«Психологические возможности сказки для развития детской личности»
Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки — наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
(2 слайд) Привлекательность сказок для развития личности ребенка:
- Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Сказка выполняет функцию социализации, т.к. в ней содержатся этические нормы: правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим.
- Сказке присуща культурно-этническая функция. Сказка отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад определенного народа, его особенности менталитета, язык. Поэтому через сказку ребенок усваивает богатство этнической культуры.
- Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
- «Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развивать произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать и реализовать воображение, творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
- Через сказку формируется лексико-образная функция, способность формировать языковую культуру личности, владение многогранностью и многозначительностью народной речи.
(3 слайд) Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
• Потребность в автономии (герой делает свой выбор).
• Потребность в компетентности (герой способен все преодолеть).
• Потребность в активности (герой постоянно действует).
Через сказку формируются:
• умение устанавливать контакты и действовать в различных конфликтных ситуациях;
• умение реализовать самоутверждающие способы поведения;
• умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение высказать свое мнение, эмпатия к другим людям.
(4 слайд) Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
1. Механизм идентификации. В сказках отсутствует заданность в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с ним и стать участником сказочных событий. Сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально.
2. Освоение морально-этических норм поведения. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший — добрые.
3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Ребенок понимает, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, а также знакомится с новыми ролевыми позициями, новыми способами действия. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения.
4. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна «, » Кащей Бессмертный «, » Змей-Горыныч «.
5. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. Например, в возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Использование сказок в психокоррекционной работе
Сказка может помочь решить следующие задачи в психолого-педагогической деятельности:
1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.
2. Идентифицируясь с героями сказок, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность отреагирования многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры — драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста.
(5 слайд) Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка, применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. При работе с конкретными проблемами, позволяет найти их первопричину, выявить то, что «прячется под маской» (например за плаксивостью может скрываться тревожность, за вспышками агрессии — природная робость в сочетании с самолюбием, за страхами в разных ситуациях — неутоленная жажда лидерства и боязнь поражения) и помогает ребенку достичь внутренней гармонии.
Сказкотерапия является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого – через сказку. В этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Ничего не навязывается ему насильно.
(6 слайд) При этом также можно выделить уровни воздействия сказок на личность:
* Неосознаваемый уровень.
* Осознаваемый уровень.
* Поведенческий.
Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.
(7 слайд) В сказкотерапевтическом процессе используется следующие виды сказок:
1. Художественные (авторские, народные);
2. Дидактические (обучающие): используются педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса
3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории): эти сказки являются целенаправленными – каждая из них несет в себе решение некой задачи (проблемы).
Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк».
4. Психокоррекционные (сказки, истории) — это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.
5. Медитативные (создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание).
(8 слайд) Формы работы со сказкой:
* Рассказывание сказок.
* Куклотерапия.
* Постановка сказок на песке.
* Сочинение сказок.
* Обыгрывание сказок, драматизация (дети – актёры).
* Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с противоположными синдромами.
Сказка как метод психологической диагностики
Сказку можно использовать как диагностический инструмент в работе с детьми, которые уже умеют говорить. Для этого был создан тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. С данной проблемой я выступаю на родительских собраниях в младших группах. Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг и сказок играет огромную роль для всестороннего развития детей.
(9 слайд) Таким образом, педагогические, психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру.
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
СКАЗОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Психолог,
работающий в школе, постоянно задает себе два
вопроса: «что?» и «как?». В том смысле, что каждый
раз в случае оказания психологической помощи
ребенку специалист пытается разобраться в том,
что, собственно, происходит и как помочь
маленькому клиенту преодолеть возникшие
трудности.
Поиски ответа на вопрос «что?»
осуществляются с помощью многообразных методов
психодиагностики, наблюдения, бесед с родителями
и учителями. Когда же более или менее ясным
становится ответ на первый вопрос, со всей своей
чугунной простотой и неприступностью встает
вопрос «как?». И перед ним многие школьные
психологи, к сожалению, пасуют, поскольку от
диагностики надо переходить на полный
неожиданностей и риска путь психокоррекции и
психотерапии.
ОТ МИФОВ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Обогащение практической психологии
новыми средствами эффективной работы с детьми, в
частности, сказкотерапией, — отрадное явление
последнего десятилетия. Теперь для ответа на
пресловутый вопрос «как?» имеется красивый и
эффективный метод.
До последнего времени практическая
психология образования явно недостаточно
использовала развивающий и
психотерапевтический потенциал сказок. А ведь
сказкотерапия оказывается эффективной в работе
не только с дошкольниками или младшими
школьниками, но и с подростками и
старшеклассниками. Более того, существуют
психотерапевтические сказки для учителей.
Даже простое чтение сказок (особенно
специально созданных) дает удивительный эффект и
помогает человеку преодолеть различные
жизненные трудности. Отчего же это происходит?
Попробуем разобраться, выделив разнообразные
психологические трактовки содержания сказок.
Рассмотрим позиции, объясняющие появление
однородных сказочных мотивов.
Первая позиция, которую
отстаивал М. Мюллер, заключается в
интерпретации мифов (а следовательно, и
волшебных сказок) в качестве искаженного
отображения различных явлений природы.
Вторая позиция принадлежит
Л. Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд
отстаивал Г. Якоб). Лейстнер показал
взаимосвязь между основными сказочными и
фольклорными мотивами и повторяющимися
символическими снами.
Третья позиция, которую
защищал А. Бастиан, заключается в рассмотрении
основных мифологических мотивов как
«элементарных идей» человечества, которые не
передаются от одного человека к другому, а
являются врожденными для каждого индивида и
могут возникать в тех или иных вариациях в разных
странах и у разных народов.
Четвертая позиция обоснована
представителями аналитической психологии,
идущей от работ
К.-Г. Юнга. Это, пожалуй, самая разработанная и
авторитетная позиция.
Одна из наиболее ярких
последовательниц юнгианского взгляда на природу
волшебных сказок
М.-Л. фон Франц указывает на разницу между
третьей и четвертой позициями: «Архетип — это не
столько «элементарная идея», сколько
«элементарная эмоция», элементарный поэтический
образ, фантазия, а возможно, даже элементарный
импульс, направленный на совершение некоторого
символического действия».
М.-Л. фон Франц показывает
важность эмоциональной составляющей при
психологическом исследовании. Но она
предупреждает, что при сугубо рациональном
подходе происходит смешение разных архетипов:
«Это похоже на то, что происходит при печатании
наложенных друг на друга фотографий, которые уже
никак нельзя представить в отдельности.
Вероятно, нечто подобное происходит и в
бессознательном, что обусловлено его
относительной вневременностью и
внепространственностью».
ИЗВЕСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ
В настоящее время широко известна
типология сказок, предложенная
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению,
сказки делятся на художественные (народные и
авторские), психотерапевтические,
психокоррекционные, дидактические,
медитативные.
В понимании
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия —
это не просто направление психотерапии, а синтез
многих достижений и психологии, и педагогики, и
психотерапии, и философии. Этим исследователем
выделяются четыре этапа в развитии
сказкотерапии (в историческом контексте).
Первый этап — устное
народное творчество.
Второй этап — собирание и
исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон
Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).
Третий этап —
психотехнический (применение сказки как повода
для психодиагностики, коррекции и развития
личности).
Четвертый этап —
интегративный, он связан с формированием
концепции комплексной сказкотерапии, с духовным
подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии
как природосообразной, органичной человеческому
восприятию воспитательной системы, проверенной
многими поколениями наших предков.
ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ
Как справедливо указывает
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные
сказки имеют и дидактический, и
психокорреционный, и психотерапевтический, и
даже медитативный аспекты. Однако, на наш взгляд,
такое многообразие аспектов свидетельствует о
некоторых недостатках предлагаемой ею типологии
сказок. Главным же недостатком является
неясность критерия классификации.
Действительно, если народные сказки (и
плюс к ним мифы, притчи, истории) отнесены к
художественным, то получается, что они не могут
быть психотерапевтическими, в то время как их
терапевтический потенциал часто значительно
превосходит возможности многих специально
созданных в лечебных целях сказочных историй.
Кроме того, остается не вполне ясным, почему
группа «авторские» выделяется только в этом виде
сказок, хотя очевидно, что они присутствуют и в
других видах.
На наш взгляд, более правомерным было
бы разделение всей совокупности сказок на
фольклорные и авторские. При этом в обоих типах
сказок можно выделить художественные,
дидактические, психокоррекционные,
психотерапевтические и психологические.
Основным критерием классификации
может служить такой очевидный параметр, как цель
воздействия сказки на слушателя (читателя).
ПСИХОСКАЗКА
Легко заметить, что мы ввели еще один
вид сказок, которого нет в типологии
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, —
психологические сказки (психосказки).
Мы хотим обосновать допустимость
рассмотрения нового вида сказки – сказки
психологической (психосказки), которая не
сводится ни к художественной (авторской), ни к
психотерапевтической. Хотя, думается, такая
сказка должна быть художественной по форме и
содержать в себе психотерапевтический
потенциал. Психолог-сказочник, балансируя на
грани литературного творчества, дидактической
работы и психотерапии, должен своей целью видеть
создание особого сказочного психологического
мира, понятного ребенку. Примерами могут служить
замечательные психологические сказки
Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова.
Целями психологической сказки могут
быть: раскрытие перед ребенком глубин его
собственного внутреннего мира, развитие его
самосознания, знакомство с основными
психологическими понятиями, помощь на пути
становления его личности.
Итак, в качестве рабочего
определения психологической сказки можно
принять следующее: это авторская история,
содержащая вымысел, содействующая оптимальному
ходу естественного психического развития детей
и содержащая в метафорическом виде информацию о
внутреннем мире человека.
ПОЛЕЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ
Давайте сравним психологические
сказки с дидактическими, психотерапевтическими
и психокоррекционными. Такое сравнение поможет
практическому психологу понять содержание
каждого типа сказок и научиться сочинять сказки
любого типа.
Психосказки и дидактические
сказки
Сходство психосказок с
дидактическими заключается в следующем.
Во-первых, в самом жанре
сказки, который нужен для преподнесения
некоторых новых знаний.
Во-вторых, в приеме одушевления
абстрактных символов и создании образа
сказочного мира, в котором они живут.
В-третьих, оба вида сказок раскрывают
смысл и важность определенных знаний.
Различие между ними определяется
следующими моментами.
Во-первых, если в
дидактические сказки «упаковывается» учебный
материал, связанный с объектами внешнего мира, то
психосказки рассказывают о внутреннем мире
человека — его душе, психике, и этот материал
может быть как учебным (например, при изучении
«Психологической азбуки»), так и личностно
развивающим.
Во-вторых, в дидактических сказках
одушевляются абстрактные символы «внешнего»
мира (цифры, звуки, буквы, арифметические
действия и т.п.); в психосказках — абстрактные
символы, обозначающие «внутренние» психические
феномены (мышление, память, способности,
переживания и т.д.).
В-третьих, дидактические сказки
практически всегда содержат определенное
задание учебного характера, которое должен
выполнить ребенок; для психосказок это не
является обязательным.
Психосказки и психокоррекционные
сказки
Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,
психокоррекционные сказки создаются для мягкого
влияния на поведение ребенка. При этом под
коррекцией она понимает «замещение»
неэффективного стиля поведения на более
продуктивный, а также объяснение ребенку смысла
происходящего.
Такая трактовка психокоррекции
представляется не вполне справедливой,
поскольку изменение поведения выступает целью
ряда бихевиористски ориентированных
направлений психотерапии (именно поэтому такие
сказки на Западе носят название
психотерапевтических историй). В этом случае
стирается грань между терапией и коррекцией,
теряется основание для выделения
психокоррекционных сказок в отдельную группу.
Однако если принять несколько иное понимание
психокоррекции — как психологического
воздействия на отдельные структуры психики с
целью позитивного изменения, то такой вид сказок,
как психокоррекционные, обретает право на
существование.
Целью психокоррекционной сказки
является продуктивное влияние на решение детьми
и подростками психологических проблем, одним из
последствий этого влияния должно стать
изменение поведения.
Сходство психосказок с
психокоррекционными можно найти в следующем.
Во-первых, и в том и в другом
случае события, происходящие с героем (героями),
должны быть похожими на реальные ситуации из
жизни детей.
Во-вторых, ребенок через сказку
обретает возможность осознать свои переживания,
отдельные психологические характеристики.
В-третьих, альтернативные модели
поведения, понятые благодаря сказке, помогают
ребенку увидеть разные грани возникающих
ситуаций и найти в ней новые смыслы.
Обнаруживаются и существенные различия
между этими типами сказок.
Во-первых, в психосказках
отсутствует прямая аналогия между жизнью
ребенка и жизнью сказочного героя в силу
обобщенности сюжета.
Во-вторых, психосказка нацелена на
личностное развитие ребенка путем осознания им
своих особенностей; психокоррекционная сказка —
на изменение психических структур ребенка в
сторону, желательную для психолога.
В-третьих, в результате воздействия
психосказки происходят более объемные
трансформации в личности ребенка: изменяются не
только конкретные поведенческие проявления, как
в случае применения психокоррекционных сказок,
но и смыслы и ценности.
Психосказки и
психотерапевтические сказки
Сходство этих двух типов сказок,
пожалуй, более значительно, чем различие.
Во-первых, и тот и другой тип
сказки обращается к глубинному «Я» ребенка.
Во-вторых, такие сказки стремятся
помочь человеку осознать отношение к самому
себе, к миру, к другим людям, а при необходимости
— изменить это отношение.
В-третьих, они оказывают
психологическую поддержку и избавляют от
страданий и негативных переживаний, связанных с
какой-либо проблемной жизненной ситуацией или
психоэмоциональной травмой.
Различия психологических и
психотерапевтических сказок имеют, по-видимому,
не принципиальный характер.
Во-первых, психологические
сказки не являются прямой аналогией
индивидуальных эго-процессов конкретного
человека (разумеется, если не брать во внимание
неизбежные проекции самого автора), а во многих
психотерапевтических сказках подобные аналогии
присутствуют.
Во-вторых, психологические сказки в
большей степени, чем психотерапевтические,
ориентированы на улучшение обычной жизни
ребенка, на разрешение жизненных трудностей.
В-третьих, психологические сказки, как
правило, пишутся психологом, а
психотерапевтические часто создаются клиентом.
Психосказки и медитативные сказки
Сходство психологических и
медитативных сказок заключается, прежде всего, в
следующем.
Во-первых, и в тех и в других
происходит глубокое погружение слушающего в
сказочный процесс через обращение к своим
внутренним состояниям и пробуждение личностных
потенциалов.
Во-вторых, эти сказки необходимо читать
и слушать не походя, не между делом, а в
специально созданных условиях.
В-третьих, и те и другие сказки содержат
в себе позитивные модели внутренних состояний,
сообщаемые бессознательному.
Психологические сказки при этом могут
быть медитативными (их также стоит слушать под
музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние
релаксации), а могут и не быть таковыми.
В последнем случае легко обнаружить различия
между этими типами сказок.
Во-первых, в медитативных
сказках отсутствуют конфликты и отрицательные
персонажи, а в психосказках они вполне возможны.
Во-вторых, достижение релаксационного
состояния при слушании психологических сказок, в
отличие от медитативных, не является
обязательным, напротив, психосказки могут иметь
мобилизующий характер.
В-третьих, медитативные сказки могут
обращаться не только к явлениям внутреннего мира
человека, как психосказки, но и к внешним для него
отношениям между людьми.
Таким образом, можно выделить
психологические сказки как отдельный
самостоятельный тип сказок, применяемый в
области сказкотерапии. Их использование
возможно при работе с детьми в рамках
специальных программ, а также в различных
конкретных случаях.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
В оформлении использованы
иллюстрации Анны ПОПОВИЧ к русским сказкам
1. Вачков И.В. Психология для малышей,
или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству.
Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по
сказкотерапии. СПб., 2000.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
5. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование
волшебных сказок. Психологический смысл мотива
искупления в волшебной сказке. СПб., 1998.
Влияние сказки на формирование личности
Важное
значение для развития ребенка, особенно
в дошкольном и младшем школьном возрасте,
имеет сказка. Сказка вбирает и хранит
в себе народную мудрость, особенности
национального характера, общечеловеческие
ценности и идеалы. Сказка
— повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о
вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил, — говорится
в словаре С.И. Ожегова.
Существуют
различные гипотезы происхождения
сказки. Антропологический
подход видит
в сказке непосредственное отражение
некогда живых представлений и обычаев,
со временем забытых и сохранившихся в
виде пережитков. Лингвистический
подход анализирует
эволюцию сказки как устной традиции
народного творчества. Исходя из анализа
формальной структуры сказки, универсальной
для многих культур, лингвисты приходят
к выводу о едином источнике возникновения
сказки и ее распространении в разных
культурах. Психоаналитический
подход, возводя
сказку к древним мифам, магии и снам,
приписывает ей выражение подавляемых
желаний и комплексов человека.
Возрастом
сказок является дошкольный возраст.
Сказки -наиболее любимый ребенком
литературный жанр, имеющий большое
значение в развитии ребенка. Герои
сказок просты и типичны,
они лишены индивидуальности. Часто они
даже не имеют имен. Их характеристики
исчерпываются двумя-тремя качествами,
понятными детскому восприятию. Выдающийся
психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм
написал книгу «Польза и значение
волшебной сказки», где обобщил опыт
использования сказки для психотерапевтического
воздействия на ребенка. Он считал, что
причиной нарушений в развитии ребенка
является потеря смысла жизни и обрести
его может помочь сказка. Она должна
завладеть вниманием ребенка, возбудить
его любопытство, обогатить жизнь,
стимулировать его воображение, развивать
интеллект, помочь понять самого себя,
свои желания и эмоции, тем самым
способствовать повышению уверенности
в себе и своем будущем.
Особенно важна
народная сказка, передающаяся из
поколения в поколение. Она претерпевает
изменения, вносимые народом. Над сказкой
трудятся миллионы людей, отбрасывая
ненужные детали, что делает ее сгустком
человеческой мудрости, опыта, результатом
работы человеческого сознания и
подсознания. Сказка является элементом
культуры народа, отражая его жизненную
философию. Исследователи русских
народных сказок отмечают их особенности:
поэтичность, остроумие, задушевность,
правдивость, сочетание детской наивности
с глубокой мудростью, реалистичным
взглядом на жизнь. Авторская сказка в
большей степени отражает
индивидуально-психологические черты
и проекции того, кто ее писал.
По мнению Д. Соколова
[5], народные сказки характерны тем, что:
— время появления
основных сюжетов сказки неустановимо.
В масштабах человеческой культуры —
очень давно;
— сказки передаются
от старшего поколения к младшему в виде
«пакета» с основными зафиксированными
сюжетами;
— сказки являются,
возможно, самой устойчивой формой
передачи информации в культуре. Сказки
живут в культуре. В отличие от мифов,
которые также являются сгустком
человеческого опыта, сказка понятна
ребенку, ее герои досягаемы для него.
Мифы часто пессимистичны, несправедливы
(миф о Эдипе заканчивается гибелью двух
главных героев, миф о Ниобее — смертью
ни в чем неповинных ее детей);
— сказки могут
служить матрицами и источником информации
при образовании основных форм поведения
и жизненных сценариев;
— сказки влияют
на человека преимущественно на
бессознательном уровне.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #