0
На какие основные эпизоды разбита «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Литературное чтение 2 класс:
на какие основные эпизоды разбита сказка?
Назови и озаглавь их.
1 ответ:
1
0
Мне кажется, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разбита на такие эпизоды:
1.) В первом рассказывается, как жили старик со старухой до того, как старик поймал золотую рыбку, и о том, как он ее поймал.
2.) Во втором — о том, как старый рыбак рассказал жене о золотой рыбке, и та отправила его к рыбке просить новое корыто.
3.) В третьем — старуха послала мужа к золотой рыбке требовать новую избу.
4.) В следующем эпизоде жадная старуха потребовала у старика просить у волшебной рыбки сделать ее столбовою дворянкою.
5.) В пятом — вздумалось старухе стать вольною царицей.
6.) В следующем эпизоде старая возжелала быть владычицей морскою.
7.) А в последнем вернулась жадная старуха опять к разбитому корыту.
<hr />
Основные эпизоды этой сказки я бы озаглавила так:
- Жизнь рыбака и его жены.
- Новое корыто.
- Новая изба.
- Старуха — столбовая дворянка.
- Старуха — царица.
- Возвращение к разбитому корыту.
Читайте также
Это пословица говорит о том, что нужно быть благодарным. То есть не только стараться помочь людям (делать добро), но и помнить добро, которое сделали вам, быть благодарным за него.
То есть, если вам когда-то помогли, то не стоит забывать об этом. Таким образом, получается взаимовыручка — сначала тебе помогают, потом уже ты помогаешь. Если все люди будут следовать этому правилу, то мир станет добрее и светлее.
А также, я считаю, что поговорка «Хорошо тому кто добро делает, ещё лучше тому, кто добро помнит» говорит о том, что для самого человека лучше не заостряться на плохом, а наоборот помнить лишь хорошее. Так ему будет гораздо легче жить — в доверии к миру и окружающим людям.
Сюжет сказки «Серая звездочка» Заходера одновременно прост и вместе с тем поучителен. Глвной героиней сказки оказывается жаба, которую многие считают символом уродства. Однако в сказке жаба не знала о своей некрасивости и поскольку цветы, птицы и деревья очень ее полюбили была вполне довольна жизней. А ее глаза так вовсе всем казались просто изумительно красивыми.
Эта сказка учит нас не обращать внимание на внешность, а больше думать о внутреннем содержании. Когда мальчик, прибежавший в сад увидел жабу и стал в нее кидаться и обзывать грязными словами, жаба даже не поверила, что это относится к ней. Она сильно расстроилась, но ее друзья поддержали ее.
Эта сказка несомненно представляет собой очень поучительное сказание, которое заставит нас по новому посмотреть на казалось бы самые очевидные вещи.
Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.
Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.
По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.
Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.
Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.
В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин не просто так обращает наше внимание на постоянно меняющийся цвет моря и его поведение. В самом начале, при первой просьбе старика море показано как слегка разыгравшееся, но синее. Золотая рыбка просто веселиться, потому что искренне хочет помочь старику, отблагодарить его.
Однако с каждой новой просьбой старухи, которую старик доносит до Золотой рыбки настроение Рыбки меняется, она все больше негодует и злиться, а море откликается на перемену настроения своей владычицы — оно неспокойное, чернеет, наконец бушует.
Про настроение рыбки ничего не говорит автор, но мы легко о нем догадываемся по изображению моря.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 17
УКМ «Перспектива»
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Можно ли назвать рыбку благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
3. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало всё сильнее чернеть.
4. Какова основная (главная) мысль сказки? Обсудите с другом, соотнесите её с пословицами.
Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке»: умей довольствоваться тем, что имеешь.
Много захочешь — последнее потеряешь. Старуха захотела много и опять оказалась у разбитого корыта.
Много желать — добра не видать. Она хотела стать морской владычицей и вернулась в ветхую лачугу.
Жадность всякому горю начало. Жадность старухи не дала ей стать счастливой.
Ненасытному всё мало. Сколько бы не давала рыбка старухе, той всё было мало.
5. Обсудите с друзьями, чему учит сказка? Что больше всего в ней понравилось? Составьте план вашей беседы.
Сказка учит двум основным вещам: уметь быть благодарными и не быть жадными.
Мне больше всего понравилось, что рыбка терпеливо исполняла капризы старухи, потому что чувствовала благодарность к старику.
6. Рассмотрите рисунки. Соотнесите их с текстом. Озаглавь каждый рисунок строчками из сказки. Достаточно ли рисунков, чтобы пересказать текст? Составь план. Расскажи об основных событиях сказки.
Дадим заглавия рисункам по порядку:
- В третий раз закинул он невод.
- Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Смилуйся, государыня рыбка!
- Дурачина, ты, простофиля!
- Старуха сидит под окошком.
- Высокий терем. На крыльце стоит старуха.
- В палатах видит свою старуху.
- А перед ней разбитое корыто.
Этих рисунков достаточно, чтобы пересказать текст.
План пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Рассказ об основных событиях «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса.
У синего моря жили старик и старуха.
Однажды старик поймал золотую рыбку и отпустил её.
Старуха поругала старика и отправили его просить у рыбки новое корыто.
Рыбка дала старику новое корыто, но старуха опять стала ругаться. Она потребовала новую избу.
Рыбка дала старикам новую избу, но старуха не унималась. Она захотела стать дворянкой.
Рыбка сделала так, чтобы старуха жила в тереме, но старухе захотелось быть царицей.
Рыбка сделала старуху царицей, но та захотела быть морской владычицей.
На этот раз промолчала рыбка, а когда старик вернулся домой, он увидел ветхую избушку и разбитое корыто.
Пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
👉 Ответы к странице 87. Литературное чтение 2 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 4
Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами.
«Много захочешь — последнее потеряешь»;
«Много желать — добра не видать»;
«Ненасытному всё мало».
Ответ:
Все три пословицы подходят для урока, который получила от рыбки старуха. Она была ненасытной, поэтому «всё мало», и каждое новое превращение через время надоедало. Старуха не могла остановиться в своих желаниях и осталась без добра.
Задание 5
Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило? Можем ли мы сказать, что автор таким образом описывает настроение рыбки
Ответ:
Волшебная рыбка заранее знала, что заставила старик просить для себя старуха. С помощью моря А.С. Пушкин показывает читателю настроение рыбки, которая сначала терпеливо выполняла желания. Ситуация усугублялась вместе с жадностью старухи, поэтому, приходя каждый раз к морю, он видел медленно надвигающуюся бурю.
Задание 6
Что было в сказке сначала, что — потом? На какие основные эпизоды разбита сказка? Назови и озаглавь их. Составь план и запиши его в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
План:
- «Встреча с золотой рыбкой»;
- «Новое корыто»;
- «Крестьянская изба»;
- «Столбовая дворянка»;
- «Царица»;
- «Ненасытному всё мало или разбитое корыто».
Задание 7
Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» и запиши его в «Рабочую тетрадь».
Сначала определи:
- о чём ты будешь писать (о школе, дружбе или об отношениях в семье);
- кто будет твоим главным героем;
- какое событие будет лежать в основе твоего рассказа.
Ответ:
Жила-была девочка Лиза. Однажды пошла Лиза с родителями в лес грибы собирать, взяла с собой красивую плетёную корзинку. Идёт девочка по лесу и видит под осиной много грибов. Собрала Лиза целую корзинку, прошла еще немного вглубь леса, и вдруг прям перед ней грибы белые – большие и чистые. В корзине места уже нет, и решила девочка выбросить все грибочки, что лежали там, и собрать белых. Гуляет дальше довольная Лиза и видит полянку, на которой растут другие грибы – красивые, нарядные, шляпки красные в белую крапинку. Ох, как понравились Лизе эти грибочки. Выкинула она все белые грибы из корзины и нарвала других, но не знала девочка, что грибы эти – мухоморы несъедобные. Так и вернулась домой с пустыми руками.
Задание 8
Определи слова, которые тебе непонятны. Посмотри в словаре, что они обозначают.
Ответ:
А.С. Пушкин писал красивым литературным языком, но не все слова из сказки были мне понятны.
В словаре я посмотрела слова:
- невод — большая рыболовная сеть;
- простофиля — глупый человек;
- тесовые — сделаны из древесины;
- столбовая дворянка — женщина из древнего дворянского рода;
- чупрун — прядь волос;
- душегрейка — тёплая одежда, шуба;
- кичка — женский головной убор;
- белена — ядовитое растение.
Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.
Иллюстрация №1 — Закинул рыбак в море невод
Иллюстрация № 2 — Разговор старика с Золотой Рыбкой
Иллюстрация № 3 — Старуха стала царицей
Иллюстрация № 4 — На море чёрная буря
Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке.
1 эпизод — Жил старик со своею старухой;
2 эпизод — Старик поймал Золотую Рыбку;
3 эпизод Старик отпустил рыбку в синее море;
4 эпизод Старик рассказал старухе о рыбке;
5 эпизод Старуха просит новое корыто;
6 эпизод — Старуха просит новую избу;
7 эпизод Старуха просит быть столбовою дворянкой;
8 эпизод — Старуха требует стать вольною царицей;
9 эпизод Старуха требует стать владычицей морскою;
10 эпизод — Старуха с разбитым корытом.
Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»
Рассказ «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Оля и Катя дружили с первого класса.
Сидели за одной парной, делали вместе домашнее задание, ходили друг к другу в гости.
Как-то в класс пришла новая девочка.
Она была смущённой и тихой, боялась знакомиться, но глаза блестели добротой.
— Давай с ней подружимся, – сказала Оля – мне кажется, она хорошая.
— Давай, я тоже так считаю. – ответила Катя.
И девочки подружились.
Новая одноклассница, звали её Маша, оказалась очень весёлой и отзывчивой.
Ещё она была очень смышлёной, схватывала всё на лету, поэтому стала лучшей ученицей класса.
Как оказалось, жила девочка в 5 минутах от Оли.
И когда у Оли начались трудности с математикой, Маша вызвалась помочь.
Как-то Катя позвонила Оле и позвала гулять.
Оля сказала, что сейчас Маша помогает ей освоить новую тему.
Поэтому они смогут выйти примерно через час.
Катю взяла ревность.
Она не хотела больше ни с кем делить свою лучшую подругу.
— Нет, через час я уже не смогу. Тогда в другой раз. – сказала Катя и положила трубку.
На следующий день Катя сказала Оле, что узнала страшные вещи.
— Оказывается, Маша с нами дружит, а всем остальным рассказывает какие мы глупые и унылые.
Я тайком услышала, как она называла тебя плохими словами, потому что ты вообще не понимаешь математику, и дружить тоже не умеешь.
Ты только ей не рассказывай, что знаешь правду.
Давай просто перестанем с ней общаться.
Но Оле было очень обидно, и она спросила у Маши, зачем девочка такое говорит одноклассникам.
Маша сказала, что это неправда. И у любого можно спросить подтверждения, что такого не было на самом деле.
Оля поняла, что Катя просто наврала и решила, что ей такая подруга не нужна.
Оля и Маша перестали общаться с Катей.
И осталась маленькая врунья у разбитого корыта.
Вспомни, как обычно, заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.
Народные сказки всегда заканчиваются победой Добра, такой конец имеют и сказки Пушкина.
Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе.
Писатель заимствовал такую особенность и для своих произведений.
Пример окончания русских народных сказок:
Сказка «Белая уточка» заканчивается словами: «стали жить-поживать да добра наживать»,
Сказка «Сивка-Бурка» имеет конец: «весёлым пирком да за свадебку»,
Сказка «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли»,
Сказка «Царевна — лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо».
Пушкин заканчивает сказки подобным образом, говоря о шикарной свадьбе.
Например, в его сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится:
«Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Подсказка:
- Ответы в учебнике «Сказка о рыбаке и рыбке» стр. 100 — 101
Читательские дневники:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Белая уточка»
- «Сивка-Бурка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Царевна-лягушка»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о царе Салтане…»
Биография писателя:
- Краткая биография Александра Пушкина и презентация
_______