На какие группы делятся русские народные сказки по их содержанию

Виды сказок


Виды сказок

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?

Виды сказок

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

  • сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
  • волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
  • бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

Колобок

Рис. 1. Колобок.

У авторских сказок имеется автор.

Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Ромах

    5/5

  • Неструева Лиза

    5/5

  • Денис Крец

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.


А какая ваша оценка?

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Русские народные сказки: виды, принципы
рассказывания

Слово «сказка» известна с XVII века. До этого времени употребляли
термин «байка» или «басень», от слова «баять»,
«рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы
Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают
небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка»
употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о
большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились
люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное
творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им
создаются уже сборники русских народных сказок.

Сказка  повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях

Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её
отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая
воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»).

 Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров
фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои, присутствует ощущение
истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и
взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к
русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

2. Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

На сегодняшний день принята следующая
классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только
человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им
человеческие черты, но, в то же время, фиксирует и характеризует повадки,
«образ жизни» и т.д.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно
был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.
Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Сказки отличаются от поверий — в последних, большую роль играет
вымысел, связанный с язычеством. Волк в поверьях мудр и хитёр, медведь страшен.
Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными.
Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную
художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под
животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и
журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру
действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки
о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь,
соломинка, лапоть).

В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял
такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных. (Докучные сказки, типа:
«Про белого бычка», Репка»);

2. Волшебная сказка о животных;

3. Басня (аполог);

4. Сатирическая сказка.

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о
проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у
проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), «Битый
небитого везёт», «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на
другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню).

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие,
героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир.

Чудесный мир — это предметный, фантастический, неограниченный
мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации
материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения»,
поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем
все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и
сам его характер.  «Обращение» в сказках чудесного типа, как
правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов
.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию,
которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о
преодолении потери при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В
экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения – старшее (царь с царицей
и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует
отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка
сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю
или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая
беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что
главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают
её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно
герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более
высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить
вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности.

В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для
тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение
универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным
«тотемным» существом
, временно сбросившим звериную оболочку и
принявшим человеческий облик (Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена
ищет мужа): «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.).

 Сказка о посещении иных миров для освобождения
находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярны
сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и
спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у
ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея («Победитель змея»
и др.).

 В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема
(«Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится
символом компенсации социально обездоленного («Сивко-Бурко»).
Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки,
наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения,
наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая
группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о
личных судьбах.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в
них обыденной жизни
. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность,
честность, благородство
под маской простоватости и наивности противостоит
тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность,
злоба, зависть
).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии,
поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его
победы.

Характерна пестрота «бытовых» сказок:
социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличие от
волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной
и нравственной критики
, она определеннее в своих общественных предпочтениях.
Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться
сведения о новом типе сказок — о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого
типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли,
насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и
развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа — это сказки переходного
типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром,
бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных
предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала
человеческого существования.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству
народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым
честным трудом.

3. Принципы рассказывания сказки.

Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия
средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка
окружает нас повсюду.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического
воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что
рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих
событий.
Она считала, что рассказыванием достигается особая
непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель,
т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания
событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается
большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных
выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить
сказку.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения
ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо
осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные
уроки.
                          

                         Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание
причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого
персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать
воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на
то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность
появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того,
что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну
и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

Осознание того,
что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и
терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок
будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Чтобы развить определённые качества и способности с помощью
сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу
детям.

 В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть
рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в
обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов,
например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть
яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так
как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить.
Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому,
что в эти мгновения он думает, осмысливает новое, поэтому воспитателю надо
уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких
качеств педагога.

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико.
Сказка — источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и
переживаний.

Русские
народные сказки

знакомы всем с самого раннего возраста,
это неотъемлемая часть нашего детства.
Ведь все мы вспоминаем, как часто
окунались в мир фантазии, в мир наших
любимых героев: Елены Прекрасной,
Василисы Премудрой, в мир доблестных
русских богатырей.

Сказка
это один из основных видов устного
народного творчества, это художественное
повествование фантастического,
приключенческого или бытового характера.
Издавна считалась она не только самым
распространенным, но и необычайно
любимым жанром детей всех возрастов.
Сказки бывают разные — веселые и грустные,
страшные и смешные. С ними связаны наши
первые представления о мире, добре и
зле, о справедливости.

Русская
народная сказка

проникнута пафосом гуманистических и
патриотических идей, глубокой верой в
победу добра и справедливости, в
чудодейственную силу высокой нравственности
и героического подвига.

Народные
сказки делятся на
три
группы
:


сказки о животных — самый древний вид
сказки. В них свой круг героев. Животные
разговаривают и ведут себя как люди.
Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден,
заяц труслив.

— бытовые сказки — герои
этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник
— живут в реальном мире и борются обычно
с барином, попом, генералом. Они побеждают
благодаря находчивости, уму и смелости.


волшебные сказки — герои волшебных
сказок борются не на жизнь, а на смерть,
побеждают врагов, спасают друзей,
сталкиваясь с нечистой силой. Большинство
этих сказок связано с поиском невесты
или похищенной жены.

Что
касается
героев
русских народных сказов
,
то один из самых любимых

— Иван-царевич, Иван — дурак, Иван —
крестьянский сын. Это бесстрашный,
добрый и благородный герой, который
побеждает всех врагов, помогает слабым
и завоевывает себе счастье.

Важное
место в русских волшебных сказках
отведено женщинам

— красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная,
Марья Царевна или Синеглазка.

Воплощением
зла
в русских сказках чаще всего выступают
Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба
Яга.
Баба
Яга

— один из самых древних персонажей
русских сказок. Это страшная и злая
старуха. Она живет в лесу в избушке на
курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего
она вредит героям, но иногда помогает.
Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с
несколькими головами, летающее высоко
над землей,- тоже очень известный персонаж
русского фольклора. Когда появляется
Змей, гаснет солнце, поднимается буря,
сверкает молния, дрожит земля.

Можно
выделить некоторые
особенности
русских народных сказок.

Например,
в русских сказках часто встречаются
повторяющиеся определения: добрый конь;
серый волк; красная девица; добрый
молодец, а также сочетания слов: пир на
весь мир; идти куда глаза глядят; буйну
голову повесил; ни в сказке сказать, ни
пером описать; скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается; долго ли,
коротко ли.

Часто
в русских сказках определение ставится
после определяемого слова, что создает
особую напевность: сыновья мои милые;
солнце красное; красавица писаная.

Характерны
для русских сказок краткие и усеченные
формы прилагательных: красно солнце;
буйну голову повесил;- и глаголов: хвать
вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку
сказок

свойственно употребление имен
существительных и имен прилагательных
с различными суффиксами, которые придают
им уменьшительно – ласкательное
значение: маленький, братец, петушок,
солнышко. Все это делает изложение
плавным, напевным, эмоциональным. Этой
же цели служат и различные
усилительно-выделительные частицы: то,
вот, что за, ка, например (Вот чудо-то!
Пойду-ка я направо. Что за чудо!).

Издавна
сказки были близки и понятны простому
народу.
Фантастика
переплеталась в них с  
реальностью.
Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах,
о дворцах, о скатерти-самобранке. И
 всегда в русских сказках торжествовала
справедливость, а добро побеждало зло.

В
мир
сказок

ребенок вступает в самом раннем детстве,
как только начинает говорить. Позже
 дети встречается со сказками в книгах
для чтения. Из сказок они узнает, что
счастье не мыслится без труда, без
стойкости нравственных принципов. В
сказках неизменно осуждаются насилие,
разбой, коварство, черное деяние. Сказка
помогает ребенку укрепиться в самых
важных понятиях о том, как жить, на чем
основывать отношение к своим и чужим
поступкам. Сказочная фантастика
утверждает  человека в светлом приятии
жизни, полной забот и свершений. Преследуя
социальное зло, преодолевая жизненные
препятствия, разоблачая козни против
добра, сказки зовут к преобразованию
мира на началах человечности и красоты.

Мифопоэтическое
содержание и основные стилевые черты
народной сказки.

В
конце ХХ века по-новому
зазвучало утверждение классиков
мифологической школы о мифологичности
волшебной сказки.
На
новом витке научного познания сказку
вновь рассматривают а)
как
миф или часть мифа,
видя
в ней более позднюю,
“опустившуюся”,
форму
мифа,
его
“облегчённую”
копию;
б)
как
особый (но
всё же мифологический)
жанр,
находящийся
на ином,
по
сравнению с
собственно мифом,
уровне
мифологии.
По мнению
одних исследователей,
миф
становился сказкой в эпоху Просвещения,
когда он
терял своё религиозное содержание.
Другие
считают,
что миф и
сказка возникли одновременно,
но они
решают разные задачи,
различаются
масштабностью,
глубиной,
степенью
сакрализованности событий и персонажей,
а
следовательно,
и местом
в духовной жизни общества.

Однако
следует отметить,
что в наше
время границы понятия мифа значительно
расширились.
Сегодня
“миф”
— это не
только сказание о легендарных героях,
богах,
о происхождении
явлений природы или недостоверный
рассказ,
выдумка
(С.И.
Ожегов).
В литературе
ХХ века это понятие используется при
обозначении образа мира,
укрепившегося
в сознании общества в определенный
исторический период и являющегося
порождением единого типа мышления.
Описываются
мифы как древние,
так и
современные.

Для
культуры России сказки –
это настоящее
богатство,
так как у
нас сохранились подлинно народные
сказки-мифы,
не
подвергнутые литературной обработке
(как
древнегреческие мифы,
например),
а значит,
имеющие
большую познавательную ценность.
Волшебная
сказка становится сегодня источником
восстановления той картины мира,
которая
жила в сознании наших далеких предков

индоевропейцев-русичей.
Это
своеобразная,
исторически
первая форма мировоззрения людей,
способ
хранения и передачи последующим
поколениям знаний,
накопленных
обществом.
Древний
человек выражал в сказках свои чувства,
мечты,
желания,
своё
внутреннее состояние,
этапы
духовного становления,
взросления

то есть
себя.

При
таком рассмотрении традиционно
приписываемые сказке функции
(развлекательные,
эстетические,
реже
воспитательные)
дополняются
более значительной и первичной,
а именно

познавательной.
Заметим,
что многие
исследователи считают древние сказки
совсем не детскими.
Фольклористы,
записывая
сказки уже в конце ХIХ

начале ХХ
веков,
отмечают,
что сказители
особо выделяли детские сказки,
все остальные
считая “взрослыми”.
Есть мнение,
что
систематизаторами,
хранителями
и рассказчиками мифов и сказок были
жрецы-
кудесники,
волхвы,
дожившие
до позднего средневековья.
Безусловно,
сказки
неоднородны.
Даже не
все волшебные сказки можно считать
мифологичными.
Они требуют
классификации,
скорее,
не формально-
структурной,
уже
достаточно разработанной,
а
содержательно-
смысловой.
Обратимся
к истории.
В 1866
году
представитель мифологической школы
Орест Миллер и его последователи при
проведении классификации сказок из
сборника А.Н.
Афанасьева
“мифические
сказки”
вынесли в
особый отдел.
Это сказки,
в которых
за фантастическими сюжетами и образами
скрывается вполне определенная
реальность:
геологическая,
“метеорологическая”,
социальная,
культурная.
Сюда можно
отнести природные катаклизмы,
атмосферные
процессы,
“реальные”
и принятые
первобытным сознанием представления
об устройстве мира,
а также
существовавшие некогда социальные
явления и обрядовые действия,
призванные
охранять и поддерживать установленный
в обществе порядок,
воспитывать
детей,
приобщать
их к социуму,
к культуре,
заботиться
об их духовном становлении,
готовить
подростков к взрослой жизни.

Среди
“мифических”
сказок О.
Миллер
выделил два подотдела:
древнейшие,
содержащие
чистый миф,
и сказки
более поздние –
“нравственно-мифические”.
Классификация
О.
Миллера
считается первой научной классификацией
сказок.
Такое
деление,
безусловно,
грубо и
нечётко,
однако
воспользуемся им для первичного
разделения всего объёма волшебных
сказок.

“Чистый”
миф –
это миф о
творении мира,
о происхождении
всего сущего,
о глобальных
геологических и социальных катаклизмах.
В этих
мифах “действующими
лицами”
являются,
как правило,
Боги,
легендарные
герои.
В русских
сказках Богов иногда трудно распознать.
Но
этнографический материал показывает,
что
древнейшими божествами Руси являлись
Дед (Дидо,
Род)
и Баба
(Роженица)
— мужское,
небесное,
начало и
женское,
земное,
дающее
жизнь всему во Вселенной.
Не последнюю
роль в таких сказках играют Сокол,
Орёл,
Ворон –
тотемные
символы Руси,
которым
соответствуют Боги Рарог,
Перун,
Сварог.
А Мороз и
Морена,
в самих
именах которых содержится корень “мор”
и которые
являются божествами царства Смерти!

Особую
роль в сказках играют Баба Яга и Кощей
Бессмертный.
Исследователи
считают,
что эти
некогда могущественные Боги относительно
недавно ушли в “Зазеркалье”,
поменяв
свой божественный знак на противоположный.

О Бабе
Яге сегодня существует обширная
литература.
Интерпретации
образа не во всём совпадают,
но бесспорно
одно:
образ этот
очень древний (на
что указывают,
например,
“птичьи”
черты:
костяная
нога,
избушка
на курьих ножках,
длинный
нос,
способность
летать и т.п.).
Баба Яга

это
Богиня-Мать,
воплощение
древнейшей матриархальной символики,
субъект
жреческого служения и объект всеобщего
поклонения.
Многие
отмечают противоречивость сказочного
образа Бабы Яги.
В разных
сказках пред нами предстают словно
разные героини:
в одних
случаях —
это злобная,
страшная
старуха,
заставляющая
служить себе,
“пожирательница”
детей (хотя
в реальном сказочном действии никого
не убившая,
а,
наоборот,
потерявшая
своих детей в результате хитрых действий
героя);
в других

помощница
героя,
снабжающая
его волшебными предметами и дающая ему
знания,
как достичь
цели.
Возможно,
первоначально
ее культ сопровождался жертвоприношениями.
В более
поздние,
патриархальные,
времена,
видимо,
за ней
сохранились функции Богини,
хранительницы
священного огня и домашнего очага
(недаром
в сказках деяния Бабы Яги часто связаны
с печкой),
повитухи,
а также
жрицы,
проводящей
обряд посвящения юношей и девушек во
взрослую жизнь.
Чрезвычайно
разнообразны версии происхождения ее
имени.
Слово “Яга”
связывают
и с санскритским “йога”,
и даже с
еврейским “Иегова”,
хотя
наиболее достоверной представляется
связь имени Богини-Матери
с глаголом “ягать”
— особым
образом кричать при родах,
ибо
детородная функция является основной
в ее культе.

Кощей

Кош
Бессмертный однозначно считается
отрицательным персонажем русской
сказки.
Однако
можно предположить,
что его
образ носителя зла также неоднозначен.
В сказках
Кощей никого не убивает,
он лишь
проводит героя через ритуальную смерть,
после
воскрешения же герой приобретает силы
и способности к достижению своих целей.
Предполагают,
что Кош
Бессмертный является Богом ночного или
зимнего солнца.
Он похищает
красавиц,
охраняет
богатства и Космическое яйцо,
в котором
хранится игла –
символ
либо оси Мира,
либо
детородного органа.
Таким
образом,
Кощея можно
считать также символом плодородия,
мужского
оплодотворяющего начала.
Марья-Моревна
пребывает на свободе вместе с Иваном
весь период сезонных полевых работ (на
это давно обратили внимание исследователи),
и лишь во
время холодов Кощей оберегает ее в своем
дворце.
Вероятно,
имидж
злодея за ним закрепила поздняя традиция,
когда он
уступил свое место верховного Бога.
Кому?
Возможно,
Ивану-царевичу.
Есть мнение,
что
Иван-царевич
также является Богом,
но Богом
“русским
Эросом”,
первочеловеком.
Впечатляет
образ Ивана,
луком и
стрелой добывающего себе волшебную
невесту –
Царевну-лягушку,
умирающего
и воскресающего при помощи своих
божественных родственников –
Сокола,
Орла и
Ворона (сказка
“Марья-Моревна”),
спасающего
Богинь женского царства,
побеждающего
Богов “первого
поколения”
– Кощея
Бессмертного и Змея,
растущего
не по дням,
а по часам,
удивляющего
своей силою и возможностями (Иван-
Коровий
Сын,
Иван
Быкович).

Что
характерно для многих мифологических
персонажей,
герои
русских волшебных сказок могут выступать
в разных ипостасях,
проявляя
поочередно свои функции,
олицетворяя
различные силы этого и иного миров.

Есть
в русских сказках и космогонические
символы,
например,
Мировое
Дерево,
Древо
жизни,
символизирующее
устройство мира —
единый
образ для всей индоевропейской мифологии.
Его функции
выполняют дуб,
скала,
гора,
камень,
проросший
горох.
Важное
место в сказках играет яйцо.
Многие
народы осмысляли яйцо как начало всех
начал,
прообраз
космоса,
символ
Вселенной:
скорлупа

это небо,
а желток

земля.
В яйце
хранится сила Бога мужского плодородия
Кощея,
яйцо
содержит в себе свернувшиеся миры –
медное,
серебряное
и золотое царства.

Итак,
часть
волшебных сказок представляет сoбой
миф или его часть.
Например,
сказки
“Золотой
петушок”,
“Снегурочка”,
“Горох”,
“Старик
на небе”
и др.
прочитываются
как миф о рождении мира,
о борьбе
за счастливую,
сытую
жизнь.
В сказках
типа “Марья
Моревна”,
“Курочка
Ряба”
зашифрован
миф о космических катаклизмах (оледенение,
столкновение
с космическим телом),
имевших
для Земли страшные последствия.

Второй
тип сказок мифологи назвали “нравственно-
мифическими”.
Такое
название может быть условно применимо
к сказкам,
которые
описывают путь духовного становления
героя.
О таких
сказках Мирче Элиаде написал:
“Сказка
имеет счастливый конец,
но содержание
её всегда очень серьёзно:
оно
заключается в переходе через символическую
смерть и возрождение от незнания и
незрелости к духовному возмужанию”.
Такие
переходы обычно называют инициациями,
они
представляют собой содержание важнейшего
в жизни наших предков обряда.
Об отражении
сказкой обряда посвящения много и
интересно писал В.Я.
Пропп.

Однако
мало установить факт,
что сказка
в зашифрованном виде хранит описание
обряда инициации,
посвящения.
Чтобы
понять сказку,
нужно
понять нравственно —
психологическую
суть этого обряда.
Этнографические
описания свидетельствуют,
что
посвящения —
это обряды
безболезненного перевода юношей и
девушек из одной возрастной группы в
другую,
а самый
важный обряд –
перехода
в возрастной класс взрослых мужчин и
женщин.
Это
психологическое действо.
Это таинство.
Таинство
превращений,
происходящих
в человеке,
то есть в
его психике.
Это средство,
обеспечивающее
детям и юношам необходимое,
прежде
всего духовное,
взросление.
Проходя
обряды посвящения,
юноша,
по словам
М.
Элиаде,
учится
брать на себя ответственность быть
человеком,
получает
новый социальный статус.

Какое
отношение это имеет к хорошо известным
всем русским сказкам?
Прямое.
Их герой,
очень часто
младший в семье —
“дурачок”,
то есть
человек,
ещё не
прошедший посвящения во взрослую жизнь,
не освоивший
“правил
поведения”
взрослых,
а потому
кажущийся им дураком.
В конце
сказки он становится царём,
то есть
хозяином —
хозяином
себя,
своей
жизни.
Всё
содержание сказки –
это путь
героя к себе.
Пройдя
через ритуальные испытания,
ученичество,
смерть,
он приобретает
новые способности и возрождается в
новом качестве.
Этот путь
героя отражён в сказках,
содержащих
образы трёх царств –
медного,
серебряного
и золотого,
образы
женщин-героинь
типа Василисы Премудрой,
помощь
Бабы Яги.

Наверное,
в русском
фольклоре в чистом виде эти типы выделить
трудно.
Как правило,
в волшебных
сказках присутствуют оба типа мифов.
Для русских
сказок характерно то,
что макромир
и всё происходящее в нём описывается
не столько с целью передачи знаний о
событиях этого мира,
сколько в
связи с тем,
что это
событие значит для человека,
какой опыт,
правила
поведения наследовать,
какие
выводы нужно сделать для себя.
В русских
сказках даже мифы о Вселенной передают
мифологию души.

Волшебная
сказка позволяет нашему современнику
увидеть,
что Русь

это
пространство глубокого осмысления
древними русскими мира –
внешнего,
а главное,
внутреннего
мира человека,
хранилище
многовековых духовных традиций.
Ее история
исчисляется тысячелетиями,
ее связь
с индоевропейской культурой очевидна,
по-другому
должен рассматриваться вопрос о
культурных,
языковых
и других заимствованиях.

Итак,
народная
сказка —
это способ
хранения и передачи знаний о мире,
передачи
через текст,
первоначально
устный,
а благодаря
трудолюбивым собирателям сказки
зафиксированный в письменном виде.
Остаётся
открытым методический вопрос –
как работать
с такими текстами?
Как отыскать
и извлечь из них добытые человеком
знания?
Ведь перед
нами не обычные тексты,
а тексты,
содержащие
скрытые истины,
которые
древние люди не могли выразить
мыслью-словом,
а выражали
через образы.
Сказка,
как и всякое
мифологическое повествование,
облечена
в символическую форму.
Читателю
предстоит “распаковать”,
расшифровать,
развернуть
в пространстве те смыслы,
которые
заключены в символе.

Подойти
поближе к решению проблемы понимания
сказки помогут исследователи мифов,
философы,
лингвисты.

По
мнению исследователя мифов философа
А.
Косарева,
в центре
мифологической проблематики находится
человек в единстве трех его ипостасей
(тело,
душа,
дух),
которые,
будучи
спроецированы на внешний мир,
открывают
перед ним три вида реальности –
эмпирическую
(чувственную,
физическую),
психическую
и мистическую.
Эти три
реальности соединяет в себе и символ.
Символические
сообщения,
по его
мнению,
заключают
в себе тройной смысл:
буквальный
(сюжетно
оформленный)
– для масс,
символический

иносказательный

для
посвящённых,
тайный –
мистический

для готовых
к великому посвящению.

Отсюда
следует,
что каждый
символический текст можно прочитать
трояко.
Основная
масса людей воспринимает мифологическое
повествование буквально,значительно
меньшая –
иносказательно
(символически)
и только
совсем немногие понимают их истинный
смысл.
Мифологическая
истина заключена в мифологических
образах,
глубокий
смысл которых понимается лишь немногими
посвященными.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :

1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.

— Лиса.

— Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.

2. Волшебная сказка о животных

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.

— Сказки рассказанные для детей.

— Сказки рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

— Докучные сказки типа «Про белого бычка».

— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

2. С Конечным повторением:

— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),

• дарителя

• помощника

• царевны или её отца

• отправителя

• героя

• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

  1. Энциклопедия
  2. Литература
  3. Виды сказок

Виды сказок

Существует два вида сказок: авторские и народные. Само название говорит о себе. К авторским сказкам относятся произведения, написанные одним конкретным человеком. Как правило, он является создателем и родителем, чье имя афишируется в книге.

Народные сказки передаются из поколения в поколения, из уст в уста. Одного конкретного писателя нет, каждый добавляет свое. В итоге с каждым пересказчиком появляются новые действия, и тогда сказка звучит уже по – новому.
Из века в век, из поколения в поколении передаются рассказы, где предки учат и передают свою мудрость, свои наставления и огромнейший опыт.

Общей чертой двух видов является глубочайший смысл, заключенный между строк. Для ребенка сказка – это веселый и интересный рассказ, для взрослого текст, несущий моральные и нравственные подтексты.

Виды сказок по содержанию

По своему содержанию сказки делятся на следующие группы:

  • волшебные
  • о животных
  • бытовые

Волшебные сказки

Волшебство присуще почти в каждой сказке. Именно оно побеждает зло, помогает героям справиться с трудностями. Благодаря таким рассказам, многие дети с раннего возраста верят в чудеса и волшебство. Автор погружает в фантастический мир, где с помощью волшебных предметов или действий любое желание воплощается в реальность. Цель таких повествований – донести до читателя, что вера в чудеса должна быть всегда. Чудеса могут настигнуть в самый неожиданный момент. Именно их так не хватает главному персонажу, для достижения цели.

Наиболее читаемые волшебные сказки:

  • Царевна – лягушка
  • Кощей Бессмертный
  • Морозко
  • Емеля

Сказки о животных

В данном виде роль человека заменяют животными, причем не только домашними, но и лесными и дикими. Рыбы, птицы, насекомые, вся живность задействована, каждому отведена особая роль. Даже природным явлениям достается если не главное, то второстепенная значимость. И тот и другой зверь имеет свой характер и принцип поведения. Нам внушили, что заяц трусишка – боится все и всех. Лиса – хитрая и жадная. Медведя – все боятся, но по замыслу, он один из разумных животных. Волк на первый взгляд зубастый и хищный. В сказках часто встречается, где он оказывается трусом и жалостливым животным. Во всех действиях эти герои выполняют аналогичные роли. Именно повести о животных внушают читателям, какими должны их представлять.

К самым популярным сказкам о животных относятся:

  • Теремок
  • Колобок
  • Репка

В свою очередь рассказы о братьях наших меньших делятся на две подгруппы: в одних животные играют второстепенную роль — По щучьему веленью. В других их важность равноценна с человеческой – Добрыня Никитич и Змей Горыныч.

Бытовые сказки

Произведения данного характера, показывают, что ждать чудес не стоит, нужно делать все самим. Только трудолюбивый, справедливый и расчетливый сможет сам всего добиться в жизни. Они показывают присущую жизнь каждого человека. Делают акцент на негативные черты, высмеивают и подают необходимый урок. В данных произведениях главное, не могучая сила, а ум и нравственность. В этих сказках скупых и жадных людей, всегда проучит мудрый и благородный.

К ним принадлежат:

  • Каша из топора
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Волшебная дудочка

Какими бы сказки не были, их очень любят дети всех возрастов. Ведь именно они являются уроком в повседневной жизни. Они учатся на ошибках персонажей и подражают главным героям. Сказка важна особенно маленьким детям. Она подсознательно подает уроки в разных ситуациях. Показывает, что защита своего собственного мнения важна. Также отношениям к разным национальностям и расам не должно быть преградой в общении. Правильное обращение к взрослым и пожилым людям. Недаром говорят, что на сказках учатся.

Кто-то выделяет 4 вида сказок, кто-то 3 вида. 5 класс, 2 класс.

Виды сказок

Виды сказок

Интересные темы

  • Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого

    Алексей Константинович Толстой (1817-1875 гг.) является одним из талантливейших русских прозаиков, поэтов, занимающийся не только творческой деятельностью, но и литературными переводами.

  • Сообщение Химия в жизни человека 8 класс доклад

    Химия играет огромную роль в жизни каждого из нас. Химические процессы окружают людей, заполняя человеческое существование смыслом. Химия вокруг нас во всем: начиная с обычных действий

  • Грибы — сообщение доклад

    Грибы – простейшие микроорганизмы, не умеющие синтезировать для своего питания органические соединения, а получают их в готовом виде. Они занесены в отдельное царство, так как имеют схожие признаки

  • Доклад на тему Профессия пожарный 2, 5 класс (сообщение)

    Такая проблема как пожар, к великому сожалению, неизбежна. Иногда, даже при соблюдении всех правил безопасности, происходят аварии. В таких случаях необходимы особенные люди, смельчаки, которые

  • Пиявки — сообщение доклад (3, 7 класс биология)

    Пиявки относятся к классу поясковых и входят в тип кольчатых червей. Привычное место обитания – пресные водоемы, однако некоторые виды пиявок встречаются в морских водах. Разнообразие этих животных поистине велико

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • На какие группы делятся все сказки
  • На какие группы делятся авторские сказки
  • На какие виды подразделяются сказки
  • На какие виды делятся народные сказки 5 класс
  • На какие виды делятся все сказки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии