скучна, безрадостна и бесцельна. Только надежда окрыляет человека, одаривает его силой, смелостью, мужеством, находчивостью и желанием дойти до цели.
- «Пока дышит грудь, всегда в надежде будь», — говорит мордовский народ. Он учит тому, чтобы человек, пока жив, не терял бы надежды, верил в доброе будущее и исполнение желаемого.
- Англичане говорят: «В отчаянии и трус может стать смелым». Действительно, когда отчаяние доходит до края, человек способен на любые поступки, на любые жертвы и даже на смерть.
Афоризмы
- «Надежда — лучший врач из всех, какие мне известны», — говорил Александр Дюма старший. Он отмечал то, что надежда – один из самых лучших врачей, она способна исцелить даже безнадежно больного человека, если человек сам поверит в свое выздоровление.
- «Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния». Уильям Шекспир, известный английский поэт и драматург, называл надежду помощницей в любви. Она может справиться с самым безнадежным отчаянием, которое внушает сдаться, прекратить борьбу. Идти вперед и добиться желаемого поможет надежда.
- «Отчаянье обманывает чаще, нежели надежда», — так говорил французский философ Люк де Клапье Вовенарг, имея в виду, что надежда редко обманывает человека, она ведет его к желаемому через любые трудности и препятствия, а отчаяние – неверная подруга, она способна на обман.
- «Где умирает надежда, там возникает пустота», — говорил известный художник Леонардо да Винчи. Без надежды жизнь становится пустой и бессмысленной. Именно поэтому живописец и утверждал, что когда умирает надежда, рождается пустота.
- «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния», — писал французский писатель Виктор-Мари Гюго. Классик зарубежной литературы называл надежду великой силой души. Она бы заняла пьедестал почета, если бы не отчаяние, которое, по мнению Гюго, сильнее надежды.
- «Надежды — это обручи, которые не дают лопнуть сердцу», — писал английский историк Томас Фуллер. Надежда в его воображении рисовалась обручами, которые стягивают сердце человека и не дают ему лопнуть в минуты тревоги, отчаяния, горести и страданий.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека |
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? |
3. Преступление и наказание — вечная тема |
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня |
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина |
Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. |
О влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. О «плюсах» и «минусах» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества |
«Преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. |
О произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. |
О понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. |
Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Многих жителей ночлежки характеризует бездействие, которое в свою очередь тесно связано с жизненным путем человека. |
Особое внимание автор уделяет людям «дна» жизни, среди которых есть и тюремщики, и воры, и убийцы. Сатин, Барон, Васька Пепел – три ночлежника, которые отбывали наказание в тюрьме. Барон оказывается там в результате траты казенного имущества. С рождения «окрещенный» вором Васька Пепел уже дважды побывал в тюрьме, а в финале произведения отправляется в тюрьму за убийство Костылева. Сатин почти пять лет сидел в тюрьме за то, что, заступившись за родную сестру, «убил подлеца в запальчивости и раздражении». |
Так ночлежники посмеиваются над тем, что Настя читает книги о любви. Чтение для героини – способ хоть на какое -то время оказаться в мире, в котором царствуют светлые, добрые, искренние чувства. Но как грубо говорят ей о том, что не было у неё настоящей любви, а Бубнов открыто иронизирует над её увлечением книгами о «роковой любви». |
Герои пьесы А.М. Горького оказались в одинаковом положении – на социальном «дне» общества. У каждого до того, как они попали в ночлежку Костылёвых, была своя жизнь, разными путями они опустились на эту ступеньку социальный лестницы. Но на данный момент все они – ночлежники, которых не уважают, могут унизить по любому поводу, не считают за людей.Казалось бы, тяжёлая судьба, трудности должны были как-то сблизить, сплотить этих людей, ведь они все испытывают примерно похожие чувства, понимают свою ненужность в обществе. Однако происходит обратное: герои озлобляются, становятся жестокими друг к другу. Равнодушие к судьбе другого, стремление сделать ему ещё больнее, унизить, оскорбить, высмеять – всё это стало обыденным для многих из них. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. |
|
Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу? Данко вырос в кругу любящих людей, он предан им и своей цели- сделать всех счастливыми. Но вот, племя героя оказалось в затруднительном положении: другой народ выгнал их в жуткий лес, который свои смрадом потихоньку убивал их. Данко пытался вывести своё племя из тёмных зарослей, но люди, под натиском страха, решили убить его. Герой, теряя последнюю надежду, вырывает своё сердце из груди, тем самым воодушевляя народ следовать за ним. В конце, выведя оставшихся людей он, с чувством выполненного долга, умирает. Эта история доказывает, что выбор дороги в жизни героя целиком зависит от его характера. Таким образом на примере Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» читатель может сделать вывод, как характер человека отражается на его дальнейшем пути и как не надо слепо следовать за зов своих чувств. |
Тема преступления и наказания наблюдается в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». |
Кто счастлив на Руси? |
- 04.09.2022
Большая подборка аргументов по каждому из направлений итогового сочинения для 11 класса в 2022-2023 учебном году. В основу аргументов легли самые популярные произведения, представлена их главная идея, позиции главных героев и тезисы, которые необходимо понимать по каждому произведению.
Напомним, что в 2023 году направления отменили. Подробнее читайте здесь.
Чтобы ознакомиться с аргументами, выберите интересующий РАЗДЕЛ ниже из списка:
- Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
- Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- Аргументы «Природа и культура в жизни человека»
Несколько примеров по каждому разделу представлены ниже
Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
- Больше аргументов и тем по разделу
«Обломов», автор И.А. Гончаров. Размышления о счастье (каждый человек кузнец – своего счастья)
В романе И. А. Гончарова «Обломов» описана судьба И. И. Обломова, помещика, который действиям предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь же мы наблюдаем судьбу другого человека – друга главного героя Андрея Штольца. Тот является полной противоположностью Обломова. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем.
Андрей считает, что «человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души осознавая свою малодушность и трусость.
Так можно ли сказать, что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что хорошо там, где нас нет. Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю.
«Мастер и Маргарита», автор М.А. Булгаков. Размышления о добре и зле
Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро. Понтий Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.
«Мертвые души», автор Н.В. Гоголь. Размышления о приобретении жизненного опыта (Зачем человеку развиваться?)
Зачем человеку развиваться? Ответ простой – чтобы не деградировать, как, например, Коробочка из данной поэмы. Женщина была хозяйкой поместья, умела принимать гостей, но она остановилась в собственном развитии. В ходе беседы с Чичиковым героиня интересовалась только своими владениями и получением прибыли. Помещицу совершенно не беспокоил внешний мир, поэтому во многих серьезных вопросах она являлась «дубинноголовой». После предложения сделки Чичиковым, Коробочка всерьез решила, что мертвые души нынче ходовой товар, поэтому так боялась продешевить с ценой на них. Женщину интересовало лишь накопление материальных ценностей, и это привело героиню к деградации и невежеству.
«Преступление и наказание», автор Ф.М. Достоевский. Размышления об ошибках и их исправлении (Что мы понимаем под самосовершенствованием?)
Что мы понимаем под самосовершенствованием? Для каждого этот процесс выглядит по-своему. Например, для героя романа изначально самосовершенствование заключалось в достижении превосходства над другими. По пути к своей цели Родион убил старуху-процентщицу. После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, и его грызли муки совести. Герой осознал, что совершил ужасную ошибку. Свой новый идеал парень нашел в православной вере. Он приступил к самосовершенствованию через искупление греха, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию. Можно отметить, что совершенствовался Раскольников путем удовлетворения собственных духовных нужд.
«Старуха Изергиль», автор М. Горький. Свобода и её ограничения
Ларра не связан никакими нравственными ограничениями, поэтому он убивает девушку лишь за то, что она ему отказала. Сын орла и земной женщины не видит своей вины. Он считает, что может делать все, на что способна его сила. Но соплеменники не разделили его взглядов на мир. Они изгнали Ларру. Бог покарал его сильнее: он дал юноше бессмертие, чтобы тот понял, как тяжело находиться в изоляции. Через какое-то время Ларра и сам захотел смерти, потому что осознал тяжесть одиночества. К этому трагическому финалу его привела неограниченная свобода. Он делал все, что хотел, не спрашивая мнения других, поэтому остался один и разочаровался в себе.
Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- Больше аргументов и тем по разделу
«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений
Ярким примером конфликта старого и нового поколения может служить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрицает убеждения братьев Кирсановых, олицетворяющих в романе образ старого дворянского общества. Его презрение к истории «отцов» поражает, нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения. Он отрицает даже такое фундаментальное понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть нахального и амбициозного Базарова нелепа и разрушительна для всех его идей, ведь на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть сторонником новых идей не значит «растоптать» старые.
«Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека
В русской классической литературе есть герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Юноша ведёт себя совсем не так, как «полагается» на светском вечере. Он живой, искренний, настоящий. Он умеет проявлять эмоции и делает это. Он не ищет выгоды в знакомствах – общается с теми, с кем ему интересно. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остаётся одиноким. Герой находит своих людей – тех, кому он нужен именно таким, какой он есть. Прелесть Безухова именно в том, что он Человек – настоящий, с недостатками и достоинствами, способный чувствовать, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакому общество не удалось повлиять на Пьера, изменить его. Получается, оно бессильно, когда перед ним встаёт сформировавшаяся личность, крепкая и уверенная. В таком случае оно никак не влияет на человека.
«Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)
Из «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. Самолет Мересьева сбили над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгие недели он полз по лесу к ближайшему поселению, где его и выходили люди. Когда Алексей попал в городской госпиталь, то ему ампутировали ступни, так как спасти их надежды не было.
Но он не отчаялся, вдохновившись летчиком Карповичем времен Первой Мировой войны, который тоже пережил ампутацию ступни и все равно летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг. История становится еще более поразительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной судьбе человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к родине дала ему силы не только выжить, но и послужить ей, показав себя достойным сыном своей земли.
Аргументы «Природа и культура в жизни человека»
- Больше аргументов и тем по разделу
«Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Васильев. Размышления о взаимодействии человека и природы
Человек и природа – единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее.
«Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий
К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из главных в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребёнком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы её ребёнок был здоровым и сытым. Простакова считала, что такие понятия, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни. Героиня нанимала педагогов, однако их цель заключалась лишь в получении прибыли. Учителя не желали качественно выполнять свою работу, да и сама госпожа потворствовала лени своего сына. Простакова не развивала наследника, ему были чужды моральные ценности. Лишённый знаний и умений, Митрофанушка оказался совершенно не приспособленным к жизни. Фонвизин продемонстрировал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает нам, что лишь тот человек, который постоянно стремится к новым знаниям, может реализовать себя в обществе.
«Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.
«Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.
«Тапер», автор И. А. Куприн. Рассуждения об искусстве, о миссии художника / музыканта
Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.
Аргументы на тему: Надежда и отчаяние в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)
Многомудрый Спринт-Олимпик догадывается, что пьеса «На дне», которую проходят в 11 классе, является любимым произведением для подбора аргументов по направлению «Надежда и отчаяние». У нищих масса поводов отчаяться, а у Луки для каждого найдется своя надежда. Сохраняйте себе примеры из пьесы «На дне», чтобы в решающий час воспользоваться своими наработками.
Предыдущая
Банк аргументовАргументы по направлению «Гордость и смирение» из книг М. Горького (для итогового сочинения)
Следующая
Банк аргументовАргументы на тему: Чем можно пожертвовать ради любимого человека? (для итогового сочинения)