«Кукла» Е. И. Носов Кратко
Евгений Иванович Носов
Рассказ «Кукла» Краткое содержание
В своем рассказе «Кукла» Е. И. Носов затрагивает такую тему как человеческая бессердечность и отсутствие сострадания.
Да, это всего лишь кукла, но кто мог так обойтись с ней, тот может поступить также и со своим ребенком. Маленькое, изуродованное тельце игрушки, свидетельствует о необычайной жестокости человека.
Также поражает безразличие к окружающему, с каким многие люди, проходя мимо, не замечают оскверненный символ детства.
Очень краткий пересказ рассказа Е. И. Носова «Кукла»
Рассказчик, заприметив главного героя с лопатой, направляется за ним. Акимыч, который прошел всю войну и был контужен на фронте, немало повидал за свою жизнь боли и разочарований.
Пожилой мужчина находит брошенную и обожженную куклу на дороге, и спешит ее похоронить. Он сожалеет, что вместе с ней не может закопать в землю всю злость и жестокость людских сердец.
Список и краткая характеристики героев повести «Кукла»
Главный герой рассказа:
Второстепенный герой рассказа:
Краткое содержание рассказа «Кукла» подробно
Перед началом повествования, автор описывает местность под Липино, где он родился, и где прошло его детство. Приехав на рыбалку в родные места, замечает, как сильно изменилась река, на которой Носов так любил рыбачить. Она сильно обмельчала и заросла травой.
Внезапно столкнувшись с приятелем Акимычем, понимает, что мужчина сильно чем-то расстроен и обеспокоен. После контузии, при сильном волнении ему трудно разговаривать, и он не может объяснить, зачем ему лопата и куда так спешит.
Акимыч, работая в школе садовником, отмечает тот факт, что дети с каждым поколением, становятся все более безразличными и жесткими. А ведь игрушка с человеческим лицом, валяется около дороги, по которой ходят не только дети, но и учителя. И все проходят мимо, не замечая, как кто-то поиздевался над куклой.
Кратко об истории создания произведения «Кукла»
Рассказ Е.И. Носова «Кукла», был написан в 1959 г., и является автобиографическим описанием детства автора. Выросший в нищете, писатель повествует о красивейших местах Курской области.
Работая в городском издательстве Носов, приезжает в село, где прошли его детские годы. Реальная история, произошедшая с контуженым фронтовиком и обезображенной куклой, становится главным замыслом при написании. Автор своим рассказом призывает читателя бережно относиться к окружающей среде, не быть настолько эгоистичными и бессердечными людьми.
Источник
Евгений Носов рассказ «Кукла»
Тестовая работа по содержанию прочитанного рассказа.
1) Евгений Носов родился в селе:
2) Роль Носова в Великой Отечественной войне:
а) противотанкового артиллериста
3) Любимое занятие Е. Носова:
4) Где происходили события рассказа? а) в Серпухове б) Под Липино в) близ Углича г) под Бобруйском
5) На какой реке происходит действие рассказа «Кукла»?
7) Что объединяло рассказчика и Акимыча? а) были соседями б) воевали в одной армии в) работали на паромной переправе г) были лучшими друзьями
Кем в последнее время работал Акимыч? а) паромщиком б) никем не работал в) школьным сторожем г) рыбаком
9) В какое время года Акимыч нашел куклу? а) зимой б) весной в) летом г) осенью
10) Где была найдена кукла? а) на дороге б) возле дерева в) возле школьной ограды г) в кювете
11) Какие волосы были у куклы? а) светлые б) темные в) на голове не было волос г) рыжие
12) Какого цвета была одежда на кукле?
13) Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»? а) учителей б) ребятишек в) влюбленных парочек г) стариков
14) Что поразило Акимыча более всего, когда он увидел куклу:
а) то, что куклу кто-то выбросил
б) то, что кто-то потерял куклу и, наверное, страдает от этого;
в) то, что кукла была изуродована кем-то.
15) (Ответить самостоятельно 5-10 предложений) Рассказ Е. И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?
Источник
Носов «Кукла» в сокращении
Рассказ «Кукла» Носов краткое содержание для читательского дневника:
Автор рассказывает о том, как посещал родные места и особенно речку. Вместе с ним туда ходил Акимыч. Он вернулся домой с контузией, из-за чего не может выражать правильно все свои мысли и говорить ровно.
В один день автор увидел Акимыча, идущего с лопатой, в странном волнении и испуге. Автор последовал за ним. Они пришли к дороге, на краю которой валялась изуродованная кукла. Кто-то выдавил ей глаза, испортил волосы, снял одежду, на теле было множество ожогов от сигарет.
Акимычу эта кукла напомнила об ужасах войны. Она хоть и не человек, но имеет человеческий облик, и ему не понять, откуда в детях столько злости и жестокости. Акимыч закопал куклу, будто живого человека, со словами: «Всего не закопать».
Зло не делится на маленькое и большое. Совершающий мелкую жестокость по отношению к неодушевленным предметам, сумеет причинить боль и страдания и живым. Родители должны учить детей доброте, кротости, понимаю и прощению.
Все люди на земле одинаковые — из одной плоти, с похожими чувствами и стремлениями, и нужно смотреть на окружающих с добром, а не воевать и уничтожать друг друга.
Краткое содержание рассказа «Кукла» подробно
Перед началом повествования, автор описывает местность под Липино, где он родился, и где прошло его детство. Приехав на рыбалку в родные места, замечает, как сильно изменилась река, на которой Носов так любил рыбачить. Она сильно обмельчала и заросла травой.
Внезапно столкнувшись с приятелем Акимычем, понимает, что мужчина сильно чем-то расстроен и обеспокоен. После контузии, при сильном волнении ему трудно разговаривать, и он не может объяснить, зачем ему лопата и куда так спешит.
Акимыч, работая в школе садовником, отмечает тот факт, что дети с каждым поколением, становятся все более безразличными и жесткими. А ведь игрушка с человеческим лицом, валяется около дороги, по которой ходят не только дети, но и учителя. И все проходят мимо, не замечая, как кто-то поиздевался над куклой.
Пересказ «Куклы» Носова
Е. И. Носов «Кукла» краткое содержание:
Прошедший войну старик, видя изуродованную куклу, поражается, насколько очерствели люди, и хоронит куклу как человека.
Рассказчик любит наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от его дома. Там на реке — большой омут, который избегали даже гуси. В этом месте рыбачит только старый, израненный, прошедший войну перевозчик Акимыч.
Вновь посетив родные места, рассказчик снова встречает старого перевозчика. Он сильно взволнован и, держа в руках лопату, стремительно направляется к школе, неподалёку от которой, возле дороги, лежит кукла с выдавленными глазами и следами ожогов от сигарет на месте носа и тех местах, что раньше были прикрыты трусиками.
Акимычу трудно видеть такие издевательства над куклой. Он насмотрелся подобного на войне: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий».
Кроме того, старику кажется странным равнодушие людей, которые спокойно проходят мимо и не обращают никакого внимания на истерзанную куклу.
Акимыч выкапывает небольшую яму и хоронит куклу, совсем как человека. С болью в голосе он говорит: «Всего не закопать…».
Это интересно: Рассказ «Никита» Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.
Анализ произведения Кукла
Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.
В рассказе «Кукла» перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.
Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.
Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.
После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.
Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.
О чем рассказ «Кукла»?
За основную тему рассказа Носова “Кукла” можно взять то, что автор показывает, как живет простой деревенский человек, его нравственные принципы и отношение к тому, что его окружает. Автор показывает отношение к природе, к окружению и воспитанию детей, к взаимоотношениям между людьми.
Произведение начинается с воспоминаний автора о сеймских омутах, как он раньше любил навещать эти места, наблюдать за природой и рекой. Однажды застал автор там рыбака одного местного-Акимыча, у того всё никак не получалось никого поймать из-за плохих крючков. После этого долго не удавалось ему посетить родные края и кого всё же он приехал, то не узнал реку, заросла она сильно, появилось много травы и тины.
Даже Липину яму он не узнал, где раньше кружил водоворот сейчас черная местность, лишь один гусак на ней обитает. Автор рассказывает о своем товарище-Акиме, как воевали они с ним, и как ранило Акимыча сильно. Долго не виделись друзья и вот наконец-то встретились. Акимыч шел по дороге чем-то напуганный, был сам не свой и сначала даже не узнал автора. Они отправились по дороге в сторону школы, возле дороги они нашли куклу. Над ней кто-то очень сильно по глумился, выдавил глаза, на месте носа сделал дыру и снял одежду. Оба приятеля долго стояли молча и не могли понять, кто такое мог сделать, пока Акимыч не заговорил.
Он сказал, что уже не первый раз видит такие куклы и, что даже несмотря на то, что они всего лишь игрушки, но имеют человеческое обличье, поэтому уж больно ему всё это видеть, потому что напоминает ему это о войне. Он показывает злость к матерям и учителям, которые так же безразличны, ведь они не учат детей состраданию, те бегают вокруг и привыкают к такому оскорблению. Акимыч принимается копать могилу для куклы, приговаривая “всего не закопать”.
Несмотря на небольшой размер произведения, довольно хорошо раскрыта тема равнодушия людей к окружающему. Акимыч, проявил себя как человека, просто потому, что он не смог пройти мимо обычной на первый взгляд куклы. Сам образ Акимыча вызывает некое сострадание, жалко видеть старика, который прошел войну, остался без дома, да и из-за контузии у него отнимается речь, поэтому ему сложно выразить свои мысли.
Краткое содержание (подробно)
В былые времена рассказчик любил бывать «под Липино». Это живописное место находилось недалеко от его дома, и наиболее примечательна в нём была «одна заветная яма». Там, где бурная полноводная река делала крутой поворот, находился глубокий омут, в водовороте которого часами мог кружить различный мусор, а также щепки и водоросли.
На этой реке любил рыбачить старый перевозчик Акимыч — хороший знакомый рассказчика. Это был мужчина, прошедший войну и служивший с автором в одной армии. Во время одного из сражений Акимыч был тяжело ранен, контужен и потому попал в госпиталь в Угличе. С тех пор, когда мужчина сильно волнуется, он на несколько минут теряет дар речи, «мучительно умолкает» и глядит на собеседника, «беспомощно вытянув губы трубочкой».
Сейчас «Липина яма» уже обмелела, и на месте прежнего водоворота образовался участок голого дна, на котором теперь сидит один только старый гусь. Пропал куда-то и сам Акимыч, а шалаш старика сожгли. Рассказчик уж было думает, что мужчина умер, но затем встречает его на дороге возле новой школы.
Акимыч чем-то сильно взволнован и потому снова не может говорить. За плечами он несёт лопату. Когда рассказчик спрашивает, что случилось, мужчина жестом приглашает его следовать за ним.
В грязном дорожном кювете недалеко от школьного забора лежит, раскинувшись, большая изуродованная кукла. Белокурые волосы её частично обожжены, на месте носа виднеется прожжённая сигаретой дыра, а глаза выдавлены.
Куклу кто-то раздел и спустил с неё голубые трусики до самых башмачков, а то место, которое раньше было прикрыто ими, так же как и нос, «истыкал» сигаретой.
Акимыч «сокрушённо» смотрит на бедную куклу и не понимает, что за человек мог сотворить с ней такое. Он удивляется жестокости людей и недоумевает, почему никто из прохожих не обращает внимания на подобные зверства и не пытается исправить ситуацию, ведь мимо ходят дети и видят всё это.
Акимыч берет лопату и начинает рыть могилу для куклы. Дно ямы он заботливо устилает соломой и бережно хоронит изуродованную игрушку. «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий» — говорит он.
Закончив своё благородное дело, мужчина, словно выныривает откуда-то из глубины и шумно вздыхает. Акимыч с горечью произносит: «Всего не закопать…».
Краткое содержание «Куклы»
Автор раньше часто бывал в местечке под именем Липино.Он любил ловить рыбу в речке. Никто кроме него и старика Акимыча туда не ходил. Да и автор уже давно туда не наведывался. Однажды во время похода к озеру он встретил старика Акимыча.
Тот был человек достаточно зрелого возраста. Старику пришлось побывать на войне. Война оставила на нем неизгладимый след, который отразился как на здоровье, так и на психике бедного человека. Акимыч получил контузию во время войны.
Он был очень трудолюбивым и порядочным, сострадательным человеком. В этот раз старик был очень взволнованным. Было очевидно, что у него на душе что-то происходит, что-то терзает и мучает его. Он даже отказался объяснить причину автору. Было ясно, что он куда-то спешил. В руках была лопата.
Автор последовал за ним. Старик молча шел по дороге, не говорив ни слова своему собеседнику. Он на пол пути резко остановился и показал на край дороги. По дороге валялась изуродованная кукла. Бедный старик не смог перенести этого зрелища. Кукла имела многочисленные шрамы от ожогов сигаретой. Ее волосы и части туловища несли следы ужасного зверства бесчувственных людей. Кто-то хорошенько поиздевался над бедной игрушкой.
Старик волновано говорил, что кукла очень похожа на человека. Даже если она не живая, все равно имеет человеческий облик. Иногда даже сложно отличить живого ребенка от куклы. Акимыч смотрел на нее и вспоминал сколько всего ему пришлось наглядеться на фронте. Он не мог понять причину, по которой люди становятся такими жестокими и равнодушными.
Старик выкопал могилку и похоронил куклу как настоящего человека. У него в глазах были искренняя боль и сострадание ко всему человечеству. Ему было жаль, что, похоронив с куклой издевательства над ней, он не сможет избавить мир от всего зла и жестокости, которые таят в себе люди. Его страдания и мучения за все человечество становятся видны в его словах: «Всего не закопать».
В этом коротеньком высказывании так много боли и желания сделать мир лучше и добрее.
Краткое содержание произведения «Кукла» (Н.Н. Носов)
Многомудрый литрекон рад предоставить Вашему вниманию краткий пересказ произведения Носова «Кукла». Мы постарались собрать самые значимые, основные события книги в сокращении.
(405 слов) Перед погружением в рассказ, автор повествует о старых местах, которые он стал редко посещать. Со временем они изменились, заросли и обветшали. Когда-то давно он часто заглядывал в сюда, ведь его дом находился всего в 25 верстах. Автор любил бывать на речке, которая была очень стремительной, что даже гуси не рвались там плавать. Но был один человек который всегда посещал эту речушку, чтобы порыбачить, и звали его Акимыч. Он жил в маленьком шалаше недалеко от реки. Автор захотел подарить Акимычу крючки, на что рыбак просто посмеялся.
Лишь спустя несколько лет, автор решает посетить эти места. Заприметив речку, которая была ему так дорого и близка, он даже не узнает ее. Она обмельчала, заросла и покрылась тиной с заполонившими всю поверхность кувшинками. А на месте омута, известного как Липина Яма, образовалась мель. Сам рыбак, Акимыч, отмахнувшись сказал, что теперь это место не подходит для рыбаков, и перестал посещать его.
В былые времена автор часто проводил время на берегу реки, вместе с рыбаком. В разговоре выяснялось, что он и рыбак, оказывается, служили в одном и том же месте, участвовали в одних и тех же военных событиях. Да даже войну закончили в одно и то же время. Акимычу очень трудно давалось выражать свои мысли. Причиной этому стали ранения, которые он получил во время войны.
В конце октября автор не замечает привычного шалаша в котором проживал рыбак. Лишь только обгоревшие останки бывшего жилища. С другой стороны от шалаша шел сам Акимыч с лопатой, который ничего не ответил на приветствие и вопросы автора. Он уже не мог разговаривать.
Бывшему рыбаку пришлось объяснять все жестами. Он рассказывал, что теперь проживает в школе, заботится о ней, но куда держит путь с лопатой, так рассказчик и не узнал. Автор последовал за ним, и на полпути старик указал на край дороги. На краю находилась старая, страшная на вид кукла. Она была покрыта ожогами от сигарет и многочисленными следами зверского отношения к ней. Старый рыбак проговорил, что кукла эта очень уж похожа на человека. Несмотря на то, что она не живая, все же имеет человеческий облик. Акимыч стоял и вспоминал, что ему пришлось лицезреть на фронте, но он так и не смог понять причину, которая мотивирует людей на такую жестокость.
Позже рыбак выкопал кукле могилу и похоронил. В глазах его выражались сострадание и боль ко всему человеческому. Он печалился, что похоронив куклу со всеми ее страданиями, все равно избавить мир от злобы и агрессии не получится. Всю его печаль можно услышать в словах «Всего не закопать».
Автор: Андрей Мохов
Похороны куклы
Акимыч рассказал, что когда он видит такое, то его даже колотит. А люди идут мимо равнодушно. Проходят влюблённые парочки, семьи с детьми, и никто не обращает внимания на брошенных и изуродованных кукол. Акимыч уверен, что это от душевной чёрствости и слепоты.
Главный герой был не таким. Об этом рассказывает и краткое содержание. «Кукла» Носова учит читателя добру и неравнодушию. Акимыч взял лопату и наметил место, начал копать могилку. Копал он старательно и на совесть.
Кукла была ростом примерно метр, но яму главный герой выкопал побольше. Он принёс сена, опустил его в углубление, а уже сверху на него положил куклу. Сверху тоже присыпал её сеном. Он поправил на мученице одежду и начал закапывать. «Всего не закопать» – сказал Акимыч с болью. Скорее всего, он имел в виду человеческое равнодушее, черствость.
Рассказ учит добру и состраданию.
Акимыч
Данный рассказ имеет два название – второе – это «Акимыч». Почему? Потому что именно он является главным героем произведения. Краткое содержание Носова «Кукла» познакомит читателя с этим человеком.
Повествование ведётся от лица самого Евгения Носова. Он рассказывается о своём боевом товарище, с которым они вместе воевали в годы Великой Отечественной войны. Они с Акимычем вместе участвовали в нескольких военных операциях, в том числе в Белоруссии и Польше. Но однажды друга ранило. Контузия не прошла незаметно. До сих пор, хотя прошли уже десятилетия, когда тот волнуется, то утрачивает дар речи, бледнеет, умолкает и с мукой глядит на собеседника, а губы при этом беспомощно вытягиваются трубочкой.
Как-то пошли они с Акимычем на берег некогда бурной и полноводной реки. Именно сюда переносит читателя краткое содержание. «Кукла» Носова начинается сценой у водоёма. Писатель рассказывает о том, какой мощной была эта река раньше. Русло заросло травой, сузилось. Акимыч горестно смотрел на это зрелище.
Вот такой сюжет придумал в своём рассказе Е. Носов «Кукла». Краткое содержание поведает о неприятном случае.
Источник
Кукла (окончание)
Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказаное.
Я уже знал, что Акимыча опять «заклинило» и заговорит он теперь нескоро.
Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и та опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
Вопросы и задания
1. С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, цветах, травах? Что ужасает его, о каких бедах он го ворит в начале повествования?
2. Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», затем «Кукла». Как вы думаете, какое название лучше? Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча?
3. Как вы воспринимаете красоту окружающего вас мира? Может ли вас взволновать цветок, красота осеннего леса? Делаете ли вы что-либо, чтобы природа вашего города, села стал краше?
4. Сравните рассказ Е. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского
Кукла
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала.
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла.
На человека ты, кукла, вполне походила!
Источник
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Проверьте себя (стр.176)
Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой писателя Е. И. Носова? Расскажите об этом.
Евгений Иванович Носов много лет работал сначала в Казахстане, а потом в Курске в редакции газеты. Он много ездил и встречался с людьми, знакомился с их проблемами, горестями и радостями. В жизни писателя было постоянное общение с природой: он любил рыбачить и ночевать у костра. Это все питало «писательское вдохновение» Е.И. Носова. Основной темой его произведений стали простые деревенские люди, их отношение к земле, нравственные истоки их жизни, их мировоззрение и, конечно же, природа.
Творческое задание
Используя материалы автобиографии Е. И. Носова и словаря «Русские писатели. XX век», подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве писателя.
Евгений Иванович Носов родился в селе Толмачево, совсем недалеко от города Курска. Детство провел в деревне, среди полей, лугов и лесов. Затем родители переехали в город. Он помнил, как началась коллективизация, помнил, как голодно жилось в начале тридцатых годов: дети ели цветы акации, только зародившиеся яблоки. Он помнил, как в Курске появились дети из Испании.
Когда началась Великая Отечественная война, Евгений Иванович учился в школе, и ему, шестнадцатилетнему подростку, довелось пережить немецкую оккупацию. После Курской дуги он добровольцем ушел на фронт, служил в артиллерийском полку наводчиком противотанковой пушки. Участвовал в освобождении Польши, а в феврале 1945 года под Кенигсбергом был тяжело ранен и победу встретил в госпитале. Е.И. Носов имел боевые ордена и медали, среди которых и медаль «За отвагу», которой награждали только за личный подвиг.
После войны вернулся в школу. Потом работал в Казахстане в редакции газеты, затем – в родном Курске. Окончил высшие литературные курсы, после чего стал профессиональным писателем. Входил в редакционный совет самого популярного в советское время литературного журнала «Роман-газета». По произведениям писателя сняты художественные фильмы, самый известный из которых «Красное вино победы».
Умер Евгений Иванович Носов в 2002 году.
Стр. 182
1. С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, цветах, травах? Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования?
Я думаю, автор подробно рассказывает о реке и рыбалке, чтобы читатель мог сравнить, как было и что стало. Была огромная река, был страшный омут, правда и в то время в реке уже появились бутылки и пенопласт, но рыба еще водилась. А через несколько лет река обмелела, заросла, исчезла рыба, не стало и омута. Конечно же, произошло это при вмешательстве человека в жизнь природы.
Описание погожего октябрьского дня с цветами, травами и запахами дан для противопоставления и сравнения, что происходит в природе и что делает человек.
Автора ужасает, как бездумно и халатно человек относится к природе, а позже окажется, что и не только к ней.
2. Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», затем «Кукла». Как вы думаете, какое название лучше? Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча?
Я думаю, название «Кукла» более точное, потому что рассказ об Акимыче лишь часть повествования, а случай с куклой – это апофеоз «делам» людей. В произведении поднимаются проблемы отношения человека к окружающему миру, и не только к природе, но и к тому, что сам же человек создает.
Для героя страшным является равнодушное и циничное отношение взрослых и детей к куклам. Старшие не замечают, что творят их дети, а дети издеваются пусть и не над живым, но все же подобием человека, ребенка. И никому нет до этого дела, только Акимыч переживает до судорог.
Там, на войне, Акимыч много раз видел растерзанные взрывами тела людей, и теперь, в мирное время, изувеченная кукла для него как напоминание тех страшных картин. Поэтому, наверное, он и выбросить, спрятать эту куклу не смог, а решил похоронить.
3. Сравните рассказ Е. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского. Какое произведение (стихотворение или рассказ) оказало на вас более сильное впечатление? Почему?
В рассказе и в стихотворении кукла описывается как подобие живого человека, и кукол убивают дети. Но у Носова растерзанная кукла вызывает больше жалости, потому что появляется вопрос: что будет потом с ее мучителями, пожалеют ли они когда-нибудь о содеянном? А в стихотворении К. Случевского финал открыт, потому что есть надежда, что ребенок одумается, поднимет куклу, прижмет к себе, и она оживет.
Творческое задание
Как вы воспринимаете красоту окружающего вас мира? Может ли вас взволновать цветок, красота осеннего леса? Делаете ли вы что-либо, чтобы природа вашего города, села стала краше? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я не знаю, могу ли я воспринимать красоту окружающего мира, но точно могу сказать, что стал смотреть на мир по-другому после двух встреч. Первая встреча была зимой, я учился еще в пятом классе. Я сидел за партой у окна и смотрел на улицу, мы занимались на первом этаже, на небе было серо, на земле – бело. И вдруг я обратил внимание на тоненький стебелек, трепетавший на ветру, точно не куст. И меня это поразило: снежная гладь, а над ней качается сухая травинка. Она меня почему-то взволновала.
А вторая встреча была осенью. Мы с родителями поздно возвращались от бабушки. Я случайно поднял голову вверх и вдруг увидел на темном-темном небе белые плывущие облака. И улыбнулся. Я почему-то думал, что облаков ночью не бывает. Они так стремительно неслись, что я чуть не упал глядя вверх. Мне кажется, что я не забуду эту картину никогда.
Мы с классом участвуем во всех мероприятиях по уборке не только территории около школы, но и ближайшего парка. Мы садим деревья, поливаем цветы. Однажды даже ездили в лесной десант: убирались на поляне, где любят отдыхать горожане.
Стр. 185
2. Как вы понимаете конец рассказа? Почему тётя Оля отдала предпочтение макам? Какие литературные приёмы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков?
Тетя Оля посадила маков много, выходили они постепенно и распускались поочередно, как бы передавая эстафету живого пламени. Вот так и у людей: от человека к человеку, из поколения в поколение передается память о героях.
Цветение маков напоминало тете Оле о сыне, героически погибшем на войне: он протаранил в воздухе фашистский бомбардировщик, уничтожил врага ценой своей жизни. И кто-то остался жив, потому что не упали бомбы с немецкого самолета на русскую землю. В память о сыне тетя Оля стала садить большую клумбу маков.
Показывая красоту короткой, но яркой жизни маков, автор использует эпитеты: «трепетно-ярким огнём», «озорной, обжигающей яркостью», «густым багрянцем»; метафоры: «ковёр маков», «раскрывали свои огненные языки»; сравнения: «маки походили на зажжённые факелы», «лепестки, точно искры».
3. О чём этот рассказ Е. И. Носова и как можно объяснить его название?
Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя» – наглядный пример того, как человек должен жить, что помнить и замечать вокруг. Как маки у тети Оли поддерживали свое неугасающее пламя, так и люди должны поддерживать и передавать пламя души друг другу, помнить героев и видеть красоту и смысл даже в незначительном.
4. Нарисуйте клумбу, расскажите, какие цветы росли бы на вашей клумбе. Каким из них вы отдаёте предпочтение? Почему?
У моей бабушки на даче есть моя клумба. Она находится в дальнем углу участка. Там с самого детства мое пространство: есть качели, маленький домик, даже песочница была когда-то. Вот на ее месте теперь моя клумба. На ней живут только однолетние цветы. Когда бабушка заканчивает посадку цветников, все неиспользованные семена она отдает мне. Я их перемешиваю и высаживаю разными фигурами. А потом все лето до самых холодов любуюсь разноцветьем. Обычно это ноготки, календула, петунья, настурция, васильки. Моя клумба очень похоже на маленький кусочек цветущего луга.
Источник
Краткое содержание
Рассказчик любил «наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома». Там был омут, в котором река создавала «обратно – круговое течение», в результате чего происходило такое сильное бурление воды, что даже гуси не отваживались посещать это место.
Как-то раз рассказчик повстречал у омута старика Акимыча, который любил там рыбачить. Разговорившись, мужчины выяснили, что вместе воевали, «брали одни и те же белорусские и польские города». На фронте «ранило Акимыча бескровно, но тяжело»: он получил контузию. И даже теперь, спустя годы, при сильно волнении «он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой».
Однажды Акимыч встретил рассказчика в возбужденном состоянии. Он не мог объяснить причину своего волнения, и, взяв лопату в руки, куда-то поспешил. Рассказчик последовал за ним, и вскоре увидел изуродованную куклу, над которой жестоко поиздевались дети: «волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».
Старику, чья душа была истерзана войной, было тяжело смотреть на такое святотатство. Он никак не мог взять в толк, отчего дети так жестоки, ведь кукла – это подобие живого человека. Акимыч молча закопал куклу в ямке, словно похоронив ее, и с горечью сказал: «Всего не закопать…».
Читать онлайн «Кукла»
Евгений Носов
Кукла (сборник)
© Носов Е. И. , наследник, 2015
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015
Зимородок
У каждого рыболова есть на реке любимый уголок. Здесь он строит себе приваду. Забивает в дно реки у берега полукругом колья, оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова. Особенно когда рыбак обложит приваду зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.
Тут же, в трех-четырех шагах, на берегу сооружают укрытие от дождя – шалаш или землянку. Иные устраивают себе жилище с нарами, маленьким оконцем, с керосиновым фонариком под потолком. Здесь и проводят рыболовы свой отпуск.
Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь мы прорыбачили вместе. А наутро мой друг стал собираться к поезду. Укладывая рюкзак, он давал мне последние наставления:
– Не забывай о прикорме. Не будешь подкармливать рыбу – уйдет она. Потому и привадой называют, что к ней рыбу приваживают. На рассвете подсыпай жмышку. Он у меня в мешочке над нарами. Керосин для фонаря найдешь в погребе за шалашом. Молоко я брал у мельничихи. Вот тебе ключ от лодки. Ну, кажется, все. Ни хвоста, ни чешуи!
Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую лямкой кепку и вдруг взял меня за рукав:
– Да, чуть не забыл. Тут по соседству зимородок живет. Гнездо у него в обрыве, вон под тем кустом. Так ты, тово… Не обижай. Пока я рыбачил, привык ко мне. До того осмелел, что на удочки стал садиться.
. Дружно жили. Да и сам понимаешь: одному тут скучновато. И тебе он верным напарником в рыбалке будет. Мы с ним уже третий сезон знакомство ведем.
Я тепло пожал руку товарищу и пообещал продолжить дружбу с зимородком.
«А каков он, зимородок-то? – подумал я, когда приятель был уже далеко. – Как я его узнаю?» Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.
Но вскоре она сама объявилась. Я сидел у шалаша. Утренний клев окончился. Поплавки недвижно белели среди темно-зеленых лопухов кувшинок. Иногда разыгравшаяся мальва задевала поплавки, они вздрагивали, заставляли меня насторожиться. Но вскоре я понял, в чем дело, и совсем перестал следить за удочками. Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.
Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее мое удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя ее то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. И точно такая же птичка, отраженная в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.
Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.
Но пышный наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком …
Носов «Кукла» в сокращении
Рассказ «Кукла» Носов краткое содержание для читательского дневника:
В один день автор увидел Акимыча, идущего с лопатой, в странном волнении и испуге. Автор последовал за ним. Они пришли к дороге, на краю которой валялась изуродованная кукла. Кто-то выдавил ей глаза, испортил волосы, снял одежду, на теле было множество ожогов от сигарет.
Акимычу эта кукла напомнила об ужасах войны. Она хоть и не человек, но имеет человеческий облик, и ему не понять, откуда в детях столько злости и жестокости. Акимыч закопал куклу, будто живого человека, со словами: «Всего не закопать».
Зло не делится на маленькое и большое. Совершающий мелкую жестокость по отношению к неодушевленным предметам, сумеет причинить боль и страдания и живым. Родители должны учить детей доброте, кротости, понимаю и прощению.
Все люди на земле одинаковые — из одной плоти, с похожими чувствами и стремлениями, и нужно смотреть на окружающих с добром, а не воевать и уничтожать друг друга.
Главные мысли
Смысл рассказа отражён в эмоциональном монологе Акимыча, в который писатель вложил свою собственную позицию. Простым языком, но идущими от души словами герой высказывает всё, что чувствует. Из-за сильного волнения в его поведении проявляются отголоски контузии. Автор неслучайно добавляет своему персонажу эту черту: с её помощью он подчёркивает, насколько небезразлично для героя происходящее. В читательский дневник можно выписать некоторые цитаты из его монолога, являщиеся главными мыслями произведения:
- «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».
- «Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий».
- «Чему же ты научишь, какой красоте, если какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»
Но в конце, похоронив куклу, Акимыч произносит ещё одну фразу: «Всего не закопать…», смысл которой тоже очень важен. Можно похоронить одну куклу, но не закопать всего того зла, которое совершают люди повсюду из-за своего равнодушия и бессмысленной жестокости.
Интересно, что изначально автор хотел назвать своё произведение «Акимыч», но впоследствии изменил его, делая акцент на кукле и на плохих поступках людей, жертвой которых она стала, тогда как сам Акимыч — всего лишь наблюдатель этой неприятной и в чём-то даже трагической ситуации.
Во многом творчество Е. И. Носова перекликается с произведениями другого известного писателя, А. П. Платонова, и имеет главную мысль: нельзя оставаться равнодушным к жестокости, особенно если безнравственные поступки совершаются детьми или молодым поколением.
Похороны куклы
Акимыч рассказал, что когда он видит такое, то его даже колотит. А люди идут мимо равнодушно. Проходят семьи с детьми, и никто не обращает внимания на брошенных и изуродованных кукол. Акимыч уверен, что это от душевной чёрствости и слепоты.
Главный герой был не таким. Об этом рассказывает и краткое содержание. «Кукла» Носова учит читателя добру и неравнодушию. Акимыч взял лопату и наметил место, начал копать могилку. Копал он старательно и на совесть.
Кукла была ростом примерно метр, но яму главный герой выкопал побольше. Он принёс сена, опустил его в углубление, а уже сверху на него положил куклу. Сверху тоже присыпал её сеном. Он поправил на мученице одежду и начал закапывать. «Всего не закопать» — сказал Акимыч с болью. Скорее всего, он имел в виду человеческое равнодушее, черствость.
Рассказ учит добру и состраданию.
Рассказчик описывает некогда мощную реку: «…И денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».
Но прошло несколько лет. «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи… Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. Там, где когда-то крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый метляк, похожий на большую околевшую рыбину. Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:
— И даже удочек не разматывай! Не трави душу…» Кто такой Акимыч?
«Мы с Акимычем… воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города…
Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой».
Однажды, встретив его, рассказчик заметил признаки необычайного волнения. Что случилось?
Акимыч кивнул головой в сторону школы.
«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Акимыч сокрушенно глядит на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился.
— Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай… Езжу я… и вижу: то тут, то там — под забором ли, в мусорной куче — выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, — без головы или без обеих ног. Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Колотит меня всего. А люди идут мимо — каждый по своим делам, и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству… Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх…»
Акимыч несет куклу закапывать. Ведь это — подобие человека.
«Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс.
Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул… и проговорил с болью:
— Всего не закопать…»
На уроке учащиеся познакомятся с содержанием и проблематикой рассказа Е.И. Носова «Кукла», затронут нравственные вопросы бережного отношения в окружающему миру, ответственности за поступки перед собой, другими людьми и природой.
Тема: Из литературы XX века
Урок: Рассказ Е.И. Носова «Кукла»
Чему же ты научишь, какой красоте,
какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!
Е. Носов «Кукла».
Рассказ Е.И. Носова (рис. 1) «Кукла» повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.
Повествование в рассказе идет от первого лица.
Действие происходит в деревне, расположившейся на берегу живописной реки Сейм. Когда-то доводилось рассказчику бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. И вот автор вновь приезжает сюда. Его ужасают перемены в природе, произошедшие за несколько лет.
Река в прежние времена | Река через несколько лет |
«В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно — круговое течение».
«… и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом». |
«Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи».
«… там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкою». |
Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Что же произошло? Кто во всем виноват? Такими вопросами начинает задаваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.
Главный герой рассказа
Это Акимыч, местный перевозчик. Т. е. бывший, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе. С автором их связывает военное прошлое.
Рис. 1. Фото. Е.И. Носов ()
Здесь необходимо отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственно военные действия.
«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно — то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». Подобное воспоминание занимает в рассказе «Кукла» несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич».
Акимыч был тяжело ранен: контужен. Контузия или снарядный шок — это общее поражение организма вследствие воздействия воздушной, водяной или звуковой волны. Последствия контузии разнообразны — от временной утраты слуха, зрения, речи до тяжёлых нарушений психической деятельности.
Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно. В минуты сильного волнения, стресса, он теряет способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик Акимыча. Что же заставило сторожа так разволноваться? Объяснить Акимыч ничего не мог, но привел рассказчика к школьной ограде. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».
Картина действительно ужасная, тем более, оттого, что мы понимаем: это не просто случайно поломанная ребенком кукла. Она была изуродована намеренно и уже далеко не детьми.
Читая рассказ, испытываешь чувства страха и жалости. Ведь кукла так похожа на человека, что мы начинаем понимать: если кто-то так изуродовал куклу, то он также безжалостно поступит и с человеком.
Можно найти немало примеров того, что кукла для нас является отождествлением с человеком. В ваших учебниках по литературе вы можете найти стихотворение К. Случевского «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего».
Рис. 2. Фото. Кукла-оберег ()
Сейчас многие думают, что играть в куклы — занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов (рис. 2). Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.
Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. «На всю жизнь нагляделся я человечины», — признается он.
Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека Акимычу невыносимо. Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу: «А люди идут мимо — каждый по своим делам, — и ничего… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!… Эх!…».
В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека. Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью: «Всего не закопать», — с горечью произносит Акимыч. Действительно, спрятать, закопать, убрать с глаз — это ли решение проблемы?
Вывод.
Евгений Иванович Носов в своем рассказе пытается бороться не только с жестокостью, но и с равнодушием людей. Польский писатель Бруно Ясенский удивительно точно заметил: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
- Словари. Литературные термины и понятия ().
- Толковый словарь русского языка ().
- Е.И. Носов. Биография ().
Домашнее задание
- Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Кукла». Составьте план рассказа.
- Какой момент рассказа является кульминацией?
- Недавно вы писали сочинение на тему: «Нужны ли людям сочувствие и сострадание?». Можно ли рассказ Носова «Кукла» включить в рассуждение на эту тему?
Хватающая за душу и сжимающее сердце история изложена в кратком содержании рассказа «Кукла» для читательского дневника, который должен периодически читать каждый ребенок и взрослый.
Вариант 2
За основную тему рассказа Носова «Кукла» можно взять то, что автор показывает как живет простой деревенский человек, его нравственные принципы и отношение к тому, что его окружает. Автор показывает отношение к природе, к окружению и воспитанию детей, к взаимоотношениям между людьми.
Произведение начинается с воспоминаний автора о сеймских омутах, как он раньше любил навещать эти места, наблюдать за природой и рекой. Однажды застал автор там рыбака одного местного-Акимыча, у того всё никак не получалось никого поймать из-за плохих крючков. После этого долго не удавалось ему посетить родные края и кого всё же он приехал, то не узнал реку, заросла она сильно, появилось много травы и тины.
Даже Липину яму он не узнал, где раньше кружил водоворот сейчас черная местность, лишь один гусак на ней обитает. Автор рассказывает о своем товарище-Акиме, как воевали они с ним, и как ранило Акимыча сильно. Долго не виделись друзья и вот наконец-то встретились. Акимыч шел по дороге чем-то напуганный, был сам не свой и сначала даже не узнал автора. Они отправились по дороге в сторону школы, возле дороги они нашли куклу. Над ней кто-то очень сильно по глумился, выдавил глаза, на месте носа сделал дыру и снял одежду. Оба приятеля долго стояли молча и не могли понять, кто такое мог сделать, пока Акимыч не заговорил.
Он сказал, что уже не первый раз видит такие куклы и, что даже не смотря на то, что они всего лишь игрушки, но имеют человеческое обличье, поэтому уж больно ему всё это видеть, потому что напоминает ему это о войне. Он показывает злость к матерям и учителям, которые так же безразличны, ведь они не учат детей состраданию, те бегают вокруг и привыкают к такому оскорблению. Акимыч принимается копать могилу для куклы, приговаривая «всего не закопать».
Не смотря на небольшой размер произведения, довольно хорошо раскрыта тема равнодушия людей к окружающему. Акимыч, проявил себя как человека, просто потому, что он не смог пройти мимо обычной на первый взгляд куклы. Сам образ Акимыча вызывает некое сострадание, жалко видеть старика, который прошел войну, остался без дома, да и из-за контузии у него отнимается речь, поэтому ему сложно выразить свои мысли.
Вывод: добрые дети иногда выростают в холодных взрослых. Многое зависит от того, что пережил человек.
Оцените произведение:
- 4.03
Голосов: 284
Читать краткое содержание Кукла. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» по рассказу Носова «Кукла»
Цели урока:
Увидеть один и тот же предмет с разных позиций
сформулировать и обсудить главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе (потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; воспитание детей в семье);
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа художественного произведения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осознаёт трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в тексте художественного произведения.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.
Тип урока: урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: текст рассказа Е.Носова «Кукла», презентация, шесть шляп мышления: белая, красная, жёлтая, чёрная, зелёная и синяя и вопросы для обсуждения.
Работа со словарем Ожегова (на доске)
1. Глумиться-издеваться
2. Святотатство— поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого
3. Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
4. Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь
(из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)
Ход урока
В соответствии с ТРКМЧП урок состоит из 3 фаз: вызов, осмысление, рефлексия.
Фаза вызова:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьёзная, взрослая работа на уроке, и поэтому сначала мне захотелось отправиться воспоминаниями в детство…
Звучит композиция «Куда уходит детство»
Яна Тедеева читает наизусть стихотворение Л. Рубальской «Мы – куклы»
(держит куклу в руках)
Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите
И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется-
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде…
Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня?
Запишите на листах бумаги на ваших столах и прикрепите их к кластеру КУКЛА.
Прием «Кластер»
Обучающиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске.
Учитель: Но … сегодня мы поговорим о другой кукле, и разговор этот пройдет не в совсем обычной, но хорошо знакомой вам форме. А пока я попрошу вас:
погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животу, а теперь и начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?
Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному решению. Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов. В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина
Сегодня я предлагаю вам «поразмыслить в шести шляпах» над рассказом Е. И. Носова «Кукла».
Тему урока, ребята, мы откроем в конце урока. Обычно мы это делали либо сразу в начале, либо в середине урока. Сегодня это будет не совсем обычно для вас, ведь назовете вы ее сами- в конце урока.
Проверка Д/З.
Ранее мы работали с произведением Носова «Живое пламя», даже заучивали отрывки из него наизусть, дома вы прочитали рассказ Носова «Кукла». Прежде чем мы начнем работу в группах, предлагаю пройти интерактивный пликерс- опрос на знание текста рассказа «Кукла».
1)На какой реке происходит действие рассказа «Кукла»?
а) Волга б) Дон в) Сейма г)Терек
2) Почему Акимыч выбыл из войны?
а)ранило б) контузило в)сбежал г)выгнали
3) Имя рассказчика
а)Петрович б)Иваныч в) Кузьмич г)Фомич
4) Где была брошена кукла?
а) рядом с рекой б) рядом с детским садом в) рядом со школой г)рядом с домом
5)Какого цвета была одежда на кукле?
а) голубого б) желтого в) белого г)черного
Фаза осмысления
С домашним заданием вы справились, теперь переходим от фазы «Вызова» к фазе «Осмысления». Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп мышления
Спросить учащихся о роли каждой шляпы (пояснения для присутствующих на уроке гостей)
БЕЛАЯ ШЛЯПА(ассоциации)
— С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).
Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию).
В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить
— Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?
— Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Охарактеризуйте систему образов рассказа.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: (ваши ассоциации?), солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.
С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:
— Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Найдите положительные моменты.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации?) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду.
Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.
Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
— Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.
— Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места? В чем негативные стороны рассказа? Что здесь неправильно?
КРАСНАЯ ШЛЯПА: ( Ассоциации -?) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
— Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?
— Что я чувствую по поводу данной проблемы? Какие чуства вызвал сюжет? Герои произведения?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: (ассоциации -?) растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение. Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы, , в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
— Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?
— Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались события, если бы… Предложите свои варианты возможных решений.
СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?
— Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?
Объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного рассказа? Чего мы достигли? Чему научились?
В синей шляпе мы отстаиваем мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаемся на критику. Потому, что знаем, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. В синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.
Итак, на эту работу я даю вам от 5 до7 минут. Время пошло
Перед тем, как приступить к работе групп, предлагаю провести небольшую физминутку
Эмоциональная разрядка:
•нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшеб-ница
•улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
•устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
•отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.
После физминутки заслушиваются выступления всех групп
Фаза «Рефлексия»
Следующий этап- Беседа со всеми группами. Это своего рода «СИНЯЯ ШЛЯПА» Координация Итогов обсуждения
Что так взволновало Акимыча? (Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).
— А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то как вы относитесь к этому?
— Почему так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).
— Что более всего потрясает Акимыча в истории с куклой? («А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего…»).
Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?
А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего… Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!., Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное. Что может вынести детство из этих картин жизни? (равнодушие и безразличие)
— Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»)
— Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?
— Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже «Кукла». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
— Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать». (Зла много, в одиночку с ним не справиться)
— Кто борется со злом в рассказе ?
(Акимыч, автор)
Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа.
На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла, вполне походила!
Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьёзными вопросами. Вы вдумчивые читатели, умеющие понять авторский замысел. Что хотел донести до своего читателя автор произведения, какую мысль, о чем?
И как пожелание вам я прочитаю слова замечательного педагога Сухомлинского, который говорил:
« Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»
Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.
Остановитесь, люди!
Если ты слеп, если душа твоя глуха…
Да ведь облик-то человеческий…
Чужого горя не бывает.
Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти
Какими мы должны быть? (неравнодушными, милосердными). Я желаю вам добра, внимания и мира. Продолжите, пожалуйста, предложения.
Хорошая жизнь – это….
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить без…
На уроке я задумался о…
В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение
написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, пОднятые в рассказах Е.И. Носова» «Живое пламя», «Кукла»
Задание по желанию: Найдите реминисценции с рассказом Носова «Кукла» в литературе: подобрать лирическое или прозаическое произведение, в котором звучит эта же проблем
Каждый класс индивидуален по-своему. Поэтому я всегда имею задание на резерв, на тот случай, если мы закончим урок раньше, чем планировали, и у нас останется дополнительное время.
Резерв
Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов? Дайте письменный ответ на вопрос.
/data/files/f1559480607.mp3 (куда уходит детство)
/data/files/g1559480528.mp3 (аудио Куда уходит детство)
/data/files/e1559480085.pptx (Презентация к уроку по рассказу Носова «Кукла»)